Князь сергей михайлович волконский о казаках. Волконский, сергей михайлович. Значение волконский сергей михайлович в краткой биографической энциклопедии

1. Ответь на вопросы.

  1. Как называли песни о героических подвигах богатырей?
  1. Какие былины ты уже читал или знаешь?

____________________________________________________________________

  1. Кого из богатырей ты знаешь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Догадайся, о ком идёт речь.

1) Однажды мальчик Варфоломей встретил старца- монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил на всю Русь?

2) Ту дороженьку расчистил я,

Богатырь... .

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня - за коня!

Чьи это слова и где были записаны?

  1. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Стоял такой великий стон,

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия...

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живёт.

Как прозвали князя Дмитрия?

3. Узнай произведение. Пользуясь текстом, вставь пропущенные слова.

  1. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был ____________ , родился от неправедных.
  2. И пришёл день исполнения обета его матери: после шести недель, то есть когда наступил день после рождения его, родители принесли __________ в церковь Божью.
  3. ...в среду и пятницу он не брал __________________и не пил _______________ коровьего, и так без ________________ оставался в течение всего дня.
  4. Стефан и Пётр быстро изучили ____________________,Варфоломей же не ____________ учился читать, но как-то и не прилежно.

5) Отрок втайне часто со слезами ______________ Богу, говоря: «Господи! Дай мне ____________________ грамоту эту, научи Ты меня и меня».

6) Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь ____________грамоты. Произноси __________________ Божье без сомнения».

  1. Сыновья, Стефан и Пётр,

женились; третий же сын, блаженный юноша ____________ , не захотел жениться,

а весьма стремился к _______________________ жизни.

4. Напиши синквейн на Илью Муромца.

Инструкция

Синквейн - это нерифмованное стихотворение в переводе с французского - 5 строчек).

1-я строчка: тема (одно существительное).

2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных).

3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, причастия, деепричастия).

4-я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение).

5-я строчка: синоним из одного слова к заявленной теме.

______________________________________________________________________________

1. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.

1) И молния грозно тебя обвивала...

2) Вскормлен грудью облаков...

_____________________________________________________________________

3) Глядишь в забытые вороты...

____________________________________________________________________

  1. И редкий солнца луч, и первые морозы...

________________________________________________________________________

1) Где счастье плодится, там и зависть родится.

________________________________________________________________________

2) Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся.

________________________________________________________________________

3) Хотя с нуждою, а добился чести.

_________________________________________________________________________

4) Живи добрее, будешь всем милее.

_________________________________________________________________________

  1. Чем крепче дружба, тем легче служба.

_________________________________________________________________________

3. По опорным словам узнай произведение и его автора. Запиши.

Маленький человек, бизоны, Калифорния, мустанги, Америка, Монтигомо Ястребиный Коготь.

_________________________________________________________________________

4. К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.

  1. Ершов
  2. Пушкин
  3. Лермонтов
  4. Толстой
  5. Чехов

5. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Кто его автор?_____________________________________________________________________

1. Узнай, о ком из поэтов идёт речь. Запиши.

1) В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация.

______________________________________________________________________________

2) Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство.

______________________________________________________________________________

3) А.С. Пушкин сказал о нём: «...оригинален - ибо мыслит».

______________________________________________________________________________

4) Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

______________________________________________________________________________

5) Он открыл в Воронеже книжный магазин при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.

_____________________________________________________________________________

6) От своего отца он унаследовал силу характера твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

______________________________________________________________________________

7) Последние годы он провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А.П. Чехове.

______________________________________________________________________________

1) Ф.И.Тютчев а) «Школьник»

2) А.А.Фет б) «Где сладкий шёпот...»

3) Е.А.Баратынский в) «Листопад»

4) А.Н.Плещеев г) «Ещё земли печален вид...»

5) И.С.Никитин д) «Бабочка»

6) Н.А.Некрасов е) «В синем небе плывут над полями...»

7) И.А. Бунин ж) «Дети и птичка»

3. Найди в прочитанных стихотворениях олицетворение. (Олицетворение - наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.) Что оно помогает почувствовать и понять?

