В мире музыкальных инструментов. Сценарий музыкального развлечения для детей средней группы на тему: Музыкальные инструменты

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Московской области

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Сценарий урока музыки

Подготовила

преподаватель отделения раннего эстетического развития детей

Сливкова Галина Борисовна

г. Луховицы

2014

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Музыкальное путешествие в мир детских инструментов»

Цель: Познакомить детей с разнообразием детских шумовых инструментов.

Задачи: Музыкальное воспитание ребёнка, а также развитие творческих способностей. Заинтересовать детей игрой на ударных, шумовых, музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, т.к. шумовые инструменты помогают выработать чувство ритма, расширяют тембровые представления детей.

Оборудование: детские инструменты: ударные и шумовые.


Ведущая: Сегодня мы с вами собрались на необычный, удивительный праздник музыки. Мы надеемся, что праздник подарит вам улыбку, радость и хорошее настроение. Споём, ребята, весёлую песенку.

Песня «Передай, передай эту песенку по кругу» муз. сл. Агагабовой Е.

Ведущая: Молодцы, ребята! А теперь мы отправляемся в гости к музыкальным инструментам. Мы споём музыкальное упражнение -

«Музыкальное эхо» муз. сл. Трубникова М.А.

Ведущая: А сейчас послушаем наших солистов.

Песня «Треугольник и барабан»муз. Филиппенко А., сл. Мельниковой Н.

Ведущая: Дружно за руки возьмёмся, в лес осенний мы пойдём.

А пойдём мы музыкальным шагом. Нам нужны звенящие инструменты.

(дети идут по кругу, бубны держат за спиной )

Ведущая: В лесу увидели мы синичку, споём песенку о ней.

(дети поют песню, а припев играют на бубнах )

Песня « Синичка» муз. и сл. Олифирова Л.А.

Как зовут тебя, птичка? Синь- синь- синь- синь- синь.

Ты, наверно, синичка? Синь- синь- синь- синь- синь.

Угощайся пшеничкой. Синь- синь- синь- синь- синь.

До свиданья, синичка. Синь- синь- синь- синь- синь.

Ведущая: А сейчас пойдём мы к туче, нам не страшен лес дремучий.

Все коряги обойдём, по тропинке мы идём.

(Дети под музыку движутся «змейкой», бубны держат за спиной )

Ведущая: А на небе собираются тучи, споём песенку.

Песня «Тучка – сердючка» » муз. и сл. Олифирова Л.А.

Жила на свете тучка. Кап- кап. И сыпались из тучки. Кап- кап.

По имени сердючка. Кап- кап. То градинки – колючки. Кап- кап.

Она ни с кем не зналась. Кап- кап. Холодные слезинки. Кап- кап.

Совсем не улыбалась. Кап- кап.

Ведущая: Прошёл дождь, а мы на полянке поиграем в игру, вставайте все в кружок.

(Ведущая берёт в руки бубен и показывает детям )

Вот красивый, звонкий бубен!

Он в руках молчать не будет.

Игра с бубном . [ 4 ]

Ты иди, весёлый бубен, потихонечку, вот так.

У кого весёлый бубен, тот станцует нам гопак!

Ведущая: Послушайте загадку.

Деревянные подружки

Звонко бьются друг об дружку.

Расписные, как матрёшки.

Угадали? Это…(ложки ) - ударные инструменты.

Ведущая: Берите в руки ложки, ребята.

Не сдержать от пляса ножки,

Так пляшите от души!

В наш оркестр вступают ложки,

Ах, как ложки хороши!

Детский оркестр «Вальс» Шуберт Ф.

Ведущая: Ложки и палочки – деревянные инструменты.

Сейчас мы берём палочки.

(дети поют песню, а припев играют на палочках )

Песня «Лошадка» » муз. и сл. Олифирова Л.А.

Здравствуй, серая лошадка! И- го- го, и- го- го.

Хочешь, дам морковки сладкой? И- го- го, и- го- го.

Подружись – ка ты со мной. И- го- го, и- го- го.

