Предметы материальной культуры первобытного общества кратко. Особенности первобытной культуры. Самые древние поселения

Успехи первых цивилизаций Востока и особенности греко-римской культуры

Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.

Культура первобытного общества (или архаическая культура) существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества. Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, выделился из животного мира около 2,5 миллионов лет назад.

Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого народа первого государства, которые возникают приблизительно в IV - I тыс. до н.э.

Всю историю первобытного общества делят на три эпохи:

· каменный век

· бронзовый век

· железный век

Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:

· древний каменный век (палеолит)

· средний каменный век (мезолит)

· новый каменный век (неолит)

Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век - переход от камня к металлу)

Хронологические рамки бронзового веказанимают III - II тыс. до нашей эры. А в I тыс. до нашей эры начинается железный век.

Начальной формой организации общества в древнем каменном веке было так называемое «первобытное стадо» или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливая опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия труда первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже - для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.

Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи, поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.



Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность, комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).

Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной . Постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Развивалась и духовная культура - появился язык.

Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.

Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство , которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия).

Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в искусстве человек стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.

Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.

Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода. На ранних этапах развития в обществе существовал матриархат (дословно – власть матери) – эпоха в развитии первобытного общества, для которой характерен матрилинейный род, равноправная роль женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.

Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Миф (дословно – слово, сказание, предание). Мифология – совокупность мифов, сказаний, которые передают верования древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Часто содержали и фантастические версии действительности.

Миф стал основанием для возникновения религии. Религиозные взгляды людей появились уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества.

Ранние формы религии - тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I. Тотемизм - форма религии, для которой характерна вера в существование родственных отношений между данной группой людей с породой животных, видом растений либо другим элементом окружающей природы, так называемым тотемом. Тотем является «родичем и другом», и на него можно воздействовать с помощью магии.

II. Фетишизм - форма религии, для которой характерна вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма - ношение амулетов, талисманов).

III. Магия - колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, природу, богов и т.д.

IV.Анимизм - форма религии, для которой характерна вера в общую одухотворенность природы (анима - душа), вера в существование духов, в наличие души у человека, животных, растений. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела.

Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу - запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного. Система табу у разных народов сложна и многообразна, но главными следует считать два запрета:

· Одно из первых табу касалось инцеста - брака с кровными родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.

· Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.

С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды . Одним из важнейших из них был обряд инициации - посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.

Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда с возникновением земледелия происходит «неолитическая революция ». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства.

С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.

Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции» становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.

Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.

Архаическая культура - самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Оно охватывает несколько периодов каменного века — поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.) мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.). Хотя некоторые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым сталhomo sapiens , или «человек разумный».

Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты . Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются : магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

В эпоху позднего палеолита успешно развивается, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Человек изображается редко. Если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине. Великолепным памятником в этом плане может служить найденная в Австрии женская скульптура — «Венера Виллендорфская». Эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности лишь намечены, тогда как половые признаки резко подчеркнуты. Прекрасные образцы первобытной живописи обнаружены в пешерах Нио, Ласко (Франция). Кастилья, Дела Пенья, Пасечья (Испания). Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.

На финальной стадии палеолита искусство как бы ускоряет ход и достигает настоящего расцвета. Животные остаются по-прежнему главной темой, однако они даются в движении, в динамике, в различных позах. Теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некоторые животные даны в натуральную величину. Им нисколько не уступают произведения Каповой пещеры, что на Южном Урале, на реке Белая, в которой имеются прекрасные изображения мамонтов, лошадей, носорогов.

Эпоха мезолита

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает ире- обладать. В его изображении появляется некий схематизм. В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сиены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).

Эпоха неолита

Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.

Другие важные изменения были вызваны аграрной, или неолитической, революцией в экономике, т.е. переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо этого возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций.

В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии появляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее содержание мифов составляют не только деяния тотемистических предков, но и поступки реальных героев, которые совершили нечто исключительное — основали новый обычай, предостерегли от беды, нашли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо. Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаваться религиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях этих божеств.

В эпоху неолита — наряду с религиозными представлениями — люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знати окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи. У них были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени. Имели они также медицинские знания и умения: знали целебные свойства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы. Они использовали пиктографическое письмо, могли считать.

Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве. Помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, солнце. В искусстве возникает обобщенность и даже схематизм, что проявляется и при изображении человека. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины. Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.

Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

Современный человек смотрит на первобытную культуру несколько свысока, снисходительно. В этой связи английский историк Дж. Фрэзер отмечает, что «на долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение». Такое отношение, конечно, никак нельзя считать справедливым. В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры. Просто люди склонны забывать, кому они обязаны всем тем, что они есть.

Эпоха первобытности, или первобытного общества, – это самая длительная фаза в истории человечества. По данным современной науки, она началась около 1,5 – 2 миллионов лет назад (а, возможно, даже еще раньше) с возникновением первых человекообразных существ и закончилась примерно на рубеже нашей эры. Впрочем, в отдельных районах нашей планеты – главным образом, в северных приполярных, экваториальных и южных широтах – примитивный, по сути, первобытный уровень культуры коренного населения сохраняется до настоящего времени, либо был таковым еще сравнительно недавно. Это так называемые традиционные общества, уклад жизни которых крайне мало изменился за прошедшие тысячелетия.

Материальная культура первобытного общества формировалась в ходе процесса «очеловечивания» человека параллельно с его биологической и социальной эволюцией. Материальные потребности первобытного человека были очень ограничены и сводились, главным образом, к созданию и поддержанию важнейших условий жизнедеятельности. К основным потребностям относились: потребность в пище, потребность в жилье, потребность в одежде и потребность в изготовлении простейших инструментов и орудий, необходимых для обеспечения пищи, жилья и одежды. Историческая эволюция человека как биологического вида и социального существа нашла отражение и в динамике его материальной культуры, которая, хотя и медленно, но все же изменялась и совершенствовалась с течением времени. В материальной культуре первобытного общества ярко выражена ее приспособительная (адаптивная) функция – древнейшие люди были крайне зависимы от окружающей их природной среды и, не умея еще изменять ее, стремились оптимальным образом вписаться в нее, сжиться с внешним миром, будучи неотъемлемой его частью.

Основы материальной культуры человечества были заложены в эпоху палеолита (древнего каменного века), который продолжался от 1,5 – 2 миллионов лет до 13 – 10 тысяч лет назад. Именно в эту эпоху произошли процессы выделения человека из животного мира, сложения биологического вида Ноmo sapiens (Человека разумного), формирования человеческих рас, появления речи как средства общения и передачи информации, сложения первых социальных структур, расселения человека по огромным пространствам Земли. Эпоха палеолита делится условно на ранний палеолит и поздний палеолит, хронологической границей между которыми считается время появления Homo sapiens около 40 тысяч лет назад.

