Изобразительное искусство питерских гуров. Уметь применять правила дизайнерской грамоты

I четверть Дизайн и архитектура -
конструктивные искусства
в ряду пространственных искусств.
Художник - дизайн - архитектура.
Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
Темы уроков
«Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции».
«Прямые линии и организация пространства».
«Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна».
«Буква - строка - текст. Искусство шрифта».
«Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции».
«Многообразие форм графического дизайна». Научить дизайну и архитектуре, этим объемным по содержанию дисциплинам, изучаемым в специальных институтах по пять-шесть лет, в школе невозможно. Но чтобы дать какое-то минимальное представление об этих искусствах, нужно создать имитацию проектной деятельности. Первым шагом в этом направлении может быть требование аккуратности, эстетики рабочего процесса, а также выработка у учащихся отношения к своим даже незначительным эскизам как к проектам и творческим замыслам. Поэтому желательно, чтобы учащиеся все свои эскизы и плоскостные макеты сохраняли в специальной папке.
Для выполнения заданий понадобятся плотная белая чертежная бумага, набор цветной бумаги (или картона), бумага черного цвета (ее нужно несколько большее количество). Понадобятся ножницы, канцелярский ножичек, металлическая линейка и кусок картона, оргалита или фанеры, на котором можно обрезать бумагу, не царапая стол. Нужно иметь также клеящий карандаш, резиновый клей (для макетов).
Практические работы по графическому дизайну (да и по многим другим разделам учебника) предполагают, что учащиеся постепенно собирают ненужные глянцевые журналы, рекламные проспекты и листовки, вырезают необходимые иллюстрации, шрифты, фрагменты цветного фона.
Композиционные упражнения лучше выполнять на небольшом формате, примерно 1/4 и даже 1/8 формата А4. Пусть вас не смущает то обстоятельство, что все упражнения делаются при помощи прямоугольников. Во-первых, они достаточно выразительны и, не отвлекая многообразием форм, позволяют легче усвоить композиционные приемы. Во-вторых, они прообраз будущих компоновок текстовых масс и иллюстраций. В дальнейшем, когда в композицию будет вводиться цвет, можно предложить учащимся включить в работу и другие фигуры (круги, треугольники и пр.).
Все прямоугольные элементы композиции следует вырезать из черной или белой бумаги (в зависимости от выбранного фона). Прежде чем окончательно приклеить, их нужно подвигать по листу в поисках лучшего варианта компоновки, уменьшить или увеличить их размер, добиваясь сбалансированности композиции.
При выполнении первых упражнений учащихся следует уберечь от типичных ошибок (рис. 1).
Текст главы учебника начинается предложением создать конфликт между белым полем и черным пятном. Сюжет, если хотите - интрига, конструктивной композиции как раз и состоит в противопоставлении, контрасте, соотношении масс (в данном случае - прямоугольников). Статичная фронтальная композиция или более динамичная глубинная композиция должна строиться на разности величин прямоугольников. Проследите, чтобы в работах учеников была доминанта - центр внимания в композиции (рис. 2). Доминанта - это не всегда самый крупный элемент композиции, это может быть самая мелкая обособленная форма, создающая пластический конфликт.
Когда число прямоугольников в композиции достигнет четырех и более, когда ребята уже освоятся с фронтальной и глубинной компоновкой, с белым и черным фонами, почувствуют, как достигается баланс масс, можно разрешить им в композиции «наезжать» прямоугольниками друг на друга. Фигура в границах «наезда» должна быть белой, если прямоугольники черные, и наоборот (рис. 3).
Вообще, оригинальный ход мысли учеников следует поощрять, даже если в работе формально есть ошибки (рис. 4). Обратите внимание на такой банальный момент работы, как подпись. Позаботьтесь, чтобы подпись была поставлена с оборотной стороны листа и карандашом. В дальнейшем, после знакомства со шрифтом, предложите группе сочинить свое клеймо, свой знак, которым каждый будет помечать свои работы, в том числе и макеты. Следующий этап композиционных упражнений - введение линии. Линии в значительной степени обогащают композицию, делают ее выразительнее, усиливают динамику, создают ритм. Постепенно композиционное поле усложняется введением новых элементов, которые, возможно, облегчают задачу поиска выразительности. В композиции появляются «силовые линии», которые связывают ее элементы в единое целое или, наоборот, расчленяют ее.
Именно эти задачи и ставятся перед учащимися при введении прямых линий в композиционные упражнения с прямоугольниками. В качестве дополнительного упражнения можно составить композицию исключительно из одних прямых линий, которая также может получиться оригинальной и интересной. Обратите внимание учеников на рисунки в учебнике, где пластика прямых линий помогает решать определенные эмоционально-образные задачи.
В дальнейших упражнениях линии будут служить эскизом расположения строк текста. Цвет является мощным художественно-выразительным средством, поэтому к его использованию в композиции ребят надо подготовить. Опыт показывает, что у младших школьников погружение в цветовую стихию дает положительные результаты. Ребенок интуитивно при отсутствии любых теоретических сведений умудряется делать вполне гармоничные и трогательные работы. У старших ребят эта непосредственность утрачивается, и цвет в их работах в большинстве случаев становится либо кричащим и аляповатым, либо монохромным (простое закрашивание изображений).
В первом задании цвет вводится как средство создания доминанты в композиции, как акцент. (В качестве примера такого использования цвета можно продемонстрировать соответствующие плакат, открытку, логотип с цветовым пятном или даже фотографию интерьера, где цветовым акцентом служит картина или гобелен на стене, драпировка и т. д.) Среди черных прямоугольников и линий в композиции появляется круг любого выбранного автором цвета, желательно аккуратно вырезанный.
Чтобы перейти к выполнению следующих заданий, следует напомнить учащимся о таких понятиях, как оттенки, градации цвета , продемонстрировать пособия, таблицы, обратив внимание на страницы учебника. Необходимо показать цвета открытые, где впрямую использована та или иная краска, и цвета разбеленные, пастельные , напомнить о теплой и холодной цветовой гамме . И еще нужно обязательно обратить внимание ребят на технологическую разницу работы с цветом в живописи и в конструктивных искусствах. Если в живописи краска наносится в основном мазками кисти или мастихином, то в дизайне и архитектуре в основном используется локальная, равномерная выкраска. Поэтому все задания выполняются способом коллажа: первые два задания желательно сделать на черном фоне, а третье - на цветном фоне.
На следующем этапе композиционного творчества основными элементами композиции станут свободные формы: линии и тоновые пятна.
Для организации этого занятия необходимы черная и белая бумага, белая и черная гуашь и кисточка. Кроме учебника, хорошо бы иметь демонстрационный материал, чтобы была возможность показать работы Кандинского, Поллака, Миро и др., а также плакат, логотип и т. п., где был бы использован динамичный мазок или росчерк. Данное занятие имеет в качестве перспективной цели применение свободных пластических форм в графическом дизайне.
Сначала на черной бумаге небольшого формата одним росчерком белой гуаши учащиеся по предложенной учителем теме делают пятно, выражающее эту тему, это состояние: «движение», «взрыв», «тишина» и т. п. Учителю нужно продумать темы для этих «абстракций», чтобы они активизировали воображение учащихся (например, «Гудок в тумане», «Звуки карнавала» и т. д.). По желанию ребята могут выполнить композицию черной краской на белом фоне и, конечно, на тонированной бумаге (рис. 5).

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс. Питерских А.С., Гуров Г.Е.

6-е изд. - М.: 2017. – 1 75 с.

Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой "Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы". Учебник знакомит с особенностями образно-выразительного языка конструктивных искусств - дизайна и архитектуры - в рамках предмета "Изобразительное искусство". Изучение искусства композиции, особенностей использования цвета, линии, объёма в дизайне и архитектуре, а также основ графического и городского дизайна, дизайна интерьера и одежды, основных стилей и направлений в архитектуре будет способствовать развитию у учащихся художественного мышления, выработке собственного отношения к самым разным явлениям культуры. По каждой теме предлагается система художественно-творческих заданий (плоскостное и объёмное макетирование, создание дизайн-проектов и коллажно-графических композиций, выполнение исследовательских проектов), которые помогут активизировать восприятие учебного материала, будут способствовать развитию умений работать с самыми разными художественными материалами и в разных техниках.

Формат: pdf

Размер: 47 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН - КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
Мир, который создаёт человек 7
ЧАСТЬ 1. ХУДОЖНИК - ДИЗАЙН -АРХИТЕКТУРА
Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры 13
Глава 1. Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» 15
Прямые линии и организация пространства 21
Цвет - элемент композиционного творчества 23
Свободные формы: линии и тоновые пятна 25
Глава 2. Буква - строка - текст
Искусство шрифта 29
Глава 3. Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне 33
Глава 4. В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна 41
ЧАСТЬ 2. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ
Художественный язык конструктивных искусств 47
Глава 1. Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету 49
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 54
Глава 2. Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. 59
Важнейшие архитектурные элементы здания 65
Глава 3. Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени 71
Форма и материал 76
Глава 4. Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве 83
ЧАСТЬ 3. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 89
Глава 1. Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого 91
Глава 2. Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна 103
Глава 3. Живое пространство города
Город, микрорайон, улица 111
Глава 4. Вещь в городе и дома
Городской дизайн Ц7
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера 120
Глава 5. Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства 127
Глава 6. Ты - архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление 133
ЧАСТЬ 4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ
Образ жизни и индивидуальное проектирование 137
Глава 1. Мой дом - мой образ жизни
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом 139
Интерьер, который мы создаём 143
Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй 147
Глава 2. Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды 155
Встречают по одёжке 162
Автопортрет на каждый день 169
Моделируя себя - моделируешь мир 174

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебник создан в соответствии с программой для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», которая разработана под руководством Б.М. Йеменского.
Учебник знакомит с особенностями образно-выразительного языка конструктивных искусств - дизайна и архитектуры - в рамках предмета «Изобразительное искусство». Дается необходимый объем знаний, умений и навыков для художественно-творческой работы детей в материале. Каждая тема снабжена системой развивающих заданий разного уровня и обобщающих вопросов.

ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ - ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ.
«Взгляни, взгляни! - закричал Волька, - видишь?!». «Что, Космонавт моего сердца? - озадачено пробормотал Хоттабыч, прильнув к иллюминатору. - Какие-то прямоугольники, квадраты, полосочки». «Да нет, это не квадратики, это же дома, дороги, поля, а там наш город!».

Если продолжить фантазию про Вольку с Хоттабычем и представить нас летящими высоко-высоко над землей, то, взглянув вниз, мы тоже увидим пересечения линий, квадратов, пятен. Потому что сверху наш дом и школа будут выглядеть как прямоугольники, расположенные среди пятен деревьев и очертаний улиц и тротуаров. Однако даже никуда не поднимаясь, а взглянув вокруг на дома, вещи, мы убедимся, что все многообразие форм окружающего нас рукотворного мира может быть сведено к простейшим телам, фигурам и линиям.

Начав свою работу с простого, легче понять сложное. Располагая в том или ином порядке прямоугольники и линии, вы делаете первый шаг в постижении закономерностей формы. Благодаря точно найденной композиции художник с наибольшей полнотой может воплотить в произведении свой замысел и чувства. В дизайне и архитектуре КОМПОЗИЦИЯ - это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости. Отдельные части целого должны быть расположены не хаотически, а осмысленно, гармонично. ГАРМОНИЯ - это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое. Достижение ее - основная композиционная задача художника.

Вы начнете изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов (линий и пятен) на плоскости.
Научившись в композиции простому, вы сделаете первый шаг к грамотному созданию компьютерного сайта, формированию обстановки в своей комнате или стиля своей одежды и т.д. Композиционное творчество - основа созидания в любом деле.

Дата публикации: 25.08.2013 10:16 UTC

  • Изобразительное искусство, 5-8 класс, Рабочие программы, Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева И.А., Питерских А.С., 2015
  • Изобразительное искусство - Основы рисунка - Учебник для учащихся 5-8 классов - В 4-х частях - Часть 1 - Сокольникова Н.М.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №409 Пушкинского района Санкт-Петербурга

У Т В Е Р Ж Д Е Н А

Приказ от _____________20____ № _____

Директор _________________ /Ефимова Н.В./

Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

на 2016-2017 учебный год

7 класс

Учитель: Дымович Светлана Васильевна

РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА:

на заседании МО Зам. директора по УВР

Протокол № _____от «____» ______20 ___ _________ /______________/

Руководитель МО _________ /________________/

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство».

Целью программы , учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности.

Задачи программы:

Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

Овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

7 класс - следующая ступень, посвященная изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

Как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

Особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

Основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

Конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

Моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

Работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

Конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

Использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

Владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

Создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

Создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.

Работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

Использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

Использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Формы контроля

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Особенности преподавания конструктивных искусств

(архитектура и дизайн)

В течение прошлых лет, начиная с 1 класса, ученики узнавали азы архитектуры и дизайна в процессе постижения изобразительного искусства в целом. На основе ранее приобретенных знаний в 7-8 классах они более глубоко постигают содержание конструктивных искусств , что предполагает овладение базовыми знаниями в этой области и их творческое освоение в практической работе.

Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в., в недрах которой и родился дизайн в его современном виде.

Познание проблематики дизайна и архитектуры имеет поступательный характер, оно углубляется от темы к теме.

Дизайн - это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач.

Архитектура - это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной среды, окружающей нас. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей.

Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами.

Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения «говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника выражаются изобразительно , т. е. конкретными изображениями видимого мира.

В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах.

Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», как и программа, не является переложением для школы специальных программ и учебников. Связанный с ними общей задачей развития образно-конструктивного мышления, он принципиально отличен от них тем, что обращен ко всем детям, а не к будущим архитекторам и дизайнерам.

Целью программы , учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности. Поэтому в учебнике дается оригинальный системный курс практических заданий, позволяющий учителям реализовать эту задачу в творческой деятельности учащихся. Объем предлагаемых заданий может быть реализован как при одном часе изобразительного искусства в неделю, так и при двух часах. При одном часе в неделю учителю предоставляется возможность самостоятельно определить количество предлагаемых для выполнения заданий.

Видеоряд учебника непосредственно связан с текстом и зрительно раскрывает его содержание. Это не просто иллюстративная, а вторая содержательная линия книги. В видеоряде каждой главы даются примеры содержательных положений текста, примеры, раскрывающие существо практических заданий и методику их выполнения. Помимо этого, представлены работы учащихся (естественно, не как образцы для копирования, а как ориентиры для самостоятельного творческого решения). Внимательно рассмотрев их, ученики смогут лучше понять характер и цели своей творческой работы.

Многие иллюстрации наглядно раскрывают этапы работы, соотношение образности и функциональности, стилевое единство формы и материала, частного и общего. Иллюстрации сопровождаются подрисуночными комментариями, уточняющими смысл приведенных примеров и объясняющими их достоинства, типовые ошибки или раскрывающими общее понимание заданий.

Одни и те же задания (макетирование в теме графического дизайна, коллажи и др.) можно выполнять на плоскости или в объеме при помощи бумаги, ножниц и клея, а также с помощью компьютера (простейшие задания - в программе Word, а более сложные, при достаточной компьютерной грамотности педагога и учащихся, - в программах Paint, Fotoshop или даже 3D Мах Auto CAD).

Все четыре части учебника одинаково важны для знакомства учащихся с многообразным миром конструктивных искусств. Но при этом нельзя не отметить особую значимость первой половины первой части учебника, посвященной проблеме композиции. Именно здесь закладываются основные принципы понимания гармонии и баланса масс, воплощающиеся затем в конструировании всевозможных архитектурных объектов (от дачи до небоскреба), в дизайне вещей и среды (от книги и одежды до мебели в интерьере или саду).

На основе выполнения ребятами упражнений с прямоугольниками, пятнами и линиями учителю предстоит развить у них интуитивное чувство композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое. От мастерства педагога, от его собственной композиционной культуры зависит, станет ли освоение этого материала увлекательным творческим процессом или превратится в механическое раскладывание квадратиков. (Рекомендуем учителям перед изложением принципов построения композиции - пожалуй, наиболее сложного раздела учебника - не только определить критерии оценки ученических работ, но и предварительно выполнить эти работы самим).

В учебнике чередуются аналитические и проектные, индивидуальные и групповые (коллективные) работы . Каждая часть книги завершается коллективной проектной работой , в которой суммируются знания и навыки, полученные учениками в течение четверти.

Итоговой творческой работой первой части является макетирование книги или журнала , подводящее итог изучению плоскостной композиции. В завершающем вторую часть коллективном проекте дизайна упаковки реализуется понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Итоговой работой в третьей части является коллективное проектирование фрагмента городского пространства («Города будущего», исторического ремейка или фантазийно-сказочного проекта). В этом макете воплощается умение «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком. Логическим завершением четвертой части является коллективная работа либо в жанре «Театра моды» и карнавала, либо в виде деловой игры «Моделируя себя - моделируешь мир».

В системе заданий осуществляется постоянная смена средств художественной выразительности. Не ограничиваясь рамками непосредственно дизайна и архитектуры (графического и объемно-пространственного макетирования, проектирования стиля одежды и среды интерьера и др.), авторы предлагают задания, которые обратят внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.).

К этому же ряду заданий относится и инсталляция. Не будучи видом дизайна, инсталляция тем не менее развивает образно-ассоциативное мышление детей и формирует художественное отношение к вещи как материальному отражению времени и человека. На основе композиционно-метафорических принципов, осваиваемых учащимися в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.), создается оформление витрин, спектаклей, фотоколлажи и плакаты. Конечно, прикосновение к этим формам художественного творчества требует от самого педагога определенного уровня компетентности и понимания современного искусства. Однако опыт свидетельствует, что заинтересованность и радость школьников при выполнении подобных работ с лихвой компенсирует предварительную подготовку учителя к подобным заданиям.

Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» адресован учащимся 7 классов. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры.

Программа и учебник предполагают различные варианты изучения дизайна и архитектуры. Предлагается выбор для работы с учениками отдельных упражнений из системы заданий.

В первой теме раскрывается применение основ композиции в графическом дизайне: плакате, открытке, книге, журнале. При их создании методически важно соблюдать стилевое единство и изобразительную выразительность композиции, поскольку при введении слов в графический эскиз (например, плаката) часто происходит подстраивание изображения под текст и разрушение собственно образно-изобразительной композиции, на чем перед этим было сосредоточено внимание учащихся.

Вторая тема раскрывает проблематику объемно-пространственной композиции. Основной содержательный посыл этой части - выявление всеобщности действия законов композиции.

Третья тема посвящена социальному значению конструктивных искусств. Следует заметить, что этот учебник не содержит в полной мере истории архитектуры или дизайна. Архитектура рассматривается здесь не столько как описание стилей, сколько как форма организации городского пространства. Дизайн раскрывается не столько как вид формотворчества, сколько как средство организации вещной среды (интерьера, города, сада).

В заключительной, четвертой части акцентируется внимание на способности учащихся активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства

в ряду пространственных искусств.

Художник - дизайн - архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»

Tема: «Прямые линии и организация пространства»

Тема: «Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»

Тема: «Буква - строка - текст. Искусство шрифта»

Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»

Тема: «Многообразие форм графического дизайна»

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»

Тема: «Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»

Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»

Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»

Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»

Тема: «Роль и значение материала в конструкции»

Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»

Город и человек.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»

Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»

Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»

Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»

Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера»

Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Тема: «Ты - архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Тема: «Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»

Тема: «Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»

Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»

Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»

Тема: «Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды»

Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»

Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»

Тема: «Моделируя себя - моделируешь мир»

Учебно-тематический план

Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс (34 часа)

Тема

Количество часов

Художник – дизайн архитектура.

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Итого

Учебно-методический комплекс

Для учащихся

1. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского. – 5-е изд. – М. : Просвещение. 2014. – 175с. : ил.

Для учителя

1. Г.Е. Гуров, А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Методическое пособие./ под ред. Б.М. Неменского, 2011

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 7 А класс. 2016-17 учебный год

по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

п/п

Тема

Кол-во

часов

Элементы содержания

Деятельность учащихся

Планируемы результаты.

Домашнее задание

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

Дизайн и архитектура в жизни человека (34 часа)

Художник – дизайн архитектура (9 часов)

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Мир, который создает человек. Конструктивные искусства – архитектура и дизайн. Основа архитектуры и дизайна. Семья пространственных искусств.

Беседа. Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.

Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.

стр. 6-11

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Основа композиции – основа дизайна и архитектуры.

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.

Симметрия. Асимметрия и динамическое равновесие.

Движение и статика. Ритм.

Построение композиций из прямоугольников и кругов разного размера.

Поиск зрительного равновесия масс, динамического равновесия в композиции, гармонии сгущенности и разреженности форм.

Освоение основных типов композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная. Изучение плоскостной композиции.

Развитие интуитивного чувства композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое.

Освоение понятий ритм и движение, разрежённость и сгущённость.

Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций.

стр. 13-20

Зад. 1-4 стр. 20

Прямые линии и организация пространства.

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости.

Построение композиций из прямых линий разной толщины

Освоение понятий сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

стр. 21-22 Зад. 1-3 стр. 22.

Цвет - элемент композиционного творчества.

Цвет - мощное художественно-выразительное средство.

Законы цветовой композиции. Композиционное сочетание цветов. Основы цветоведения. Спектр. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Локальный цвет. Цветовая гамма. Эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции.

Создание композиций, в которых:

Выделена акцентирующая роль цвета (из 2-3 прямоугольников, 3-4 прямых линий и небольшого цветного кружка)

Ритмическая организация пространства цветовыми элементами (из цветных линий,

прямоугольников и кругов (теплая или холодная гамма));

– применен принцип цветовой гармонии или контраста (из произвольного количества фигур)

Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

стр. 23-24 Зад.

1-3 стр. 24

Свободные формы: линии и пятна.

Свободные формы – важный элемент дизайна. Свойства свободных форм – неожиданные цветовые сочетания, декоративность пятен и графическая прихотливость линий. Свободная линия, цветовой или тоновый мазок. Абстрактная композиция.

Её смысл и образная выразительность.

Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передать событие, состояние или ощущение, предварительно сформулировав название работы («Шум дождя», «Суматоха», «Тишина», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка» ит.д.)

Формирование навыков по монтажности соединений элементов, порождающей новый образ.

Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования

стр. 25-27

Зад.1-2 стр. 27

Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

Шрифт. Искусство шрифта. Восприятие шрифта.

Характер шрифта: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, а также скругленный или рубленый, ясно читаемый или декоративный.

Любая буква или иероглиф как изобразительный элемент или цветовой акцент, организующий композицию. Изобразительные возможности шрифта.

Эмблемно-знаковая графика. Обобщенность и лаконизм выразительных средств, создающих знак.

Эмблема или товарный знак.

Создание композиций,

В которых буква – изобразительный элемент композиции (из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой).

В которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.

(Работу можно выполнять на компьютере)

Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

стр. 29-31

Зад. 1-4 стр. 31

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Основа графического дизайна – искусство композиции.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения.

Плакат. Изобразительный язык плаката. Взаимодействие текста и изображения. Синтез изображения и слова. Задача искусства плаката и сферы его применения.

Композиционные принципы макетирования плаката.

Монтаж в плакате – соединение изображения и текста по принципу образно-смысловой значимости.

Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения, объединяющие в себе изображения и текст:

а) вместо прямоугольников – фото, вместо линий – строки текста («рыба»).

б) вместо пятен – изображения (фото или рисунок), вырезанные по контуру, вырастающие, как строки, из фона;

в) фотография служит фоном для текста («рыба») и других композиционных элементов.

Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

Получение новых знаний: Изображения, используемые в плакате (рисунок, фотография). Дизайн плаката. Мини-плакаты (открытки).

стр. 33-39

Зад. 1-3 стр. 39

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Книга как синтетическое искусство. Единство литературы, графики и дизайна. Элементы книги: переплёт, форзац, титульный лист, шмуцтитул, разворот. Обложка (переплет) книги или журнала. Дизайн книги и журнала. Изобразительный стиль книги или журнала.

«Мелочи», которые участвуют в ритмической организации композиции: номера страниц, цветовые плашки фона, цвет шрифта в заголовках, стрелки у подписей к иллюстрациям и т. д.

Графическое макетирование.

Деловая игра «Коллективное макетирование книги (журнала)».

Дополнительное задание (по желанию)

1.Создать «тематический » алфавит (буквы-животные, буквы-растения, буквы- обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы - архитектурные элементы).

Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Освоение работы над коллажной композицией: образность и технология.

стр. 41-45

Зад. 1-2 стр. 45

Художественных язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (10 часов)

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Соразмерность и пропорциональность.

Представление о пространственной композиции, о ее восприятии с разных точек зрения. Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве. Главное мерило всему в архитектуре и дизайне – человек.

Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.

Выполнение упражнений на соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве

Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д.

Формирование художественного отношения к вещи как материальному отражению времени и человека.

стр. 49-53 Зад. 1-3 стр. 53

Архитектура - композиционная организация пространства. Макетные упражнения.

Условность и метафоричность выразительных средств, участвующих в сочинении пространства макета.

Рельеф. Разновысокие, горизонтальные и вертикальные плоскости как элементы композиционного творчества. Гармония и разнообразие в ритмической организации пространства. Композиция макетов: ориентированная на центр или разомкнутая, построенная по принципу сгущенности и разреженности масс. Ритм вертикалей. Цвет фактура в макете.

Макетные упражнения (выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий).

Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Развитие образно-ассоциативного мышления.

Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.

стр. 54-57. Закончить макетные упражнения

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.

Композиционная взаимосвязь объектов в макете.

Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

стр. 54-57 Зад. стр. 57

Конструкция: часть и целое. Взаимосвязь объектов.

Композиционная взаимосвязь объектов в макете. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

Создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов, стоящих на разноуравневых горизонтальных плоскостях.

Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Развитие образно-ассоциативного мышления. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

стр. 54-57 Зад. стр. 57

Здание как сочетание различных объемных форм. Модуль.

Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение.

Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Развитие образно-ассоциативного мышления.

Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии.

стр. 58-64 Зад. 1-3 стр. 64

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.)

стр. 65-69 Зад. 1-2 стр. 69

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.

Создание образно-тематической инсталляции.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального.

Освоение композиционно-метафорических принципов в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов.

стр. 70-75

Зад. 1-2 стр. 75

Форма и материал.

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.

Проект «Из вещи – вещь»

Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)

Зад. 1-2 стр. 81

18-19

Цвет в архитектуре и дизайне.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета.

Выполнить комплект упаковок из 3 предметов

Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.

Психологическое воздействие цвета.

Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.

стр. 83-87

Зад. 1-2 стр. 87

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (7 часов)

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Выполнение композиции на тему «Архитектурные образы прошлых эпох»

Воплощение умения «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком.

Обращение внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

стр. 89-101 Зад. 1-3 стр. 101

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Создание образа современного города и архитектурного стиля будущего.

Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники.

стр. 102-109 Зад. 1-3 стр. 109

Живое пространство города . Город, микрорайон, улица.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.

Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда

стр. 111-115 Зад. 1-3 стр.115

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.

Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д.

Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.

стр. 117-119 Зад. 1-2 стр. 119

Интерьер и вещь в доме. Дизайн интерьера.

Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа)

Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели

Архитектурный «остов» интерьера.

Историчность и социальность интерьера.

стр. 120-125 Зад. 1-2 стр. 125

Природа и архитектура.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления.

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и т.д.)

Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (проволока, ткань, фольга, древесина, стекло и т.д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т.д.)

стр. 127-131 Зад. 1-3 стр. 131

Ты – архитектор. Проектирование города.

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город»

Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.

стр. 133-135 Зад. стр. 135

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 часов)

Мой дом – мой образ жизни.

Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Мой дом – мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты»

Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.

стр. 139-142 Зад. стр. 142

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды.

Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.

Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция)

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.

стр. 143-146 Зад. 1-3 стр. 146

Дизайн и архитектура моего сада.

Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты.

Макетирование фрагмента сада из природных материалов

стр. 147-153 Зад. 1-2 стр. 153

Мода, культура и ты.

Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма)

стр. 155-161 Зад. 1-2 стр. 161

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и китч.

Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке»

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.

стр. 162-168 Зад. стр. 168

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

Изменение образа средствами внешней выразительности.

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты

стр. 169-173 Зад. 1-2 стр. 173

Имидж. Сфера имидж-дизайна.

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы»

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.

стр. 169-173

Моделируя себя – моделируешь мир.

Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.

Обобщение темы года. Урок-беседа.