Словарь по культурологии кравченко. Кравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. Русская культура и ее особенности

Культурология - Кравченко А.И. - 2003

В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней
Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов


ОГЛАВЛЕНИЕ (нумерация страниц по электронной версии книги)
Предисловие.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ...
Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

§ 1. Дискуссии о предмете культурологии.
§ 2. Определение культуры..
§ 3. Структура культуры..
§ 4. Основные функции культуры..
4.1. Защитная функция.
4.2. Креативная функция.
4.3. Коммуникативная функция.
4.4. Сигнификативная функция.
4.5. Нормативная функция.
4.6. Релаксационная функция.
4.7. Единство функций.
§ 5. Черты культуры..
5.1. Универсальные черты культуры..
5.2. Общие черты культуры..
5.3. Уникальные черты культуры..
5.4. Культурное своеобразие.
§ 6. Культурные универсалии.
§ 7. Культурный комплекс.
§ 8. Агенты и институты культуры..
§ 9. Цивилизация и культура.
§ 10. Культура и этнос.
§ 11. Межкультурное общение.
§ 12. Культурные конвенции.
12.1. Пространственные конвенции.
12.2. Культурные дистанции.
12.3. Временные конвенции.
Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР..
§ 1. Основание типологии культуры..
§ 2. Отрасли культуры..
2.1. Экономическая культура.
2.2. Политическая культура.
2.3. Профессиональная культура.
2.4. Педагогическая культура.
§ 3. Виды культуры..
3.1. Доминирующая культура. Этническая культура.
3.2. Субкультура и контркультура.
Субкультура.
Контркультур.
3.3. Сельская культура.
3.4. Городская культура.
3.5. Обыденная и специализированная культура.
§ 4. Формы культуры..
4.1. Высокая культура.
4.2. Народная культура.
4.3. Массовая культура.
§ 5. Комплексные виды культуры..
5.1. Художественная культура.
5.2. Физическая культура.
§ 6. Типы культуры..
Локальные группы..
Община.
Урбанизация.
Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ...
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение.
§ 2. Функции культурных норм.
§ 3. Классификация норм.
§ 4. Основные виды культурных норм.
4.1. Привычки и манеры..
4.2. Этикет.
4.3. Обычаи, традиции и обряды..
Обычай.
Традиция.
Обряд.
4.4. Церемония и ритуал.
Церемония.
Ритуал.
4.5. Нравы и запреты..
Нравы..
Табу.
4.6. Закон и право.
4.7. Мода и увлечения.
4.8. Ценности.
4.9. Верования, знания и мифы..
Знания.
Миф..
§ 5. Нормативная система культуры..
§ 6. Нормативные конфликты..
§ 7. Аномия.
Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ.
§ 1. Социализация и воспитание.
1.1. Составные части и разновидности социализации.
1.2. Процесс социализации.
1.3. Агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации.
Первичная среда.
Агенты вторичной социализации.
Первичная и вторичная социализация.
1.4. Первичная социализация.
1.5. Функции родительства.
1.6. Культурные различия в воспитании детей.
1.7. Институт воспитательства.
1.8. Институты вторичной социализации: школа.
Школа.
§ 2. Адаптация.
§ 3. Инкультурация.
Социализация.
Инкультурация (enculturation)
§ 4. Десоциализация и ресоциализация.
§ 5. Аккультурация.
§ 6. Ассимиляция.
§ 7. Культурное обновление.
Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА..
§ 1. Зарождение культуры..
§ 2. Открытия и изобретения.
§ 3. Формы распространения культуры..
3.1. Культурные заимствования.
3.2. Культурная диффузия.
3.3. Континуум форм распространения культуры..
§ 4. Культурные реформы и революции.
§ 5. «Культурный лаг».
§ 6. Культурная трансмиссия.
§ 7. Культурная аккумуляция.
7.1. Музеи.
7.2. Библиотеки.
§ 8. Интеграция и диверсификация.
§ 9. Культурная экспансия.
§ 10. Модернизация культуры..
§ 11. Глобализация культуры..
РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА..
Глава 1. Сущность и функции искусства.
§ 1. Художественная культура и искусство.
1.1. Проблема определения.
1.2. Субъекты художественной культуры..
Искусство.
1.3. Структура художественной культуры..
§ 2. Основные виды и жанры искусства.
Термином «свободные искусства».
Эстетика.
§ 3. Классификация видов искусства.
Искусство и подражание.
Живопись.
Литература.
Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА..
§ 1. Предпосылки возникновения.
Под первобытной культурой.
Первобытное искусство.
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура.
Звериный стиль.
Культ матери.
§ 3. Геометрический орнамент.
§ 4. Неолитическая революция.
§ 5. Зарождение архитектуры..
§ 6. Погребения.
Курганы..
Мегалиты..
§ 7. Матриархат и патриархат.
Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ..
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации.
Цивилизация характеризуется следующими признаками:
§ 2. Культура Древнего Египта.
2.1. Сакрализация царской власти.
Сакрализация.
2.2. Письменность и писцы..
Пиктографическое письмо.
Иероглифы..
Демотика.
2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры..
2.4. Скульптура и живопись.
§ 3. Культура Месопотамии.
3.1. Культура Шумера и Аккада.
3.2. Вавилонская культура.
3.3. Ассирийская культура.
Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА..
§ 1. Культура Древней Греции.
1.1. Доклассический период.
Критская культура.
Микенская культура.
Культура архаической эпохи.
1.2. Классический период.
1.3. Эллинистический период.
§ 2. Культура Древнего Рима.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
Просвещение и наука.
Литература.
Скульптура.
Живопись.
Меценаты и завоеватели.
Религия.
Значение античной культуры..
Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ..
§ 1. Византийская культура.
§ 2. Каролингское возрождение.
Термин «Каролингское возрождение».
§ 3. Классическое средневековье.
Появление университетов.
Романский стиль.
Придворная литература.
Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС..
§ 1. Ренессанс в Италии.
§ 2. Северное Возрождение.
Реформация.
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков.
§ 4. Ренессанс во Франции.
§ 5. Возрождение в Испании.
§ 6. Барокко.
Барокко.
Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ..
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения.
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения.
2.1. Классицизм.
2.2. Искусство рококо.
Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА..
§ 1. Классицизм.
§ 2. Романтизм.
§ 3. Реализм.
§4. Новые направления в искусстве.
Постимпрессионизм.
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА..
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
§ 2. Модернизм и постмодернизм.
Постмодернизм.
2.1. Модернизм. «Модерн».
2.2. Фовизм.
2.3. Экспрессионизм.
2.4. Кубизм.
2.5. Абстракционизм.
2.6. Футуризм.
2.7. Дадаизм.
2.8. Сюрреализм.
§ 3. Литература.
3.1. Экзистенциализм.
Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА..
§ 1. Периодизация русской культуры..
§ 2. Дохристианская культура славян.
§ 3. Культура Киевской Руси.
3.1. Византийское наследие.
3.2. Письменность и литература.
3.3. Роль Церкви.
3.4. Культовая архитектура.
3.5. Монументальная живопись.
§ 4. Культура Московской Руси.
4.1. Местные художественные школы..
Владимиро-суздальская школа.
Новгородская школа.
Новгородские фрески.
Московская школа.
Татаро-монгольское нашествие.
Строгановская школа.
4.2. Развитие литературы и науки.
Литература.
Научные знания.
Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.
§ 1. Русская культура XVII века.
§ 2. Русская культура XVIII века.
Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА..
Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ.
Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ..

§ 1. Новая культурная политика.
§ 2. Новая культура быта.
§ 3. Советская литература первой половины XX века.
§ 4. Авангардизм в живописи.
Производственное искусство.
§ 5. Русское зарубежье.
Первая волна русской эмиграции.
От «серебряного века» к «бронзовому».
Социалистический реализм.
§ 6. Советская литература второй половины XX века.
§ 7. Культура в постсоветский период.

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
1 Электронная версия книги
Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || [email protected]
|| [email protected]
|| http://yanko.lib.ru
|| Icq# 75088656 || Библиотека http://yanko.lib.ru/gum.html
|| Номера страниц - внизу update
05.04.07
Кравченко АИ. Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект
УДК 0 08 ББК 71 К 78
Кравченко А. ИК 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
«Gaudeamus»
ISBN 5-8291-0290-0
ISBN В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии освещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов
УДК 0.08 ББК 71
ISBN 5 8291-0290-0 ISBN 5-902358-01-9
© АИ Кравченко 2001 © В К Петров главы 1 3 Раздела I 2001
© Академический Проект оригинал-макет оформление 2003 © Трикста 2003
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
2 Электронное оглавление Электронное оглавление........................................................................................................... 2 Предисловие. 7 РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ................................................................. 8 Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ * ........................................................ 8
§ 1. Дискуссии о предмете культурологии. 8
§ 2. Определение культуры. 9
§ 3. Структура культуры....................................................................................................................................................... 12
§ 4. Основные функции культуры. 13 4.1. Защитная функция. 13 4.2. Креативная функция. 13 4.3. Коммуникативная функция..................................................................................................................................... 13 4.4. Сигнификативная функция. 13 4.5. Нормативная функция. Рис. 1. Континуум культурных норм. 14 4.6. Релаксационная функция. 15 4.7. Единство функций. 16
§ 5. Черты культуры.............................................................................................................................................................. 16 5.1. Универсальные черты культуры............................................................................................................................. 17 5.2. Общие черты культуры. 17 5.3. Уникальные черты культуры. 17 5.4. Культурное своеобразие.......................................................................................................................................... 18
§ 6. Культурные универсалии. 18
§ 7. Культурный комплекс. 19
§ 8. Агенты и институты культуры...................................................................................................................................... 20
§ 9. Цивилизация и культура................................................................................................................................................ 21
§ 10. Культура и этнос. 22
§ 11. Межкультурное общение. 24
§ 12. Культурные конвенции................................................................................................................................................ 25 12.1. Пространственные конвенции. 25 12.2. Культурные дистанции.......................................................................................................................................... 26 12.3. Временные конвенции........................................................................................................................................... 27
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР................................................................................................................. 29
§ 1. Основание типологии культуры. 29
§ 2. Отрасли культуры. 29 2.1. Экономическая культура......................................................................................................................................... 29 2.2. Политическая культура. 30 2.3. Профессиональная культура................................................................................................................................... 30 2.4. Педагогическая культура. 30
§ 3. Виды культуры............................................................................................................................................................... 31 3.1. Доминирующая культура........................................................................................................................................ Этническая культура.............................................................................................................................................. 31 3.2. Субкультура и контркультура................................................................................................................................. Субкультура............................................................................................................................................................ 32
Контркультур.......................................................................................................................................................... 32 3.3. Сельская культура.................................................................................................................................................... 33 3.4. Городская культура.................................................................................................................................................. 34 3.5. Обыденная и специализированная культура. 35
§ 4. Формы культуры. 37 4.1. Высокая культура..................................................................................................................................................... 37 4.2. Народная культура................................................................................................................................................... 38 4.3. Массовая культура................................................................................................................................................... 38
§ 5. Комплексные виды культуры........................................................................................................................................ 39 5.1. Художественная культура....................................................................................................................................... Рис. 3. Соотношение художественной культуры и искусства. 39 5.2. Физическая культура. Рис. 4. Взаимосвязь любительских и профессиональных занятий в физической культуре. 41
§ 6. Типы культуры............................................................................................................................................................... Локальные группы. Община. Урбанизация. Рис. 5. Типы культуры в исторической преемственности (источник Hees В.В. et al. Sociology. N.Y..,
1991. P. 53) .......................................................................................................................................................... 44
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ.................................................................................................................. 46
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение........................................................................................................................... 46
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
3
§ 2. Функции культурных норм. 46
§ 3. Классификация норм. Рис. 6. Типология культурных норм. 48
§ 4. Основные виды культурных норм................................................................................................................................ 48 4.1. Привычки и манеры................................................................................................................................................. 48 4.2. Этикет. Рис. 7. Соотношение объемов понятий этикет и общение. 49 4.3. Обычаи, традиции и обряды. Обычай.................................................................................................................................................................... Традиция................................................................................................................................................................. Обряд....................................................................................................................................................................... 51 4.4. Церемония и ритуал................................................................................................................................................. Церемония. Ритуал...................................................................................................................................................................... 51 4.5. Нравы и запреты. Нравы. Табу. 52 4.6. Закон и право............................................................................................................................................................ 52 4.7. Мода и увлечения. 53 4.8. Ценности................................................................................................................................................................... 53 4.9. Верования, знания и мифы...................................................................................................................................... Знания. Миф. 54
§ 5. Нормативная система культуры.................................................................................................................................... 54
§ 6. Нормативные конфликты. 56
§ 7. Аномия............................................................................................................................................................................ 57
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ.................................................... 60
§ 1. Социализация и воспитание.......................................................................................................................................... 60 1.1. Составные части и разновидности социализации. 60 1.2. Процесс социализации............................................................................................................................................. 61 1.3. Агенты и институты социализации........................................................................................................................ Агенты первичной социализации. Первичная среда..................................................................................................................................................... Агенты вторичной социализации. Первичная и вторичная социализация.................................................................................................................. 62 1.4. Первичная социализация......................................................................................................................................... 62 1.5. Функции родительства............................................................................................................................................. 63 1.6. Культурные различия в воспитании детей. 64 1.7. Институт воспитательства....................................................................................................................................... 65 1.8. Институты вторичной социализации школа......................................................................................................... Школа...................................................................................................................................................................... 66
§ 2. Адаптация....................................................................................................................................................................... 66
§ 3. Инкультурация................................................................................................................................................................ Социализация. 67
Инкультурация (enculturation) ............................................................................................................................... Риса. Инкультурация достигает своего максимума в старости. Рис. б. Социализация достигает своего максимума в молодости и зрелости, а затем чаще уменьшается, реже - остается на том же уровне. Рис. 9. Континуум социализация - инкультурация». Среднее значение на континууме имеют интернатские дети. 69
§ 4. Десоциализация и ресоциализация............................................................................................................................... 70
§ 5. Аккультурация. 70
§ 6. Ассимиляция. 71
§ 7. Культурное обновление................................................................................................................................................. 72
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА. 74
§ 1. Зарождение культуры. 74
§ 2. Открытия и изобретения. 74
§ 3. Формы распространения культуры. 75 3.1. Культурные заимствования..................................................................................................................................... 75 3.2. Культурная диффузия.............................................................................................................................................. Рис. 10. Культурная диффузия - двусторонний процесс высокая культура проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в обратном направлении...................................................... 77 3.3. Континуум форм распространения культуры. Рис. II. Континуум форм распространения культуры................................................................................... 78
§ 4. Культурные реформы и революции. 79
§ 5. Культурный лаг. 79
§ 6. Культурная трансмиссия. 80
§ 7. Культурная аккумуляция............................................................................................................................................... 80
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
4 7.1. Музеи. 81 7.2. Библиотеки. 81
§ 8. Интеграция и диверсификация. 82
§ 9. Культурная экспансия.................................................................................................................................................... 82
§ 10. Модернизация культуры. 83
§ 11. Глобализация культуры............................................................................................................................................... 84
NB ........................................................................................................................................................................................... РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.......................................... 87 Глава 1. Сущность и функции искусства. 87
§ 1. Художественная культура и искусство. 87 1.1. Проблема определения............................................................................................................................................ 87 1.2. Субъекты художественной культуры..................................................................................................................... Искусство................................................................................................................................................................ 87 1.3. Структура художественной культуры.................................................................................................................... Рис. 12. Расположение трех форм культуры по отношению к ядру и периферии. 88
§ 2. Основные виды и жанры искусства.............................................................................................................................. Термином свободные искусства. Эстетика.................................................................................................................................................................. 91
§ 3. Классификация видов искусства................................................................................................................................... Искусство и подражание. Живопись................................................................................................................................................................ Литература.............................................................................................................................................................. 92
NB ........................................................................................................................................................................................... Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА......................................................................................................... 95
§ 1. Предпосылки возникновения........................................................................................................................................ Под первобытной культурой................................................................................................................................. Первобытное искусство......................................................................................................................................... 95
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Звериный стиль. Культ матери. 96
§ 3. Геометрический орнамент............................................................................................................................................. 97
§ 4. Неолитическая революция. 98
§ 5. Зарождение архитектуры............................................................................................................................................... 98
§ 6. Погребения. Курганы................................................................................................................................................................... 99
Мегалиты................................................................................................................................................................. 99
§ 7. Матриархат и патриархат. 99
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. 102
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации............................................................................................................. Цивилизация характеризуется следующими признаками. 102
§ 2. Культура Древнего Египта.......................................................................................................................................... 102 2.1. Сакрализация царской власти............................................................................................................................... Сакрализация........................................................................................................................................................ 103 2.2. Письменность и писцы. Пиктографическое письмо. Иероглифы............................................................................................................................................................ 103
Демотика............................................................................................................................................................... 103 2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры. 104 2.4. Скульптура и живопись......................................................................................................................................... 104
§ 3. Культура Месопотамии. 105 3.1. Культура Шумера и Аккада................................................................................................................................... 106 3.2. Вавилонская культура. 108 3.3. Ассирийская культура. 108
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА............................................................................................... 111
§ 1. Культура Древней Греции........................................................................................................................................... 111 1.1. Доклассический период......................................................................................................................................... Критская культура.................................................................................................................................................... 111
Микенская культура................................................................................................................................................. Культура архаической эпохи................................................................................................................................... 113 1.2. Классический период............................................................................................................................................. 115 1.3. Эллинистический период. 118
§ 2. Культура Древнего Рима. Историю Древнего Рима принято делить натри основных периода.............................................................. Просвещение и наука........................................................................................................................................... Литература............................................................................................................................................................ Скульптура. Живопись.............................................................................................................................................................. Меценаты и завоеватели...................................................................................................................................... 124
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
5 Религия.................................................................................................................................................................. Значение античной культуры.............................................................................................................................. 125
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ......................................................... 127
§ 1. Византийская культура................................................................................................................................................ 127
§ 2. Каролингское возрождение......................................................................................................................................... Термин «Каролингское возрождение. 129
§ 3. Классическое средневековье....................................................................................................................................... Появление университетов. Романский стиль. Придворная литература. 134
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС.................................................................................................... 136
§ 1. Ренессанс в Италии...................................................................................................................................................... 136
§ 2. Северное Возрождение................................................................................................................................................ Реформация........................................................................................................................................................... 140
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков. 141
§ 4. Ренессанс во Франции. 145
§ 5. Возрождение в Испании.............................................................................................................................................. 146
§ 6. Барокко. Барокко. 148
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ................................................................................................ 149
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. 149
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения............................................................................................................. 153 2.1. Классицизм............................................................................................................................................................. 153 2.2. Искусство рококо................................................................................................................................................... 155
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА. 157
§ 1. Классицизм................................................................................................................................................................... 157
§ 2. Романтизм..................................................................................................................................................................... 159
§ 3. Реализм. 162
§4. Новые направления в искусстве. Постимпрессионизм............................................................................................................................................. 166
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА..................................................................................... 170
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу............................................................................ 170
§ 2. Модернизм и постмодернизм...................................................................................................................................... Постмодернизм. 170 2.1. Модернизм. Модерн. 171 2.2. Фовизм.................................................................................................................................................................... 171 2.3. Экспрессионизм. 172 2.4. Кубизм. 172 2.5. Абстракционизм..................................................................................................................................................... 173 2.6. Футуризм. 173 2.7. Дадаизм................................................................................................................................................................... 174 2.8. Сюрреализм............................................................................................................................................................ 174
§ 3. Литература.................................................................................................................................................................... 175 3.1. Экзистенциализм. 176
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА........................................................... 179
§ 1. Периодизация русской культуры................................................................................................................................ 179
§ 2. Дохристианская культура славян. 179
§ 3. Культура Киевской Руси. 181 3.1. Византийское наследие. 181 3.2. ПИСЬМЕННОСТЬ И литература................................................................................................................................. 182 3.3. Роль Церкви............................................................................................................................................................ 184 3.4. Культовая архитектура.......................................................................................................................................... 184 3.5. Монументальная живопись................................................................................................................................... 186
§ 4. Культура Московской Руси......................................................................................................................................... 186 4.1. Местные художественные школы. 186
Владимиро-суздальская школа. Новгородская школа. Новгородские фрески. Московская школа. 188
Татаро-монгольское нашествие. Строгановская школа........................................................................................................................................... 190 4.2. Развитие литературы и науки. Литература............................................................................................................................................................ 190
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
6 Научные знания.................................................................................................................................................... 192
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 194
§ 1. Русская культура XVII века. 194
§ 2. Русская культура XVIII века. 195
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА............................................................................................. 201
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 13. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. 208
NB ......................................................................................................................................................................................... Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ......................................................................................... 212
§ 1. Новая культурная политика. 212
§ 2. Новая культура быта.................................................................................................................................................... 214
§ 3. Советская литература первой половины XX века..................................................................................................... 215
§ 4. Авангардизм в живописи............................................................................................................................................. Производственное искусство. 220
§ 5. Русское зарубежье........................................................................................................................................................ Первая волна русской эмиграции. От серебряного века к бронзовому. Социалистический реализм................................................................................................................................. 225
§ 6. Советская литература второй половины XX века..................................................................................................... 225
§ 7. Культура в постсоветский период. В......................................................................................................................................................................................... СОДЕРЖАНИЕ....................................................................................................................... 229
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
7
Предисловие
Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторонах культуры , те написать книгу, которая была бы единственным руководством по культурологии Подобная задача не только невыполнима, но и бесполезна В школьном курсе образовательных дисциплин по каждому предмету должен быть один учебник, нов цикле университетских знаний никогда нельзя полагаться на одну книгу По любому предмету необходимо предоставить студенту и преподавателю право выбора нескольких работ, с разных позиций освещающих проблему К счастью, у нас в стране опубликовано достаточно много учебников и пособий, освещающих историю искусства, философские проблемы культуры, антропологические аспекты и т д
Свобода мнений и широта дискуссий, обязательные и непременные атрибуты университетского знания , предполагают, что обучающиеся и обучающие станут пользоваться многими пособиями, высказывая и защищая различные точки зрения Фундаментальная особенность изучения культуры предполагает многообразие видения мира, возможность иначе и по-своему взглянуть на знакомый предмет Однако многообразие подходов должно иметь какую то руководящую нить Иными словами, для того чтобы не запутаться в различии позиций и видений, необходимо иметь учебное пособие, дающее систематический взгляд на вещи.
Автор поставил перед собой именно эту, как ему кажется, наиболее актуальную задачу - попытаться изложить систему знаний о культуре, свести к общему знаменателю накопленные сведения, не претендуя на исчерпывающее изложение каждого отдельного вопроса.
Согласно замыслу, целостность при изложении культуры достигается при , культуру необходимо давать не только в статике, но ив динамике, поэтому в работе можно найти освещение тех и других вопросов Во вторых классифицируя культуру на высокую (элитарную, народную и массовую (популярную, автор старался не выделять одну из них за счет других, полагая, что учебное пособие не должно быть посвящено исключительно истории мировой художественной культуре, те. по существу сводиться к изложению высокой культуры. Раздел по мировой художественной культуре получился более обширным только потому, что здесь наукой накоплено больше материалов, чем по другим областям. И тем не менее он не охватывает всех форм и эпох, в частности, в книге почти ничего не говорится о китайской, латиноамериканской, индийской и североамериканской культурах. Упущение умышленное автор стремился показать, прежде всего, то, что сыграло определяющую роль в становлении европейской культуры , а через нее - в российской. На русскую культуру, очевидно, оказали большее влияние византийская и раннехристианская, нежели древнекитайская или латиноамериканская культуры. Культура Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рассматривается в разделе европейской культуры, в русле которой она, как ее ответвление, формировалась.
Другой причиной, продиктовавший такой методологический выбор, служит понимание культуры, прежде всего, как образа жизни людей, который раскрывается через совокупность традиций , обычаев, верований, ценностей и норм поведения.
Учебник - лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три Учебное пособие, Хрестоматия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется.
Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы найдете статьи и главы из книг серьезных ученых, рассуждающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирующих между собой, предлагающих воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на расширение кругозора читателя и формирование вариативного мышления, способного видеть предмет с разных точек зрения.
Напротив, Словарь никуда в сторону вас не уведет. У него очень прагматическая функция. Словарь послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую главу , забыли термины из старой. Да и вообще, если забыли...
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - е изд - М Академический Проект,
Трикста, 2003 - 496 с - (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
8 РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ
*

А.И. Кравченко

(Учебное пособие для вузов

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Scanned by Bill G

Москва

«Академический Проект» 2002

УДК 0.08 ББК 71 К78

Кравченко А.И.

К78 Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.- 496 с. Серия (Gaudeamus ).

ISBN 5-8291-0167-Х

В учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массо­вая, элитарная). Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней.

Для специалистов в области культурологии, препо­давателей и студентов непрофильных вузов.

УДК 0.08 ББК 71

© А.И. Кравченко, 2001. © В.К. Петров, главы 1, 3 Раздела [, 2001. © Академический Проект, ISBN 5-8291-0167-Х оригинал-макет, оформление, 2002.

щ Предисловие

Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторо­нах культуры, т. е. написать книгу, которая была бы един­ственным руководством по культурологии. Подобная зада­ча не только невыполнима, но и бесполезна. В школьном курсе образовательных дисциши-ш по каждому предмету должен быть один учебник, но в цикле университетских знаний никогда нельзя полагаться па одну книгу. По любо­му предмету необходимо предоставить студенту и препода­вателю право выбора нескольких работ, с разных позиций освещающих проблему. К счастью, у нас в стране опубли­ковано достаточно много учебников и пособий, освещаю­щих историю искусства, философские проблемы культуры, антропологические аспекты и т. д.

Свобода мнений и широта дискуссий, обязательные и непременные атрибуты университетского знания, предпо­лагают, что обучающиеся и обучающие станут пользовать­ся многими пособиями, высказывая и защищая различные точки зрения. Фундаментальная особенность изучения куль­туры предполагает многообразие видения мира, возможность иначе и по-своему взгляпугь на знакомый предмет. Однако многообразие подходов должно иметь какую-то руководя­щую нить. Иными словами, для того чтобы не запутаться в различии позиций и видений, необходимо иметь учебное пособие, дающее систематический взгляд на вещи.

Автор поставил перед собой именно эту, как ему ка­жется, наиболее актуальную задачу - попытаться изложить систему знаний о культуре, свести к общему знамерттелю накопленные сведения, не претендуя на исчерпывающее изложение каждого отдельного вопроса.

Согласно замыслу, целостность при изложении культу­ры достигается при двух следующих условиях. Во-первых, культуру необходимо давать не только в статике, но и в динамике, поэтому в работе можно найти освещение тех и других вопросов. Во-вторых, классифицируя культуру на

Предисловие

высокую (элитарную), народную и массовую (популярную), автор старался не выделять одну из них за счет других, по­лагая, что учебное пособие не должно быть посвящено ис­ключительно истории мировой художественной культуре, т. е. по существу сводиться к изложению высокой культуры. Раз­дел по мировой художественной культуре получился более обширным только потому, что здесь наукой накоплено боль­ше материалов, чем по другим областям. И тем не менее он не охватывает всех форм и эпох, в частности, в книге почти ничего не говорится о китайской, латиноамериканской, ин­дийской и североамериканской культурах. Упущение умыш­ленное: автор стремился показать, прежде всего, то, что сыграло определяющую роль в становлении европейской культуры, а через нее - в российской. 11а русскую культу­ру, очевидно, оказали большее влияние византийская и ран­нехристианская, нежели древнекитайская или латиноамери­канская культуры. Культура Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рас­сматривается в разделе европейской культуры, в русле кото­рой она, как ее ответвление, формировалась.

Другой причиной, продиктовавший такой методологи­ческий выбор, служит понимание культуры, прежде всего, как образа жизни людей, который раскрывается через со­вокупность традиций, обычаев, верований, ценностей и норм поведения.

Учебник - лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три: Учебное пособие, Хрестома­тия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется.

Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы най­дете статьи и главы из книг серьезных ученых, рассуж­дающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирую­щих между собой, предлагающих воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на расширение кругозора читателя и фор­мирование вариативного мышления, способного видеть предмет с разных точек зрения.

Напротив, Словарь никуда в сторону вас не уведет. У него очень прагматическая функция. Словарь послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую слешу, |.|()1.1лн термины из старой. Да и вообще, если забыли...

Раздел I

Глава 1

НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ *

1 § 1. Дискуссии о предмете культурологии

О предмете и месте культурологии в системе науч­ного знания не сложилось единого мнения. Существует дне точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании кото­рой лежит убеждение, что культурология - синтез со­циальных и 1умапитарных знаний о культуре.

Что касается первой, изоляционистской, точки зре­ния, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например, фило­софией культуры, искусствознанием, социологией куль­туры или антропологией. Многие учебники, выпущенные и 90-е годы под именем культурологии, представляют собой ι ia самом деле книги о мировой художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных времен д< > средневековья и Нового времени. Но мировая художе-(-тленная культура (МХК) - это самостоятельная дисци­плина, а будучи включенной в состав культурологии, она in.(ступает только одним из ее подразделов. Точно также п с >дразделам и являются философия кулыуры, антрополо­ги я и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдель­ности не способна исчерпать предмет культурологии во псом его многообразии.

В Оксфордском словаре указывается на то, что сло-ио «Kulturologie» впервые использовал немецкий уче-

ный В. Оствальд в 1913 году. Термин «cullurology» пер­вым употребил в 1949 г. американский антрополог Лес­ли Уайт (1900- 1975). После этого термин «культуроло­гия» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактует­ся как наука или учение о культуре 1 . В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Куль­турология - наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем амери­канского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а куль­турные черты (институты, идеологии и технологии) - в качестве независимых от культуры факторов (от кли­мата, человеческого тела, наших желаний и целей)» 5 . Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявших­ся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не най­дем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культуро­логия на Западе как наука не существует.

До недавнего времени не было культурологии и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, об­ладающей собственным статусом, признанным среди других паук, своим предметом и объектом исследова-Н1 #я, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в начале 90-х годов. По существу, мы имеем дело с самой моло­дой, хотя и активно развивающейся отраслью знания.

Изоляционистский подход грешит еще одним не­достатком: он сводит культурологию только к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляю­щую - социальные науки.

В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистско-го, подхода к культурологии. Пго сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, воз­никшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культу-

1 The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994.

" Webster"s Third New International Dictionary of the En- glish I ..nic|ii

ρι.ι, этнологии, психологии культуры, истории культу-I ч.1. Ео фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, "). Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кропер, Э. Трельч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессипг, Э. Гуссерль и др. 1 "овременныо последователи интеграционистского ичгляда против сведения культурологии исключитель­но к философии культуры или к истории искусства.

«Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотно­сится с ней как конкретная историческая наука с тео­ретическим знанием, и если история культуры иссле­дует преимущественно прошлое, то культурология - ■■.мание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах раз-пития. Но в действительности культурология ориенти­рована на познание того общего, что связывает раз­личные формы культурного существования людей... 11<:торический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся г, культурологии в единстве. Исходя из такого понима-I и 1Я, культурологию можно рассматривать как знание

0 прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития» 1 .

«Культурология - скорее, некоторое суммарное ■ >бозначение целого комплекса наук, изучающих куль­турное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования» 2 .

Интеграционистский подход, на наш взгляд, име­ет определенные преимущества перед изоляционист­ским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные нау­ки, он способен датьприрост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывес­кой культурологии будет повторяться то, что давно из-иостно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интегра-м.ионистский подход, по всей видимости, заложен и в

" Левит С.Я. Культурология как иитегративная область знаний // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. <". 654-655.

2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Ί.Φ. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.:

1 1аука, 1995. С. 38.

«Государственном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специа­лизации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.

Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к ан­тропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не вхо­дит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими метода­ми, теоретическими и эмпирическими достижениями.

Научное изучение культуры, осуществляемое эт­нографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на зва­ние культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное обра­зование. Полное знание о культуре возникает на пере­сечении антропологического, ι-уманитарного и социо­логического знаний 1 .

1 Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.: Наука, 1995. С. 42.

" Человек и общество. Культурология: Словарь-справоч­ник. Ростов-и/Д., 1996. С. 258-259.

В культурологии выделяют следующие подразде­лы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), приклад­ная и эмпирическая культурология (антропология и со­циология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и мето­дов, ее научный статус до конца не определен 2 . Она принадлежит одновременно области социального зна­ния (этому способствуют социология культуры и ан­тропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах иссле­дования.

j § 2. Определение культуры

Предметом культурологии выступает понятие куль-Ί-уры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явле­ния, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокуп­ность людей, то под культурой -- совокупность резуль­татов их деятельности.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколь­ко групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура - это сумма всех видов деятельно­сти, обычаев, верований. Во вторую -те определения, которые связывают культуру с традициями или социаль-шлм наследием общества. Культура - социально унас­ледованный комплекс практики и верований, опре­деляющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, органи­зующих человеческое поведение. В других случаях уче­ные понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о ней гово­рят как о совокупности форм приобретенного поведе­ния, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Такова палитра разногласий в определении куль­туры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим ра­зумом и руками,- одежду и книги, сигареты и прокат-тле станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,- а также все, что делает человек как сущест­во разумное: манеру одеваться, передвигаться, питать­ся, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.

В повседневной жизни понятие культуры употреб­ляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под куль-турой подразумевают опреде­ленную сферу жизни общества, получившую инсти­туциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специ­альные и высшие учебные заведения, готовящие спе­циалистов по культуре, журналы, общества, клубы, те­атры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой соци­альной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная куль­тура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень ка­чественного развития духовных достижений («куль­турный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культу­ру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под куль­турой (culture) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьяни­на. Только в XVIII-XIX веках для европейцев культу­ра приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в мане­рах поведения.

Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него упот­реблялись близкие по смыслу выражения «образован­ность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чер­нышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Ки­реевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, об­разования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в на­учной и художественной литературе.

Интересно, что в европейских языках - немецком, английском и французском - слово «культура» пона­чалу служило сельскохозяйственным термином (обра­ботка, культивирование земли), а в философской, науч­ной и художественной литературе употреблялось скорее

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XY- XYI вв. – М., 1966.

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М., 1993.

Практическое занятие №6+7 (4 часа)

Русская культура и ее особенности.

Вопросы для обсуждения:

1.Истоки формирования русского самобытного типа и русской ментальности.

2.Культурно-историческое развитие дохристианской Руси. Крещение Киевской Руси. Самобытность культуры Киевской Руси.

3.Культура Московской Руси.

4.Русская культура Нового времени: петровские преобразования и их культурологическая оценка. Расцвет дворянской культуры екатерининского времени.

5.Особенности русского Просвещения.

6.Противоречия и взлет русской культуры «серебряного века».

Темы докладов и рефератов

1. Духовность русской культуры.

2. Особенности русского национального характера в понимании отечественных и зарубежных мыслителей.

3. Монастыри в русской православной культуре.

4. Русское Возрождение. Иконопись.

5. Мир дворянской усадьбы и его просветительская миссия.

6. Российская повседневность различных социальных слоев.

7. Традиции, обычаи и верования русского народа.

.Тесты для самоконтроля

1. Что из перечисленного не отражает специфики формирования древнерусской культуры: а) тесное взаимодействие с культурами Запада и Востока; б)наличие социального неравенства; в) формирование государства и этноса на границе степи и лесостепи; г) наличие двух культурных центров Древней Руси – Киева и Новгорода

2. Особенностью духовной жизни Руси периода утверждения христианского учения является: а) монизм; б) двоеверие; в) фатализм; г) политеизм

3. Кто из русских мыслителей раскрыл двойственный и противоречивый характер русской души: а) Н.О. Лосский; б) Н.А. Бердяев; в) Л.Н. Толстой; г) К.С. Аксаков

4. В системе ценностей русской культуры можно считать ее духовным стержнем: а) православие; б) самодержавие; в) народность; г) соборность

5. Где летописей Нестор создавал «Повесть временных лет»: а) в Новгороде; б) во Владимире; в) в Киеве; г) в Ростове Великом

6. Какой из перечисленных памятников русского зодчества был воздвигнут в XI в.: а) Успенский собор Кремля; б) Десятинная церковь в Киеве; в) храм Спаса-на-Нерли; г) Софийский собор в Киеве

7. Какой архитектурный стиль распространился в России в XYII в.: а) нарышкинское барокко; б) «теремной» стиль; в) классицизм; г) рококо

8. Какое из перечисленных имен лишнее: а) Симон Ушаков; б) Феофан Грек; в) Андрей Рублев; г) Симеон Полоцкий

9. Какой преиод в развитии русской культуры называют «серебряным веком»: а) XYIII в.; б) XVII в,; в) середина XIX в.; г) рубеж XIX – XX вв.

10. Создателем первого профессионального театра является: а) И. Сумароков; б) Ф. Волков; в) В. Мейерхольд; г) К.С. Станиславский

Литература:

Основная

Дополнительная

Бердяев Н.А. Судьба России, - М., 1990.

Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. – М., 1988.

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989.

Данилевский Н, Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности.

Ипатов а.Н. Православие и русская культура. – М., 1985.

Лихачев Д.С. культура русского народа. IX – XYII вв. М., Л., 1961.

Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1991.

Лотман ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1994.

Рыбаков б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие. – М., 2007.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Тысяча лет русского искусства. – М., 1999.

Практическое занятие №8

Отечественная культура XX – XXI вв.

1.Культура советского общества: противоречия и достижения.

2.Современная социокультурная ситуация.

3.Проблемы и перспективы культурного развития России в контексте мировой культуры.

Темы докладов и рефератов

1. Массовая культура советского периода: формы, особенности, идеологические цели.

2. Восточные и западные черты русской культуры. Евразийство.

3. Экология отечественной культуры в процессе ее интеграции в мировую.

4. Современное российское образование: характерные черты и перспективы.

5. Культура СССР в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы.

6. Искусство «шестидесятников» периода хрущевской «Оттепели».

7. Постсоветская культура и ее черты.

Тесты для самоконтроля

1.Культурой советского периода традиционно называют: а) 1917 – 1936 гг; б) 1918 – 1985 гг.; г) 1917 – 1991 гг.

2. Какое имя в перечисленном ряду лишнее: а) С.Н. Булгаков; б) С.Л. Франк; в) А.М. Горький; г) И.А. Ильин

4. Когда в СССР появился термин «социалистический реализм»: а) в 1935 г.; б) 1939 г.; в) 1932 г.; г) 1936 г.

6. Андеграунд – это: а) официальная культура; б) художественное направление, оппозиционное официальному искусству; в) социалистический реализм; г) журнал «Вехи» издаваемый за-рубежом

7. К деятелям диссидентского движения не относится: а) А.Д. Сахаров; б) Ю. Даниэль; в) А. Синявский; г) К. Симонов

Литература:

Основная

Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007.

Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005.

Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007.

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.

Дополнительная

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – нач. ХХ вв. – М., 1991.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн /Науч. рук. проекта Л.В. Школяр. – М., СПб.: Питер, 2007.

Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. – М., 1990.

Практическое занятие № 9

Основные тенденции развития современной культуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Постмодернизм как феномен культуры ХХ века.

2. Характер современной культуры.

3. Информационное общество и его характеристика.

4. Массовая и высокая культуры современности.

5. Многообразие культур и средства массовой информации.

6. Глобальные проблемы современности в условиях информационного общества.

7. Экология и экологическая культура.

Темы докладов и рефератов

1. Основные противоречия в культурном процессе ХХ века.

2. Влияние НТР на культуру 2-ой половины ХХ в.

3. Основные направления искусства ХХ в.

4. СМИ и их роль в современном обществе.

5. Проблемы современного образования.

Тесты для самоконтроля

1. Что является главной сущностной характеристикой информационного общества6 а)информация определяет прогресс науки и производства; б) возрастает роль СМИ в обществе; в) информация является базой, основой всех общественных изменений; г) ухудшается состояние биосферы

2. Какие связи изучает социальная экология как наука: а) между живыми организмами; б) между обществом и окружающей средой; в) между живыми организмами и окружающей средой; г) между обществом и научно-техническим прогрессом

3. К глобальным проблемам современности не относится: а) мода; б) ограниченность природных ресурсов; в) терроризм; г) демографическая проблема

4. Феномен «глобальной деревни» - это: а) появление единого информационного пространства для всех людей Земли; б) отток населения из городов; в) движение «зеленых»; г) экранный характер культуры

5. Антиглобализм – это: а) движение против подчинения всего мира интересам ведущих государств; б) форма протеста против процесса глобализации; в) национальное движение; г) антитеррористическая организация

6. Что в современной культуре обозначается понятием «кич»: а) любой авнгардизм; б) самодеятельное, непрофессиональное искусство; в) явления в культуре и искусстве, связанные с нарушением вкуса; г) короткая хвалебная речь

7. Какие регионы мира в наше время относятся к Западу: а) вся Европа; б) только Западная Европа; в) Западная Европа и Северная Америка; г) Западная Европа, Северная Америка, Австралия

8. В каком понятии зафиксирована неутраченная, не смотря на его деятельность, связь современного человека с природой: а) антропосфера; б) биосфера; в) агросфера; г) социосфера

9. Факторами формирования современной мировой культуры не являются: а) разрушение политических границ; б) формирование новых мощных каналов коммуникации; в) рост уровня культуры населения, котрый проявляется в знании языков; г) возрастании роли массовой культуры в современном обществе

10. Продвижение мира к всеобщему образованию означает: а) введение всеобщего начального образования во всех странах мира; б) ликвидацию безграмотности; в) введение всеобщего обязательного среднего образования; г) тенденцию к унификации образования и выработке единых общих принципов основы образовательной системы разных стран

Литература:

Основная

Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007.

Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005.

Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007.

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Дополнительная

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Постмодернизм и культура. – м., 1991.

Самосознание европейской культуры ХХ в. – М., 1991.

Силичев Д.А. Постмодернизм: Экономика. Политика. Культура: Учебное пособие. – М., 1998.

Цивилизация и культуры. Вып. 1 – 4. – М., 1994 – 1997.

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Генезис и сущность понятия «культура».

2. Предмет и структура культурологи.

3. Основные подходы к пониманию культуры.

4. Функции культуры.

5. Культура и цивилизация: взаимосвязь понятий.

6. Культурная картина мира в различные исторические эпохи.

7. Динамика культуры.

8. Язык культуры: понятие, проблема языка культуры. Классификация языков культуры.

9. Основные культурологические школы

10. Критерии типологизации культур.

11. Основные культурологические школы.

12. Культура и общество.

13. Культура и личность.

14. Культура и природа.

15. Культура и религия.

16. Социальные институты культуры.

17. Инкультурация личности в различные исторические эпохи

18. Первобытная культура: особенности и характерные черты.

19. Теории происхождения культуры.

20. Концепция культуры О. Шпенглера.

21. Концепция культуры Н. Данилевского.

22. Концепция «осевых» культур К. Ясперса.

23. Концепция культуры А. Тойнби.

24. Первобытная культура и ее особенности.

25. Основные черты культуры Древнего Египта: роль религии, магии, мифологии. Культ мертвых, сакрализация власти фараонов, научные открытия.

26. Основные черты культуры Месопотамии и ее культурное наследие.

27. Культура Древней Греции и ее наследие.

28. Культура Древнего Рима и его наследие.

29. Культура средневековой Европы: истоки и основные черты.

30. Византийская культура и ее достижения.

31. Арабо-мусульманская культура Средневековья.

32. культура европейского Возрождения: истоки, характерные черты, достижения.

33. Культура Просвещения: истоки, характерные черты и достижения.

34. Русская культура: истоки, особенности и характерные черты.

35. Культура Древней Руси.

36. Культура России Нового времени.

37. Русская культура «серебряного века»: достижения и противоречия.

38. Основные тенденции в развитии современной культуры мира.

39. Социокультурная ситуация в современной России в контексте мировой культуры.

40. Культура и глобальные проблемы современности.

41. Искусство в контексте культуры. Функции искусства.

42. Сравнительная характеристика католицизма и православия.

43. Восточный и западный тип культуры: сравнительная характеристика.

44. Характеристика современного информационного общества.

45. Современное образование: тенденции, характерные черты и особенности.

Приложение № 1. Образец заполнения титульного листа.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКАЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ

РЕФЕРАТ

Выполнил:

Бакалавр ___ года обучения

Иванов Иван Иванович

Руководитель –

ФИО, уч.степ., уч.зван.

Департамент образования г.Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Общеуниверситетская кафедра истории

Смежные дисциплины по учебному плану:
История
ВВОДНЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)
Виды текущей аттестации
Итого:
БАЗОВЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)
Тема или задание текущей работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
1. Посещение лекционных занятий + конспекты лекций (2 балла за одну лекцию) конспекты лекций аудиторная
2. Посещение +выступления на практических занятиях (2 балла за один семинар) уст. ответ, участие в дискуссии аудиторная
3. Подготовка материалов к практическим занятиям (2 балла за один семинар) конспекты, письменные материалы внеаудиторная
4. Доклад или сообщение на практическом занятии (не менее двух докладов в семестр; от 3 до 5 баллов за доклад) доклад или сообщение аудиторная
5. Посещение художественного музея или выставки (один раз в семестр: без сдачи отчета – 3 балла, с отчетом до 6 баллов) отчет внеаудиторная
5. Тестирование ответы на вопросы аудиторная
6. Зачет ответ на один вопрос /сдача ФЭПО на 80% или выше аудиторная
Итого:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
Конспект монографии по культурологической теме (один в семестр) письменная работа внеаудиторная
Презентация по культурологии (одна в семестр) в электронном виде внеаудиторная
Итого:
Итого по дисциплине:

для прохождения рубежной аттестации:

16 баллов (из них обязательные баллы: посещение занятий (п.1) не менее 4 баллов; выступление на практических занятиях (п.2) не менее 4 баллов;подготовка материалов к практическим занятиям (п.3) не менее 5 баллов; доклад или сообщение на практическом занятии (п.4) не менее 3 баллов).

Необходимый минимум баллов и форм работ для допуска к промежуточной аттестации:

26 баллов (из них обязательные баллы: за тестирование №1 (п.5) не менее 3 баллов; посещение занятий (п.1) не менее 5 баллов; выступление на практических занятиях (п.2) не менее 6 баллов; подготовка материалов к практическим занятиям (п.3) не менее 6 баллов; доклад или сообщение на практическом занятии (п.4) не менее 6 баллов).

Виды и формы работ для допуска к выполнению Дополнительного блока: прохождение рубежной аттестации: 16 баллов.

Студент, не выполнивший необходимый минимум работ, до сессии не допускается.

ФИО преподавателя: доцентБоева Любовь Александровна

Утверждено на заседании кафедры _____________________ от «___» _________ 2012 г.

Протокол №__

Зам.зав. кафедрой __________________ Кириллов В.В.