Человечество на заре своей истории в эпоху палеолита пережило серьезные трансформации природно-климатической среды, что не могло не отразиться на образе жизни, занятиях, материальной культуре в целом. Первые человекообразные существа появились и длительное время обитали в условиях очень теплого влажного климата. Однако около 200 тысяч лет назад на Земле началось резкое похолодание, приведшее к образованию мощных ледниковых покровов, иссушению климата, значительному понижению среднегодовых температур, изменениям в составе флоры и фауны. Ледниковая эпоха продолжалась очень долго и состояла из нескольких периодов похолодания, тянувшихся многие тысячи лет, и следовавших за ними коротких фаз потепления. Лишь около 13 – 10 тысяч лет назад началось необратимое и устойчивое потепление климата – это время совпадает с концом эпохи палеолита. Некоторые исследователи полагают, что необходимость приспосабливаться к суровым условиям ледниковой эпохи сыграла в определенной мере положительную роль в эволюции человечества, мобилизовав все жизненные ресурсы, интеллектуальный потенциал первых людей. Как бы то ни было, но формирование Человека Разумного приходится именно на сложное время борьбы за выживание.

Обеспечение пищи в эпоху палеолита было основано на присваивающих отраслях хозяйства – охоте, собирательстве и частично рыболовстве. Объектами охоты были достаточно крупные животные, характерные для ледниковой фауны. Самым внушительным представителем животного мира являлся мамонт – охота на него требовала коллективных усилий и обеспечивала большое количество пищи на длительное время. В местах постоянного обитания мамонтов возникали поселки охотников. Остатки таких поселков, которые существовали около 20 – 30 тысяч лет назад, известны в Восточной Европе.

Объектами собирательства были различные съедобные растения, хотя в целом ледниковая флора не отличалась особым разнообразием и богатством. Рыболовство играло сравнительно небольшую роль в получении пищи в эпоху палеолита. Способы приготовления пищи в эпоху палеолита основывались на использовании открытой термообработки – поджаривание и копчение на огне, сушка и вяление на воздухе. Способ варки в кипящей воде, требующий термоустойчивых емкостей, был еще неизвестен.

Проблема жилья решалась древнейшими людьми в первую очередь путем использования естественных убежищ – пещер. Именно в пещерах чаще всего обнаруживают остатки жизнедеятельности человека эпохи палеолита. Пещерные стоянки известны в Южной Африке, Западной и Восточной Европе, Восточной Азии. Искусственно созданное жилье появляется в период позднего палеолита, когда сформировался уже Homo sapiens. Жилища того времени представляли собой выровненную округлую площадку, окруженную по периметру камнями или крупными, вкопанными в землю костями мамонта. Наземный каркас шатрового типа сооружался из стволов и веток деревьев, обтянутых сверху шкурами. Жилища были достаточно большими – их внутреннее пространство достигало 100 квадратных метров. Для обогрева и приготовления пищи на полу жилища устраивались очаги, самый крупный из которых располагался в центре. Два–три таких жилища обычно вмещали всех обитателей поселка палеолитических охотников на мамонтов. Остатки подобных поселков, существовавших около 20 – 30 тысяч лет назад, раскопаны археологами на Украине, на территории Чехословакии, в Японии.

Задача обеспечения людей одеждой остро встала с наступлением ледниковой эпохи для защиты от холода в тех районах мира, где климат был особенно суров. По данным археологических исследований известно, что в период позднего палеолита люди умели шить одежду типа мехового комбинезона или парки и мягкую кожаную обувь. Мех и кожа убитых животных были основными материалами для изготовления одежды. Известно также, что уже в это далекое время одежда нередко украшалась различными декоративными деталями. Например, на полуострове Камчатка раскопаны захоронения палеолитических охотников, погребальный костюм которых был расшит мелкими каменными бусами – бисером. Возраст этих захоронений – около 14 тысяч лет.

Набор орудий и инструментов людей палеолита был достаточно примитивен. Основным материалом для изготовления инвентаря служили подходящие для обработки породы камня. В эволюции первобытных орудий отразился процесс развития человека и его культуры. Орудия периода раннего палеолита, до формирования Homo sapiens, были крайне просты и универсальны. Основные их типы – заостренное с одного края рубило, пригодное для многих трудовых операций, и остроконечник, который также мог служить для различных практических целей. В период позднего палеолита орудийный набор заметно расширяется и совершенствуется. Прежде всего, прогрессирует сама техника изготовления каменных инструментов. Появляется и широко распространяется прием пластинчатой техники обработки камня. Подходящий по форме и размеру кусок породы обрабатывался таким образом, что удавалось получать удлиненные прямоугольные пластины – заготовки для будущих орудий. С помощью приема ретуши (снятия мелких чешуек) пластине придавалась необходимая форма и она превращалась в нож, скребок, наконечник. Человек позднего палеолита пользовался каменными ножами для разделки мяса, скребками для обработки шкур, с помощью копий и дротиков охотился на животных. Появляются и такие типы инструментов, как сверла, проколки, резцы – для обработки камня, дерева, кожи. Помимо камня необходимые инструменты изготовлялись из дерева, кости и рога.

В период позднего палеолита человек знакомится с новым, не известным ему ранее материалом – глиной. Археологические находки на поселениях возраста 24 – 26 тысяч лет на территории Моравии в Восточной Европе свидетельствуют, что в это время в данном районе мира люди овладели навыками пластической трансформации глины и ее обжига. По сути, был сделан первый шаг к изготовлению керамики – искусственного материала, обладающего отличными от глины свойствами. Однако свое открытие они применили не в практической сфере, а для изготовления фигурок людей и животных – возможно использовавшихся в ритуальной практике.

Следующая эпоха в истории человечества и его материальной культуры – неолит (новый каменный век). Ее начало восходит ко времени глобальных климатических трансформаций, произошедших около 13 – 10 тысяч лет назад в масштабах всей Земли. Необратимое потепление климата повлекло за собой – как когда-то наступление ледниковой эпохи – существенные изменения в составе флоры и фауны. Более разнообразна стала растительность, на смену холодолюбивым видам пришли теплолюбивые, широко распространились многочисленные кустарниковые, травянистые растения, в том числе и съедобные. Исчезли крупные животные – мамонт, шерстистый носорог и другие, не сумевшие приспособиться к новым условиям. На смену им пришли иные виды, в частности, разнообразные копытные, грызуны, мелкие хищники. Потепление и повышение уровня мирового океана, озерных и речных водоемов благоприятно сказалось на развитии ихтиофауны.

