Алла духова рассказала о личной жизни


Алла Духова - "крестная мама" для бессчетного количества танцоров, окончивших школу-студию TODES. В реальной жизни она дважды мама. И уже бабушка - ее внучке Софии три года. Этой осенью девочка стала одной из учениц балета TODES, куда ее привели родители - старший сын Аллы Духовой Владимир и его жена Анна.

Материнство для меня - большая радость. Все свободное время я провожу со своими детьми. Например, с сыном Костей мы занимаемся скандинавской ходьбой. И утренние часы я стараюсь посвящать общению с ним. В плане выбора профессии и жизненного пути я доверяю своим детям. Старший, Владимир, учится на режиссера, Константин пока школьник. Какой они выберут путь, продолжит ли кто-то из них мое дело - жизнь покажет. Принципы моего воспитания просты: я люблю своих сыновей, уважаю их выбор и принимаю его! Сейчас внучка София вовсю танцует перед зеркалом, веселит нас, а в этом году пошла на занятия в школу TODES.

Володя танцами не увлекся. А вот Костя, младший, обожает танцевать, с удовольствием ходит в танцевальную школу. И это прекрасно, когда дети танцуют. С научной точки зрения доказано, что ни один вид спорта так гармонично не развивает тело, как хореография.

Когда дети приходят к нам в школу, они становятся настолько увлеченными, что у каждого появляется личная мотивация посещать занятия. Дети становятся дисциплинированными, организованными. Это помогает родителям в воспитании, и они с удовольствием этим пользуются.
Алла с сыном Костей

Почему выбирают танцы? Цели, с которыми приводят детей на занятия, совершенно разные: кто-то приводит ребенка, чтобы тот поправил форму, похудел, для общего физического развития. Есть детишки зажатые, и танец помогает справиться с их комплексами. Да, есть те, из кого пытаются вырастить звезду. Многие родители сами хотели танцевать, но по разным причинам у них это не получилось, и они отправляют к нам своих детей.

Утверждать можно одно: танцы дают колоссальную положительную энергетику, и независимо от поставленных целей каждый получит удовольствие и здоровое тело.
Алла Духова с воспитанницами (в центре - дочь Юлии Барановской и Андрея Аршавина Яна)

Российский хореограф Алла Духова , известна как основательница и художественный руководитель международного балета TODES.

Биография Аллы Духовой

Алла Духова родилась в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа. Через год семья переехала в Ригу.

С детства Алла проявляла большую способность к танцам. В 11 лет она пришла в ансамбль народных танцев «Ивушка », где, несмотря на юный возраст, она во многом превосходила других, более взрослых участников. Наставниками Аллы стали хореографы Лайзане, Шуркин и Дубовицкий. По признанию Духовой, они заложили те основы, которые выстроили всю дальнейшую ее карьеру.

Когда Алла была в 10 классе, в Ригу приехал цирк. Она подружилась с дочерью главного дрессировщика, и та, восхищенная ее способностями, предложила ей работать у них в аттракционе. Алла согласилась и вслед за цирком приехала в Кишинев. Ее карьера шла в гору, она участвовала в представлениях, но всего через месяц после приезда Алла получила серьезную травму - сложный перелом лодыжки. На этом цирковая стезя завершилась.

Творческая карьеры Аллы Духовой

В 16 лет Алла уже трудилась на двух работах - дворником и экспедитором на заводе по производству мопедов. Через полгода она получила должность учителя танцев в пионерском лагере. После этого Аллу пригласили работать хореографом в дом культуры. Несмотря на юный возраст, она собрала большой коллектив под названием «Эксперимент », состоящий из родственников и друзей, которые были вдохновлены азартом девушки. Основным танцевальным направлением стал брейк. Несколько раз коллектив выступал на местных фестивалях и занимал первые места. Вскоре Алла Духова начала зарабатывать достаточно денег, чтобы отказаться от работы на заводе.

«Когда мы начинали, в нашей стране был классический балет и народный танец. Про современную хореографию слышали, но возможности научиться не было. Когда к нам попадали какие-то западные кассеты, литература, мы с жадностью хватали всю информацию. Включали клипы их артистов и учились танцевать по ним. Сейчас это может показаться смешным, но тогда брейк-данс считался пропагандой. За это в милицию забирали. Никому и в голову не приходило, что это спорт, сложные трюки, красота, ловкость и сила духа».

Вместе с коллективом она путешествовала и выступала в разных местах, пока наконец в Паланге не познакомилась с мужским коллективом уличных брейкеров из Санкт-Петербурга, называвших себя «Тодос ».

8 марта 1987 года два коллектива объединились в один и выступили на брейк-фестивале в Санкт-Петербурге в концертном зале «Октябрьский».Они назвали себя «Тодес», объединив названия. Именно в этот день коллектив Аллы Духовой (Дина Духова, Ивона Кончевска, Марина Лицова, Лена Шлык ) объединился с уличными брейк-дансерами, среди которых были Вячеслав Игнатьев, Роман Маслюков, Сергей Вороноков, Андрей Гавриленко, Геннадий Ильин . Вместе они организовали свой собственный гастрольный тур и путешествовали по городам, укрепляя успех. Вначале Алла совмещала обязанности танцора и организатора, но позже полностью взяла на себя руководство.