Веселее песню пой. И- го- го, и- го- го.

Ведущая: Следующий инструмент – тоже ударный.

Послушайте загадки.

    Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит.

    Бьют его, а он не злится,

Он гремит и веселится.

Потому что без битья

Нет ему житья.

    В пути не смолкает,

Вдаль увлекает,

Сам не шагает –

Шагать помогает.

    Когда играю я на нём,

Когда я репетирую,

С испугом думает весь дом,

Что крышу ремонтируют.

Дробь отбивает, ребят созывает (барабан ).

Песня «Старый добрый пеликан» муз. и сл. Агагабовой Е.

Ведущая: Молодцы! А теперь берите любые инструменты для оркестра.

(ведущая и дети читают стихи)

Ведущая: Полюбуйтесь на оркестр:

Инструменты хороши! Виртуозы – музыканты- Наши с вами малыши! Ребёнок: Вот красивый, звонкий бубен! Он в руках молчать не будет! Ребёнок: Словно дружные ладошки, Заиграют наши ложки! Ребёнок: Это братья – сорванцы- Колокольцы – бубенцы. Ребёнок: Будет здесь играть для вас Яркий, красный маракас. Ребёнок: В треугольники ударим- Радость всем гостям подарим. Ребёнок: Мы для вас сыграем дружно, Вам лишь только хлопать нужно!

Детский оркестр «Венгерская народная мелодия» обр. Вишкарёва Л.

Ведущая: Молодцы ребята! Вот и заканчивается наш праздник.

Споём весёлую песенку.

Песня «На чём играем» муз. Тиличеевой Е., сл. Островского Ю.

Ведущая: Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт.

Вслушайся, весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт!

Мир её волшебен!

До новых встреч!

Список использованной литературы:

    Методический журнал «Музыкальный руководитель» - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 4-2008.

    Методический журнал «Музыкальный руководитель» - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 3-2010.

    Методический журнал «Музыкальный руководитель» - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 6-2008.

    Трубникова М.А. Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). - М.: Оригинал-макет выполнен в Вычислительном центре Московской государственной консерватории, 1998.

    Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни, ч.1, ч.2. – М.: Центр Гармония, 2000.

    Феоктистова Л.Ю. Мамины помощники: Сценарии, песни, стихи, игры. Для детей дошкольного возраста. – М.: Музыка, 2003.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Унечская детская школа искусств»

Сценарий концерта для детей дошкольного возраста

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК».

Тема:

« ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМИ
ИНСТРУМЕНТАМИ ».

Провела: преподаватель

фортепианного отдела

Щипко Е.В.

ЦЕЛЬ: познакомить детей младшего и старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами, театральным и хореографическим жанрами.

ЗАДАЧИ:
познакомить в игровой форме с музыкальными инструментами, их видом и звучанием, а также театральным и хореографическим творчеством на примере концертных номеров в исполнении учащихся ДШИ;

воспитывать интерес к музыкальному, хореографическому и театральному творчеству.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня в этот весёлый, солнечный майский день в гости к вам пришли учащиеся детской школы искусств. Очень тёплое, доброе имя у вашего детского садика! Кто мне скажет, как он называется? «Солнышко»! Правильно! Молодцы!

И нам хочется сделать для вас музыкальный подарок.

1.муз. Ю. Чичкова сл. К. Ибряева «Выглянуло солнышко»

исп. Лабудева Екатерина

Скажите ребята, как вы думаете, чему учатся дети в школе искусств? Правильно: игре на различных инструментах, танцам, театральному искусству. А вы любите петь, танцевать, читать стихи? А знаете ли вы какие-нибудь музыкальные инструменты? Сейчас проверим.

Ваши гости пришли не с пустыми руками. Они принесли с собой какой-то сундучок. Что же в нём хранится? Давайте посмотрим. Но сначала отгадайте загадку:

У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.

Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.

Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.

Правильно! Смотрите, что я достаю из сундучка? Верно! Это баян.

2. Укр.н.п. обр. Г. Тешкевича «Метелица»

исп. Шауро Илья

ведущий:

А теперь загадка посложнее:

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

Это, ребята, домра! Смотрите, вот как она выглядит!

3. В. Шаинский «Песенка Крокодила Гены»

исп. Мяло Марина

ведущий:

Что же это теперь я такое достала? Маску! Когда-то очень давно в театре играли в масках, Теперь маска - символ театрального искусства. Посмотрим выступление учащихся театрального отделения.

4. Сценка «Непонятная болезнь»

исп. Уч-ся театрального отделения

Семенчонок Владислава

Тимошенко Виктория

Игнатьков Данила

ведущий:

Она у папы шестиструнная,

Её настройка – дело трудное.

И, чтобы папу не расстраивать,

Её нам лучше не настраивать. /гитара/

Хорошо, эту отгадали. Атакую попробуйте?

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем...

5. Р.н.п. обр. Л.Ивановой «Трава моя, трава»

исп. Карпекин Михаил

ведущий:

А сейчас для вас, дети, выступит Сафонов Сергей. Скажите мне, ребята, что за инструмент у него в руках? Правильно, баян!

Заболел наш петушок,

Он под дождиком промок.

И теперь не может нам

Кукарекать по утрам.

Надо Петю выручать,

Надо доктора позвать.
Будем рано мы вставать,

За него теперь кричать.

6. Т. Крылова «Заболел наш петушок»

Исп. Сафонов Сергей

ведущий:

Ну а это что за предмет был у нас в сундучке? (микрофон) Правильно, микрофон! А кому из артистов он нужнее всего? Эстрадным певцам!

7. Детская песенка «Мой папа»

Исп. Сивакова Татьяна

ведущий:

Он по виду брат баяна, где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану. Всем знаком…

(Аккордеон)

8. обр. В. Мотова «Тирольский вальс»

исп. Болотвина Анастасия

ведущий:

Для того, чтобы стать хорошим актёром, необходимо научиться хорошо и выразительно читать стихи, т.е. дикламировать. Послушайте, пожалуйста, как читает Молчанова Дарья.

9. З. Андреева «Мишка»

чит. Молчанова Дарья

ведущий:

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое… (Пианино)

Пианино и впрямь большое и внаш сундучок никак не поместится! Но у вас есть своё пианино и сейчас мы послушаем, как на нём нам сыграет Протасова Владислава.

10. П. Чайковский «Старинная французская песенка»

исп. Протасова Владислава

ведущий:

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто - ... (песня)

11. муз. В.Шаинского сл. Ю.Энтина «Антошка»

исп. Крысь Евгения

ведущий:

Что-то ещё осталось в сундучке? Знаете, что это! Правильно, это балетки! В них танцуют дети на уроках хореографии. Сейчас перед вами выступят уч-ся хореографического класса.

12. «Детский бальный танец»

исп. Уч-ся хореографического отделения.

ведущий:

Наша встреча подошла к концу. Понравились вам выступления ребят? А музыкальные инструменты? Хотите так же научиться? Тогда приходите к нам в Детскую школу искусств! Мы будем вам очень рады! До свидания!

Концерт проведён в д/с «Солнышко». Унеча. 27.04 2016г

Сценарий лекции-концерта

о музыкальных инструментах

«В мир музыки…»

Приветствие :

    Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые зрители! Сегодня вас ждет путешествие по невероятно интересному миру музыки. Мы научим вас слушать и понимать музыку, расскажем о русских народных инструментах, об их истории, возможностях и способе изготовления. Ведь даже в самом простом музыкальном инструменте изящество и полезность, разумность, достигнуты ценой труда, напряженных поисков, а порой и лишений, сквозь которые шел к своей цели древний мастер.

    Самым древним музыкальным инструментом был человеческий голос. Это уникальный инструмент возможности, которого неограниченны, он может передать всевозможные оттенки человеческих чувств, эмоций. Тембр человеческого голоса – это его окраска, как отпечатки пальцев присущие только одному единственному человеку. Сейчас вы услышите один из самых высоких женских певческих голосов – сопрано, что в переводе с итальянского означает над, сверх.

