Произведение "матренин двор" - проблема и аргументы. Сочинение "Проблематика рассказа «Матренин двор»"

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.

Жизнь крестьянства, его быт и нравы - всё это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нём - сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.

Но он разочаровался, в деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрёна. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрёны. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: «однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме «картови» и «супа картонного», ничего нет. Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает жизнь праведника.

Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.

Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: «Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:

Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная.

Жизнь главной героини не так уж легка. Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых детей, она не утеряла нравственных идеалов. Сама не стремилась к накопительству, не гналась за модой. Проработав в колхозе четверть века, Матрёна не получала пенсии, так как пенсии полагались только заводским рабочим: «Была она одинокая кругом, а тех пор, как стала сильно болеть - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии…»

Богатство не принадлежит народу, все стали рабами в руках государства. Происходит замена нравственных ценностей: вместо добра ими становятся богатство и жажда наживы. Но Матрёна не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. Желая помочь своей воспитаннице Кире, Матрёна отдаёт брёвна горницы Кире и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает: «На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком - всё, что осталось от Матрёны.… Всё было месиво - ни ног, ни половины туловища, ни левой руки». Даже погибает, делая доброе дело. Такова праведница Матрёна.

Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Так люди утрачивают моральные ценности. Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несётся брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Этими словами и заканчивается рассказ.

В своём произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Матрёна же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны её русский характер, её доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрёны. Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.

Рассказ «Матрёнин двор» призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!

В декабре 1961 года А. И. Солженицын представил главреду журнала «Новый мир» Твардовскому второй рассказ (для ознакомления). Он назывался «Не стоит село без праведника», но практически сразу был переименован в «Матренин двор». Проблема состояла не только в содержании произведения, но и в названии, содержащем «религиозный термин». Опубликовать рассказ удалось лишь через год - в январском выпуске 1963 года самого читаемого в СССР литературного журнала.

Завязка сюжета

То время принято называть оттепелью. Для этого определенные основания были: многие миллионы недавних узников сталинских лагерей и ссыльные покинули места с тяжелым морозным или пустынным климатом и оправились в Европейскую часть Союза - не в крупные города (их туда не пускали), а в деревни и поселки средней полосы. Здесь, среди мягко шелестящих листвою лесов, возле протекающих тихих речек, долгострадальцам все казалось милым и уютным. Тем не менее жизнь даже в этих краях была непростой. Устроиться на работу оказалось непросто, хотя легче, чем совсем недавно, когда даже тачку бывшему заключенному не доверили бы. Эти обстоятельства не смущали рассказчика, от имени которого ведется повествование. Он ощущал насущную потребность в довольно простых вещах, а именно: устроиться работать в сельскую школу учителем математики, найти себе жилье. Это и были его «задачи первичные и проблемы поднятые». В Матренин двор его привела случайная знакомая, торговавшая на железнодорожной станции молоком. Других вариантов не оказалось, свободным местом обладала только пожилая женщина. Звали ее Матреной. Так и состоялось их знакомство.

Пенсия

Итак, шел 1956 год, в стране многое менялось, но колхозный быт оставался убогим. Многие аспекты крестьянской жизни постсталинской эпохи как бы мимоходом осветил Александр Исаевич в рассказе «Матренин двор». Проблема его квартирной хозяйки современному читателю может показаться тривиальной, но в первые хрущевские годы она стояла перед многими сельчанами необъятной страны. Колхозная пенсия - нищенская, восьмидесятирублевая (8 руб. новыми, послереформенными) - и та не полагалась женщине, честно оттрудившейся всю жизнь. Она ходила по инстанциям, собирала какие-то справки о доходах покойного мужа, сталкиваясь с постоянной тупой черствостью и недоброжелательным чиновничьим безразличием, и, в конце концов, добилась своего. Ей положили пенсию, а с учетом дополнительной выплаты за квартирование учителя (Игнатьича, от имени которого ведется рассказ), ее доходы приобрели, по сельским меркам, колоссальные размеры - целых сто восемьдесят рублей (после 1961 года 18 руб.) - «умирать не надо».

