«Анализ романа «Красное и чёрное» Стендаля. Анализ романа "красное и черное" стендаля

Основной персонаж «Красного и черного» – это человек по имени Жюльен Сорель, сын обычного мастера кузнечного дела. Субтильный, молчаливый и даже несколько женоподобный Жюльен, которого не особо жаловали в семье, мечтает подняться на вершину французского общества, доказать всем, что он не «выродок», показать свою ценность обществу. Он начинает учиться, преподавая в семинарии богословие и латынь.

В романе «Красное и черное» Стендаль показывает читателям возникший внутренний конфликт персонажа: либо остаться собой – безнадежным романтиком, живущим честно, а, следовательно, остаться бедняком, или же, прогибаться под вышестоящих по статусу людей, научиться пользоваться окружающими и извлекать из них выгоду, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.

Товарищи невзлюбили смышленого, честного, вольномыслящего и логичного Жюльена. Тот, в свою очередь, сначала не сообразил, что в семинарии здравому смыслу и рассуждениям совсем нет места. Чтобы получить одобрение, Жюльену следовало всего лишь быть пристрастным к богатству. Так же, Жюльен понимал, что не хочет быть священнослужителем, он мечтал быть военачальником, как Наполеон, хотел, чтобы о нем услышали и его заметили.

Эпоха, в которой жил Жюльен, буквально способствовала растлению человеческой души. Он так нуждался в любви и уважении значимых людей, что все-таки стал готов переступать через себя и других.

Вскоре его заметила дочь маркиза – Матильда, которая сначала просто хотела развеять скуку и играла главным героем. Заметив это, Жюльен стал отплачивать ей той же монетой, после чего, Матильда оценила гордость юноши и сильно полюбила его. Потом они решили пожениться, что повергло отца девушки, Маркиза, в полный шок. Но целеустремленная Матильда не отступала и добилась от отца, чтобы тот помог Жюльену получить достойный титул и звание. Отец девушки не переставал быть негативно настроенным, и решил навести о юноше справки. Он обратился с письмом к госпоже Де Реналь, которая, в свою очередь, тоже была неравнодушна к Жюльену и была очень обижена, что он оставил ее. Несомненно, хороших рекомендаций об этом юноше она не дала и настроила семью маркиза против бедного Жюльена Сореля, уверяя их в том, что он хочет обвенчаться с дочерью маркиза только из-за корысти.

Это поставило жирную точку в жизненно пути Сореля – по-настоящему любимая им женщина просто сломала его судьбу и разрушила все мечты. Только в конце романа, находясь в тюрьме, Жюльен ясно понимает, что его разрушительное стремление к честолюбию абсолютно ничтожно. Его казнят, его тело умерло, но душа все-таки одержала победу. Победу над самим собой: он все-таки осознал, что мир, казавшийся ему идеальным, совершенно не такой – он ничтожен и жалок.

Роман Стендаля «Красное и черное» — вершина французского реализма. Здесь и поразительная детализация, и подробно описанные политические, социальные и психологические реалии того времени. Однако герой романа — Жульен Сорель — принадлежит к романтическим героям, поэтому его бытие в типичных для эпохи обстоятельствах оборачивается трагедией.

«Красное и черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет читателей размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении произведения ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает многовариантность, которую каждый разрешает для себя сам. Прямые ассоциации появляются в первую очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором сочетались желание найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком, но одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми способами. Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный - это кровь, любовь, желание, черный - низменные побуждения, предательство. В своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев.

Красное и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.

Другая интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника. Герой метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и действительного его погубил.

Также сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя: кровь на земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего лишь обагрить землю кровью своей любовницы.

Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь, либо дать очернить себя.

О чем книга?

Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.

Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.

Образ главного героя

Жульен Сорель - сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Тематика и проблематика

В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Стендаль мыслил этими категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под впечатлением от этого зрелища. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство - то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу.

Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не находит: его ненавидят даже в семье. Неравенство ощущается всеми, поэтому одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям общества. Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»: автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства. Конфликт личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.

В чем смысл романа?

Сама история, заложенная в романе - это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был списан образ Сореля. В связи с этим еще очевиднее становится социальная проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора: сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к успеху. Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит, трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию. Настоящая победа личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.

