Здание пушкинского музея. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Стоимость билетов в Главное здание

Введение

Музейное дело -- специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Музей как явление социальной и культурной жизни стал необходимой составной частью культуры человеческого общества наряду со школой, высшим учебным заведением, кинематографом, библиотекой. Первоначально музей ограничивался хранением, исследованием и представлением интересных с точки зрения культуры и науки вещей природного и искусственного происхождения. Постепенно он приобрел более широкие социальные функции. В России огромное количество музеев. Самые известные из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге. К их числу относится Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина -- одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. В современной экспозиции представлены обширная учебная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, средних веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

История создания музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Датой основания Музея считается 17 (29 н.ст.) августа 1898 года. В этот день состоялась закладка здания нового московского музея, созданного на общественные средства, - Музея изящных искусств имени императора Александра III при императорском Московском университете.

Этому событию предшествовали годы напряженного труда его создателя Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), а также группы московских и петербургских ученых. Мысль об учреждении в древней столице музея классического искусства зародилась еще в XVIII веке. В начале следующего столетия профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин выступили с проектом создания Эстетического музея при университете, «чтоб изящные искусства вошли бы в круг общественного воспитания и образовывали бы в народе чувство эстетическое». Проект, однако, не был осуществлен.

Между тем в университете во второй половине XVIII века стали складываться коллекции монет и медалей. В начале XIX века появился Кабинет древностей, затем, в 1816 году, - Мюнц-кабинет, стали поступать отдельные памятники и археологические находки. В середине XIX века были заказаны первые гипсовые слепки с античных скульптур. В 1863 году была основана университетская кафедра теории и искусств. А за двадцать лет до этого, в 1843 году, в Москве возникло Училище живописи, ваяния и зодчества. Общедоступный художественный музей становился все более необходимым. Открытие в 1862 году в здании бывшего Пашкова дома, построенного Баженовым, Московского Публичного и Румянцевского музеев, где были представлены произведения зарубежных и русских художников, не решало проблемы: его собрания были неполными и отрывочными.

Лишь в конце XIX идея художественного музея, обладающего систематической коллекцией, стала осуществляться. И.В. Цветаев, филолог-классик и историк искусств, профессор Московского университета и директор Румянцевского музея, приложив немалые усилия, пробудил интерес общества к созданию образовательного художественного музея. Был организован сбор общественных средств. Определяющую роль в финансировании задуманного предприятия сыграл владелец хрустальных заводов, гофмейстер двора и меценат Ю.С. Нечаев-Мальцов (1834-1913), пожертвовавший в фонд музея около 2 миллионов рублей.

Строительство здания для музея возглавил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924). Он специально изучил музейную архитектуру и классические памятники зодчества Древней Греции, Италии, Франции и Германии, с тем чтобы создать не только впечатляющее сооружение, но и определить архитектурный облик отдельных залов, придав им вид, характерный для зодчества той или иной эпохи.

Музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, доступный широкой публике. Предполагалось, что его основу составят гипсовые воспроизведения (слепки) скульптурных оригиналов классического искусства - Древнего мира, а также Средних веков и Возрождения. Отбирать экспонаты для будущего музея И.В. Цветаеву помогали русские и зарубежные ученые. Гипсовые отливки изготовлялись крупнейшими фирмами, многие делались специально по заказу И.В. Цветаева. Спустя четырнадцать лет, в мае 1912 года, музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию композитором М.М. Ипполитовым-Ивановым.

Но, как бы ни было велико образовательное значение обширной и систематической коллекции слепков, истинное величие искусства постигается лишь при созерцании оригинала. Поэтому с самогоначала создатели музея мечтали о том, чтобы дополнить свое собрание подлинными произведениями. Они приложили немалые усилия для передачи музею купленной государством в 1909 году коллекции древнеегипетских памятников (около 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед В.С.Голенищев. Коллекция открывала экспозицию нового музея, положив основу будущему собранию подлинников, в котором первоначально преобладали дары частных коллекционеров и отдельные преобретения; среди них наибольшую ценность имели произведения итальянских художников XII-XIV веков из собрания русского консула в Триесте М.С. Щекина.

Однако значительная коллекция подлинников образовалась в музее гораздо позже - на протяжении 1920-х и 1930-х годов, когда после перераспределения музейных фондов страны здесь возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников, хранившиеся в бывшем Румяецевском музее, в собраниях С.М. Третьякова, Юсуповых, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И.Щукина и других коллекционеров. Это были картины нидерландских и немецких, фламандских и испанских жипописцев XVII века, итальянских мастеров XIII-XVII столетий, французских художников XIX века. Решающее значение для формирования московской галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда попали в музей работы крупнейших европейских живописцев - Боттичелли, Рембрандта, ванн Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто. В 1923 году Музей изящных искусств получил самостоятельный статус, отделившись от Московского университета, в 1932 году он был переименован в Музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина.

Облик картинной галереи окончательно определился в 1948 году, когда она пополнилась 286 произведениями художников, главным образом французских, конца XIX - начала XX века из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислея, П. Сезанна, В. Ванн Гога, П. Гогена, А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, П.Пикассо и других, принадлежавшие в свое время русским собирателям С.И. Щукину и И.А. Морозову. В рамках картинной галереи возникла значительная коллекция подлинной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства.

Одновременно с формированием картинной галереи создавались новые отделы музея, расширялись старые. В 1924 году из Румянцевского музея поступила обширная коллекция графических произведений, включавшая работы выдающихся мастеров. В ее составе были рисунки и гравюры, собранные прославленными русскими русскими коллекционерами К.ИП. Рюминым, Д.А. Ровинским, Н.С. Мосоловым. Эта коллекция стала основой Отдела гравюры и рисунка, который регулярно пополняется произведениями современной графики. Сейчас в собрании музея более 370 тысяч рисунков, гравюр и офортов европейских и дальневосточных мастеров, художников России и республик бывшего Советского Союза, начиная с XV века и кончая современностью. Здесь хранятся отдельные листы и серии гравюр крупнейших мировых графиков - А. Дюрера, Ж. Калло, Рембрандта, Ф.э Гойи, Утамаро и Хокусая. Русская школа представлена народными картинками, гравюрами и рисунками художников XVIII - начала XX века. Среди работ мастеров XX столетия достаточно назвать имена Ф. Бренгвина, К. Кёльвиц, М. Шагала, П. Пикассо, А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Д. Фалилеева, В.А. Фаворского, Д.И. Митрохина, Н.Н. Купреянова.

Основу нумизматического собрания музея составил Мюнц-кабинет Московского университета. Он значительно расширил свои коллекции и в настоящее время хранит свыше 250 тысяч монет, медалей, плакет, орденских и денежных знаков древних и современных государств.

Менее обширно в музее собрание декоративно-прикладного искусства, однако и здесь имеются уникальные образцы средневековых ювелирных изделий и косторезного мастерства, европейского ковроткачества, керамики, мебели. Со второй половины 1940-х годов расширили свои собрания разделы искусства Древнего Востока и античного мира. Важным источником их пополнения стали археологические раскопки в Крыму и в Армении, которые с 1927 года вели отечественные ученые.

Музей и поныне пополняет свои собрания, приобретая художественные произведения как внутри страны, так и за рубежом. Во второй половине XX века к работам европейских мастеров добавились творения скульпторов, живописцев и графиков американского континента. В разное время в дар музею передавали свои произведения крупнейшие мастера прошлого столетия - А. Матисс, Р. Гуттузо, Р. Кент, Д. Ривера, художники Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Германии, а также зарубежные и отечественные коллекционеры, друзья и почитатели музея.

В 1985 году в музее был основан новый раздел - Отдел личных коллекций. Инициатором его создания стал видный искусствовед, литератор и страстный коллекционер И.С. Зильберштейн (1905-1988), передавший в дар музею свое собрание, которое насчитывало более 2 тысяч живописных и графических произведений русских и зарубежных художников. К этой коллекции присоединились еще 22 собрания и несколько отдельных даров, в том числе коллекции С.В. Соловьева, А.Н. Рамма, Е.Я. Степанова, М.И. Чуванова, С.В. Папкова, Т.А. Мавриной, А.М. Родченко, Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера и ряда других; внесли свой вклад и зарубежные коллекционеры - Лобановы-Ростовские, Т.Я Шапшал. Разнообразные по своему составу, эти коллекции целостно демострируются с 2005 года в отдельном здании.

В 1997 году был открыт еще один отдел музея - Учебный художественный музей имени И.В Цветаева в Российском государственном гуманитарном университете, где представлено значительное собрание слепков (около 1000 экспонатов), не вошедших в основную экспозицию. Тем самым была возрождена первоначальная идея И.В. Цветаева о создании учебного университетского художественного музея.

В экспозиции основного здания в настоящее время представлены произведения искусства, начиная с глубокой древности и кончая работами художников начала XIX века. Произведения художников XIX-XX веков с 2006 года демонстрируются в отдельном здании Галереи искусства стран Европы и Америки. Здесь можно видеть картины К. Коро, Г. Курбе, мастеров Барбизонской школы, прославленные полотна французских художников-импрессионистов, В. Ванн Гога, П. Сезанна, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, Р. Гуттузо и Р. Кента.

За время своего существования музей увеличил фонды, по сравнению с первоначальными, более чем в семьдесят раз и стал крупнейшим художественным собранием России.

Среди североамериканских городов Бостон, основанный в 1630 году, давно снискал славу интеллектуального, культурного и технологического центра. Среди музеев, находящихся в городе, есть один, посещение которого оставит незабываемые впечатления. Речь идет о Музее изящных искусств Бостона, втором по величине собрании достопримечательностей в США, уступающем только музею Метрополитен в Нью-Йорке.

История Музея изящных искусств в Бостоне.

Рождением это хранилище шедевров мирового искусства обязано возведению здания Атенеума, построенного в модном тогда неоготическом стиле. В1807 году в нем открыли публичную библиотеку. Ее популярность сильно возросла после того, как в 1826 году в залах Атенеума провели первую художественную выставку. Это так понравилось местной элите, что мероприятия стали регулярными, а библиотека обрела негласное звание музея истории города Бостона. Однажды в голову неизвестному инициативному человеку пришла замечательная мысль, поддержанная группой единомышленников – построить в городе отдельное здание, которое можно использовать не только для полюбившихся выставок, но и для других художественных мероприятий. Слово не разошлось с делом, и в начале 1870 года компанией, получившей название «Музей изящных искусств», началось его строительство. Примечательно, что площадь, на которой оно велось, получила имя Синглтона Копли. Он был художником и уроженцем Бостона. Архитектором первого здания музея стал Джон Стургис.


Первые посетители вошли в открытые двери Музея изящных искусств в Бостоне в 1909 году, хотя некоторые строительные и отделочные работы еще продолжались. Полностью они были завершены лишь к 1925 году. Несмотря на это, тысячи туристов потянулись сюда, чтобы полюбоваться выставленными экспозициями, которые дарили, собирали и передавали не только бизнесмены и ученые, но также неравнодушные люди. За годы существования музея к зданию пристроили несколько помещений, в том числе и западное крыло, возведенное в современном стиле.

На сегодняшний день Бостонский музей изящных искусств является самым многопрофильным собранием раритетов, выполненных в разное время и в различных стилях. На данный момент в экспозициях и запасниках находятся более 1000000 уникальных экспонатов. В начале XXI столетия для размещения работ американских мастеров изобразительного жанра, к основному зданию сделали еще одну громадную пристройку. По данным 2011 года музей изящных искусств Бостона посетили более 1,2 млн человек.


Коллекция музея изящных искусств Бостона.

По отзывам многочисленных посетителей, экспозиции, собранные в залах Бостонского музея изящных искусств, поражают воображение широтой как временного, так и пространственного охвата. Это позволяет музею оставаться в списке лучших коллекций мира. Полностью осмотреть все, что в нем находится, за один день невозможно. Представлены экспонаты практически со всего земного шара, начиная от древнеегипетских находок, заканчивая шедеврами XXI столетия.

Начало собранию художественных полотен положила картина «Илья в пустыне», принадлежавшая кисти Вашингтона Олстона. Интересно, но все первые экспонаты, представленные в музее, были написаны исключительно американскими художниками.


Собрание древностей Бостонского музея немногим уступает знаменитому Каирскому музею. Бесценные экспонаты из Древнего Рима и Нубии, Древней Греции и Кипра, Египта и Ближнего Востока, а также государств Малой Азии датируются седьмым тысячелетием до нашей эры. Своими глазами можно увидеть работы древних мастеров, представленные картинами, скульптурами, шедеврами ювелирного искусства. А состоящая из 8000 монет коллекция заставит любого нумизмата замереть в немом восторге. Любители истории древнего Египта могут с трепетом осмотреть мумии и саркофаги.




Европейское искусство в Музее изящных искусств Бостона представлено работами итальянских, голландских, французских, испанских и английских художников XVII-XX столетий. Здесь можно увидеть полотна Дюрера, Рембрандта, Дега, Ренуара, Клода Моне, Ван Гога и других мастеров живописи. Отдельно стоит сказать о собрании творений Клода Моне, по численности полотен уступающих лишь коллекции Парижа. Помимо картин в собрании музея в Бостоне находятся скульптуры, фрагменты фресок, керамика и предметы мебели. Важное место в европейской коллекции занимают наборы английского столового серебра и тончайшего фарфора.


Среди огромного количества экспонатов, вошедших в собрание американской коллекции, центральное место занимают полотна художников XVII — XIXстолетий: Д. С. Сарджента, Гилберта Стюарта и Джона Синглтона Копли. Изюминкой экспозиции являются творения мастеров коренного населения Северной и Южной Америки: керамика, предметы быта, одежда и древние украшения.


Страны Океании, Африки и Азии представлены в Бостонском музее более чем 2250 экспонатами. Возраст некоторых из них превышает 6000 лет. Древне-японская живопись, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства и огромное количество великолепных открыток занимают центральное место в коллекции.


Для ценителей «живой музыки» интересным будет посещение экспозиции музыкальных инструментов, в которой кроме уникальных, услаждавших слух жителям древних цивилизаций, представлены образцы более современных инструментов. Много офортов, рисунков, фотографий и гравюр с изображенными на них сценками из быта и жизни музыкантов. Самые старые из них относятся ко второй половине XV века.


Почитатели моды не упустят шанс побывать в отделении Музея изящных искусств Бостона, где представлены коллекции текстиля и одежды, образцы восхитительной вышивки, костюмы и обувь, аксессуары и книги, посвященные истории моды. Отдельно выставлены уникальные одеяла и великолепные ковры. Экспонируются творения великих дизайнеров XX — XXI столетия из Европы и Азии.

Помимо постоянных экспозиций, сотрудниками музея периодически подготавливаются временные выставки, на которых можно ознакомиться с творчеством Рембрандта и Вермеера или других знаменитых живописцев. Проводятся тематические лекции, показы кинофильмов и различные концерты.


В Музее изящных искусств Бостона все устроено для удобства посетителей. После путешествия по музейным залам, можно отдохнуть в уютном кафе или посетить магазинчик, открытый при музее. У детей развивают творческие способности и раздают им специальные открытки для раскраски и рисования. Музей открыт для посещения всю неделю.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года. Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева. Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются очереди.

Днем во вторник и пятницу и в четверг вечером в Главном здании, Галерее и Отделе личных коллекций проводятся Беседы об искусстве по 29 темам.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии, можно взять аудиогид, его стоимость – 250 рублей.

Более подробную информацию смотрите на официальном сайте ГМИИ: arts-museum.ru

Как доехать до Пушкинского музея изобразительных искусств

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00

Понедельник — выходной

Стоимость билетов в Главное здание

Величественное здание по улице Волхонка, 12 построили к 1912 году как Музей изящных искусств, носивший имя императора Александра III. В 1937 музейный комплекс переименовали, и с тех пор мы его знаем, как (ГМИИ) имени А.С. Пушкина.

Фото 1. Улица Волхонка, 12 в Москве - здание Государственного музея

изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

После московского пожара 1547 года на нынешней территории музея разместили царский Конюшенный двор, который стоял неподалеку от стен древнего . Впоследствии он назывался Колымажным двором, и здесь был организован общедоступный манеж для выездки лошадей.

История этого места связана и с опричным войском. Именно на этом участке, в период с 1564 по 1572 годы, размещался их конный центр.

Двор со стороны Колымажного переулка, 6 в последующие годы принадлежал семейству Скуратовых, которые, скорее всего, были потомками известного царского опричника Малюты Скуратова. Подтверждением может служить тот факт, что сам Скуратов был похоронен при церкви во имя Похвалы Пресвятой Богородицы (снесена в 1932 году, как и Храм Христа Спасителя), стоявшей неподалеку.


Фото 2. При открытии в 1912 году ГМИИ им. А.С. Пушкина назывался

Музеем изящных искусств имени императора Александра III

В 1863 году московские власти устраивают в районе Волхонки, 12 пересыльную тюрьму, упоминание о которой вводило обывателей и арестантов в ужас. Снесли ее только к 1882 году, и этот район Москвы некоторое время был пустырем.

Участок был востребован, а за его обладание велась нешуточная борьба. В планах было и строительство здесь некоего реального училища, но в конечном итоге место получил Московский университет для возведения музея Изящных искусств. Благодарить за это мы должны профессора этого учебного заведения - Ивана Васильевича Цветаева, который приходился отцом поэтессе Марине Цветаевой.