А еще машина торфа…

Торф

Да, этот вид топлива часто используется для отопления в местах с болотистым климатом. Вроде бы его должно хватать всем, но в жесткой советской реальности пятидесятых ощущалась недостача всего, что было нужно людям. Это положение в значительной мере сохранялось в течение всей советской эпохи. В Высоком Поле хлеба не пекли, продуктами не торговали, все это приходилось тащить в мешках из областного центра. Но, помимо снабжения населения съестным, А. И. Солженицын рассказывает о еще одной важной стороне крестьянской жизни в рассказе «Матренин двор». Проблема отопления руководством колхоза была полностью переложена на жителей деревни, и решали они ее самостоятельно и как могли: воровали торф. Игнатьич по наивности считал, что грузовик топлива - это много, что хватит его на всю зиму, а на деле требовалось втрое больше. Таскали торф на себе все женщины деревни - с риском быть пойманными, пряча украденное от председателя, который о тепле в своем доме, конечно, позаботился.

Личная жизнь

Домом Матрена владела просторным, когда-то добротным, но от времени и отсутствия мужских рук пришедшим в ветхость. История этого недвижимого имущества уходит корнями еще в дореволюционное время. Хозяйка была замужем, жила здесь давно, родила шестерых детей, ни один из которых не выжил. Матрена воспитывала племянницу как родную дочь, взяв ее из многодетной семьи брата своего мужа. Была и предыстория: будучи невестой, она собиралась выходить за Фаддея, нынешнего своего «дивиря», но не сложилось. Пропал он в Германскую без вести, а она не дождалась, вышла за его брата. Фаддей позже объявился, был очень сердит, но так уже и осталась Матрена с Ефимом.

Права на недвижимость стали причиной конфликта, возникшего между родственниками, уже решавшими, как они будут делить Матренин двор. Проблемы и аргументы, приводимые будущими наследниками, стали причиной многих противоречий и мистическим образом привели к гибели женщины.

Быт и одиночество

Деревня - особый мир, в которой правят свои неписаные законы. Матрену многие считают бестолковой. Она не ведет домашнего хозяйства так, как принято практически у всех. Хозяйкины материальные проблемы в произведении «Матренин двор» иллюстрированы отсутствием коровы и поросенка, без которых сельчане обычно обойтись не могут. Ее за это критикуют, хотя, казалось бы, какое кому дело до того, как живет одинокая пожилая женщина? Сама она вполне понятно объясняет причину такой нерадивости. Молоко ей дает коза, с которой хлопот по прокорму куда меньше (ей отнюдь не улыбается перспектива кормить пастуха, да и здоровье оставляет желать лучшего). Из живности у нее живут мыши, хромая кошка да тараканы, коих множество, - вот и весь «Матренин двор». Проблема старческого одиночества была, есть и будет.

Праведность

Теперь следует вспомнить о первоначальном варианте названия рассказа. При чем тут праведник, и почему это православное понятие применимо к самой обычной крестьянке, живущей в бедности, одиночестве и мало отличающейся от многих миллионов подобных ей женщин всего Советского Союза? Чем она отличается от других? Ведь не зря же Александр Исаевич хотел назвать свое произведение так? Какие проблемы в рассказе «Матренин двор» он поднимает?

Дело в том, что Матрена обладает важным человеческим качеством. Она никогда не отказывает другим в помощи, не делая при этом различия между «хорошими» и «плохими». Пришла председателева жена, дама важная, и с апломбом требует (не просит) выйти на работу, «помочь колхозу». Она даже не здоровается, лишь уведомляет, что нужно взять с собой. Больная пожилая женщина и хочет вроде бы отказаться, но тут же интересуется, к которому часу приходить. Что же касается соседей, то тут и просить не нужно Матрену - она всегда готова впрячься, не считая это даже услугой со своей стороны и отказываясь от любого материального вознаграждения, хотя оно ей бы ни в коем случае не повредило. Игнатьич ни разу не слышал от нее слова осуждения чьих бы то ни было действий, его хозяйка никогда не сплетничает.

Гибель Матрены

Пресловутый «квартирный вопрос» действительно портит наших, в общем-то, хороших людей. И персонажи произведения тоже страдают от этой проблемы. В рассказе Солженицына «Матренин двор» старик Фаддей стал выразителем суетливого корыстолюбия и чрезмерной хозяйственности. Ему не терпится получить часть завещанного наследства, причем прямо сейчас. Со строительным лесом проблемы: пристройка старухе не нужна, он хочет разобрать ее и перевести к себе. Само по себе ничего плохого не выражает, однако важно здесь отметить, что Фаддей знает, что Матрена не сможет отказать. Проблемы, поднятые в рассказе «Матренин двор», существуют в обществе независимо от уровня достатка. Скупость и торопливость, в конце концов, приводят к трагическому происшествию. Перегруженная сцепка саней со стройматериалами обрывается на переезде, машинисты не замечают ее и сталкиваются с трактором. Гибнут люди, в том числе и Матрена, как всегда взявшаяся помогать.

Похороны и поминки

Тонкий психологизм, ирония и даже мрачноватый юмор присутствуют в сцене прощания с главной героиней рассказа «Матренин двор». Проблемы и аргументы, зашифрованные в погребальных причитаниях и плачах разных персонажей, расшифровываются путем разъяснения их истинной подоплеки. Читателю невольно становится обидно, что над грубо сколоченным гробом Матрены, женщины при жизни доброй и бесхитростной, проносятся столь изощренные и интриганские потоки информации. Есть, правда, и люди, любившие покойную, они плачут искренне. Фаддей тем временем хлопочет: ему срочно нужно вывести имущество, пока оно не пропало, и он «решает этот вопрос», поспевая к поминкам, которые, как это часто бывает, завершаются почти веселым застольем. Все это в первую очередь обнажает нравственные проблемы.

В рассказе «Матренин двор», как и в других произведениях А. И. Солженицына, сливаются воедино досада писателя на суетно-корыстное отношение к жизни и вера в доброе праведное начало.

В ПОИСКАХ ПРАВЕДНИКА

Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие.

А. Солженицын, «Матренин двор»

Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: «Праведник - человек, живущий во всем по закону Божьему». То есть безгрешный. Хороша же безгрешная, не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его брата, да время сложное, да жить одной сложно, но ведь праведник не может жить в идеальных условиях, ведь праведность - это подвиг, духовный подвиг. Но что же автор предлагает, как доказательство святости Матрены?

Не выращивает поросенка, да, но почему? Потому что убийство зверей грех, да нет, нигде не указано на ее вегетарианство. Значит, что-то иное, может, просто лень, вот и огород с довоенных пор не удобрен, да и коза грязно-серая, значит, несмотря на свою «занятость», она почти ничего не делала, может, ее просили помочь, да несколько просьб указано, но ведь упоминается, что бабы пахали огороды друг друга и Матренин пахали, просто не хотела жить для него, не хотела, и все тут.

Попробуем иначе, так, как принято писать в школьном сочинении. Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.

Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора. В третьем случае - «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене, х? каждом из приведенных выше мною значений слова «двор» заключен, безусловно, тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женйщны, похожей на Матрену, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека.

Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село», - пишет Солженицын. Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности. Матрена - это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

И опять возникает внутренний протест. Она жила так, как хотела она, а не Бог. Так где ж тут праведность? Так и стоит село без праведника. И город. И страна наша.

МБОУ «Ордена «Знак Почёта» гимназия №2 имени И.П.Павлова»

Проблема нравственного выбора в рассказах А.И.Солженицына

«Матрёнин двор», «Захар - Калита»

Выполнила ученица 8Б класса

Шпакова Валерия

Учитель Ушакова Н.И.

г. Рязань, 2015

Цели работы:

    Определить актуальность проблемы нравственного выбора в обществе.

    Изучить необходимую литературу по теме исследования.

    Исследовать тексты рассказов с целью выявления нравственной позиции главных героев.

    Сопоставить нравственные позиции Матрёны Васильевны и Захара - Калиты с точки зрения их полезности обществу, стране.

    Осознать и оценить смысл жизненной философии главных героев.

    Сделать необходимые выводы и обобщения.

План

    Нравственные проблемы, их актуальность в жизни общества.

2. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

а) Матрёна Васильевна – женщина – праведница;

б) нравственный выбор героини - быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой;

в) жизненная философия Матрёны - хранительница дома, семьи, двора как символа России.

3. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И.Солженицына «Захар - Калита».

а) Захар - Калита – герой – правдоискатель;

б) нравственный выбор героя – быть полезным обществу, истории;

в) жизненная философия Захара –Калиты - хранитель истории Руси, его народа.

