Произведения василия белова. Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: В.И. Белов. Биография. Русский писатель Белов Василий Иванович: биография, особенности творчества и интересные факты

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БЕЛОВ

Русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Член Союза писателей СССР.

Родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Азлецкого сельсовета Харовского района Вологодской области. В семье колхозников: Ивана Федоровича Белова и Анфисы Ивановны Беловой (Коклюшкиной). Василий был вторым ребенком в семье: старший Юрий и младшие Александра, Иван, Лидия.

Во время Великой Отечественной войны отец, Иван Федорович, был призван в действующую армию и в 1943 году при штурме Духоввщинского укрепрайона под Смоленском погиб.

Учился Василий в Сохотской начальной школе, затем в Азлецкой семилетней школе, которую закончил в 1947 году. После окончания семи классов учиться было негде. Ближайшая школа находилась в 45 километрах от деревни.

Василий начал работать в колхозе, и каждый год пытался поступить учиться, но отказало Рижское мореходное училище, Вологодское музыкальное училище, в Велико-Устюгское речное училище опоздал на вступительные экзамены.

В 1949 году закончил школу ФЗО №5 г. Сокол, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтёра. В Соколе начал учиться в вечерней школе, но был отправлен на Монзенское СМУ, строить лесообрабатывающий комбинат. Летом 1951 года уехал в Ярославль и поступил на завод №3 Министерства путей сообщения.

С мая 1952 по декабрь 1955 года проходил службу в г. Красное Село Ленинградской области. К этому времени относятся первые публикации стихов в военной газете «На страже Родины», журнале «Звезда». В декабре 1955 года, мобилизовавшись, уехал в г. Молотов (Пермь) к старшему брату и начал работать столяром на заводе им. Дзержинского.

Летом 1956 года приехал в Вологду. Редактор грязовецкой газеты «Коммунар» оформил Белова литературным сотрудником редакции. Два года работал в районной газете, писал статьи, фельетоны, репортажи. Осенью 1958 года Василий Иванович был избран первым секретарем Грязовецкого РК ВЛКСМ. С 1959 по 1964 год учился в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве.

В 1961 году была издана книга стихов Белова «Деревенька моя лесная» , а журнал «Наш современник» напечатал его повесть «Деревня Бердяйка» . В 1963 году Белов стал членом Союза писателей СССР.

С 1964 года жил в Вологде, постоянно бывая в Москве и Тимонихе.

Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочнена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Вологды .

Скончался 4 декабря 2012 года после продолжительной болезни. Похоронен на родине в Тимонихе рядом с матерью Анфисой Ивановной.

По поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина от 05 ноября 2014 года в Вологде открыт музей-квартира В. И. Белова.

СЕМЬЯ

5 февраля 1958 года был зарегистрирован брак начинающего писателя Василия Белова и студентки педагогического института Ольги Забродиной . Вместе они прожили 54 года. Дочь Анна.

СПИСОК ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАГРАД, ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЙ В. И. БЕЛОВА

Медаль «За трудовое отличие» (1967)

Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»

Победитель международного конкурса в Габрово, в Болгарии на лучшее юмористическое произведение мировой литературы (1977)

Лауреат Государственной премии СССР 1981 года - за произведения последних лет из книги «Повести и рассказы».

Лауреат премии журнала «Наш современник» 1981 года за очерки «Лад» Орден Трудового Красного Знамени (22.10.1982)

Орден Ленина (16 ноября 1984 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР).

Орден русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени в 1992 году во внимание к плодотворной деятельности по восстановлению порушенных храмов и провозглашению идеалов гуманности и любви

Лауреат премии писателей России за лучшее литературное произведение (1992)

Лауреат премии имени Л.Н. Толстого в 1992 году за повесть «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы»

Действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт - Петербург) с 1993 года

Почетный член международной Академии наук Евразии с 1995 года

Лауреат Всероссийской литературной премии имени С.Т. Аксакова в 1996 году за большие заслуги в развитии художественных и духовно-нравственных традиций российской литературы, утверждение в произведениях идеалов любви к родной земле и ее народам

Действительный член Академии Российской словесности (академик словесности) с 1997 году

Юбилейная медаль «Маршал Советского Союза Жуков» в 1997 году.