4. Дай определение своими словами следующих понятий

Ритм - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рифма - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? Запиши.

1) Продаю пиявок. Цена договорная.

______________________________________________________________________________

2) Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли.

______________________________________________________________________________

3) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

______________________________________________________________________________

4) Сплю и вижу принца.

_____________________________________________________________________________

5) Охранному агентству на постоянную работу требуются 33 сотрудника крепкого телосложения.

______________________________________________________________________________

6) Возьму оброк со всех, даже с чертей.

______________________________________________________________________________

7) Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки.

______________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки. Вспомни, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается ответ. Запиши.

1) Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год. Ласточка день начинает, а он кончает. Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка.

_____________________________________________________________________________

2) Мал горшок, да её варит.

Сам её заварил, сам её и расхлёбывай.

Её маслом не испортишь.

_________________________________________________________________________

3. Прочитай отрывки из биографий писателей. Запиши их полные имена.

1) Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

_____________________________________________________________________________

2) Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил своих сыновей, которые тоже стали известными.

______________________________________________________________________________

3) Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на его характер как будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.

______________________________________________________________________________

4) Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно встречались лучшие писатели и учёные столицы.

______________________________________________________________________________

4. Объясни, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название произведения и автора.

1) Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился - жизнь потерял.

______________________________________________________________________________

2) Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года чтобы научиться лени - только три дня.

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Ученику - удача, учителю - радость.

_________________________________________________________________________

2. По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.

1) Попробуй в классе запой - сразу выгонят.

______________________________________________________________________________

2) Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.

______________________________________________________________________________

3) Грохочут грузовики - скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу.

______________________________________________________________________________

  1. Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить.

___________________________________________________________________________

3. Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв. 2. У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель? 3. Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны. 4. Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись. 5. Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было... . 6. Его не умели ценить герои произведения Е.Л. Шварца. 7. Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

По вертикали: 8. Черта характера человека, любящего трудиться. 9. По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и др.

1. Узнай, о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь. Запиши.

1) Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

______________________________________________________________________________

2) Эта девочка вдохновила великого композитора.

___________________________________________________________________________

  1. Обиженная тётя сказав, что в будущем Минька будет... .

___________________________________________________________________________

4) Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.

___________________________________________________________________________

  1. Этот инструмент мог петь обо всём.

__________________________________________________________________________

2. Вспомни, где это было. Ответь на вопросы.

1) Где проводил осень Эдвард Григ?

___________________________________________________________________________

2) Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик?

______________________________________________________________________________

3) В каком городе родился К.Г. Паустовский?

______________________________________________________________________________

4) Где провёл детство Б.С. Житков?

______________________________________________________________________________

5) В Санкт-Петербурге в семье художника родился … .

______________________________________________________________________________

3. Прочитай модернизированные пословицы и поговорки, восстанови их. Запиши.

1) По лесу надо с корзинкой ходить.

______________________________________________________________________________

2) Скучен день до вечера, коли делать уроки.

3) Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

________________________________________________________________________

  1. Испокон века телевизор растит человека.

___________________________________________________________________________

  1. Первая двойка прощается.

___________________________________________________________________________

7) На шпаргалке далеко не уедешь.

_______________________________________________________________________

4. Отгадай загаданное слово в пословицах и поговорках. Для какого произведения оно является ключевым? Укажи название произведения и автора.

1) Поздний ОН гложет кость.

Из песни слова не выкинешь, из-за стола ЕГО не выгонишь.

Незваный ОН хуже татарина.

___________________________________________________________________________

2) Не вся та ОНА, что звучит.

Под хорошую ЕЁ и змеи пляшут.

Фома ЕЁ разумеет, а Ерёма плясать умеет.

___________________________________________________________________________

5 . О каком поступке идёт речь в этих пословицах? К какому произведению их можно отнести? Укажи название произведения и автора.

Ворота открыты, а он в подворотню лезет.

За тараканом - с барабаном, за комаром - с топором.

Зачем туда с ножом, где топор положен.

_______________________________________________________________________

1) В.Я. Брюсов а) «Бабушкины сказки»

6) «Наши царства»

  1. С.А. Есенин в) «Опять сон»
  2. М.И. Цветаева г) «Бежит тропинка с бугорка...»

Д) «Детская»

2. По четверостишию узнай стихотворение и его автора. Запиши.

1) И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

___________________________________________________________________________

2) Месяц вышел. Громче шорох.

Зебра мчится вдалеке.

Лес, взрывая листьев ворох,

Тупо тянется к реке.

______________________________________________________________________________

3) Нам хорошо. Пока ещё в постели

Все старшие и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

______________________________________________________________________________

4) Слово скажешь, в траву ляжешь,

Чёрной цепи не развяжешь.

Снизу яма, сверху высь,

Между них вертись, вертись.

______________________________________________________________________________

3. Догадайся, о ком из поэтов изученного раздела идёт речь. Запиши.

1) После Константиново, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна - пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых стихи этого поэта отличались особой лёгкостью.

Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

___________________________________________________________________________

2) Сочинять начал с восьми лет, а в семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов он не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твёрдо верит в свою звезду.

В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать всё мно гообразие человеческих страстей, все «сокровища заложенные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор педагог.

С детских лет его манило неведомое:

Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,

И тайны полюсов, и бездны подземелий,

И дерзкие пути междупланетных стран.

___________________________________________________________________________

3) В октябрьские смертные дни, когда к власти пришли большевики, она остаётся в Москве одна двумя дочерьми, безо всяких средств к существованию. В то время в её стихах страшный быт преображается в высокую поэзию:

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!

Взойдите! Гора рукописных бумаг...

Так. - Руку! - Держите направо,

Здесь лужа от крыши дырявой.

Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,

Какую мне Фландрию вывел паук.

Не слушайте толков досужих,

Что женщина - может без кружев! Фландрия - средневековое графство, которое славилось (в числе прочего) своими кружевами.

___________________________________________________________________________

4. Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Что тебя в нём тронуло? Кто его автор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) Д.Н. Мамин-Сибиряк а) «Выскочка»

2) А.И. Куприн б) «Кабан»

3) В.П. Астафьев в) «Приёмыш»

  1. Е.И. Чарушин г) «Стрижонок Скрип»
  2. М.М. Пришвин д) «Барбос и Жулька»

2. Узнай, из каких произведений эти предметы. Укажи название произведения и автора.

1) Норка.

___________________________________________________________________________

2) Рога.

___________________________________________________________________________

3) Хвост.

___________________________________________________________________________

4) Миска.

___________________________________________________________________________

5) Лодка.

___________________________________________________________________________

6) Метла.

___________________________________________________________________________

3. Запиши название произведения и укажи автора. 1) Какое произведение открывает раздел «Природа и мы»?

___________________________________________________________________________

2) В каком произведении сорока лишилась хвоста?

_______________________________________________________________________________

3) Герой какого произведения рисовал животных в зоопарке?

_______________________________________________________________________________

4) Герою этого произведения пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.

_______________________________________________________________________________

5) Герои этого произведения были разными, но дружба их - крепкой.

_______________________________________________________________________________

  1. Герой этого произведения был приёмным членом семьи, но очень любимым.

_________________________________________________________________________

4. Узнай героя по описанию. Вспомни, из какого произведения этот герой и кто его автор. Запиши.

1) Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок - суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник-птица!

_______________________________________________________________________________

2) Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.

_______________________________________________________________________________

3) Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит...

_______________________________________________________________________________

4) Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.

______________________________________________________________________________

5) Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

______________________________________________________________________________

  1. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.

_______________________________________________________________________

Проверочная работа 9. К разделу «Поэтическая тетрадь 2» (часть 2)

1. Отгадай загадку и вспомни, какому прекрасному времени года был посвящён раздел «Поэтическая тетрадь».

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

Зажгла огней рябиновых костёр.

То - щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождём.

___________________________________________________________________________

2. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

  1. С.А. Клычков а) «Лебёдушка»

2) Д.Б. Кедрин б) «Весна в лесу»

3) С.А. Есенин в) «Сентябрь»

4) Б.Л. Пастернак г) «Бабье лето»

5)Н.М. Рубцов д) «Золотая осень»

3. По нескольким строчкам узнай стихотворение запиши, кто его автор.

1) А кругом цветы лазоревы

Распускали волны пряные...

______________________________________________________________________________

2) Как в истоме клохчут сои

И кружатся глухари.

_____________________________________________________________________________

3) И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

______________________________________________________________________________

  1. Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

___________________________________________________________________________

4. Отметь пример, в котором встречается олицетворение.

1) Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

2) Наступило бабье лето -

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щёлке муха ожила.

3) А кругом роса жемчужная

Отливала блёстки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

5. Вспомни, какие сравнения использует Б.Л. Пастернак. Выпиши их.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В каком из прочитанных стихотворений главным становится повествование о событиях из жизни героев. Укажи название стихотворения и автора.

___________________________________________________________________________

Проверочная работа 10. К разделу «Родина»

1. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы.

Мой первый друг, Антипин Колька!

Он, верно, помнит этот день,

Когда на тихом солнцепёке

Накрыла нас живая тень.

Мы оглянулись и застыли,

Разинув в оторопи рты:

Стоял солдат, седой от пыли,

И улыбался с высоты.

И вдруг, подхваченный тем мигом,

Признав чутьём, а не с лица,

Я задохнулся сладким криком

В немом объятии отца.

К его щеке припал и замер,

А сзади в ярком свете дня

Смотрел сиротскими глазами

Антипин Колька на меня.

В. Богданов

Вопросы:

1) Как ты понимаешь смысл стихотворения? О чём оно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Можно ли это стихотворение ввести в раздел, который вы только что изучали?

_______________________________________________________________________________

2. По двум строчкам узнай произведение и его автора.

1) Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли.

_____________________________________________________________________________

2) Я в каждом шелесте листов

_____________________________________________________________________________

  1. Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё.

_____________________________________________________________________________

4) Посмотрю на юг

Нивы зрелые...

_______________________________________________________________________________

3. Допиши имя и отчество автора.

  1. Дрожжин
  2. Слуцкий
  3. Никитин
  4. Жигулин

1) Е.С. Велтистов

2) _____________________________________________________________________

«Путешествие Алисы»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . Проверь себя, внимательно ли ты читаешь. Вставь пропущенные слова в предложения.

  1. Ранним майским утром к гостинице

подкатил светло-серый автомобиль.

2) Директор с ________________ с помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на _________ этаж.

3) Почётный гость приехал из ___________________ .

  1. Над деревьями прострекотал маленький

Воздушное.

  1. Оставив Электроника, профессор подошёл к ________________, набрал на диске номер.
  2. Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться ___________________.

3. Подбери синонимы к словам.

Прозрачный -

Раздался -

Сюрприз - ;

4. Расшифруй, что здесь написано, и ты узнаешь настоящее имя писателя-фантаста Кира Булычёва.

SИWLГGOVIPSWЬ

___________________________________________________________________________

WBLSCSGEWBILOSVЛOGIДOWBVSИЧG

МWSIOЖGWEVSЙLIKOSL

___________________________________________________________________________

5. Как можно охарактеризовать Алису? Выбери нужное. Дополни, если считаешь нужным.

Добрая, злая, смелая, трусливая, находчивая, отзывчивая, ____________________

6. Проверь себя, внимательно ли ты читаешь. Выбери правильный ответ.

1) Мы осторожно выкопали... кустов.

А) пять 6) шесть в) семь

  1. Я начал готовить к съёмкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся...

А) лечебные цветы б) удивительные цветы в) светящиеся цветы

  1. Механика звали...

А) Жёлтый б) Красный в) Зелёный

4) Чтобы защититься от кустиков, отец Алисы схватил...

А) швабру б) щётку в) метлу

5)Для борьбы с кустиками хотели применить...

А) огнемёт б) пулемёт в) водомёт

6)Кустики победила Алиса при помощи...

А) ведра б) лейки в) шланга

  1. Кусты бродили по песку и...

А) искали воду б) искали солнце в) искали еду

  1. Самый маленький и непоседливый кустик очень любил...

А) чай б) морс в) компот

Проверочная работа 12. К разделу «Зарубежная литература»

1. Узнай произведение. Укажи его название и автора.

1) В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком.

_______________________________________________________________________________

2) В этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви.

_______________________________________________________________________________

3) Главного героя этого произведения учитель часто наказывал.

_______________________________________________________________________________

4) В этом произведении рассказывается о ночи, в которую происходили чудеса.

______________________________________________________________________________

5) Этим произведением заканчивается раздел.

_______________________________________________________________________________

  1. В этом произведении можно узнать о подводной жизни.

_______________________________________________________________________________

2. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) С. Лагерлёф а) «Путешествие Гулливера»

2)Д. Свифт б) «Святая ночь»

3)М. Твен в) «Русалочка»

4)Г.Х. Андерсен г) «Приключения Тома Сойера»

Д) «В Назарете»

3. Догадайся, из какого произведения эти вещи. Укажи название произведения и автора.

1) Глиняная серая птичка.

___________________________________________________________________________

2) Персик.

______________________________________________________________________________

3) Острый нож.

_____________________________________________________________________________

4) Длинная остроконечная палка.

______________________________________________________________________________

5) Длинные лестницы.

_____________________________________________________________________________

6) Грифельная доска.

______________________________________________________________________________

4. Назови имя.

1) Настоящее имя Марка Твена.

______________________________________________________________________________

2) Полное имя Сельмы Лагерлёф.

______________________________________________________________________________

3) Имя девочки, в которую был влюблён Том Сойер.

_____________________________________________________________________________

4) Имя матери Иисуса.

______________________________________________________________________________

Ответы к проверочным работам

Проверочная работа 1. К разделу «Летописи. Былины. Жития»

  1. 1) былины.
  2. 1) Сергий Радонежский; 2) Ильи Муромца, на камне; 3) смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня; 4) Дмитрий Донской.
  3. 1) воссиять, родителей; 2) сороковой, ребёнка;) грудь, молока, еды; 4) грамоту, быстро, медленнно; 5) молился, выучить, вразуми; 6) знание, слово;) Кирилла, Варфоломей, иноческой.

Проверочная работа 2. К разделу «Чудесный мир классики»

  1. 1) А.С. Пушкин «Туча»; 2) М.Ю. Лермонтов Дары Терека»; 3) А.С. Пушкин «Няне»; 4) А.С. Путин «Унылая пора...».
  2. 1) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»; 2) М.Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб»; 3) Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал»;) Л.Н. Толстой «Детство»; 5) П.П. Ершов «Конёк- горбунок».
  3. А.П. Чехов «Мальчики».
  4. 1) Пётр Павлович; 2) Александр Сергеевич; 3) Михаил Юрьевич; 4) Лев Николаевич; 5) Антон Павлович.

Проверочная работа 3. К разделу «Поэтическая тетрадь» (часть 1)

  1. 1) о Ф.И. Тютчеве; 2) об А.А. Фете; 3) о Е.А. Баратынском; 4) об А.Н. Плещееве; 5) об И.С. Никитине 6) о Н.А. Некрасове; 7) об И.А. Бунине.
  2. 1 - г; 2 - д; 3 - б; 4 - ж; 5 - е; 6) - а; 7 - в.

4. Ритм - равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

Проверочная работа 4. К разделу «Литературные сказки»

1 .1) Дуремар; 2) Маугли и Тарзан; 3) Айболит; 4) Спящая красавица; 5) Черномор; 6) Балда; 7) бе лочка.

2. 1) соловей. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»;

  1. каша. П.П. Бажов «Серебряное копытце».

3. 1) Павел Петрович Бажов; 2) Сергей Тимофеевич Аксаков; 3) Всеволод Михайлович Гаршин; 4) Владимир Фёдорович Одоевский.

  1. Литературная сказка - это сказка, написанная писателем, у неё есть автор. Народную сказку сочинил народ, она передавалась из уст в уста.

Проверочная работа 5. К разделу «Делу время - потехе час»

  1. 1) Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; 2) В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»; 3) В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»; 4) В.Ю. Драгунский «Главные реки».
  2. 1) В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»; 2) В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»; 3) Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; 4) В.Ю. Драгунский «Главные реки».
  3. По горизонтали: 1. Некрасов. 2. Драгунский. 3. Пожарный. 4. Голявкин. 5. Смешно. 6. Время. 7. Метла . По вертикали: 8. Трудолюбие. 9. Шварц .

