Состояние и тенденции развития современной российской культуры. Культура современной россии. Что было - то не прошло

Доброе время суток, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков. Сегодня представляю Вашему вниманию новую статью про современную российскую культуру. Данная тема входит в перечень тем из кодификатора ЕГЭ по истории. А стало быть, может проверяться в тестах. Сразу скажу что статья написана нашим новым автором. Так, что это, так сказать, проба пера. 🙂

Итак, поехали!

Как все мы знаем, 90-е годы XX века были ознаменованы распадом СССР, и соответственно, единая культура, которая существовала в Советском Союзе, также распалась на более мелкие – субкультуры. А поскольку культур стало больше, то между ними стало нарастать напряжение, так как все они по своей сути были разными и уже не могли сосуществовать вместе в едином социокультурном пространстве.

Новое же государство, которое сформировалось после распада Советского Союза оказалось в совершенно новых условиях – как экономических так и политических. В новой среде оказалась и современная культура России. С одной стороны, она больше не подвергалась влияние цензуры. С другой — культура потеряла важного для себя заказчика – государство.

Вследствие этого (ведь нормы и правила больше никто не диктовал!) культуру следовало заново формировать самому народу, в том числе и создавать новый стержень. Естественно, все это явилось причиной многих разногласий. В итоге мнения разделились на два лагеря: одни считали, что отсутствие общей идеи у культуры – это кризис, другие же говорили обратное – это естественное явление.

Таким образом устранение идеологических барьеров создало благоприятную почву для создания духовной культуры. Но тяжелый экономический кризис и тяжелый переход к рыночной экономике способствовали ее коммерциализации. Духовная культура переживала в 90-е острый кризис, поскольку объективно нуждалась в поддержке государства. А этой поддержки из-за кризиса не было.

Одновременно резкое разделение происходило между элитарной и массовой современной российской культурой, а также между старшим поколением и младшим. Вместе с этим доступ к материальным и культурным благам рос неравномерно, что делало формирование новой культуры еще более тяжелым процессом. Так что же все-таки представляет собой современная культура России?

Музыка

В современном мире музыка всегда – средство самовыражения, почти всегда – отличительный признак и редко – потакание моде. Если говорить о современной российской музыке и культуре, то остались в прошлом массово бурные встречи новых альбомов. Люди в ожидании чаще переключаются на новых для себя исполнителей, выискивая новых и новых фаворитов; новому альбому радуются, но без фанатизма, как, например, во времена битломании. Слушателей вообще можно разделить на две категории: ценители и любители.

Ценители покупают альбомы, слушают их часами, разбираются в биографиях певцов и к акту прослушивания музыки относятся как к священнодействию. Они все знают о жанрах и текстах, и непременно укажут Вам на неправильно произнесенное название песни. Любители же могут перечислить названия групп, возможно, вспомнят имена популярных солистов, но назвать себя приверженцами какого-либо жанра или группы не смогут.

По-сути это меломаны, слушающие все подряд. Некоторые же вообще десятилетиями слушают одно и то же, что-нибудь двадцатилетней и более давности, напоминающее об их молодости. Это могут быть Юрий Визбор, Михаил Круг и Шопен одновременно – потому что Визбора пели в школьные годы, Круга в студенческие, а Шуберта в детстве играл отец.
Здесь-то и заходит речь о самовыражении. Неизменно переслушивать песни одной или нескольких групп всю жизнь или всегда слушать классику невозможно, все равно когда-то и рок «ложится на душу», и попса…

Можно сказать о музыке как об имидже: традиционно люди среднего возраста должны любить бардов и классику, пенсионеры – классику и что-нибудь «напевное, мелодичное». 40-летний рокер и 65-летняя любительница диско хотя и встречаются все чаще и чаще, все равно остаются в глазах молодежи исключениями из правил.

Ностальгия по Советскому Союзу охватывает значительную часть населения, плюс в последнее время часто можно увидеть националистов. Все они отличаются большой любовью к советской эстраде – русскому року (вроде Арии и Наутилуса) или бардам (Цой, Высоцкий). Из них те, кто помладше, часто слушают рэп или современный русский рок (Сплин, ГрОб).

Архитектура

В архитектуре же в современной российской культуре набирает популярность стиль «лофт» — интерьер жилья в бывшем фабричном здании. Детали в стиле лофт очень важны – внутренние помещения оформлены в лучших традициях фабричного прошлого – лестницы, заводские приспособления, различные трубы и т.д. – все это становится предметом интерьера. Снаружи же здание практически ничем не отличается от обычной фабрики и чаще всего для жилья берут именно те фабричные здания, которые уже готовы стать историческим памятником. Однако в России старое здание сносят и на его месте строят подобное, более крепкое.

Живопись

Живопись современной российской культуры характеризуется несколько мрачноватыми течениями. На смену характерному для «перестроечных» лет трагическому отражению событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Стали популярны образы людей с печатью нравственной, физической и духовной деградации (Василий Шульженко), образы человеко-зверей (Гелий Коржев, Татьяна Пазаренко), иногда художники изображают распад и разрушения (В. Брайнин), или просто мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин).

Картина Василия Шульженко

Однако все же нельзя выбрать какие-то несколько стилей, преобладающие над остальными. В изобразительном искусстве современной России по большому счету представлены все жанры и направления – от классических пейзажей до постимпрессионизма. Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл художник И. С. Глазунов, ректор Академии живописи, ваяния и зодчества.

Картина «Возвращение». Художник Татьяна Назаренко

Довольно распространено мнение о том, что в 90-е был кризис культуры. И действительно, какие ассоциации возникают у людей? Зачастую вспоминают о резком сокращении государственного финансирования в культурные сферы, низких доходах ученых и оттоке высококвалифицированных специалистов из ВУЗов. Однако мало кто вспоминает о плюсах.

К примеру, благодаря падению СССР искусство получило свободу, не стало цензуры, а университеты и прочие высшие учебные заведения смогли обучать студентов по своим программам, а также, наконец, появилась свобода исследований для ученых. Но наряду с этим, по воспоминаниям многих, отмечается негативное влияние Запада (фильмы, книги).

Вместе с этим происходит снос памятников, возведенных при Советском Союзе. Ещё из негативных оценок можно обратить внимание еще на то, что многие отмечают низкое качество перевода западных книг и фильмов, пришедших в Россию вместе с перестройкой.

Кино

Что касается фильмов 90-х, то, как мы могли увидеть выше, мнения разделись на два лагеря. Но что можно сказать о российском кино сейчас? За последнее время в Москве открылось множество кинозалов с современной техникой и новейшим оборудованием. Кроме того, в России благодаря появлению новых режиссеров стало сниматься кино, которое, возможно едва ли уступает западному.

Ежегодно в Сочи проводится российский кинофестиваль «Кинотавр», и кинофестиваль стран СНГ и Балтии в Анапе – «Киношок». Несколько российских фильмов получили международные премии – фильм «Изображая жертву» получил в 2006 году главный приз Римского кинофестиваля, а картина «Возвращение» Андрея Звягинцева удостоилась двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале. Фильм режиссера Никиты Михалкова «12» также получил «Золотого льва» в Венеции и кроме того был выдвинут на получение «Оскара» в 2008 году.

Несмотря на процветание поп-культуры в музыке и ее ориентирование на потребности масс в Россию начали приезжать всемирно известные музыканты и исполнители. В 2012 и 2013 г.г. Россию посетил английский рок музыкант Стинг, в это же время приезжал и другой английский музыкант – Элтон Джон. В 2009 году важным событием для российской музыки стало проведение Евровидения в Москве.