«Тодес» начал выступать вместе с эстрадными певцами, первым из которых стал Сергей Крылов . Популярность балета росла с каждым днем. После отъезда из Северной Осетии коллектив отправился на гастроли в Челябинск, где они выступали вместе с такими звездами, как София Ротару и группа «Браво ». София Ротару предложила «Тодесу» присоединиться к ней, и пять лет они работали вместе.

На празднование пятилетия «Тодеса» был устроен концерт, в котором участвовали Филипп Киркоров , Александр Буйнов , Татьяна Буланова . В дальнейшем они работали совместно с такими знаменитостями, как Валерий Меладзе , Кристина Орбакайте , Лариса Долина , Владимир Пресняков , Алла Пугачева . «Тодес» участвовал в таких мероприятиях, как премии «Золотой граммофон », «Юрмала », «Новая волна ».
Состав балета за это время расширялся.

Первая школа-студия «Тодес» была открыта в Лефортово. Сейчас во многих городах существуют такие студии, а большинство из 150 человек основного состава «Тодес» - их выпускники.

Многие из учеников «Тодес» стали знаменитыми исполнителями, например, Влад Соколовский, певица Ангина, ВИА «Сливки », а профессиональные балеты звезд почти полностью состоят из танцоров «Тодес».

В 2015 году на Первом канале стартовало шоу «Танцуй! », членами жюри которого стали Алла Духова вместе со знаменитым хореографом Раду Поклитару , телеведущим Дмитрием Хрусталевым и российским хореографом, режиссером и танцовщиком Вячеславом Кулаевым .

В 2017 году «Тодес» Аллы Духовой отметил 30-летие. Также «Тодес» открыл свой салон красоты и выпускает специальную линию одежды.

Алла Духова: «Тодес» - не просто танцевальный коллектив, это отличная слаженная команда, это семья, а это значит, что я не одна, потому и справляюсь со всеми трудностями. У нас все держится на взаимодоверии, помощи и поддержке».

Личная жизнь Аллы Духовой

Алла была замужем трижды. У нее есть сыновья Владимир и Константин. Имена бывших супругов Алла не афиширует, равно как и всю свою частную жизнь. По ее словам, браки распались из-за того, что у владелицы «Тодеса» почти не оставалось времени на семью. Даже роды не стали для нее поводом отказываться от работы.

«Только родила - звонит Валерий Леонтьев: «Луся, мне нужно срочно поставить номер!» Ребенку было всего три дня, и мы договорились, что ко мне приедут танцовщицы - я поставлю им танец. За пару дней до концерта приехала на репетицию и поправила все нюансы».

В тот период жизни Алла очень часто была вынуждена ездить из Москвы в Ригу и обратно, плотный рабочий график не позволял ей посвящать много времени первенцу.

Про нынешнего мужа Аллы известно только, что его зовут Антон. С балетом «Тодес» он сотрудничает в качестве постановщика света. Именно Антон стал отцом второго ребенка Аллы.

«Нам с мужем Антоном приходится часто расставаться, он постоянно на гастролях с «Тодесом» как постановщик света. Или я куда-то уезжаю. В «любви на расстоянии» нет ничего плохого - это точно. Есть только плюсы. У нас нет шансов надоесть друг другу», - рассказывала Алла Духова в одном из интервью.

Старший сын Аллы, Владимир, уже женат и с супругой живет в США. У него есть дочь София. Сам Владимир пошел по стопам матери и выбрал творческую профессию - стал театральным режиссером и музыкантом.

Младший, Константин, у которого разница с братом составляет 8 лет, тоже увлечен танцами и выступает в составе «Тодеса».

«Младший - полный фанат, он постоянно ходит в зал, старается, знает всю программу наизусть. У него точно нет никакой ревности к «Тодесу», потому что, когда он родился, многие бытовые проблемы были полностью решены и мама постоянно была рядом».

Алла Владимировна Духова - профессиональный хореограф, основательница и художественный руководитель балета Todes, она родилась 29 ноября 1966 в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа. Женщина является одной из самых ярких личностей в хореографии, ей удалось покорить публику в Латвии, России и по всему миру.

Она никогда не боялась рисковать, использовать элементы западноевропейской и американской школы танцев, хоть это и не одобрялось правительством. Женщина разработала авторскую методику обучения детей танцам, которая сейчас применяется в разных странах и городах.

Любовь к танцам

Хоть девочка и родилась в Косе, уже через год она с семьёй переехала в Ригу. У родителей Аллы кроме неё была ещё вторая дочь Дина. Мать с отцом прививали детям любовь к искусству, они отдали дочерей в музыкальную школу. По пути на занятия будущая танцовщица постоянно останавливалась возле хореографического класса. Она внимательно наблюдала за движениями преподавателя, а потом повторяла их дома.

Однажды мать спросила Аллу, чем она хочет заниматься в будущем. Дочь сказала, что мечтает посвятить свою жизнь танцам. Её больше ничто не интересовало. Мама отнеслась с пониманием, вскоре она отдала девочку в ансамбль народного танца «Ивушка». На тот момент малышке было всего 11 лет, но она во многом превосходила своих старших коллег. Преподавателями, открывшими Духовой удивительный мир хореографии, стали Лайзане, Дубовицкий и Шуркин.

Юная танцовщица мечтала не только учиться у педагогов, а и самостоятельно придумывать номера. В десятом классе ей удалось попасть за кулисы цирка благодаря знакомству с дочерью дрессировщика. Артисты были поражены способностями Аллы, они предложили ей выступать вместе с ними. Несколько месяцев девушка провела на гастролях, но из-за травмы лодыжки пришлось навсегда забыть о цирке.

Духова всегда отличалась самостоятельностью. Она привыкла зарабатывать на выступлениях, поэтому не хотела оставаться без денег. Танцовщица начала работать дворником, позже она устроилась экспедитором на завод по изготовлению мопедов. В 16 лет девушка поехала в пионерлагерь, где преподавала детям хореографию. После возвращения её пригласили на работу в Дом культуры. Благодаря этому она смогла уволиться с завода.

Когда финансовые вопросы отошли на второй план, Алла решилась собрать свою первую группу. Коллектив «Эксперимент» состоял только из девушек. Среди них были родственницы, подруги Духовой и даже её сестра Дина. Им нравилось работать с целеустремлённой школьницей, ансамбль неоднократно побеждал на фестивалях.

Рождение балета

На одном из фестивалей в Паланге участницы «Эксперимента» пересеклись с мужским коллективом «Тодос» из Санкт-Петербурга. Парни исполняли рискованные трюки на сцене, они были восхищены отточенными резкими движениями девушек. Уже через несколько месяцев группы объединились, взяв название «Тодес». Вместе они выступили в концертном зале «Октябрьский» на брейк-фестивале.

Дебют состоялся 8 марта 1987 года, именно это число принято считать датой рождения балета. В том же году Духова была избрана художественным руководителем коллектива. На тот момент в группе танцевали Дина Духова, Лена Шлык, Марина Лицова, Вячеслав Игнатьев, Андрей Гавриленко и Геннадий Ильин. В течение трёх лет Алла совмещала организационные обязанности с выступлениями, но потом перестала появляться на сцене.

Первые гастроли «Тодеса» по Северному Кавказу прошли с аншлагами. Поклонники советовали танцорам отправиться покорять Москву, и те решили прислушаться. Сначала столица прохладно приняла участников балета, им приходилось жить в общежитии и самостоятельно организовывать концерты. Но вскоре Духова познакомилась с Александром Бирманом, который помог ей договориться о выступлениях в Челябинске. Коллектив сопровождал именитых звёзд - Софию Ротару, «Браво» и Игоря Талькова. Зрители встречали их овациями.

Грандиозный успех

София Ротару была в восторге от выступления Todes. Она предложила танцорам сопровождать её на всех концертах, их сотрудничество длилось около пяти лет. После этого коллектив отметил свой первый юбилей грандиозным концертом с участием Филиппа Киркорова, Татьяны Булановой и Александра Буйнова. Звёзды делились друг с другом впечатлениями, советовали балет, вскоре у Аллы не было отбоя от желающих сотрудничать.

Состав коллектива неоднократно расширялся за всё время его существования, в 1997 году их количество выросло до 150 человек. Танцоры успели выступить на одной сцене с Кристиной Орбакайте, Валерием Леонтьевым, Ларисой Долиной и Валерием Меладзе. Их приглашали на такие мероприятия, как конкурс «Новая волна» в Юрмале, церемонии награждения «Ника» и «Золотой граммофон». Позже они обрели известность за пределами России.

Самой большой победой «Тодеса» Алла считает их совместное выступление с Рики Мартином и Мерайей Керри на премии Music Awards. Кроме того, участники группы сопровождали Майкла Джексона на концертах в Мюнхене и Сеуле. Многие танцоры впоследствии стали на постоянной основе сотрудничать с российскими и зарубежными звёздами. Некоторые из них начали выступать сольно. К примеру, певица Ангина и Влад Соколовский начинали карьеру именно в балете Духовой.

Другие достижения

Алла Владимировна всегда стремилась к чему-то большему. Её коллектив стал невероятно популярным, до сих пор танцоры продолжают гастролировать по всему миру. И тогда женщина решила создать место для тех, кто мечтает научиться хореографии. В 1997 году она сняла помещение в Лефортово, именно туда пришли первые ученики школы «Тодес». Позднее было открыто ещё два учебных заведения в Риге и Санкт-Петербурге. Всего за десять лет сеть школ расширилась по всей территории стран СНГ и даже на Мальте.

Духова лично подбирает преподавателей для филиалов учебного заведения. В школу танцев принимают всех, независимо от возраста, телосложения и степени подготовки. Самым младшим ученикам едва исполнилось 3 года, поэтому педагоги должны обладать психологическими знаниями. В 2011 г. главное здание «Тодеса» перенесли из Лефортово на Павелецкую набережную.

В 2002 г. с помощью Аллы был создан двухчасовой спектакль о балете Todes. Позже она поставила ещё несколько танцевальных пьес - «Танцуем любовь», «Только для тебя», «Я тебя люблю» и «Самая опасная». Некоторые постановки были приурочены к юбилеям коллектива.

С 2007 г. Алла выпускает свою линию одежды, разработанную совместно с коллегами по Todes. Она говорит, что все танцоры являются большой семьёй, их отношения основаны на доверии и командной работе. Возможно, именно благодаря помощи и поддержке своих подопечных женщина смогла добиться таких высот в карьере.

