Доклад: История создания романа Отцы и дети. История создания романа «Отцы и дети

Главные герои

  • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на доктора. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и традиционных взглядов его собственных родителей. Влюбляется в Одинцову. Умирает от заражения крови в конце романа.
  • Николай Петрович Кирсанов - помещик, либеральный демократ и отец Аркадия. В начале работы он стыдится подтвердить свою любовь к неаристократке Фенечке, но по примеру идеалов, представленных нигилистами, и с одобрением брата, он женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов - брат Николая Петровича, аристократ, гордый, самоуверенный, является ярым приверженцем либерализма. Он не может сдержать свою ненависть к Базарову.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов - недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Он также нигилист, хотя, кажется, это происходит от его восхищения Базаровым, а не от собственных убеждений.
  • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург и небольшой содержатель земли, а также крепостных крестьян. Образован и просвещён, он тем не менее чувствует, подобно многим, что сельская изоляция оставила его вне пределов досягаемости современных идей. Он таким образом сохраняет лояльность к традиционным путям, проявленным особенно в преданности к Богу и к своему сыну.
  • Арина Власьевна - мать Базарова, набожная последовательница православия . Она любит своего сына глубоко, но в душе она обеспокоена его отречением от всех вер.
  • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая развлекает друзей-нигилистов в своём имении. Поначалу она симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает теми же чувствами.
  • Екатерина Сергеевна Локтева - сестра Анны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.
  • Фенечка - мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме.

Примечания

Ссылки

  • «Отцы и дети» в Викитеке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Отцы и дети (роман)" в других словарях:

    Отцы и дети: Отцы и дети роман Тургенева Отцы и дети (фильм, 1957) Отцы и дети (фильм, 1958) Отцы и дети (фильм, 1983) Отцы и дети (фильм, 1992) Отцы и дети (фильм, 2008) Отцы и дети (РПА) … Википедия

    ОТЦЫ И ДЕТИ - Роман И.С. Тургенева*. Написан в 1859– 1861 гг., впервые появился в печати в 1862 г., то есть через год после отмены в России крепостного права. Посвящен памяти русского критика В.Г. Белинского, некоторые черты характера и взгляды которого… … Лингвострановедческий словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отцы и дети (значения). Отцы и дети Отцы и Дѣти … Википедия

    Отцы и дети (Тургенева) - роман в XXVIII главах. Посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского. Написан в 1861 г. Время действия 1859 г. Ни один из романов Т. не вызвал столько нападков критики на автора, как О. и Д. . Намерения Т. истолкованы критикой различно … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном… … Энциклопедия Кольера

    У этого термина существуют и другие значения, см. Что делать?. Что делать? Жанр: роман

    Философский роман литературоведческий термин, получивший распространение в XX веке. Этим термином обозначаются художественные произведения, написанные в романной форме, в сюжете или образах которого известную роль играют философские… … Википедия

    Своеобразная дилогия современного русского прозаика Владимира Сорокина (1995), одного из крупнейших представителей концептуализма (см. КОНЦЕПТУАЛИЗМ). Оба романа появились одновременно и были одинаково полиграфически оформлены. Сами слова норма и … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Отцы и дети. Версия 2. 0. Антология современного , Азнаурян Ованес, Сенчин Роман Валерьевич, Липскеров Михаил Федорович, Садулаев Герман Умаралиевич, Левенталь Вадим Андреевич, Буйда Юрий Васильевич, Гуга Владимир, Феденко Александр. Детство - жестокая пора. Если вас в детском саду никогда не заставляли мыть пол собственной рубашкой, если вы ночью не забирались на старые кладбища, чтобы побояться, и не дразнили во дворе…

Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Ему сразу же было суждено стать символом эпохи. Автор особенно четко выразил проблему взаимоотношения двух поколений.

Для понимания сюжета произведения предлагаем прочитать «Отцы и дети» в кратком содержание по главам. Пересказ выполнен учителем русской литературы, в нем отражены все важные моменты произведения.

Среднее время чтения – 8 минут.

Главные герои

Евгений Базаров – молодой мужчина, студент-медик, яркий представитель нигилизма, течения, когда человек отрицает все на свете.

Аркадий Кирсанов – недавний студент, приехавший в имение родителей. Под влиянием Базарова увлекается нигилизмом. В конце романа понимает, что не может так жить и отказывается от идеи.

Кирсанов Николай Петрович – помещик, вдовец, отец Аркадия. Живет в имении с Фенечкой, которая родила ему сына. Придерживается передовых идей, любит поэзию и музыку.

Кирсанов Павел Петрович – аристократ, бывший военный. Брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия. Яркий представитель либералов.