4. Матрёна Васильевна, Захар - Калита – «живые души» России.

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решать вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости. Наиболее значимыми являются произведения, в которых проявляются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.

Одним из писателей, который искренне переживал за уровень нравственности нашего общества, был А. И. Солженицын. В своих рассказах, таких как «Матрёнин двор», «Захар Калита», «Один день Ивана Денисовича» писатель затрагивает проблемы нравственной и духовной жизни народа, взаимоотношения власти и человека, борьбы за выживание, противостояния личности и общества, нравственного выбора.

Проблема нравственного выбора актуальна в нашем обществе. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно попадает в ситуацию выбора и способен сам выбирать путь, которому он будет следовать. Это зависит прежде всего от того, какое воспитание получил человек, от его моральных принципов, а также от того окружения, в котором он находится.

Мерилом ценности человека является его нравственная позиция. Одни люди могут жертвовать всем ради окружающих, другие, наоборот, думают лишь о собственном благополучии и обогащении, иногда даже принося вред людям.

В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» главной героиней является простая деревенская женщина – праведница Матрёна Васильевна, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за «палочки». Много горя и несправедливости пришлось ей испытать на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, гибель мужа на войне, адский, непосильный труд в деревне, тяжёлая немощь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без помощи и поддержки.

Матрёна всю свою жизнь безотказно и безответно помогала окружающим. И это является её собственным нравственным выбором. Основные нравственные стороны характера главной героини, которые ценит в ней автор, заключаются в её доброте, простоте, кротости, душевной красоте. Каждый день своей жизни Матрёна проживала не столько для себя, сколько для окружающих людей. Она никогда не отказывала в помощи и при этом никогда ничего не просила взамен.

Удивительно, что, несмотря на тяжёлую жизнь, Матрёна не озлобилась на этот мир и государство, сохранила в себе нравственные начала жизни: доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Матрёна должна была сделать выбор между «быть» и «иметь». Героиня предпочла «быть». Быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой. Матрёна выбирает жизнь праведника, заключающуюся в безответной помощи окружающим её людям, знакомым и незнакомым. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи золовкам, соседям. А.И. Солженицын пишет: « Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила: «Завтра Матрёна придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная. По – другому эта женщина – праведница поступить не могла. Таким был её нравственный выбор.

В то послевоенное время, которое описывает А. И. Солженицын в рассказе, богатство перестало принадлежать народу. Люди, сами не заметив того, стали рабами государственной системы. Произошел процесс подмены нравственных ценностей. Добра перестает быть главной жизненной ценностью, на смену ему приходит стремление к богатству и жажда наживы. Но Матрёна даже в этих условиях не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров до самой смерти. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. И в этой ситуации Матрёна делает единственно правильный с нравственной точки зрения выбор: желая помочь своей воспитаннице Кире, отдаёт брёвна горницы и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает. Даже принимая свою нелепую смерть на железнодорожном переезде, Матрёна старалась « подсобить мужикам». А те, кто застрял на переезде, погубили героиню и ещё двоих. И Фаддей, и «самоуверенный толстомордый» тракторист, сам погибший, тоже сделали свой выбор: они предпочитали «иметь»: один хотел за один раз горницу перевезти на новое место, другой за одну ходку трактора заработать. Жажда «иметь» обернулась против «быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души.

К сожалению, смерть Матрёны ничего не меняет: потеряв прекрасную честную женщину – праведницу, окружающие её близкие люди не извлекли урок. Они продолжают нравственно деградировать. Самые близкие Матрёне люди демонстрируют свою нравственную низость даже на похоронах. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает о том, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Люди утратили моральные ценности. На поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, браниться. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне.

Автор ясно даёт понять, что моральные ценности в обществе утрачены, в душах и сердцах людей не осталось ничего святого: они разучились искренне любить и сочувствовать, а думают лишь о способах материальной наживы. В своём рассказе А. И. Солженицын показал, насколько нагубным может быть влияние окружающей среды на человеческую душу, вплоть до потери всех нравственных ценностей. Люди перестают быть гуманными, не испытывают сочувствие и сострадание к людям, оказавшимся в беде, становятся жестокими и чёрствыми по отношению друг к другу. И рассказ «Матрёнин двор» - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих.