Психологизм Стендаля

Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.

Жанровое своеобразие романа

Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками.

Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783-1842 гг.) принадлежал к первому этапу французского реализма. Его творчество — прямое связующее звено между Просвещением и реализмом XIX века. Печататься он начал в 1815 году, когда жил в Италии в качестве отставного офицера наполеоновской армии, и в двадцатые годы, вернувшись во Францию, опубликовал трактаты "О любви" (1822 г.), "Расин и Шекспир" (1823-1825 гг.), в которых ратовал за "истинный романтизм", то есть реализм. Стендаль — уникальный пример писателя, разработавшего творческую лабораторию еще до создания своих главных романов, которые последовали в тридцатые годы: "Красное и черное" (1830 г.), "Красное и белое, или Люсьен Левен" (1837 г.) — не завершен и при жизни не опубликован, "Пармская обитель" (1839 г.). Эти романы настолько обогнали свое время, что не были по достоинству оценены современниками, и история полностью подтвердила правоту Стендаля, считавшего, что признание придет к нему только в ХХ веке.

История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа "Красное и черное" . Подзаголовок романа — "Хроника XIX столетия", и это "хроника" прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний. Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин "хроника" подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах. Так, сын крестьянина Антуан Берте стал воспитателем детей состоятельного господина Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре ему пришлось покинуть это место, и в другом доме ему удалось стать женихом дочери дворянина. Когда отец невесты запросил рекомендации от его прежних хозяев, госпожа Мишу написала письмо, следствием которого стало изгнание Берте, за что он и выстрелил в свою прежнюю возлюбленную в церкви. Аналогичная история произошла с краснодеревщиком Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.

Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: "Правда, горькая правда". Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.

Очень показательно для реалистического романа XIX века начало "Красного и черного". Стендаль как будто не спешит ввести читателя в гущу изображаемых событий, сразу познакомить с героями романа. Неспешно, постепенно автор ткет основу реалистического повествования, сочетая общеизвестные географические, экономические факты с вымышленными. На карте Франции нет городка Верьер, где начинается действие романа, но неотразима его убедительность у Стендаля. На первой же странице автор рисует красоту окрестных мест, к которой слепы жители Верьера, зачумленного атмосферой мелкого барышничества. Никогда раньше предметом художественной литературы не становилось описание промышленного производства; Стендаль же называет источники доходов жителей городка: лесопилки, производство популярных тканей, "мюлузских набоек" и гвоздильная фабрика, принадлежащая мэру, г-ну де Реналю. Всей жизнью Верьера руководит один принцип — "приносить доход", и в этом городке чужим для всех кажется главный герой романа Жюльен Сорель.

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. В нем — романтически предельное развитие всех черт и качеств, но изображен он не как романтический герой. Эта концентрация природных способностей в образе Жюльена объяснена бытовыми, историческими и политическими обстоятельствами. У Стендаля, в отличие от романтиков, чисто аналитический подход к чувствам, и в образе Жюльена он показывает, какая огромная энергия была высвобождена в "низших" классах Французской революцией: "он был сделан из того же материала, что титаны 93 года". Все остальные герои смотрят на него как на потенциального революционера: г-жа де Реналь умоляет его не оставить в случае революции ее детей, чувство Матильды пробуждается вопросом "уж не Дантон ли это", и она мечтает играть при Жюльене роль г-жи Дантон в грядущей революции. И сам Жюльен ощущает в себе эти силы, его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Но действие романа разворачивается во Франции эпохи Реставрации; для человека с происхождением Жюльена возможности карьеры наполеоновских маршалов закрыты, и, остро ощущая несоответствие между своими способностями и своим положением, он решает проложить себе дорогу наверх любой ценой. Он верит, что один против всего враждебного мира он добьется высокого положения в обществе.

