Минералогический музей им ферсмана график работы. Тарифы на посещение. Запись на экскурсии

Матвей Ганапольский в своем блоге на «Эхе Москвы» напомнил о знаменитом высказывании русского классика. В частности, в связи с переподчинением Росархива непосредственно первому должностному лицу государства. Этакая «историографическая вертикаль»! А. А.

Мнение редакции может не совпадать с мнением републикуемого автора. А. Алексеев.

ПО САЛТЫКОВУ. ПО ЩЕДРИНУ

М. Ганапольский

Эту фразу сказал Салтыков-Щедрин, она существует в разных вариантах. Вот один из них: «Заговорили о патриотизме. Как видно, украсть что-то хотят». Никого ни в чём не обвиняю, даже на фоне «Панамгейта», но от великого классика никуда не деться – в России снова заговорили о патриотизме. Не о своём – они там, в Кремле, родину любят так, что держись! О нашем с вами патриотизме заговорили.

Ну, во-первых, в правительстве будут ежегодно проводить мониторинг региональных программ патриотического воспитания молодежи, заявил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов. «Это будет ежегодный мониторинг и контроль деятельности регионов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи» - сказал он.

Мы еще к этому мониторингу вернёмся, но вот еще одна новость: Путин переподчинил Росархив себе, то есть, президенту. Он так и сказал: «В связи с тем, что материалы, которыми вы располагаете, представляют для государства особую ценность, принято решение о переподчинении Росархива непосредственно президенту». Вдумайтесь, у нас вроде неплохой министр культуры Мединский – книжки патриотические пишет, сам такой патриот, что пробы негде ставить. А у него архив забирают. К чему бы это? Чего это господин Путин ему не доверяет? Может Мединский хочет переписать историю нашей славной страны? Вам может показаться мой вопрос странным, но я его задаю: почему Росархив, где вся наша история, передаётся одному, крайне озабоченному патриотизмом, человеку. Почему его забирают, нет, не у Мединского, а у правительства – то есть, у коллективного органа. Почему теперь всей историей страны будет заведовать один человек? Для чего? Цель какая? Это вам не Крым забирать, тут у россиян отбирают всю их историю для каких-то своих нужд.

Теперь вернёмся к патриотической горячке, о которой говорили в начале. Там знаете, что хотят сделать? Ежегодно будут проводиться анкетирования не менее 85 тыс. старшеклассников и студентов из всех субъектов РФ на предмет вовлеченности в мероприятия патриотической направленности, - сказал Д. Ливанов. То есть, каждый год у 85 тысяч молодых россиян будут спрашивать – ты вовлечён в патриотизм?! Вы скажете, наверное, вопрос будет другой. А я скажу, а кто видел программу вот этому «обучению-вовлечению» в патриотизм? Кто знает, что это? Может это шагистика, может заучивание речей Путина; а может насильственное участие в кружке патриота Мотоциклиста-Ночного волка.

Не знает никто! Но, будьте уверены, деньги будут выделены вовремя, Роттенберг получит заказ, а Навальный новый суд – это чтобы не мешал. И хотелось бы знать, сколько миллионов сядет на оффшоры нашего скромного героя – виолончелиста-виртуоза Ролдугина, к примеру.

Почему вижу ситуацию именно так? Да потому что в России национальной идеей провозглашена не какая-то конкретная цель, за которую нужно потом отчитываться – например, «Сбережение народа», как предлагал тот же Солженицын, - там можно, к примеру, подсчитать размер пенсий, и насколько дольше стали жить люди. Нет, национальной идеей объявили патриотизм – то, что нельзя измерить, а можно только выкрикивать. И пилить деньги, под эти крики.

«Заговорили о патриотизме. Как видно, украсть что-то хотят» - заметил много лет назад Салтыков-Щедрин.

Михаил Евграфович, и откуда вы так точно нашу жизнь знаете?

Случайно в Администрации президента не работали?

Цитаты Салтыкова-Щедрина - это наше наследие и история. Его сказки мы читали в детстве, рассказы о людях и их пороках открывают тонкое знание человеческой натуры.

Начало творческой карьеры

30 метких цитат Салтыкова-Щедрина из жизни и рассказов писателя можно разделить на несколько категорий. Михаил Салтыков родился в семье потомственного дворянина и советника Евграфа Васильевича. В 12 лет начал свою писательскую деятельность в Царскосельском лицее. Там, кроме таких обычных проступков, как небрежность, грубость и непослушание, бывал часто наказан за «неодобрительные» стихи. После выпуска стихосложением больше не занимался.

Цитаты Салтыкова-Щедрина о роли литературы в российском обществе следующие:

  1. «Писатели ценятся не по уродливым образам в своей литературе, а по тому духовному вкладу, который ведет общество вперед».
  2. «Именно слову дана самая большая свобода. Только перо не знает, какими чернилами ему писать, так как мысль застряла у автора в горле колом. У писателя одна жажда - так запутать свою идею, в таинственные аллегории одеть, чтобы простоты не было заметно, чтобы никто не понял в этаком маскараде, что сказано».
  3. «Все великие авторы и философы потому великими слыли, что об основах думали».
  4. «Искусство изъято из мира тления. Оно не знает смерти».
  5. «Я всегда буду биться своим пером против произвола и вранья».