Помимо значительного толчка в области кино и музыки архитектурный образ столицы России и других городов постепенно меняется. С 1992—2006 гг. установлены памятники А. А. Блоку, В. С. Высоцкому, С. А. Есенину, Г. К. Жукову, Ф. М. Достоевскому и открыты мемориалы жертвам политических репрессий.

Из этого можно заключить, что российская культура отошла от привычных советскому обывателю стандартов и по-новому отображает действительность.

В современной России духовная жизнь является отражением тех же процессов, что происходят и в других областях общественного развития.

Переформатирование экономики в рыночную, обновление социальных конструкций, перестройка политической системы и сложные взаимоотношения с остальным миром - всё это сильно влияет на духовность и культуру общества.

Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России

В русской духовной традиции, которую хранили и культивировали во времена СССР, присутствовал приоритет бескорыстия и честности. Работа исключительно за деньги и материальные блага, без моральных побудительных причин считалась недостойным занятием. Было неприличным хвалить самого себя, кричать о своих достижениях и хороших результатах в какой-либо сфере. В нынешних же капиталистических условиях каждый человек должен выгодно представить сам себя в резюме как отличного специалиста, коротко и ярко отобразить свои профессиональные успехи. То есть подороже продать себя.

Карьеризм, который во времена Советского Союза осуждался, в наше время преподносится как основа успеха каждого человека. А также поменялось отношение к материальной мотивации в труде. Вершиной престижа и успеха в современном социуме считаются те профессии, которые могут дать человеку максимальную прибыль. Такие перемены в сознании общества сильно влияют и на все аспекты духовной и культурной жизни.

Изменение культурного вектора

В искусстве произошла полнейшая коммерциализация. Автор создаёт продукт, ожидая от него лишь получения финансовой прибыли, а не ставя задачу создать художественное произведение, как это было раньше. Сфера истинного искусства всё дальше и дальше отходит от восприятия массами. Она становится недосягаемой для восприятия обычного человека из-за своей непростой эстетики. Сегодня многие говорят об отсутствии духовной составляющей современного поколения наших граждан, о влиянии штампов западной культуры.

В подавляющем большинстве случаев это верное утверждение, так как, благодаря глобализации, скорости распространения любой информации среди широкой массы людей, создаются так называемые культурные универсалии, которые чаще всего ориентированы на ограниченного в интеллектуальном отношении «ценителя». Нынешняя культура в России переформатируется из-за изменений в нашем обществе и под влиянием извне. Динамика культурной жизни в нашей стране, как и её нестабильность, быстрые перемены культурных ориентиров создают определённые тенденции духовных ценностей в современной России.

Чем определяются тенденции духовной жизни современного общества

Уровень развития культуры и духовности общества можно определить:

  • по объёму создаваемых в нём культурных ценностей;
  • по границам их распространённости;
  • по степени восприятия их людьми.

Одной из ключевых особенностей развития культурной и духовной жизни в нашей стране является колоссальный социальный и культурный разрыв столицы и больших городов с провинцией , что должно вызывать серьёзную озабоченность у политиков и учёных.

Постоянно оценивать уровень культурных и духовных изменений крайне важно . Необходимо знать, сколько в стране НИИ, вузов, библиотек, театров, музеев и т. д. Но количество ещё не значит качество, нужно контролировать насыщенность и содержание духовной и культурной составляющей в этих заведениях. То есть оценивать качество научных работ, уровень образования, книг и фильмов . Вкупе эти показатели отражают саму цель культурного и духовного воспитания общества.

Сомнительные проекты

Требуется учесть не только то, что получилось создать в сфере культуры и духовности, но и то, каким образом этим пользуется общество. Важнейшим критерием культурной динамики является достигнутый уровень социального равенства людей , в том числе и в приобщении человека к духовным ценностям.

В наше время СМИ намеренно стараются направить внимание людей на проблемы других государств, при этом умалчивая о катастрофической внутренней ситуации в стране. Министерство культуры России зачастую оказывает крупную материальную поддержку, мягко говоря, сомнительным проектам, не обращая внимания на действительно нужные и важные работы . Всё это вместе во многих случаях приводит к расколу общества и дестабилизации духовности и культуры.

Движение вниз

Ещё одним из важных аспектов развития общества считается возможность необходимых условий для реализации творческих способностей и талантов . Сегодня ситуация духовной и культурной составляющей в российском обществе по праву оценивается как катастрофическая, так как:

Подобное удручающее состояние в культурной сфере нашей страны в первую очередь связано с неэффективным распределением финансов, хищением средств в той или иной форме. Кризисное состояние самой экономики это уже второстепенный фактор, так как сам кризис является следствием неэффективной работы кабинета министров и намеренного уничтожения практически всех отраслей от промышленности до культуры.

Социально-культурную сферу финансируют по остаточному принципу, при этом выделяя огромные суммы на псевдокультурные мероприятия и проекты.

При выделении министерством средств главной задачей властей ставится получение прибыли , а не поддержка культуры в стране.

Для взращивания духовности в обществе недопустимо экономить на развитии культуры , как недопустима и её коммерциализация. Это приводит к обнищанию духа общества и его вырождению как цивилизации в широком смысле.

Духовная жизнь в 21 веке в России - другие особенности

Особенности духовной жизни современного общества в России характеризуется также резким снижением социально-экономического состояния рядовых работников культуры. Большое количество специалистов уходит в другие сферы, некоторые покидают страну.

В современной так называемой культурной и духовной сфере сформировались две направленности:

  • Отсутствие духовности, лицемерие и фальшь.
  • Проявление недовольства и протеста практически по любому поводу.
  • Навязывание аморальных , бессмысленных направлений.

Всё это формирует бездуховный, интеллектуально ограниченный социум, который со временем начинает считать нормой пошлость и глупость, при этом высмеивая благородство, честность и порядочность.

Негативные явления в РПЦ

Прекратилось духовное очищение общества, происходит скатывание в пропасть невежества и морального уродства. Те, кто ответственен за создание и распространение духовности и культуры, в действительности находятся от самой культуры в стороне.

Церковь превратилась в подобие закрытого акционерного общества для избранных. Вместо того, чтобы нести людям духовность, она фактически просто зарабатывает деньги на вере. РПЦ занята получением в собственность земель и памятников архитектуры, наращивает свой капитал.

Классическую культуру заменяют западным суррогатом, в основе которого лежит унижение тех, кто имеет низкий социальный статус и восхищение теми, кто богат. Фактически духовность, человечность заменяется на культ денег. Сама личность не важна, главное - получение выгоды.

Возрождение как главная задача

Возрождение классической культуры является важнейшей задачей для общества как в России, так и в остальном мире. Отсутствие духовности - это проблема всего человечества , которое в наши дни почти всё превратилось в обычных потребителей того или иного вида продукта. Необходимо сохранить и возродить классическое и народное культурное наследие , оставленное нам нашими предками, в котором главенствующим являются общечеловеческие ценности. Честь, доброта, честность и порядочность - вот некоторые классические духовные и культурные составляющие.

В современной России духовность деградирует, принижаются и искажаются заслуги людей, живших в советское время. Достижения советского общества, будь то колоссальные промышленные, строительные или культурные свершения, пытаются либо замолчать, либо объявить их провалом. Происходит это по различным причинам, одной из которых является ограниченность знаний и критического мышления.

Надежда есть

Несмотря на то, что состояние духовной и культурной жизни в современной России можно назвать катастрофическим, всё же существует надежда на её возрождение. На фоне тотального засилия нашего медиа- и интернет-пространства западным суррогатом культуры (низкопробные фильмы, бессмысленные перформансы и выставки, программы, транслирующие в общество глупость) всё больше проявляется потребность человека в настоящей, истинной духовной культуре. Сами термины духовность и культура вновь приобретают тот смысл, который изначально в них был заложен.

Большая часть общества пресытилась той посредственной культурой, которой пытались заменить нашу классическую духовность. Возрождается интерес к собственной истории, культуре, литературе, национальным традициям. В вузах и школах начинают всё больше уделять внимание этому направлению, студенты и школьники изучают в сравнительных таблицах историю, пишут курсовые работы и рефераты на тему духовной жизни России в прошлом, настоящем и будущем.

Какие явления характеризуют современную российскую культуру - выводы

Человек ХХI века не может находиться вне культуры и духовности, как и общество в целом. Ведь духовность - это та область в жизни общества, которая связана с созданием и распространением духовных и культурных ценностей и удовлетворением духовных нужд человека.

К особенностям духовного развития в ХХI веке в России можно отнести следующие факторы, которые являются противоречивыми:

  • Интернационализация культуры, которую точнее можно назвать эрзац-культурой.
  • Снятие цензуры, при котором дозволяется говорить и показывать всё, что захочется автору.
  • Возрастание интереса к истокам духовности.
  • Поиск настоящих культурных направлений в обществе.

Что нужно делать

Хочется надеяться, что министерство образования осознает свои ошибки и промахи, допущенные в девяностые и нулевые, когда была сделана попытка отказаться от своих духовных и культурных истоков, заменив их так называемой прогрессивной западной новизной. В то время учебный материал массово заменялся на новый, основой которого были тексты, созданные на средства фонда Сороса.

Следует уяснить, что без фундамента, состоящего из духовности и культуры, доставшегося нам от наших предков, невозможно дальнейшее развитие общества. Необходим отказ от псевдокультурных западных ценностей, возрождение и распространение истинной духовности в обществе. В то же время нужно закладывать новое культурную и духовную составляющую в обществе, основанную на морали, искусстве, науке и религии.

Представление о культуре в современном обществе уникально. Оно объединяет повседневные представления о культуре как процессе приобщения к ценностям, созданным человечеством, об определённых канонах поведения в обществе, а также принципиально отличающиеся от обыденных размышления о ней исследователей.

Последние ещё со времён античности пытаются постичь тайну культуры. Для учёных всегда было очевидно, что культура принципиально несводима к её внешним проявлениям нормативного порядка и уж, тем более, – к досуговым реалиям.

Сегодня количество определений культуры измеряется четырёхзначными цифрами, что одновременно отражает и значимость, и чрезвычайную сложность постижения данного явления. Подобная статистика не столько формирует потребность в новых определениях, сколько обязывает чётко обрисовать тот социальный фон, на котором они возникают. В качестве такового выступает исторически взрослеющее человечество. Каждый из его представителей является существом, которое в отличие от животных чувствует себя дискомфортно в естественной природной среде и поэтому вынуждено формировать для социальной жизни среду искусственную, т. е. культуру.

Последние десятилетия ушедшего тысячелетия во многом кардинально трансформировали глобальный социум. Локомотивом этой трансформации оказалась культура. Возможно, впервые в человеческой истории универсальное влияние культуры распространилось практически на всё цивилизованное население. Именно это обстоятельство позволяет нынешним культурологам с уверенностью заявлять: “Там, где раньше было общество, стала культура” (Г. Беркинг ). Последняя по сравнению с предшествующими эпохами, безусловно, изменилась, вобрав в себя все те классические параметры, которые сформировали её на протяжении двух тысячелетий как целостный и гармоничный механизм. Сам же культурный универсализм современной эпохи изменился до неузнаваемости.

Каковы же контуры этой новой культуры и что она несёт личности и обществу?

Феномен современной культуры может быть достаточно удачно описан в двух измерениях: постиндустриальном и постмодернистском. Культура развивается как результат взаимодействия этих двух глобальных подходов к преобразованию, а также к оценке действительности. При этом оказывается, что первый непосредственно регулирует способы формирования современных социальных и технологических реалий. Второй же создаёт и транслирует ценности, возникающие внутри современной культуры.

Постиндустриальное общество принято трактовать как структуру, основанную на знаниях. Однако, что такое знание для современной культуры? В постиндустриальных координатах знание – это, прежде всего, информация, имеющая практическую ценность и служащая для получения конкретных результатов. Такой тотальный практицизм выступает одной из базовых характеристик современной культуры.

Роль постиндустриального вектора эволюции всё же сильнее власти постмодерна при всей их взаимодополнительности, прежде всего потому, что в мире, по меткому выражению Ж. Бодрийяра, появляется всё больше информации и становится всё меньше смысла.

Постиндустриальный социум как бы задаёт постмодернистской ментальности “правила игры” в предметном и информационном мирах, формируя становление последнего в его новом качестве. Влияние же постмодерна проявляет себя, скорее, в способах осознания постиндустриального направления общественного развития, нежели в реальных возможностях шагов по его изменению. Постмодернистское восприятие мира, скорее, ориентирует на пассивное принятие постиндустриальных процессов, отказываясь от попыток их корректировки как отдельными личностями, так и обществом в целом.

Культура неотделима от истории. Однако и само “культурное строительство” проходит в своей эволюции различные этапы. “Во всякой культуре, – писал Н. А. Бердяев, – после расцвета и утончения начинается иссякание творческих сил, удаление и угашение духа, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она направляется к практическому осуществлению могущества, практической организации духа в сторону все большего её расширения по поверхности земли” . Эта практическая организация духа постепенно отдаляет культуру от её сути, нивелируя её духовное начало и превращаясь в цивилизацию.

Бердяев, безусловно, прав в своём утверждении, что все продукты культуры, в т. ч. и материальные, имеют духовную основу. Когда же культура ставится “на поток”, то, перерождаясь в цивилизацию, она неизбежно приходит к этапу кризисного развития. Этот этап никогда не протекает эволюционно. Девятый вал культурных революций, разрушая системы традиционных духовных ценностей и превращая гармоничное целое в разрозненные фрагменты прошлого, несёт с собой предвестие нового культурного смысла.

При этом, однако, нет никаких оснований для утверждений о том, что культурные новации подразумевают тотальное забвение традиций прошлого. Скорее, новый тип культуры формирует себя через полемику с предшествующим, а затем и через его возрождение в новом качестве. Так средневековье выстроило свой культурный космос на полемике с античностью, однако последняя в эту эпоху оказалась не только объектом критики, но и основой теоретических построений средневековой теологии. Голоса же современных культурологов звучат ещё более интригующе, когда применительно к нынешней эпохе констатируют как, в частности, Умберто Эко, что “средние века уже начались”. Таким образом, можно утверждать, что кризисы в культуре являют собой фактор актуализации социальной памяти человечества.

Ещё древние мудрецы сумели понять, что культура – это духовные скрепы социума, вне которых невозможен ни человек, ни его становление в истории и развитие в обществе того или иного типа. Она объединяет людей в общество и обеспечивает связь поколений. Но каков механизм формирования общества посредством культуры? Начиная с Платона, исследователи различных эпох отвечали на этот вопрос по-разному. Это, однако, не помешало исследователям новейшего времени классифицировать весь массив сложившихся теоретических представлений о культуре по четырём основным направлениям, фиксирующим такие уровни данного явления как:

– развитие и продолжение природы, либо Божественного замысла;

– единство ценностей, созданных человечеством;

– аккумуляция и передача социального опыта;

– процесс производства жизненных стилей.

Для целей данного рассмотрения наиболее значимы три последних представления. Именно они дают возможность проследить процесс перехода от современного к “постсовременному”, – как его ныне именуют учёные, – обществу. Источником этой трансформации выступает культура как способ производства жизненных стилей, который невозможен без аккумуляции и трансляции социального опыта прошлого. И хотя мыслители практически всех эпох вносили уточнения в эту базовую трактовку культуры, сущность её остаётся неизменной и означает социальную память поколений, а также способы, нормы и ценности восприятия мира человеческим сообществом.

Представленный набор определений в значительной степени объясняет, почему сегодня, когда наука и техника демонстрируют реалии информационного периода, культура запаздывает, воспроизводя индустриальные эталоны, главным из которых выступает её свойство массовидности. Мы не найдём в этом ничего удивительного, если вспомним, что жизненный стиль промышленного общества всё ещё воспроизводится в массовых масштабах и понадобится время, чтобы аккумулировать в повседневности формирующиеся информационные реалии.

Парадоксы массовой культуры

Становлению в социокультурном пространстве индустриального общества феномена массового сознания как унифицированной формы существования множества людей способствовали массовый характер производства и потребления, а также урбанизация. Омассовление общества, в свою очередь, требовало создания канала трансляции социально и культурно значимой информации и смыслового “перевода”, адаптации этой информации к языку обыденного понимания, а также способа контролирования и манипулирования сознанием потребителя в интересах производителя. В качестве ответа на эту социокультурную потребность возникала массовая культура.

Усвоение продуктов массовой культуры, – в отличие от культуры классической, – не требует ни труда, ни особых знаний. Так формируется взгляд исследователей на современное общество как на новое средневековье, либо новое варварство XXI столетия, в котором происходит переход от текстовой к экранной форме передачи информации и культурных инвариантов. Вектор этого движения характеризуется эволюцией триады “ТВ + радио + газета” в направлении “компьютер + ТВ + видео”. Таковы основные постулаты негативных оценок массовой культуры, прочно утвердившиеся в сознании интеллектуалов.

Намного реже воспроизводится тезис о такой базовой функции массовой культуры как рекреационная, основанный на понимании того, что для восстановления нервно-психических затрат организму человека действительно требуются куда более сильные рекреационные воздействия, нежели при возмещении энергетических потерь вследствие физического труда. Стрессогенность современного социума объективно способствует поиску эффективных механизмов адаптации к изменившимся условиям среды. И в этом смысле феномен массовой культуры оказался весьма удачной социальной инновацией.

Сошлюсь на личный опыт восприятия Лас-Вегаса, изначально нагруженный негативизмом по поводу масскульта в целом и его стандартных проявлений в электронных СМИ. Однако американская реальность заставила отказаться от шаблонных предубеждений.

Лас-Вегас предлагает абсолютно эгалитарную, однако, одновременно, индивидуализированную, рукотворную модель праздника жизни. Давно подсчитано, что 30% приезжающих сюда не играют вообще. Они ищут здесь не выигрыша в казино, а ощущения праздника. А он здесь повсюду: в удобстве и комфорте дизайнерских интерьеров отелей, (холлы которых открыты для визитов всех и каждого), в ярких бесплатных уличных шоу, в распродажах бесконечных торговых центров. Даже аэропорт Лас-Вегаса находится всего лишь в десяти минутах ходьбы от главной улицы города, в котором всегда тепло и солнечно.

Конечно, данный апофеоз массовой культуры товар штучный. Эта уникальность лишь подтверждает, что новаторская идея в любой сфере человеческого бытия всегда оригинальна и креативна, пусть даже, как в данном случае, рассчитана на реализацию в обществе массового потребления. Вопрос о перспективах последнего весьма важен и с точки зрения эволюции современной культуры.

Существенный вклад в исследование данной проблемы внесли работы теоретиков постиндустриального информационного общества, и прежде всего Э. Тоффлера. В контексте данного рассмотрения наиболее значимы два базовых тезиса американского футуролога. Первый касается эволюции современного общества от индустрии потребления продуктов к индустрии ощущений, от материального к психическому удовлетворению. Пример Лас-Вегаса, а также нынешний всемирный туристический бум, оказываются вполне уместными для иллюстрации этого тезиса. Как и замечание Тоффлера, что человеческие ощущения есть самый недолговечный, но и самый устойчивый продукт. В плане развития личности этот вектор может, с одной стороны, рассматриваться как позитивный, поскольку известно, что стремление к самореализации через покупки свидетельствует о распаде личности. Другой тезис, напротив, указывает на то, что погоня за ощущениями отнюдь не всегда может принимать социально приемлемые формы. Здесь исследователь иллюстрирует свою позицию ссылкой на известный американский фильм “Афера Томаса Крауна”, главный герой которого, человек высокого профессионализма и финансового благосостояния, в свободное время организует кражу картины из музея Метрополитен. Вероятно, данный пример даёт весьма красноречивое подтверждение тому, что преодоление этапа массовой культуры вовсе не будет означать достижения полной гармонии в социокультурном взаимодействии индивида и социума.

Культура, технология, рынок

Культура сегодня неотделима как от технологических аспектов организации социума, так и от процессов становления новых ценностных ориентиров человека. К первым относят:

– развитие сервисно-информационного сектора экономики, а также его лидирующее по масштабам и значимости положение в производстве;

– изменяющиеся по сравнению с индустриальным обществом ресурсные приоритеты;

– высокие технологии и сетевые структуры как основу прогресса социума;

– инновационный характер эволюции общества: так “если человечеству потребовалось 112 лет для освоения фотографии и 56 лет для организации широкого использования телефонной связи, то соответствующие сроки для телевидения, транзистора и интегральной микросхемы составили 12,5 и 3 года” . Инновации сегодня сознательно продуцируются обществом и культурой и предстают как своеобразный регулятив, некое формообразующее начало социокультурного развития, если не полностью вытесняющее в этом качестве традицию, то, по крайней мере, доминирующее над ней;

– резкое и чрезвычайно динамичное изменение структуры занятости, при котором на смену реальным социальным группам приходят виртуальные сети.

Отметим ещё и то обстоятельство, что постиндустриальный мир существенно расширил сообщество интеллектуалов, не без оснований отнеся к ним сегодня не только сферу академической науки (в её общемировом, а отнюдь не только российском понимании), но и ведущих специалистов конструкторско-технологической сферы, а также идеологов СМИ, стратегов банковско-финансового дела и менеджмента. Основа их успеха – творческие навыки, т. е. классическая установка на новизну.

Именно креативность становится одной из важных характеристик интеллектуального работника нового типа и воплощает вместе с тем потребности современного производства. Таким образом, “разумно трудящийся” человек индустриальной эпохи, образ которого сформирован каждодневным рутинным трудом, привычно обеспечивающим его существование, в эпоху информационных технологий, когда характер интеллектуального труда приобретает творческий оттенок, превращается в “человека играющего” с высоким креативным потенциалом.

Между тем, нет никаких оснований считать, что данное качество станет для современной культуры повсеместно распространенным. Для большинства населения наступающий “цифровой век” отличается явным переносом акцентов с творческой деятельности на деятельность репродуктивную, причём во всех отраслях человеческого труда: от самого алгоритмизированного до науки и искусства. Они становятся таким же производством, как и производство материальное. Как заметил В. С. Библер, «кооперация теоретической деятельности, направленная на “дифференциацию – специализацию – упрощение” отдельных научных разработок и теоретических проблем, приводит к продуцированию не уникального, но массовидного, серийного результата. Такой результат всё более пригоден как товар и всё менее может служить дальнейшим провокатором и катализатором творческой активности» .

Уже сегодня в развитых странах в широких масштабах идёт процесс изменения структуры занятости населения в промышленности и сфере услуг. При этом чрезвычайно уменьшается число рабочих мест для квалифицированных рабочих и рядовых инженеров, т. н. “синих воротничков”. Одновременно увеличивается число рабочих мест в сфере неквалифицированного труда. Ярко иллюстрирует сказанное пример автомобилестроения. Так, если ранее автомобили на конвейере собирали квалифицированные рабочие, использовавшие хорошие инструменты и станки, которые ремонтировали и настраивали находящиеся здесь же инженеры, то ныне автомобили собирают роботы. А ими управляют на уровне “включить-выключить” неквалифицированные рабочие, программное же обеспечение для этих роботов унифицировано и произведено небольшой группой интеллектуалов “белых воротничков”. Для последних также увеличивается количество рабочих мест, хотя и значительно медленнее, нежели для представителей неквалифицированного труда.

Ряд западных авторов утверждает, что средний класс в промышленно развитых странах размывается, и тенденция – хотя и отдалённая – такова, что в будущем он исчезнет практически полностью. Произойдёт разделение общества на узкий круг интеллектуалов и всех остальных, умеющих выполнять лишь простейшие в профессиональном смысле мыслительные операции, которых будет вполне достаточно для обеспеченного существования. Таким образом, если средний класс возникал, отчуждаясь от крупной собственности и власти, то в будущем его исчезновение будет инициировано отчуждением от творчества. О том, что указанная тенденция вполне может воплотиться в жизнь, свидетельствует, в частности, нынешняя структура безработицы в Западной Европе и США, где наибольшие трудности на рынке труда испытывает сейчас именно средний класс. Профессиональные навыки многих его представителей лишь частично востребованы – либо не востребованы вовсе.

Соответственно, при освобождении значительных групп населения из сферы труда и значительном числе безработных, человек стремится заполнить образовавшийся

вакуум занятости посредством активности в сфере потребления. С какими ценностями он утверждается в ней? Прежние ценности рационального “общественного договора” современные масс-медиа провозглашают архаичными, апеллируя не столько к логике, сколько к эмоциям. Потребление объявляется сферой свободного выбора: “Если в прошлом субъект находился в полном подчинении закону, Божескому или общественному, то в современном мире ему грозит стать жертвой общества потребления, которое, с одной стороны, манипулирует им, а с другой – постоянно подталкивает его к гонке за новыми и новыми благами” .

Между тем, духовные скрепы общества не могут оставаться прочными в условиях преобладания зрелищности над оценочными суждениями и отказа от свойственных классической культуре противопоставлений прогресса и регресса, высокого и низкого, морального и аморального. Над “человеком потребляющим”, безусловно, нужен контроль, осуществлять который может либо организованное по бюрократическому принципу, либо самоорганизованное общество. Последнее, безусловно, предпочтительнее, хотя и значительно труднее достижимо, поскольку подразумевает локальность управленческих действий на разных уровнях социума. Но в условиях обвального роста сетевых структур и укоренившейся уже к середине XX века массовой культуры, об этом можно лишь мечтать.

Носящая откровенно коммерческий характер, постмодернистская культура провозгласила время исполнения желаний. По Делезу и Гваттари, сфера бессознательного (сфера Желания) – это сфера свободы и творчества, и не стоит стремиться установить над ней контроль. А ведь именно к этому и призывал основоположник психоанализа Фрейд, хотя и утверждая, одновременно, что культура как система нормативных ценностей оставляет на человеческой психике следы ранений.

Человек стал таковым не только благодаря биологическому фактору – эволюции мозга, но и при посредстве такого элемента социальности как система запретов (табу). Вседозволенность неприемлема и для человека современной культуры, желания которого хотя бы в некоторой степени, должны регулироваться разумом, а не ангажированными СМИ. Между тем последние “нас все больше пичкают короткими модульными вспышками информации – рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, какими-то обрезанными, усечёнными кусочками, не укладывающимися в наши прежние ментальные ячейки” .

Именно к такой культурной нестабильности и вынужден адаптироваться современный человек. Одним из её символов ровно 50 лет назад, в 1959 г. , стала кукла Барби. Тогда впервые было предложено расстаться со старыми, часто служившими нескольким поколениям, куклами, во имя взаимозаменяемой стандартной пластмассовой игрушки. В мир пришла одноразовость, модульность и непрерывная изменяемость, сопровождающая человека на протяжении всей жизни. Ныне от него требуется, прежде всего, приспособление к постоянным изменениям в обществе и культуре, к “вечному настоящему” (М. Кастельс ).

Задачи такой сложности, пожалуй, ещё не стояло перед человечеством с момента его становления. Ведь инертное большинство, ведомое творческим меньшинством, во все эпохи осуществляло свой выбор жизненных стилей, а также ценностей пассивно и несамостоятельно.

Ещё в начале XX века Н. А. Бердяев вполне обоснованно утверждал, что массы не любят свободы и боятся её. Между тем только ею бредили интеллектуалы во все времена. К концу второго тысячелетия её, наконец, подарили – прежде всего, благодаря масс-медиа – не ожидавшему такого дара человечеству. Оно оказалось лицом к лицу со свободой в сфере экономики, политики, морали, искусства. При этом лишь немногие из тех, кто силой творческой мысли оказался в состоянии следить за происходящим как бы извне, с горечью констатировали, что обретённая “свобода от” не подразумевает “обязательств перед”. Более того, ныне впервые в истории человечества культура как способ производства жизненных стилей “формируется электронными СМИ, ориентированными на максимальные прибыли. Никогда прежде общество не допускало, чтобы коммерческий рынок практически полностью определял его ценности и ролевые модели” .

В результате всего лишь за четыре десятилетия к интеллектуальной элите пришло, чисто эмпирическим путём, понимание того, что в отличие от культуры индустриальной действительности, проблема современной культуры вовсе “не в том, может ли человек выдерживать строгую регламентацию и стандартизацию жизни… Проблема, состоит в том, может ли он выдержать свободу” .

Итак, свобода вышла из под контроля. Более того, вышла из под контроля общества и культура. Значительность современной культурной автономии в существенной степени отражает и сравнительно недавно возникший термин “индустрия

культуры”, означающий как непосредственное влияние технологических инноваций на мировую культуру, так и любые коммерческие начинания, которые используют творческое начало. Это касается всех традиционных видов искусства и широкого круга всякой деятельности, связанной с дизайном, модой, аудио, видео, кинопроизводством, мультимедиа и прочим – вплоть до производства компьютерных программ.

Одновременно происходит обширное включение различных сфер культуры, таких как экономика, политика, образование, наука, искусство, в электронное пространство коммуникативной сети Интернета. Следствием этого, в свою очередь, выступает виртуализация как самих процессов деятельности в данных областях культуры, так и её продуктов. В результате грань между реальным и воображаемым становится в сознании субъекта всё более подвижной. Обнаружение в современной общественно-культурной реальности данных процессов делает очевидным происходящую в настоящий момент виртуализацию культуры.

Причём именно в русле современных компьютерных технологий и предоставляющихся ими возможностей термин “виртуальная реальность” получил наиболее масштабное применение и широкий резонанс в современной культуре. С развитием компьютерных сетей и глобальным распространением Интернета данный термин стал применяться и к электронно-коммуникативной среде взаимодействий внутри единого конгломерата сетей.

Действительно, как предсказывал еще в 60-70-х гг. прошлого века М. Маклюэн, электронные средства коммуникации становятся нервной системой человечества. И если мы обратимся к конкретному рассмотрению различных областей культуры, то обнаружим, что все они обязательным образом присутствуют в сетевой виртуальной реальности. Во многом сохраняя традиционные формы производственного взаимодействия, они переводят их в интерактивный режим.

Так, в экономике на сегодняшний день функционируют такие явления, как электронный рынок, электронная коммерция, виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная фабрика, виртуальный банк и, конечно, виртуальные организации (предприятие, корпорация) в целом. Первоначально виртуальная сфера экономики складывалась как “вторая экономика”, воспроизводящая в отражённых денежных формах процессы и отношения, существующие в реальном секторе. Однако затем она стала превращаться из “второй” в “первую”, определяя глобальное доминирование финансового спекулятивного капитала над производственным со всеми хорошо известными ныне последствиями .

Политика использует сегодня глобальную информационную сеть как средство и среду своей деятельности. Практически все политические акции сопровождаются созданием специализированных серверов и web-страниц, посредством которых формируется имидж политика, ведётся агитация, осуществляется общение со сторонниками и т. д. Через сеть возможно получение консультаций, а также обращение за информацией в различные государственные политические структуры.

Высшее образование представлено в сети виртуальными университетами дистанционного обучения; информационными web-сайтами реальных образовательных структур, виртуальными конференциями, организованными научно-образовательными сообществами; образовательными порталами, базами данных виртуальных электронных библиотек.

Искусство наличествует в киберпространстве во всей широте своих проявлений: виртуальные музеи, виртуальные галереи, виртуальные мастерские. Более того, с формированием мультимедийной среды Интернета, возникает своеобразное интерактивное Интернет-искусство, появляется сетевая литература.

Таким образом, виртуализация культуры в информационно-технологическом аспекте происходит как своего рода погружение в единую электронную виртуальную среду, образующую новую культурную реальность, начало которой положило появление персонального компьютера и образование компьютерных сетей.

Согласно известному представителю постмодернистской мысли Ж. Бодрийяру, наша жизнь сегодня – это беспрерывная циркуляция знаков. Данный процесс включает в себя то, что произошло в мире (знаки новостей), впечатление, которое человек хочет произвести на окружающих (знаки самого себя), положение личности в обществе (знаки статуса и уважения), функциональную нагруженность инфраструктурной среды (архитектурные и интерьерные знаки), существующие эстетические предпочтения (афиши, сервировка, реклама, дизайн) и т. д. Однако если раньше знаки, прежде всего, указывали на скрытую за ними реальность, то сегодня действуют знаки-фантики, которые только симулируют и, скорее, скрывают сущность, нежели дают о ней реальное представление

Структурной единицей, доминирующей в современной культуре, по мнению Ж. Бодрийяра, становится “симулякр”, т. е. псевдовещь, замещающая “агонизирующую реальность” посредством симуляции. Как следствие, с воцарением искусственности исчезает различие между реальным и нереальным, аутентичным и неаутентичным, между истинным и ложным. И современная культура, таким образом, предстаёт в качестве своеобразной виртуальной системы, где подлинная социокультурная реальность подменяется симуляционной – гиперреальностью.

Так, если в сфере экономики основными характеристиками прежде являлись производительность и платёжеспособность, а главным считалось создание товара, т. е. вещи, чьё объективное свойство – это благо, то сегодня всё изменилось. Производство товара не вызывает больше сложности, главное теперь придать ему привлекательность в глазах покупателя и продать. И, соответственно, производится не столько вещь, сколько образ (модного стиля, уверенности, силы, привлекательности, респектабельности). Собственно экономический процесс, т. е. производство стоимости, покидает конструкторские бюро и конвейеры и перемещается в отделы маркетинга, рекламные и PR-агентства, в студии СМИ и т. д. Образ вещи в рекламном послании экономически превалирует над самой вещью.

Рассмотрим данные процессы на частном примере. Одна из наиболее ярких иллюстраций происходящего – это динамика рынка мобильной связи. Ныне внимание производителей и маркетологов приковано не столько к основной функции мобильного телефона – обеспечению связи, сколько к его дизайну, декорированности корпуса и наличию массы второстепенных функций. Причём реклама поощряет такой стиль потребительского поведения как непрерывная смена моделей, успешно продвигая на рынок всё новые дополнительные функции мобильных телефонов, фактически забывая о главной.

В сфере политики борьба за власть ведется во все большей мере в форме теледебатов и рекламы. Клип, рейтинг, имиджмейкеры, пресс-секретари и «звезды» шоу-бизнеса, рекрутируемые на время политических кампаний, потеснили партийных функционеров. Власть становится во многом функцией политического имиджа. Политический процесс покинул кабинетные заседания функционеров, а сама политика ныне преимущественно творится в телестудиях и на концертных площадках. Партии, первоначально возникавшие с целью представления классовых, этнических, конфессиональных, региональных интересов, превратились в “знаки” – эмблемы и рекламные слоганы, традиционно привлекающие электорат посредством эффективных политтехнологий.

Основные компоненты художественных практик – произведение, стиль, эстетическая оценка – симулируются, равно как и само произведение искусства. Главным базовым приёмом последнего становится цитирование. При этом публика ищет в искусстве не новизну и оригинальную трактовку вечных проблем бытия, а отыскивает “следы” – узнаваемые отсылки к хрестоматийным произведениям и стилям. Создание произведения превращается в “проект”, в комплекс PR-акций, в котором утрачиваются различия между рекламой и художественными практиками в традиционном понимании .

Один из последних примеров такой эстетики – выход в свет романа американского автора Дэна Брауна “Код да Винчи”, его экранизация и полемика вокруг неё. В этом проекте публика во всём мире нашла полный комплекс постмодернистских эстетических изысканий: от узнаваемых библейских героев, традиционного детективного жанра, до, в значительной степени, рекламных скандалов вокруг проката одноименного фильма.

Кроме того, читатели романа используют его ещё и в качестве популярного путеводителя в экскурсиях по Риму и Лувру. Так история “вечного города” сводится к иллюстрации модного детективного сюжета, а богатства Лувра к трём указанным в “Коде да Винчи” его шедеврам: Джоконде, Венере Милосской и Нике Самофракийской. Так превращаются в “знаки-фантики” не только реалии современности, но и наследие ушедших эпох.

“У всякого нормального человека, – по Г. Честертону, – бывает период, когда он предпочтёт вымысел. Фикцию – факту, ибо факт – это то, чем он обязан миру, в то время как фикция – это то, чем мир обязан ему” . Анализ представленных сфер культуры иллюстрирует симуляцию социокультурных практик, осуществляемую посредством информационных и рекламных технологий, а также превращение культуры в рыночный товар.

Зафиксированные выше социокультурная унификация и примитивизация практически повсеместно обращают культуру в цивилизацию. При этом “культуры не получают импульса для самораскрытия, а нивелируются, страны не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются. Везде то же самое надевают, едят, пьют, поют, везде Диснейленд и Макдональдс” . В связи с этим чрезвычайно значимым для человечества становится вопрос сохранения многообразия культур и их равноправия. Пожалуй, именно этот элемент стандартной модели культуры сегодня наиболее востребован и знаменует собой, что каждая из существующих на Земле культур самоценна, оригинальна и уникальна. Ныне этот подход лег в основу мультикультурализма.

Теория и практика мультикультурализма

По сравнению с такими, названными выше элементами классической модели культуры, как постулаты цивилизационной трансформации и взаимосвязанности с историческим процессом, идея равноправия культур, преодолев этапы различных культурных “центризмов”, появилась много позже. Между тем на сегодняшний день именно она объединила в методологической, а в перспективе и в прогностической схеме такой современный образ культурного процесса, который описывается диадой “постиндустриализм – постмодернизм”.

Идеи культурной толерантности и мультикультурализма как особой практики и политики бесконфликтного сосуществования в одном национально-государственном пространстве множества разнородных культурных групп приобретают всё больше приверженцев.

Мультикультурализм предлагает интеграцию культур без их слияния. Попытки проводить стратегию ассимиляции в полиэтничной среде практически повсеместно принесли с собой массу общеизвестных негативных результатов. Кроме того, ныне национальные культуры испытывают как давление со стороны нарождающейся глобальной культуры, так и со стороны возрождающихся локальных и этнических культур, находившихся прежде под доминированием культур национальных . При этом глобальная культура постулирует гомогенность, локальные же культуры, напротив, абсолютизируют автономность.

Не вызывает сомнений, что как толерантность, так и диалог в контексте взаимодействия культуры большинства с культурами, привносимыми извне, следует всячески поощрять. Однако вряд ли случится, что “эпоха толерантности” в одночасье снимет все те противоречия, которые уже накопила “эпоха плюрализма”. Ведь даже над культурой большинства сегодня нависла угроза унификации в контексте реалий мировоззрения постмодерна. Ныне классическая культура подвергается столь массированному давлению электронно-сетевых структур, что уже ей самой приходится искать некие опоры, дабы не потерять накопленной в веках самобытности. Кроме того, толерантность коллективизирует субъекта, нивелируя его способности к индивидуальному выбору и определению собственной самобытности.

Вряд ли мультикультурное мировоззрение следует рассматривать как универсальное средство от всех культурных бед современности. Последние же на сегодня предстают, прежде всего, как утеря индивидуальной самобытности и погружение в океан массового потребления.

Неявным же образом мультикультурная стратегия способна внести свой вклад в сохранение самобытных народных культур. Как известно, культура современной эпохи состоит из трёх уровней: элитарной (“высокой”), массовой (“низкие жанры”) и народной составляющих. А наиболее трудная судьба уготована современной постмодернистской культурой именно её элитарной составляющей и классическому наследию прежних эпох. Постмодернизм объявляет последнее сущностью отнюдь не универсальной и однозначно позитивной, разоблачая претензии классической культуры на трактовки истин последней инстанции.

Проистекая из авангарда, постмодернизм в то же время противопоставляет себя этому направлению. Если эстетика авангарда была направлена на исключение и разрушение образцов классического искусства, то постмодернизм, наоборот, не исключает классику, а бесконечно апеллирует к ней, иронически конструируя образы и формы классических произведений в своих сочинениях.

Отсюда же снятие противопоставления массового и элитарного искусства: постмодерн обращается ко всем, совмещая, с одной стороны, тематику и технику популярной массовой культуры, а с другой – пародийное осмысление и ироничную трактовку сюжетов и приёмов предшествующего искусства. Так он становится востребованным и массами, и интеллектуальной элитой.

Главная проблема современной культуры, прежде всего, заключается не в эстетическом, а в социальном. Она предстаёт как невозможность выстраивания эффективного взаимодействия между установками потребительского индивидуализма и социально значимыми ценностями. И только через рациональное осознание угроз по отношению к культуре со стороны современного общества лежит путь к сохранению плодов Просвещения в противовес хаосу Потребления. При этом, справедливости ради, следует заметить: ещё Плутарх говорил, что нас делает счастливыми именно излишнее, а не то, что нам необходимо.

В современной же культуре в качестве противовеса постмодернизму выступает постиндустриализм с его технологической доминантой общества, не только построенного на инновациях, но и насаждающего образование в течение всей жизни, в т. ч. и как форму проведения досуга. А ведь именно оно, – процитируем античного мудреца Диогена, – “сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает” . Таким образом, в перспективе всевластию Потребления может быть противопоставлен образовательный рационализм постиндустриального миропорядка, без которого общество не выживет. И, наконец, современной культуре всё же не суждено стать “новым средневековьем” ещё и потому, что человеческая история к счастью развивается не по кругу, а по спирали. И в этом заключена как высшая мудрость, так и надежда.

Библер В. С. О культуре мышления теоретика Нового времени // Науковедение и история культуры. Ростов н. /Д. , 1973. С. 158.

А. Турен . Способны ли мы жить вместе? Равные и различные // Новая технократическая волна на Западе. М. , 1999. С. 469.

Л. Туроу . Будущее капитализма // Новая постиндустриальная волна на Западе. М. , 1999. С. 217–218.

Пчелинцев О. С . Проблемы формирования экономической системы устойчивого развития // Экономическая наука современной России, 2001, № 4. С. 7.

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и . В этих работах ученый обозначил и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью , уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры. Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с у восточных славян и соседних племен. «Двоеверие» - причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Монументальный историзм

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Эмпирический лиризм

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается письма в , развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир - Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани - княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

XIII век вошел в историю как начало периода Золотой Орды. «Татарская Русь» вступила в фазу «нравственного монументализма». Постепенно раздробленность страны на удельные княжества была преодолена, что и помогло освободиться от ига.

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Когда иго было сброшено, культура и история России становятся иными. Основное последствие нашествия – регресс во всех областях жизни. Во второй половине XIII века развитие словно и замерло. Даже в новгородских землях, куда не «дотянулись» ордынцы, был угрюмый застой, сопровождавшийся только обновлением укреплений.

Атмосферу эпохи, переживания людей можно понять по литературным источникам в жанре «воинских повестей», жизнеописаний мучеников за веру, проповедей.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV - по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Превыше личной выгоды и даже важнее законов оказались интересы государства и власть. Становление Московского царства приняло эстафету православия от падшего в те времена Константинополя. Византийское государство кануло в лету. Старец Филофей в своих письмах Василию III озвучил новые мессианские чаяния в концепции

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. - середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена , Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

  1. «Державный монументализм » (вторая половина XV в. - XVIв.)

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

  • обустройство государства описано в «Степенной книге»,
  • систематизация исторических сведений — в Лицевом летописном своде,
  • религиозные каноны — в «Стоглаве», в «Великих Четьи-Минеях»,
  • семейные проблемы — в «Домострое».

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

  1. Русский ренессанс или барокко (XVII в.)

В этот период, его называют еще и «бунташным веком», произошло множество событий. Смена династий, польская интервенция, бунты крестьян. Культура этого периода, невзирая на множество драматических страниц в истории, просветленная и живая.

  • Архитектура насыщена красками, затейлива по форме и декоративна.
  • Живописные произведения декоративны, в то же время в них появляются реалистичные черты, объекты становятся более объемными за счет передачи светотени. Появились первые русские парсуны- синтез портрета и иконы.
  • также появляются герои с человечными чертами, которые живут в реальной жизни, таков первый русский роман «Повесть о Савве Грудницыне».

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. - начало XX в.)

Период Императорской России - время представления ее нового обличья. С Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

  1. История культуры XVIII века

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Стремительность реформ привела к неравномерной их ассимиляции в разных слоях общества. Между европеизированными верхами и погрязшими в «трясину азиатчины» низами возник раскол. Кроме разобщенности по социальным мерилам, в это время образовалась трещина между культурой этнической и национальной. В будущем старания многих людей будут направлены на преодоление этого разрыва.

  1. История культуры XIX века

Это период своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

  1. Главное о Серебряном веке

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее . Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

Как и предполагал Бердяев, после «пятой» идет формирование «шестой» постсоветской России. Самое важное завоевание здесь, несмотря на все препоны и проблемы, это:

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Современная культура тесно связана с накопленным культурным опытом. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение потому, что культура выступает мощным фактором социального развития.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего – взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Позитивные социально-экономические изменения первою десятилетия XXI века положительно сказались на культурной сфере общественной жизни. На основе преобразований 1990-х годов продолжалось создание новой российской культуры . Этот процесс был обусловлен, прежде всего, творческой свободой, улучшением жизни в стране и укреплением материальной базы культуры. Государство смогло выделять больше средств на ее развитие. Учреждения культуры смогли вписаться в новые рыночные отношения.

Положение и условия, в которых оказалась российская культура, были не­однозначны и новы для нее. С одной строим, культура стала свободна для творчества, открыта для мира, она интенсивно осваивала все художествен­ные стили и формы, эстетические тече­ния, существующие в мировой культуре. Деятели культуры и искусства активно включились и мировую творческую жизнь, гастроли, фестивали, международ­ные конкурсы. С другой стороны, с переходом к рыночным отношениям роль регулятора регулятора творческого процесса пере­шла к потребителю художественных ценностей- зрителю, читателю, слу­шателю, что неизбежно вело к коммер­циализации искусства, его ориентации на массового потребителя.

В 2000 году Правительство приняло федеральную программу «Культура России (2001-2005 гг.)» , в которой впервые речь шла о развитии , а не только о сохранении культуры . Программа предусматривала существенное увеличение финансирования, а также новую культурную стратегию. Министерству культуры отводилась роль коллективного организатора рынка.

Кризисные явления в культуре, в основном, были преодолены. Современная культура живет и развивается на новой основе.

Несмотря на трудности, начала восстанавливать свои позиции российская наука. Подтверждением этого служат высокие награды, полученные российскими учеными. В 2000 году за работы по созданию полупроводниковых структур Нобелевская премия была вручена физику Ж. Алферову. В 2002 году российский математик В. Воеводский стал лауреатом премии Филдса. Два российских ученых физика- А.А. Абрикосов и В.Л. Гинзбург- стали лауреатами Нобелевской премии в 2003 году.

Большие изменения произошли вначале XXI века в отечественном кинематографе . Вновь заработали все главные киностудии страны. Создано несколько новых павильонно-студийных комплексов. Быстро развивался кинопрокат. В кинотеатрах все больше показывают отечественные фильмы. Российские кинофильмы и телесериалы стали доминировать и в телепрограммах. Далеко не все из этих сериалов высокого качества, по многие позитивно отмечены критиками и телезрителями. На экраны сталивыходить сотни новых фильмов, и некоторые из них получил и международные премии. В начале века в России появилось много новых , громко заявивших о себе режиссеров. Более умело стали работать и кинопродюсеры, используя факторы рыночной экономики.

В 2005 году общее количество выпущенных фильмов по сравнению с 1990 годом увеличилось в 3,6 раза. Наряду с наращиванием количества выпускаемых фильмов, их содержание, уровень художественного и технического исполнения значительно приблизились к запросам массовой зрительской аудитории. В середине первого десятилетия XXI века появились картины, возрождавшие традиции военно-патриотического кино, отдающие дань уважения подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Широкий общественный резонанс вызвал телевизионный сериал «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко, по роману М. Булгакова)- бережное кинематографическое прочтение одного из лучших литературных творений XX века. Несомненным событием культурной и духовной жизни современной России стал фильм П. Лунгина «Остров». Среди картин на военную тему примечательными событиями стали фильмы Ф. Бондарчука «9 рота», В. Луцика «Прорыв».

Результатом появления новых интересных для зрителя фильмов стал постоянный рост посещаемости кинотеатров. Значительно расширился репертуар куинотеатров, по показателям работы они приблизились к мировому уровню. Российская кинематография переживает период возрождения после глубокого кризиса, связанного с ее неподготовленностью к творческой свободе и функционированию в условиях рынка.

Литература. У российской литературы также были некоторые успехи в первой половине первого десятилетия XXI века, но они не так заметны, как достижения кино. Из писателей советского поколения продолжали работать А. Солженицын, Д. Гранин, В. Аксенов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Войнович.

Среди мастеров детективного жанра наибольшую известность приобрели Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина, Ф. Незнанский . Значительное явление в литературе представляет собой постмодернизм , ярким представителем которого является В. Пелевин . Национал-патриотическое течение в литературе обозначило себя произведениями А. Проханова, Э. Лимонова.

Роль литературы в культурной жизни страны значительно изменилась.

Бурно развивалось издательское дело. Появилось много новых издательств. По названиям книг издается во много раз больше, чем в СССР, но тиражи меньше, чем в советское время. В целом, российская литература нахо­дилась в стадии становления.

Театр . В театральной жизни России в начале XXI века продолжался подъем . Все известные российские театры, и в первую очередь в Москве и Санкт- Петербурге, работали в 2004-2005 годах с полной нагрузкой. Появилось много новых постановок, и они шли при аншлаге. Создавались новые театры. Активизировалась театральная жизнь и во многих крупных городах России- в Саратове, Екатеринбурге, Ростове-на- Дону, Ярославле, Твери, Нижнем Новгороде. Некоторые ведущие столичные театры выезжали в 2004 и 2005 г. и границу впервые за пятнадцать лет. Успешно развивались музыкальные и детские театры.

Приоритетными мероприятиями в области театрального искусства стали международные проекты, такие как Международный театральный фестиваль имени Л.11. Чехова (г. Москва), театральная программа Первого Московского биеннале современного искусства. Особое место занимали творческие про­екты для детей и юношества: Международный фестиваль «Радуга»,Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова и другие. Российская театральная жизнь выходит на новый уровень.

Ситуация в изобразительном искусстве России характеризовалась наличием разнонаправленных тенденции и течений. Продолжали плодотворно работать И. Глазунов, А. Шилов. Наряду с сохранением традиций русской реалистической школы изобразительного искусства, широкое развитие получило актуаль­ное искусство. Оно подразумевает использование новейших визуальных технологий, носящих ярко выраженный интернациональный характер.

Важнейшим проектом в области современного изобразительного искусства в 2005 году стала Первая Московская международная биеннале современного искусства . В ней приняли участие свыше 150 российских и 50 зарубежных художников из 22 стран.

Наиболее значительным мероприятием в области монументального искусства стало начало работ но установке памятника лауреату Нобелевской премии М. Шолохову в Москве, приуроченное к 100-летию со дня рождения писателя.

Положительные изменения произошли и в развитии музыкального искусства. Государство смогло оказать ведущим музыкальным коллективам существенную материальную поддержку. В 2005 году в осуществлении государственной политики в области музыкального искусства приоритетными были крупные международные и всероссийские проекты. 2005 год, прошедший под знаком 60-ти летия Победы в Великой Отечественной войне, был ознаменован уникальными культурными событиями, получившими высочайшую опенку не ТОЛЬКО российской, но и мировой общественности. Триумфально была представлена симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Ю. Темирканова 7 мая в Большом зале Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и под управлением М. Шостаковича 9 мая в Альберт-Холле (Лондон, Великобритания).

Важным событием культурной жизни в 2007 году явилась подготовка и проведение XIII Международного конкурса имени П. Чайковского.

Несмотря на существующие объективные трудности, музыкальное искусство продолжало развиваться, расширялась сфера его деятельности и культурного влияния.

Культурная и духовная жизнь России в начале XXI века возрождалась в условиях свободы, па основе традиционной русской и советской культуры и новых рыноч­ных отношений, которые привносили свою специфику в процесс создания и усвоения культурных ценностей.