Честолюбие становится руководящей страстью Жюльена; само по себе честолюбие — качество, в котором проявляется живость, пыл души, но герой поставлен в такие условия, что честолюбие толкает его на низкие поступки. Презирая свое окружение, он заставляет себя поступать в угоду ему, выполняет все, что ожидают от него сильные мира сего: в семинарии он, неверующий, разыгрывает набожность, у маркиза де ла Моля он, республиканец, выполняет поручения ультрамонархической партии. День за днем он убивает в себе честность, великодушие и воспитывает те качества, которые необходимы, чтобы преуспеть в его мире, — эгоизм, лицемерие, недоверие к людям, умение подчинить их своим интересам. Вот основное противоречие в образе героя и основной психологический конфликт романа — борьба природного благородства с чертами, обусловленными временем, с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие.

Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.

Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие. Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.

По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.

Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне. Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ. Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.

История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа. В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.

Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: "Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль". Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией "всеведающего автора", при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.

Если у Стендаля рассказана карьера исключительного героя, не удавшаяся именно в силу его исключительности, то вклад Бальзака в "роман карьеры" в обращении к более типичным случаям, в более универсальной постановке проблемы.

Творческая работа

по литературе

«Тщеславие в романе Стендаля «Красное и Черное»


ученицы 10-Б класса,

гимназии №5


г. Мелитополь

"Роман - это зеркало, с которым идешь по

большой дороге. То оно отражает лазурь

небосвода, то грязные лужи и ухабы.

Идет человек, взвалив на себя это

зеркало..."

Стендаль "Красное и черное".

стендаль роман конфликт тщеславие

Как ни парадоксально, но один из наиболее выдающихся писателей ХIХ века, Стендаль (настоящее имя - Анри Бейль), при жизни никогда не был признан ни критиками, ни широким кругом читателей. Он написал великое множество произведений исторического, критического, художественного характера. Почти все они прошли практически незаметно для публики. Единственное, чего удостоились сочинения Стендаля - редкие и не самые благожелательные рецензии.

Однако если Стендаль не вызывал восторга у обывателей, то такие небезызвестные личности как Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Александр Пушкин, Иоганн Вольфганг Гете были верными почитателями его таланта.

Настоящая слава пришла к Стендалю посмертно, благодаря его другу и душеприказчику Ромену Коломбу, который в 1850-е годы полностью переиздал все написанное Стендалем: художественные произведения, журнальные статьи и переписку. После этого Анри Бейль прочно вошел в лигу классиков, а школа французских реалистов 50-х годов назвала его своим учителем. Спустя несколько лет его романы были переведены на множество языков.

В России талант Стендаля разглядели и оценили гораздо раньше, чем на его родине. Лев Толстой, Максим Горький не раз упоминали о своих приятных впечатлениях от прочтения произведений Стендаля. Особенно поразили Льва Николаевича военные сцены из романа «Пармская обитель». Пушкину больше всего приглянулся роман «Красное и черное».

«Красное и черное» - это роман из жизни в прямом смысле слова. В его основу лег напечатанный в газете случай из судебной хроники о молодом человеке, представителе наинизшего сословия, сыне плотника - вчерашнего крестьянина.

Молодой парень, желая сделать карьеру и стать состоятельным человеком, пошел работать гувернером в дом местного богача, но вскоре потерял место, так как стало известно о его любовной связи с женой работодателя. Дальнейшая жизнь молодого человека была полна неудач, несчастий и потерь, что и привело к самоубийству.

Эта история послужила началом сюжетной линии произведения, и благодаря гению Стендаля была углублена, расширена и усовершенствована, что позволило появиться на свет Жюльену Сорелю - неоднозначной и неординарной личности. Это были хроники того времени, собственно как и написано в подзаголовке книги - «Хроники ХIХ века». Стендаль создал «энциклопедию тщеславия», вся трагедия которой в самой трагичности тогдашнего общества.

В романе подняты непростые и глубокие темы. По сей день они актуальны и обсуждаемы. В нем есть извечное, одинаковое во все времена: тщеславие и любовь.

Главный герой романа - Жюльен Сорель - весьма честолюбив (в отличие от своих туповатых братьев). Несмотря на свое простое происхождение, он "жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почету, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почету и внешних знаков, почестей".

Жюльен умен, он восхищается Наполеоном и зачитывается его мемуарами, мечтает о его величии, силе духа, военных успехах. Его расстраивает, что в обществе нет ходу людям из простонародья, которые при Наполеоне могли добиться успеха благодаря личным качествам. Он живет в эпоху Реставрации, когда всем заправляют аристократы. Это - времена лицемерия, лжи и лести.

Сорель восхищается Наполеоном и с силой ненавидит хитроватого и необразованного плотника, отца, увальней-братьев, семейную лесопилку и все, что его окружает и делает таким непохожим на Наполеона.

Судьба преподносит юноше шанс реализовать свои амбиции: мэр города (местный богач) господин де Реналь берет его на должность гувернера для своих детей. По мнению Жюльена, это его шанс попасть в высшее общество, шанс достичь наполеоновской славы.

В душе у Жюльена бурлят нешуточные страсти, он одержим тщеславием особого рода - это «наполеоновский комплекс», суть которого заключается в стремлении человека претворить в жизнь любую свою идею или желание.

Амбиции Жюльена настолько захлестнули его, что их реализация стала для него вопросом жизни и смерти, для него не существует компромисса. Это его крест! Юноша проявляет чудовищную силу воли, чтобы быть достойным своего кумира. Жюльен панически боится упустить хотя бы малейший шанс на пути к самосовершенствованию и достижению своих целей. Это стремление и является основой, на которой построен сюжет романа.

С самых первых строк Стендаль подробно описывает душевные переживания главного героя, борьбу Добра и Зла в его сердце. Писатель показывает, с какой поразительной витиеватостью в душе героя переплелись противоположные качества. С одной стороны, юноша стремится к высокому, пытается соответствовать своему кумиру Наполеону, его благородству, чести, отваге, достоинству.

С другой стороны, способы, к которым прибегает честолюбец, вряд ли бы одобрил Наполеон: Жюльен пробивает себе дорогу лицемерием и хитростью. Он двуличен, обманывает недалеких провинциальных жителей, священников и аристократов. В его душе борется хорошее и плохое, «красное и черное». Ему свойственны благородные цели, порожденные добрыми порывами сердца - но и самая черная ненависть, тщеславное желание властвовать и порабощать толпу буржуа, незаслуженно оказавшихся богаче и знатнее его, Жюльена Сореля.

Именно таким девятнадцатилетним юношей, в душе которого бурлят нешуточные страсти, Жюльен и приходит работать в дом мэра. Ласковый и добрый прием госпожи де Реналь впервые в жизни пробуждает в молодом человеке симпатию к человеческому существу. Он покорен красотой этой женщины. Жюльен поражен: дама такого высокого положения общается с ним учтиво и с уважением.

Благородство и простота этой женщины пробуждают в душе Сореля самые высокие чувства. Однако пробуждение этих чувств еще больше подталкивает его идти к достижению своих целей путем лицемерия и ненависти, мерить людей той невысокой меркой, которую он избрал.

Словно злой демон подталкивает его к решительным действиям. «И вдруг ему пришла в голову дерзкая мысль - поцеловать у нее руку. Он тут же испугался этой мысли, но в следующее же мгновение сказал себе: "Это будет трусость с моей стороны, если я не совершу того, что может принести мне пользу и сбить немножко презрительное высокомерие, с каким, должно быть, относится эта прекрасная дама к бедному мастеровому, только что оставившему пилу".

Жюльен считает, что единственное достоинство и оружие, которым он обладает, - это его незаурядный ум и необыкновенная память. Бедность и простое происхождение обостряют его гордость и заостряют щепетильность в отношении своего человеческого достоинства.

Проходит время. Мадам де Реналь все больше увлекается выспренней натурой Жюльена Сореля. Стендаль показывает читателю любовь определенного сорта: «любовь-тщеславие», когда госпожа де Реналь, испытывая необыкновенный душевный подъем и счастье, принуждала свою служанку Элизу вновь и вновь рассказывать о том, как Жюльен отказался на ней жениться. Более того, мадам де Реналь под предлогом убедить гувернера жениться на служанке, отправляется к Жюльену чтобы самолично услышать отказ юноши, и еще больше потешить свое самолюбие.

Женщина начинает носить новые платья, более откровенные чем обычно. "Она была очень хорошо сложена, и такие наряды шли ей как нельзя лучше".

В то же время Жюльен, перечитав в очередной раз Наполеона, и заострив свое внимание на его суждение о женщинах, решает, "что он должен добиться, чтобы впредь эта ручка не отдергивалась, когда он ее коснется".