Юные политические убеждения

Цитаты Салтыкова-Щедрина о государственности и нестабильности политического строя в молодые годы его творчества можно назвать отголоском французской Февральской революции. После публикации рассказа «Запутанное дело» Михаила ссылают в за сомнительные реплики персонажей произведения в сторону правительства:

  1. «Россия - богатое государство, обширное и обильное. А люди живут здесь глупые - все мрут с голоду в таком сытном месте».
  2. «Российская власть будет приниматься народом благосклонно, пока держит людей в изумлении».
  3. «Законы у нас в стране издаются для двойного использования. Одни, чтобы порядок был, а другие, чтобы чиновникам работа была».
  4. «Многие не видят различия между понятиями "Отечество" и "их превосходительство"».
  5. «Это не страшно, если за рубль российский в Европе полтинник дадут. Вот страху-то будет, когда за него в зубы получишь».

Воровство

Цитаты Салтыкова-Щедрина о пороках русского народа - это меткие наблюдения во время его службы канцелярским чиновником в Вятке. Именно там он вплотную столкнулся с воровством и пьянством.

  1. «Если я вдруг проснусь через 100 лет, то все равно узнаю, что в России сейчас воруют и пьют».
  2. «Железная дорога во всем мире служит для передвижения. А у нас еще и для воровства».
  3. «Увы! Не прошло и полчаса, а я уже понял, что самое время водку пить».
  4. «Успех в воровстве только тогда будет, когда человек обладает жадностью и проворством. Особенно жадностью, ведь должно какое-то чувство победить страх перед судом и каторгой».
  5. «Народу чего-то хотелось: то ли прав и конституции, то ли хлебушка с икрой красной, то ли ободрать кого-нибудь».

Расцвет творчества

В 1855 году писателю разрешили вернуться домой. Ссылка закончилась, и он с облегчением покинул Вятскую губернию, где умирал от скуки. Но именно там он начал свои «Губернские очерки», которые опубликовал в «Русском вестнике» через год. Цитаты Салтыкова-Щедрина об удивительной природе российского народа можно встретить не только в этом произведении, но и в более поздних высказываниях автора:

  1. «Если в России человек разрешит себе остановиться и удивиться тому, что происходит вокруг, то стоять так он будет до скончания времен».
  2. «Законы государства строги, но смягчаются необязательностью их выполнения».
  3. «Эх! Середины не видать! Или в рыло сразу, или ручки целовать».
  4. «Только в России есть места, где все времена переходные».
  5. «Просвещение внедрять аккуратно, чтобы кровопролития не было».

Сказки Щедрина

Вернувшись домой, писатель не оставил своих убеждений. Но высказывал свои идеи в форме былей и рассказов для детей, что позволяло пройти царскую цензуру. Следующие 5 высказываний - это Салтыкова-Щедрина:

  1. «Бывают дураки легкие. Выбегут на улицу и прыгают. Вот таких надо беречь, они даже губернаторам нужны» ("Дурак").
  2. «Закроет глаза баран, и морда у него серьезная делается. Проходят мимо люди и говорят: «Да не баран это, а бургомистр!» ("Баран-непомнящий").
  3. "Где правда?" - "У Господа на небе. Забрал и не пущает" ("Путем дорогою").
  4. «Без паспорта ходить нельзя. А то все могут разойтись, работу забросить - не отбиться от таких бродяг тогда» ("Рождественская сказка").
  5. «Из хищников, которые водятся в умеренном климате, волк менее великодушен» ("Бедный волк").

Цитаты Салтыкова-Щедрина о патриотизме

Несмотря на то что русский писатель видел все недостатки и пороки народа и чиновников, до последнего дня ратовал за Родину свою и любил ее всей душой. Но даже звучат у него иногда с нарастающей горестью:

  1. «Значение патриотизма огромно. Его нужно воспитывать, чтобы развить в о человечности».
  2. «Есть «сорванцы», которые говорят государство, а думают - бесплатный пирог».
  3. «Гражданином может называться только тот, кто и в будни, и в праздники думает об Отечестве».
  4. «Опасен человек, которому чужда судьба страны, который равнодушен человеческому».
  5. «Что-то заговорили о патриотизме. Наверное, опять проворовались».

30 цитат Салтыкова-Щедрина, которые были приведены выше, - это не только наблюдения. Это размышления о природе человеческих недостатков, особенностях русского характера, политики. В произведениях автора можно увидеть беспокойство и восхищение русским народом. До конца своей жизни Михаил Евграфович пытался понять, как в России может существовать рядом великое и смешное.

Минералогический музей, носящий имя выдающегося ученого, минералога и геохимика А.Е. Ферсмана. Сегодня собрание этого музея, который имеет еще более древнюю историю, чем сама Российская академия наук, насчитывает свыше 140 тыс. образцов.

Его основой стала коллекция (или, как тогда ее официально называли, Музеум, Музей) доктора К. Готвальда, купленная в 1714 г. на аукционе в Данцинге по поручению Петра I для создания музея редкостей - Кунсткамеры. На основе этой коллекции в 1716 г. и был создан так называемый Минеральный кабинет - по сути, первый в России публичный минералогический музей, предназначенный для просвещения самых широких слоев населения.

