Э григ биография. Краткая биография эдварда грига

Эдвард Григ был рожден летом 1843 года в Норвегии. Его прадедушка был купцом, а родители были обеспеченными людьми. Мама Эдварда умела играть на фортепиано и петь, она давала концерты, на которых играла произведения известных классиков. Она с четырех лет занималась с ребенком музыкой. В 12 лет мальчик сочинил первое музыкальное произведение.

После того, как Эдвард окончил школу, он поступил в консерваторию в Германии. С первым учителем у пианиста были разногласия, поэтому он перевелся в другой класс. Композитор ходил слушать музыку своих современников. Во время обучения молодой человек сочинял музыку. Эдвард окончил консерваторию в 1862 году, все его оценки были отличными, профессора были довольны его прогрессом. Потом молодой человек дал первый в своей карьере концерт, он прошел в Швеции.

На следующий год Эдвард поехал в Копенгаген, где завел много новых знакомств. Он писал музыкальные произведения. Они определили характер последующих сочинений композитора.

Потом Эдвард основал общество. Оно было создано для того, чтобы публика могла послушать произведения композиторов из Скандинавии. Пианист очень плодотворно работал, он выступал дирижером, исполнителем, автором. В этот период своего творчества пианист написал много произведений.

Композитор со своей двоюродной сестрой решили пожениться зимой 1864 года, вскоре была свадьба. Его жена была певицей, пара занималась совместным творчеством.

Пара поехала в Осло. Этот период можно охарактеризовать расцветом творчества пианиста. Композитор стал известен по всему миру.

Вскоре у Эдварда с женой родилась дочь, но она тяжело заболела и умерла. Жена отдалялась от композитора и замыкалась в себе. Музыкант часто ездил в Европу с концертами. Незадолго до смерти Эдвард напечатал автобиографию.

Пианист скончался осенью 1907 года.

3, 4, 5, 6, 7 класс для детей краткая биография

Биография Эдварда Грига о главном

Эдвард Григ был рожден в лето 1843 года. Уроки музыки в детстве ему давала его мама. Потом он учился в консерватории, которая находилась в Лейпциге. У музыканта была стажировка в Копенгагене, где он был представлен Г. Х. Андерсену. Его творчество вдохновило композитора, и тот написал несколько произведений на стихи поэта.

Пианист продвигал национальную музыку. В его произведениях можно часто услышать народные мотивы.

Композитор поехал в Осло в 1866 году. Там он сочинял произведения на стихи Бьёрнса. Пианист был настолько впечатлен сочинениями поэта, что даже написал оперу.

Музыкант вел активную общественную жизнь. Он был одним из основателей музыкального общества, а также первой норвежской музыкальной академии. Пианист сочинил музыкальное произведение, которое в народе называли гимном Норвегии. Благодаря своему таланту, композитор заслужил всенародное признание.

Эдвард женился на Нине Хагеруп летом 1867 года. Она была певицей. Эдвард с женой много ездили по Европе с выступлениями.

Вскоре музыкант уехал в родной город, где написал произведение, которое стало самым известным из всех его сочинений. Именно после него пианист ста известен по всему миру.

Эдвард был во многих городах Европы в 1907 году, он собирался еще в Англию, но вдруг пианисту стало плохо, и он лег в больницу.

Талантливый композитор скончался осенью в 1907 году. Вся страна тогда была в трауре и оплакивала свою потерю. Произведения музыканта по сей день пользуются популярностью и исполняются по всему миру. А дом пианиста стал музеем, рядом с усадьбой стоит теперь его статуя.

3, 4, 5, 6, 7 класс очень краткая биография

Интересные факты и даты из жизни

Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. В 1898 году Григ организовал первый в Бергене фестиваль норвежской музыки, который проводится и поныне.


Основное внимание Григ уделял песням и романсам, которых опубликовал более 600. Ещё около двадцати его пьес изданы посмертно. Вокальные сочинения Грига написаны на слова датских и норвежских, иногда немецких поэтов. Дед композитора, Джон Григ, унаследовавший эту должность, играл в бергенском оркестре и женился на дочери его главного дирижёра Нильса Хаслунна.

В возрасте двенадцати лет Григ написал своё первое произведение для фортепиано. Через три года, после окончания общей школы, по настоятельному совету «норвежского Паганини» - известного норвежского скрипача Оле Булла, Григ поступил на обучение в Лейпцигскую консерваторию. Шуман с тех пор всегда оставался любимым композитором Грига, и его ранние произведения, в частности соната для фортепиано (1865), хранят следы влияния Шумана.

В этих ранних произведениях заметно влияние любимых Григом классиков: Шумана, Шуберта, Мендельсона. В 1862 году Григ окончил консерваторию с отличными оценками. Однако о своем учителе композиции Морице Гауптмане Григ говорил так: «Он олицетворял для меня всякую противоположность схоластике». Окончив консерваторию, Григ пожелал работать на родине и вернулся в Берген.

В Копенгагене Григ сблизился с группой единомышленников, воодушевлённых идеей создания нового национального искусства. В общении с ним окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Норвежские народные мотивы занимают все больше и больше места в его творчестве. На Рождество 1864 года Григ сделал ей предложение, и в июле 1867 года они поженились.

В нём прозвучали первая соната Грига для скрипки и соната для фортепиано, песни Нурдрока и композитора Хальфдана Кьерульфа. В 1868 году у Григов родилась дочь, которую назвали Александрой. В 1869 году Григ открыл для себя классический сборник норвежского музыкального фольклора, составленный известным композитором и фольклористом Людвигом Матиасом Линдеманом.

Также в начале 1870-х годов Григ и Бьёрнсон были заняты мыслью об опере. Их замыслы не осуществились главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали оперные традиции.

Великие композиторы

Он был поражён свежестью музыки и послал восторженное письмо автору, которое сыграло большую роль в жизни Грига: моральная поддержка Листа укрепила его идейно-художественные позиции.

В 1874 году правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию. Представление увертюры в Осло 24 февраля1876 года сопровождалось большим успехом, музыка Грига становилась все более известной в Европе. Широкое признание и материальная обеспеченность позволили Григу оставить концертную деятельность в столице и вернуться в Берген. В конце 1870-х годов Григ был увлечен сочинением крупных инструментальных произведений.

От сырости в Бергене у Грига обострился плеврит, полученный ещё в консерватории, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. С 1885 года основным местом жительства Грига стал Тролльхауген - вилла, выстроенная по его заказу неподалеку от Бергена.

Поэзия норвежской природы, дух и строй народной музыки отразились в лучших его произведениях этих лет: балладе для фортепиано, оп. 24; Первого струнного квартета. В письмах Грига того периода часто встречаются подобные описания гор и природы Норвегии.

В 1890-е годы внимание Грига больше всего было занято фортепианной музыкой и песнями. В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». Несмотря на болезнь, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поездку по городам Норвегии, Дании, Германии.

С 1858 по 1862 год Эдвард Григ проходил обучение в этом музыкальном учебном заведении

Там Григу стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Григ часто пользовался ими и нередко насыщал свои произведения сюжетной программностью, когда хотел запечатлеть в музыке нравы и обычаи родного народа. Из около ста пятидесяти фортепианных пьес Грига семьдесят было издано в десяти сборниках «Лирических пьес». Лучшие из этих пьес давно стали достоянием широких кругов любителей музыки.

Поэтому так органично соседствуют в наследии Грига оригинальные фортепианные пьесы и его же переложения собственных вокальных песен для фортепиано (оп. 41, 52).

Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп

Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Рядом с усадьбой установлена статуя Грига в натуральную величину и стоит его рабочая избушка. Затем же по совету Уле Булла родители Грига отдали его учиться в консерваторию Лейпцига.

Таким образом пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию

Недолго побыв в Бергене, Григ направляется в Копенгаген. В 1864 году Григ стал одним из основателей общества «Эвтерпа», которое было призвано просвещать население страны. Григ путешествовал по всей Европе, давая концерты совместные с женой – певицей Ниной Хагеруп. После встречи с Ференцом Листом в 1870 году в биографии композитора Грига было написано одно из известнейших его произведений – «Сигурда Крестоносец».

Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина вместе с родителями переехала в Копенгаген

По его совету Эдварда отправили в Лейпциг, где он стал брать уроки в консерватории. В 1862 году Григ окончил консерваторию, блестяще выдержал выпускные экзамены, получив диплом композитора и пианиста. Один из романсов Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп. Конечно, Эдвард был этим огорчен и мечтал доказать матери Нины, что та ошибается. Публика и пресса были в восторге от его выступления, а вскоре столичное филармоническое общество пригласило Грига на должность дирижера.

В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). В 1863 году Григ едет в Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Рикард Нурдрок организовали музыкальное общество «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии.

Норвежский дирижер, пианист и композитор Эдвард Григ известен далеко за пределами Норвегии. Его опубликованные работы входят в обязательную программу обучения многих современных музыкантов. За свою жизнь музыкальный деятель успел сотворить более 600 произведений. Легендарные и известные работы, дошедшие до наших дней – это сонаты для скрипки, а также концерты для фортепиано.

Григ: детство и юность

Летом 15 июня 1843 года в зажиточной норвежской семье родился мальчик, которого назвали Эдвардом. Отцом мальчика был Александр Григ, занимавший должность вице-консула в третьем поколении. Матерью Эдварда была Гесина Григ, в юности слывшая талантливой пианисткой.

Род Григов имел шотландские корни. Прадед мальчика был купцом, а дед дослужился до вице-консула, и всегда интересовался музыкой. Поэтому музыкальное образование для Эдварда было выбрано, как нечто само собой разумеющееся.

Первый раз Эдварда усадили за пианино в 4 года. Уже тогда у него неплохо получалось слышать гармонию музыки и воспроизводить ее при помощи клавиш. Малыша признали самым музыкальным ребенком в семье и начали активно обучать музыке.

В возрасте 12 лет мальчик написал свою первую музыкальную работу для фортепиано. Его родители впечатлились способностями Эдварда. Поэтому устроили ему прослушивание у культового исполнителя того времени Оле Булла.

Скрипач Булл высоко оценил творение Эдварда, затем порекомендовал родителям отправить сына на учебу в консерваторию. Выбор пал на заведение в Лейпциге. Хотя семья тогда проживала в Бергене.

Обучение и развитие таланта

Первым учителем в Лейпцигской консерватории для Грига стал Плайди. Учитель и ученик плохо понимали друг друга, часто конфликтовали, поэтому Григ подал прошение на перевод к другому педагогу по классу фортепиано Венцелю. Консерваторию Григ окончил блестяще. Его оценки были на высоте, а педагоги хорошо отзывались о способностях юноши.

Проживая в Лейпциге, Григ посещал различные концерты, слушал музыку Шумана, Баха, Вагнера, Шопена и Моцарта. Эдвард особенно любил произведения Шумана. Все его ранние работы содержат отсылки к музыке великого композитора.

В период учебы Григ создал 4 пьесы для фортепиано. Позже, после получения диплома, он выступил с первым сольным концертом. Кроме музыки Эдвард Григ тяготел к литературе, поэтому описал свои школьные годы в очерке «Мой первый успех». Из произведения следует, что учиться в консерватории было скучно, а педагоги представлялись Григу педантами, оторванными от реальности.

В ранние годы Эдвард Григ считал, что музыка должна быть ближе к народу. Он тяготел к норвежским мотивам, часто включал народное творчество в свои работы. Иногда переписывал простые музыкальные мелодии на классический лад.