Меняющийся мир заставил человека приспосабливаться к нему, искать новые решения и способы обеспечить самое необходимое. В разных районах планеты, однако, особенности и темпы изменений в человеческой культуре, связанные с изменениями природных условий, были различны. Новые черты в хозяйстве, быте, технологиях имели свою специфику в определенных географических поясах – в субтропиках, умеренных широтах, на северных приполярных территориях, у обитателей континентальной суши и морских побережий. К наиболее значительным достижениям материальной культуры человека, отметившим наступление новой эпохи, относятся освоение новой технологии обработки камня – шлифование, изобретение керамической посуды, распространение рыболовства как важной, а в некоторых районах – ведущей отрасли хозяйства, использование новых типов охотничьего вооружения, прежде всего, лука и стрел.

На большинстве территорий, освоенных человеком в эпоху неолита, виды деятельности, направленные на получение пищи, носили присваивающий характер. Лук и стрелы для охоты на птиц и небольших животных, дротики и копья для поражения более крупной дичи, силки и капканы – всем этим снаряжением располагали первобытные охотники. Для рыбной ловли использовали остроги и сети, сплетенные из растительного сырья. В районах морского побережья – например, на Японских островах, на берегах Балтики – развивалось также собирательство морепродуктов – моллюсков, крабов, морской капусты и т.п. Повсеместно диета древних людей дополнялась продуктами собирательства – орехами, корнеплодами, ягодами, грибами, съедобными травами и т.п.

Сфера изготовления орудий и инструментов становится более разнообразной и сложной. Еще используются появившиеся в период позднего палеолита приемы пластинчатой обработки камня и ретуши. Но все большее значение приобретает прием шлифования. Технология шлифования была ориентирована на определенные породы камня и позволяла получать орудия с высоким коэффициентом полезного действия, разнообразные по функциям. Сущность приема шлифования заключалась в механическом воздействии на поверхностный слой обрабатываемой каменной заготовки при помощи специального орудия – абразива. Наиболее широкое применение шлифование нашло в изготовлении рубящих и метательных орудий. Шлифованный топор был гораздо эффективнее палеолитического рубила, удобнее в практическом использовании. Как показывают современные экспериментальные исследования, чтобы изготовить шлифованный топор или тесло, необходимо около 6 – 8 часов работы, т.е. один день. Таким топором можно достаточно быстро срубить дерево средней толщины и очистить его от веток. Шлифованные топоры и тесла и были предназначены в первую очередь для деревообработки.

Значение изобретения керамической посуды трудно переоценить. Если люди периода позднего палеолита только приблизились к постижению свойств глины и получению керамики, то в рассматриваемое время уже родилось новое производство – изготовление керамической посуды. Как свидетельствуют данные науки, первые глиняные сосуды были изготовлены в Восточной Азии (Японский архипелаг, Восточный Китай, юг Дальнего Востока) около 13 – 12 тысяч лет назад. Впервые человек перешел от использования природного сырья (камня, дерева, кости) к созданию искусственного материала с новыми свойствами. Технологический цикл изготовления керамики включал добычу глины, смешивание ее с водой, лепку необходимых форм, сушку и обжиг. Именно стадия обжига была важнейшей в химико-физических преобразованиях глины и обеспечивала получение собственно керамики. Обжигали древнейшую глиняную посуду в обычных кострах при температуре около 600°С. Так были заложены основы принципиально новой технологии, направленной на изменение свойств природного сырья. В более поздние эпохи человек, используя принцип термической трансформации исходного вещества, научился создавать такие искусственные материалы, как металл и стекло.

Овладение мастерством изготовления керамической посуды положительно сказалось на некоторых важных сторонах жизни древних людей. Как полагают ученые, первые глиняные сосуды использовались прежде всего для приготовления пищи в кипящей воде. Керамика в этом плане имела неоспоримые преимущества перед плетеными, кожаными, деревянными емкостями. В сосуде из органического материала практически невозможно вскипятить воду и сварить пищу, а герметичный, термоустойчивый керамический сосуд позволял это сделать. Способ варки наиболее подходил для приготовления растительной пищи, некоторых видов ихтиофауны. Жидкая горячая пища лучше усваивалась организмом – это особенно важно было для детей и пожилых людей. Как результат – увеличение общей продолжительности жизни, физиологической комфортности, рост численности населения.

Керамические емкости оказались полезны не только для варки пищи, но и для иных бытовых целей – например хранения некоторых видов продуктов, воды. Навыки производства глиняной посуды достаточно быстро стали известны древнему населению планеты – скорее всего, люди в разных регионах независимо приходили к освоению глины как сырья для получения керамики. Во всяком случае, 8 – 7 тысяч лет назад, в неолитическую эпоху, керамическая посуда стала уже неотъемлемой и, возможно, самой важной частью домашней утвари у обитателей Азии, Африки и Европы. При этом в изготовлении керамики складывались локальные стили, отражавшие особенности конкретных культур. Наиболее ярко эта локальная специфика отражалась в декоре посуды, т.е. в способах и мотивах ее орнаментации.

Заметный прогресс в эпоху неолита был связан с конструкцией жилища. Появляется новый тип жилья – строение с углубленным в землю котлованом и системой опорных столбов для поддержания стен и кровли. Такое жилище было рассчитано на достаточно длительное обитание, надежно защищало в зимний сезон от холода. Внутри дома соблюдалась определенная планировка – были выделены жилая и хозяйственная половины. Последняя предназначалась для хранения бытовой утвари, запасов пищи, для занятий различными трудовыми операциями.

Технологические новшества коснулись также изготовления одежды. В эпоху неолита появляется и распространяется способ получения нитей и грубых тканей из растительного сырья – крапивы, конопли и др. Для этих целей использовалось веретено с насаженным на один конец керамическим или каменным диском-утяжелителем, простейшие приспособления для вязания и плетения ткани. Одежду шили с помощью костяных игл – их нередко находят при раскопках древних поселений. В погребениях эпохи неолита иногда обнаруживают и предметы одежды, которые были на покойнике в момент захоронения. Покрой платья был очень простым и напоминал рубаху – в те времена еще не существовало разделения одежды на верхнюю и нижнюю.