Музей создавался Иваном Васильевичем Цветаевым как некий центр, в котором должны быть собраны копии значительных скульптур всего мира. Это дало бы возможность студентам университета, по большей части, не обладавших возможностью посещать мировые культурные столицы, прикоснуться и познать прекрасное наследие человечества.

Все вопросы с земельным участком были решены и, наконец, был объявлен конкурс проектов для строительства нового здания. После его завершения места распределились следующим образом: архитектор Герман Давидович Гримм - первая премия, Людовик Яковлевич Урлауб - вторая, - третья. Но, окончательным победителем был объявлен зодчий Роман Иванович Клейн.


В здание музея первый камень заложили в 1898 году, завершив строительство чуть более чем через 10 лет.

Стоит отметить, что строительные материалы самого отменного качества поставлялись на объект не только из Российской империи, в т.ч. из карьеров нынешних Польши и Финляндии, но и из европейских стран - Венгрии, Швеции и Италии. Несмотря на свое профессорское звание, Иван Васильевич Цветаев лично контролировал все проектные, а также строительные работы, добиваясь четкого следования задуманного стиля, перекликавшегося с древнегреческой архитектурой.

Для отделки музейных залов были привлечены лучшие художники, а исходный материал и необходимые экспонаты выбирал, опять таки, лично Цветаев. Только благодаря его напору, а также помощи жертвователей, среди которых были великий князь Сергей Александрович и фабрикант Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, идею возведения Музея изящных искусств удалось воплотить в жизнь.

Отдельно хочется отметить мецената Нечаева-Мальцева, который самолично внес на строительство и устройство музея порядка 2,5 миллиона рублей, хотя сама государственная казна выделила немногим более 200 тысяч.

Годы сотрудничества превратили Ивана Васильевича и Юрия Степановича в искренних друзей, хотя некоторые трения, связанные с созданием музея, все-таки бывали. Вот строки из письма профессора меценату:

« … Вы сетуете на меня за сделанные приобретения памятников искусств для музея. В свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей Европе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музея. Бог знает, кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно для нашего учреждения. Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей».


Интересно, что порой москвичи доброжелательно называли обоих под одной фамилией - Цветаев-Мальцев.

Сложности преследовали Цветаева и его последователей на всем пути воплощения идеи. Так, в 1904 году на стройке случился пожар, в 1905 году внесла свои коррективы революция, а в 1906 году Иван Васильевич теряет супругу.

Торжественное открытие Музея Изящных искусств (сегодня - Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина) состоялось в 1912 году - 13 июня.

Через год не стало Цветаева, умершего от сердечного приступа. 40 дней спустя ушел из жизни и Нечаев-Мальцев. Практически одновременно не стало двух людей, благодаря которым Россия получила еще один музей мирового уровня. К сожалению, потомки так и не присвоили этому храму искусств имя его истинных создателей.

Основанный в 1957 году, Государственный музей А.С. Пушкина — первый в истории Москвы музей, полностью посвященный творческому пути прославленного поэта. Здание музея занимает территорию бывшей усадьбы, принадлежавшей Хрущевым-Селезневым. Сама усадьба подверглась реставрации в 1997 году, после чего музей приобрел статус современного культурного центра столицы.

Основная экспозиция музея носит название «Пушкин и его эпоха» и насчитывает свыше 165 тысяч музейных экспонатов. В коллекции музея сохранились не только работы А.С. Пушкина, но также предметы изобразительного искусства мировой значимости — работы Кипренского, Брюллова и Бакста.

Помимо основной композиции, музей предлагает к посещению огромное количество различных выставок, мероприятий и концертных программ. Их количество увеличивается каждый год. Помимо светских развлечений, на территории музея проходят научные конференции и семинары. Кроме того, музей предлагает особую «детскую» программу: театральные постановки, интерактивные программы и новогодние праздники.

В состав музейного комплекса, помимо здания усадьбы, входят: музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате, музей-квартира Андрея Белого, дом-музей И.С. Тургенева и несколько выставочных залов, в которых посетители смогут увидеть работы современных художников.


Отдельного описания заслуживает и само здание бывшей усадьбы Хрущевых-Селезневых. Построенная после пожара 1812 года, усадьба признана одним из красивейших зданий эпохи. Строение представляет собой белокаменный особняк, украшенный резными колоннами, лепниной, и имеющий выход на несколько террас. К строению примыкали несколько павильонов и живописные сады.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 10.00 до 18.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник и последняя пятница месяца— выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 200 руб;
  • льготный — 50 руб.;
  • семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) — 350 руб.

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный.