Как развивать речь ребенка с рождения? Развитие речи ребенка до года. Упражнения и игры

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха.

Уже до года вы можете слышать от ребенка первые "пап" и "мама". К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком - пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее - стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

Представляю вашему вниманию серию конспектов занятий для детей от 1 до 3 лет имеющих проблемы в речевом развитии. Это могут быть детки безречевые, а так же с ЗРР. Сами занятия представлены в 5 лексических темах, которые в дальнейшем будут расширяться.

Цель занятий: Побудить ребенка к звукоподражанию, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. Умение выполнять различные задания взрослого. Регуляция внимания и памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Дикие животные

  1. Развитие мелкой моторики

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

* * *

Мальчик с пальчик. Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается

с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил. Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются - кланяются

  1. Развитие речи «Дикие животные»

Показываем картинки с изображением диких животных. Говорим, что они живут в лесу. Говорим о том, кто чем питается: лиса и волк охотятся на зайчика, мишка собирает мед, а зайка любит морковку, ежик – грибочки и яблочки, а белочка – орешки.

Материал: карточки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, ёжа, белки.

  1. Упражнения для языка

Ежик собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Мишка слизывает мед лапой. Сказать, что мишка очень любит мед. Он даже ест его лапой. И не дотрагиваясь язычком до ладошки, имитировать, как мишка слизывает мед.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

Волк скалит зубы. (упражнение «заборчик»). Губы в улыбке, показываем сомкнутые зубки.

  1. Звукоподражание в стихах

Воет волк в лесу – УУУ-УУУУ!

Кушать хочется ему.

Надоело волка слушать,

Надо дать ему покушать.

Ежик фыркает – ФЫР-ФЫР,

В мышеловке видит сыр.

Мышеловка так опасна,

Мышка к ней бежит напрасно.

Мишка по лесу идет,

То рычит он, то ревет:

Р-Р-Р, дайте хоть конфету!

Есть у каждой пчелки мед,

А у мишки нету.

Лисичка тявкает – ТЯВ-ТЯВ!

Откуда взялся здесь удав?

Удав ответил на вопрос:

Из зоопарка я приполз.

  1. Развитие общей моторики

Выполняем вместе с ребенком движения. Побуждаем повторять за вами слова.

Ходит мишка косолапый (Идем широко расставив ноги)

У него кривые лапы

Без тропинки, без дорожек (идем в полу приседе).

Катится колючий ёжик.

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Домашние животные

  1. Игры на развитие эмоционального общения

Здороваемся с Петрушкой. Отработка слов: привет-привет, хлоп-хлоп, ля-ля-ля, дай.

  1. Пальчиковая гимнастика «Про кошку»

Подставляй ладошку, расскажу тебе про кошку

Вот – кулак, а вот – ладошка. (отрабатываем кулак-ладошка)

На ладошку села кошка!

И крадется потихоньку 2 раза (пальцы передвигаются по -руке к подмышке)

Видно, мышка там живет!

Мама (или кто-то) мышку ту найдет (можно слегка пощекотать)

3. Логопедический массаж (необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Использую методику О.А.Новиковской) упражнения:

  • «Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на.. Б-Б-Б.. Движения пальцев вправо, влево.
  • Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.

Упражнения для языка

  • «Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
  • «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки... та-та-та...

5. Артикуляционная гимнастика

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата:

- развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т.д.);

Развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).

На развитие артикуляционной моторики используют следующие упражнения в игровой ситуации:

- «удерживание губ в улыбке» - передние верхние и нижние зубы обнажены;

- «вытягивание губ вперёд трубочкой»; «чередование положений губ: в улыбке – трубочкой»;

- «язык широкий, язык узкий»; «киска лакает молочко»; «погреемся на солнышке»; «вкусное варенье»; «покашляем»; «почистим зубки»;«почистим щётку»;«сделаем конфетку»;«поднимем язычок»;«качели».

6. Развитие общей моторики – свободные упражнения

7. Развитие речи

Основная цель – вызывание звукоподражания + словарь

«Бобик»

Вот наш бобик,

Славный пес – гав, гав! (Хлопаем в ладоши 2 раза)

Белый лобик, черный нос – гав, гав! (Показываем на лоб, нос, хлопаем)

Бобик, бобик, лапку дай – гав, гав!

Сядь на коврик и не лай! (Указательный палец – к губам)

Кошечка мяукает,

Деточек баюкает.

Колыбель качает,

МЯУ напевает.

Кошка во дворе гуляет.

Мышка плошку подчищает,

Крошки набирая в лапки,

ПИ – пищит – объедки сладки!

Собачка лает – АВ-АВ-АВ,

Цепь с меня снимите

И побегать на часок

С другом отпустите.

Ржет лошадка – И-ГО-ГО!

Что случилось? – НИЧЕГО!

Просто кончился овес,

А хозяин не принес.

Овечка блеет – БЕ-БЕ-БЕ!

Завью колечко я себе,

Потом пойду на улицу,

Пусть мною все любуются!

МУУУУ – коровушка мычит

Мягкими губами.

А теленочек молчит,

Он прижался к маме.

Мекает коза – МЕ-МЕ!

Наточу я рожки,

На прогулку в лес пойду

Смело по дорожке.

Хрюкает свинья – ХРЮ-ХРЮ -

Толстому сыночку:

– Пятачок после еды

Вытирай платочком!

Собачка лает: АВ-АВ-АВ!

Я дом ваш стерегу.

И пост покинуть свой сейчас

Никак я не могу.

8. Развитие фонематического слуха и восприятия

Игра «Кто сказал мяу»

Когда услышишь слово «мяу» - хлопни в ладоши. (гав-гав, хрю-хрю, му-му, мяу-мяу и т.д.)

Игра «Услишишь-покажи»

У наших животных заболело горлышко, они стали говорить очень тихо. Как услышишь, покажи, кто подал голос.

9. Речевая гимнастика «Кошка»

Рассматриваем картинку «Кошка».

Учу произносить слова: Вот, кошка, лапки, ушки, глазки и т.д.

Вот сидит кошка,

И глядит в окошко

Вот ее ушки, прямо на макушке (рассказать, что такое и где находится «макушка»

Вот ее лобик, вот ее носик

Во ее ротик, хвостик и животик,

Вот ее усики – маленькие кустики,

Вот ее лапки и острые царапки.

10. Отрабатываем предлоги: НА, ПОД.

Берем игрушку кошку и кладем ее на кровать. Спрашиваем ребенка:-Где кошка? (даже если ребенок не говорит). Делаем паузу и сами отвечаем: - Кошка НА кровати (НА полу, НА стуле, НА ладошке и т.д.). Затем кладем кошку ПОД кровать и проделываем тоже самое.

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Игрушки



  1. Игра-приветствие:

Здравствуй, солнце золотое! (Руками изображаем лучи солнца).

Здравствуй, небо голубое! (Руками изображаем плывущие облака)

Здравствуй, вольный ветерок! (Раскачиваем руками вправо и влево)

Здравствуй, маленький дружок! (Обнимаем своих малышей)

И обязательно друг другу улыбнуться!

  1. Игра на физическое развитие.

Материал: кегли или кубики, выложенные на расстоянии друг от друга (как дорожка).

Возле двух лесных дорог, прямо на опушке,

Есть волшебный городок где живут игрушки.

Дружно, весело живут, и танцуют и поют,

Не скучают, не ревут.

Мы найдем игрушки тут (показываем в сторону ширмы, за которой спрятаны игрушки).

Чтоб игрушки нам найти, надо кегли (кубики) обойти.

Ребенок обходит кегли и смотрит на игрушки.

  1. Называем знакомые игрушки

Разложить перед ребенком знакомые игрушки: машинку, кубики, мячик, куклу и т.д. просим показать определенную игрушку, побуждаем произносить название игрушек.

  1. Артикуляционная гимнастика

- «Трубочка-улыбка»

- «Заборчик»

- «Покусаем язычок»

- «Подразнимся»

- «Качели»

- «Часики»

- «Лопаточка»

Игра-развлечение «Спрячь игрушку» Дети с помощью взрослого выполняют действия с игрушкой. Просим выполнить действия по инструкции.

Положи мячик на стол

Спрячь под стол

Достань из под стола

Положи маленький мячик в коробку (сумку)

Спрячь за спину

Побуждать ребенка повторять за взрослым.

  1. «Игрушки разговаривают» (или поют)

Пропеваем гласные звуки – Аааа, Ооооо, Ууууу, Иииии, Эээээ

Показываем игрушки и просим показать, как игрушки издают звуки. Это будет способствовать артикуляции гласных и согласованию звуков.

Мишка: О! О! О!

Кукла: А!А!А!

Лошадка: И!И!И!

Корова: МУ! Цыпленок: Пи!Пи!

Машина: БИ!БИ! Паровоз: ТУ!ТУ! Дудочка:ДУ!ДУ!

Молоточек:ТУК!ТУК!

  1. Игра «Один-много»

Учим понимать и называть предметы в единственном и множественном числе. Отрабатываем этот навык.

Взрослый кладет перед ребенком игрушки в следующем порядке:

Одна машинка-несколько машинок в стороне

Одна кукла-несколько кукол и т.д.

Просим ребенка: « Покажи, где машинка, а где машинки и т.д.»

  1. Развитие дыхания. Игра «футбол»

Катаем из ваты шарик. Делаем ворота и пытаемся сильной воздушной струей загнать «мячик» в ворота.

Учим при этом не надувать щеки, а губы вытягивать трубочкой.

  1. Развитие мелкой моторики. Игра «Сделаем кукле бусы». В мисочке кладем перед ребенком бусины разной величины и толстую нить. Задача-нанизать бусы на нить.
  1. Игра «Большой-маленький»

Высыпать перед ребенком большие и маленькие мячи. Дать задание разложить в корзинки или тазики большие – в одну корзину, маленькие-в другую. Побуждать ребенка произносить слова: большой, маленький.

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: ОВОЩИ



  1. Развитие речи (показываем ребенку картинки с изображением овощей).

ЛУК, КАПУСТА, МОРКОВЬ, КАРТОФЕЛЬ, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ.

Покажи, где лук? Где морковь и т.д. Покажи, что любит кушать зайчик? Правильно, морковь.

А знаешь, где растут овощи? Овощи растут на огороде. (Показать картинку «Огород». Пусть ребенок покажет, какие овощи он там нашел).

А что можно сделать из овощей? Отрабатываем произнесение слов: СУП, САЛАТ, СОК. Давай сварим суп (можно взять настоящую кастрюлю и складывать туда овощи). Что мы кладем в суп? (картошку, лук, морковь и т.д.). Помешиваем суп (круговые движения кистью руки), пробуем на вкус (изображаем, как будем пробовать суп), солим и т.д.

  1. Развитие памяти, внимания «Что изменилось?»

А давай теперь поиграем в прятки.

Кладем перед ребенком картинки с овощами (3-4 максимум) и просим запомнить что где лежит, затем просим закрыть глазки и меняем овощи местами или убираем один из овощей. Скажи, что изменилось? Или какой овощ спрятался?

Посмотри –ка, а это капуста. Зайка тоже любит ее кушать. Давай вместе произнесем это слово –КА-ПУС-ТА.

  1. Пальчиковая гимнастика

Еще для нашего супа не хватает капусты. Но чтобы положить ее в суп, ее надо порубить.

«Мы капусту рубим. рубим».
Мы капусту рубим, рубим.
(ручками показываем как мы рубим капусту)
Мы морковку трём, трем
(ручками показываем как мы трем морковку))
Мы капусту солим солим..
(пальчики щепоткой - солим)
Мы капусту мнем, мнем (ручками «мнем»

Капусту).

  1. Упражнения для губ и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до « пяти-шести »).

Толстячки-худышки. Изобразить, овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты «толстячки»;

лук, чеснок, стручок гороха и

другие - «худышки».

7. Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»

8. Психогимнастика. В огороде

Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.

Мы лопатки взяли, Семена рядами

Грядки раскопали. Дружно мы сажали.

Грабли в руки взяли, А потом водою

Грядки разровняли. Теплой поливали.

9. Игра «Кати - называй»

Игра с мячом. Садимся друг напротив друга. Взрослый катит мяч и говорит: «У меня помидор». «А у тебя?». Ребенок ловит мяч и говорит «А у меня лук» и т.д.

Домашнее задание:

  1. Показать настоящие овощи, пусть ребенок подержит их в руках. Побуждать ребенка к называнию овощей.
  2. Слепить из пластилина несколько овощей: огурец, помидор, морковку.

Обратить внимание ребенка на форму овощей. Объяснить, что помидор круглой формы, а морковка и огурчик – вытянутой.

  1. Прочитать стихотворение с движениями и мимикой по содержанию стихотворения.

ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,

  1. Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку - с капустой,

Мышонку - с картошкой,

Мышонку - с морковкой,

Мышонку - с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

  1. В гостях у куклы (или у мишки)

Рассадить перед ребенком игрушки. Сказать: «Игрушки пришли к тебе в гости, давай их угощать. Предложить угостить их чаем, побуждаем ребенка отвечать на вопросы: «Кого ты угостил чаем?» (Собачку). Из чего пьет чай собачка? (из чашки) и т.д.

  1. Развитие речи

Уточняем знания ребенка на тему – посуда. Показываем карточки (а дома с мамой можно рассмотреть настоящую посуду, поговорить о том, для чего что нужно. Побуждать к произнесению названий посуды.

Карточки: кастрюля, сковорода, вилка, ложка, чайник, чашка, Рассматриваем каждую картинку, отмечаем характерные особенности каждого предмета посуды и побуждаем ребенка их называть.

  1. Игры на развитие памяти, внимания, мышления

Используя предметные картинки или кукольную посуду поиграть с ребенком в игры «Что исчезло?», «Что прибавилось?» или «Что изменилось». Кладем перед ребенком 3-4 картинки с посудой, просим закрыть глаза, и убираем или меняем их местами. Просим ребенка показать, что изменилось?

  1. Игра «Повторюшка»

Взрослый берет любой предмет посуды и ставит его на стол перед ребенком. При этом проговаривает: «Я поставила НА СТОЛ тарелку. Маша, что я сделала?». Потом то же самое сделать с чашкой, кастрюлей и т.д. Побуждать ребенка к проговариванию слов за взрослым.

  1. Учим ребенка в различении величины. Дидактическая игра. Даем ребенку для сравнения кастрюлю и чашку. Говорим: «Кастрюля большая, а чашка маленькая». Затем можно взять для сравнения другую посуду.
  1. Артикуляционная гимнастика «Чашечка»

Предложить малышу превратить язычок в чашечку. Для этого края широкого языка мы загибаем, получается язычок в форме «чашки».

Так же можно выполнять простое всеми любимое упражнение «Почистим тарелочку». Будем чистить язычком! Пусть ребенок как котенок облизывает тарелку с любимым лакомством.

  1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже

Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали -

Так мы маме помогали.

  1. Дидактическая игра «Сахарница разбилась» (чашка, тарелка)

Собираем из нескольких разрезных картинок сахарницу. Можно распечатать или купить разрезные картинки с посудой, разрезать их на 4-6 частей и попросить ребенка собрать их.


Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.), дом и квартира ("дом", "дверь", "замок", "лестница", "комната" и т.д.), мебель ("стол", "стул", "диван", "кровать" и т.д.), овощи и фрукты ("капуста", "картошка", "морковка", "апельсин", "банан", "яблоко" и т.д.), домашние животные и их детеныши ("корова/теленок", "лошадь/жеребенок", "свинья/поросенок" и т.д.), дикие животные ("волк", "лиса", "заяц" и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка ("идет", "сидит", "стоит", "бежит", "прыгает" и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди ("читает", "пишет", "стирает" и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов ("желтый", "красный", "синий", "зеленый" и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний ("сладкий", "соленый", "холодный", "горячий", "больно", "вкусно" и т.д.), названия некоторых понятий ("большой", "маленький"; "много", "мало" и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Елена Янушко,
специалист по раннему развитию



Обсуждение

Главное - это разговаривать со своим ребенком часто, причем разговаривать правильно (не сюсюкаться и не коверкать слова), а также можно включать обучающие видеозанятия (мы, например, постоянно смотрели видео Логошкола Дома)

Комментировать статью "Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься"

В новом году для детей я придумала ещё больше развлечений и образовательных программ, на этих 2 -х часовых занятиях ваш ребенок получит знания в таких направлениях как: математика, развитие речи, окружающий мир, разовьет свои сенсорные навыки...

Если ребенку 3 года,а развитие на 1,5 лет как с ним заниматься? Дома сами,с помощью спец. догоните.У нас при возрасте 3 ,9 г. было четко 3 года,хотя должно было быть уже больше на 4 г. Комплексные развивающие занятия для детей 2 -6 лет.

Обсуждение

************************
Чем мы занимаемся:

Физическое развитие (по Доману и Федотову): велосипед, мяч, дартс, прыжки (на диване в отсутствие бабушки:)), а летом был батут), турник, простейшие футбол и теннис (привязываем шарик к люстре и стучим по нему руками, палками), длинные пешие прогулки с пробежками и проходами по бордюру, иногда (редко) зарядка и массаж, упражнения на гимнастическом мяче

Артикуляционная гимнастика

Музыка простейшая (слушаем детские песенки, редко классика; поем много оба без музыки и караоке; играем на металлофоне детские песенки и гитаре - мама, ритм на барабане, мечтаем о синтезаторе)

Искусство(смотрим картины, разговариваем, обсуждаем - но я совершенный профан в этом:(; рисование, лепка, аппликация, конструирование из кубиков-кирпичиков. Я чередую занятия под названием "Мама предлагает, что будем рисовать" и "Саша выбирает сам", интересно, что раньше были полные абстракции, а теперь он ЗАРАНЕЕ предлагает тему и придерживается ее - Ура!)

Дидактические игры (книжки Карапуза, паззлы, мозаика, Никитинские игры, Геометрик (гвоздики в дощечке, на них натягиваем резиночки). Первые у нас идут очень хорошо, а вот все остальное, мне самой, честно, не очень интересно)
Презентации (много разных, накачанных с интеренета, я в свое время все рр yahoo groups перетряхнула на предмет презентаций, теперь пользуемся)

Мультфильмы (у нас их тоже ОЧЕНЬ МНОГО, с www.arjlover.ru, так что я часто их подбираю по принципу: "На прогулке увидели белочку, сейчас про нее посмотрим?", иногда соглашается, иногда требует свох любимых бременских, или леопольда, или Стафика и Спажетку:))

Аудиосказки

Игры Монтессори (по сенсорике и практическая жизнь)

Мелкая моторика (пальчиковые игры, щнуровка, складываем из палочек, игрушки из киндер-сюрпризов, любим бусы нанизывать - рябина, шиповник, лепим)

Математика (по Марии Дружковой, "Игралочка" Петерсон, читали Кубарика и ТОматика, сейчас начали Житомирский, Шеврин "Геометрия для малышей")

Шахматы (Сухин, история в книжке скучная, а вот игр там много очень хороших)

Физика (простейшая, конечно:) Игры с водой по Даниловой много - растим похоже гидродинамика, как родители:))) Сикорук "Физика для малышей" только-только начали)

Биология (больше зоология, конечно, наблюдаем в природе и зоопарке, энциклопедий много читаем и комплексные занятия по ним устраиваем - я ниже в конференции писала)

География (детская карта мира, стихи Усачева)

Ролевые игры (у нас сейчас почему-то по животным в загоне, а вот игры в строителя, парикмахера, доктора и т.д. наоборот хорошо пошли)

Хочу ввести:

Логику (у меня книга Береславского есть, я долго о ней мечтала:), но там мало заданий, вообще собираюсь прикупить или сама делать всякие задания на развитие логики, памяти, воображения)

Кубики Зайцева, ленту Зайцева

Основы наук (Астрономия, история - повесить ленту времени, Химия)

Искусство (надо ввести хоть какую систему просмотра картин)

География и история (хочу разработать систему комплексных занятий по странам и эпохам)

Диафильмы

Что читаем:

Давайте, я вам скину свои списки, что вообще можно читать в нашем возрасте, ладно?

Книги для 2-леток

"Буратино (для малышей в картинках)".
"Лягушка-путешественница"
Александрова «Домовенок Кузька»
Андерсен Дюймовочка, гадкий утенок
Балинт "Гном Гномыч и Изюмка"
Бианки сборник "Мышонок Пик"
Биссет "Забытый день рожденья"
Блайтон "Знаменитый утенок Тим", "Приключение Нодди"
Винни-Пух
Воронкова "Маша-растеряша"
Гримм Бременские музыканты
Доктор Сьюз "Слон Хортон"
Карлсон
Крюкова "Автомобильчик Бип"
Лебедева "Как Маша поссорилась с подушкой "
Левин "Стихи" (Глупая лошадь - название книги)
Лобату "Орден Желтого Дятла"
Маяковский детские
Мошковская "Какие бывают подарки"
Муми-тролля
Муур "Крошка Енот"
Остер "Котенок Гав", "Про мартышку, попугая, слоненка и удава"
Перро
Поттер "Сказки кошки Табиты", "Сказки крольчихи Флопси"
Прейсн Про козленка, который умел считать до десяти
Приключения Пифа
Приключения Рикики
Пройслер
Прокофьева "Машины сказки"
Пушкин
рассказы о животных
Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»
Румянцева И.Г., Баллод И.Я.Про маленького поросенка Плюха. По мотивам сказок Э. Аттли
Самойлов, Давид Слоненок пошел учиться
Сказки дядюшки Римуса
Стихи Новеллы Матвеевой, Барто, Михалкова, Маршака, Заходера, Чуковского, Левина, Хармса, Юнны Мориц, Токмаковой, Тувима, Саши Черного
Токмакова "Аля, Кляксич, буква А"
Усачев Букварик, Звукарик, Шкатулка
Успенский "Все о крокодиле Гене и Чебурашке"
Цыферов "Сказки старинного города"
Чарушин
Чижиков "Петя и Потап"

От двух до пяти

Аксаков С.Т. Аленький цветочек

Александрова Т.И. Кузька

Андерсен Х.К. Дюймовочка

Бажов П.П. Серебряное копытце

Барто А.Л. Игрушки

Берестов В.Д. Стихи

Бианки В.В. Рассказы и сказки о животных

Блайтон Э. Знаменитый утенок Тим

Гримм Сказки

Жуковский В.А. Стихи для детей

Ершов "Конек Горбунок"

Заходер Б.В. Стихи и переводы

Козлов С.Г. Стихи и сказки

Кондратьев А.Н. Стихи

Левин Глупая лошадь

Линдгрен "Малыш и Карлсон", "Пеппи Длинныйчулок", "Приключения Эмиля из Ленненберги"

Лунин В.В. Стихи и переводы

Мамин-Сибиряк Д.Н. Алёнушкины сказки; Серая шейка

Маршак С.Я. Стихи и переводы

Маяковский В.В. Стихи «для детков»

Михалков С. Стихи

Мориц Ю.П. Стихи для детей

Носов "Незнайка и его друзья", рассказы

Остер "Котенок по имени "Гав", сказки про Мартышку, Слоненка и Удава

Перро Ш. Сказки

Поттер "Ухти-Тухти", "Флопси, Мопси и Ватный хвост"

Пушкин А.С. Сказки

Сапгир Г.В. Стихи

Сеф Р.С. Стихи и переводы

Сладков Н.И. Рассказы и сказки о природе

Собакин Тим. Стихи и сказки

Сутеев В.Г. Сказки

Сьюз "Сказки"

Токмакова "Карусель"

Толстой А.Н. Приключения Буратино

Толстой Л.Н. Рассказы и сказки из "Азбуки"

Ушинский "Сказки"

Успенский "Крокодил Гена и его друзья"

Хармс "Стихи"

Чаплина В.В. Рассказы о зверях

Чарушин "про Топку и про всех"

Черный Саша. Стихи

Чуковский К.И. Сказки, стихи, переводы

Направления для поиска:

Развитие крупной моторики (спорт и танцы): велосипед, спорткомплекс, мячи-шары и т.д.
-развитие мелкой моторики: рисование (пальцами и кисточками, пластилином по картону), лепка (кроме пластилина: тесто, глина, гипс), аппликации (учимся работать ножницами), игры и манипуляции по Монтесори, конструкторы по разным принципам, манипуляции разными инструментами
-развитие речи: пополнение словарного запаса, очень хорошо в комплексе - с танцами, народными потешками и прибаутками, поем песни, ролевые игры
-навыки самообслуживания
-окружающий мир: растения, животные, неживая природа, времена года, календарь и проч.
-счет, понятие количества

В принципе, любое "детское дело" сразу сочетает несколько направлений: перебирая фасоль: считаем, тренируем моторику, набираем слова, делаем узор=рисуем, убирая на место, вспоминаем про самообслуживание и т.д.

Как раз про то, чем заниматься с детьми от 2 до 5 лет. Причем она дает всякие методики не только на развитие ребенка, но и на плана занятий у нас нет. ребенок сам выбирает и предлагает по настроению во что он хочет играть. нам 2 с половиной года и вот наши занятия...

Обсуждение

Могу порекомендовать семинар хорошего педагога для родителей и детей. Он достаточно дорогой, но стоит того. Как раз про то, чем заниматься с детьми от 2 до 5 лет. Причем она дает всякие методики не только на развитие ребенка, но и на укрепление отношений. Например, учит как писать семейную сказку, которая может с годами меняться, дополняться и длиться вечно. Как и семейное счастье:) Если заинтересует - пишите мне на мейл, я дам телефоны. Как раз в середине апреля будет такой семинар.

01.04.2005 20:02:51, бойдечка

Спасибо!!!
Столько всего интересного... Буду разбираться:)))

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Эти книжки до сих пор попадаются на книжной ярмарке,хотя изданы лет 5 назад, они недорогие, дешевле раза в 2 - 3, чем энциклопедии.

Обсуждение

А что вы хотели от кружка, чего ожидали? Я тоже прошла через это, то ли уровень подобных студий в нашем городе низкий, то ли требования у меня повышенные;) Я могу много и обстоятьно писать что именно меня не устраивает:) Сейчас я просто отношение к таким занятиям изменила, просто мои цели: общение и работа ребенка в коллективе, психологическая подготовка к садику, веселое времепровождение для сына и надежда, что его все-таки заинтересует творчество (рисование, лепка) - что насмотриться на других, может проникнится.
А развитием, адекватным моему ребенку, мы и дома занимаемся. Правда я человек спонтанный и занимаемся мы не по планам, хотя я их пыталась несколько раз писать, но все равно заставить себя следовать рсписанию не могу;)
А тематические наработки безусловно интересны, всегда можно найти что-то новое для себя, просто другой подход. И интересны методы приподнесения новой или старой, но более углубленной, информации.
Вообще, такая инициатива похвальна, главное начать, тогда многи - надеюсь - подхватят и чем-то поделяться.

Мне больше нравится подход Марии Д.- плясать от интересов ребенка. Т.е. все эти знания нужны, не вопрос. Вопрос - как создать контекст, в котором ребенку будет интересно активно это, или что-то другое изучать. Вот абсолютно все, что вы перечислили мы проходили в виде карточек или по тематическим книжкам. Т.е., чтобы выучить названия головных уборов, предметов обихода и архитектурных форм достаточно просто их перечислять.
Сложнее для меня углублять знания, позволять ребенку самому из обрабатывать, т.к. с карточками метод уже накатанный и простой, но пассивный. Сейчас вот думаю для подобных "общих занятий" брать интерес к резанью-клеенью (моему 2 и 3). Думаю, более глубокий уровень знаний можно достичь, через коллажи. Не знаю интересы вашего ребенка, но, используя любовь к аппликациям можно делать генеалогическое дерево, коллажи на разные времена года, изучать количества и цвет, последовательности и симметрию, можно делать коллаж о маме и о папе.... т.е. это интерес, внутри которого возможности чему научить неограничены, а обучение будет уже более активным и более интересным для двухлетки.
(Только более неудобным для мамы:) мне пока так не хочется постоянно подмитать кусочки бумаги, оттирать клей и самого ребенка:)

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. У меня как раз старшая дочь (второй ребенок) стремилась "в люди" и потому ходила на занятия с 4 лет.

Обсуждение

Старший сын ходил в садик, но он такой общительный и подвижный, ему там нравилось, дома без детей скучал. Младшему в конце осени будет три, и он совсем другой ребёнок, любит самостоятельную игру, на детских площадках с детьми играет редко, больше наблюдает со стороны, поэтому о садике у нас нет даже мыслей. Но я организовала детские встречи на дому, встречаемся раз в неделю, иногда чаще. На этих тематических встречах поём, танцуем, играем в подвижные, ролевые и другие игры, даём какую-то информацию, проводим опыты, театр.
Тут много и от взглядов родителей зависит, я сама не люблю рутину и однообразие, поэтому постоянно что-то устраиваю, дети, на мой взгляд, довольны.

Не ходили и не собираемся (ну разве что рядом с домом где-нибудь откроют вальдорфский сад). А выражение "сидеть дома" неприменимо ни ко мне, ни к моим детям.
Имхо, ребенка надо не только и не столько учить общаться со сверстниками, сколько просто жить в семье, правильно понимая социальные роли каждого из ее членов. Мне кажется, что став взрослыми для них это будет важнее, чем приобретенный опыт коммунального питания, сна и сидения на горшке... Хотя допускаю, что случаются дети, которым ДС зачем-нибудь нужен.

"Интеллектуальная мастерская" – задания для детей от 3 до 6 лет на развитие внимания, геометрического мышления, памяти. Я говорю о занятиях по развитию мышления, речи, по обучению чтению, математике.

Обсуждение

Поясните, пожалуйста.
У вас разновозрастная группа? т.е. все эти дети разного возраста от 3, 6 до 5 лет в одной группе?

Чем именно намерены заниматься воспитатели? Что-то конкретное (развитие речи, чтение, математика) или…?

Пособия нужны одинаковые для такого возрастного диапазона?
Для домашней работы, т.е. каждому экземпляр?

Обсуждение

Очень дорого. Центр детского творчества "Севастополец" - занятия 4 раза в неделю по 3 часа (4 урока) - 450 руб. в месяц. Включает - математику, чтение, психолога, бальные танцы, хореаграфия, физ-ра, обществознание, английский язык, французский, русский, ИЗО и т. д. Кабинетная система. Каждый предмет ведет свой преподаватель, дом. задания.
Обычные занятия, кот. 2 раза в неделю по 2 часа (не в комплексе) - БЕСПЛАТНО.
Аргус. Те же занятия 2 раза в нед. по 2 часа - 100 руб.

08.09.2003 19:10:12, АМ

Спасибо большое, прикинула еще про Школу волшебников - там вроде за те же деньги в 2,5 раза больше занятий. :-)
А те, что нам предлагают - в суперском детском саду Белые Крылья, рядом с Королевым. Но пожалуй что дорого, с учетом такси к тому ж...

детские центры в Коньково. Раздел: Развитие, обучение (занятия с детьми от 3 лет м. коньково). Подскажите, куда, на какие занятия, кружки можно поводить 4-х летнего ребенка в р-не м. Коньково, Теплый стан?

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Раздел: Развитие, обучение (игры для полугодовалого ребенка). Занятия с полугодовалым ребенком.

Обсуждение

Можно показывать разные гримасы, пусть повторяет. Дуть (карикатурно набирать воздух, раздувать щеки и с шумом выдыхать). Всякие ладушки и сороки-вороны очень полезны. Еще с шести месяцев можно начинать массаж губ, чтобы потом было поменьше проблем с речью. Давать играть с водой, чтобы в нее были погружены только кисти (вроде бы тоже для речевого развития, хотя смысла не понимаю). Давать разные предметы разных размеров, нашить на какую-нибудь игрушку или подушку много пуговиц и колечек разного размера. Давать дергать веревочки и тянуть ниточки. Учить листать книги (на о-очень толстой бумаге). Давать много разных тряпочек или мешочков с разными наполнителями. Играть в прятки -- подвижные, если уже ползает, или просто накрывать лицо тряпочкой, если еще сидит на месте. Давать пинать ножками мягкую подушку или мяч. Качать на мяче. Давать колючий резиновый шарик. Научить подтягиваться на турничке в кроватке. Можно кубики Зайцева вертеть.

(1)На коленях у мамы, все движения она выполняет руками ребенка.
(2)Малыш сидит напротив, мама корректирует.
(3)Ребенок выполняет движения самостоятельно.
На 1 ритм (1)
Едем- едем на лошадке
По дорожке гладкой- гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
Гав-гав!
Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест.
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква!)

Подбрасывать ребенка на коленях с разной амплитудой, покачивая в стороны на ухабах, в конце уронить. Лучше напевать.
Поехали с орехами на бочке, на бочке (2)
По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высо-о-окую горку,
В ямку бух!

Затащить малыша на колени, потом скинуть. Лучше напевать.
Пришел медведь к броду, (2)
Влез на колоду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду…
Бултых в воду!

На 2 ритма
Гуси и лебеди летают по-разному, гуси машут крыльями с большой амплитудой, лебеди – круговыми движениями, а комарики зудят и мелко вибрируют. Игра развивает дикцию, помогает ребенку связать речь с действиями.

Гуси летели, гуси летели, (гуси га-га-га) (1)
Лебеди летели, лебеди летели,
Комарики полетели: з-з-з!

Другой вариант: (2)
Дарики-дарики, хлопаем в ладоши
Летели комарики,
З-з-з! Сложили пальцы рук в щепоть
Вились, вились, Обе руки совершают круговые движения
Вились, вились,
В НОСИК вцепились! «комарики» вцепляются в носик
(Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.)

Кулачки стучат по полу. На строчку «заиграли локотки» локти стучат по коленкам. На последнюю строчку ручки над головой изображают домик. Вся потешка говорится нараспев.
Ай, туки-туки-туки, (1)
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли локотки.
Тук-ток, тук-ток,
Скоро выстроим домок.

Сначала малыш хлопает в ладоши, потом стучит ладошками по полу, потом топает.
Хлоп! Раз, еще раз
Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
Хлопай, хлопай, хлопай!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Топай, топай, топай!

Чередовать медленный и быстрый ритм, подбрасывая малыша на коленях, или, если ребенок уже ходит, ходить с ним и бегать.
Едут, гонят семеро на конях, (2)
Быстро гонят семеро на конях.
Едут, гонят семеро на конях,
Еще быстрей гонят семеро на конях.

Сначала медленно покачивать всем телом, вытянув руки в стороны, потом быстро и энергично махать руками. Во все «птичьи игры» хорошо играть во время прогулки.
Лунь плывет, лунь плывет, (1)
Галки летят, галки летят.
Вариант текста, более понятный современным детям:
Рыба плывет, рыба плывет,
Птицы летят, птицы летят.

На 2 ритма
Покачивать малыша в такт потешке, или водить хоровод, покачиваясь, сбегаясь к центру и разбегаясь.
Дует ветер (3)
На всем белом свете,
Такой большой ветер
На всем белом свете.
Полезно научить малыша дуть на свечку или на легкий предмет, подвешенный на нитке.

На 3 ритма
Дедушкины часы тик-так, тик-так. (басом) (1)
Медленные махи руками в стороны.
Матушкины часы тики-тики, тики-так. (тенором)
Хлопаем в такт ладошками по животу.
А мои, мои часы тик-тик-тик-тик-тик! (фальцетом)
Быстро-быстро хлопаем в ладошки.

Другой вариант:
Тики – так, тики-так, хлопать по-очереди руками по боками (3)
Так часики стучат.
Туки – так, туки -так, руки перед собой, кулаки сжаты, «велосипед»
Так колеса стучат.
Токи – ток, токи -ток, кулаки стучат по полу
Так стучит молоток.
Туки – ток, туки- ток, ножки топают по полу
Так стучит каблучок.

На 3 ритма
Можно держать малыша на коленях и покачивать, а если малыш уже ходит, то идти с ним сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Обычно детям нравится, если при этом мама держит ребенка за обе руки, и идет вместе с ним.
Ехал пан, ехал пан, (1)
Ехал шагом, шагом, шагом.
Ехал пан, ехал пан,
Ехал рысью, рысью, рысью.
Ехал пан, ехал пан,
Ехал махом, махом, махом.

Кулачки перед животом крутятся друг вокруг друга, потом стучат по полу одновременно, потом – один кулачок стучит по другому. С ребенком постарше можно повторить все то же самое с мизинчиками.
Вьюшки-вьюшки, вьюшки вью. (1)
Колотушки колочу,
Заколачиваю,
Приколачиваю.

Другой вариант:
Вьюшки-вьюшки-перевьюшки, (1)
Тимберлим сидит в кадушке,
А я его по макушке
Бац-бац-бац!

На 1 ритм (для рук)
Утки, утки, утки (2)
Плавали, плавали.
Реки встали,
Озера замерзли,
Некуда уткам сесть.
Утки полетели-полетели,
На головку сели.

На 3 ритма
Малыш крутит руками, показывая, как крутится мельница, и дует как ветер. Потом показывает, какие большие мешки, а потом хлопает ладошками с переворотом, изображая пирожки. Ритм постепенно ускоряется.
Мельница, мельница мелет муку. (3)
Дует – дует ветер сильней.
Быстрее мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Еще быстрей мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Намололи мы муки
Огромные мешки.
Из муки, из муки
Напекли мы пирожки.
Из муки, из муки
Напекли мы пирожки.
Ладушки-ладушки,
Напекли оладушки.

Ай-тата-тата-тата! Руки изображают решето, (4)
Пожалуйте решета! Обе руки ходят вверх-вниз,
Муки просейте,
Пирожки затейте, Рука об руку «лепит пирожки»,
Гречневой каши Руки гладят животик.
Для доченьки нашей!

Полезно чередовать сидячие и ходячие игры.
Хоровод-1. (2)
Три веселых братца гуляли по двору,
Три веселых братца затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими чик-чик-чик.
Хлопали ладошками

Полистайте Серзов "Ваш ребёнок". У них классно разложены по полочкам детские забавы. Посетите "Раннее развитие - сайт Лены Даниловой". Там масса полезных и чрезвычайно интересных советов.
Подробнее писать не хочу - времени в обрез.
Счастливо!

Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста . Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.

Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи дошкольника

Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:

  1. 3-4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3-4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
  2. 4-5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
  3. 5-6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
  4. 6-7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера.

Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша. Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.

Занятия для развития речи дошкольников: игра

Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи . Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:

  • формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
  • помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
  • корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.

С ребенком лучше всего осуществлять занятия в игровой форме.

Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:

Игры с разными словами

Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.

«Выбираем прилагательные»

Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» - рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» - томат, мак, роза, яблоко и т.д.

«Кто что делает»

Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.

«Объект и его действия»

Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» - птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.

Игры на тему: «На что похоже»

Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.

«Буквы и цифры»

Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.

«Дорисуй картинку»

Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.

«Аргументируй»

Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5-7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций.

Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.

Игра на тему: «Кто откуда»

Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы - плавники и т.д.

Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.

Игра на тему «Лавина слов»

«В корзину я положил…»

Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.

Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.

«Бесконечная история»

Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности , но и сохранения смысла предложения . Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово - цветок. Один ребенок придумывает начало истории - вырос цветок. Другой ребенок продолжает - на поляне вырос цветок. Третий малыш - на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.

Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер. Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.

Малыш также учится грамотно произносить слова и четко ставить в них ударения.

Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.

Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки

Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки . Родители первоначально должны малышу прочитать скороговорку медленно и выговаривая четко каждый звук. Далее предложите проговорить ее вместе с вами, а потом попросите рассказать скороговорку самостоятельно. Не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Превратите ваше занятие в увлекательную игру, чтобы ребенку хотелось много раз повторять скороговорку. Останавливайте свой выбор на простых, коротких и несложных в произношении скороговорках.

Например: У нашего мишки в мешке большие шишки или Серая кошка сидит на окошке. Через время можно учить более усложненные в произношении скороговорки.

Кроме этого, для развития речи чаще читайте ребенку детские стихи и загадки, которые расширяют его кругозор, помогают развивать мышление, внимание, память.

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики

Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом. У детей с различными дефектами речи дыхание аритмичное и поверхностное. Логопеды рекомендуют родителям выполнять с ребенком систематически несложную дыхательную гимнастику , которая будет способствовать формированию длительного выдоха и как следствие, правильному развитию речи.

Например, можно выполнить упражнение «Снегопад» . Для этого нужно скатать из ваты маленькие комочки и положить их ребенку на ладонь. Далее предложите малышу сдуть вату с ладошки, как снежинку. Затем поместите комочек ваты ребенку под нос и попросите его подуть вверх.

Для развития правильного дыхания замечательно подойдет упражнение «Буря в стакане» . Для его выполнения приготовьте стакан с водой и трубочку для коктейлей. Ребенок должен поместить один конец трубочки по центру широкой части языка, а другой конец - в стакан с водой. Потом малыш начинает дуть через трубочку, делая настоящую бурю. Родители должны контролировать данный процесс, чтобы щеки у ребенка не надувались, а губы находились в неподвижном состоянии.

Следует отметить, что автором дыхательной гимнастики является известный педагог и вокалист А.Н. Стрельникова. Ее авторская методика не только восстанавливает дыхание, но и положительно влияет на функционирование всех систем организма.

Для развития речи дошкольников также популярна артикуляционная гимнастика, направленная на основной мышечный орган речи - язык . Гимнастика для языка просто необходима, так как способствует формированию правильного звукопроизношения . Ведь дефекты звукопроизношения нарушают эмоционально-психическое равновесие ребенка, а также отрицательно влияют на полноценное общение со сверстниками.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом , чтобы ребенок видел движения собственного языка. Длительность занятия не должна быть больше 10 минут в день . При этом не предлагайте ребенку сразу выполнить большое количество упражнений. Для одного занятия подойдет 2-3 упражнения . Не расстраивайтесь, если у ребенка не получилось повторить за вами упражнение. Будьте спокойны, последовательны и терпеливы с малышом и у него обязательно все получится. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме . Положительные эмоции от занятия помогут ребенку быстрее освоить новые упражнения.

Логопеды и педагоги для развития речи у дошкольников используют пальчиковую гимнастику , способствующую активному развитию мелкой моторики рук и , соответственно, речи у ребенка. Суть данной гимнастики заключается в том, что ребенок с родителями проговаривает небольшие стихи, сопровождая их определенными движениями пальчиков . Данные упражнения важны для ребенка, так как улучшают согласованную работу речевых центров, способствуют развитию внимания, памяти и воображения, а также усиливают гибкость пальцев.

Таким образом, современная логопедия и педагогика предлагают родителям богатый выбор разнообразных занятий для развития речи дошкольников. Систематически играйте с ребенком, не критикуйте его за неправильные ответы и обязательно поддерживайте на эмоциональном уровне.