В эпоху неолита появляется новая сфера материальной культуры – транспортные средства. Рост численности населения, необходимость освоения новых территорий в поисках лучших охотничьих и рыболовных угодий, развитие рыболовства как отрасли хозяйства стимулировали освоение водных путей передвижения. Наличие достаточно совершенных по тем временам орудий – шлифованных топоров и тесел – позволяло сооружать первые лодки для путешествия по рекам и озерам. Лодки выдалбливались из стволов деревьев и отдаленно напоминали современное каноэ. Остатки таких деревянных лодок и весел были найдены археологами на неолитических поселениях Восточного Китая и Японских островов.

В целом, население большинства районов мира в эпоху неолита существовало в рамках присваивающего хозяйства, вело подвижный (кочевой) либо полуоседлый – в местах развитого рыболовства – образ жизни. Материальная культура этих древних племен соответствовала их потребностям и условиям окружающей среды.

Особый пласт материальной культуры эпохи неолита связан с населением некоторых районов субтропического пояса. Это отдельные зоны Ближнего Востока, Северной Африки, Восточной Азии. Здесь сочетание благоприятных климатических условий и наличие в составе растительности диких съедобных злаков, а также некоторые другие факторы обеспечили возможность появления культивации растений с целью получения постоянного источника пищи. По сути, эти районы стали родиной древнейшего в мире земледелия. Освоение нового вида хозяйственной деятельности, которому суждено было обеспечивать впоследствии экономическую основу и прогресс всех ранних цивилизаций мира, не могло не повлиять на культуру и образ жизни первых земледельцев.

Производственный цикл по обработке земли, выращиванию и снятию урожая привязывал людей к конкретной местности, подходящей по своим условиям для ведения такого хозяйства. Например, в Северной Африке это была плодородная долина великой реки Нил, где уже 9 – 8 тысяч лет назад возникли поселения ранних земледельцев. В Восточном Китае племена, занимавшиеся культивацией дикого риса, расселились в бассейне реки Янцзы около 7 тысяч лет назад, а 6 – 5 тысяч лет назад в бассейне реки Хуанхэ люди научились возделывать просо. Ранние земледельцы вели оседлый образ жизни в отличие от их современников, добывавших себе пищу охотой и собирательством. Поселки состояли из долговременных домов. Для их строительства на Ближнем Востоке и в Северной Африке использовали глину, часто смешанную с тростником. Древнейшие рисоводы Восточного Китая сооружали из дерева большие удлиненно-прямоугольные дома на сваях, что защищало поселки от затопления в сезон дождей.

Орудийный набор древнего земледельца включал инструменты для обработки земли и снятия урожая – мотыги из камня, кости и дерева, каменные серпы и жатвенные ножи. Изобретателями первых серпов были жители Ближнего Востока, которым принадлежала оригинальная идея сделать комбинированное орудие, состоящее из костяной или деревянной основы в форме полумесяца с пазом вдоль внутреннего изгиба, в который был вставлен плотный ряд тонких острых каменных пластинок, образовавших режущий край. Земледельцы последующих культурно-исторических эпох, вплоть до 19 века, использовали серп как свое основное орудие – и хотя оно уже изготавливалось из металла (сначала из бронзы, а затем из железа), его форма и функция оставались неизменными на протяжении тысячелетий.

Во всех названных районах раннее земледелие сопровождалось начальными формами одомашнивания животных. В Северной Африке и на Ближнем Востоке приручали и разводили различных копытных, в Восточном Китае – свинью и собаку. Животноводство, таким образом, становится важным источником получения мясной пищи. В течение длительного времени земледельческо-животноводческое хозяйство еще не могло обеспечивать людей постоянно и в полном объеме необходимой пищей. При тогдашнем уровне технических средств и знаний об окружающем мире слишком сложно было человеку находить верную стратегию взаимодействия с природой. Поэтому значительную роль в жизнеобеспечении продолжали играть охота, собирательство и рыболовство.

Потребности земледельческого хозяйства и оседлый образ жизни способствовали развитию различных технологий и производств. Так, у ранних земледельцев Африки, Ближнего Востока, Восточной Азии особого расцвета достигают гончарство (изготовление керамической посуды), прядение и ткачество, деревообработка, плетение, изготовление украшений. Судя по находкам археологов, последние весьма широко использовались в качестве деталей костюма. В неолите складываются основные типы украшений, дожившие до наших дней, – браслеты, бусы, кольца, подвески, серьги. Изготовлялись украшения из самых разных материалов – камня, дерева, кости, раковин, глины. Например, обитатели Восточного Китая, выращивавшие рис и просо в эпоху неолита, широко использовали для изготовления украшений полудрагоценный камень нефрит, который на протяжении всех последующих тысячелетий оставался излюбленным материалом для декоративных поделок.

В целом, освоение навыков земледелия и животноводства явилось самым крупным достижением человечества в эпоху неолита, заложив основы последующего культурно-исторического прогресса. Не случайно исследователи предложили специальный термин для этого явления – «неолитическая революция», подчеркивая действительно революционное значение хозяйственных нововведений. Постепенно с навыками культивации растений и разведения домашних животных познакомилось население многих районов Европы и Азии за исключением самых северных широт. На Американском континенте земледелие становится известно, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры, – там основными культурами были маис и кукуруза.

Темпы технического и культурного прогресса были различны в разных регионах земного шара – наиболее динамично развивались зоны раннего земледелия. Именно там, на этих щедро наделенных природными богатствами территориях, произошел следующий крупный качественный скачок в истории материальной культуры – освоение металла. Как полагают ученые на основании новейших данных, на Ближнем Востоке первый металл – медь – стал известен уже в 7–6 тысячелетиях до нашей эры, а в Северной Африке – в конце 5 тысячелетия до нашей эры. Длительное время медь использовалась для изготовления украшений и мелких орудий (рыболовных крючков, шильев), а в арсенале технических средств ведущую роль по-прежнему играл каменный инструментарий. На первых порах самородная медь обрабатывалась холодным способом – ковкой. Лишь позднее осваивается горячая обработка металлической руды в специальных плавильных горнах. В 3 тысячелетии до нашей эры становится известна технология изготовления сплавов, увеличивающих твердость меди путем добавления к ней различных минералов. Так появляется бронза – сначала сплав меди с мышьяком, затем с оловом. Бронза в отличие от мягкой меди была пригодна для изготовления широкого спектра орудий – в частности режущих и метательных.

В 3 – 2 тысячелетиях до нашей эры на обширных пространствах Евразии распространились знания о добыче и обработке металлической руды, об изготовлении из металла различных орудий. Именно с этим временем принято связывать основные хронологические рамки бронзового века. Процесс освоения металла протекал неравномерно, и успехи в этой области зависели в первую очередь от наличия природных запасов руд в том или ином регионе. Так, в районах, богатых полиметаллическими рудами, формируются крупные центры бронзовой металлургии – на Кавказе в конце 3 – 2 тысячелетиях до нашей эры, в Южной Сибири во 2-м тысячелетии до нашей эры.

Бронзовые орудия и предметы вооружения имели несомненные преимущества перед каменным инструментом – они были значительно эффективнее в работе и долговечнее. Постепенно бронза вытеснила камень из основных сфер трудовой деятельности. Особую популярность приобрели бронзовые топоры, ножи и наконечники. Кроме того, из бронзы изготовлялись декоративные предметы – пуговицы, бляхи, браслеты, серьги и т.п. Металлические изделия получали методом отливки в специальных формах.

Вслед за медью и бронзой было освоено железо. Родиной первых железных изделий было Южное Закавказье (современная Армения) – как полагают, этот металл там научились плавить уже во второй половине 2 тысячелетия до нашей эры. Железо быстро распространяется по Евразийскому континенту. 1 тысячелетие до нашей эры и первые века нашей эры принято называть железным веком. Основными источниками получения нового металла являлись магнетит и красный железняк – эти руды особенно богаты содержанием железа. Населению тех территорий, где не было достаточно благоприятных условий для появления собственной металлургии железа, этот металл и изделия из него становятся известны от более прогрессивных соседей. Например, на Японские острова и бронза, и железо попали практически одновременно в 1 тысячелетии до нашей эры благодаря культурным контактам с жителями материковых районов Восточной Азии.

Железо как материал для изготовления орудий постепенно вытеснило бронзу, так же, как она когда-то вытеснила медь. Необыкновенная прочность этого металла была основной предпосылкой его хозяйственного использования – для изготовления оружия, орудий обработки земли, различного инструментария, конской сбруи, деталей колесного транспорта и т.д. Применение железных орудий обеспечило быстрый прогресс во всех отраслях хозяйственной и производственной деятельности.

Процесс распространения металлов – меди, бронзы и железа – на значительной части земного шара происходил в рамках первобытной эпохи. Племена, освоившие навыки добычи и обработки металла, в своем развитии неизбежно обгоняли те группы древнего населения, которым еще не была известна эта технология. В обществах, знакомых с металлом, активизировались производящие отрасли хозяйства, различные промыслы и производства. Например, использование теплотехнических средств для плавки металлической руды повлияло на прогресс в сфере гончарства, а именно – в технике обжига керамической посуды. Железные инструменты, в какой бы отрасли они не применялись, позволяли осуществлять более сложные технологические операции, получать изделия высокого качества.

Культура первобытного общества

Характерные черты первобытного общества:

Крайне низкий уровень производительных сил (исключает возможность получения прибавочного продукта);

Общинный тип собственности, присваивающий ха­рактер экономики (коллективный труд, уравнитель­ное распределение);

Отсутствие организованной власти, опирающейся на силу принуждения;

Преобладание родовых связей.

По социальному устройству первобытную куль­туру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху воен­ной демократии, т.е. идет движение от первобытного стада к соседской общине.

Познавательная деятельность человека разви­валась от частного к общему, от простейшего к более сложному и носила прикладной характер (развитие орудий труда и сфер деятельности).

Принято также разделение первобытного общества по материалу, из которого преимущественно изго­тавливались орудия труда и оружие.

Каменный век:

1. Палеолит (до 10 тыс. до н.э.):

Орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем, при неумении пока добывать его; основной способ пропи­тания - охота и собирательство, позднее - рыболовст­во;

Появление жилища;

Предпосылки появления членораздельной речи, эле­ментов ритуальной обрядности,

2. Мезолит (10 - 5 тыс. до н.э.):

Появление лука и стрел;

Приручение собаки;

3. Неолит (8-5 тыс. до н.э.):

Переход от присваивающего хозяйства к производя­щему ("неолитическая революция"), земледелие и ско­товодство;

Начало изготовления предметов потребления;

Возникновение оседлого образа жизни, изобретение способов добычи огня.

Медно-бронзовый век (конец 4 - начало 1 тыс. до н.э.):

Распространение орудий труда и оружия из меди и, далее, бронзы;

Появление кочевого скотоводства и поливного земле­делия;

Возникновение письменности и первых государств (Египет).

Железный (1 тыс. до н.э.):

Распространение металлургии железа, изготовление железных орудий труда и оружия;

Вытеснение меди железом, рост производительности труда.

Существуют и другие периодизации первобытно­го общества. В частности, американский историк и эт­нограф Морган в первобытном обществе выделил пе­риоды дикости, варварства и цивилизации.

Начиная с первобытного стада, формировались коллективная воля и мораль. Сначала - целесообразная взаимопомощь, затем - забота о слабых. Важно было сознание собственной общности - " мы" (групповое самосознание). Постоянно осуществлялись инициации (посвящения) - крайне жестокие обряды-пытки, кото­рым подвергались юноши (реже и девушки), достиг­шие половой зрелости. Инициации выполняли не толь­ко роль естественного отбора, но и социализирующую, воспитательную функцию.

Первобытная культура - синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решаю­щую роль в культурном процессе, охватывая всех лю­дей без разделения их на исполнителей и потребите­лей.

Универсальной формой духовной жизни перво­бытных людей являлась мифология как проявление языческого мировоззрения.

Все явления природной и социальной жизни имели свою персонификацию (свой образ). Божественные персоны были объединены общностью кровных уз. Это кровное родство и лежало в основе целостности представлений о мире для мифологического сознания.

Через общение с божеством человек строил свои отношения с миром. Поклонение божеству, а значит и соответствующее природное и социальное действие, регламентировалось, становилось священной нормой.

Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и другие. В мифологии синкретич­но были слиты культурные функции, разделённые впо­следствии в более развитых обществах между религи­ей, наукой, моралью, искусством, политикой и т.д.

Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фети­шизма, а также магии, которая выступала средством общения с потусторонними силами и впоследствии стала монополией определенных лиц: магов, колдунов, шаманов и т.д.

Когда мы слышим слово "магия", оно ассоцииру­ется у нас с чем-то таинственным, мистическим. Но для первобытного человека всё было иначе. Для него не было резкой границы между естественным и сверхъестественным. Мир был един и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми.

По определению в современной литературе, маги­ей называются различные действия, цель которых по­влиять воображаемым сверхъестественным путём на окружающий мир.

Между тем, в полном смысле слова, сверхъесте­ственным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому - другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличает­ся от макромира и мегамира. Так что в определении магии ясно одно: магия, действительно, имеет целью повлиять на окружающий мир.

С того момента, когда человек стал обладать соз­нанием, он уловил наличие в мире причинных связей. Главной задачей магии было использование открытых человеком закономерностей для своих повседневных нужд и целей.

Возникновение искусства связано со способно­стью к абстрагированию, с трудовой деятельностью и необходимостью общения.

Первые памятники изобразительной деятельно­сти - гравированные узоры на камне, роспись пещер, рельефы и круглая пластика. Почти все сюжеты по­священы животным (зооморфизм), реже - человеку (антропоморфизм).

От палеолита к неолиту идет эволюция художе­ственных стилей (Ориньяк, Соллютре, Мадлен, Альта-мира и др.). Первые архитектурные сооружения перво­бытного общества - мегалиты (сооружения культового характера из огромных камней) - появились в эпоху бронзы. Существуют различные виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи.

Для первобытной культуры характерно отсутст­вие более или менее ясного представления о специфике человека, его качественного отличия от животных

(оборотни-полулюди-полузвери) и полное отсутствие представлений о личности отдельного человека.

Художественно-образное мышление являлось единственным средством духовного освоения мира.

Ранние стадии развития человеческого общества историки делят на век каменный (2,5 млн. - 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III-II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.).

Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. - 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10-6 тыс. лет до н.э.), неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) и энеолит (III - нач. II тысячелетия до н.э.). В палеолите выделяют два основных периода - нижний палеолит (2,5 млн. - 40 тыс. лет до н.э.), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской эпохой (примерно 90- 40 тыс. лет до н.э.), и верхний палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.). За ранним этапом верхнего палеолита следуют периоды: ориньяка (30-19 тыс. лет до н.э.), солютре(19-15 тыс. лет до н.э.), мадлен (15-10 тыс. лет до н.э.).

Уже в эпоху нижнего палеолита возникала орудийная и сигнальная деятельность высших млекопитающих (гоминид). В период 300-40 тыс. лет до н.э. произошел переход от рефлекторно-орудийной деятельности («инстинктивного труда» по терминологии К. Маркса) гоминид к сознательному труду человека. Человек продолжал пользоваться огнем, строил первые жилища. Складывались коллективная (общинная) собственность на добываемые продукты потребления и средства труда и своеобразное «иго коллективности», связанное с полным подчинением индивида роду и жесткой регламентацией всех сторон его жизни. Как отмечал историк Б.Ф. Поршнев («О начале человеческой истории»), исходные формы членораздельной речи и вторая сигнальная система формировались в процессе регулирования социальных отношений на принципах первобытного коммунизма. Первыми компонентами первобытного языка, выделившимися из языкового комплекса, были глаголы, побуждавшие выполнять требования морали выживания в критических условиях («не потребляй сам - отдай матери, детенышу»).

В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа - homo sapiens («человек разумный»). Шло интенсивное становление изобразительного искусства - скульптуры, рельефа, графики, живописи.

В эпоху мезолита человек приручил собаку, изобрел лук и стрелы, лодку, освоил изготовление корзин, рыболовных сетей.

В эпоху неолита первобытное общество перешло от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа (скотоводство, земледелие). Одновременно развивались прядение, ткачество, гончарное производство, появилась домашняя и ритуальная керамика, зародилась торговля.

Обозревая первобытную культуру в целом, можно выделить следующие ее особенности. Первобытная культура - это культура доклассовая, догосударственная, дописъменная. Она долго носила синкретический (нерасчлененный) характер, что являлось следствием примитивности системы потребностей первобытного человека и его деятельности. Сами потребности были не дифференцированы. Трудовые операции, художественная деятельность, магические обряды в первобытном обществе переплетались между собой.

Первобытная культура ориентировалась, прежде всего, на материально-вещественные, утилитарные ценности и конкретно-чувственные формы их репрезентации. В то же время в ней на первый план выдвигались магически значимые, фетишизированные и маркированные тотемными символами компоненты, поскольку считалось, что именно от них в первую очередь зависит выживание рода и племени. Развитие материальной культуры шло по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни (палеолит, мезолит) с переходом к земледельческо-оседлому (неолит). В первобытной картине мира преобладали моменты движения (кинетизм) и мифологического, знаково-символического и спиритуалистического опосредования важных видов коллективной жизнедеятельности (магизм).О многих особенностях первобытной культуры мы можем судить по стилю жизни, формам знаково-символической деятельности так называемых архаических племен, рассеянных в заповедных уголках земли. У них в сфере духовной деятельности (до конца не разъединенной с материальным бытием) до сих пор культивируются древние верования, магия, формы дологического мышления и мифы. К числу наиболее распространенных ранних форм верований первобытных и архаических племен относятся фетишизм, тотемизм, анимизм. Среди древнейших священных поклонений следует выделить погребальный, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы. Наряду с ними появлялись персонализированные культы вождей, племенных богов, тотемных животных и т.п. Центр знакового мира всегда занимал культ предков, которые представлялись самыми главными участниками великой борьбы за выживание и воспринимались как «первичные божества».

Культовые системы сложились на почве магии в эпоху неолита. М. Холлингсворт пишет: «Возникли многочисленные общины с их весьма сложными религиозными обрядами. Раскопки на юге Турции, в Чатал-Гуюке, неоспоримо доказывают, что уже около 6000 г. до н.э. свершались обряды, связанные с культом священного быка (тура), и его рогами украшались места капищ. В разных частях Европы люди поклонялись различным божествам, в честь которых устраивались и разнообразные обряды. Значение тепла и солнечного света для занятий земледелием определило возникновение большого числа общин-солнцепоклонников».

Определим фундаментальные формообразования пралогического мышления и ритуализированного поведения, характеризующие первобытную культуру.

Фетишизм (от порт, feitico - талисман) - вера в сверхъестественные, чудотворные свойства выделенных естественных объектов или искусственно созданных предметов (реже - растений, животных и даже человека), превращение тех и других в протосимволы, тайным и чудесным образом благотворно влияющие на ключевые моменты жизнедеятельности рода и племени.

Примером такого эзотерического протосимвола может служить чуринга австралийских аборигенов. Чуринга - священный предмет у австралийских племен, наделенный, по их представлениям, сверхъестественными свойствами и якобы обеспечивающий благополучие группы или отдельного человека. В книге «Ранние формы искусства» читаем: «Чуринги глубоко почитались австралийцами, с ними ассоциировались души предков и живых членов племени, чуринги были как бы двойниками, вторым телом, на них изображались посредством спиралей, концентрических окружностей и других абстрактных символов деяния мифических героев и тотемических предков, они хранились в тайниках и показывались лишь юношам, достигшим зрелости и прошедшим обряды посвящения, а их утрата рассматривалась как величайшее несчастье для племени. Чуринга - это, по существу, сакральное изображение конкретного человека, изображение не его внешности, а его тотемической сущности. Иного австралийское общество, с его магическим мышлением, еще не знало. Если потереть чурингу жиром или охрой, она превратится в тотемическое животное - другую ипостась человека».

В древний и средневековый периоды в Беларуси культовыми считались священные камни, символизировавшие власть вождей и князей в границах определенных территориальных общностей.

Тотемизм (от «от-отем», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») основан на вере человека в существование тотемов, т.е. каких-либо животных, реже - растений, в исключительных случаях - неорганических предметов, явлений природы, считающихся его кровными родственниками (а позднее - предками). У белорусов одним из основных тотемов являлся медведь. Тотем свят, его запрещено убивать и поедать (исключение - влекущие за собой «воскресение» случаи ритуального убийства и поедания), разрушать и вообще наносить ему какой-либо ущерб. Святость тотема символически подкрепляется в магических обрядах жертвоприношения, якобы мистически воздействующих на него и возбуждающих в нем направленные благие действия.

Таинственные перевоплощения тотемов и их сверхъестественные воздействия на живущих, целеполагаемые странствия в земном и сакральном мирах, как правило, сопровождаются разнообразными мифологическими историями.

Проиллюстрируем это на материале мистического опыта австралийских племен, включенного в книгу «Ранние формы искусства». «Тотемические мифы аранда и лоритья строятся почти все по одной схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину - на север (реже - на запад). Подробно перечисляются пройденные места, поиски пищи, организация стойбищ, встречи в пути. Недалеко от родины, на севере, часто происходит встреча с местными «вечными людьми» того же тотема. Достигнув цели, странствующие герои уходят в нору, пещеру, источник, под землю, превратившись в скалы, деревья, чуринги. Причиной этого часто выставляется усталость. В местах стоянок, и в особенности в месте смерти (точнее, ухода в землю), образуются тотемические центры.

Иногда идет речь о вождях, ведущих за собой группу юношей, только что прошедших обряд инициации - посвящения в полноправные члены племени. Группа по пути производит культовые церемонии с целью размножения своего тотема. Бывает и так, что странствие имеет характер бегства и преследования. Например, большой серый кенгуру бежит от человека того же тотема; человек с помощью ножей убивает животное, но оно воскресает, затем оба превращаются в чуринг...». За «войной тотемов» кроются, по всей видимости, кровавые столкновения племен за места промысла.

Анимизм (от лат. anima - душа) - это вера в существование у человека его «двойника» - души или нескольких душ; кроме того, анимизм предполагает веру в одушевленность различных природных и даже космических объектов. Согласно Древнему славянскому поверью, солнце - это живое, разумно Действующее существо.

Магия (от греч. mageia - колдовство) возникла в зрелом первобытном обществе. Будучи основана на пралогических формах мышления, магия представляет собой не только определенную совокупность фантастических идей и верований, но также выдуманную систему сверхъестественных, чудотворных практических приемов, обеспечивающих иллюзорно-мистическое воздействие на мир с целью полного подчинения человеку жизненно важных природных, социокосмических процессов и универсального управления ими.

О некоторых колдовских приемах первобытных людей рассказывают их произведения искусства: изображение пронзенной копьями фигуры медведя, рисунок быка с вонзившимся в сердце гарпуном и т.п. Здесь перед нами так называемая гомеопатическая, или имитативная, магия, основанная на законе подобия. «Убивая» изображение зверя, первобытный охотник искренне надеялся на то, что это обязательно поможет ему в охоте на реального прототипа. Вторая разновидность первобытной магии - это магия контагиозная, основанная на прямом взаимодействии мага с интересующими его атрибутами.

Таково, согласно Дж. Фрэзеру («Золотая ветвь»), основное деление симпатической магии. Цели магических действий разнообразны: позитивные (с благожелательными намерениями, например, оказать помощь ближним), предохранительные и негативные (деструктивные, разрушительные, с целью поразить врагов оккультными силами).

Вызывает улыбку пример магического действия, приведенный Дж. Фрэзером: «Сербские и болгарские женщины, которых раздражают тяготы супружеской жизни, прикладывают медную монету к глазам покойника, омывают ее вином или водой и дают мужьям выпить эту жидкость. После этого те делаются якобы столь же слепыми к прегрешениям своих жен, как покойник, к глазам которого монету прикладывали».

Рудименты и реликты магии, магическоподобные квазитеории и квазипрактики (оккультизм, парапсихология, спиритуализм, гесмеризм, телепатия, телекинез, личный магнетизм и пр.) существуют в цивилизационных сообществах и поныне. Поэтому до сих пор сохраняет значение деление Дж. Фрэзером магии на теоретическую (магия как псевдонаука) и практическую (магия как псевдоискусство). Последняя, в свою очередь, делится на «белую» (позитивную) магию и «черную» (негативную), включающую разные наборы табу и методы колдовства. Неомагия как паранаука в чем-то стимулировала развитие собственно науки (астрология-астрономия, алхимия-химия, оккультная математика-рациональная математика), но в отличие от последней не обнаружила способностей проверять свои допущения в чистых экспериментах.

Следует сказать об отношениях магии и собственно религии, порой некорректно отождествляемых. Магия - прарелигия.

По представлению Дж. Фрэзера, первобытная магия в отличие от зрелой религии основана на принуждении сверхъестественных сил к потребному действию, а не на преклонении перед ними. Он пишет: «Магия часто имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обращается с неодушевленными силами, то есть, вместо того чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет».

Надо сказать, что ранние формы религии в древних обществах Востока еще находились под сильным влиянием предшествовавшего магического мировоззрения. Читаем у Дж. Фрэзера: «Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых тем не менее может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар. Например, в Древнем Египте колдуны считали, что они могут принуждать даже высших богов выполнять их приказания, и в случае неповиновения грозили им гибелью. Иногда колдун, не доходя до таких крайностей, заявлял в подобных случаях, что разбросает на все четыре стороны кости Осириса или, если тот будет упрямиться, разгласит посвященный ему священный миф. В Индии до настоящего времени великая троица индуизма - Брахма, Вишну и Шива - «подчиняется» брахманам, которые с помощью своих чар оказывают на самые могучие божества такое воздействие, что те вынуждены на небе и на земле смиренно выполнять приказания, которые их хозяевам-колдунам заблагорассудится отдать. В Индии имеет хождение поговорка: «Весь мир подчинен богам; боги подчинены чарам (мантрам); а чары - брахманам; поэтому брахманы - наши боги». Представители более древней ведической религии верили, что «боги рождаются из воздуха, выдыхаемого певцом» (Л. Мечников).

Действительно, с психологической точки зрения, боги есть не что иное, как архетипы - всеобщие представления, первообразы (К.-Г. Юнг). Боги - олицетворения универсальных переживаний Абсолютного, и их единственная доступная обозрению обитель - душа человека. Онтологизация богов, фантастические их проекции в трансцендентный мир совершаются религиями не только с целью удобства сакрального общения с ними верующих, но главным образом для возвышения их над людьми и придания статуса всемогущих существ. Однако некоторые национальные религии на стадии развития ранних цивилизаций проявляли явную непоследовательность в этом вопросе. Древние греки поселили богов на Олимпе и обращались с ними по-свойски. Они считали, что боги и богини могущественны, но не всесильны и, как и люди, находятся во власти безличной Судьбы - Ананке (или Логоса, Мирового закона). Прометей из одноименной трилогии Эсхила обращается при столкновении с Зевсом, как маг. Герой знает тайну гибели верховного бога и терпит великие страдания, не желая ее выдать:

Я не отдам своей ужасной казни

За счастье быть у Зевса на посылках.

Уж лучше быть рабом моей скалы,

Чем Зевсовым слугой любезноверным...

Согласно художественно модифицированному мифу, Зевс примиряется с Прометеем и через него - с европейским человечеством, которое двигается в неизведанном направлении не по воле демиурга, а по собственному разумению (и, добавим, неразумению).

Магия породила мифологию, «незаконнорожденной» дочерью которой стала религия. В отличие от религии мифология сводит сверхъестественное к естественному, космическое к бытовому, непознаваемое к познаваемому. Любая религия, желая приблизиться к уровню человеческого понимания, пользуется услугами преображенной мифологии. Так, Старый и Новый Заветы насыщены космическими и прочими мифами и чудесами. Это характерно и для белорусской редакции христианства, в которой с помощью народного религиозного опыта и фольклора широко открываются двери для языческой мифологии.

В традиционной фольклорно-мифологической форме сознания современного человека сохраняются в модифицированном виде остатки постпервобытного паралогического воззрения на мир, в котором помимо зримых, наблюдаемых явлений предполагаются еще какие-то таинственные превращения чудесных форм и могучих энергий, подобных тем, которые когда-то грезились итальянским гуманистам и художникам Возрождения. Э. Гарэн отмечает, что Джордано Бруно называл мага мудрецом, умеющим действовать. И все же магия и мифология большей частью за многие века переместились в сферу художественной картины мира (сравним оду И.В. Гете «Прометей» и творение Г.Р. Державина «Бог»). Первобытный человек, представитель архаической культуры, не рассуждая, верил в беспредельную действительность магии и мифологическую связь «всего со всем», взаимоперетекаемость всех зримых и незримых явлений. У современного человека аналогичное миропредставление по большей части укладывается в рамках художественно творимой эстетической гармонии, поэтической идеализации и соответствует принципу «оживляющей апперцепции» (В. Вундт).

Миф - это высшая форма архаического пралогического мышления, причудливо сочетающая фантастическое и реальное в первозданной картине мира. Миф - первичная форма протопонимания мира, включающая в себя зачаточные попытки объяснения происходящих в нем процессов. Функции мифа в первобытном обществе многоплановы: фантастическое объяснение первоначального устройства универсума; сакральное обоснование универсального порядка в обществе, его устоев, моральных норм; придание престижа незыблемым традициям; культовое подкрепление руководства практической деятельностью; самая ранняя форма накопления знаний. В мифах смешивались объективные и иллюзорные представления о «ближнем» и «дальнем» мирах. Это был способ чувственно-наглядного выражения магических верований с помощью повествования о ключевых моментах исторической жизни, о славном прошлом. Миф - иллюзионная история сообщества. Миф как антропофатическое мировоззрение, основанное на принципе одухотворения сущего, формировался в неразрывной связи с магией, оказывая вместе с ней влияние на генезис искусства.

Согласно мнению специалистов, магия и миф вырастают из синкретизма первобытного мыследействия, отдельные проявления которого можно наблюдать в детском игровом творчестве. Обратимся снова к уже цитированной книге «Ранние формы искусства»: «Возникновение и расцвет мифа характерны именно для эпохи первобытного синкретизма. Магия - это практика синкретического сознания, тогда как миф - его теория. Лишь по мере общественного развития из этого сложного целого, отражающего синкретическое мировоззрение первобытного общества, постепенно разовьются, дифференцируясь, и собственно религия, и этика, и искусство, и наука, и обычное право...

Эволюция культуры... в известной мере сводится к дифференциации, к расчленению первоначально интегрированных форм и развитию дифференцирующихся функций. В основе их находятся, по выражению К.А. Тимирязева, «синтетические типы».

Синкретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется в детской психологии. Здесь, в мире детских представлений и игр, еще можно обнаружить следы давно минувших эпох. Не случайно и художественное творчество ребенка... имеет особенности, сближающие его с первобытным искусством». Ребенок верит в то, что в мире царит простота!

Первобытный «театр» был не только тренировкой удачной охоты, но и включал в себя специализированные магические обряды, также приноравливаемые к охотничьему успеху. На стенах пещер мы видим преимущественно изображения не случайных зверей, а тотемов или, по крайней мере, тех животных, которые вошли в мифологическую картину мира в качестве базисных символов. Женская статуэтка из стоянки Виллендорф (Австрия) - синтетический мифологический символ высшего разряда, ибо, как отмечает А.Д. Столяр, этот абстрактно-конкретный женский образ олицетворял родовую сущность женщины как первоисточника человеческих жизней и таинственную магическую связь с промысловым зверем - основным источником существования. Не случайно символо-образы зверя и женщины тесно скоррелированы в первобытном искусстве и ранней мифологической картине мира.

В первобытном обществе наиболее высоко ценились магически-обрядовые действия, знаковые животные, предметы с символическими, тотемными изображениями, маги, вожди, родоначальницы семейных кланов, - все то, что входило в первые мифологические повествования и закладывало основу культуры. Это и становилось основными предметами изображения в протосимволическом первобытном искусстве.

первобытность фетишизм тотемизм религия