Основой Минерального кабинета, созданного в начале XVIII в. при Кунсткамере Петра I, стали минералогические «курьезы» из коллекции Готвальда, которая хотя и считалась но тем временам большой, вся насчитывала только 1195 образцов (Новгородова, 2011).

Для пополнения коллекций Петр I издал специальный указ о том, что «ежели кто найдет в земле и в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно - такожь бы приносили, за что будет довольная дача...».

А поскольку дело было новое и непривычное, то для привлечения публики в кабинете накрывали столы, угощали пирогами и даже подносили чарочки...

Этот образец минерала лимонита (по пириту) диаметром 3,5 см, с оригинальной этикеткой, был описан М.В. Ломоносовым в Каталоге Минерального кабинета. . ММФ N° 197 ОП. Из коллекции И. Ф. Хенкеля (№ 58, 1743 г.).

«Средства для усовершенствования художеств и наук...»

Создание Минерального кабинета только отчасти отвечало основным задачам кунсткамер, существовавших в то время при дворах европейских монархов: удивить, восхитить посетителей и показать богатство и могущество владельца коллекции. В «Очерках по истории естествознания в России в XVIII столетии» В. И. Вернадский писал: «Петр Первый не копил сокровища. Он ставил перед собой совсем другие, просветительские цели. Приобретая предметы анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, “натуральные и искусством созданные”, он надеялся с их помощью приобрести “в натуральной истории систематическое понятие”, а также хотел, чтобы они служили, по словам Лейбница, “средствами для усовершенствования художеств и наук"».

После учреждения Императорской Академии наук в 1725 г. Кунсткамера вместе с Минеральным кабинетом сразу перешла в ее ведомство. Требовалось провести большую работу по описанию и изучению накопленного материала, однако своих, «доморощенных» ученых в России в то время еще не было.

Одним из первых из просвещенной в Россию приехал, по собственной инициативе, Иоганн Георг Гмелин, по образованию медик, по своим научным интересам - химик и ботаник, а позднее и этнограф. Гмелин начал работу по составлению первого каталога Кунсткамеры, но проработал над ним лишь до 1733 г. Следующим к этой работе приобщился Иоганн Амман - еще один немецкий ученый-естествоиспытатель, профессор ботаники и натуральной истории, занимавшийся большей частью разбором коллекций флоры и фауны. Поэтому, как только из Германии вернулся М. В. Ломоносов, проходивший там обучение во Фрайбергской горной академии, Академия наук тотчас поручила ему заняться разбором коллекций Минерального кабинета. Результатом его работы стал Каталог, изданный в 1745 г. на латинском языке - одно из первых печатных изданий Российской академии наук.

Этот Каталог сохранился, причем как в оригинале на латыни, так и в русском переводе, отредактированном самим Ломоносовым. В пятом томе полного собрания сочинений М. В. Ломоносова (1955) имеется этот перевод, снабженный иллюстрациями. В их числе - изображение одного из образцов лимонита (псевдоморфозы по пириту), описанного Ломоносовым и представленного в настоящее время па музейной экспозиции, а также тяжелого магнита в металлической оправе, сделанного из природного нижнетагильского магнетита, которым пользовался Ломоносов для определения магнитных свойств минералов. А совсем недавно были атрибутированы как записанные в Каталоге лично Ломоносовым хранившиеся в музейных фондах флорентийские мозаики (Новгородова, 2011).

Эта работа так увлекла первого российского академика, что он продолжил свои исследования в области геологии, итогом которых стали такие труды, как «Слово о рождении металлов от трясения земли...» (1757) и «Первые основания металлургии или рудных дел. О слоях земных» (1763). Ломоносов внес свой вклад и в пополнение музейной коллекции: сейчас в музее демонстрируется образец сульфида серебра из Фрайберга, который был передай Ломоносовым в собрание Минерального кабинета.

Образец самородного серебра - подарок Петру I от датского короля. Консберг, . 1697—1698 гг. Длина 16 см. ММФ № ПДК-592.

К сожалению, почти сразу после выхода Каталога в Кунсткамере случился большой пожар, и почти вся коллекция погибла. Удалось сохранить немногое: самородные металлы, коллекцию янтаря, некоторые изделия из камня, в числе которых и описанные в Каталоге мозаики. Из сохранившихся экспонатов того времени на музейной исторической выставке можно увидеть подарки Петру I: самородное серебро из Норвегии, а также перчатки и кисет из тонковолокнистой разновидности серпентина (асбеста) - дар семьи уральских горнозаводчиков Демидовых.

В конце XVIII в. в Россию по приглашению Екатерины Великой приехал молодой немецкий ученый Петр Симон Паллас, который должен был, по ее замыслу, организовать естественно-научные экспедиции для исследования природных богатств Сибири и других отдаленных регионов империи. Паллас возглавил и основное научное учреждение государства - Кунсткамеру, и ее Минеральный кабинет. Сборы организованных им экспедиций существенно пополнили фонды музея, и собрание Минерального кабинета снова стало в ряд с крупнейшими зарубежными музейными минералогическими коллекциями. В частности, Палласу музей обязан поступлением в фонды первого внеземного образца - большой глыбы железокаменного метеорита, названного в его честь Палласовым железом.