Почетный знак-медаль «За развитие русской мысли» имени Ивана Александровича Ильина общероссийского общественного движения «Россия православная» в 1998 году

Золотая пушкинская медаль, посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, за вклад и развитие, сохранение и приумножение традиции отечественной культуры, оказание постоянной помощи и поддержки творческой интеллигенции, развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве деятелей искусства и культуры, граждан России и представителей зарубежных стран в номинации «Литература и публицистика» в 1999 году.

Лауреат Всероссийской литературной премии имени А.Н. Толстого в 2001 году за выдающийся вклад в развитие русской литературы («Кануны», «Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Лад», «Тяжесть креста»)

Наградной знак-медаль «За жертвенное служение» общероссийского общественного движения «Россия православная» в 2002 году

Орден русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени в 2002 году во внимание к трудам по возрождению Православия и патриотического воспитания

Почетный профессор Вологодского государственного педагогического университета с 2002 года.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 марта 2003) — за большие заслуги в развитии отечественной литературы

Награжден Почетным дипломом Всероссийского конкурса драматургов «Долг, честь и достоинство» за 2003 год

Орден Преподобного Сергия Радонежского III степени (2003)

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года за трилогию «Час шестый»

Литературная премия «Ясная поляна» им. Л. Толстого за повесть «Привычное дело» 2006 год.

Орден Почёта (17 ноября 2008) — за большой вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность

Орден святителя Макария, митрополита Московского (2012)

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод - и любовь к чтению.

После окончания сельской школы-семилетки (1949 г.) Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь).

В 1956 г. вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях - стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.

В 1958 г. Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 г. он учится в Литературном институте. В 1961 г. в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная».

В 1963 г. Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.

В 60-х годах публикуется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».

Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело» (1966) В 1968 г. в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 - повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок - от восторженности до яростного отрицания.

В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.

В 1979-1981 гг. появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе - в общем, о природной гармонии народной жизни.

В 1981 г. Белов награжден Государственной премией СССР («за создание высокохудожественных произведений»). С начала 1980-х гг. он входит в правление Союза писателей РСФСР, затем СССР, становится секретарем правления Союза писателей РСФСР. В 1982 г. он получил орден Трудового Красного знамени, в 1984 г. - Орден Ленина. Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы - необходимость сохранения народных (в основном - деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.

В 1987 г. выходит роман «Все впереди», где автор вновь обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.

С 1989 по 1992 гг. Белов был депутатом, в 1990-1991 гг. - членом Верховного Совета СССР.

В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» - «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом - это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.

В 1991-1993 гг. издательство «Современник» выпускает пятитомное собрание сочинений Белова. В 1995 г. в журнале «Русский Север» появляется продолжение «Бухтин вологодских» - «Бухтины вологодские завиральные (перестроечные)».

В 90-е гг. Белов получил несколько литературных премий. Однако печатается он теперь реже, чем в доперестроечные времена, и, в основном, в изданиях «патриотического» направления - журналах «Москва», «Наш современник», газете «Завтра» и т.п., а также в вологодских изданиях.

В 1992 г. Белов удостоен Ордена благоверного князя Даниила Московского III степени, а в 2002 г. - Ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени. В 1997 г. ему было присвоено звание Почетного гражданина города Вологды.

В 2003 г. писатель получил Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2004 г. ему была присвоена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых (по подсчетам 1998 г.) - более 7 млн. экземпляров. Его произведения переведены на многие языки.

Писателя и сценариста Василия Белова называют родоначальником «деревенской прозы». Он яростно вставал на защиту сел, считал города непригодными для полноценной жизни. Великий художник болел за сохранность национального достояния страны – русского языка.

Из-под пера автора выходили увлекательные рассказы, романы и очерки о простом и одновременно сложном быте деревенских жителей. Василий Иванович кропотливо собирал обычаи и творчество обитателей северных глубинок, за что сейчас этнографы бесконечно ему благодарны.

Детство и юность

Будущему писателю-деревенщику была известна вся подноготная жизни маленького поселка. Особенности деревенского уклада, менталитет и обычаи он, как говорится, впитал с молоком матери. Василий Иванович родился в крестьянской семье в деревушке Тимонихе (Вологодская область). Детство выдалось тяжелым – отец погиб в огне Великой Отечественной, маме пришлось в одиночестве поднимать на ноги детей.


Вася – старший из пяти ребятишек. Мальчишкой уже пошел работать в колхоз. В мемуарах «Невозвратные годы» писатель вспоминал, что те времена навсегда остались в памяти как самые голодные. Единственное, что скрашивало юношескую жизнь, так это книги – Василий читал запоем все, что попадалось в руки. А еще он научился играть на гармошке, которую мать «за полпуда ржи купила».

В 1949 году Белов окончил сельскую семилетку и уехал из отчего дома в город Сокол. Здесь в заводской школе освоил профессии столяра, моториста и электромонтера. А когда пришло время, отправился в армию. Служба проходила в Ленинграде. Здесь молодой человек начал делать первые шаги в творчестве и поступил в Литературный институт имени .

Литература

Творческая биография будущего знаменитого писателя стартовала во времена службы в армии. Василий Белов сочинил первые стихи из цикла «На страже Родины», которые опубликовала газета Ленинского военного округа. Дебютной изданной книгой стал поэтический сборник «Деревенька моя лесная», которая увидела свет в 1961 году. Однако поэта из мужчины не вышло, его ждала блестящая судьба прозаика, умеющего правдиво и проникновенно писать о деревне.


Начинал писатель с рассказов. Первое произведение в прозе читатели получили в том же 1961 году, была опубликована повесть «Деревня Бердяйка». Вдохновение и бесценный материал черпал с малой родины: Белов поселился в Вологде, а Тимониху превратил в подобие дачи, где проводил много времени.

Спустя пятилетку Василий Иванович уже занимал почетное место в когорте ярких авторов, пишущих на сельскую тематику. Белова даже назвали основателем «деревенской прозы» - из-под пера вышла работа «Привычное дело». Повесть легла в основу мелодрамы «Африканыч» с в главной роли.


А чуть позднее лавров добавили «Плотницкие рассказы» (1968). Это произведение тоже привлекло внимание представителей кинематографа. В одноименном телеспектакле о жизни колхозного плотника снялись , Петр Константинов, Екатерина Калинина.

В золотое наследие кино вошла также картина «Целуются зори», снятая по мотивам рассказа вологодского писателя. Режиссер отдал главные партии известным актерам: односельчан, приехавших в город, сыграли Борис Сабуров, и .

Часть литературных произведений вошла в программу среднего образования. Например, с рассказом «Весенняя ночь» школьники знакомятся в пятом классе.


Россыпь повестей составили цикл «Воспитание по доктору Споку». За основу взята идея противостояния деревни и города, конфронтация жизненных укладов и менталитетов. Позиция писателя оказалась бескомпромиссной: мужчина прямо говорил, что жизнь в городе лишена естественности. Василий Иванович старался сохранить чистоту русского языка, активно пользовался диалектными словами, способными лучше передать смысл и эмоции.

Перо Белова было заточено и на произведения, посвященные детям. Василий Иванович – автор «Рассказов о всякой живности», куда вошли забавные истории и сказки о животных, в том числе про злющую собачонку Мальку.


Значимым трудом Василия Белова признано собрание этнографических очерков «Лад». В книге объединились произведения о северной деревне. Она представляет собой настоящую поэму, в которой воспет русский человек.

Василий Иванович сплел неповторимую паутину из пословиц, бывальщин, рассказов, собранных на просторах Архангельской, Кировской и Вологодской областях. Рассказал читателю о народных промыслах и традициях. Точку в творчестве Белова поставил сборник этнографических очерков «Повседневная жизнь русского севера» (2000). Эти две работы сегодня – ценнейший материал для российских этнографов.

Личная жизнь

Жена Василия Белова, Ольга Сергеевна, имела дворянские корни, родилась в учительской семье. И сама выбрала путь учителя, преподавала в школе русский язык и литературу. По словам дочери, финансовое положение семьи позволяло не работать, однако Ольга Сергеевна учительствовала для себя, чтобы «не одичать».


На полвека женщина стала музой и главной сподвижницей талантливого мужа. Говорят, Белов слыл человеком со сложным характером, нелегко было терпеть его взрывной нрав. Для родных до сих пор загадка, как под одной крышей уживались две противоположности, уверены, что без большой любви явно не получилось бы совместной жизни.

Василий Иванович стал отцом поздно, только в 40 лет. Дочь Анна - искусствовед, работает экскурсоводом в музеях Московского Кремля. В интервью женщина рассказывает, что писатель не спешил заниматься воспитанием, все время отдавал работе – пропадал в командировках, в том числе часто входил в состав российских делегаций, ездивших за границу. Лишь когда наследница достигла подросткового возраста, взялся за воспитание.