В 2014 г. Духова открыла театр танца «Тодес». В 2015 году она вошла в состав жюри шоу «Танцуй!» на Первом канале. Её коллегами стали хореографы Раду Поклитару и Вячеслав Кулаев, а также телеведущий Дмитрий Хрусталев.

Семья и личная жизнь

Алла Владимировна только один раз была замужем. Её избранником стал талантливый программист Сергей, которого позже пригласили работать в США. Из-за его переезда отношения стали ухудшаться, в итоге супруги расстались. От этого брака у танцовщицы остался сын Владимир.

Из-за загруженности на работе женщина не могла уделять должного внимания сыну. Он жил в Риге с её сестрой, у которой было пятеро своих детей. Дина очень поддерживала Аллу в то время, танцовщица до сих пор благодарна ей за это. Несмотря на редкие встречи, ей удалось сохранить связь с сыном.

Второго мальчика Константина женщина родила от гражданского мужа Антона. Он занимается постановкой света на выступлениях Todes. Влюбленные живут вместе уже много лет, они не считают штамп в паспорте необходимым для семейного счастья. На всех мероприятиях Духова появляется одна, поэтому журналистам не известно, есть ли у неё сейчас мужчина.

Имя участника: Алла Духова

Возраст (день рождения): 26.11.1966

Город: с. Коса, Пермская область

Работа: руководитель балета Тодес

Семья: замужем, есть дети

Нашли неточность? Исправим анкету

С этой статьей читают:

Алла Владимировна Духова родилась 26 ноября 1966 года в небольшом селе под названием Коса в Коми-Пермяцком автономном округе. Когда маленькой Алле был всего год, родители приняли решение переехать жить в Ригу. Там Алла выросла и впервые открыла для себя мир танца.

Алла Духова с детских лет проявляла тягу к творчеству, а точнее она тянулась к музыке. Родители отметили увлечение дочери, а потому вскоре приняли решение отправить ее на обучение в местную музыкальную школу. Алла после уроков стала заглядывать, что происходит в соседнем классе, где ребята занимались танцами.

Она с особым удовольствием наблюдала за ними, что однажды заметила мама. Увидев, что Алла проявляет интерес и точно воспроизводит дома то, что видела у ребят на занятии, родители приняли решение отдать ее на хореографию.

Мама узнала у Аллы, чем же девочке больше по душе заниматься музыкой или же танцами. Ответ был однозначен – танцы. Так Алла стала одной из участниц рижского ансамбля народного танца «Ивушка».

Профессиональное развитие

Алла всегда хотела не просто красиво танцевать, но и ставить номера лично, а затем стала придумывать целые спектакли. Когда девушке было 16 лет, ей удалось собрать группу единомышленниц, которые взяли себе название «Эксперимент». Решение собрать коллектив было удачным. Девушки быстро стали популярны. Алла лично ставила постановочные номера. Она смотрела зарубежные выступления коллективов на кассетах, черпала опыт из концертов уличных брейкеров.

Будучи в Паланге во время выступления, Духова пересеклась с ребятами из коллектива «Тодес», которые удивили ее своей манерой исполнения брейкданса и массой трюков. Парни напротив были удивлены точностью исполнения движений девушек из «Эксперимента». Взаимная симпатия стала основой для создания нового коллектива «Тодес», где ребята умело смогли сочетать хореографию и брейкданс.

В 1987 году Алла Духова стала руководителем балета . Она взяла на себя обязанность по совмещению постановки танца и организационной работой. Коллеги чуть ли не единогласно пришли к решению, что ей нужно взять на себя ответственность за должность творческий руководитель.

Во время гастрольного тура по территории Северного Кавказа выступления коллектива «Тодеса» вызвали восторг у всех зрителей. Ребята решились выступать в столице и перебрались в Москву.

Было действительно очень сложно, но знакомство Аллы Духовой и Александра Бирмана помогло им справиться со всеми сложностямию Ребята выступали между номерами известных звезд эстрады, к примеру, Игоря Талькова, группы «Браво», Софии Ротару.

После того, как гастрольный тур в Челябинске завершился, балет получил предложение танцевать в номерах С. Ротару. Подобная работа длилась 5 лет. Балет стал популярным, а потому решено было отправиться в сольное плавание.

Спустя 5 лет деятельности, коллектив дал свой первый сольный концерт. Тодесу помог организовать его меценат И. Попов. На счету коллектива масса выступлений с известными звездами — Т. Булановой, В. Меладзе, л. Долиной, Ф. Киркоровым и многими другими.

В 1992 году Алла Духова открыла школу танцев на территории Лефортово. В последующем филиалов стало больше, они были открыты в Риге и Санкт-Петербурге. Сегодня школа танцев А. Духовой есть не только в РФ, СНГ, но и на Мальте.

На сегодняшний день Алла Духова продолжает стоять у руля ансамбля «Тодес», занимается сетью школ. Она активно принимает участие в отборах талантливых артистов, к примеру, в 2017 году заняла почетное место в членах жюри в проекте «Новая фабрика звезд».

Личная жизнь и увлечения

Алла Духова является очень разносторонним человеком. Она считает, что главное в жизни это постоянное развитие и самосовершенствование.

Женщина не только является хореографом, прекрасно разбирается в музыке, но и выпускает собственную линию одежды.

Артистка состоит в официальном браке. Этот союз стал для нее третьим по счету. Избранником Аллы стал мужчина по имени Антон, который работает с балетом «Тодес» также, занимаясь постановкой света.

Алла является матерью двух сыновей от разных браков. У нее уже есть внуки. Это Володя и Константин. Семья живет в Латвии, где у Алла есть в Риге шикарный дом со всеми удобствами.

Фото Аллы

Алла Духова ведет инстаграм, где иногда появляются новые фото.














Алла Владимировна, в этом году вы отмечаете сразу два юбилея - личный и профессиональный: у вас круглая дата, и коллективу TODES исполняется 30 лет. Какое из этих событий для вас более значимое?

Никак не могу поверить в то, что TODES разменял четвертый десяток. Кажется, что все началось вчера. Представьте: мы начинали в составе 14 человек, а сейчас в труппе 150 профессиональных танцовщиков, которые востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме того, у нас самая крупная сеть танцевальных школ в мире - в 111 филиалах в разных странах насчитывается 20 тысяч учеников всех возрастов, а сколько их наберется за 18 лет существования школы, сосчитать невозможно. Аналога нигде нет. Когда первому нашему составу пришла пора расставаться со сценой, я задала себе вопрос: а какая перспектива их ждет? Кому нужен танцовщик, вышедший на пенсию? Никому. Хорошо, если у него есть хватка и он способен заняться чем-то еще. Но это же исключения. Значит, надо позаботиться о его будущем. С той поры, завершив сценическую танцевальную карьеру, наши ученики становятся директорами школ, педагогами, репетиторами-хореографами. Еще одна моя гордость - наш собственный театр, открывшийся два года назад. Сбылась заветнейшая мечта. И это самый большой подарок к юбилею. В сравнении с такими свершениями личный день рождения попросту меркнет.

- Откуда вы такая - с сумасшедшей энергетикой - взялись? Из какой семьи?

- (Смеясь.) Ох, слышали бы вас школьные психологи, которые проводили тестирование учеников в рижской школе, где я училась! Меня они записали во флегматики. Потом так все и говорили: «Аллочка у нас флегматичная». Но ошиблись психологи. Нисколечко я не флегма. Просто у меня отличная стрессоустойчивость. В сложных ситуациях я внутренне собираюсь и «каменею»: меня не пробить. Но в детстве я и правда была на удивление спокойная и послушная. Единственное - постоянно танцевала, особенно перед ­зеркалом. Поняв, что я одержима танцами, мама отвела меня в ансамбль народного танца «Ивушка».

Родители, Галина Владимировна и Владимир Соломонович, были людьми очень творческими, работали педагогами. По распределению они учительствовали в Коми-Пермяцком округе, в селе Коса, а где-то через год после моего рождения переехали в Ригу.

Каждое лето мы с родителями отправлялись в палаточный городок, где проводили все каникулы. Папа организовывал там соревнования для детей и взрослых: легкая атлетика, лазание по канатам, рыбалка. А мама собирала всю детвору и готовила с нами концерты. Естественно, моих родителей все обожали. Увы, их уже нет в живых…

- С профессией вы определились сразу после школы?

Нет, сначала я захотела стать цирковой артисткой. В Ригу на ­длительные гастроли приехал цирк, и со мной в выпускном классе стала учиться Тая Корнилова - дочка потомственных дрессировщиков, сама работавшая на арене с маленьким слоном. Мы с ней сдружились. Увидев меня на концерте, она предложила: «Пойдем к нам в аттракцион «Слоны и танцовщицы». Я пришла в цирк, ее мама, руководившая аттракционом, меня протестировала и сказала: «Берем!» Естественно, все обсудили с моими родителями: они вроде сначала согласились, но потом стали активно меня отговаривать. Я уперлась. Однако правы все же оказались они. Сразу после окончания школы я вместе с цирковыми поехала на гастроли в Кишинев, где на протяжении двух месяцев меня вводили в программу: я научилась с легкостью залезать на слона и исполнять трюки у него на спине, после чего мы отправились в Минск. Первое представление я благополучно отработала, а на втором… сломала ногу - в лодыжке. Перелом был очень сложный, почти год восстанавливалась.

Летом я устроилась подрабатывать в пионерлагерь - вела занятия по танцам. Меня заметил директор Дома культуры в Юрмале и позвал работать. Там я быстренько сколотила группу из подружек. Я изучала нелегально завезенные видеокассеты с записями выступлений танцоров из Европы и Штатов и как-то их преобразовывала. Полгода спустя наш девчачий коллектив стал лауреатом городского танцевального конкурса молодых дарований в Риге. После этого нас пригласили выступать на самой модной рижской дискотеке - в ДК завода имени Попова. Туда в то время невозможно было попасть, спекулянты продавали билеты по десятикратной цене.

