Литературные штампы примеры. О вреде и пользе штампов. Штамп как литературный прием

Только выяснила, что эту статейку я на БС еще не публиковала. Хотя, может, эта статья засветилась в одном из наших журналов, может, статья писалась для Типичного писателя. Если честно, я не помню:D

Литературный штамп - это бич любого автора, как начинающего, так и продвинутого. Но многие с трудом понимают, что это такое и как с этим бороться, а некоторые всерьез задаются вопросом "А надо ли?".

Литературный штамп - это клише, на котором начинающие авторы пытаются построить текст, искренне полагая, что это тот недостающий бантик, которого так не хватает произведению.
Лит. штампом можно назвать словосочетание или даже предложение, на которое вы можете натолкнуться в произведениях разных авторов, пишущих в разных жанрах.
Литературный штамп как кусочек паззла, закрывающий пропущенные дырки, а иногда и выражающий полную картинку.
И в то же время литературный штамп - уже давно не загадочный "зверь", который никого не удивляет.

Данное понятие можно разделить на два вида: сюжетный штамп и языковой. И, по моему скромному мнению, у каждого вида есть как свои плюсы, так и минусы.
Если рассуждать о сюжетных клише, то тут формула выведена еще давным-давно:

1. Исключительная личность, этакий "байронический герой", отличающийся от других какими-то особыми качествами или знаниями.
Но такой пункт сложно отнести к минусам, потому что читать про заурядного человека без царька в голове, без конфликта с обществом, с самим собой или без особых способностей попросту неинтересно. В этом случае жанр определяет характер героя и его поведение. Если в антиутопии персонаж борется с системой, исходя из своих способностей, то в фэнтези меча и магии герой отличается особыми умениями или, наоборот, нетипичными неумениями.
Внежанровая проза в данном вопросе маловосприимчива к подобным штампам личности. Если же говорить о лирике, то неосязаемого героя, которого никто не понимает, можно встретить в шести стихотворениях из десяти.

2. Путь. Главный герой, переступая через все трудности, упрямо шагает к особой Цели, расшвыривая по пути злодеев или борясь с оными в честной схватке. Насколько схватка честна, вопрос спорный, так как если это в борьбу вовлечен основной персонаж, то мы заочно уверены, что он не умрет в самом начале и точно доживет до конца повествования (если автор, конечно, не Мартин или его последователь-подражатель).

Если два предыдущих штампа можно отнести к общим, которые можно встретить во многих произведениях, то также есть не менее популярные клише. Например, размышления героя перед дорогой к великой Цели (или даже первоначальный отказ и сомнения в себе: “Но как маленький хоббит справится с такой миссией?”), влюбленность в главного антагониста, наличие “мудреца” (в этой роли может выступать и гусеница, курящая кальян), мщение за погибших родителей, спасение всех и вся, даже если мир был на волоске от гибели. После этого, как правило, герой начинает умирать, но ему на грудь бросается прекрасная дева или не менее чудный дев и заливает всю грудь почти бездыханного слезами, которые, возможно, имеют чудотворный эффект.

Подобные штампы можно перечислять бесконечно, и хорошо, когда автор видит и понимает свою ошибку. Но вопрос “ошибка ли?” для многих писателей так и останется спорным. Я считаю, писатель может получать истинное удовольствие от своих героев и сюжета, несмотря на то, что персонажи точные копии многих других, а похожий сюжет можно встретить через книжку на полке бестселлеров. У автора может быть поистине удивительный слог или глубокие размышления, пущенные витиеватой дымкой между строк. Да и читатель зачастую упрямо забивается в свой мир и не хочет открывать различные грани литературы, требуя у Google названия книг определенного жанра. "Книга, похожая на..." - хоть раз каждый из нас начинал свое путешествие в новое произведение именно с этих строк. А плохо ли это? Решать именно вам.

Однако вернемся к рассуждению о главном, а именно о речевом стилистическом штампе (в дальнейшем РСШ). Что это за фрукт и с чем его едят?

По сути, лишнее неоригинальное уточнение, которое с легкостью можно заменить или выбросить, но автор искренне уверен, что и так красиво и литературно (часто ставится интуитивно).
Подобное клише также можно разделить на два типа: речевой и стилистический.
Если рассматривать данные виды параллельно, то стилистический штамп - это стилистическая ошибка в тексте, которая, по мнению автора и некоторых читателей, придает тексту определенную красоту. Подобных ошибок превеликое множество, предлагаю изучить (вспомнить) некоторые из них:

1 . Паронимы - слова, сходные по звучанию, но разные по значению. К примеру, языковой-языковый, равный-ровный, предоставить-представить, усвоить-освоить и другие. Согласитесь, что неверное употребление вышеуказанных слов могут привести к ошибочному пониманию смысла: “Предоставив вошедшего окружающим, мистер Х опять сел в кресло” (предоставив - отдав в пользование, чувствуете иронию?).

2 . Тавтология - слово, термин, определение, повторяющее в иной форме ранее написанное. Очень часто употребление существительного вкупе с прилагательным. "Масло масляное" легко заметить в тексте, скажете вы. Да, если подобные слова находятся рядом: “Наряду с этими причинами он руководствовался рядом других. (наРЯДу - РЯДом)” . Логичнее было бы написать “Наряду с этими причинами он руководствовался и другими”.

3 . Нанизывание слов в одинаковых падежных формах, близко стоящих друг к другу. Для ясного понимания сразу приведу пример: “С целью избежания возможности возникновения опасности”. Подобные цепочки слов создают монолитный и непонятный кусок текста. К тому же авторы иногда и с самими падежами ошибаются. Чтобы сбить эту паутину, можно использовать союзы “чтобы”, “который” или выкинуть громоздкое слово.
Решение: “Чтобы избежать возникновения опасности”

Мало того, что авторы иногда и с самими падежами ошибаются, так еще и ставят рядышком одинаковые. К примеру,
С целью избежания возможности возникновения опасности... (пример не мой).
Для того, чтобы сбить эту паутину можно использовать союзы "чтобы", "который", но не переусердствовать, что тоже будет считаться ошибкой.
Решение:
Чтобы избежать возникновение опасности...

В общем, стилистических ошибок, которые смело можно причислить к штампам, огромное количество. Но у меня, увы, регламент, потому перейдем к ошибкам речевым.

Речевой штамп - это клише, в которое входят некоторые “модные” словечки, фразы, словосочетания, образы. Пожалуй, данный представитель - один из самых серьезных и опасных литературных штампов. Писатель, использующий подобные слова, не может выработать свой стиль, создать авторскую индивидуальность, потому что использует фразы, уже вошедшие в историю клише. К примеру, “мороз крепчал”, “пулей выскочить”, “гулко отдавались шаги”, "пройдя весь путь", "грудь высоко вздымалась", "орлиный взгляд", "загадочная русская душа", "строить глазки", "упасть в объятия", "блондинка с голубыми глазами" и, поверьте, многие другие!

Вред подобных слов-меток я уже обозначила: автор не развивает свой слог, в то время как полки перегружены “литературой”, будто написанной одним и тем же писателем. Использование подобных “фразеологизмов” - проблема каждого начинающего автора, и избежать ее не выйдет, нужно бороться. Однако читателю очень удобно: не надо напрягать мозги, потому что подобные клише навевают знакомые образы за счет своей популярности. Именно поэтому я отважусь данный штамп назвать литературным приемом (да закидают меня филологи тухлыми помидорами и старыми тапками), используемым автором для налаживания связи с читателем. Чем проще, доступнее и привычнее написано, тем больше читателей будет у произведения.

К сожалению, мало кто задумывается о многогранности литературы, двойственности смыслов, о возможности порассуждать над одной и той же сценой с разных ракурсов. Мало кому интересно, что именно хотел донести автор, и большинство жаждет “рассказа в лоб”. Развивает ли это современную литературу? Нет. Есть ли шанс добиться настоящего признания с таким повествованием? Нет. Если текст строится на вышеуказанных штампах, то на ваше произведение повесят клеймо “легкое чтиво”, которое никогда не войдет в литературные анналы. Впрочем, можете поспорить.


Какие ошибки наиболее часты во всех литературных работах, присланных на конкурс "Золотое перо"?
- Если начало кишит литературными штампами, вроде «мороз крепчал», «солнце садилось», «ветер дул», «глаза голубые», «он побледнел», «она побледнела» и вроде этого, далее ни один уважающий себя член жюри просто читать не станет. Если есть грамматические ошибки - тоже. Классика жанра: «памагаю атстающим па рускаму изыку». О каком Золотом пере в таком случае может идти речь?
Если есть повторы слов: он, она, они, был, была, были и другие - ну, просто неприятно. Вспомните - Пушкин силен тем, что у него на странице не повторяется ни одно слово! Прочтите еще раз свои стихи. Уберите слова: «любовь», «луна», «звезды», «ты», «я», «сон», «злой», - станет вам же легче дышать. Уберите из сказок «избитых» героев вроде эльфов, троллей и фей, а еще королей и принцесс… Если в поэтической вещи глагол рифмуется с глаголом, существительное с существительным, прилагательное с прилагательным, особенно одинаковыми по слоговому размеру – это грубейшие ошибки. Они оправданны только, если идет акцент именно на такую рифмованную форму реверса. «Ботинок и полуботинок» - тоже не рифма! Есть и так называемая «вода», не видимая автором. Это лишние четверостишия, либо предложения, либо даже целые страницы, от которых легко можно отказаться. Избегайте смысловой и словесной тавтологии. Чехов писал, например, свои рассказы так. Напишет, даст отлежаться. Потом первые пару страниц выбросит. А Хэмингуэй искал удачную начальную фразу, типа «колокол, который звонит по тебе». Если эта фраза есть, считай, есть и роман… То же самое касается конкурсного произведения. Ищите своего личного куража! Если есть кураж мысли, считайте, что перо уже на лацкане вашего пиджака!"
Из статьи "Литературные проблемы страны советов".


В приведенном отрывке обозначены наиболее грубые из ошибок, встречающихся в работах начинающих авторов.
Меня заинтересовала расстановка приоритетов организатором конкурса: акцент делается в первую очередь не на безграмотности большинства юных сочинителей, как, казалось бы, одной из самых важных и острых проблем современной молодежной прозы, но на вопросе о допустимости применения так называемых литературных штампов в художественных текстах. Посему мне хотелось бы остановиться на этой теме несколько подробнее.
По единогласному мнению критиков и искушенных читателей, штампы - клеймо, отделяющее плевелы от пшеницы, и в качественной литературе недопустим следующий набор клише:


"Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "пулей выскочить", "смущенно покраснеть", "распахнуть доверчивые глаза", "первые крупные капли дождя", "мороз, посеребривший...", "гулко отдавались шаги", "женщина удивительной судьбы", "пройдя весь путь", "обжигающий чай", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "в гордом одиночестве", "виновник торжества", "закат, позолотивший...", "грозное оружие", "нежная дымка", "румяное яблоко", "руки как крылья", "лебединая шея", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "мех как бархат", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "непредвиденное стечение обстоятельств", "в бесплодных попытках", "стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "герой не ее романа", "внутри все похолодело", "жаркие объятия", "зеленая красавица", "сон праведника", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "с веселой хитринкой", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое создание", "походка пантеры/кошачья походка", "на город пали сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "смеркалось", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам, как шелк", "глаза, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "галантный француз", "чопорный англичанин", "загадочная русская душа", "яркие звезды/пышная растительность", "жертва страсти/любви", "солнце садилось", "ветер дул", "голубые глаза", "он побледнел", "ломкая психика", "мрачные глубины", "строить глазки", "чуткая душа", "трепетное сердце", "годы несутся, словно конь", "время, злой палач", "пышное цветение", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "волшебный мир детства", "заботливые материнские руки", "суровый взгляд отца".


Поэтические штампы:
"Кровь-любовь-морковь-вновь-", "вечность-бесконечность", "люблю-молю/обижу-увижу" (а также другие глагольные рифмы), "никогда-навсегда", "слезы-грезы", "день-тень", "дом-том-ком", "тепло-светло", "небо-не был", "время-бремя", "знамя-пламя", "воспоминания-страдания", "роза-мороза-мимоза".


Безусловно, это далеко не полный каталог литературных шаблонов, однако, вчитываясь в данную подборку кочующих из книги в книгу метафор и образов, я обратил внимание, что некоторые из перечисленных "штампов" в действительности являются устойчивыми выражениями ("кошачья походка", "выскочить пулей") и традиционными описательными приемами, важными для передачи достоверной информации о внешних и внутренних особенностях персонажа ("холодный/ледяной взгляд") или специфики того или иного явления ("яркие звезды"). Это свойственные для любого языка слова-метки, замена которых новоизобретенными фразеологизмами может привести к определенного рода недопониманию между читателем и автором текста. "Я, конечно, могу поменять штамп, и, например, заявить, что "фонарь" отныне буду считать "светарем", по созвучию со словом "свет", или даже "тапримаком" безо всякого созвучия с чем-либо, но это вряд ли продуктивно" © staruschka57
Поскольку для мироздания характерны четкие, устойчивые законы, описываемые людьми явления и понятия остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Следовательно, искать оригинальные обозначения для предметов, знакомых каждому человеку с детства, не имеет смысла, и употребление штампов в подобных случаях оправдано и уместно.
Поползновения включить в число запрещенных клише такие словосочетаний, как "голубые глаза" и "лунный свет" заставляют меня подозревать современных литературных критиков в некомпетентности. "Блондин/блондинка с голубыми глазами", "стелющийся над озером туман", "лунный свет, озаряющий тропы", вне всякого сомнения, являются стереотипными образами, присущими 90% художественных произведений, но это формы, придуманные не людьми, а той высшей и не менее стереотипной инстанцией, которую принято называть Богом или природой.
Вся человеческая жизнь состоит из "штампов". Повторяются житейские ситуации, повторяются мысли и действия, улыбки и истерики, праздники и злоключения. Повторяются слова. И в реалиях повседневности они почему-то не кажутся устаревшими или неуместными.
Литература описывает ту же самую жизнь, пусть и облекая ее в сплетение витиеватых и красочных фраз, и использование шаблонных формулировок - лишь способ активизировать эмоциональное восприятие текста, изначально лишенного визуальных и слуховых образов. Искусные манипуляции штампами создают иллюзию простоты изложения, дают возможность легкого понимания предложенных писателем или поэтом событий. Когда человек пропускает через призму сознания давно знакомые образы и обозначения, он способен достовернее сопоставить в уме выдумку и реальность, в то время, как к непривычным представлениям о действительности ему прежде необходимо адаптироваться, что значительно замедляет процесс уяснения заложенных в тексте идей. Более того, в погоне за оригинальностью зачастую утрачивается первоначальный смысл произведения, поэтому избегать стоит не штампов, а неумелого новаторства.
Однако я не стану отрицать, что употребление шаблонных формулировок должно быть обдуманным и осторожным: если есть возможность вычеркнуть лишнее слово - всегда будет разумно его вычеркнуть.


Наиболее распространенные сюжетные штампы:
- Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.
- Герой мстит за погибших родителей.
- Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ей/ему жизни.
- Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы.
- Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства в придачу.
Решающий поединок героя со злодеем.
- Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением.
- Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.
- Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.
- В ответственный момент лучший друг предает главного героя.


Совет: Нередко писатель часами бьется над абзацем, а он не получается – хоть ты тресни! Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние. Как быть? Записать мысль – что именно надо отразить в этом абзаце – и двигаться дальше. Можно даже целый роман написать этой «скорописью», а потом отредактировать.

Штамп (литератур.) Штамп языковой и литературный, выразительные средства языка и литературы, которые стереотипно воспроизводятся в текстах (главным образом в беллетристике ) и воспринимаются как признаки «клишированности» мысли, мнимые «стилистические красоты». Наборы модных словечек, словосочетаний и фраз, тем и сюжетов, шаблонных образов, инерция приёмов «готовой художественности» влияют на всех, пользующихся языком. Чаще всего Ш. проявляется в т. н. «формулах» художественной речи: «чёрное золото» (и рабы, и уголь, и нефть); некоторые структуры заглавий («Когда...», три соположенных существительных в именительном падеже и т.п.). Угрозу Ш. таят в себе многочисленные «писательские экскурсии» в страну детства в современной советской литературе, серийные обращения к образам розы и соловья в тюркоязычной поэзии, рифмы типа «моя ‒ не тая». Некритическое отношение к Ш. мешает проявлению творческой индивидуальности, делая писателя и любого говорящего жертвой «инерции стиля». Но в разных сферах общения ‒ в быту, в науке, публицистике, художеств. литературе и т.д. ‒ отношения между Ш., экспрессией и стилистически нейтральными элементами языка (которые тоже постоянно воспроизводятся в речи) не совпадают. Чуткий художник всегда находит способы преобразования Ш. (так, например, модное слово «окоём» окружено тонкой иронией строчки поэта А. Межирова «Владыки и цари глядят за окоём...»). Тенденции Ш. к распространению, превращению его в общее «правило» противостоит стремление писателей к созданию собственных «поэтических правил», к «новизне материала и приёма» (В. Маяковский, «Как делать стихи?»). Границы между «формулами» как устойчивыми единицами художественного языка и общеязыковой фразеологией ,свободной от примет банального словоупотребления, подвижны. Так, выражение «невооружённым глазом» может ещё восприниматься и как Ш., но словари уже фиксируют его превращение в стилистически нейтральный фразеологизм.

Лит.: Костомаров В. Г., Русский язык на газетной полосе, М., 1971; Шмелев Д. Н., Слово и образ, М., 1964; [Григорьев В. П.], Художественная речь, в кн.: Книга о русском языке, М., 1969.

В. П. Григорьев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Штамп (литератур.)" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт … Википедия

    К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… … Литературная энциклопедия

    ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА. Собственно П. л. называется лит pa, существующая с IX в. нашей эры до наших дней, написанная на персидском (иногда точнее определяемом как новоперсидский) языке. В широком смысле однако иногда говорят о П. л., имея в… … Литературная энциклопедия

Все мы не раз встречали литературные штампы на страницах книг, журналов, газет. Иной раз откровенно смеялись над ними, настолько они были заезжены и нелепы.
Если количество штампов и банальностей в тексте зашкаливало, то мы откладывали книгу в сторону и больше уже к ней не возвращались.

Конечно, совсем без штампов обойтись невозможно. Вся наша жизнь, если брать ее в масштабах Вселенной - не что иное, как набор штампов: родился, учился, женился, размножился, умер:)

Однако не помешает иметь под рукой список литературных штампов, для того чтобы выпалывать их из своих текстов.
Конечно, я не призываю выплескивать с водой младенца, чувство меры пока еще никто не отменял. Главное, чтобы текст не состоял из ОДНИХ банальностей. И если вы выловите парочку штампов в своем тексте, подумайте, чем их можно заменить, чтобы произведение было свежим, оригинальным и несло на себе отпечаток вашей индивидуальности. Итак:

СПИСОК НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХ ШТАМПОВ

Описание героя/героини

Роковая женщина
- длинноногая блондинка
- голубоглазая блондинка
- столичная штучка
- осиная талия
- лебединая шея
- мраморно-белая кожа
- холодна, как лед
- длинные тонкие пальцы
- бездонные глаза
- невинный взгляд
- высоко вздымающаяся грудь
- по-кошачьи грациозна
- трепетное сердце
- тоненькая как тростинка
- женщина удивительной судьбы
- руки как крылья
- печаль в глазах
- распахнутые доверчивые глаза
- хитрый прищур глаз,
- непокорные вихры
- усталые и добрые глаза
- серебристая седина
- волевой подбородок
- ледяной взгляд
- рыдания сотрясали его могучее тело
- чуткая душа
- трепетное сердце
- заботливые материнские руки
- натруженные мозолистые руки
- суровый взгляд отца
- скупая мужская слеза
- загадочная русская душа

Место действия

Город на Неве (Петербург)
- туманный Альбион (Англия)
- берега туманного Альбиона
- Москва златоглавая
- Москва белокаменная
- Киев, мать городов русских
- город греха и разврата
- Нью-Йорк - город контрастов
- заштатный городишко
- провинциальная дыра

Действия

Разнести в пух и прах,
- разделать под орех,
- бросить обвинения
- смело идти по выбранному пути
- обрести долгожданную свободу
- храбро сражаться до самой смерти
- достучаться до сердца
- спать сном праведника
- прильнуть к губам (или к чему-то еще)

Ну, и остальное

Ночь догорала как свеча
- мороз крепчал
- пушистый снег, падающий крупными хлопьями
- первые крупные капли дождя
- дорога к храму
- так хочется тепла и любви
- годы, словно конь, несутся вскачь.
- боль утрат
- усталые, но довольные
- воцарилась тишина
- в гордом одиночестве
- оскорбленная невинность.

Этот список можно продолжить в комментариях. Наверняка существует еще масса штампов, поэтому, боюсь, он будет длинным.

От чего зависит количество штампов в тексте? От уровня начитанности, насмотренности и общей культуры. Обилие штампов и банальностей выдает заурядную личность с ограниченным сознанием, не отягощенным эрудицией и интеллектуальными упражнениями:)
Что лечит от штампов? Чтение ХОРОШЕЙ литературы и общее расширение кругозора.

Однако даже при самых похвальных намерениях вряд ли кому-то из нас удастся совсем избавиться без штампов, ибо мы их впитали и часто не замечаем.
Так будем хотя бы к этому стремиться!

Редакторы, критики и даже читатели любят искать штампы. Порой кажется, что этот поиск сродни сбору грибов. «А заглянем сюда… - наверняка спрятался, голубчик!» И если спрятался/найдут, тут же вычёркивают и разводят руками: «Ну, батенька, это - графоманство!»
Встретила статью «Штампы - «за» или «против»» http://zhurnal.lib.ru/b/bioversum/stamps.shtml . и решила поговорить на эту спорную тему. Итак, штамп - это "шаблон", "трафарет", "стандарт".
В литературе "штамп" - это устоявшиеся сюжетные ходы, приёмы или речевые обороты.
Так почему же устоявшиеся ходы - это плохо?
«Я тебя люблю» - штамп, «достучаться до сердца» - штамп. «Москва златоглавая», «заботливые материнские руки», «хитрый прищур глаз» - тоже штампы.
Что здесь неверного? Типичные примеры устоявшихся речевых оборотов.

Известно, что есть штампы - сюжетные , а есть - речевые .
В первом случае - повторение типичных ситуаций, сюжетных ходов; во втором - устойчивые выражения и словосочетания.
Почему многие произведения (даже хорошо написанные) летят в корзину? Ничего оригинального! Всё это мы уже видели. Родился, учился, женился, развёлся, теперь мается. Значит, читателя (и, прежде всего, редактора) надо чем-то удивить. Вроде бы и типичная ситуация, да не совсем. И образы хорошо прописаны, и переживания интересней, и мысли героев - особенные. А чтобы бороться с речевыми штампами, надо включить внутренний слух. И избавиться от замыленного взгляда. И не бояться критиков. Ведь критериев штампов не существует, и критериев отличия штампов от нештампов тоже нет.
Из статьи, которую я упоминала:
"Творчество - не конвейер, конечно, его продукты должны отличаться некоторым разнообразием. Вот тут и надо проявить изобретательство и смекалку, и поучиться этому у самой природы. То, что у человека две руки, две ноги и одна голова - это может быть и штамп. Но чтобы ему придать индивидуальность, не обязательно приделывать третью ногу или клешни вместо рук. Так же и велосипед с круглыми колёсами можно модифицировать и совершенствовать, адаптировать для езды по горам, но он всё равно останется велосипедом с круглыми колёсами, узнаваемым и похожим на своих собратьев. А вот какой-нибудь мудрёный, оригинальный и сногсшибательный дизайн, навроде стилизации под баобаб, пусть и индивидуален, зато функционально бесполезен. Так что надо учиться не уходить от штампов радикальным способом, а отыскивать пресловутую индивидуальность, не выходя из рамок приличного и допустимого.
Так же и в литературе. В погоне за оригинальностью порой можно настолько обособиться в своей индивидуальности, что она окажется никому не нужна".