От Минерального кабинета - к Минералогическому музею

Научная деятельность и работа по систематизации коллекций в музее активизировались в конце XVIII в., когда в Минеральный кабинет пришел (а позднее стал его руководителем) Василий Михайлович Севергин. Он впервые опубликовал на русском языке такие труды по минералогии, как «Начальные основания естественной истории. Царство ископаемых» (1791), «Первые основания минералогии или естественной истории ископаемых тел» (1798), первый определитель минералов по внешним признакамНовая система минералов...» (1816) и др. При нем вышел и первый русскоязычный путеводитель но коллекциям Минерального кабинета (Беляев, 1793).

Научная, а также просветительская активность Геологического музея им. Петра Великого Императорской Академии наук - именно так несколько лет официально именовался музей, в то время уже отделенный от Кунсткамеры, особенно возросла в конце ХIХ - начале XX вв., с приходом в музей академика В. И. Вернадского и его ученика и соратника А. Е. Ферсмана.

По их инициативе в музее были созданы научно-аналитические лаборатории химическая, рентгеновская, спектральная, оснащенные самым лучшим на то время оборудованием. Об уровне проводимых там исследований говорит тот факт, что уже в 1930-х гг., после переезда музея и других учреждений Академии наук в Москву, на базе этих музейных лабораторий были основаны существующие и поныне научно-исследовательские институты: Институт геологии рудных месторождений, петрографии, геохимии и минералогии, Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского и Геологический институт.

Музейные головоломки

Музейные традиции, заложенные В. И. Вернадским и А. Е. Ферсманом, хранятся и развиваются, и сегодня, как и прежде, одним из важнейших музейных направлений является просветительская деятельность.

В музее продолжают работать «Минералогический кружок» и просветительский клуб «Друзья минералогии», объединяющий любителей и коллекционеров. Ежегодно издается музейный журнал «Новые данные о минералах».

Новым направлением музейной деятельности стала образовательная деятельность среди молодежи и студентов, проводимая совместно с Московским государственным университетом. С 2007 г. музей участвует в ежегодных Фестивалях науки (сначала московских, а теперь всероссийских). В 2010 г. в рамках фестиваля была опробована и затем внедрена в музейную практику образовательно-просветительская программа «Музейные головоломки».

Совместно с Международным советом музеев при ЮНЕСКО были разработаны два инновационных игровых исследовательских путеводителя по музейным экспозициям - «Ребус Ферсмана» и «Радуга Ферсмана». Путеводители позволяют детям младшего и среднего школьного возраста самостоятельно изучить отдельные экспонаты музея.

Сотрудники музея также помогают МГУ и Департаменту образования г. Москвы в проведении открытых геологических и музейных олимпиад среди школьников. И все это не считая обзорных и тематических экскурсий по музею, которых за год проводиться более 500.

В 2011 г. на базе музея совместно с кафедрой минералогии геологического факультета МГУ был создан научно-образовательный центр. Для обучения студентов-магистрантов разработан специальный курс лекций и практических занятий, который ведут сотрудники музея. А для студентов 3-го курса и бакалавров в музее организуется летняя учебно-производственная практика и подбирается материал для подготовки курсовых и дипломных работ, руководителями которых также являются сотрудники музея. Результаты своих исследований студенты и аспиранты кафедры минералогии нередко публикуют в музейном журнале.

В 2014 г. стартовало еще одно начинание - народный минералогический университет, в рамках которого ведущие ученые музея, МГУ и институтов геологического профиля читают научно-популярные лекции для взрослых, интересующихся минералами и науками о Земле.

Музей также организовывал молевые экспедиции, которые не только способствовали пополнению музейных коллекций, но и привели к открытию ряда местонахождений промышленно важных руд, в частности, крупнейшего в мире Хибинского апатитового месторождения.

При Вернадском в музее для обсуждения научных и музейных проблем начал регулярно собираться научный семинар, который он назвал «Минералогический кружок». Па семинаре, пользовавшимся большой популярностью, выступали с докладами ведущие специалисты в области наук о Земле. На нескольких заседаниях, посвященных открытию и промышленному значению апатитовых руд, делал сообщения их первооткрыватель, сотрудник музея А. Н. Лабунцов. Неоднократно выступал на них также сам Вернадский, Ферсман и другие известные минералоги.

Благодаря Вернадскому в 1907 г. музей основал и свое собственное периодическое издание, которое до 1916 г. выходило под названием «Труды Геологического музея мм. Петра Великого» несколько раз в год. По эти первые выпуски были невелики но объему и часто включали всего лишь одну работу по конкретному вопросу. С 1926 г., в связи с отделением от Минералогического музея Геологического отдела, начали выходить «Труды Минералогического музея Академии наук СССР» по одному тому ежегодно. Редактором издания стал директор Минералогического музея академик А. Е. Ферсман.

Роль Ферсмана как популяризатора науки поистине трудно переоценить. Большой любовью читателей самых различных возрастов и профессий пользовались его научно-популярные книги: «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Путешествие за камнем», «Воспоминания о камне», причем в качестве иллюстраций к этим изданиям нередко служили фотоснимки или зарисовки музейных экспонатов. Эти книги Ферсмана стали библиографической редкостью, хотя в свое время они выдержали большое количество переизданий и были переведены на разные языки. Многие геологи, минералоги, геохимики, родившиеся в 1930 1960-х выбрали свою специальность под влиянием популярных книги Ферсмана. Он был и великолепным рассказчиком: его научные и просветительские лекции всегда собирали большое количество слушателей, особенно молодежи.

Эстафету просветительства приняли новые директора и сотрудники музея: Г. П. Барсанов, А. А. Годовиков, М. И. Новгородова, М. Д. Дорфман, В. И. Степанов и другие.

Камни «с историей»

Что сегодня можно увидеть в Минералогическом музее? Прежде всего это зал с высокими потолками и росписью, старинными хрустальными люстрами, позолотой и кариатидами при входе - бывший конный манеж графа А. Орлова-Чесменского, построенный в самом начале XIX в. и принадлежавший затем царской семье. Но, конечно, главное - это минералы, удивительные, завораживающие, не похожие друг на друга произведения неживой природы.

Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана на сегодня располагает большой коллекцией поделочных и драгоценных камней, в которой, помимо ограненных камней, имеются и уникальные камнерезные изделия, обладающие большой художественной ценностью и нечасто встречающиеся в таком количестве в составе естественно-научных собраний. Среди них есть изделия всех трек российских Императорских гранильных фабрик, фирмы Фаберже, произведения известных итальянских камнерезов и т.д. К сожалению, эти экспонаты, переданные музею в постреволюционные 1920-е гг., в подавляющем большинстве не сопровождались сведениями об их истории. Изучение этой коллекции, начатое в последние годы, позволило установить для некоторых экспонатов такие важные подробности, как место изготовления, имя мастера и автора проекта, имя предыдущего владельца и т.п. Таких «опознанных» экспонатов сейчас уже около ста, и некоторые из них заслуживают особого внимания.

а - аквамарин с топазом. Шерловая гора. Вост. Забайкалье, Россия. 14.5x8,0 см. ММФ N° 14538; б - топаз (с кварцем, альбитом). Мурзинка, Урал, Россия. Образец 4x2,5 см. ММФ № 10721; в - гипс. Расщепленный кристалл. Бэт, Дербишир, . Образец 8,0x4,5 см. ММФ N° 8978.

Например, это изделия, изготовленные в разное время на Императорской Петергофской гранильной фабрике. Наиболее ранние из них, еще простые по форме, которые датируются концом XVIII началом XIX в., кварцитовые чаши. Оказалось, что после изготовления они попали в Несвижский замок, в сокровищницу польского магната Радзивилла, который воевал в войсках Наполеона против России. После разгрома французов его имущество в 1813 г. было конфисковано и отправлено в Петербург (теперь оно хранится в Эрмитаже). В 1926 г. несколько чаш из этого собрания передали Минералогическому музею.

г - гематит. Псевдоморфоза по скелетному кристаллу магнетита. Патагония, . Диаметр 9 см. ММФ № 91600; д - сколецит. Пуна, . Образец 13x10 см. ММФ. № 87806.

Из изделий мелкой пластики, созданных на рубеже XIX—XX вв., в музее хранится агатовая ваза в японском стиле, отмеченная в инвентарной книге как изделие Екатеринбургской фабрики. По оказалось, что это изделие Петергофской фабрики: «ваза с дельфинами из цельного кремневого агата с сохранением формы, обусловленной куском самого камня. Основание вазы наподобие дракона, изображенного на древней японской вазе... Ваза обошлась в 1360 рублей. Оконченное изделие по характеру своему изготовлено фабрикою в первый раз» (Мавродина, 2007). Уникальная ваза была представлена Высочайшему двору 26 февраля 1889 г., ко дню рождения императора Александра III (Чистякова, 2011).

е - агат. Полированный срез. Хребет Арц-Богдо, Гоби, . Образец 13,0x5,5 см. ММФ № 84476; ж - пирит. Дискосферолит. Спарта, Иллинойс, . Диаметр 8 см. ММФ № 38726; з - пирит на кристаллах кальцита. Сарбайское месторождение, . Образец 8,5x5,5 см. ММФ № 89042.

В музее выставлен и еще один из шедевров камнерезного (мозаичного) искусства Петергофской гранильной фабрики шкаф-кабинет, созданный для императорских покоев. При изучении его установлено, что он был сделан из тропического дерева амбоины мастером столярных дел А. В. Шутовым, рисунок для мозаичных панно был заимствован у парижского мебельного фабриканта А. Дассона, а великолепные украшения из бронзы выполнил мастер золотых и бронзовых дел А.Я. Соколов. Подтвердилась и бытовавшая в музее легенда, что в 1919 г. этот шкаф-кабинет вместе с двумя близкими «копиями» был среди ценностей, предназначенных для продажи за рубеж. Американцы готовы были обменять каждый из этих шкафов на 25 паровозов, однако В. И. Ленин запретил эту сделку. Такие сведения об экспонатах придают им дополнительную историческую ценность (Мавродина, 2007; Чистякова, 2011).

Удалось выяснить и авторство превосходной мозаичной столешницы из черного мрамора, в который по методу флорентийской мозаики врезаны букеты и гирлянды цветов из разнообразных цветных минералов. В центре рисунка - удивительная по выразительности гроздь винограда, ягоды которого кажутся выпуклыми благодаря серебряной фольге, подложенной под полусферы аметиста. На обратной стороне столешницы процарапана полустертая надпись «1851 Ргапсезко Вс11...». Сведений о мастере-мозаичисте с подобными данными долгое время не удавалось найти в специальной литературе, и лишь обращение к итальянским коллегам из флорентийского Музея мозаики Орфею (к"Ие РхеАге Оиге дало возможность установить, что им был, по-видимому, Франческо Беллони (1772 1853). Этот мастер работал сначала в папской мозаичной мастерской в Риме, а с конца XVIII в,- в Париже, при французском императорском дворе.

Удивительные результаты принесло изучение изделий фирмы К.Фаберже. В 1920-е гг. директор Минералогического музея академик Ферсман и А. К. Фаберже - сын основателя фирмы, вместе работали в комиссии по описанию царских драгоценностей. Вероятно, именно тогда часть камнерезных предметов фирмы была отобрана для музея. Среди этих изделий - солдат Первой мировой войны, ледовоз, разные животные (сова, мышка, гуси, слон и слоненок, улитка), различные мелкие функциональные предметы и др. Одно из изделий, состоящее из двух фрагментов окрашенного солями кобальта синего стеклянного яйца и подставки в виде облака из горного хрусталя, не было закончено и хранилось в разобранном виде.

По клеймам удалось установить мастеров, изготовивших некоторые экспонаты. Например, серебряный ледовоз создал мастер по металлу Я. Армфельт; а изделие в японском стиле, представляющее собой сосну, обвитую лианой - эго редкая работа Ф. Афанасьева. Но настоящей сенсацией стали сведения о хранящемся в Минералогическом музее одном из двух последних императорских пасхальных яиц Фаберже, которые фирма должна была изготовить в 1917 г.

Как известно, с 1885 г. Александр 111 ежегодно заказывал фирИге Фаберже драгоценные пасхапьные яйца для императрицы Марии Федоровны. После смерти отца эту традицию продолжил Николай II, преподносивший такие подарки и своей матери, и своей жене Александре Федоровне. Но в 1917 г. эти два яйца не успели закончить. Николай II отрекся от престола, и никаких сведений о судьбе императорских пасхальных подарков не сохранилось. И лишь в 2002 г. было сопоставлено с сохранившимся эскизом то самое неоконченное изделие, переданное музею А. Фаберже. На обсуждении Реставрационного совета по прикладному искусству музея-заповедника «Московский Кремль» была подтверждена подлинность этого экспоната как неоконченного пасхального яйца фирмы Фаберже, получившего название «Цесаревич Алексей».

Расположение созвездий на верхней полусфере соответствует положению небесных тел на 12 августа 1904 г. дате рождения цесаревича. Цесаревич родился под знаком Льва, и именно в этом созвездии на верхней сфере должен был находиться самый крупный бриллиант (Чистякова, 2004; Генералов, 2006). В реставрационных мастерских Кремля яйцо было, наконец, собрано в единый предмет, хотя так и осталось без бриллиантов. Для сочленения двух полусфер использовали белый синтетический материал, чтобы вставка отличалась от оригинальных элементов и была заметна.

В музейных экспозициях

На сегодняшний день в музейных экспозициях представлено не более десятой части от всех 140 тыс. хранящихся здесь образцов, но даже просто перечислить все уникальные экспонаты не представляется возможным. Из 5 тыс. известных на сегодня минеральных видов только на систематической экспозиции представлено около 3,5 тыс., причем значительная часть - выдающимися по качеству образцами.

Родонит. Друза уплощенных ярко-розовых кристаллов размером до 2 см с кварцем и тонкими бесцветными игольчатыми кристаллами куммингтонита. Дар Д. И. Белаковского. ConselheiroLafaiete, MinasGerais . Образец 10см. ММФ № 93322.

Все музейные выставки являются тематическими, например, «Разнообразие минеральных видов», «Поделочные и драгоценные камни», «Метеориты» и т.д. Выставка «Типы минеральных ассоциаций в земной коре» рассказывает о распределении в земной коре минералов, образовавшихся при различных геологических процессах, начиная от минералов, кристаллизовавшихся из магматических расплавов на больших глубинах при высоких температурах до «низкотемпературных», формирующихся на поверхности Земли при выветривании горных пород и руд или в соляных бассейнах. А на выставке «Минералогия химических элементов» представлены ряды минералов, в которых накапливается тот или иной химический элемент при различных минералообразующих процессах.

Выставки обновляются и дополняются новыми поступлениями. К постоянно модернизируемым экспозициям относится, к примеру, выставка «Систематика минералов». Этой проблеме посвящали свои работы многие выдающиеся ученые и руководители музея, от Ломоносова до Ферсмана. Современная экспозиция построена на идеях профессора А. А. Годовикова о связи химического состава минералов с их структурой и свойствами (Годовиков, 1997). Музейные фонды ежегодно пополняются примерно на 500 новых образцов, причем в последние годы особенное внимание уделяется не только научной, но также эстетической ценности предметов.

В музее есть что рассказать и что показать и помимо богатейших коллекций и великолепных выставок: на-учно-исследовательская лаборатория музея оснащена современной аппаратурой, а ее сотрудники только за последнее десятилетие открыли и изучили свыше двадцати новых минеральных видов. О весомом научном вкладе в развитие минералогии сотрудников музея свидетельствует и тот примечательный факт, что в их честь названо более тридцати минералов и их разновидностей, среди которых ломоносовит и беталомоносовит, вернадит и вернадскиит, ферсмит и ферсманит, севергинит, лабунцовит, крыжановскит, георгбарсаиовит, орловит, годовиковит, вистепит, нов-городоваит, паутовит и др.