1. муз. Дунаевского, сл. Вольпина "Весна идет" из к/ф "Весна"

2. Исаак Дунаевский, сл. Д " Актиля «Звать любовь не надо»

3. муз. Милютина, сл. Долматовского «Лирическая»

    Сейчас вы услышите один из высоких тембров мужского певческого голоса - тенор. Что в переводе с итальянского означает держать.

4. Русская народная песня «Запрягу я тройку борзых»

    Слово «оркестр» в переводе с греческого означает площадка перед сценой в древнегреческом театре, где размещался хор. Сейчас это большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.

ОНИ – коллектив исполнителей играющих на национальных музыкальных инструментах. Принцип организации ОНИ связан с национальными особенностями муз. культуры и ее уровнем. В России ансамбли народных инструментов известны с 12 в., позднее расширенны, превращены в оркестры. В 1888 г. Василием Васильевичем Андреевым создан первый профессиональный ОНИ – великорусский оркестр.

    Теперь, когда нам стали доступны все достижения мировой музыкальной культуры, мы все ровно любим народные инструменты. Мы играем на балалайке, баяне, домбре, ни потому что виолончель, рояль или кларнет нам не доступны, а потому что наши родные песни и танцы лучше звучат на народных инструментах, а жить без своей родной музыки не может не один народ на земле.

Что-то вас давно не слышно

Три заливистых струны?

Говорят из моды вышли

Песни русской старины!

Словно птиц зеленых стайка,

Мода мчит за ветром вскачь

Не печалься балалайка

Не печалься и не плачь

Ты и нынче зря робеешь!

Ты одна на всю страну

Так задиристо умеешь

Тронуть русскую струну!

    Есть инструменты ставшие музыкальным символом, того или иного народа. Например – гитара – испанская, мандолина - итальянская, волынка – шотландская. Все в мире знают, что балалайка – это русский народный инструмент. Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра 1. На балалайке исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гусли - , является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: , .

    К струнным инструментам так же относится домра. Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами . Игроки на домре назывались домрачеями. Группы домбр и балалаек относятся к числу обязательных инструментов ОНИ.

5. Владимир Лямкин "Тонкая рябина";

6. Для вас прозвучал дуэт Дарьи и Ксении из оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох»;

7. Муз. Тихона Хренникова, сл. Гусева «Ах, ты зимушка зима»;

8. Владимир Лямкин «Сибирские гулянья»;

    Сейчас я прочту вам несколько фрагментов из разных сказок, и я думаю, вы без труда мне назовете эти произведения:

Жил старик со своей старухой у самого синего моря… (о рыбаке и рыбке);

У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том… (поэма Руслан и Людмила);

Три девицы под окном пряли поздно вечерком… (о царе Салтане);

Жил был поп, толоконный лоб. Пошел поп по базару… (о попе и работнике его Балде);

Чуть опасность, где видна верный сторож как со сна, шевельнется, встрепенется в ту сторонку обернется… (о золотом петушке)

    А теперь скажите мне, пожалуйста, кто автор всех этих замечательных сказок?

Как мы все знаем сейчас у вас идет неделя детской книги, посвященная А.С.Пушкину. Очень многие композиторы обращались к творчеству А.С.Пушкина, такие как Глинки (Оперы), Римский корсаков (Сказка о царе Салтане и золотом петушке). В 1830 году А.С.Пушкин написал цикл произведений под названием «Повести Белкина», читали? Книга состоит из пяти повестей, одна из которых называется Метель. Отечественный композитор Георгий Свиридов написал множество романсов на стихи Пушкина,а также написал музыкальные иллюстрации к повести Метель. Музыка создает атмосферу основных событий и переживаний героев.

9. Георгий Свиридов «Отзвуки вальса» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»;

    Оркестр на сцене не всегда самостоятельно исполняет произведения, но и выступает так, же в качестве музыкального сопровождения, аккомпанемента. При этом так важна слаженность всех инструментов и голоса, создающая прекраснейшую музыкальную картину.

10. Муз. Мокроусова, сл. Лисянского «Осенние листья»;

11. Муз. Афанасьева, сл. Гурьянова «Не грусти»;

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень…

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка

Поэзия российских деревень!

    Прочное место в оркестре занимает Бая́н - музыкальный инструмент, разновидность . Баян состоит из трёх частей - правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Назван в честь древнерусского певца-сказителя . Историки утверждают, что первым мастером создавшим похожий инструмент был Кирилл Демианов, на имя которого было выдано свидетельство в Вене в 1829 году. Свое изобретение он назвал аккордион. Сейчас баян и аккордион это два самостоятельных инструмента. Создателем современного баяна был мастер Петр Стерлигов в 1905 году. Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко.

12. Иван Тамарин «Старая афиша»;

13. А. Эсинай «А снег идет»;

14. муз. А. Лепина, сл. Коростылева «Песенка о хорошем настроении» из к / ф "Карнавальная ночь";

15. Александра Пахмутова «Хорошие девчата»;

    Давно уже узаконили свое положение в русском народном оркестре духовые инструменты. К ним относятся инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха, например: Рожок, Жалейка, Свирель, Кувиклы, Варган. Вообще в старину все духовые инструменты называли флейтой.

Ноябрь 5th, 2015 admin

Павленко Оксана Анатольевна

Сценарий внеклассного мероприятия – музыкальной гостиной — для школьников среднего возраста на тему “Путешествие в мир музыкальных инструментов

Цель: развитие познавательного интереса и творческой активности школьников.

Задачи: воздействие на эмоции и чувства детей, возбуждение интереса к музыке (не только как учебному предмету), воспитание эстетического вкуса, ознакомление школьников с различными музыкальными инструментами.

Оборудование: рисунки с изображением музыкальных инструментов, стихотворения о музыкальных произведениях, музыкальные инструменты.

Технология:

  1. Вступительное слово Хозяйки гостиной;
  2. Выступление учащихся – ведущих и чтецов;
  3. Музыкальная викторина «Какой инструмент звучит?»
  4. Выступление учащихся музыкального колледжа;
  5. Заключительное слово.

Хозяйка- Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады встрече с вами.

Сегодня все земные звуки

У нас в единый хор слились

И места нет хандре и скуке-

Ведь музыка вся наша жизнь!

Мы приглашаем Вас заглянуть в нашу музыкальную гостиную и окунуться в мир звуков и мелодий! У каждого человека есть день рождения. И музыка имеет свой День рождения. В 1975 году по решению Всемирной организации ЮНЕСКО был учрежден Международный день музыки, который проводиться 1 октября. Одним из основателей этого дня был Д.Д. Шостакович – великий композитор.

1-й Ведущий:

Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

Про все она нам может рассказать.

То звонкою капелью засмеется,

То вьюгой заметет, запорошит

Дождем весенним радостно прольется,

Листвою золотою закружит.

Поют, танцуют, веселятся дети

И просто слушают, закрыв глаза

Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без нее прожить ни как нельзя!

2-ой ведущий:

Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Самый древней музыкальный инструмент – человеческий голос.

Звучит песня («Дорога добра» (муз. М. Минкова; сл. Ю. Энтина).

1-ый ведущий:

Постепенно люди заметили, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки. Удар камня об XX в. Камень может издавать четкий звук. Он хорошо поддерживает ритм танца. Натянутая тетива лука «поет даже от легкого прикосновения. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные – от камня, струнные – от поющей травы. Медные – от морской раковины, деревянные – от травинки. Предлагаем Вам совершить не большое путешествие в страну музыкальных инструментов.

2-ой ведущий:

Первая страна, в которую мы попадем – это страна Клавишных музыкальных инструментов. Отгадайте, какие музыкальные инструменты в ней живут.

Он стоит на трех ногах

Ноги в черных сапогах

Зубки белые, педаль,

А зовут его (рояль).