Карьера и женитьба Эдварда Грига

Живя в Лейпциге, Григ очень скучал по родной Норвегии, и после завершения обучения отправился в Берген. Повидав родных, Эдвард пытался работать в городе, но не смог получить от слабо развитой культуры Бергена, то, что хотел. Осознав это, композитор переехал в Копенгаген в 1863 году.

Для 19 века Копенгаген был центром светской и музыкальной культуры Скандинавии. Переезд хорошо повлиял на Грига, в первый же год работы в новом городе он сочинил свои «Поэтические картинки». Произведение состояло из 6 законченных пьес для пианино, в которых прослеживались вкрапления национального скандинавского фольклора.

Эдвард Григ всегда тяготел к народному творчеству. Идея воссоздания скандинавского музыкального фольклора захватила его полностью, как только он нашел группу единомышленников.

В 1864 году музыкант с друзьями основал сообщество «Эвтерпа». Главная деятельность группы заключалась в знакомстве публики с норвежскими композиторами и их произведениями. «Эвтерпа» регулярно устраивала выступления для всех желающих. Зрители очень любили концерты группы, а вот критики отзывались о творчестве «Эвтерпы» пренебрежительно. Оценки критиков возросли после того, как творчество «Эвтерпы» стало пользоваться большой популярностью.

Копенгаген для Грига был не только прекрасной творческой площадкой, этот город способствовал тому, чтобы Эдвард встретил там свою любовь.

Двоюродная сестра композитора Нина Хагеруп прибыла в Копенгаген с сольным концертом. Эдвард не видел девушку с 8 лет. За столь долгий срок она выросла и превратилась в великолепную певицу. Опьяненный ее певческим талантом и красотой, Эдвард сделал Нине предложение. Хагеруп согласилась стать женой композитора. В 1867 году состоялась их свадьба.

До конца жизни пара сохраняла теплые отношения. Их союз был плодотворным и творческим. Лишь одно омрачало счастье молодых людей. Родственники резко осудили брак двоюродных брата и сестры. Они отвернулись от молодоженов. Поэтому Эдвард с Ниной приняли решение переехать в Осло. Там они надеялись избежать общественного осуждения, а также хотели уделить больше внимания своей творческой деятельности.

Осло: лучшие годы творчества

В Осло Григ провел отчетный концерт, в котором были вынесены на суд публики лучшие работы норвежских композиторов того времени. Критики и простые ценители были от услышанного в восторге. Так Эдвард Григ получил должность дирижера в филармоническом сообществе Осло.

Затем последовала публикация первой тетради «Лирических пьес» композитора. После вышли сборники музыки на стихи скандинавских поэтов, среди которых были озвучены такие авторы, как Андерсен и Янсон.

В 1868 году у Эдварда и Нины родилась дочь Александра. Спустя год их семью постигла ужасная трагедия, девочка скончалась от менингита. Нина сразу ушла в себя, стала замкнутой и немногословной. Несмотря на это, совместные концерты супруги давать не перестали.

За свою творческую карьеру Григ даже пытался создать с нуля институт норвежской оперы. Но его попытки не увенчались успехом. Зато его произведения пользовались популярностью. За них Григ получил прижизненную стипендию и множество других наград.

Весь 1874 год стал для композитора весьма плодотворным. Он получил приглашение от именитого поэта Генрика Ибсена. Так началась их совместная творческая работа, результатом которой стала легендарная драматическая музыка к пьесе « Пер Гюнт».

Эта музыкальная композиция принесла Григу невиданную до того момента славу. Композитор стал печататься в лучших изданиях Норвегии. Его произведения исполняли не только на сцене, но и в домашней обстановке. Вся его музыка стала известна не только в Норвегии, но и в Европе, что принесло Григу много денег. Заработав, таким образом, большое состояние, музыкант принял решение вернуться в родной Берген.

Эдвард Григ: зрелость и смерть

В Бергене у Эдварда Грига случилось обострение старой болезни. Еще учась в консерватории, он заболел плевритом, который в любой момент мог перерасти в туберкулез. Не ладились у Грига и личные отношения с женой. Занимаясь музыкой, композитор уделял Нине мало внимания, между ними как будто выросла стена. Поэтому жена ушла от Грига на целых три месяца.

Когда состояние здоровья музыканта ухудшилось, Нина вернулась к нему, чтобы ухаживать и поддерживать Грига. В 1885 году чета Григов переехала в собственное поместье «Тролльхауген». Оно было отстроено по заказу композитора, и находилось недалеко от Бергена. Поместье располагалось в очень живописном месте, рядом с ним находились фьорды и живописные холмы, переходящие в скалы.

После переезда Эдвард Григ стал много времени проводить на природе. Затевал походы в горы, общался с местными крестьянами и рыбаками. Он продолжал писать музыку, наполненную красотой норвежских фьордов, лесов и рек.

В этот период своей жизни композитор познакомился и подружился с Чайковским. Получил несколько наград, среди которых были следующие знаки отличия:

  • Доктор Кембриджского университета;
  • Член Французской академии изящных искусств;
  • Член Шведской королевской академии;
  • Член Лейденского голландского университета.

Все вышеперечисленные организации сочли за честь принять Грига в свои ряды. В 1989 году Григ придумал и провел первый в Бергене национальный фестиваль музыки Норвегии. Этот фестиваль регулярно проводят даже сегодня.

Эдвард Григ написал немало очерков о своих современниках музыкантах. Он занимался развитием норвежской музыки, организовывал концерты. В 1907 году Григ вместе с женой поехал в турне, которое охватывало Норвегию, а также города Дании и Германии.

Важно знать! «Помимо продвижения музыки родной Норвегии, композитор старался поддерживать культурные связи с музыкантами со всего мира. Он считал, что у музыки не может быть территориальных границ, поэтому много путешествовал, обучался сам, и учил других глубже понимать музыку. Его деятельность, как дирижера, носила просветительский и наставнический характер».

Позже он собирался посетить и Англию. Ожидая парохода, Григ сильно заболел, жена уговорила его лечь в больницу, но было слишком поздно. После обострения болезни в 1907 году Эдвард Григ скончался. Дату его смерти – 4 сентября, объявили днем траура для всей Норвегии. Прах композитора погребли в скале возле его дома. Так была исполнена последняя воля великого музыканта Эдварда Грига.

Григ: особенности творчества

В настоящее время музыка Эдварда Грига столь же востребована, как и при жизни композитора. Ее исполняют в филармониях и концертных залах, используют, как заставку для популярных сериалов. Например, одна из его композиций включена в звуковой ряд сериала «Доктор Хаус».

Что Григ включал в свою музыку из фольклора? Там можно услышать известные напевы скальдов, мелодии пастухов, простые песни крестьян. Григ облагораживал музыкальный фольклор, делал его более понятным и многогранным.

Были в произведениях Эдварда Грига и норвежские танцевальные мотивы. Спрингар и халлинг тесно перекликаются с его работами. Фортепьяно служило композитору своеобразным личным дневником. Он писал мелодии о своей жизни, включал в музыку личные переживания, радости и потери.

Эдвард Григ горячо любил Норвегию. Он был покорен ее бытом, природой и культурой. Поэтому композитор стремился беречь фольклор своей страны, всячески культивировал народные песни, нес их в массы и в высший свет.

Эдвард Григ: наследие

Сегодня музыкальные темы Грига исполняются знаменитыми музыкантами, такими, как Лейф Ове Адснес. Произведения композитора включают в различные шоу и концертные программы. Многие фигуристы выбирают музыку Грига для выступлений. Работы композитора звучат со сцен, где ставятся мюзиклы и спектакли.

Дом, где последние годы проживал великий музыкальный деятель, теперь отдан под музей его имени. Там же установлена статуя музыканта. Компания Warner Bros. часто использует музыку из его пьесы «Утро» в качестве вступления к мультипликационным фильмам.

В 1970 году в честь композитора был поставлен отдельный мюзикл «Песнь Норвегии». В постановке-биографии была использована музыка Грига.

Композиции из сборников Эдварда Грига применяются в выступлениях групп, играющих в стиле хард-рок. Многие голливудские режиссеры включают работы Грига в свои фильмы.

Эдвард Григ – один из немногих композиторов, чья популярность после смерти только возросла. Невиданная слава пианиста и дирижера простирается далеко за пределы родной Норвегии. Его произведения узнаваемы и находятся на слуху у миллионов людей.

За что любят творчество норвежского гения? Возможно, за его легкость и простоту восприятия. Или за волшебные музыкальные переливы, напоминающие дуновения северных ветров, шум волн и шелест лесов. В любом случае, мелодии Грига не устаревают, и, по-прежнему, остаются актуальными.

Мир народного творчества стал для Эдварда Грига неиссякаемым источником силы, которая выразилась в его творениях. Лирические мотивы красной нитью проходят через все его работы, находя отражение, как в задорных и быстрых, так и в грустных произведениях композитора.

Слушать: Эдвард Григ

Эдвард Григ (1843-1907) - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, связанного с пробуждением национального самосознания. В 60-70е годы XIX века передовые норвежские художники обратились к изучению национального эпоса, народных сказок, музыкального фольклора. В Бергене, на родине Грига, открылся Национальный норвежский театр, работу которого возглавил Генрик Ибсен (виднейший норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт»). Выдающийся скрипач-импровизатор Уле Булль стал пропагандировать норвежскую народную музыку, исполняя собственные концертные фантазии на фольклорные темы. Автор национального норвежского гимна Нурдрок вместе с Григом создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В качестве автора многочисленных романсов выдвинулся Хьерульф . И все же именно Григу удалось вывести музыкальную школу Норвегии на мировой уровень. Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов обрели лирические образы матери Пера, старой Озе, и его невесты Сольвейг.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках ), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T - вводный тон - D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах , в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг , где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • обилие органных пунктов;
  • частое использование лидийского и дорийского ладов;
  • повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре - излюбленная григовская альтерация;
  • гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар - это норвежский крестьянский марш. Халлинг - сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) - задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев - сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры - фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры - фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве (кроме него - «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Григ посвятил фортепиано также 3 крупных произведения: сонату e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе.

Наряду с фортепианной музыкой, (около 150 песен и романсов, в т.ч. вокальные циклы «Мелодии сердца» на слова Г.Х Андерсена, «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»). Показательно, что основу григовских вокальных сочинений составила норвежская поэзия (стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони.

В основном это музыка к драматическим спектаклям. Опера «Улаф Трюгвасон» осталась незавершенной.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года, он стал четвертым ребенком в большой дружной семье. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала все большее место в жизни мальчика, он еще не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым. Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды летним утром 1858 года к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль - скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу.

В эту пору Булль уже завоевал мировую славу. Он концертировал в Европе и Америке, играл собственные обработки норвежских народных песен и танцев, знакомил весь мир с искусством родной страны. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.

Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Григ окончил играть, Уле Булль подошел к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом».

На одной из старинных улочек Лейпцига поселился в частном пансионе юный Эдвард... Начались занятия. Первые успехи, первые разочарования. Трудно сказать, чего было больше. В то время в Лейпцигской консерватории преподавали одни из лучших музыкантов того времени. Идолом Эдварда стал Эрнст Венцель. Венцель был превосходным педагогом. Он обладал замечательным даром и опытом передавать ученикам свое понимание музыкальных произведений. Занимался Эдвард и у знаменитого пианиста Игнаца Мошелеса, который тоже очень многому научил Грига.

Юный музыкант работал день и ночь, едва находя время для еды. Такие занятия оказались непосильными для хрупкого от природы организма Эдварда. Весной 1860 года Григ тяжело заболел. Здоровье было подорвано, и оказалось достаточно незначительной простуды, чтобы начался тяжелый плеврит. Пришлось вернуться на родину, в Берген. Внимательное лечение и заботливый уход родных подняли Эдварда, но последствия болезни остались. Всю жизнь Григ страдал туберкулезом, а в последние годы дышал лишь частью одного, левого легкого: правое было совершенно разрушено.

Родители очень хотели, чтобы Эдвард остался на зиму в Бергене, отдохнул, поправился. Мать уговаривала его побыть с ней подольше. Но юношу тянуло в Лейпциг. Он скучал в Бергене. Хотелось снова заняться любимым искусством, встретиться с друзьями-музыкантами, зарыться в партитуры... К началу занятий он вернулся в Лейпциг.

В 1862 году Григ окончил консерваторию. На выпускном экзамене он играл свои миниатюры. Актовый концерт проходил в «Гевандхаузе», в торжественной обстановке, и Григ очень волновался. Но экзамен он сдал блестяще. Его пьесы понравились и публике и профессуре. Хвалили и чуткое, тонкое исполнение. Григ получил диплом композитора и пианиста. Однако сам он к своим произведениям относился весьма строго, гораздо взыскательнее, чем другие.

Закончились годы пребывания молодого музыканта в консерватории. Многое изменилось за это время, изменился и вырос он сам. Появилась композиторская техника, он овладел многими навыками, необходимыми для музыканта-профессионала. Живя здесь, он впервые по-настоящему столкнулся и с современной культурой, с бурной жизнью. Ведь все же его родной Берген был по сравнению с Лейпцигом маленьким провинциальным городком. Теперь Григ возвращался на родину полный надежд, высоких стремлений, готовый к борьбе за культуру, за расцвет скандинавского искусства. Правда, пути к намеченной цели еще не были ясны ему, но Григ верил в свои силы. Зимний сезон 1862-1863 года порадовал бергенских любителей музыки новинкой: состоялся первый концерт из произведений Эдварда Грига.

Успех был очень большой. Слушателей пленили искренность, свежесть, непосредственность музыки молодого композитора, его мелодический дар. Жители Бергена могли гордиться талантливым музыкантом.

Огромное значение для Грига имело его знакомство с молодым талантливым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Оно состоялось зимой 1864 года. Нурдрок был старше Грига всего на один год, но у него уже вполне сложились взгляды на искусство, на долг художника-гражданина. Нурдрок считал, что нет музыки «вообще скандинавской», что музыка датская, норвежская, шведская самостоятельны и каждая имеет свои отличительные национальные особенности. По мнению Нурдрока, композиторам следует прежде всего заботиться о развитии самобытных национальных черт музыки своего народа, а не подражать немецким композиторам, хотя бы и таким известным, как Шуман и Мендельсон...

Взгляды Нурдрока оказались чрезвычайно близкими Григу. Страстные речи молодого патриота встретили в нем живой отклик и понимание. Молодые люди быстро подружились. Григ и Нурдрок хотели не только писать музыку, но и пропагандировать ее. С этой целью они организовали в Копенгагене музыкальное общество, которое должно было знакомить публику с произведениями молодых композиторов Дании, Швеции и Норвегии. Его назвали «Общество Евтерпы» в честь музы - покровительницы музыки. Как всегда, Григ много работал. Но успел написать он лишь одно произведение - концертную увертюру «Осенью», так как внезапно его свалила лихорадка. Болезнь протекала очень тяжело, и спас юношу только тщательный уход.

Один из романсов Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп. Нина жила в Копенгагене с матерью, известной драматической актрисой Верлиг Хагеруп. От матери она унаследовала сценическое дарование. У нее был чудесный голос, и она мечтала о сцене, о пении, о том, чтобы знакомить публику с талантливыми сочинениями современных композиторов. Нина превосходно исполняла романсы Грига.

Молодые люди любили друг друга, но мать Нины не хотела и слышать о браке. Она желала для своей дочери более солидного мужа, а не никому не известного композитора. «У него ничего нет, и он пишет музыку, которую никто не хочет слушать», - жаловалась она своей приятельнице. Григ должен был доказать матери Нины, что она ошибается. В 1866 году он приехал в Кри-стианию и, прежде всего, решил дать концерт, чтобы приобрести известность, общественное вложение. Это был настоящий норвежский концерт. И публика и пресса были в восторге.

«Это хорошее начало придало мне мужества, веры в будущее», - вспоминал Григ. Вскоре Филармоническое общество Кристиании пригласило Грига на должность дирижера. Появились и приглашения давать уроки. Теперь молодой музыкант мог считать себя материально обеспеченным. Молодые люди получили согласие на брак. Свадьбу отпраздновали 11 июня 1867 года.

Началась самая замечательная пора в жизни композитора - расцвет таланта, наступление творческой зрелости. Новые сочинения завоевывают признание публики. Это и новые романсы, и первая тетрадь «Лирических пьес», и сборник норвежских танцев, в которых отразились впечатления Грига от скитаний по родной стране. Вскоре после своего удачного концертного дебюта в столице Норвегии Григ с увлечением занялся общественной деятельностью. При его активном участии 14 января 1867 года в Кристиании состоялось открытие Музыкальной академии - первого норвежского музыкального учебного заведения. В 1871 году вместе с молодым норвежским композитором Иуханом Свенсеном, тоже воспитанником Лейпцигской консерватории, Григ организует Музыкальное общество, объединившее музыкантов-исполнителей. Скоро это общество становится важнейшим центром концертной жизни не только Кристиании, но и всей Норвегии. После возвращения из Рима Григ написал свое первое музыкально-драматическое произведение - «У врат монастыря» на текст Бьёрнсона. Композитор посвятил его Листу. Вслед за ним, в том же 1871 году, появилась мелодрама «Берглиот», также по поэме Бьёрнсона. Сюжет ее писатель почерпнул в одной из древних исландских саг.

Затем вниманием Грига снова завладело произведение Бьёрнсона, на этот раз его драма «Сигурд Юрсальфар», повествующая о событиях далекого прошлого Норвегии. Григ вдохновенно работал над «Сигурдом». Музыка к драме была закончена в небывало короткий срок - всего за восемь дней.

Несмотря на успех пьесы, Григу стало ясно, что исполнение его музыки драматическому театру оказалось не под силу. Для того чтобы она стала известной публике, композитор сделал сюиту, в которую вошли лучшие фрагменты из музыки к драме. Григ мечтал о создании национальной норвежской оперы. Он хотел написать ее в сотрудничестве с Бьёрнсоном. Однако замыслу этому полностью так и не удалось осуществиться. В 1873 году поэт прислал Григу три первые сцены будущей оперы «Улаф Трюгвасон». Последующие сцены не были написаны Бьёрнсоном. Сначала он уехал за границу, потом Григ увлекся работой над музыкой к «Перу Гюнту»... Много лет спустя эти три сцены были оркестрованы и исполнены.

К поэтичнейшим страницам творчества Грига относится его вокальная лирика. И в ней многое связано с именем Бьёрнсона. Чудесные романсы «За добрый совет», «Принцесса», «Тайная любовь», «Первая встреча» написаны на его стихи.

Многие произведения Бьёрнсона вдохновили композитора.его норвежского друга. О сочинениях Грига он всегда отзывался с большой любовью. «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик», - писал Чайковский о Григе в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году».

Летом 1898 года Григ организовал в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль. Горячее участие в нем приняли все норвежские композиторы, все крупные музыкальные деятели. В Берген, по приглашению Грига, прибыл из Голландии прославленный в то время оркестр под управлением всемирно известного дирижера Виллема Менгельберга.