Однажды мы отправились на первый брейкерский фестиваль в Палангу. Там познакомились с парнями из Ленинграда, эффектно танцующими брейк-данс. Их коллектив назывался необычно - TODES. Мы решили объединить две группы в одну, исполня­ющую современную хореографию всех стилей. Название сохранили - оно яркое, броское, звучное. Этим термином обозначается один из элементов фигурного катания - чрезвычайно сложный трюк. А потом еще кто-то сказал, что с немецкого языка это слово переводится как «смертельная спираль». (Смеясь.) Не знаю уж, как там у них, в Германии, но наш балет, наоборот, очень жизнеутверждающий. Короче говоря, едва две группы соединились в одну, моментально стало понятно, что художественный руководитель тоже должен быть один. Созвали общее собрание, и… все проголосовали за меня.


- Даже подумать страшно о каком-то романе. Надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться…
­Нет-нет-нет! Фото: Николай Денисов

Каким же образом самодеятельный танцевальный ансамбль раскрутился и попал на звездную орбиту эстрадных знаменитостей?

Объединенным коллективом в составе 14 человек мы сделали ­40-минутную сольную программу, и нас с ней взяли в Северо-Осетинскую филармонию. Мы объездили весь Кавказ, но потом из-за конфликта с директором нас уволили. И мы, бесхозные, отправились в Москву. На двух-трех концертиках через чье-то посредничество выступили, и все - тишина. Наступил период бедствования. Денег - ноль. По несколько дней, бывало, совсем оставались без еды. Голодные заходили в универсам и, каюсь, таскали хлеб - мужики наши клали булочки в карманы и выносили. Стыдно, конечно, но что поделаешь - голод гнал. А ведь нам, дуракам, почему-то от этого было весело. Сейчас вспоминаю с ужасом.

Сначала мы устроились в Люберцах в общаге, а потом сняли в Москве две однокомнатные квартиры и жили в них - по 12 человек в каждой. Спали на матрасах, а уходя, скатывали их и укладывали стопкой. Чистоту поддерживали идеальную, дежурства назначали: кто за туалет отвечал, кто за плиту, кто за пыль. Вечерами готовили что-то нехитрое и все вместе садились есть. Свечу зажжем, поболтаем, похохочем, обсудим планы - и на боковую. Отлично было, весело.

Постепенно творческая жизнь стала налаживаться. Папа моей подружки - Александр Аронович Берман, администратор Рижской филармонии - отправил нас на большие гастроли, где мы попали в поле зрения , которая позвала работать с ней. Разумеется, мы согласились на такое заманчивое предложение. Помню, на первой же репетиции просто обалдели. Представлялось, что София Михайловна гораздо меньше ростом, а тут выходит на каблуках, высокая, статная, элегантная, берет микрофон и начинает петь «Лаванду» - тогда это был хит. А мы, каюсь, не любили эту песню: у нас, молодых, были другие музыкальные приоритеты. Но как только услышали ее, что называется, вживую, стало понятно, почему у этой певицы такая армия поклонников. Это было что-то потрясающее, магнетическое, аж мороз по коже. Мы тут же все в нее влюбились, бесповоротно и окончательно. И «Лаванду» полюбили - как, впрочем, и все песни Ротару.

Нас все предупреждали: с Ротару надо держать ухо востро, мол, характер у нее, мягко говоря, не сахар. А я так скажу: замечательный у нее характер. Просто она работяга, каких поискать, и, естественно, очень требовательна - и к себе, и к окружающим. У нее не забалуешь: иной раз и тарелка может полететь в сторону нерадивого музыканта или звукорежиссера. Но это творческие, рабочие моменты, никто не обижался. А по сути своей София Михайловна оказалась справедливая и добрая. И невероятно простая в общении. У нас была традиция: перед репетицией или концертом я обязательно заходила к ней в гримерку, и мы болтали по душам - ни о чем и обо всем.

Около пяти лет мы вместе выступали, а потом стали работать с Валерочкой Леонтьевым. Тоже совершенно гениальный человек и также работоспособности невероятной. А еще интеллигентный, начитанный: его в свободную минуту без книжки не увидишь. Боже, а как он общается с людьми! Я у него училась. Вообще-то я и так ко всем уважительно относилась, нас с Динкой родители в этом плане воспитали прилично: если дерзость себе какую-нибудь позволяли или не тем тоном говорили, прямо по губам били - буквально за интонацию. И все же Валера в этом смысле уникален. Помню такой эпизод. Как-то я ему сказала: «Валер, что меня восхищает в тебе, помимо таланта, так это то, как ты общаешься: абсолютно со всеми одинаково - с таким уважением относишься к каждому, даже с пиететом. Это поразительно!» Он ответил: «Только так и нужно. Хотя бы из эгоистичных побуждений: ты же не знаешь, как сложится судьба того или иного человека - может, сегодня он сцену убирает, а завтра президентом станет. Или твоим импресарио. Может такое быть? Может. Это первое… Нет-нет, неправильно, это второе. А первое и самое важное: если хочешь, чтобы к тебе люди относились с любовью, относись и к ним так же. Ко всем». Вот так - все очень просто: как хочешь, чтобы относились к тебе, так сам относись к другим. Вроде ничего нового не сказал, но из его уст эта житейская мудрость прозвучала как-то особенно - напутственно и осмысленно. Впоследствии я старалась именно так общаться со всеми окружающими меня людьми.

- А поговаривают, что как руководитель вы очень жесткая…

Но это только в коллективе, во время работы. Да и то когда я в запале. Но, во-первых, я скорее не жесткая, а громкая. Хотя это я раньше часто голос повышала, а сейчас уже помудрее стала - не порчу свои нервы. А ­во-вторых, стараюсь быть справедливой. Если понимаю, что нужно наказать, наказываю. Штрафом или выволочкой. За что? За опоздание, за невнимательность, за халтурную работу. А иначе никак. Если бы я была мямлей, мы ничего не достигли бы. Другое дело, что всегда стараюсь учитывать характер человека, его психологические особенности, жизненную ситуацию - к каждому ищу свой подход.

Кажется, первый крупный сольный концерт TODES совпал с первым большим выступ­лением Кристины Орбакайте. Интересно, кто кого, скажем так, тянул?

С мы познакомились давно - гораздо раньше создания TODES. Алла Борисовна приехала с концертами в Ригу, Кристи была вместе с ней. Гастроли эти организовывал тот самый главный администратор Рижской филармонии. И его дочка, Танька, притащила Кристю домой - смотреть кассеты по видику. Нас там много народу собралось. Кристина потом говорила мне: «Представляешь, меня еще ни разу в жизни не отпускали тусоваться на ночь. А тут вдруг мама дала добро». Так что для нее это был знаменательный момент - выход в гости с ночевкой! Ей было лет пятнадцать. Потом мы увиделись с Кристей на ­«Рождественских встречах» Пугачевой, где поручила нашему коллективу сделать для выступления Кристины подтанцовку. С этого и началась наша с Кристей дружба. Я не раз убеждалась в том, что она человек очень добрый и отзывчивый. Так вот, когда TODES впервые должен был выступать с сольной программой, я спросила: «Кристи, поможешь нам?» Она говорит: «Давай. А что нужно?» Я объяснила: «У нас хватает номеров всего на полтора отделения, не могла бы ты выступить вместе с нами, чтобы концерт получился полноценным?» Кристина тогда, как и мы, только начинала делать первые самостоятельные­ шаги на большой эстраде и в таком большом формате еще не выступала. Но все равно поддержать нас согласилась. Помню, перед представлением жутко волновалась. Но концерт получился классный, прошел с огромным успехом. Мы сняли его на видео, и Кристи потом привезла запись маме. Алла Борисовна пересматривала несколько раз, анализировала, как мы отработали. Естественно, ее в первую очередь интересовала Кристина. Мне потом попеняла: «Что ж вы мою доченьку-то обидели? Она у вас столько номеров поет, а ее поставили непонятно куда. Неправильная расстановка артистки». Я объясняла: «Алла Борисовна, да о какой расстановке речь?! Мы попросили Кристю помочь, и она просто выручила нас. Мы даже программу не формировали, а уж о таких тонкостях и вовсе не думали…»

У Аллы Борисовны я и училась правильно выстраивать программу, расставлять в концерте людей, да и попросту законам жанра. У нее гениальное режиссерское чутье - на уровне интуиции. Всегда четко знает, когда какую песню поставить, в какой момент стоит обратиться к зрителю, что сказать, с какой интонацией, где и как кланяться. Она это ощущает до мельчайшего нюанса.



- У меня дома целая гвардия: сыновья, невестка, внучка. В покое меня не оставляют. И это хорошо
. Фото: Николай Денисов

- Алла Владимировна, а как ваша насыщенная танцевальная жизнь совмещается с семейной?

Сложно. Замуж я вышла в Риге, в 22 года. Сережа был диджеем на той модной дискотеке, о которой я рассказывала. Пожили мы с ним несколько лет в браке, а потом муж решил ­уехать в Америку - насовсем: мечта у него была такая. Так вышло, что возможность эта представилась ему, когда я была беременна. Он предлагал эмигрировать вместе, но я для себя такой вариант ни на секунду не рассматривала. «Да ты что?! - говорила. - Как можно все бросить? Здесь же друзья, родные, любимая работа, да вообще вся жизнь. Никогда и ни за что!» Мы развелись, он улетел.

- Матерью-одиночкой оставаться не страшно было?

Если честно, решилась я рожать ребенка не сразу. Серьезно обдумывала сложившуюся ситуацию. Понимала, что останусь одна, без помощи. Папа к этому времени уже умер, мама неважно себя чувствовала. Как справляться, как совмещать заботу о ребенке с работой? Тут решающую роль сыграли моя сестра Дина и ее муж Аркадий - он занимается строительным бизнесом. Они сказали: «Аллуся, рожай! Не думай о проблемах, мы поможем!» Важные для меня слова, ключевые. Причем своих детей у них тогда еще не было. Всю ночь я не спала, размышляла обо всем этом. Под утро сказала себе: «Все - рожаю!» И, очень хорошо это помню, у меня внутри вдруг так - у-ух! - словно тот, кто там сидел, выдохнул облегченно. (С улыбкой.) Впоследствии это оказался Вовка, которому теперь уже 22 года.

- Появление ребенка и ответственность за все разрастающийся коллектив не вступали в противоречие?

Как-то выкручивалась. Моталась из Риги в Москву и обратно. Сначала буквально выскакивала на работу на два-три дня и тут же возвращалась. Потом стала подольше задерживаться. Мне повезло: я родила в удачное время - летом, когда у нас был перерыв в работе и я смогла три месяца кормить грудью. А потом молоко пропало. Дина к тому времени тоже уже родила - дочку Полину, и Вовка оставался с ними. Хорошо ему было - под присмотром родных, любящих людей, а вокруг свежий воздух, сосны. Да и няню мы уже могли себе позволить. В общем, на душе у меня было спокойно. А сейчас я редко бываю у сестры, обычно приезжаю к ней на Новый год и летом. Дина возглавляет рижский филиал нашей Школы танцев. Она сама была в первом составе TODES, а теперь у нее пятеро детей, и четверо из них танцуют. Станут ли мои племянники профессиональными танцорами или нет - вопрос. Это уж как они сами захотят. Но ходят заниматься уже много лет.

А Володька мой танцами не увлекся. Он окончил факультет режиссуры в США, в New York Film Academy, получил диплом бакалавра, но решил вернуться домой и оканчивать магистратуру здесь. Намеревается попробовать себя как театральный режиссер. Планирует еще и в университете преподавать - его пригласили. Кроме того, он музыкант, пишет хорошую музыку. Уже женился - на своей однокласснице Ане. Мне казалось, что слишком рано ребята затеяли семейную жизнь, ­хотя им, молодым, конечно, виднее. Два года назад подарили мне внучку - Софию. Это невообразимое чудо!

А младшему моему сыну, Костику, 14 лет. Он пока больше всего интересуется доисторическими животными. Но и танцевать Котька обожает, с удовольствием ходит в танцевальную школу, спектакли нашего театра не пропускает, пересматривает по много раз. Его папа работает у нас в коллективе техническим директором. Хотя мы с Антоном давно разошлись, продолжаем дружить. Он часто к нам приезжает, Котька любит его, мы все замечательно общаемся. Но семейной жизни в привычном понимании у нас не получилось.

- Значит, если отдаваться работе так самозабвенно, как вы, личное счастье невозможно?

Наверное, все-таки возможно, только надо сильно стараться. На это нужны силы. А их не хватает. На детей - да, а на все остальное - нет. Кроме того, нужно, чтобы все совпадало с обеих сторон: взаимопонимание, поддержка, чуткость. Чтобы близкий человек во всем тебя понимал, не дергал, когда ты внутри как оголенный нерв. Он должен чувствовать, что в этот момент лучше просто оставить в покое, дать прийти в себя, не тревожить расспросами, приставаниями. Все должно срастись, а это очень сложно. С другой стороны, ну с какой стати именно ему следует под тебя подстраиваться, а не тебе под него? Я, как могла, старалась, но иногда душевных сил не хватало: слишком выматывалась на работе. Конечно, это ненормально. Так что виню я прежде всего себя. У меня просто не хватило ресурса.

- Сейчас личное пространство у вас по-прежнему никем не заполнено?

Ничего себе не заполнено! Дома - целая гвардия: сыновья, невестка, внучка, не говоря уж о «гвардейцах» на работе. Это же огромное количество народу, и все то и дело пристают - и по работе, и по личным вопросам, и по здоровью, и по всякой ерунде. Я взрываюсь: «Да оставите вы меня уже в покое или нет?!» (С улыбкой.) Нет, не оставляют. Разумеется, я включаюсь в их ­проблемы. Но на самом деле это здорово. Они же все - мои дети. И по большому счету кто мне еще, кроме них, нужен? Даже подумать страшно о каком-то романе. Это ведь надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться… Нет-нет-нет! Какие свидания, вы что, с ума сошли? Избави Бог! Мне и так прекрасно. (Помолчав.) Но, может, я и не права. Конечно, не права, не надо слушать мои глупости, а уж тем более поступать как я. Моя позиция неверная. Все должно быть наоборот: надо, чтобы у всех женщин были мужья - надежные помощники, заботливые и внимательные. Это однозначно.



С сыновьями Константином и Владимиром, невесткой Анной и внучкой Софией
. Фото: Николай Денисов

Тем не менее для большинства людей вы все же являетесь примером для подражания. Есть ощущение гордости - ай да Духова?

Знаете, когда я приезжаю в большие города любой страны мира, выхожу в конце концерта на сцену, слушаю четвертьчасовой гром оваций, вижу буквально ревущий от восторга битком набитый зал, из которого никто, ни единый человек, не торопится в гардероб, чувства действительно испытываю бесподобные. Их не описать. А школы наши - это же фантастика. Там ведь реально учат танцевать. И еще мы вывозим ребят в летние лагеря, на фестивали, где они соревнуются друг с другом. Танцуют все жанры современной хореографии - в разных стилях, со спортивными трюками. Энергетика колоссальная - искры летят. Это TODES, ни с кем не спутаешь! Дети полны энергии - задорные, поджарые, физически крепкие. Какие стрессы, какие комплексы, какие уличные шатания и опасные компании?! Я смотрю на это огромное количество ребят разных возрастов, впитываю в себя энергию и мощь юности, и… слезы подступают. В такие мгновения ловлю себя на мысли: какие же мы все-таки молодцы! Не «я», а именно «мы». Потому что мы сделали это! Вот в этом заключается и гордость моя, и мое счастье.

Семья: сыновья - Владимир (22 года), Константин (14 лет); внучка - София (2 года)

Образование: окончила режиссерский факультет РАТИ

Карьера: хореограф, основатель танцевального коллектива «Эксперимент»; основатель и художественный руководитель балета, сети танцевальных школ и Театра танца TODES