В стране клавишных инструментов живут пианино и рояль. 300 лет назад итальянский мастер Бархолио Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молотков извлекались как громкие звуки – форте, так и тихие – пиано. Поэтому инструмент получил такое название – фортепиано.

Исполнение на фортепиано (Э. Григ «В пещере черного короля») исполняет студентка Рудненского музыкального колледжа.

1-ый ведущий:

Пианино или рояль

С виду спутаешь едва ль –

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом!

Все – и взрослые, и дети

Знают инструменты эти.

Исполнение на фортепиано (И. Гайдн «Соната» №11 ;1 часть)

2-ой ведущий:

Прежде чем мы познакомимся со следующим муз. инструментом, предлагаю отгадать загадку:

Его растятут – он толстеет

Его сожмут – он вмиг худеет,

На колене плачет,

А кто слушает его –скачет.

— догадались, о каком инструменте идет речь?

Правильно, это баян.

1-ый ведущий:

Исполнение на баяне «ОХ, полна моя коробушка» (р.н. песня) исполняет студент Рудненского музыкального колледжа. Поддержите наших исполнителей аплодисментами.

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой – клавиши как на рояле.

Но чтоб они все заиграли,

Чтобы песня была неплоха,

Растягивать нужно меха,

Звучит синьор аккордеон,

Имеет нрав не робкий он.

Певучи звуки, громогласны,

Они торжественны, прекрасны.

Исполнение на аккордеоне.

(«Полет шмеля» Римский –Корсаков) исполняет студентка Рудненского музыкального колледжа.

2- ой ведущий:

Вторая страна, в которую мы с вами попадем – это страна Духовных инструментов. В этой стране живет флейта. Этот инструмент самый древний, ему около 4 000 лет. Предшественником флейты был пастуший рожок и дудочка.

Исполнение на флейте (!Шутка» И.С. Бах) исполняет студент РМК.

В этой стране еще живут труба, флейта, кларнет, саксофон. Как вы думаете, почему эти инструменты назвали духовными? Потому что в них можно дуть. И воздух заставляет звучать эти инструменты.

1-ый ведущий

Следующая страна, в которую мы попадаем – страна струнно-смычковых инструментов. Струнные – потому, что у них есть струны. А смычковые – потому, что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

2-ой ведущий

Самый женский и певучий,

Узнаем мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята

Инструмент волшебный… (Скрипка).

1-ый ведущий

Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий. Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари. Скрипка Страдивари очень ценятся. Секрет приготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились и до наших дней. Только самые лучшие исполнители получают право на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

2-ой ведущий

У каждой скрипки есть смычок

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведет,

И плачет скрипка, и поет.

Давайте скорей послушаем, как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

1-ый ведущий

Исполнитель этот юный

С нотной грамотой знаком

И по нежным тонким струнам

Водит маленьким смычком. Это ученица 3 «Б» класса нашей гимназии Степанова Мила («Ария» Г.Перселл).

2-ой ведущий

Отправляемся в следующую страну – страну Струнных музыкальных инструментов. Сейчас мы попадаем в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времен соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приемах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

1-ый ведущий

Этот струнный инструмент

Зазвучит в любой момент

И на суене в лучшем зале

И в походе на привале

Шестиструнку – чужестранку

Романтичную испанку,

Этот звонкий инструмент

Любят бард, солдат, студент,

И заслуженный артист,

И нагруженный турист.

Из всех инструментов нового времени гитара самая старая. Она известна с XIII века. Она имеет плоский корпус и Формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем, как звучит этот инструмент.

Исполнение на гитаре («Милая моя» музыка и стихи Ю. Визбора). Исполняет ансамбль гитаристов Рудненского музыкального колледжа

2-ой ведущий

А сейчас я познакомлю вас с казахским народным инструментом – домброй. У домбры грушевидный корпус, есть шейка, колки и 2 струны. Звук извлекается при помощи пальцев – щипком. Инструмент по тому и называется струнно-щипковым.

О домбра, почему твоя песнь грустна?

