Уроки курса опк кураев. Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы. Вопросы и задания

Глазова Елена Викторовна

Тема: Православная молитва

Цель: знакомство с православным отношением христиан к богу, осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.

Задачи урока:

Обучающая : узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в неё слов и выражений.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Тип урока: урок получения новых знаний

Основные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, литературное чтение.

Ресурсы: основные: учебник (Кураев А.В. Основы православной культуры. –М.; Просвещение,2016;)

дополнительные: презентация; звуковая запись Чайковский П. И. «Утренняя молитва», молитва «Отче наш», листки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?

Как должен пройти урок, чтобы вы узнали много нового?

  1. Целеполагание и мотивация

Посмотрите на иллюстрацию, послушайте музыку. Слайд 2

О чём рассказала музыка, иллюстрация? О чём будем говорить на уроке?

Что бы вы хотели узнать по этой теме. Сформулируйте вопросы.

  1. Открытие новых знаний

Каждый день у христиан начинается с утренней молитвы, а заканчивается вечерней молитвой, часто в храме

На парте у вас листки для работы.

НА ЛИСТКАХ: ПРАВОСЛАВИЕ

МОЛИТВА

  1. Почему люди обращаются к Богу не с требованием, а с мольбой?
  2. Почему в мировых религиях магия считается недостойным путём?

Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2011 года), Пример­ной программы начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2012. УМК «Школа России».

Содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, общую характеристику, учебно-тематический план, содержание программы, планируемые результаты. Включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2011 года), Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2012. УМК «Школа России»

Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

Программа направлена на достижение следующей цели:

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  • формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Общая характеристика курса

Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами. Основы светской этики» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Место предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе отводится 34 часа в год; 1 час в неделю (при 34 учебных неделях).

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Кураева А. В. «Просвещение», 2012. УМК «Школа России»

Учебно-тематический план

Принципы определения содержания программы «Основы православной культуры»:

  • принцип исторического соответствия религиозным традициям России;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип личностно-ценностного соответствия (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);
  • принцип содержательных обобщений;
  • принцип укрупнения дидактических единиц.

Раздел 1. Россия – наша Родина (3 ч.)

Россия – наша Родина.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Основы православной культуры (31 ч.)

Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества.

Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.

Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия - священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.

Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.

Пасха. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».

Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

Творческая деятельность учащихся . В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

Праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

Людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

Культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

Участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

Готовить сообщения по выбранным темам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Контроль осуществляется в следующих видах: тематический, итоговый. Форма контроля: контрольная работа, защита проекта.

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание . Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

  • взаимные вопросы и задания групп;
  • взаимообъяснение;
  • беседа;
  • интервью;
  • драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий;
  • составление галереи образов;
  • использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

График проведения проверочных и контрольных работ

Период обучения

Сочинение

Исследовательская работа

Творческая работа

(Проект)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого:

Контрольно-измерительные материалы

№ урока

Вид работы

Тема

Сочинение – рассуждение

«Зачем мне изучать основы православной культуры?»

Сочинение

«Мое отношение к России»

Сочинение

«Значение религии в жизни человека и общества»

Проект

«Православные святыни»

Сочинение

«Православные праздники»

Проект

«Заповеди в рисунках»

Сочинение

«Мое отношение к людям»

Сочинение

«Что такое этика?»

Исследовательская работа

«Как христианство пришло на Русь»

Сочинение

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

Сочинение

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

Исследовательская работа

Христианское отношение к природе. Святые в отношении к животным.

Сочинение

«Мой дедушка – защитник Родины»

Сочинение

«Русские святые-воины». (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Сочинение

«С чего начинается Родина»

Проект

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование : ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

Демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

Учебно – методическое обеспечение курса «Основы православной культуры»

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКА

ТЕМА

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ДАТА

ДАТА ПО ФАКТУ

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 ч.)

Введение.

Сочинение – рассуждение «Зачем мне изучать основы православной культуры?»

Строят речевое высказывание в устной форме.

Объясняют понятия: добро, зло.

Россия – наша Родина.

Сочинение «Мое отношение к России»

Узнают понятия ценности, идеалы.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Культура и религия.

Сочинение «Значение религии в жизни человека и общества»

Узнают: для чего человеку необходима религия; что Религия дает человеку; как Культура и Религия взаимодействует друг с другом; когда человек считается культурным.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Раздел 2. Введение в православную культуру (31 ч.)

Человек и Бог в православии.

Изучают основы духовной традиции православия.

Узнают, почему Бога называют Творцом; знакомятся с выражением «вездеприсутствие Бога».

Православная молитва

Узнают: почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»;

что такое молитва; почему молитву «Отче наш» еще называют Господней молитвой.

Библия и Евангелие.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Узнают: почему Библию называют «Книга книг»; как переводится слово Евангелие; как зовутся авторы книг Ветхого Завета и Нового Завета.

Проповедь Христа

Дают определения основных понятий православной культуры.

Узнают: что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире; что составляет истинное богатство христианина;

кого учил любить Иисус Христос.

Христос и Его крест

Узнают: почему именно смерть Иисуса Христа имеет такое значение для человечества; что, по мнению верующего человека, находится за порогом смерти.

Проект «Православные святыни»

Пасха.

Сочинение «Православные праздники»

Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Узнают: с каким событием связан праздник Пасхи; почему Христа называют Спасителем; что символизирует яйцо.

Православное учение о человеке

Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Узнают: как человек может сделать свою душу богаче; в чем главное отличие человека от животного; зачем Бог даровал человеку свободу

Совесть и раскаяние

Узнают: что помогает человеку различать добро и зло; кто является свидетелем любого недоброго поступка человека

Заповеди.

Проект «Заповеди в рисунках»

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Узнают: правила составления презентаций, требования к оформлению и ее защите.

Готовят проект в соответствии с требованиями, комментируют его, отвечают на вопросы по содержанию проекта.

Защищают проекты, презентации.

Милосердие и сострадание

Сочинение «Мое отношение к людям»

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Узнают, что каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Золотое правило этики

Сочинение «Что такое этика?»

Узнают: почему нельзя осуждать, сплетничать.

Храм. Экскурсия в православный храм.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Узнают значение слов: храм, собор, церковь, часовня, алтарь, канон.

Икона.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Исследовательская работа «Как христианство пришло на Русь»

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Сочинение «Крещение Руси как начало великой русской культуры»

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Узнают: как связано понятие Святая Русь с крещением Руси; зачем люди крестят детей.

Подвиг

Сочинение «Возможен ли подвиг в мирное время?»

Заповеди блаженств

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Узнают: в чем главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства

Зачем творить добро?

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Узнают: зачем Христос пришел в мир; когда человек может испытать «духовную радость»

Чудо в жизни христианина

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Узнают: что в жизни христианина может быть названо чудом

Православие о Божием суде

Узнают: что такое для православного христианина вечная жизнь; влияет ли земная жизнь на жизнь человека в вечности; как определятся судьба человека в вечности; одинаковый ли смысл в православии имеют слова «бессмертие» и «вечная жизнь»

Таинство Причастия

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Узнают: от какого слова образовано слово «причастие»; зависит ли действие причастия на человека от его душевного состояния; что изменяется в людях, которые чаще причащаются.

Монастырь

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Узнают: для чего люди уходят в монастырь; что в монастыре для монаха важнее всего; как проявляется религиозное призвание.

Исследовательская работа: «Христианское отношение к природе. Святые в отношении к животным».

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Узнают: как может проявляться «образ Божий» в человеке по отношению к природе; должен ли человек быть ответственным за окружающий его мир.

Христианская семья

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Узнают: почему надо слушаться родителей; уметь жить в семье по христианским заповедям.

Защита Отечества.

Сочинение «Мой дедушка – защитник Родины»

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Защита Отечества

Сочинение «Русские святые-воины». (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Различают, приводят примеры понятия справедливая и несправедливая война;

Узнают имена защитников Отечества и их подвиги.

Христианин в труде

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Узнают: заповеди, данные людям в раю; земной труд должен: Быть честным пред людьми и Богом; христианин трудится и работает для того, чтобы: приблизится к Богу, стараясь делать те дела, которые Богу угодны.

Выбирают нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, и дают им оценку.

Любовь и уважение к Отечеству

Сочинение «С чего начинается Родина»

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Знакомятся с понятиями Отечество, Любовь, Уважение, Патриотизм.

Учатся толерантно относится к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Подведение итогов: праздничный проект «Словарь православной культуры»

Составляют словарь терминов и понятий.

Узнают: правила составления презентаций, требования к оформлению и ее защите.

Готовят проект в соответствии с требованиями, комментируют его, отвечают на вопросы по содержанию проекта.

Защищают проекты, презентации.

Презентация творческих проектов. Урок-презентация

Смотр знаний.


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Урок 1. Россия — наша Родина .

Зачем нужно быть патриотом?

Примерные варианты ответов: Чтобы наша Родина не становилась слабее, сохраняла свою уникальность, красоту, добро… На патриотах держится страна.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Урок 2. Православие и культура .

Проблемный вопрос заложен в самом учебнике: с.7, вопрос 4: Какие черты русской православной культуры 17в., так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Какие… не встретишь? Хорошо ли это?

Ситуация: 350 лет арабский путешественник Павел Алеппский так написал о Руси: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!». Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Все винные лавки остаются закрытыми с субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян…».

Варианты ответов: Люди столько не молятся (это очень трудно). Люди в праздники не пьют вино (это полезно).

Урок 3. Отношения Бога и человека в православии .

Вопрос из учебника: с.11, вопрос 2: Почему православные люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к детям своим?

Варианты ответов: Потому что так проще понять отношения человека и Бога - Он нам как отец, поэтому желает только добра.

Урок 4. Православная молитва .

Как вы думаете, зачем православным людям Бог посылает больше испытаний и трудностей?

Ответ: Трудности - как тренировка, закаляют человека, делают его сильнее, помогают чаще обращаться к Богу за помощью, молиться.

Урок 5. Библия и Евангелие .

Как вы думаете, почему христиане читают Евангелие каждый день?

Ответ: в этой главной книге христиан Бог дает ответы на разные трудные вопросы, само чтение книги укрепляет христиан, потому что в ней - благодать Божия (добрый дар).

Урок 6. Проповедь Христа .

О чем бы вы спросили Христа, если бы оказались среди слушателей Нагорной проповеди?

Урок 7. Христос и Его Крест .

1) Смогли ли бы взять на себя вину другого человека? Было ли у вас такое?

2) Очень трудный вопрос: Как вы думаете, можно ли было Христу обойтись без страдания, спасая человека? Почему Он Сам решил пройти через все страдания? Ответ: Он хотел испытать все Сам, по другому было нельзя.

Урок 8. Пасха .

Что бы ушло из вашей жизни, если бы не было Пасхи?

Варианты ответа: куличи, крашеные яйца, возможность позвонить в колокол… (озвучить возможный ответ христианина: не было бы возможности спастись, попасть в Царство Небесное).

Урок 9. Православное учение о человеке .

Вопрос из учебника: с.35: Как вы думаете, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше и почему?

Ответ: Злые, жадные, любые недобрые, потому что они пачкают душу.

Урок 10. Добро и зло. Совесть .

Вопрос из учебника, с.39: Объясните полушуточное определение человека: «Человек - это такое животное, которое умеет краснеть».

Ответ: животные не умеют краснеть, хотя иногда тоже чувствуют стыд, например, когда подросший щенок сделает дома лужу. А если человек перестает краснеть, если ему не стыдно при плохих поступках, то он уже не настоящий человек.

Урок 11. Заповеди .

Вопрос из учебника, с.41: Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный». Какая? Объясните.

Вариант ответа: Общее в этих словах - «то, что нужно хранить, оберегать». Заповеди очень важны для христианина, это ему заповедано Богом. По ним Бог видит, нужен ли Он человеку, хочет ли человек жить с Богом, что для этого делает.

Урок 12. Милосердие .

Почему для христианина милосердие - путь к Богу?

Ответ: Потому, что делая добро другим, человек сам становится добрее, лучше. Таким его хочет видеть Бог, такие живут в Его Царстве.

Урок 13. Золотое правило этики.

Почему нам трудно не осуждать других?

Ответ: Мы так устроены, все плохое нам делать легко, все хорошее требует наших усилий.

Урок 14. Храм .

Зачем в Храме нужно соблюдать особые правила?

Ответ: чтобы понимать, что в Православии есть некоторые запреты, ограничения, что не все можно делать так, как хочется, а надо слушаться.

Урок 15. Икона .

Почему так много икон Богородицы ?

Ответ: Потому что люди Ее очень любят, хотят иметь Ее изображения. И это еще милость Божия, потому что каждая икона помогает людям.

Урок 16. Зачетные задания.

Урок 17. Обобщающий урок.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

Урок 18. Как христианство пришло на Русь .

Вопрос из учебника, с.61: Подумайте, как изменилась жизнь киевлян после крещения. Ответ: они перестали приносить людей и животных в жертву, стали стараться жить лучше, не делать другим зла, прощать обиды.

Урок 19. Подвиг Христианское отношение к природе

Прочитайте, что сказано о подвижнике в учебнике: «Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ражи главного». Слова «подвиг» или «подвижник» имеют между собой много общего. Подумайте, что общего?

Ответ: движение. У подвижника это движение к святости - к Богу. Это тоже подвиг - побеждать в себе плохие привычки.

Урок 20. Заповеди блаженств

Как вы поняли: почему нищие духом приятны Богу?

Ответ: Потому что у них есть смирение, они понимают, что сами, без Бога - ничего хорошего не сделают. Бог им нужен, и это Ему важно.

Урок 21. Зачем творить добро?

Ответ на сам вопрос урока.

Возможные варианты: чтобы сделать приятное Богу, это нужно для спасения, это делает человека лучше, мир становится добрее.

Урок 22. Чудо в жизни христианина

Вопрос из учебника, с.71: Как связаны вера и верность?

Ответ: если кому-то веришь, то будешь стараться быть ему верным. Что значит быть верным - не предавать, не выдавать секретов, не говорить о нем плохое и пр.

Урок 23. Православие о Божием суде

Почему говорят, что христианин каждый день пишет себе приговор (приговор - решение о наказании)?

Ответ: Потому что человек всегда совершает поступки - дела добрые или злые. Христианину за них нужно перед Богом давать ответ - идти к Нему на Суд в конце жизни.

Урок 24. Таинство Причастия

В слове «Причастие» есть слово «часть». Почему это важно ?

Ответ: потому что причаститься - стать при-част-ным Богу, соединиться с Ним. Он будет помогать христианину изменять себя в лучшую сторону.

Урок 25. Монастырь

Почему люди уходят жить в монастыри, становятся монахами?

Ответ: Чтобы быть ближе к Богу, там собираются все, кому дорог Бог, вместе всегда легче.

Урок 26. Отношение христианина к природе

Почему человека называют «царем природы»? Что это значит?

Ответ: То, что он - как царь - должен заботиться о природе, как о своем царстве: любить, хранить порядок, помогать…Для христиан - это одна первых заповедей, которые Бог дал человеку еще в Раю.

Урок 27. Христианская семья

Назовите традиции семьи (собираться по праздниками всем вместе, делать какие-то дела вместе, обсуждать проблемы, путешествовать и отдыхать вместе…). Зачем семье традиции?

Ответ: Они скрепляют семью с ее прошлым (предками), настоящим и будущим (потомками), помогают чувствовать себя членом семьи, делают семью дружнее.

Урок 28. Защита Отечества

Бывает ли война справедливой? Приведите примеры.

Ответ: Да, например, защита страны от напавших врагов (Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война).

Урок 29. Христианин в труде

1) Прочему пост - это труд?

Ответ: Потому, что надо совершать усилия на собой - стараться не делать злого, не обижать людей.

2) Вопрос из учебника, с.93: Какой труд вреден для человека? Почему?

Ответ: тот, который только делает его богаче, если он не думает о других людях, а только о себе; если труд приносит другим горе.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству .

Один умный человек сказал, что патриотизм любовь к Родине) оказывается не словом, а делом (В.Г.Белинский). А как школьники могут показать свою любовь к Родине?

Ответ: хорошо учиться, чтобы стать настоящими россиянами, стараться не ругаться, не обижать других, не мусорить на улицах…

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 32-3. Выступление обучающихся со своими творческими работами

Урок 34. Итоговое занятие «Диалог культур народов России»

Урок 1 Россия – наша Родина
Ответь на вопросы
1. Как называется страна, в которой мы живём?

2.Кто является главой нашего государства?
_________________________________________
3.Назови столицу России
_________________________________________
4.Продолжи
На территории России находятся
реки:__________________________________________________
___
моря:__________________________________________________

озёра:_________________________________________________
__
горы___________________________________________________
________________________________________________________
города________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
2. Составь и запиши в тетрадь предложения со словами Россия,
Отечество, патриот, президент, духовные ценности
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
3. Считаешь ли ты себя патриотом? Почему?
4. Пользуясь текстом учебника, закончи предложение:
Религиозные культуры и морально­этические нормы,
занимающие особое место среди культурных традиций,
основаны на таких вечных ценностях, как
_____________________________________________________
_____________________________________________________

5. Подпиши фотографии. Чем эти люди прославили
свою Родину?

__________________ ____________ _______________
5.Кого из патриотов России ты знаешь ещё?

_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
6. Сделай рисунок на тему «Моя родина»
Урок 2 Культура и религия

1.Запиши, пользуясь учебником текста
Культура – это

_________________________________________________________
Религия – это ____________________________________________
_________________________________________________________
Православие ­ это ______________________________________
_________________________________________________________
2.Составь и запиши предложения со словами православие, культура,
религия.

__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.Составь вопросы к прочитанному тексту на с. 6 ­7 и задай их
соседу по парте.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4.Продолжи предложение

Культура даёт человеку знания о ________________________

А) духовных ценностях
в) о правилах хорошего тона
в) материальном состоянии народа
5. Что бы ты рассказал о культуре своего народа в письме
сверстнику из зарубежья?

Урок 3 Человек и Бог в православии
1.Выпиши из текста учебника 2­3 предложения, в которых говорится
о Боге и о мире.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________
2.Выпиши из текста 2­3 предложения, в которых говорится о
человеке в православной культуре.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
3.Закончи предложения:
а) Бог дал человеку дары:____________________________________
__________________________________________________________
б) Бога ещё называют Творцом, потому что ____________________
__________________________________________________________
4. Расскажи соседу по парте, в каких поступках у тебя проявились
совесть, любовь, доброта. Какие чувства ты испытывал?
5. Как бы ты изобразил символ свободы.

Урок 4 Православная молитва
1. Закончи предложение
Слово «православие» означает
________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Заполни схему «Какие бывают молитвы?»
3. Закончи предложения, пользуясь текстом учебника на с.12­13.
Священное Предание – это
_________________________________________________________
_________________________________________________________
5. Слово «православие» означает
__________________________________________________________
__________________________________________________________
6. Кого из святых ты знаешь?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
7. Составь вопросы к прочитанному тексту на с. 14 ­15 и задай их
соседу по парте.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

8. Ты можешь вспомнить случаи, когда ты молился? Какие чувства
ты испытывал до и после молитвы?
1.Пользуясь текстом учебника, закончи предложения
Урок 5 Библия и Евангелие
Христианин – это
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Библия – это _________________________________________
_____________________________________________________
Библия состоит из _____ книг.
2.Выпиши из текста на с. 16 учебника 2-3
Писании Ветхого Завета.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.Выпиши из текста на с. 18 учебника 2-3
предложения, в которых идёт речь о Священном
Писании Нового Завета.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4.Дополни текст.
1) В Ветхом Завете описано ожидание людьми
___________
а)Спасителя б)Пророка в)Судии
2) Ветхий Завет заканчивается ____________ , и
начинается Новый Завет.

а)Рождеством Христовым б) Дарованием заповедей в)
Концом света

3) Евангелие описывает события ___________ Завета
а)Старого б)Нового в) Ветхого
5. Приходилось ли тебе читать или слушать
библейские рассказы. Понравились ли они тебе, если
да, то чем?

Урок 6 Проповедь Христа
1.Выпиши слова Христа о мести

____________________________________________________________
2.Выпиши слова Христа о богатстве
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3.Дополни текст, пользуясь текстом пособия.
Проповедь называется Нагорной, потому что ___________ произнёс
её с небольшой __________. Ученики Христа записали её в
_____________.
4. Подпиши картину

___________________
5.Выбери правильный ответ.
А) В Нагорной проповеди людям даны (десять
заповедей, заповеди блаженства, государственные
законы)
Б) Жить по заповедям, данными Христом в Нагорной
проповеди, означает (быть настоящим христианином,
быть сомневающимся человеком, быть далёким от Бога)
В) Кого учил любить Иисус Христос? (Всех людей, даже
своих врагов; тех, кого нам хочется любить; тех, кто
нас любит)
6.Иисус Христос – это
________________________________________
___________________________________________________________

7. Обсуди, почему «сокровища на небе» ценнее «сокровищ на земле».
Как ты думаешь, насколько ты богат духовными сокровищами.
Урок 7 Христос и его крест
Выпиши их текста учебника на с. 24 2­ 3 предложения о
1.
Боге.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Вставь пропущенное слово.
2.
Рождество Христово произошло более _____ лет назад. Бог
стал _________________. Он стал именоваться ________
______________.
Как бог Христос __________________________. А как человек
Он _________________________________________.
Пользуясь текстом учебника, закончи предложения
3.
Голгофа – это
_________________________________________________________
_____________________________________________________
Распятие – это
_____________________________________________________
_____________________________________________________
4.
Нарисуйте крест. Объясни
соседу по парте каждую из
составляющих его частей.

Урок 8 Пасха
1.Пользуясь текстом учебника на с.28­29, дополни текст.
Имя Иисус значит ___________. Христос именуется
Спасителем, потому что на крест Он пошёл ради _______. Однако
после распятия он ____________. Воскресение ­
___________________. В честь этого особенно торжественно
отмечается _____________________.
Слова для справок: Спаситель, спасения людей, воскрес, возобновление жизни,
Пасха Христова.
2.Выпиши из текста учебника главный пасхальный гимн.

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Из текста на с. 30­31 выпиши 2­3 предложения о том, как празднуют
Пасху православные христиане.
____

__________________________________________________________________________________
4.Нарисуй и раскрась пасхальные яйца

5. Дела Великого поста подчеркни синим карандашом, а
праздничные пасхальные традиции подчеркни красным карандашом.
Ликование, воздержание в пище, приготовление куличей,
поздравления, скромность в поведении, крашение яиц, украшение
дома, тишина, радостные песнопения, игры и веселия, катание
яиц с горки.
6. Нравится ли тебе Пасха? Если да, то почему? Расскажи соседу по
парте, как в твоей семье празднуют Пасху.
7. Раскрась или сделай свой рисунок.

Урок 9 Православное учение о
человеке.
1.Выполни тест.
А)Как человек может сделать свою душу богаче?
а) Когда человек приобретает материальные блага, его душа
тоже становится богаче
б) Когда человека хвалят, его душа становится богаче
в) Чем больше человек отдает людям, тем больше приобретает
для своей души

Б) В чём главное отличие человека от животного?
а) Внешний вид
б) Человек не отличается от животного ничем
в) Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать
добро, помогать нуждающимся.
В) В чём проявляется образ божий в человеке?
а) В недостойном поведении
б) В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и
поступков
в) В умении подстраиваться под текущую ситуацию
Г) Зачем Бог даровал человеку свободу?
а) Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь
истины и добра, и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с
Богом.
б) Чтобы человек делал только то, что хотел
г) Чтобы сделать жизнь человека проще
2. Распредели слова на две группы
Бегает, любит, страдает, ходит, верит, мечтает, кушает,
боится, прыгает, радуется.
тело
душа

3.Нарисуй человека, у которого на душе радостно.
4.Закончи предложение.
Если человек не думает о своей душе, кормит её ненавистью,
раздражительностью, ________________, _________________,
__________________ , то душа _________________.
5. Как ты думаешь, какая у тебя душа. Какие чувства
приходилось испытывать твоей душе?

Урок 10 Совесть и раскаяние
1.Пользуясь текстом учебника на с.36-39, дополни
предложения.
Добро – это ________________________________________________
_____________________________________________________________
Зло - это___________________________________________________
_____________________________________________________________
Грех – это
___________________________________________________
_____________________________________________________________
Раскаяние – это ____________________________________________
_____________________________________________________________

1. Найди соответствия.
Помочь незнакомой бабушке
Бросить в кошку камнем
Посадить дерево
Сделать кормушку
Врать
Воровать
Добро
Зло
2. Приходилось ли тебе раскаиваться? Какие чувства ты испытывал до
и после раскаивания?
3. Выбери правильный ответ
а) Кто указывает человеку на его грех?
(товарищи, совесть, милиционер)

б) Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека?
(душа, природа, соседи)
в) Что помогает человеку различать добро и зло?
(чтение книг, совесть, экстрасенсорные способности)
Урок 11 Заповеди
1.Выпиши из учебника заповеди, о которых ты узнал из текста на с.
40­41
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 40­41
Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное
основание по которому можно различать ______ и ________.
Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том, что
они даны людям от ________ .
3.Сделай рисунок к одной из заповедей.

Урок 12 Милосердие и сострадание
Продолжи предложение
1.
Ближний – это тот, кто
______________________________________________________
______________________________________________________
2.Проиллюстрируй притчу о добром самарянине

3. Проявлял ли к тебе кто – либо милосердие и сострадание? А ты к
кому­либо?
Урок 13 Золотое правило этики
Осуждали ли тебя когда ­ либо? Вспомни, что ты испытывал,
1.
когда тебя осуждали? Приходилось ли тебе кого­либо осуждать?
Как ты думаешь, что он испытывал? Пришёл ли ты к какому ­ либо
выводу?
2.
Выпиши из текста учебника на с. 49 Золотое правило этики.

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.
Выбери правильный ответ
 Осуждение других людей (просвещает человека,
обогащает человека, разрушает человека)
 Чтобы нас любили люди мы должны (льстить им, любить
их, требовать любви)
3.Продолжи предложение.
«Любить грешника» означает
__________________________________________________________

Неосуждение это ­
__________________________________________________________
__________________________________________________________
У каждого из нас есть ____________ и ____________ стороны.
Каждый видит в другом частичку __________ ______________ .
4. Напиши, как уберечься от осуждения других.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Урок 14 Храм
1. Пользуясь текстом учебника на с.49­51 закончи предложения.
Икона – это ___________________________________________
_____________________________________________________
Благословление – это ___________________________________
_____________________________________________________
Иконостас – это _______________________________________
_____________________________________________________

Врата в алтаре называются «царскими», потому что они ____
_____________________________________________________
Алтарь находится за ___________________________________
2. Какие правила поведения в храме ты знаешь? Напиши
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
3. Подпиши иллюстрации.

_____________________ _________________________ __________________________
4. Был ли ты в храме? Тебе нравится в храме? Какие чувства ты
испытываешь в храме?
4. Рассмотри схему храма и попробуй нарисовать её
самостоятельно. Расскажи о составных частях храма родителям.

4. Нарисуй храм

Урок 15 Икона
1.
Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 52
Слово «икона» в переводе с греческого языка означает _________ .
Библия говорит, что каждый человек – это _____________________.
Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как
___________. Поэтому люди _____________ друг другу.
2.
Дополни схему «Чем икона отличается от картины».
3. Кто изображён на иконе?
_______________________ _____________________ ______________________

Уроки 16 – 17 Творческие работы учащихся
Как создать проект?
пробле
ма
проект
проекти
рова
ние
продукт
поиск
информа­
ции
презента
ция
1. Постановка проблемы проекта.
План работы над проектом
2. Тема проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза.
6. План работы (сюда включены методы исследования,
которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и
средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
8. Выводы (итог).)
Подумай, кто может тебе помочь?

Подумай, что может тебе помочь?
Урок 18 Как христианство пришло на Русь?
1. Выпиши из текста на с. 58 предложения о церкви.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Дополни текст
В греческую столицу __________________ князь ___________
отправил своих послов. Русские послы посетили ___________
________ в этом храме. Они были поражены красотой ______
________ . После этого князь Владимир решил принять _____
___________. В ______ г. от Рождества Христова он призвал
жителей Киева _____________ в реке __________. В народной
памяти князь Владимир остался как Владимир _____________
___________________ .
3. Выбери правильные ответы.
1)В храм люди шли
а) с горем
б) радостью
в) требованиями
2) Люди выбирали из своей среды священника и доверяли ему свои:
а) секреты
б) деньги
в)исповеди
Сделать что­то для храма считалось делом
3)
а) бесполезным
б) убыточным
в) добрым, почётным и радостным
4. Допиши предложение

Крещение – это ________________________________________
_____________________________________________________
5.Расскажи о своём крещении.

Урок 19 Подвиг
1. Пользуясь текстом учебника, закончи
предложения
Подвиг – это
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Жертва – это
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Жертва Богу – это
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Создай кластер «Какие бывают жертвы?»
2. Напиши, при каких условиях расставание становится жертвой
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
3. Расскажи соседу по парте или нарисуй, чем тебе приходилось
жертвовать.

Урок 20 Заповеди блаженства
1.Выпиши из текста на с. 64 – 67 заповеди блаженства
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Вставь пропущенные слова.
Слово «Блаженный» на старославянском языке _________.
Дух, ­ это то стремление души, которое влечёт человека к
________ .

Царство Небесное – это синоним ________ .
Грязь в сердце ­ это _______________________________.
Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему,
должен сам
_______________________________________________.
Если человек решил поступить по заповедям Христа, значит, он
признал Христа своим _______________________.

Урок 21 Зачем творить добро?
1.Составь и запиши 2­3 предложения со словами «добро» и «зло».
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Пользуясь текстом на 68­69, выпиши причины, по которым
христиане не становятся эгоистами.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.Допиши предложение.
Чтобы найти радость для своего сердца, христианин _____________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4.Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский.

Урок 22 Чудо в жизни христианина
1.Подпиши картину
___________________________

2.Вставь пропущенные слова:
Святая Троица: ________ , ________, ___________________.
3.Вставь пропущенные слова, пользуясь текстом на с. 70­71.

Для верующих людей чудо – это не обязательно видение _______
______ . Для христианина чудом может быть и встреча с тем
человеком, который только и мог __________ в трудной
ситуации.
_________________ ­ это видимое проявление внутренних
добрых свойств человека. Три главные христианские
добродетели – ___________, _____________, ________________ .
Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань
_________________________ .
4.Напиши, какие добродетели ты видишь у себя?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
5.Раскрась.

Урок 23 Православие о Божием суде
1.Вставь пропущенное слово.
Каждое доброе ил злое слово, сказанное любому из людей,
Бог принимает на свой счёт. Помощь, оказанная случайному
____________ или родной __________, это помощь Богу.
Оскорбление, нанесённое любому из ___________, Бог
принимает как ______________, нанесённое Ему, то есть
как Богохульство. Любой человек – посланник _________ на
____
________.
2.Выпиши из текста 2 ­3 предложения о том, как надо вести себя в
трудной жизненной ситуации.

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
________________________________________________________
А как в трудной ситуации ведёшь себя ты?
1. Продолжи предложения:
1) Божий суд называют Страшным потому, что:
а)Принятое Богом решение никогда не изменится,
то, что ты заслужил своей земной жизнью, то и
получишь в жизни вечной
б) Людям страшно думать о том, что будет после
смерти
в) Будет много страшных чудовищ
2)Человек предстанет перед богом для того, чтобы:

А) Обвинить других в своих ошибка
Б) Держать ответ за свои поступки в жизни.
В) Оправдаться в своих грехах.