В современной России Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН наряду с другими научными, образовательными и просветительскими учреждениями является частью важнейшей системы интеллектуального и эстетического развития людей и общества в целом.

По сути, он является таким же национальным достоянием, как Эрмитаж, Большой театр, Третьяковская галерея и другие жемчужины России. Такие музеи надо беречь и всячески поддерживать, чтобы не утратить их уникальные коллекции и сохранить их для будущих поколений.

История современного Минералогического музея началась в 1716 году в Санкт-Петербурге. Поначалу это был всего лишь минеральный кабинет знаменитой Кунсткамеры. Затем его переподчинили Российской академии наук, вместе с которой в 1934 году минеральный кабинет переехал в Москву, на Ленинский проспект.

Феерия солнечного дня

Здание Минералогического музея радует уже одним своим внешним видом. В прошлом это манеж графа Орлова, возведенный приблизительно в 1807 году.

При входе можно полюдоваться чудесной лепниной, а деревянные витрины с разнообразными экспонатами очень гармонируют и с архитектурой дома, и с содержанием.

Весь музей являет собой один большой зал. Представлены минералы всех возможных форм и расцветок.

Не только дети, но и взрослые испытывают восторг от удивительных образцов, которых насчитывается около 135 тысяч. Они привезены со всех уголков земного шара: разнообразные минералы, природные кристаллы, драгоценные камешки, изделия из камня мастеров прошлого и настоящего, метеориты и многое другое.

Есть даже такая витрина – драгоценные камни и, для сравнения, подделки под них, которые часто невозможно отличить, так как они не уступают по красоте настоящим драгоценностям. А некоторые фальшивки – даже эффектнее своих натуральных собратьев.

Очень красив большой соляной столб, возле которого у некоторых людей возникает желание лизнуть его (чего делать, конечно же, нельзя).

Коллектив сотрудников минералогического музея очень профессиональный и доброжелательный, поэтому лекции интересные. Но самое потрясающее начинается тогда, когда выглядывает солнышко. Если оно светит ярко, то зал преображается, как бы оживает, искрится в солнечных лучах. Так бывает со снегом в погожий день. А если на улице появляются тучки – витрины музея снова «потухают».

Таинственный уголок

За колоннами большого зала есть ни чем не примечательный маленький закуток, там целый шкаф каких-то, на первый взгляд, обычных серых булыжников. На самом деле, это чудо-витрина. Как только сотрудник музея выключает свет – минералы начинают светиться в самых причудливых комбинациях. Получается сказочное, незабываемое зрелище. После включения света экскурсовод рассказывает потрясенным слушателям о причине такого невероятного поведения минералов.

Каменный мастер

Когда подходишь к работам мастеров по камню, то создается ощущение, что попадаешь в сказки Бажова. Сразу вспоминается каменный цветок, малахитовая шкатулка и кажется, что сама Хозяйка Медной Горы рядом и охраняет свои сокровища. Талантливые произведения искусства из малахита и других камней просто завораживают. В повседневной жизни этого не увидишь. Такой неподатливый и холодный материал, как камень, в руках настоящего мастера становится послушным и по настоящему греет душу. Всю эту красоту разрешается запечатлеть фотоаппаратом.

Пришельцы из космоса

В Минералогическом музее им. Ферсмана обитают не только минералы с планеты Земля, но и космические гости. Они летели сквозь бездну космоса неисчислимое количество световых лет и в конце своего путешествия очутились в качестве экспоната в Москве. Количество таких «гостей» в музее довольно приличное. Каждый метеорит подписан, указаны дата и место его прибытия в наш мир. Некоторые метеориты – старожилы музея, но есть и новички, например, три обломка Челябинского метеорита, которые прибыли на Землю в 2013 году.

Минералогический музей в Москве – один из самых лучших в мире. Побывавшие в нем оставляют восторженные отзывы. А тем, кто там еще не был, советуем выбрать солнечный день для посещения музея. После экскурсии можно прогуляться в Нескучном саду, который расположен поблизости.

Как добраться:

Подробности на официальном сайте минералогического музея http://www.fmm.ru.

В России существует несколько всемирно известных минералогических музеев. Одним их самых крупных является минералогический музей им. Ферсмана, расположенный в Москве в одном из зданий, входящих в архитектурный ансамбль усадьбы «Нескучный сад». Музей с аналогичным названием есть в Свердловской области в селе Мурзинка, расположенном на реке Нейва.

История московского музея

У музея минералов богатая и разнообразная история. Его основателем является Петр I, первая коллекции была представлена в минеральном кабинете Кунсткамеры, открывшейся в Петербурге в 1716 году.

Первая минералогическая коллекция была представлена экспонатами, собранными на Урале, Алтае и других местах горнорудных разработок. Кроме того, Петр I приказал закупить крупную коллекцию минералов в Германии.

Коллекция постоянно пополнялась, и к 1725 году кабинет Кунсткамеры превратился в отделение недавно основанной Академии наук. Систематизацией и описанием коллекций занимался М. В. Ломоносов. Им же было предложено создать специальный каталог камней, в котором указывалось бы месторождения их добычи.

На протяжении XVIII века коллекции постоянно пополнялись образцами, добытыми в крупных геологических экспедициях, проводимых в Забайкалье, в Уральских и Алтайских горах, на северных месторождениях и пр.

В XIX веке музей становится геологическим, так как в это время происходит бурное развитие промышленности. Минералогия представлена в музее единственной экспозицией. С 1912 года минералогический отдел переживает второе рождение. Этому во многом поспособствовал академик А. М. Ферсман, служивший в то время смотрителем коллекции.

После революции академик Ферсман становится директором музея. Ученый инициирует проведение новых экспедиций в разные районы страны, что позволило существенно пополнить коллекцию.

В 1934 музей был переведен в Москву, для размещения коллекций было выделено здание манежа, выстроенное для графа Орлова-Чесменского в начале XX века. А в 1956 году музею было присвоено имя его прославленного директора – академика Ферсмана.

Коллекции

В настоящее время московский музей минералогии им. Ферсмана располагает пятью основными коллекциями.

  • Коллекция систематическая. В ней представлено более 90 тысяч различных экспонатов. Из 4000 видов известных в природе минералов, в коллекции имеется 2600 образцов. Коллекция минералов систематизирована по составу, происхождению и свойствам образцов.
  • Коллекция кристаллов. В данной коллекции представлено более 4800 экспонатов – разнообразных кристаллов. Кристаллы, отобранные для музейной коллекции, хорошо сформированы и представляют все формы природной органики. В этой же коллекции есть подраздел кристаллов, выращенных искусственно.
  • Коллекция месторождений. Богатейшая коллекция, в которой представлено более 31 тысячи образцов. В ней представлены минералы с сотен российских месторождений и с некоторых наиболее известных зарубежных геологических разработок.
  • Коллекция превращений минералов. Любопытное собрание, в котором представлены образцы изменения, роста и замещения минералов.
  • Коллекция поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней. Эта коллекция, как правило, вызывает большой интерес у посетителей. В ней представлены, как необработанные образцы, так и ограненные камни, а также, готовые изделия. Самая богатая часть коллекции – это изделия из халцедона. Кроме того, в большом количестве представлены экспонаты из яшмы, малахита, лазурита, родонита, нефрита. Из прозрачных камней больше всего изделий из кварца и разновидностей берилла (аквамарина, изумруда). Представлены экспонаты из граната, турмалина, топаза, драгоценных разновидностей корунда, цирконов.

Одним из наиболее известных экспонатов является малахитовая ваза высотой 75 см. Ваза имеет чугунную основу, оклеенную пластинами малахита, подобранными по рисунку и цвету так, чтобы не было заметно мест стыков.

Работа музея

В настоящее время Музей минералогии в Москве является центром проведения научной работы. Музей располагает подробными карточными каталогами, шлифотекой. Коллекции регулярно пополняются новыми образцами, добытыми в экспедициях и преподнесенными в дар.

Структурно собрание экспонатов разделено на несколько тематических залов. Например, есть зал, посвященный минералам, открытым на российских месторождениях и названных в честь первооткрывателей. На базе музея постоянно действует Клуб, в котором встречаются и общаются любители минералов.

Посетителям предлагаются разные экскурсионные программы, например:

  • Обзорная экскурсия и знакомство с основной экспозицией;
  • Экскурсия, посвященная разным минералообразующим процессам;
  • Осмотр наиболее интересных природных минералов;
  • Осмотр коллекции поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней и изделий из них.

Посетителям разрешают делать фото на собственные камеры без дополнительной платы.

Как найти?

Расположено здание музея у входа в Нескучный сад, точный адрес: г. Москва, Ленинский проспект, дом 18, корпус 2.

Гостей столицы часто интересует вопрос, как доехать до музея? Есть несколько вариантов:

  • на метро до станции Шаболовка и далее пешком;
  • на метро до станции Ленинский проспект или Октябрьская кольцевая, далее следует пересесть на автобус или троллейбус любого маршрута и доехать до остановки «Больница Святителя Алексея», далее пройти пешком.

Музей открыт для посетителей с 11 до 17 со среды по воскресенье, в понедельник и вторник – выходной.

Музей в Свердловской области

В селе Мурзинка расположен геологический музей им. Ферсмана. Основан музей в 1958 году при местной школе. Но поскольку экспозиция музея очень быстро разрасталась, местные власти решили выделить для размещения экспозиции отдельное здание. В 1964 году музей переехал в здание Сретенской церкви, которая является историческим памятником начала XVIII века. В 1983 году музей в Мурзинке стал составной частью Музея-заповедника «Горнозаводской Урал» (Нижний Тагил).

Первый этаж музея представляет историческую экспозицию. Село Мурзинка основано в 1639 году, как поселение горнорудных рабочих, работавших на добыче драгоценных камней.

На втором этаже представлена коллекция минералов. Посетители могут увидеть аметисты, аквамарины, топазы, морионы, добытые на местных месторождениях, и некоторые виды ценных минералов, привезенных из других областей страны.

Музей в Мурзинке посещают не только местные жители, но и гости, в том числе и из-за рубежа. Работает музей со среды по субботу с 10 до 17-30, в воскресенье – с 10 до 16-30.