Жюльен настолько поглощен собственным стремлением к славе, что принимает его за силу воли и продолжает его лелеять, что в его понимании является «закалением духа». Он готов убить себя, лишь бы не сойти с намеченного «героического долга», который он сам себе и придумал. "Как только часы пробьют десять, я сделаю то, что обещал себе, - иначе иду к себе, и пулю в лоб".

Наконец он одерживает победу, которая не приносит ему никакого удовольствия. Он засыпает "мертвым сном, совершенно изможденный той борьбой, которую в течение целого дня вели в его сердце застенчивость и гордость".

Юноша убеждается в том, что жена мэра в него влюблена. В его душе сначала пробуждается далеко не любовь: "...если я не хочу потерять уважение к самому себе, я должен стать ее возлюбленным... Я еще потому должен добиться успеха у этой женщины, - продолжало нашептывать Жюльену его мелкое тщеславие, - что, если потом кому-нибудь вздумается попрекнуть меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что меня на это толкнула любовь".

Сорель идет к намеченной цели в соответствии с собственными представлениями об отношениях мужчины с женщиной, построенных на наполеоновском марш-рывке и кавалерийской атаке. Едва ли не приказным тоном сообщает госпоже де Реналь, что ждет ее в своей комнате в два часа ночи.

В то же время ожидание назначенного часа делает юношу совершенно несчастным - он не хочет этой встречи и этой интрижки, но когда наступает назначенного время он берет себя в руки и решает: "...я могу быть невеждой и грубияном, как оно, конечно, и полагается крестьянскому сыну, но я, по крайней мере, докажу что я не ничтожество".

Только со временем, поработив госпожу де Реналь, Жюльен начинает по настоящему влюбляться в женщину, но "любовь его в значительной мере все еще питалась тщеславием: его радовало, что он, нищий, ничтожное презренное существо, обладает такой красивой женщиной". Ее ответная страсть "сладостно льстила его самолюбию".

В течение всего романа Стендаль открывает все больше и больше видов тщеславия. Он показывает «тщеславие-самолюбие», разновидностей которого великое множество, ведь у каждого человека собственное самолюбие.

Судьба преподносит юноше новое испытание: он случайно становится свидетелем того, как Агдский епископ (по возрасту священник ненамного старше Жюльена), репетирует перед зеркалом свою встречу с верующими. Во время богослужения этот молодой епископ ухитряется казаться благородным и умудренным опытом старцем.

Жюльен делает вывод, что «всего можно добиться умением и хитростью", и совсем необязательно честно и праведно на протяжении многих лет служить в церкви. Так автор открывает новое тщеславие - способность создавать образ мудрого и святого старца, истинного слугу божьего.

Следующий этап на пути в высший свет к политикам, министрам, знати и епископам - это семинария. В семинарии Жюльен ведет борьбу своего тщеславия с тщеславием трехсот семинаристов, которые стремятся его погубить, ненавидят и пытаются свергнуть. Жюльен считает семинаристов низкими людьми, которые мечтают только о том, чтобы вдоволь поесть и с помощью лживых наставлений и проповедей обобрать свою паству. Такие мелкие цели и недостойное тщеславие противно «высоким» идеалам Сореля.

Стендаль раскрывает устои общества того времени - это мир подлых и низких людей. На их фоне он и показывает Жюльена Сореля, который своей гордостью и самолюбием бросает вызов всему этому миру. Выжить Жульену помогает исключительно ум и вера в собственную значимость.

Новое тщеславие, которое открывается читателем - тщеславие, которым одержим патрон Жюльена маркиз де Ла-Моль. Его тщеславие кроется в утонченной вежливости и предельной учтивости. Он мечтает стать министром (эта его мечта все-таки осуществляется), а также жениться на дочери герцога де Реца. Прямое доказательство охватившего его тщеславия - голубая лента через плечо. Маркиз ненавидит низкие классы, от этой ненависти питается его тщеславие и толкает его на участие в роялистском заговоре, суть которого - утвердить власть короля, вернуть все привилегии и преимущества родовой аристократии, отстранить буржуазию от власти. Жюльен также принимает участие в этом заговоре.