Базаров Василий Иванович – армейский хирург в отставке, отец Евгения. Живет в имении жены, небогат. Занимается врачебной практикой.

Базарова Арина Власьевна – мать Евгения, набожная и очень суеверная женщина. Малообразованна.

Одинцова Анна Сергеевна – богатая вдова, которая симпатизирует Базарову. Но спокойствие в своей жизни ценит больше.

Локтева Катя – сестра Анны Сергеевны, скромная и тихая девушка. Выходит замуж за Аркадия.

Другие персонажи

Фенечка – молодая женщина, у которой есть маленький сын от Николая Кирсанова.

Виктор Ситников – знакомый Аркадия и Базарова.

Евдокия Кукшина – знакомая Ситникова, разделяющая убеждения нигилистов.

Матвей Колязин – городской чиновник

Глава 1.

Действие начинается весной 1859 года. На постоялом дворе мелкий помещик Кирсанов Николай Петрович ждет приезда своего сына. Он вдовец, живет в небольшом имении и имеет 200 душ. В молодости ему прочили карьеру военного, но небольшая травма ноги ему помешала. Он отучился в университете, женился и стал жить в деревне. Через 10 лет после рождения сына, у него умирает жена, и Николай Петрович с головой уходит в хозяйство и воспитание сына. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург учиться. Там он прожил с ним три года и снова вернулся в свою деревню. Он очень волнуется перед встречей, тем более, что сын едет не один.

Глава 2.

Аркадий знакомит отца с другом и просит с ним не церемониться. Евгений – человек простой, и можно его не стесняться. Базаров решает ехать в тарантасе, а Николай Петрович с Аркадием усаживаются в коляску.

Глава 3.

Во время пути отец никак не может успокоить свою радость от встречи с сыном, все время старается его обнять, расспрашивает о друге. Аркадий немного стесняется. Он пытается показать свое равнодушие и разговаривает развязным тоном. Он все время оборачивается на Базарова, как будто боится, что тот услышит его размышления о красоте природы, о том, что ему интересны дела в имении.
Николай Петрович рассказывает, что имение не изменилось. Немного запинаясь, он сообщает сыну, что с ним живет девушка Феня, и тут же спешит сказать, что она может уехать, если Аркадий этого захочет. Сын отвечает, что это необязательно. Оба чувствуют неловкость и меняют тему разговора.

Разглядывая запустение, царившее кругом, Аркадий думает о пользе преобразований, но как их воплотить в жизнь он не понимает. Разговор плавно перетекает на красоту природы. Кирсанов старший пытается декламировать стихотворение Пушкина. Его перебивает Евгений, который просит у Аркадия закурить. Николай Петрович замолкает и молчит уже до конца пути.

Глава 4.

У барского дома их никто не встретил, только старый слуга и показавшаяся на миг девочка. Выйдя из экипажа, старший Кирсанов ведет гостей в гостиную, куда просит слугу подать обед. В дверях они сталкиваются с красивым и очень ухоженным пожилым человеком. Это старший брат Николая Кирсанова, Павел Петрович. Его безупречный вид сильно выделяется на фоне неопрятно выглядевшего Базарова. Состоялось знакомство, после которого молодые люди отправились привести себя в порядок перед обедом. Павел Петрович в их отсутствие начинает спрашивать брата о Базарове, внешний вид которого ему не понравился.

Во время еды, разговор не клеился. Все говорили мало, особенно Евгений. После еды, все сразу разошлись по своим комнатам. Базаров рассказал Аркадию свои впечатления от встречи с его родственниками. Они быстро уснули. Братья Кирсановы еще долго не спали: Николай Петрович все думал о сыне, Павел Петрович смотрел задумчиво на огонь, а Фенечка смотрела на своего маленького спящего сына, отцом которого был Николай Кирсанов. Краткое содержание романа «Отцы и дети» не передает всех тех чувств, которые переживают герои.

Глава 5.

Проснувшись раньше всех, Евгений отправляется на прогулку изучать окрестности. За ним увязываются мальчишки и все отправляются на болото ловить лягушек.

Кирсановы собираются на веранде пить чай. Аркадий отправляется к сказавшейся больной Фенечке, узнает о существовании маленького брата. Он радуется и пеняет отцу на то, что тот скрыл факт рождения еще одного сына. Николай Кирсанов растроган и не знает, что ответить.

Старших Кирсановых интересует отсутствие Базарова и Аркадий рассказывает о нем, говорит о том, что он нигилист, человек, который не принимает принципов на веру. Вернулся Базаров с лягушками, которых отнес в комнату для опытов.

Глава 6.

Во время совместного утреннего чая, в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу. Николай Кирсанов пытается перевести разговор в другое русло и просит Базарова помочь ему с выбором удобрений. Тот соглашается.

Чтоб как-то изменить насмешки Евгения в адрес Павла Петровича, Аркадий решает рассказать другу его историю.

Глава 7.

Павел Петрович был военным. Женщины его обожали, а мужчины завидовали. В 28 лет его карьера только начиналась, и он мог далеко пойти. Но Кирсанов влюбился в одну княгиню. У нее не было детей, но был старый муж. Она вела жизнь ветреной кокетки, но Павел сильно влюбился и не мог без нее жить. После расставания он очень страдал, бросил службу и 4 года ездил за ней по всему свету.

Вернувшись на родину, он попытался вести такой же образ жизни, как и раньше, но, узнав о смерти своей возлюбленной, уехал в деревню к брату, который в это время стал вдовцом.

Глава 8.

Павел Петрович не знает чем себя занять: присутствует при разговоре управляющего и Николая Кирсанова, заходит к Фенечке посмотреть на маленького Митю.

История знакомства Николая Кирсанова и Фенечки: три года назад он встретил ее в трактире, где дела у нее и ее матери шли плохо. Кирсанов забрал их в поместье, влюбился в девушку, а после смерти ее матери стал с ней жить.

Глава 9.

Базаров знакомится с Фенечкой и ребенком, говорит, что он врач, и, если возникнет необходимость, они могут без стеснения к нему обращаться. Услышав, как Николай Кирсанов играет на виолончели, Базаров смеется, чем вызывает неодобрение Аркадия.

Глава 10.

За две недели к Базарову все привыкли, но относились по-разному: дворовые его любили, Павел Кирсанов – ненавидел, а Николай Петрович сомневался в его влиянии на сына. Однажды, он подслушал разговор Аркадия и Евгения. Базаров назвал его отставным человеком, чем очень обидел. Николай пожаловался брату, который решил дать отпор молодому нигилисту.

Неприятный разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова, который стал утверждать, что следуя принципам, человек приносит пользу обществу. Евгений в ответ обвинил его в том, что он также живет бессмысленно, как и другие аристократы. Павел Петрович возразил, что нигилисты, своим отрицанием, только усугубляют положение в России.

Разгорелся нешуточный спор, который Базаров назвал бессмысленным и молодые люди удалились. Николай Петрович внезапно вспомнил, как давным-давно, будучи таким же молодым, поссорился с матерью, которая его не понимала. Теперь такое же непонимание возникло между ним и его сыном. Параллель отцы и дети – главное, на что обращает внимание автор.

Глава 11.

Перед тем, как отправиться спать, все обитатели имения были заняты своими размышлениями. Николай Петрович Кирсанов уходит в любимую беседку, где вспоминает жену и размышляет о жизни. Павел Петрович смотрит в ночное небо и думает о своем. Базаров предлагает Аркадию поехать в город и посетить старого друга.

Глава 12.

Друзья уехали в город, где провели время в компании друга семьи Базаровых Матвея Ильина, посетили губернатора и получили приглашение на бал. Давний знакомый Базарова Ситников пригласил их в гости к Евдокии Кукшиной.

Глава 13.

В гостях у Кукшиной им не понравилось, так как хозяйка выглядела неопрятно, вела бессмысленные разговоры, задавала кучу вопросов, но не ждала на них ответов. В разговоре постоянно перескакивала с предмета на предмет. Во время этого визита вперве прозвучало имя Одинцовой Анны Сергеевны.

Глава 14.

Приехав на бал, друзья знакомятся с Одинцовой, милой и привлекательной женщиной. Она проявляет внимание к Аркадию, расспрашивая его обо всем. Он рассказывает о своем друге и Анна Сергеевна приглашает их в гости.

Одинцова заинтересовала Евгения своей непохожестью на остальных женщин, и он согласился на визит к ней.

Глава 15.

Друзья приезжают в гости к Одинцовой. Встреча произвела впечатление на Базарова и он, неожиданно, сконфузился.

История Одинцовой производит впечатление на читателя. Отец девушки проигрался и умер в деревне, оставив двум дочерям разорившееся имение. Анна не растерялась и взялась за хозяйство. Встретила своего будущего мужа и прожила с ним 6 лет. Потом он умер, оставив молодой жене свое состояние. Она не любила городского общества и чаще всего жила в имении.

Базаров вел себя не так как всегда, чем очень удивлял своего друга. Он много говорил, рассуждал о медицине, ботанике. Анна Сергеевна охотно поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. К Аркадию она отнеслась как к младшему брату. В конце разговора она пригласила молодых людей к себе в имение.

Глава 16.

В Никольском Аркадий и Базаров познакомились с другими обитателями. Сестра Анны Катя была застенчива, играла на фортепьяно. Анна Сергеевна много разговаривала с Евгением, гуляла с ним в саду. Аркадий, которому она нравилась, видя ее увлечение другом, немного ревновал. Между Базаровым и Одинцовой зарождалось чувство.

Глава 17.

Во время проживания в имении, Базаров стал меняться. Он влюбился, несмотря на то, что считал это чувство романтической билебердой. Он не мог от нее отвернуться и представлял ее в своих объятиях. Чувство было взаимным, но они не желали открываться друг другу.

Базаров встречает управляющего своего отца, который рассказывает, что его ждут родители, они волнуются. Евгений сообщает об отъезде. Вечером между Базаром и Анной Сергеевной происходит разговор, где они пытаются понять, что каждый из них мечтает получить от жизни.

Глава 18.

Базаров признается Одинцовой в любви. В ответ он слышит: «Вы меня не поняли,» и чувствует себя крайне неловко. Анна Сергеевна считает, что без Евгения ей будет спокойнее и не принимает его признания. Базаров принимает решение уехать.

Глава 19.

Произошел не совсем приятный разговор между Одинцовой и Базаровым. Он сообщил ей, что уезжает, остаться может только при одном условии, но оно – несбыточное и Анна Сергеевна его никогда не полюбит.

На следующий день Аркадий и Базаров уезжают к родителям Евгения. Прощаясь, Одинцова выражает надежду на встречу. Аркадий замечает, что друг сильно изменился.

Глава 20.

В доме старших Базаровых их приняли хорошо. Родители очень обрадовались, но зная, что сын не одобряет такое проявление чувств, старались держаться сдержаннее. Во время обеда отец рассказывал, как он ведет хозяйство, а мать только и смотрела на сына.

После ужина Евгений отказался поговорить с отцом, сославшись на усталость. Однако, он не уснул до утра. В романе «Отцы и дети» описание отношений между поколениями показано лучше, чем в других произведениях.

Глава 21

В доме родителей Базаров пробыл совсем мало, так как ему было скучно. Он считал, что своим вниманием они мешают ему работать. Между друзьями произошел спор, который почти перерос в ссору. Аркадий пытался доказать, что так жить нельзя, Базаров не соглашался с его мнением.

Родители, узнав о решении Евгения уехать, сильно расстроились, но старались не показывать своих чувств, особенно отец. Он успокоил сына, что раз надо уехать, значит надо это сделать. После отъезда родители остались одни и сильно переживали, что сын их бросил.

Глава 22.

По дороге Аркадий решил завернуть в Никольское. Друзей встретили очень холодно. Анна Сергеевна долго не спускалась, а когда появилась, у нее было недовольное выражение лица и по ее речи было понятно, что им не рады.

В имении Кирсанов старших им обрадовались. Базаров стал заниматься оптами и своими лягушками. Аркадий помогал отцу в управлении имением, но постоянно думал об Одинцовых. Наконец, найдя переписку между матерями, своей и Одинцовой, он находит предлог поехать к ним в гости. Аркадий боится, что ему будут не рады, но одного его встретили тепло и радушно.

Глава 23.

Базаров понимает причину отъезда Аркадия и полностью отдается работе. Он уединяется и больше не спорит с обитателями дома. Он ко всем относится плохо, делая исключение только для Фенечки.
Однажды в беседке они много разговаривали, и, решив проверить свои мысли, Базаров поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович, который, молча, ушел в дом. Базаров чувствовал себя неловко, у него проснулась совесть.

Глава 24.

Павел Петрович Кирсанов оскорблен поведением Базарова и вызывает его на дуэль. Признаться домашним в истинных причинах они не хотят и говорят, что стрелялись из-за политических разногласий. Евгений ранит Кирсанова в ногу.

Испортив полностью свои взаимоотношения с Кирсановыми старшими, Базаров уезжает к своим родителям, но по дороге заворачивает в Никольское.

Аркадий все больше и больше увлекается сестрой Анны Сергеевны, Катей.

Глава 25.

Катя разговаривает с Аркадием и убеждает того, что без влияния друга он совсем другой, милый и добрый. Они пытаются объясниться друг другу в любви, но Аркадий, пугается и поспешно уходит. В своей комнате он находит приехавшего Базарова, который рассказал ему о том, что произошло в Марьино в его отсутствие. Встретившись с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки. Они говорят друг другу, что хотят остаться просто друзьями.

Глава 26.

Аркадий признается Кате в любви, просит ее руки и она соглашается стать его женой. Базаров прощается с другом, злобно обвиняя его в том, что он не годится для решающих дел. Евгений уезжает к своим родителям в имение.

Глава 27.

Живя в родительском доме, Базаров не знает чем заняться. Затем он начинает помогать отцу, лечит больных. Вскрывая умершего от тифа крестьянина, он случайно ранит себя и заражается тифом. Начинается горячка, он просит послать за Одинцовой. Анна Сергеевна приезжает и видит совершенно другого человека. Перед смертью Евгений говорит ей о своих настоящих чувствах, а потом умирает.

Глава 28.

Прошло полгода. В один день прошли две свадьбы, Аркадия с Катей и Николая Петровича с Феней. Павел Петрович уехал за границу. Вышла замуж и Анна Сергеевна, став спутницей не по любви, а по убеждению.

Жизнь продолжалась и только два старых человека постоянно проводили время на могиле сына, где росли две елочки.

Данный краткий пересказ «Отцы и дети» поможет понять основной замысел и суть произведения, для более глубоких знаний рекомендуем ознакомиться с полной версией.

Тест по роману

Хорошо запомнили краткое содержание? Пройдите тест, чтобы проверить свои знания:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 28163.


Творчество И.С. Тургенева стало огромным вкладом в развитие русской литературы. Многие его произведения хорошо знакомы читателям разных возрастов. Но самым популярным был и остается роман Тургенева «Отцы и дети», который стал ответом на многие вопросы современности писателя. История создания романа «Отцы и дети» началась в 1860 году, с замысла, посетившего Ивана Сергеевича.

Начальный этап

Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Тогда он задумывает крупную повесть, героем которой должен стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Начало работы

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа. Он чувствует огромное удовлетворение от своей работы. Его безумно привлекает образ Евгения Базарова. Но со временем он чувствует, что не может более работать в Париже. Писатель возвращается на родину.

Завершение романа

Возвращение в Россию дает Тургеневу возможность окунуться в атмосферу современных общественных движений. Это помогает ему завершить роман. Незадолго да конца работы над «Отцами и детьми» в России происходит знаменательное событие – отмена крепостного права. Последние главы произведения дописываются Иваном Сергеевичем в родном селе Спасском.

Первые публикации и споры

Впервые «Отцы и дети» явились миру на страницах популярного литературного издания «Русский вестник». Как и опасался Тургенев, неоднозначный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным гимном молодому нигилистическому течению.

Последняя редакция романа

После появления романа в «Русском вестнике» Тургенев занимается небольшой переработкой текста произведения. Он сглаживает некоторые особо резкие черты характера главного героя, и делает образ Базарова более привлекательным, чем в первоначальном варианте. Осенью 1862 года в печать выходит отредактированная версия романа. На титульной странице стоит посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому. Тургенев и Белинский были очень близкими друзьями, и благодаря влиянию Виссариона Григорьевича формировались некоторые общественные взгляды Ивана Сергеевича.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал уникальным произведением, отразившим вечное противостояние двух поколений не только в рамках отдельно взятого семейства, но и на уровне общественно-политической жизни целой страны.

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: И.С. Тургенев – создатель русского романа.

История создания романа "Отцы и дети"

Цели: выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева; познакомиться с историей создания романа «Отцы и дети».

Ход урока

  1. Лекция учителя

Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Роман был начат в 1860 году на о.Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

Проблема отцовства – одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков.

Действия в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

  1. Комментированное чтение

Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В.Г. Белинского».

Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского).

Задание.

I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

(В первой главе знакомимся с Н.П. Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Петр, слуга «новейшего» типа, приказания Н.П. Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. Во второй главе знакомимся с новым героем. Третья глава. Намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем.

Домашнее задание

Подготовить реферат «История создания романа «Отцы и дети»

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема: Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя (10 класс).

Цели: дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова; развивать умение анализировать изучаемое.

Ход урока

  1. Слово учителя
  1. Базаров – нигилист

Николай Петрович даёт определение слову нигилист - “…который ничего не признаёт”. Для Павла Петровича нигилист - это, прежде всего, тот, кто “не склоняется” ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены “существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве”. Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.

Сравним, определения, данные в словарях.

Учитель открывает доску:

Нигилизм - это..

  • (от лат, nihil - “ничто”) отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • “безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать”. (Толковый словарь В.Даля)
  • “голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка)

Запись первого определения нигилизма, сравнение определений и высказываний в тексте.

  1. Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?
  2. Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?
  1. Характеристика Базарова.

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Взгляды

Отношения с окружающими

Речь, лексика

Примерное заполнение

Внешность

Лицо выражает самоуверенность и ум, длинные волосы, красная рука, одет в балахон с кистями

Происхождение

Разночинец, отец – полковой лекарь

Воспитание

Домашнее, родители давали полную свободу. “Человек должен сам себя воспитывать”

Образование

Университет, естественные науки, будущий доктор

Взгляды

Нигилист (всё отрицает). “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”

Отношения с окружающими

Общается с крестьянами как с равными. С аристократами вступает в спор

Речь, лексика

Резкость в суждениях, нет иностранной речи

Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе.

Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем.

1. Чтение эпизодов (с. 62, 64, 70).

Работа над следующими вопросами:

  1. Что особенно автор выделил в портрете Базарова?
  2. Что дает портрет для понимания характера этого человека?
  3. Как представляется Базаров? Почему?
  4. Чем занимается Базаров?
  5. Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?
  1. Идеологический конфликт
  1. Спор об аристократии. Павел Петрович в аристократах видит основную общественную силу, когда-то она Англии дала свободу. Базаров - от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие - ничегонеделание
  2. Спор о принципах нигилистов. Базаров – “…в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом.Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение “всего” в обществе.
  3. С пор о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ - патриархальный, ценит предания, не может жить без религии. Базаров видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Он видит необразованность, суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.
  4. Расхождение во взглядах на искусство и природу. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”. Его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”. В природе видит только источник и поле человеческой деятельности. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Противником в этом споре становится Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Работа над следующими вопросами:

  1. Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой?
  2. Как отнеслись к ней Базаров и Аркадий?
  3. Кто же такая Одинцова?
  4. Любовь к Одинцовой.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое..., чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве. Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями.

Работа над следующими вопросами:

  1. Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?
  2. Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?
  1. Отношение к родителям.

Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”

  1. Смерть Базарова

Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

Работа над следующими вопросами:

  1. Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?
  2. Остаётся ли он нигилистом?
  1. Итог урока

Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность. Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.

Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе

Цели: рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее; научиться анализу произведения; развивать монологическую речь у учащихся.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Беседа по теме урока

Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука - показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
- Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:

Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения «сына», другому - любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
- Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он - сам по себе, а идеи - сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом - это дань моде, времени.

Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
- Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)
- Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
- Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)


II. Итог урока.

  1. Слово учителя.

В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети - это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.

Домашнее задание

Выписать цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Любовь в романе «Отцы и дети»

Цели: рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают выписанные цитаты из текста романа.

  1. Работа по теме урока
  1. Групповая работа с карточками.

Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р.
1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
Вывод. Эта любовь - любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки.
Группа 2. Николай Петрович и Фенечка.
1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?
2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?
Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
4. Сравните две сцены объяснения Базарова - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?
Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Группа 5. Аркадий и Катя.
1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?
Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.

  1. Итог урока.
  1. Слово учителя

Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора. К тому же они тоже раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, так как нигилизм - это порождение разума, а любить можно только сердцем.

Домашнее задание

Ответить на вопросы

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Смерть Базарова.

"Умереть так, как умер Базаров, -
все равно, что сделать великий подвиг" .

Писарев.

Цели: проверить и закрепить знания; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя; развивать устный речь.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Вступительная беседа

Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя - самые важные. По словам Д. И. Писарева: "Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное".

Тургенев вспоминает: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".

  1. Анализ сцены смерти

Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:

  1. Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова? ("фигура... обреченная на погибель"). Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.
  2. Как писатель показывает героя в момент смерти? "Когда я писал заключительные строки "Отцов и детей", я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись", - писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.
  3. Как Тургенев приводит своего героя к смерти?

Обратимся к последним станицам романа. Какое чувство вызывают последние станицы романа?

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг?

(В это момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя).

Какова причина смерти и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира .)

  1. Итог урока

В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

Домашнее задание

  1. Ответить на вопрос: Почему роман заканчивается смертью главного героя?

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению. Выбор темы

Цель: предложить учащимся несколько тем для написания сочинения и помочь в ыборе и составлении плана.

Ход урока

  1. Выбор темы сочинения
  1. Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева (По роману «Отцы и дети»).
  2. Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
  3. Столкновение Базарова с собственной теорией.
  4. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова).
  5. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

Примерные темы:

  1. Обсуждение темы «Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева».

1.Составление примерного плана:

1. Время создания романа «Отцы и дети»

2. Столкновение представителей отцов и детей.

3. Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?

  1. Обсуждение темы «Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
  1. Составление примерного плана:
  1. Основная проблематика романа.
  2. Тема «нового» человека – одна из главных в творчестве И.С. Тургенева.
  3. В чем автор видит суть взглядов «новых» людей.
  4. Причина несостоятельности взглядов героя.
  1. Обсуждение темы «Столкновение Базарова с собственной теорией».
  1. Составление плана:
  1. Конфликт отцов и детей как основа романа.
  2. Образ Базарова в романе «Отцы и дети».
  3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой.
  4. Восприятие романа критикой.

Домашнее задание

Написать сочинение по выбранной теме


Тяжело переживал Тургенев уход из "Современника": он принимал участие в его организации, сотрудничал в нем пятнадцать лет; с журналом была связана память о Белинском, дружба с Некрасовым, литературная слава, наконец. Но решительное несогласие с Чернышевским и Добролюбовым, нараставшее с годами, достигло кульминации. Что же раздражало Тургенева в добролюбовских статьях?

В рецензии на труд казанского философа Берви "Физиологическо-психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни" Добролюбов утверждал: "Ныне в естественных науках усвоен положительный метод, все выводы основываются на опытных, фактических знаниях, а не на мечтательных теориях... Ныне уже не признаются старинные авторитеты... Молодые люди... читают Молешотта... Фохта, да и тем еще не верят на слово... Зато г. Берви очень остроумно умеет смеяться над скептиками, или, по его выражению, "нигилистами".

В другой рецензии Добролюбов-"нигилист" так обличал писателей, любящих "поидеальничать": "Кто не убирал розовыми цветами идеализма - простой, весьма понятной склонности к женщине?.. Нет, что ни говорите, а... врачи и натуралисты имеют резон". Получалось, что чувство любви вполне объясняется физиологией, врачами и натуралистами.

В первом номере "Современника" за 1838 год Тургенев с нарастающим чувством возмущения прочел добролюбовскую рецензию на седьмой, дополнительный том Собрания сочинений Пушкина, подготовленный П. В. Анненковым. Пушкину приписывался взгляд на жизнь "весьма поверхностный и пристрастный", "слабость характера", "чрезмерное уважение к штыку". Утверждалось, что поздний Пушкин "окончательно склонялся к той мысли, что для исправления людей нужны бичи, темницы, топоры". Пушкин обвинялся в "подчинении рутине", в "генеалогических предрассудках", в служении "чистому искусству". Так бесцеремонно обращался молодой критик с творчеством поэта, которого Тургенев боготворил.

По зрелом размышлении можно было в какой-то мере оправдать такие полемические выпады молодым задором критика, возмущенного дружининскими статьями о Пушкине, проповедующими "чистое искусство". Но с какой стати за Дружинина должен расплачиваться Пушкин? И откуда у Добролюбова развивается столь пренебрежительное отношение к художественному слову?

Наконец, во втором и четвертом номерах "Современника" за 1859 г. появилась статья Добролюбова "Литературные мелочи прошлого года", явно полемическая по отношению к общественным и литературным взглядам Тургенева. По Добролюбову, современная прогрессивная молодежь видела в поколении сверстников Тургенева едва ли не главных своих врагов. "Люди того поколения, писал Добролюбов,- проникнуты были высокими, но несколько отвлеченными стремлениями. Они стремились к истине, желали добра, их пленяло все прекрасное; но выше всего был для них принцип... Отлично владея отвлеченной логикой, они вовсе не знали логики жизни..."

На смену им идет молодое поколение - "тип людей реальных, с крепкими нервами и здоровым воображением", отличающийся от "фразеров" и "мечтателей" "спокойствием и тихой твердостью". Молодое поколение "не умеет блестеть и шуметь", в его голосе преобладают "звуки очень сильные", оно "делает свое дело ровно и спокойно".

И вот с позиции этого поколения "реалистов" Добролюбов с беспощадной иронией обрушивался на либеральную гласность, на современную печать, где обсуждаются общественные вопросы. Для чего же с таким опрометчивым радикализмом надо губить на корню благородное дело гласности, для чего же высмеивать пробудившуюся после тридцатилетней спячки николаевского царствования живую политическую мысль? Зачем же недооценивать силу крепостников и бить по своим? Тургенев не мог не почувствовать, что из союзников либеральной партии молодые силы "Современника" превращались в ее решительных врагов. Совершался исторический раскол, предотвратить который Тургенев был не в силах.

Летом 1860 года Тургенев обратился к изучению немецких вульгарных материалистов, на которых ссылался Добролюбов. Он усердно читал труды К. Фогта и писал своим друзьям: "Ужасно умен и тонок этот гнусный матерьялист!" Чему же учат российских "нигилистов" эти умные немцы, их кумиры? Оказалось, тому, что человеческая мысль - это элементарные отправления мозгового вещества. А поскольку в процессе старения человеческий мозг истощается - становятся неполноценными как умственные, так и психические способности человека. Со времен классической древности старость была синонимом мудрости: римское слово "сенат" означало "собрание стариков". Но "гнусный матерьялист" доказывает, что "молодое поколение" вообще не должно прислушиваться к опыту "отцов", к традициям отечественной истории, а верить только ощущениям своего молодого мозгового вещества. Дальше - больше: утверждается, что "вместимость черепа расы" по мере развития цивилизации "мало-помалу увеличивается", что есть расы полноценные - арийцы, и неполноценные - негры, например.

В дрожь бросало Тургенева от таких "откровений". Ведь в итоге получалось: нет любви, а есть лишь "физиологическое влечение"; нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нет духовных наслаждений искусством - есть лишь "физиологическое раздражение нервных окончаний"; нет преемственности в смене поколений, и молодежь должна с порога отрицать "ветхие" идеалы "старичков". Материя и сила!

И в сознании Тургенева возникал смутный образ героя, убежденного, что естественнонаучные открытия объясняют в человеке и обществе буквально все. Что стало бы с таким человеком, если бы он попытался осуществить свои взгляды на практике? Мечтался русский бунтарь, разбивающий все авторитеты, все культурные ценности без жалости и без пощады. Словом, виделось какое-то подобие интеллектуального Пугачева.

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен "Формулярный список действующих лиц новой повести", где под рубрикой "Евгений Базаров" Тургенев набросал предварительный портрет главного героя: "Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая.- Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки".

Добролюбов в качестве прототипа здесь, как видим, указывается первым. За ним идет Иван Васильевич Павлов, врач и литератор, знакомый Тургенева, атеист и материалист. Тургенев относился к нему дружески, хотя его часто смущала и коробила прямота и резкость суждений этого человека.

Николай Сергеевич Преображенский - приятель Добролюбова по педагогическому институту с оригинальной внешностью - маленький рост, длинный нос и волосы, стоящие дыбом, несмотря на все усилия гребня. Это был молодой человек с повышенным самомнением, с бесцеремонностью и свободой суждений, которые вызывали восхищение даже у Добролюбова. Он называл Преображенского "парнем не робкого десятка".

Нельзя не заметить, что в первоначальном замысле фигура Базарова выглядит очень резкой и угловатой. Автор отказывает герою в душевной глубине, в скрытом "художественном элементе". Однако в процессе работы над романом характер Базарова настолько увлекает Тургенева, что он ведет дневник от лица героя, учится видеть мир его глазами. Работа продолжается осенью и зимою 1860/61 года в Париже. Писатель-демократ Николай Успенский, путешествующий по Европе, обедает у Тургенева и бранит Пушкина, уверяя, что во всех своих стихотворениях наш поэт только и делал, что кричал: "На бой, на бой за святую Русь!" Еще один образчик базаровского типа берется на заметку, еще одна русская натура "при широком взмахе без удара", как говаривал Белинский. Но в Париже работа над романом шла медленно и трудно.

В мае 1861 года Тургенев вернулся в Спасское, где ему суждено пережить утрату надежд на единство с народом. Еще за два года до манифеста Тургенев "завел ферму", то есть перевел своих мужиков на оброк и перешел к обработке земли вольнонаемным трудом. Но никакого нравственного удовлетворения от своей хозяйственной деятельности Тургенев теперь не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк, отказываются подписывать уставные грамоты и вступать в какие бы то ни было "полюбовные" соглашения с господами.

В такой тревожной обстановке писатель завершает работу над "Отцами и детьми". 30 июля он написал "блаженное последнее слово". По пути во Францию, оставляя рукопись в редакции "Русского вестника", Тургенев попросил редактора журнала, М. Н. Каткова, обязательно дать прочесть ее П. В. Анненкову. В Париже он получил сразу два письма с оценкой романа: одно от Каткова, другое от Анненкова. Смысл этих писем во многом совпадал. И Каткову, и Анненкову показалось, что Тургенев слишком увлекся Базаровым и поставил его на очень высокий пьедестал. Поскольку Тургенев почитал за правило в любом, даже самом резком замечании видеть долю истины, он сделал ряд дополнений к роману, положил несколько штрихов, усиливающих отрицательные черты в характере Базарова. Впоследствии многие из этих поправок Тургенев устранил в отдельном издании "Отцов и детей".

Когда работа над романом была завершена, у писателя появились глубокие сомнения в целесообразности его публикации: слишком неподходящим оказался исторический момент. Поэт-демократ М. Л. Михайлов был арестован за распространение прокламаций к юношеству. Студенты Петербургского университета взбунтовались против нового устава: двести человек были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. В ноябре 1861 г. скончался Добролюбов. "Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений,- писал Тургенев своим друзьям,- человек был даровитый - молодой... Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!"

По всем этим причинам Тургенев хотел отложить печатание романа, но "литературный купец" Катков, "настойчиво требуя запроданный товар" и получив из Парижа исправления, уже не церемонился. "Отцы и дети" увидели свет в самый разгар правительственных гонений на молодое поколение, в февральской книжке "Русского вестника" за 1862 год.