Грудь твоя забытых преданий полна.

Лишь рукою коснусь я упругих струн,

Зазвучит вековая боль, старина (К. Аманжолов).

Исполнение на домбре (кюй «Аксак кулан») исполняет студент РМК

Хозяйка: А теперь, ребята, послушайте легенду, связанную с кюем «Аксак кулан», который вы сейчас услышали. Аксан-кайгы, объехав весь свет, рассказывал Жаши-хану о виденных чудесах. Сын Жаши-хана, слушая Асана-Кайгы, не поверил, что в местности Сарыуал есть огромное стадо куланов, на которых никто не смеет нападать. Молодой сын хана взял с собой 40 джигитов и отправился искать необыкновенное стадо куланов. Когда охотники достигли указанной местности, они действительно увидели бесчисленное стадо спокойно лежавших куланов. Но не успели охотники приготовиться к охоте, как вышел из стада вожак – Аксак кулан. Он громко фыркнул, ударил копытом по земле, и в тот же миг густой черный туман окутал все вокруг. Сквозь туман услышали джигиты страшный голос, который приказал куланам топтать тех, кто одел красную накидку и бежать мимо осторожных охотников. Когда туман рассеялся, 40 джигитов увидели, что нет ни куланов, ни сына хана. Стали они искать и нашли только один мизинец молодого хана. Тело сына хана растоптали куланы, смешав его с землей. Далее легенда повествует о том, как старший домрист Кем- Бука с помощью домбры известил Жаши-хана о смерти сына и как жестокий хан приказал бросить музыканта дракону. В этой легенде все необычно, но если отбросить сказочные элементы, то окажется, что в основе сюжета лежит древнейший охотничий обычай, запрещающий охоту на священных животных. Молодой хан нарушил запрет на куланов, и животные отомстили ему.

Хозяйка:

1) Перечислите, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? (фортепиано, баян, аккордеон, скрипка, флейта, гитара, домбра).

2) Какой из инструментов вам более всего запомнился?

3) Какой из инструментов вам более всего близок и понятен по звучанию?

4) Какие из прослушанных вами произведений вам более всего понравилось, запомнилось?

5) Опишите эмоциональное настроение понравившегося вам произведения.

6) Как часто слушаете вы различную музыку в живом исполнении?

7) К каким инструментам относится фортепиано? (клавишный).

8) К каким инструментам относится баян? (клавишный).

9) К каким инструментам относится аккордеон? (клавишный).

10) К каким инструментам относится флейта? (духовные).

11) К каким инструментам относится скрипка? (струнные, смычковые).

12) К каким инструментам относится гитара? (струнный)

13) К каким инструментам относится домбра? (струнно – шипковый)

14) Назовите самый уникальный, абсолютно неповторимый инструмент, которым каждый человек наделен от рождения? (человеческий голос).

15) Что больше всего понравилось вам в нашей сегодняшней музыкальной гостиной?

1-ый ведущий:

Музыка – чудесная работа

Чтобы людям сердце взволновать,

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать.

2-ой ведущий:

Надо превращаться в медвежонка,

На сосну карабкаться, урча,

Или трепетать травинкой тонкой

У лесного чистого ручья.

1-ый ведущий:

Тот, кто знает и умеет,

Тот приносит счастье в каждый дом.

Постарайся сделать скорее

Добрым музыкантом – колдуном,

Хозяйка:

Вместе с музыкой можно радоваться, грустить, а можно узнавать что –то новое! Надеемся, что эта встреча с музыкой найдет отклик в ваших сердцах. До новых встреч!

Заключение:

  1. Обсуждение гостиной с творческой группой., участвующей в подготовке и проведении мероприятия.
  2. Просмотр фотографий, сделанных в процессе проведения музыкальной гостиной.

Результативность:

Юный исполнитель

– учится работать в коллективе.

– приобретает навыки общения со сверстниками.

– узнает об истории возникновения музыкальных инструментов.

– получает представления о богатстве музыкального инструментального и песенного искусства.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете