Заметки по самосовершенствованию от льва толстого. Правила самосовершенствования льва толстого




Самообразование и самовоспитание Л. Н. Толстого





Программа развития молодого Л. Н. Толстого.

  • 1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

  • 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

  • 3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

  • 4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

  • 5. Изучить историю, географию и статистику.

  • 6. Изучить математику, гимназический курс.

  • 7. Написать диссертацию.

  • 8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

  • 9. Получить некоторые познания в естественных науках.

  • 10. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.


« Я дурен собой, неловок, нечистоплотен, совсем необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен… Я умен, но ум мой ещё никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового…»

Задача самовоспитания Л. Толстого:







Здоровый образ жизни Л.Н. Толстого


В чём секрет долголетия Л. Толстого?

  • Ф.И. Тютчев – 69 лет

  • М.Е. Салтыков-Щедрин - 63 года

  • А. М. Горький – 68 лет

  • Н. А. Некрасов - 56 лет

  • А. А. Фет - 72 года

  • Ф. М. Достоевский – 59 лет

  • Н. С. Лесков – 64 года

  • И. С. Тургенев – 64 года

  • А. П. Чехов – 44 года

  • Л. Н. Толстой – 82 года




Правила выполнения физических упражнений.

  • 1. Останавливайся, как только почувствуешь легкую усталость.

  • 2. Сделав какое-нибудь упражнение, не начинать нового, пока дыхание не вернется к своему нормальному состоянию.

  • 3. Стараться сделать на следующий день то же количество движений, как и накануне, если не больше.



Спорт

  • Велоспорт

  • Шахматы

  • Джигитовка

  • Езда верхом

  • Плавание

  • Гимнастика




Физический труд

  • Сам делал работу по дому

  • Пахал поля

  • Косил сено

  • Пилил и колол дрова


Отказ от вредных привычек

  • Бросил курить (бросал 3 раза)

  • Отказался от вина


Единство с природой

  • Давало новые мысли для произведений

  • Расслабляло, избавляло от всей суеты



Правильное питание

  • Был вегетарианцем

  • Не ел больше нормы, но иногда было трудно ограничивать себя в еде.

В дневниках написано: «Ел лишнее- стыдно», «Не удержался от второй порции щей- пеняю на себя».


Лев Николаевич женился осенью 1862 года на дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс. Первые семейные радости создали у Л.Н. Толстого ощущение обретенного мира и большого счастья.


В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных – в отсутствие секретаря она по нескольку раз переписывала набело черновики своего мужа.

У Льва Николаевича и Софьи Андреевны родилось 13 детей. Некоторые из них умерли в младенчестве.

Л.Н. Толстой был сторонником семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей .


На рубеже 1880-х годов Л.Н. Толстой переживает резкий идейный и духовный перелом. Это отразилось на взаимоотношениях с семьёй.

Изо дня в день углубляется его разлад с семьёй, особенно с сыновьями и женой, которые не принимают его нового миросозерцания и противятся претворению его в жизнь.

«

«Они разрывают меня на части. Иногда думается: уйти ото всех…» (Дневник от 24. 09. 1910.)

После мучительных раздумий Толстой решил тайком покинуть Ясную Поляну.




Генеалогическое древо Л. Толстого.






Л. Толстой среди крестьян.






Толстой и Бог. Толстой и религия. Толстой и церковь.


Что такое Бог?


«…любите врагов ваших…»


Беседа с духовными лицами


В 1880-ые годы Толстой встал на позиции критического отношения к церковному вероучению, духовенству, официальной церковности.


Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 г.

«Известный миру писатель, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрёкся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной.

Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».


Лев Толстой в аду. На фрагменте стенной росписи из церкви с. Тазова Курской губернии.



Ответ Синоду

«То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему».

Л. Н. Толстой


1906 год. «Есть ли бог? Не знаю. Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона я называю богом».



Лев толстой далеко не всегда соответствовал сложившемуся стереотипу сурового старца и писателя - автора объемных книг, графа и помещика, который вел отнюдь не графский образ жизни. Воспитан он был тщеславным и ветреным, унаследовав от родителей страсть к азартным играм вместе с живым умом, который ему трудно было на чем-либо сфокусировать. Он так и не получил высшего образования, будучи дважды отчислен из казанского университета. Благодаря чему он прошел путь до мыслителя с огромной работоспособностью, написавшего столько, сколько не каждый прочел за свою жизнь?

Среди множества книг толстого едва не затерялись его заметки в дневнике - в них автор сам для себя определяет правила по развитию и укреплению силы воли и умственных способностей.

Хотя они и были составлены более полутора века назад, но и по сей день вправе находиться на видном месте среди многочисленной литературы по самосовершенствованию. Толстой определил три подвида воли: Каждый последующий из этих подвидов - главнее предыдущего, но при этом развивать их можно параллельно. Овладев всеми тремя ступенями, человек заменяет руководимые неосознанными инстинктами действия теми, которых желает он сам. А это открывает новые, почти неограниченные человеческие способности и дает возможность выбирать свой путь в жизни .

1. Первая ступень

На самом деле воля телесная в определенной степени развита практически у каждого. Благодаря ей человек, собственно, и отделился от животного мира. Она есть необходимое условие существования индивида.
Хотя и есть исключения: младенчество, дряхлость и болезни - как телесные, так и духовные (апатия, анемия). Многие действия человек все равно совершает инстинктивно и не задумываясь, и, следуя им, мы подчас лишаем себя свободы выбора.
Итак, что советует Толстой для развития телесной воли?

Каждое утро назначай себе все, что ты должен делать в продолжение целого дня , и исполняй все назначенное даже в том случае, ежели исполнение назначенного повлечет за собою какой-нибудь вред.
Кроме развития воли, это правило разовьет и ум, который будет обдуманнее определять деяния воли. То есть, условно говоря, разбор полетов по вечерам позволит в короткое время сделать ежедневные планы продуктивными.

Контролируй свой сон. У каждого человека есть оптимальная длительность сна, и его надо заранее рассчитывать и спать не больше и не меньше, чем это необходимо. Лишние полчаса с подушкой могут быть приятными, однако они лишают не только контроля над своими действиями, но и заряда бодрости на несколько часов. По мнению Толстого, во время сна воля отсутствует вовсе, поэтому сон он считал необходимым сокращать беспощадно, а вставать - до солнца.

Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно. А чтобы развить и укрепить свое здоровье, старайся «делать движение как можно регулярнее». Скажем, возьми на себя обязательство выполнять ежедневно и еженедельно обязательный комплекс физических упражнений. Сам Лев Николаевич советовал «ежедневно делать движение на воздухе». Он никогда не гнушался тяжелой работы, показал себя выносливым офицером во время тягот Крымской войны, а кроме того - как раз в то время, когда составлял для себя эти правила, - посещал бальные танцы, хотя и не хотел, и не любил танцевать. В том числе и благодаря физическим упражнениям Толстой почти до конца своих дней не имел ни дряхлости, ни упадка. Он и в весьма почтенном возрасте (за 80 лет) мог проехать без какой-либо усталости много верст верхом крупной рысью.

Будь верен своему слову. В первую же очередь - слову, данному себе.

Ежели ты начал какое бы то ни было дело, не бросай его, не окончив. Это поможет развить и осознанность действий - прежде чем что-то сделать, ты уже будешь представлять себе ожидаемый результат. Как следствие, ты станешь действовать целостно и завершенно, избавившись от суматошности. Сам Толстой в юности перепробовал множество дел и занятий, и это правило он сформулировал на своем же личном опыте.

Имей всегда таблицу, в которой были бы определены все самые мелочные обстоятельства твоей жизни , даже сколько трубок курить в день. А также сколько есть, пить, заниматься определенными видами умственной и физической деятельности. С подобной таблицей легче планировать время, дела и расходы. К тому же часто можно слышать о благотворности соблюдения распорядка дня - приема пищи, сна в определенные часы и т.д. Имея четкие привычки, организм действует как бы по инерции, а при резких переменах - становится «дезориентированным», не успевает подстроиться под частые изменения.
Тут можно вспомнить как пример другого мыслителя, не менее чем Толстой озабоченного вопросами развития воли. Жизнь Канта была рассчитана и уподоблена точнейшему хронометру. В продолжение целых десятилетий он ни разу не вставал не вовремя. Широко известно, что жители Кенигсберга даже проверяли по нему свои часы. Все в его жизни было продумано до самой мельчайшей подробности - до ежедневной росписи того, что есть, и цвета одежды, которую надевать. Наладив правильную работу своего организма, Кант создал инерцию и, как машина, продолжал жить, стараясь не нарушить чем-либо ранее установленных привычек.
Конечно, это, можно сказать, пример некой крайности. Но нельзя не согласиться с тем, что немалая польза есть в этом совете Толстого.

Ежели ты что-нибудь делаешь, то напрягай все свои телесные способности на тот предмет, которым ты занимаешься. Регулярно задавай себе вопрос: что именно я делаю сейчас? И если этих дел больше одного - выбирай самое важное либо срочное, откладывая остальные.

2. Воля эмоций

Толстой говорил, что при развитой чувственной (эмоциональной) воле ты можешь контролировать свои эмоции, вызывая их сообразно твоим целям. Очень похоже на один из постулатов современных подходов к развитию эмоционального интеллекта, не правда ли?
Источником всех чувств есть любовь, считал писатель. При этом он делил ее на любовь к самому себе, или самолюбие, и любовь ко всему нас окружающему - однако они настолько тесно взаимосвязаны, что являются по сути двумя сторонами одного чувства. И если какая-то из этих сторон недостаточно развита, она не позволяет другой полностью себя проявить. Сам Толстой в то время, когда создавал эти правила, пребывал в душевных исканиях, которые то приводили его к полному самоотречению, то позволяли спокойно кутить и гулять. Но, как видно из его дальнейшей жизни, возобладала у Толстого отраженная в этих правилах самоотреченная сторона.
Итак, общее правило: все чувственные деяния не должны быть бессознательным исполнением потребностей чувства, но - определением воли. Все чувства, имеющие источником любовь ко всему миру, хороши; все чувства, имеющие источником исключительно самолюбие, дурны.

Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь. Это одно из самых сложных правил, поскольку огромную долю наших усилий и затрат занимают те, что направлены на снискание одобрения и уважения со стороны окружающих - часто нам вовсе не знакомых. Будучи гипертрофированным, самолюбие в данном случае ведет к неспособности любить и потере контакта с людьми.
Чтобы преодолеть эту потребность, прежде всего привыкни к мысли, что большинство людей вокруг думают в первую очередь о том, что же о них думают окружающие. О тебе и твоих мотивах они думают очень мало, занятые мыслями о себе. Полезно также регулярно выполнять два упражнения, задавая себе вопросы: «Что б я перестал делать, если бы все вокруг уже относились ко мне так, как я хотел бы?» и «Что бы я сделал сейчас, если бы мнение безразличных мне людей вокруг меня не интересовало?» Исходя из своих же ответов следует удалять из жизни лишнее и наносное.

3анимайся более сам с собою, чем мнением других. Если у человека есть тяга к самосовершенствованию и план такового - хорошо. Однако при составлении и выполнении этого плана Толстой считал нужным рассчитывать прежде всего на себя. Будучи, как и большинство великих людей, неуспешным в получении стандартного образования, он всего достиг самообучаясь, «...старался совершенствовать себя умственно...учился всему, чему мог и на что наталкивала жизнь». Толстой много сделал для народного образования, но при этом обучения ради оценок и признания не уважал. В созданной им Яснополянской школе не было ни обязательной посещаемости, ни каких-либо дисциплинарных требований, однако образование шло успешно.

Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош. Быть мастером в каком-либо деле или совершать много полезного людям - это замечательно! Но все легко обесценивается, если об этом кричать на каждом углу.

Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Настройка на хорошее позволит и тебе, и тем, с кем ты общаешься, проявить лучшее в себе. Всегда говори правду, и даже когда твои действия могут показаться странными окружающим, не оправдывайся ни перед кем. Проанализируй, где и когда с любой целью тебе приходится искажать правду в разговорах, и найди способ добиваться тех же результатов, не прибегая ко лжи.

Для подчинения воле чувства корыстолюбия живи всегда хуже, чем ты мог бы жить. Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче. Богатейшая и могущественная Римская империя распалась не столько под натиском варваров, сколько развратившись завоеванными богатством и роскошью. А человеку, чтоб разрушить свой характер, надо куда меньше усилий и времени. Разделяй вещи на те, которые тебе необходимы, и те, что служат только излишнему комфорту и помогают убить время. Разберитесь, как именно такие вещи тебе вредят (физически, характеру), чего лишают (чаще всего - времени), и убери из своей жизни хотя бы наиболее вредоносные.

Жертвуй десятую долю всего того, чем ты можешь располагать, для блага других. Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества. При этом трать всегда на конкретные полезные дела - не раздавая деньги на абстрактную благотворительность или в виде милостыни.

Не позволяй желанию угождать противоположному полу руководить твоими действиями - это не только вредно, но и малопродуктивно.

Любя всех равно, не исключай и самого себя из этой любви. Каждого ближнего люби так же как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели самого себя.

3. Разум

Высшая степень преобладания воли есть преобладание ее над разумом. То, что с нами происходит, - следствие того, что мы думаем. Разумная воля позволяет объединить качества телесной и эмоциональной воли, определить направление всего нашего развития и добиться последовательного выполнения установленной для себя программы самосовершенствования. Например: помимо системы развития воли, у Толстого в дневнике есть богатый набор правил развития памяти, умственных способностей и пр.

Определяй с начала дня все твои умственные занятия. Сюда относится чтение книг, изучение чего-либо полезного, а главное - время для обдумывания своих действий. Его тоже включай в свой распорядок дня, выделив отдельно время для составления планов, анализа происшедшего (у Толстого было правило - по субботам пересматривать все сделанное в продолжение недели) и определения новых целей. Многие люди не добиваются того, чего хотят, в первую очередь потому, что всяческого рода занятия и непродуктивные мысли не оставляют им времени на анализ и планирование.
Заведи себе блокнот, в котором ты будешь определять свои цели не только на день, но и на все более длительные периоды жизни. Толстой, кроме того что ставил себе цели и составлял правила, еще и занимался довольно глубоким письменным самоанализом.

Когда ты занимаешься, старайся, чтобы все умственные способности были устремлены на этот предмет. Сколь ни пытайся отыскать тихую и уютную обстановку для умственных занятий, все равно всегда найдется то, что тебя может отвлечь, - поэтому радуйся каждой возможности противостоять соблазнам и учись сосредотачиваться - пусть вначале и через силу.

Не мечтай. Не делай воздушных замков. Мечта от цели отличается тем, что тогда как цель служит тебе картой, по которой ты идешь к желаемому, мечта переносит тебя туда мгновенно - и так же быстро возвращает назад, расслабив волю и даже не дав ничего разглядеть по дороге. Поэтому не смешивай мечты и вдумчивое всестороннее планирование.

Чтобы ничто внешнее, телесное или чувственное не имело влияния на направление твоей мысли, но чтобы мысль определяла сама себя. Когда чувства захлестывают и толкают на неадекватные поступки, секундного взгляда на себя со стороны может хватить, чтоб это осознать и действовать разумно. Задачу упрощает то, что каждый человек теряет голову в определенных для него ситуациях, их можно учесть и обдумать в спокойной обстановке.

Какое бы ты ни начал умственное занятие, не бросай его до тех пор, покуда ты его не кончишь. Это правило может привести к большим злоупотреблениям - фантазиям и бесконечной софистике. Поэтому его нужно ограничить следующим правилом: имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшими целями ради высших.

Сила воли во многом похожа на мышечную - она так же растет и укрепляется благодаря регулярным упражнениям, при которых тебе приходится пересиливать себя. И сходит на нет, если пустить ее развитие на самотек.
Приступая к работе над силой воли, браться сразу за все правила не стоит - это не только нелегко, но и может на раннем этапе вызвать разочарование. Поэтому лучше постепенно вводить для себя новые правила. И помнить, что одно из правил Толстого гласит: не следовать безусловно правилу, не испытав его .


По материалам статьи «Рецепты силы воли от Льва Толстого»
опубликованной в журнале «Управление компанией», №4, 2008,
www.management.web-standart.net
Опубликовано: 13.07.2008
Последнее обновление: 21.12.2008

Лев Николаевич Толстой родился в селе Ясная Поляна, ныне Щекинского района Тульской области в 1828 году в графской семье. Первоначальное образование получил дома. В период с 1844 по 1847 учился в Казанском университете, но не закончил курса. В 1851 отправился на Кавказ в станицу Старогладковскую - к месту военной службы старшего брата. В участвует в военных действиях (сначала в качестве волонтера, а затем арт. офицера), а в 1854 году отправляется в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-ом бастионе). Армейский быт и эпизоды войны дали Толстому обширный материал для создания произведений на военную тематику. В 1855 Толстой приехал в Петербург, где сблизился с сотрудниками «Современника». Годы ознаменованы попытками Толстого найти себя в незнакомой литературной среде, освоиться в кругу профессионалов, утвердить свою творческую позицию; это и пора поисков, проб, ошибок, творческих экспериментов. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светских и литературных кругах, Толстой на рубеже 60-х решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В он много сил отдает основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей, изучает постановку педагогического дела в России и за границей, для этих целей он совершает путешествие в В 1862 Толстой издает педагогический журнал «Ясная Поляна».


В 1862 Толстой женится на Софье Андреевне Берс и начинает жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и все увеличивающейся семьи. В годы крестьянской реформы Толстой исполняет обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешая тяжбы помещиков с крестьянами, как правило, пользу последних. В его мировоззрении в эту пору причудливо соединяются верность духу старой родовой аристократии, далекой от двора и живущей понятиями сословной чести, и демократические устремления. 60-е годы - пора расцвета художественного гения Толстого. В 1863 начата публикация романа-эпопеи «Война и мир». В начале 70-х писателя снова захватывают педагогические интересы. Он пишет «Азбуку» и «Новую азбуку» и на время возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса. При слабой власти над Толстым традиционной церковной веры, с юных лет подтачиваемой в нем септическим анализом, грозила рухнуть и его надежда на личное бессмертие. Острое ощущение симптомов социального перелома в 70-е годы, связанных с переходом России на буржуазный путь развития, усиливало кризис нравственно-философского мировоззрения Толстого. В 80-е годы он заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, переходит на вегетарианскую пищу.


Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно ушел из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово. Творчество Толстого ознаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX века и литературой XX. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни близких, Толстой начинает проявлять серьезный интерес к драматическим жанрам. В 90-е годы Толстой пытается обосновать свои взгляды на искусство. Искусство содержательное, посвященное высоким нравственно-религиозным целям, Толстой противопоставляет искусству упадочному, декадентскому. Последние годы жизни Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и с С.А.Толстой - с другой.



A) Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя. б) Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправляя себя. В этом самое главное и самое радостное дело в жизни. в) Бывает неприятно, когда тебя хвалят за то, чего ты не сделал, и так же неприятно, когда бранят за то, чего ты не заслужил. Но можно и в напрасной похвале и в напрасной брани найти пользу. Если ты не сделал доброго дела и тебя хвалят за него, постарайся сделать то, за что тебя хвалят. А если тебя бранят за то, чего ты не сделал, то постарайся вперед не делать того, за что тебя бранят.


Д) Для того, чтобы не делать злых дел, надо удерживаться не только от самых дел, но и от злых разговоров. Для того же, чтобы удерживаться от злых дел и разговоров, надо научиться удерживаться от злых мыслей. Когда один думаешь сам с собой и придут недобрые мысли обсуждаешь кого-нибудь, сердишься, вспомни, что нехорошо так думать, остановись и старайся думать о другом. Только тогда будешь в силах воздерживаться от злых дел, когда научишься воздерживаться от злых мыслей. Корень злых дел в дурных мыслях.



Л. Н. Толстой создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем которой является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни. Он признавал только то образование, которое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни, а не только готовит его к будущей. Главная составляющая сущности человека его духовное начало, изначально заложенное в нем как бы в «свернутом виде». Педагогический процесс должен оказать помощь человеку в его открытии и реализации в жизни. Возможность созидания человеком своей личности зависит от глубины постижения им своей духовно-нравственной сущности. Образование выступает как основной фактор развития культуры, гуманизации и гармонизации жизни. Отсюда следует трактовка регулятивной функции образования в приобщении людей к ценностям «истинной» жизни, к реализации универсального смысла своего бытия. Л. Н. Толстому принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. В мире, по его убеждению, все органично взаимосвязано и человеку необходимо осознавать самого себя равнозначной частью мира, где «все связано со всем», и где человек может обрести себя только реализовав свой духовно-нравственный потенциал.


Известно, что Л. Н. Толстой был религиозен. Он не был сторонником официальной религии, проповедовал любовь к Богу «внутри себя» (даже был отлучен от официальной церкви). Религиозно- мистические настроения наложили отпечаток на характер его мировоззрения. Особенно ярко сказалось влияние религиозности Толстого в сформулированной им этической философии всеобщей любви, всепрощения, «непротивления злу насилием». Этическая философия Л. Н. Толстого заводила его так далеко, что великий моралист временами примирялся с самыми гнусными явлениями социально-политической жизни. Лев Николаевич решал и основной вопрос философии о соотношении бытия и сознания: «Вещественный мир, со включением моего тела, своими пятью чувствами познающее его, есть произведение этого сознания. Не будь сознания, не будет мира. Уничтожается сознание уничтожается мир».


Она возбуждала в нем жалость не только к угнетаемым, но и к угнетателям (жалость была различна: угнетаемых он жалел за то, что они находятся в бедственном положении, угнетателей за то, что они не испытывают счастья делать добро, теряют человеческий облик). Эволюция взглядов Л. Н. Толстого прослеживается при поэтапном рассмотрении его педагогической деятельности. Первый период деятельности (). В 1849 г. Л. Н.Толстой (ему в то время был 21 год) начинает заниматься с крестьянскими детьми в Яснополянском имении. Но это были случайные уроки, заключавшиеся в основном в том, что он обучал некоторых крестьянских детей грамоте, а чаще всего принимал участие в детских играх. В 1851 г. он уезжает с братом на Кавказ, затем в Севастополь, принимает участие в обороне Севастополя. В 1857 г. (затем во второй раз в 1861) Л. Н.Толстой совершает заграничное путешествие в Германию, Францию, Швейцарию. Как человек любознательный, он интересуется всеми сторонами жизни в этих странах и, в частности, постановкой дела воспитания и образования. Заграничные путешествия позволили ему изучить состояние народного образования в ряде стран Западной Европы и сравнить с Россией. Особенно внимательно он изучал школьное дело в Германии, так как считал, что немецкие педагогики сыграли большую роль в развитии европейской школы. Однако посещение немецких школ вызвано у Л. Н. Толстого чувство возмущения и горечи. Он делает в эти дни записи в дневнике: «Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».


«Стоит взглянуть, писал Л. Н. Толстой, на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе: то вы видите жизнерадостное любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, то вы видите измученное сжавшееся существо с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из 2-х более выгодно для развития ребенка». Л. Н. Толстой мечтает о школе, в которой были бы созданы все возможности по развитию способностей ребенка. Он уверен, что это невозможно при воспитании, обучении, основанных на насилии и принуждении ребенка. Лев Николаевич высказывает мысль о том, что развитие ребенка происходит не столько в школах путем принудительного обучения, сколько его развивает и воспитывает сама жизнь, окружающая среда. Следовательно, воспитатель не может проходить мимо всех этих влияний, он обязан учитывать их. Эта мысль Л. Н. Толстого прогрессивна и ценна, однако некоторая переоценка роли среды в формировании личности приводит его к крайности выводу о том, что образование народа идет своим, независимым от школ путем. Возвращается писатель из-за границы твердо убежденный, что Россия не должна подражать Западу, должна отказаться от обучения и воспитания, подавляющего личность ребенка. Свободное воспитание, по Л.Н.Толстому, включает в себя два аспекта. Первый аспект свобода в организации школ. Л. Н. Толстой считал, что надо дать народу возможность организовать народное просвещение так, как этого хочет народ.


Лев Николаевич стремился, чтобы дело народного образования было в руках самих трудящихся. Второй аспект свобода как педагогический принцип. Здесь Л. Н. Толстой основывается на своих взглядах об изначально заложенных в ребенке качествах личности. Свободное воспитание представлялось ему как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, при осторожной помощи педагога. В 60-е гг. гуманистический призыв Л. Н. Толстого к уважению личности ребенка звучал особенно актуально. Он писал: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты, добра, которые мы носим в себе... Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Цель воспитания и образования, по Л. Н. Толстому, способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе. Основным педагогическим принципом Л. Н. Толстого являлась «свобода», но понимание свободного воспитания у него непростое и неоднозначное. Иногда в проявлении принципа свободы видят только одну сторону: представление учащимся права слушать или не слушать учителя, ходить или не ходить на уроки, вести себя в школе, как того хочется ребенку. Действительно, в том отношении школа в Ясной Поляне была необычна. «Во все училища дети идут как на каторгу в эту сами сбегаются с раннего утра, намаслив для красоты волосы коровьим или деревянным маслом, у кого какое есть, а то и просто квасом намочив голову, сбегаются задолго до того, как ударит колокол, начинавший первый урок.


Во все школы ребята идут, томясь от страха: "Вдруг вызовут? Вдруг забыл вызубренное накануне?" В этой уроков на дом не задают и вообще не вызывают к доске; ученики и не знают, что такое страх перед учителем. Во всех училищах и гимназиях ученики встречают учителя стоя навытяжку здесь, бывает, учитель, войдя в класс, может застать огромную кучу малу, и не сразу, постепенно распадается она, не сразу приходят в себя расшалившиеся... Но вот они начинают слушать учителя, обступают его тесной толпой, прижимаясь друг к другу и к учителю, заглядывают ему прямо в рот и затаили дыхание от любопытства и интереса. А если ученики выполняют задание и кто-то отличится, учитель от радости, от избытка чувств может подхватить отличившегося под мышки и посадить на шкаф, к потолку. На перемене 32- летний учитель, "дюжий, гладкий и некрасивый", катается с ребятами на коньках, вертится на турнике, дает мальчишкам пощупать, какие у него мускулы, или устраивает соревнование: "Бейте меня по спине кулаками. Кто сильнее ударит". Ребят он зовет шутливыми кличками: "Васька-карапуз", "Мурзик", "Обожженное ушко". Ребята смеются: "А вас дразнили в детстве?"Меня? Левка-пузырь... На уроке тоже полное равноправие. Учитель просит ребят написать рассказ по пословице, а они отвечают ему: "А ты сам попробуй напиши", и учитель садится писать, показывает сочиненное детям, а те недовольны его произведением, поправляют его, сочиняют заново...» Некоторые современники Л. Н. Толстого в новой школе видели только такую свободу, лишь в этом усматривали организацию свободного воспитания.


Но сам Л. Н. Толстой рассматривал эти проявления как частности, обусловленные конкретной школой, конкретными учащимися, конкретными взаимоотношениями учителя с учениками. Его часто спрашивали, как найти границу свободы, допускаемой в школе. Л.Н.Толстой отвечал: «Граница этой свободы определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой; свобода эта не может быть предписываема, мера этой свободы есть только результаты большего или меньшего знания и таланта учителя». Л. Н. Толстой был убежден, что свобода ученика, по существу, является результатом педагогических усилий, при которых создаются условия к проявлению всех творческих сил и способностей ученика. Трактовка Л. Н. Толстого теории свободного воспитания, по сравнению с Руссо, была более прогрессивной, жизненной и педагогически ценной. По мнению Льва Николаевича, в реализации теории свободного воспитания главное не конкретные рецепты; необходимы правильные взаимоотношения учителя с учениками. Это не означает, что Л. Н.Толстой не признавал методов обучения или специальных воспитательных приемов. Нет, Лев Николаевич стремился, в первую очередь, к тому, чтобы методы и приемы не заслонили главного личности ребенка. В повести Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» есть глава 2 «Единица», в которой Толстой в художественной форме показывает, что происходит, если учитель, знающий методические приемы, не чувствует, не понимает ученика, не умеет сопереживать ему. В таком случае сводится на нет значение всех методических приемов, внутренний мир ребенка калечится.


В июне 1861 г. сенат утвердил Л. Н. Толстого в должности мирового посредника 4-го участка Крапивенского уезда. Теперь Л. Н. Толстой заботится не только о работе Яснополянской школы, по его инициативе в уезде было открыто свыше 20 школ для крестьянских детей. Учителями в них обычно работали студенты, которыми Лев Николаевич был очень доволен. Л. Н. Толстой получает разрешение на издательство педагогического журнала «Ясная Поляна». Школа и журнал привлекают внимание общественности, царское правительство начинает беспокоиться. В июле 1862 г., когда Л. Н. Толстого в Ясной Поляне не было (он уехал отдохнуть и подлечиться в Самарскую губернию), в школе был произведен обыск. Жандармы не нашли ничего революционного, но факт бесцеремонного вмешательства сильно подействовал на Л. Н. Толстого, и он временно прекращает свою работу в Яснополянской школе. В это время Лев Николаевич начинает увлеченно работать над романом «Война и мир». Второй период деятельности Л. Н. Толстого (70-е гг.) наиболее плодотворен. Именно в это время он особенно интенсивно сочетал научную педагогическую деятельность с практической работой в Яснополянской школе. В этот период Лев Николаевич пишет статью «Воспитание и образование», где излагает свои взгляды на содержание этих понятий и их взаимосвязь. Статья предназначалась для напечатания в журнале «Ясная Поляна», однако попала она туда лишь после «чистки» самого министра народного просвещения М. Е. Головина. В статье «Воспитание и образование» Л. Н. Толстой анализирует понятия «воспитание», «образование», «обучение», «преподавание». В анализе этих понятий есть глубокие и верные замечания о сущности воспитания и образования.


В это время Л. Н. Толстой делает вывод о том, что образование и воспитание суть два не связанных между собой явления, образование свободно и потому законно и справедливо; воспитание насильственно и потому незаконно и несправедливо, оно не оправдываемо разумом и потому не может быть предметом педагогики. В его понимании, образование это свободное общение двух заинтересованных сторон. Воспитание же, по мнению Л.Н.Толстого, это искусственное планомерное воздействие воспитателя на воспитанника, при этом воспитатели пользуется своим правом воздействия, а воспитанники вынуждены подчиняться. Можно полагать, что Л. Н. Толстой, по существу, отрицал не воспитание вообще, а воспитание, основанное на принуждении, когда взрослые навязывают детям ничем не обоснованные свои убеждения, верования, взгляды. Педагогический журнал «Ясная Поляна» продолжает издаваться. В 1874 г. Л. Н. Толстой помещает статью «О народном образовании», в которой заостряет внимание на целом ряде педагогических вопросов. Эта статья была помещена и в «Отечественных записках». В ней Лев Николаевич справедливо возмущается формализмом в обучении, господствовавшим в массовой начальной школе, извращением принципа наглядности в преподавании и т.д. «Образование должно исходить из жизни, настаивает Л. Н. Толстой. Но это отнюдь не означает, что в школу должны быть перенесены жизненные приемы познания. Педагогика должна наработать свои методы, позволяющие эффективно классифицировать те наблюдения, которые произвела жизнь...


В этот же период писатель пишет «Книги для чтения», которые были высоко оценены современниками за художественность рассказов, простоту языка, выразительность мысли, яркость и доступность изложения. Л. Н. Толстой продолжает и практическую работу в школе. Он увлекается слуховым методом обучения грамоте, при повсеместно используемом в то время буквенном методе обучения. Работая в своей школе, Л. Н. Толстой приходит к мысли о том, что надо готовить народных учителей из крестьянской среды, и разрабатывает проект учительской семинарии «Университета в лаптях». Проект официально был одобрен, но денег на его осуществление Л. Н. Толстой не получил, так все и осталось на уровне проекта. Главное средство для приобретения знаний есть непосредственное отношение к явлениям, требующим полной свободы». В этот период Лев Николаевич напряженно работает над составлением «Азбуки» и придает этой работе большое значение. «Азбука» вышла в свет в 1872 г. в четырех книгах. Учебник заметно отличался от существовавших в то время пособий. Материал печатался разными шрифтами, тексты для чтения состояли вначале из трех-четырех предложений, затем усложнялись. Рассказы были на различные темы: исторические, мифологические, естественно­научные. В 1874 г. Л. Н. Толстой начинает работать над «Новой азбукой» и в 1875 г. заканчивает эту работу. Это переработанное издание старой «Азбуки». «Новая азбука» включала рассказы для чтения, славянскую азбуку, молитвы, изображение цифр. Она была написана превосходным языком, выдержала около 30 изданий, пользовалась большой популярностью.


Л. Н.Толстой пишет работу «Педагогические заметки и материалы», где излагает свои дидактические взгляды. В то время в обучении господствовало понимание процесса обучения как запоминания детьми фактов и сведений. Л. Н. Толстой резко выступает против этого. Он утверждает, что обучение многосторонний процесс, а не только воздействие на интеллект ребенка. Обучение должно представлять собой процесс активной, сознательной и творческой переработки и усвоения учебного материала. Это одно из основных дидактических правил Л. Н. Толстого. Искусство обучения состоит в выборе наиболее удобных путей к обобщению знаний. По его мнению, хорошо усваиваются только те обобщения, которые человек сам сделал и проверил. Большой знаток человеческой психологии, Л. Н.Толстой тонко понимал природу овладения ребенком понятиями и представлениями, поэтому так настойчиво отмечал необходимость сознательного усвоения знаний. «Почти всегда непонятно не самое слово, а вовсе нет у учеников того понятия, которое выражает слово. Л. Н. Толстой старался сделать как можно больше в Яснополянской школе, так объясняя свое старание: «...когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить, и кого прежде, кого после вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе, и двигаюсь вперед гораздо быстрее, чем я ожидал».


Одним из наиболее уязвимых мест в дидактических взглядах Л. Н. Толстого являлось то, что он не придавал должного значения необходимости сообщать ученикам знания в определенной форме. Учебные предметы в своей школе Л. Н. Толстой подбирал, руководствуясь двумя критериями: 1) практической их необходимостью в крестьянской жизни; 2) интересами детей. Очень своеобразно понимал Л. Н. Толстой вопрос о дисциплине в классе. Нередко может показаться, что он отрицал всякую дисциплину. На самом деле это не так. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Протестуя против навязывания ребенку недоступных ему понятий, Л. Н. Толстой уходит в другую крайность, утверждая, что нельзя давать сознательно новых понятий, надо ждать, когда ребенок приобретет их подсознательным путем. В методическом приложении к «Азбуке» Л. Н. Толстой намечает условия успешности обучения: сознательность, доступность и посильность, опора на интересы детей, разнообразие методов обучения, хорошие взаимоотношения учителя с учениками, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, наглядное обучение. По мнению Л. Н. Толстого, учитель при выборе метода обучения должен исходить из отношения учеников к тому или иному методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», писал он. Сам Л. Н. Толстой очень любил метод беседы и творческих сочинений, так как считал эти методы наиболее развивающими. Кроме того, он часто организовывал экскурсии, где пользовался, как он говорил, «натуральной» наглядностью.


Толстой был противником казарменной дисциплины, насаждаемой сверху и основанной на угрозах и принуждении. Он признавал важность классной дисциплины, об этом свидетельствуют некоторые его письма студентам, работавшим учителями. Толстой был за такую дисциплину, которая устанавливается в процессе работы и поддерживается самими детьми, увлеченными работой. Л. Н. Толстой не придавал важного значения структуре урока. Если К. Д. Ушинский намечает типы уроков, рассматривает звенья урока, отмечает их зависимость от конкретных целей и задач урока, то Толстого больше заботило другое чтобы уроки были интересны, способствовали развитию детей и не стесняли их свободы. Из всех звеньев урока Толстой более подробно останавливался на опросе. Он считал, что именно при опросе особенно ярко проявляется взаимное непонимание учителя и ученика. Давая точную картину психологических переживаний ребенка при опросе, Толстой делает вывод о том, что одиночное (индивидуальное) «спрашивание» вредно, учитель имеет право спрашивать ученика только тогда, когда ученик готов и настроен отвечать. У Л. Н. Толстого есть множество ценных и интересных мыслей о том, каким быть у ч и т е л ю. Самым главным в учителе, считал он, является его любовь к педагогическому труду и учащимся. Л.Н.Толстому принадлежит классическое выражение: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любим ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам, он совершенный учитель».


Л. Н. Толстой делает ряд ценных и правильных замечаний по некоторым аспектам нравственного воспитания. Так, он говорит о значении семейного воспитания, роли положительного примера в нравственном воспитании ребенка. Л. Н. Толстой приходит к убеждению, что труд является условием и критерием нравственной воспитанности человека, составляет его основу. Педагогический аспект этого положения Л. И. Толстой излагает в статье «О ручном труде», в художественной форме нравственно- воспитательное значение труда Л. Н. Толстой дает в романе «Анна Каренина» в образе Левина. Большое значение в нравственном воспитании человека Л. Н. Толстой придавал самовоспитанию. Сам Л. Н. Толстой в течение всей своей долгой жизни занимался самовоспитанием. Конец 70-х гг. время радикального мировоззренческого переворота для отечественного мыслителя. Духовный кризис, пережитый Л.Н.Толстым и детально им описанный в «Исповеди», заканчивается разрывом с прежним миропониманием, разработкой самобытного религиозно-нравственного учения. Третий период деятельности Л. Н. Толстого 80-е и 90-е гг. очень сложный период его жизни. Льва Николаевича продолжают интересовать вопросы педагогики, особенно большое значение в тот период он придает проблеме нравственного воспитания. Он утверждает, что нельзя сводить нравственное воспитание к воспитанию хороших манер, смело критикует современную ему систему нравственного воспитания. Но взамен он предлагает такую систему, в основе которой должна лежать религия «истинного» крестьянина. В это время у Л. Н. Толстого окончательно складывается его теория всеобщей любви к людям, всепрощения, непротивления злу насилием.


В 70-е гг. Л. Н. Толстой уже не разводил понятия «воспитание» и «образование» так резко, как в предыдущие периоды. Он ценил нравственное воспитание как форму нравственного развития личности, стремления быть лучше в свободном выборе поступков. Л. Н. Толстой отказался от разделения воспитания и образования, основу их единства составило религиозное нравственное воспитание, отражающее духовную сущность человека и свободы. Основу обучения и воспитания Л. Н. Толстой видит в приобщении учащихся в своей жизни к единому для всех людей универсальному смыслу человеческого бытия. Взгляды Л. Н. Толстого на образование динамично развивались. Смысловым центром творчества была обращенность к духовно-нравственным вопросам становления человека. В 6070-е гг. в центре внимания Л. Н. Толстого находится проблема развития образования, изучение специфики деятельности учителя и учащихся. В 80-е гг. выстраивается концепция образования и культуры на религиозно-нравственных основаниях. Он делает вывод о том, что воспитание подлинно могучей силой становится тогда, когда опирается на самовоспитание. Педагогическими вопросами Л. Н. Толстой в этот период занимается не так деятельно, как в предыдущие. Он переезжает в Москву, посещает несколько раз московские школы. Помещает в журнале «Свободное воспитание» статью «Беседы с детьми по нравственным вопросам», где излагает свои взгляды на нравственно- религиозное воспитание. Иногда Л. Н. Толстой встречается для беседы с народными учителями земских школ, обсуждает с ними вопросы образования и воспитания.


ЛИТЕРАТУРА 1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И.Васильевой:Учеб.пособие. – М.,2001. – 414c. 2. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X – нач.XX в.):Учеб.пособие. – М.,1998. – 582 с. 3. Ремизов В. Школа в Ясной Поляне: (О пед. Системе Л.Н.Толстого) //Слово. – – С Витковский А., Плахотников С. Идеи школы Толстого // Школа сотрудничества. – М.,2000. – C



Большую роль в формировании личности играют, конечно же, семья, окружающая среда, школа. Однако огромное значение имеет также и самовоспитание. Это в определенный жизненный период практически единственный способ внести корректировки в характер человека. Если до четырех лет ребенок перенимает манеру поведения, учится социальным навыкам у взрослых, то уже младший школьник и, тем более, подросток становится намного более устойчивым к любым сторонним влияниям. Для молодых людей самовоспитание - это исключительное средство развития личности. Каким образом оно осуществляется и как направить юную душу в "нужное русло"?

Не стоит думать, что самовоспитание - это некие особые специальные занятия, отнимающие много времени и сил. Нет, чаще всего оно происходит исподволь, словно бы незаметно. Это не только целенаправленные человека, который хочет, например, развить у себя внимание, память, стать более закаленным или приобрести физическую силу. Конечно же, занятия спортом, тренировки, самообучение - это способы работы над собой.

Однако самовоспитание - это также и чтение книг, и (часто в форме дневников или блогов), и общение с умными людьми, которые могут научить чему-то доброму. С ценностными установками люди не рождаются. Самовоспитание человека незаметно осуществляется и при просмотре качественных содержательных фильмов, и при формулировании и высказывании, а затем отстаивании своей точки зрения - например, в рамках дискуссий и диспутов. Для каждого из нас "стать лучше" означает совершенно разное. Для одного это - развить мускулы, выносливость, физическую силу, скорость. Для другого - научиться и терпимее. Для третьего самое большое значение имеют исторические и героические примеры самовоспитания. Прежде всего - волевая закалка. Примерами могут служить Алексей Мересьев или Николай Островский. Для многих образцом великой воли является Наполеон Бонапарт. Для других - Михаил Ломоносов, как и другие выдающиеся самоучки. А вот для Льва Толстого или Антона Чехова самовоспитание заключалось в выработке у себя подлинного гуманизма - сочувствия, такта, участия. Не случайно в их произведениях так много внимания уделяется нравственным вопросам. Дневники и письма наглядно показывают внутреннюю работу писателей над собой. Борьбу с пороком - лудоманией или увлеченностью азартными играми - описывал и Ф.М.Достоевский, причем прототипом героя был сам автор.

Считается, что кроме самоанализа и самовнушения отличными способами воспитания личности являются и аутотренинг, и метод эмпатии, который заключается в том, чтобы на место другого человека поставить себя, вообразить, что ты бы чувствовал или думал в такой ситуации. Важным элементом является и поощрение. Например, если удалось выполнить намеченное, достичь поставленной цели (которую обязательно следует формулировать, проговаривать вслух), то можно сделать себе маленький подарок. Самокритика приносит желаемые плоды далеко не у всех, хотя без нее трудно выявить недостатки, над которыми человек считает нужным поработать. В то же время она не должна переходить в самобичевание, которое является отклонением от нормального поведения.

О творческом процессе

1884 год, 28 мая. Все, что я делаю, дурно, и я страдаю от этого дурного ужасно. Точно я один не сумасшедший живу в доме сумасшедших, управляемом сумасшедшими.

1889 год, 1 февраля. Встал в 8. Много работал, записал, иду завтракать. Сейчас после завтрака заболел живот. Очень болел, но прожил не хуже здоровых дней.

О самообразовании

1852 год, 3 июня. Сколько времени я стараюсь образовать себя! Но много ли я улучшился? Пора бы отчаяться; но я еще надеюсь и рассчитываю на случай, иногда на провидение. Надеюсь, что что-нибудь возбудит во мне еще энергию и не навсегда я погрязну с высокими и благородными мечтами о славе, пользе, любви в бесцветном омуте мелочной, бесцельной жизни. Ложусь.

1847 год, 17 апреля. Теперь я спрашиваю. Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение двух лет? 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

1847 год, 18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои были слишком слабы для этого.

1909 год, 5 июля. Самый трудный, критический возраст - это когда человек перестает телесно расти, сильнеть… я думаю, около 35 лет. Развитие, рост тела кончается, и должно начинаться развитие, рост духовный. Большей частью люди не понимают этого и продолжают заботу о росте телесном, и ложное взятое направление бывает губительно.

О школе и учении

1901 год, 22 апреля. Учение есть не что иное, как усвоение того, что думали до нас умные люди.

1905 год, 6 марта. Подумал о том, что преподается в наших школах, гимназиях: главные предметы: 1) древние языки, грамматика - ни на что не нужны; 2) русская литература, ограничивающаяся ближайшими, то есть Белинский, Добролюбов и мы, грешные. Вся же великая всемирная литература закрыта. 3) История, под которой понимается описание скверных жизней разных негодяев королей, императоров, диктаторов, военачальников, то есть извращение истины, и 4) венец всего - бессмысленные, глупые предания и догматы, которые дерзко называют Законом Божиим.

Это в низших школах. В низших школах отрицание всего разумного и нужного. В высших школах, кроме специальностей, как техника, медицина, сознательно уже преподается матерьялистическое, то есть ограниченное, узкое учение, долженствующее объяснять все и исключать всякое разумное понимание жизни.

1909 год, 2 апреля. Еще думал, как губительна, развращает детей гимназия (Володенька Милютин - Бога нет), как нельзя преподавать рядом историю, математику и Закон Божий. Школа неверия. Надо бы преподавание нравственного учения.

1910 год, 12 мая. 1) Как легко усваивается то, что называется цивилизацией, настоящей цивилизацией и отдельными людьми, и народами! Пройти университет, отчистить ногти, воспользоваться услугами портного и парикмахера, съездить за границу, и готов самый цивилизованный человек. А для народов: побольше железных дорог, академий, фабрик, дредноутов, крепостей, газет, книг, партий, парламентов - и готов самый цивилизованный народ. От этого-то и хватаются люди за цивилизацию, а не за просвещение - и отдельные люди, и народы. Первое легко, не требует усилия и вызывает одобрение; второе же, напротив, требует напряженного усилия и не только не вызывает одобрения, но всегда презираемо, ненавидимо большинством, потому что обличает ложь цивилизации.

1884 год, март. Я сейчас перечел среднюю и новую историю по краткому учебнику.

Есть ли в мире более ужасное чтение? Есть ли книга, которая могла бы быть вреднее для чтения юношей? И ее-то учат. Я прочел и долго не мог очнуться от тоски. Убийства, мучения, обманы, грабежи, прелюбодеяния, и больше ничего. Говорят - нужно, чтобы человек знал, откуда он вышел. Да разве каждый из нас вышел оттуда? То, откуда я и каждый из нас вышел со своим миросозерцанием, того нет в этой истории. И учить тому меня нечего.

1910 год, 29 сентября. Какой ужасный умственный яд современная литература, особенно для молодых людей из народа. Во-первых, они набивают себе память неясной, самоуверенной, пустой болтовней тех писателей, которые пишут для современности. Главная особенность и вред этой болтовни в том, что вся она состоит из намеков, цитат самых разнообразных, самых новых и самых древних писателей. Цитируют словечки из Платона, Гегеля, Дарвина, о которых пишущие не имеют ни малейшего понятия, и рядом словечки какого-нибудь Андреева, Арцыбашева и других, о которых не стоит иметь какого-нибудь понятия; во-вторых, вредна эта болтовня тем, что, наполняя головы, - не оставляет в них места, ни досуга для того, чтобы познакомиться с старыми, выдержавшими проверку, не только десяти, ста, тысячи лет писателями.

О науке и искусстве

1847 год, 19 марта. Во мне начинает проявляться страсть к наукам; хотя из страстей человека эта есть благороднейшая, но не менее того я никогда не предамся ей односторонне.

1889 год, 11 марта. Искусство говорит: солнце, свет, тепло, жизнь; наука говорит: солнце в раз больше земли. Иду обедать.

О смерти

Последний лист записной книжки Толстого. Такъ ч[то] нѣтъ зла, если есть зло, то только то, к[оторое] чел[овѣкъ] самъ себѣ дѣлаетъ. Нѣтъ и смерти.