Тщеславие охватывало и дочь маркиза де Ла-Моль Матильду, она была одержима «родовым тщеславием». Его суть заключалась вот в чем: она была названа Матильдой-Маргаритой в честь королевы Марго, у которой был любовник Бонифас де Ла-Моль - предок семьи маркиза. Бонифас был осужден за заговоры и обезглавлен на Гревской площаде 30 апреля 1574 года. Голову Бонифаса выкупила его возлюбленная - королева Марго - и лично похоронила. Узнав историю семьи, Матильда стала ежегодно носить траур по Бонифасу де Ла-Моль.

Влюбленность Матильды в Сореля также продиктована тщеславием - она делает ее необычной. Жюльен - представитель черни, но в то же время необычайно горд и умен, и совершенно не похож на ту безликую толпу аристократов, которые ее окружают. Она часто размышляет о вероятных последствиях буржуазной революции и того, что будет с ее аристократическим окружением: "...какую роль придется тогда играть Круазенуа и моему брату? Она уже предопределена заранее: величественная покорность судьбе. Это будут героические бараны, которые дадут перерезать себя без малейшего сопротивления. А мой маленький Жюльен, если у него будет хоть какая-нибудь надежда спастись, всадит пулю в лоб первому якобинцу, который явится его арестовать". Это тешит ее самолюбие, и она стремится одержать победу над сердцем Жюльена.

И вот - новое тщеславие, которое заключается в любви Матильды к Жюльену Сорелю, оно основано на его нелюбви к ней. Эти отношения становятся борьбой тщеславий Матильды и Жюльена. Матильда то пылает любовью к молодому человеку, то - руководствуясь мыслями о том, что почти королевского происхождения, и этот «первый встречный простолюдин» не достоин ее - отталкивает его с холодной презрительностью. Жюльена же на эти отношения толкает опасение прослыть "в ее глазах презреннейшим трусом", чего никак не может позволить его самолюбие и гордость.

В эти отношения вплетается тщеславие русского князя Коразова, который весьма обеспокоен соответствию каждого представителя своего пола понятию «настоящего мужчины». Он советуют Сорелю ухаживать за вдовой маршал де Фервак на глазах у Матильды. И это уже новый уровень борьбы - это битва мужского и женского самолюбия и тщеславия. Победа за Жюльеном, который невероятно горд собой, так как Матильда сама предлагает жениться на ней. Это вынуждает ее отца обеспокоится достойным положением в обществе для жениха дочери, и он отправляет Жюльена служить в элитный полк. Тщеславие Сореля ликует - его стремления исполняются.

И тут в дело вмешивается судьба: маркиз де Ла-Моль получает уличительное письмо от бывшей возлюбленной Сореля госпожи де Реналь. Это письмо рушит все планы Жюльена. Он едет в свой городок дабы разобраться с мадам де Реналь. Разворачивается извечная борьба в душе человека, борьба «красного и черного». «Красное» - чувства, настоящее, истинное - побеждает: он убивает бывшую возлюбленную. В этот раз «черное» - тщеславие - уступило, позволив Жюльену поступить как живой и чувствующий человек, а не холодная и расчетливая машина по достижению власти. Едва ли не впервые в жизни Сорель совершил необдуманный поступок - он дал волю чувствам, он не обдумал и не рассчитал свой поступок и лично сломал собственноручно построенную лестницу на пути к успеху.

Даже в этот переломный момент, когда ее жених Жюльен находится в тюрьме и ждет исполнения приговора (его должны обезглавить), Матильда находит способ потешить свое тщеславие. Она проводит параллель между ее родовой историей о любви королевы Марго и Бонифаса де Ла-Моля и своей собственной, и решает спасти Сореля. Она мечтает об этом, мечтает о том, как все будут восхищаться ее поступком, силой ее любви и теми невероятными жертвами, которые она для этого принесет, как люди будут пересказывать ее историю десятилетиями, а она сама станет легендой для своих потомков.

Наступает день казни, палач исполняет приговор и Матильда, чувствуя себя королевой Марго, забирает голову Жюльена, целует ее и хоронит в пещере. Потом выйдя в толпу народа, она в знак своей любви разбрасывает тысячи монет. Тщеславие Матильды ликует - она все-таки нашла способ остаться в памяти людей надолго.

В конце романа Жюльену Сорелю наконец-то открывается истина. Перед лицом смерти он все видит по-другому, его тщеславие отступает - уже нет смысла в борьбе и бороться уже не за что. Сорель понимает, что все это время любил мадам де Реналь, и что все то, к чему его толкало тщеславие, было ошибкой. Он ясно осознает, что с гораздо большим удовольствием посвятил бы свою жизнь любви к госпоже де Реналь. Жюльен осмыслил, что в тщеславии нет ничего хорошего и оно отобрало единственное ценное, что было в его жизни - любовь к женщине и мгновения счастья с ней.

Описание жизни Жюльена Сореля и есть самая настоящая энциклопедия тщеславия. Именно поэтому роман Стендаля всегда будет актуален, ведь изменилась эпоха, но люди не поменялись, изменились формы тщеславия - но оно осталось.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В судьбе главного героя, Жюльена Сореля, автор отражает типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации.

Время Наполеона — время подвигов и свершений, взлетов и падений. Реставрация — погружение в обыденную жизнь, где нет мести героям. Писатель мастерски воссоздает подробности жизни провинции и столицы, но главное — анализ внутреннего мира персонажа, его психология.

Поклонник Наполеона, выходец из простонародья пытается найти достойное применение своим способностям. Он хотел бы дерзать и сражаться. Но в новых условиях пробиваться к верши нам означает лицемерить, изворачиваться, приспосабливаться. И самое ужасное — предавать любовь.

В конце романа, перед казнью, герой осознает ничтожество своих честолюбивых планов. Так физическая гибель оборачивается нравственной победой Жюльена Сореля. Он побеждает прежде всего свои собственные заблуждения. Юный идеалист и мечтатель вначале пытается приспособиться всеобщей трусости, цинизму и раболепию, но в конце своей короткой жизни понимает, как ничтожен тот мир, который казался ему блистательным.

Красное и черное — это два противостоящих начала, которые борются в душе героя. Любовь и гордыня, правда и лицемерие, тяготение к нежности и жажда успеха — эта борьба приводит юного Сореля к краху.

Таково время, когда приходится прокладывать себе путь не шпагой, как Бонапарт, а притворством.

Это эпоха, растлевающая душу. Героя снедает честолюбие, он стремится доказать миру, что он «вылеплен из того же теста, из какого сделаны великие люди». Еще больше, чем всех окружающих, он хочет убедить в своем величии и высоком предназначении и себя самого. Для этого он готов перешагивать через других.

Вот и Матильда де Ла-Моль для него прежде всего богатая наследница, аристократка и только потом — юная красавица, духовно превосходящая свое пошлое окружение.

О родственности этих двух натур говорит свойственное им обоим отвращение к своему измельчавшему веку и тоска по прошлому духовному величию.

Не зря образцом для подражания девушка выбрала королеву Марго, бросившую вызов обществу и сохранившую отрубленную голову своего любовника де Ла-Моля.

Жюльен для дочери маркиза — личность, по своей незаурядности сопоставимая с любовником королевы Марго. Он для нее — величественный гений среди окружающих лицемерных ничтожеств. Скука стала хронической болезнью столетия. Нет вдохновляющего начала, нет поприща, где можно проявить свои лучшие качества и романтические порывы.

Тайный союз с секретарем отца для Матильды — не только проявление любви, это еще и вызов, брошенный обществу: «нечто величественное и дерзновенное». Девушка настроена романтически, ею владеет жажда непокорности всему общепринятому. Ее натура жаждет страстей, чего-то театрального, приподнятого, возвышенного.

Ее подчеркнутое высокомерие в общении с Жюльеном уступает место столь же подчеркнутой покорности. Гордая маркиза начинает играть роль служанки своего повелителя, которого она едва замечала, когда он появился в доме ее отца.

Рискуя своим именем и переступая через понятие аристократической чести, когда-то «надменная до дерзости» Матильда находит своеобразное наслаждение в том, что приносит в жертву свою молодость, богатство, титул.

Общество после героических времен бонапартизма погружается в болото рассудочности, лицемерия, приспособленчества. И только отдельные личности смеют рисковать — но проигрывают: «Так чувствовали только в героические времена».