А.И. Солженицын преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Автор смог увидеть в этой женщине настоящего праведника. А.И. Солженицын пишет: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша». Автор пытается донести до читателей мысль о том, что люди последующих поколений должны извлечь для себя нравственный урок и, оказавшись в трудной жизненной ситуации, сделать правильный моральный выбор, помня о том, что нравственность и способность к эмпатии – основные человеческие ценности.

Проблема нравственного выбора поднимается также и в рассказе А. И. Солженицына «Захар – Калита». Главным героем произведения является крестьянин Захар - беднейший мужик из села Куликовка, который самовольно произвел себя в смотрители Куликова Поля. И это его нравственный выбор. Автор пишет: « И тут –то легла на нас от солнца дородная тень… Это был Смотритель Куликова Поля! – тот муж, которому и довелось хранить нашу славу». Захар Дмитрич не имеет даже избы, вышел из колхоза и прикрепил себя к условному историческому пространству, месту битвы 1380 года.

Захар - герой – правдоискатель. Он честен и неподкупен. Захар деликатно, ревностно и самоотверженно выполняет свой долг – охраняет памятник архитектуры и истории нашей страны. Он здесь, на Куликовом Поле, хозяин. Это его предки здесь полегли, это его край, его Поле. Он как бы часть истории, один из воителей и пахарей, что во все времена делают своё дело. Он многое знает о Куликовской битве. Следит, чтобы туристы не оставляли надписи. Смотритель незлопамятен, не мстит нарушителям, хотя понимает, что ничего – то он с ними не сделает. Захар подчас ворчлив, недоверчив, в каждом встречном видит вредителя. Дотошно расспрашивает каждого приезжающего о цели путешествия. Предупреждает, чтобы не бросали мусор. Уходя в деревню ужинать, ночевать возвращается на Поле. Сторожит его день и ночь. А. И. Солженицын пишет: «Сразу отпало всё то насмешливое и снисходительное, что мы думали о нём вчера… Он был уже не Смотритель, а как бы дух этого Поля, стерегущий, не покидающий его никогда».

Захар – человек с твёрдой гражданской позицией, любящий Родину, знающий и уважающий её историю, черпающий в истории свою веру в живую душу народа. Свой нравственный выбор Захар Дмитриевич сделал: он желает быть полезным обществу, истории. Он честно делает своё дело, болеет душой за святое для русского человека место, память о котором каждое последующее поколение должно передать своим потомкам, чтобы вселить в их души гордость за предков.

Автор подводит читателя к мысли о том, что у каждого человека должна быть своя нравственная позиция по отношению к памятникам истории. Никакая «система» не учит осквернять памятники. Для того чтобы не царапать монументы, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор, не надо никакой власти, только власть совести.

Рассказ А.И. Солженицына, несмотря на драматизм описанных в нём событий, заставляет задуматься над проблемой падения нравственности в обществе. Несмотря на драматизм описанных в произведении событий, читатель восторгается самоотверженностью, неподкупностью, принципиальностью простого русского человека, честно и бескорыстно добровольно выполняющего свою подвижническую миссию. Автор вселяет в нас уверенность в то, что только от нашего неравнодушия, нравственного выбора зависит, каким будет наше будущее.

Выводы

    В творчестве А.И. Солженицына важное место отводится нравственным проблемам, в частности проблеме нравственного выбора. Над ней писатель размышляет в рассказах «Матрёнин двор», «Захар – Калита».

    Как и в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», путь главных героев А. И. Солженицына лежит через русскую глубинку. Мы наблюдаем и видим, что делает с Россией власть «мертвых душ». А Захар – Калита и Матрёна Васильевна – «живые души». Они сделали правильный нравственный выбор. Эти люди – праведники. Захар искренне болеет за судьбу родного края, за память о героическом прошлом. Матрёна переживает о прошлом деревни, о её судьбе.

    Это поразительно глубокие образы. Они – символы России. Такая могучая страна «заброшена, как Поле Куликово» и «разобрана», как Матрёнин двор.

    И Матрёна Васильевна, и Захар – Калита смысл своей жизни видели в служении людям, своей стране. Матрёне свойственны такие черты характера, как доброта, трудолюбие, гуманизм, отзывчивость, простота, жизнерадостность, толерантность. Захару – хозяйственность, основательность, правдоискательство, честность, уважительность, справедливость. Матрёну с полным правом можно назвать хранительницей дома, семьи, двора как символа всей России; Захара – хранителем истории Руси, её народа.

    По мнению А. И. Солженицына, такие люди, как Матрёна Васильевна и Захар –Калита, «…прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая… Каждый из нас встречал таких людей, их не десятеро и не сто на Россию, это –праведники…». Таковы «живые души» Матрёны Васильевны и Захара – Калиты. Такие люди, по мнению писателя, нужны современному обществу.

    А.И. Солженицын призывает читателей оглянуться вокруг, задуматься над собой. А каковы мы? И что нужно, чтобы не разрушался мир праведничества и духовности, мир нравственности? В своей лекции, прочитанной во время получения Нобелевской премии, А.И. Солженицын даёт ответ на поставленный вопрос: «Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия своих предков, все возможности для потомков…Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так что круг замкнулся?». Самый простой, самый доступный путь к нравственному исцелению, по мнению А.И. Солженицына, личное неучастие во лжи, жизнь по совести. Таким должен быть нравственный выбор каждого.

Список литературы

1. Большев А. «Матрёнин двор: парадоксы и противоречия А.Солженицына, Новый журнал,1997,№1

2.Волков С. Стоит ли село без праведника: о рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор», Литература,М.,1997

3.Голубков М. Русский национальный характер в эпосе А.Солженицына, Отечественная история,2002, №7.

4.Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор», Русская словесность,1997,№3

5. Гуральник Е.М. Воплощение авторского замысла в рассказе А.И.Солженицына «Захар – Калита». Литература в школе, 1997, №4

6.Куделько Н. Праведник в рассказе А,И.Солженицына «Матренин двор», Литература в школе, 2004, №116.

7. Локтионов Н.П. Рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор», Литература 11 класс,М.,1997

8.Протолков Ю. Прощание с Матрёной «О рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор», Литература,1998,№28

9.Романова Г.И. «Захар-Калита».Урок по рассказу А.И.Солженицына в старших классах//Русская словесность,1999,№4

10.Солженицын А.И.Рассказы. М.,ИНКОМ НВ,1991

11.Степанова В. Поэтика экфрасиса в рассказе А.И.Солженицына «Захар-_Калита»

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.
Жизнь крестьянства, его быт и нравы – всё это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нём – сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.
Но он разочаровался, в деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрёна. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрёны. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: «однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме «картови» и «супа картонного», ничего нет. Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает жизнь праведника.
Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.
Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: «Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:
- Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная.
Жизнь главной героини не так уж легка. Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых детей, она не утеряла нравственных идеалов. Сама не стремилась к накопительству, не гналась за модой. Проработав в колхозе четверть века, Матрёна не получала пенсии, так как пенсии полагались только заводским рабочим: «Была она одинокая кругом, а тех пор, как стала сильно болеть – и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии…»
Богатство не принадлежит народу, все стали рабами в руках государства. Происходит замена нравственных ценностей: вместо добра ими становятся богатство и жажда наживы. Но Матрёна не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. Желая помочь своей воспитаннице Кире, Матрёна отдаёт брёвна горницы Кире и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает: «На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком – всё, что осталось от Матрёны.… Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки». Даже погибает, делая доброе дело. Такова праведница Матрёна.
Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Так люди утрачивают моральные ценности. Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несётся брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
Этими словами и заканчивается рассказ.
В своём произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Матрёна же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны её русский характер, её доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрёны. Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.
Рассказ «Матрёнин двор» призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!

    1. Солженицын - летописец советской эпохи. 2. «Матренин двор» - прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи,...

  1. Новое!

    Первое название рассказа было «Не стоит село без праведников». Праведник - во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (правила; определяющие нравы, поведение,...

  2. «Какова Россия А. И. Солженицына?» Вопрос поставлен слиш­ком обще, поэтому мы обращаемся ко второй части этого пункта, где нам предлагают описать образ России в рассказе «Матрёнин двор». Герой рассказа хочет «затесаться и затеряться в самой нут­ряной...

    Примером подобных очерков можно считать «Записки охот­ника» И. С. Тургенева: мы знаем, что герои произведений не вы­мышлены, что они реально жили и были участниками описанных событий. Очерк анализирует, главным образом, социальные про­блемы и содержит...