По воспоминаниям Анны, отношения складывались сложные, не обошла стороной проблема отцов и детей, ссорились и спорили по любому поводу. Дочь считает, что всему виной большая разница в возрасте, ведь папа годился Ане в дедушки. Только со временем стали друзьями.

Василий Иванович – человек увлекающийся, искусство любил в любом проявлении. Коллекционировал картины и собирал антиквариат. В бога не верил, только отпраздновав золотой юбилей, обратился к вере, участвовал в восстановлении храма.


Смерь

Василий Иванович страдал от неприятной и опасной болезни – склероза сосудов конечностей. Этот недуг стал причиной инсульта. Писатель-деревенщик умер после продолжительной болезни в 2012 году.

Библиография

  • 1961 - «Деревенька моя лесная»
  • 1963 – «Знойное лето»
  • 1964 – «Речные излуки»
  • 1966 – «Привычное дело»
  • 1968 – «Плотницкие рассказы»
  • 1969 – «Бухтины вологодские»
  • 1972-1987 – «Кануны»
  • 1978 – «Бессмертный кощей»
  • 1982 – «Лад. Очерки о народной эстетике»
  • 1986 – «Все впереди»
  • 1989-1991 – «Год великого перелома»
  • 2000 – «Повседневная жизнь русского Севера»

Василий Иванович Белов - русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы» - родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского р-на Вологодской области в крестьянской семье.

Учился в школе ФЗО в г. Соколе Вологодской обл., работал столяром, мотористом, электромонтером; после службы в армии (1952-1955 ) работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной газеты «Коммунар» (Вологодская обл., 1956 ); с этого времени начал выступать в печати.

В 1958 был избран секретарем РК комсомола в Грязовецком р-не Вологодской обл.; в 1959-1964 учился в Литературном институте им. М. Горького; в 1963 был принят в СП СССР.

Как и многие писатели советского времени, рождением и воспитанием связанные с русской деревней, с крестьянством, Белов пережил отход от «почвы» (впрочем, недолгий и недалекий) и возвращение к ней. Этот драматичный, но неизбежный эпизод обогатил его опыт и творчество, придал позже «почвенной» позиции Белова большую прочность.

В даровании Белова первой заявила о себе лирическая стихия; найдя поначалу свое выражение в поэзии, она сохраняется и в прозе Белова.

Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х (период «оттепели»): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, с чем связан повышенный тонус существования, жажда движения, героики. Еще в юности Белов покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. Шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям; позже в поэме «О чем поет гармонь» Белов скажет о том: «И тогда совсем не горевал я, / Уходя из дому налегке». В «Плотницких рассказах» герой Константин Зорин (наделенный автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней: «...я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда» (Сельские повести. М., 1971. С. 255).

Но очень скоро тяга к «отцовскому краю» становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества. Тема «возврата» звучит уже в первом поэтическом сборнике «Деревенька моя лесная» (Вологда, 1961 ). «Слишком много дедовским местам / Мы с тобою, сердце, задолжали» - эта мысль с той поры не оставляет Белов.

Путь сердца к родине, к «почве», к дому и земле у Белова не путь сентиментальных воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х в книгах Белова воссоздается мир северной русской деревни в ее природных, бытовых, речевых чертах. В сборнике повестей и рассказов «Знойное лето» (Вологда, 1963 ) картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который подчинен деревенскому календарю, чреде домашних дел, течению беседы. Наброски знакомых крестьянских типов были уже в стихотворениях «Дед», «Свекровь»; к углубленному осмыслению своих отношений с родной землей Белов впервые обращается в поэме «Белая кровь», над которой писатель работал в 1961 . Не случайно отрывок из последней - «На родине» (День поэзии. 1981. М., 1981) - лег в основу написанного впоследствии рассказа «Холмы». Переход от поэзии к прозе у Белова естествен и по-своему неизбежен.

Большая повесть «Привычное дело» (1967 ) - этапное произведение в творчестве Белова; она стала и заметным литературно-общественным событием. С ее появлением старая тема народа, крестьянства приобрела новую этическую остроту, встали новые вопросы о художественной разработке этой темы.

Чуткость Белова к скрытому трагизму существования героев присутствовала уже в повестях «Деревня Бердяйка» (1961 ), «За тремя волоками» (1965 ). В более сложных ракурсах эта тема дана в «Плотницких рассказах» (1968 ).

Белов ищет возможность гармонической цельности и находит ее в уютном мире «малой родины», где «тихо спят теплые ельники», где от леса веет покоем, тишиной, где так хорошо жить. Однако подобное состояние - редкость и почти недоступно современному человеку. Оно удерживается в немногих вещах Белова - таких, как рассказ «Бобришный угор», и лишь эпизодически возникает в произведениях 1970-80-х .

Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных. Герой болезненно переживает недостаток сердечности, любви, простоты в людях, и только неиссякшая пока вера в добро да счастливо сложившиеся обстоятельства позволяют ему не падать духом («Воспитание по доктору Споку», 1974) .

Мотив «надломленности» самих оснований крестьянской жизни намечен был еще в «Плотницких рассказах». Рядом с Олешей возникает фигура Авенира Козонкова, бывшего колхозного активиста, до старости не расстающегося с «руководящими» замашками.

Трагическая эпоха коллективизации оказывается в центре внимания Белова с начала 1970-х . Писатель выходит к новому для него жанру - роману-хронике, создавая «Кануны» (ч. 1-3, 1972-1984 ) и продолжение их - «Год великого перелома» (1989-1991 ) и «Час шестый» (1994-1998 ). По ходу создания романа границы изображения раздвигаются, одновременно суровей становятся краски, более жесткой - кисть.

Самая оптимистичная, даже праздничная книга Белова - «Лад» (1979 ). Мир крестьянской общины, семьи, хозяйства, мир работ и досугов, ремесла и художеств, обычаев и языка предстает в идеально «ладном» состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни.

Новую и непростую задачу поставил себе писатель в романе «Все впереди» (1986 ) - исследовать современную русскую жизнь, «человеческую породу» в условиях городского смешения наций, традиций, стилей, в столкновении разных нравственно-психологических типов.

Затронутые в романе мотивы переходят в публицистику Белова, переплетаясь с основными темами его творчества - темами крестьянства, нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры. Яркое выражение они нашли в выступлениях Белова в качестве народного депутата СССР (1989-1992 ) и члена Верховного Совета (1990-1991 ), а также в ряде статей и книг: «Начать с личного самоограничения» (Сибирь. 1988 . № 1), «Из пепла...» (Наш современник. 1991 . №4), «Внемли себе» (1993 ) и др. В своей «почвенной» позиции Белов тяготеет к философским и историческим воззрениям И.А. Ильина, чьи избранные работы он подготовил и издал с собственным предисловием (Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993) .

Перу Белова принадлежат рассказы для детей, юмористические миниатюры («Бухтины вологодские завиральные в шести частях»), пьесы («Князь Александр Невский», «Над светлой водой» и др.), киноповесть «Целуются зори...».

Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи.


Василий Иванович Белов, прозаик. Родился в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, в 1943 погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.

Окончив сельскую семилетнюю школу, весной 1949 уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.

Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. Поэтому Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов "Деревенька моя лесная". В том же году была опубликована повесть "Деревня Бердяйка", с которой начался известный всем прозаик Белов. Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству. В 1964 - 67 были написаны рассказы "На Росстанном холме", "Весна", "За тремя волоками", повесть "Привычное дело". В 1969 - "Бухтины вологодские".

Реализуя в полной мере возможности русского языка, Белов ревностно относится к слову, потому так чист и выразителен его язык, богат смысловыми и эмоциональными оттенками.

В 1970-е публикует повести, составившие цикл "Воспитание по доктору Споку", "Плотницкие рассказы", в 1979 - 81 пишет книгу "Лад" - собрание очерков о северной русской деревне, поэма о русском человеке. В 1987 публикует два романа - "Кануны" и "Все впереди", затем - книгу "Такая война..." (1989), куда включил роман и рассказы. В 1989 - 91 пишет несколько произведений для детей - повесть "Старый да малый", сказку "Родничок". В 1996 вышла повесть "Медовый месяц".

В.Белов не оставляет публицистику, страстно выступая в своих статьях в защиту небольших русских деревень, ратует за сохранение величайшего национального достояния - русского языка.

По силе и яркости своего творчества В.И. Белов сегодня один из самых значительных русских писателей. Признанием его заслуг стало присуждение Государственной премии 1981 года и награждение орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году и орденом Ленина в 1984 году. Также Василию Ивановичу присуждена литературная премия Союза писателей России имени Л.Н. Толстого в 1992 году и Всероссийская литературная премия имени Аксакова в 1996 году, учрежденная президентом Башкирии.

Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы. И сейчас в церкви открыт приход.

Живет и работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.