Проверочная работа 6. К разделу «Страна детства»

1. 1) Минька и Лёля; 2) Дагни; 3) разбойником; 4) леденец; 5) рояль.

  1. 1) около Бергена; 2) к бабушке; 3) в Москве; 4) в Одессе; 5) М.М. Зощенко.
  2. 1) По лесу надо с умом ходить. 2) Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 4) Испокон века книга растит человека. 5) Первая вина прощается. 6) На обмане далеко не уедешь.
  3. 1) гость. М.М. Зощенко «Ёлка»; 2) музыка. С.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 3) О необдуманности. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Проверочная работа 7. К разделу «Поэтическая тетрадь 1» (часть 2)

  1. 1 - в, д; 2 - а; 3 - б, д.
  2. 1) С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; 2) В.Я. Брюсов «Опять сон»; 3) М.И. Цветаева «Наши царства»; I) В.Я. Брюсов «Детская».
  3. 1) о С.А. Есенине; 2) о В.Я. Брюсове; 3) о М.И. Цветаевой.

Проверочная работа 8. К разделу «Природа и мы»

  1. 1 - в; 2 - д; 3 - г; 4 - б; 5 - а.
  2. 1) В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»;) Е.И. Чарушин «Кабан»; 3) М.М. Пришвин «Выскочка»; 4) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; 5) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 6) Е.И. Чарушин «Кабан».
  3. 1) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 2) М.М. Причин «Выскочка»; 3) Е.И. Чарушин «Кабан»;) В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»; 5) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; 6) Д.Н. Мамин-Сибиряк Приёмыш».
  1. 1) серый журавль. Е.И. Чарушин «Кабан»; 2) Жулька. А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; 3) лебедь. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 4) мама-стрижиха. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»; 5) собака Вьюшка. М.М. Пришвин «Выскочка»; 6) Барбос. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Проверочная работа 9. К разделу «Поэтическая тетрадь 2» (часть 2)

  1. Осень.
  2. 1 - б; 2 - г; 3 - а; 4 - д; 5 - в.
  3. 1) С.А. Есенин; 2) С.А. Клычков; 3) Н.М. Рубцов; 4) Д.Б. Кедрин.
  4. 2, 3.
  5. Как на выставке картин, как венец на новобрачной, словно в золочёных рамах и др.
  6. С.А. Есенин «Лебёдушка».

Проверочная работа 10. К разделу «Родина»

1. 1) Возвращение с фронта. Не все вернулись. 2) Да.

  1. 1) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»;2) С.Д. Дрожжин «Родине»; 3) А.В. Жигулин «О, Родина!..»; 4) И.С. Никитин «Русь».
  2. 1) Спиридон Дмитриевич; 2) Борис Абрамович;3) Иван Саввич; 4) Анатолий Владимирович.

Проверочная работа 11. К разделу «Страна Фантазия»

1. 1) Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»; профессор Громов, Электроник, директор. 2) Кир Булычёв «Путешествие Алисы»; механик Зелёный, Алиса, кусты, капитан Полосков, папа Алисы.

  1. 1) «Дубки»; 2) тремя, второй; 3) Синегорска; 4) вертолёт, такси; 5) видеотелефону; 6) электрическим током
  2. Прозрачный - чистый, хрустальный, кристальный; раздался - послышался, зазвучал, прозвучал, пронёсся; сюрприз - неожиданность, нечаянность.
  3. Игорь Всеволодович Можейко.
  4. 1) а; 2) в; 3) в; 4) а; 5) а; 6) б; 7) а; 8) в.

Проверочная работа 12. К разделу Зарубежная литература»

  1. 1) Д. Свифт «Путешествие Гулливера»;) Г.Х. Андерсен «Русалочка»; 3) М. Твен «Приключения Тома Сойера»; 4) С. Лагерлёф «Святая ночь»;) С. Лагерлёф «В Назарете»; 6) Г.Х. Андерсен «Русалочка».
  2. 1 - 6, д; 2 - а; 3 - г; 4 - в.
  3. 1) С. Лагерлёф «В Назарете»; 2) М. Твен «Приключения Тома Сойера»; 3) Г.Х. Андерсен «Русалочка»; 4) С. Лагерлёф «Святая ночь»; 5) Д. Свифт Путешествие Гулливера»; 6) М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  4. 1) Сэмюэль Ленгхорн Клеменс; 2) Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлёф; 3) Бекки Тэтчер; 4) Мария.

ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович , князь, российский театральный деятель, художественный критик, прозаик, мемуарист. Из рода Волконских, внук С. Г. Волконского. В 1884 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. С конца 1880-х годов выступал как художественный критик: оригинально соединяя воззрения О. Уайльда и идеи позитивистского эстетического метода И. Тэна, разрабатывал общефилософские и нравственные вопросы искусства. В статьях «Художественное наслаждение и художественное творчество» (1892), «Искусство и нравственность» (1893) и «Искусство» (1899), опираясь на И. Канта, Ф. Шиллера, Г. Спенсера, предпринимал попытку построения «чистой» эстетики и выработки единых позиций научной критики. Литературную известность Волконскому принесла книга «Очерки русской истории и русской литературы» (1896, 1897) - цикл публичных лекций, прочитанных в 1896 году в США. Будучи директором императорских театров (1899-1901), стремился к обновлению репертуара (ввёл на русскую оперную сцену произведения Р. Вагнера), поддерживал в балете новаторскую деятельность М. М. Фокина, привлекал к театральному делу художников «Мира искусства». С начала 1900-х годов в центре интересов Волконского - изучение теории и практики современной режиссуры, актёрского мастерства и декламации, экспериментальной сценографии А. Аппиа. В 1910-е годы Волконский горячо поддерживал систему ритмической гимнастики Э. Жака-Далькроза, начал пропагандировать собственную «ритмическую утопию» - универсальную систему движения человеческого тела как «материала жизни». В 1912-14 годах директор Курсов ритмической гимнастики в Санкт-Петербурге. В 1913-14 годах издатель «Листков Курсов ритмической гимнастики». Основные работы в области эстетики и театральной критики: «Человек на сцене», «Выразительное слово», «Выразительный человек», «Художественные отклики» (все 1912), «Отклики театра» (1914). В 1915 году сочинил и поставил в Мариинском театре аллегорическое действо в форме одноактной пантомимы «1914 год». Начиная с 1880-х годов, создавал в своём имении Павловка «Музей декабриста»; изданный (совместно с Б. Л. Модзалевским) том семейного архива нашёл продолжение в книгах Волконского «О декабристах. По семейным воспоминаниям» (1921), «Воспоминания» (опубликован в 1994). В 1918-21 годах преподавал в театральных студиях и учебных заведениях Москвы, а также Петроградском балетном училище.

Член дирекции Большого театра (1918-1919). В конце 1921 года эмигрировал во Францию. Театральный обозреватель газеты «Последние новости» (1924-36). Читал лекции по русской истории и культуре, вёл класс декламации, мимики и ритмики в Русской консерватории в Париже (с 1927 профессор, с 1932 директор). Волконский написал в эмиграции книгу «Мои воспоминания» (тома 1-2, 1923-1924, переиздана в 1992), философическое эссе «Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного» (1924; посвящено М. И. Цветаевой), исторический роман «Последний день» (1925).

Лит.: Ахмеджанова Т. «Волконский необходим...» // Театр. 1989. №8; Трофимова М. Князь театра // Театральная жизнь. 1989. №6, 18; она же. Последние дни князя С. М. Волконского //Там же. 1991. №20; Бачелис Т. О Волконском // Волконский С. М. Мои воспоминания. М., 1992. Т. 2: Родина; Цветаева М. Кедр//Цветаева М. Собр. сочинение М., 1994. Т. 5; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. М., 1997.

Говоря о потомках семьи Волконских, принято в первую очередь рассмотреть линию Михаила – сына Сергея Григорьевича и Марии Николаевны.
Михаил Сергеевич был женат на княжне Елизавете Григорьевне Волконской (1838–1897). Она была автором книги «Род князей Волконских», писала стихи и картины, ее салон был одним из центров культурной жизни Петербурга. У супругов было пять сыновей и дочь.
Старший сын Сергей родился в 1860 году. Сергей Михайлович был известен как лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссер, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актерской техники. Основатель курсов ритмической гимнастики в Петербурге, издатель и редактор первого журнала ритмики. В эмиграции – постоянный сотрудник газеты «Последние новости», театральный критик, член многочисленных обществ, профессор Русской консерватории в Париже, впоследствии – ее директор, педагог многих школ балета и танца.
Сергей Михайлович Волконский стал основным продолжателем традиций семьи Волконских. Он опубликовал «Воспоминания» и стал основателем первого музея декабристов. С февраля 1926 года постоянно жил в Париже, был женат на дочери американского дипломата Мэри Фэрн Фрэнч. Детей у Сергея Михайловича не было.
Второй сын Михаила Волконского, Петр Михайлович (1861–1948), известен как предводитель дворянства Балашовского уезда и камергер. После Октябрьской революции был активным деятелем Русского апостолата в Зарубежье. В браке с Елизаветой Алексеевной Шаховской у Петра Михайловича в 1891году родился сын Михаил.
Михаил Петрович выбрал для себя творческий путь: пел в Белградской опере. Он проделал огромную работу по сохранению и обработке семейного архива Волконских. Михаил женился на Кире Петкевич, в этом браке родился сын Андрей. В 1947 году Михаил Петрович с семьей вернулся в Советский Союз.
Андрей Волконский пошел по стопам своего отца и тоже стал музыкальным деятелем. Образование получил в Женевской и Парижской консерваториях, создал ансамбль старинной музыки «Мадригал». В 1972 году Андрей Волконский эмигрировал во Францию. Был женат на эстонской поэтессе Хельви Юриссон.
Его сын Петр Волконский живет в Эстонии и также известен своим творчеством. С 1976 года выступал как режиссер, актер, рок-музыкант и композитор, является одним из основателей рок-ансамбля «Пропеллер». У Петра родилось четверо детей, теперь уже они творят историю своей семьи.
Вернемся к детям Михаила Сергеевича Волконского. Его третий ребенок, дочь Мария Михайловна (1863–1943), была фрейлиной при дворе императрицы Марии Федоровны. Многие годы жила в Риме: была благотворительницей, занималась переводами творений католических духовных писателей на русский язык. Детей у Марии Михайловны не было.
Судьба третьего сына Михаила Волконского, Григория(1864–1912), мало изучена. В настоящее время известно только, что у Григория было четверо детей.
Один из его сыновей, Вадим Григорьевич (1895–1973), женился на внучке Петра Аркадьевича Столыпина Елене. В этом браке у Волконских родилась дочь Елена Вадимовна (1924–2011). Елена Вадимовна жила в Италии, работала переводчиком, активно занималась благотворительной деятельностью. Она долгое время хранила семейную реликвию – Римский альбом семьи Волконских, который передала в 2001 году Государственному историческому музею. Большая часть альбома состоит из портретов трех поколений семьи Волконских, их родственников и друзей.
Вторая дочь Григория Михайловича Волконского, Елизавета Григорьевна (1896–1984), жила в СССР. Она преподавала в школе-студии МХАТ уроки этикета. По воспоминаниям ее студентов, это была элегантная и статная дама, доброжелательная и очень остроумная. Елизавета Григорьевна запомнилась как одна из последних аристократок, оставшихся на своей родине.
Четвертый сын Михаила Волконского, Александр Михайлович (1866–1934), сделал карьеру военного и дослужился до звания полковника Генерального штаба. После прихода к власти большевиков эмигрировал. Занимался публицистикой, был автором работ, направленных против украинского национального движения. В 1930 году официально принял католичество и был рукоположен в священники, преподавал русский и другие славянские языки. У Александра Волконского было четверо детей, но об их судьбе ничего не известно.
Младший сын Михаила Волконского, Владимир (1868–1953), по примеру отца стал активным политическим и общественным деятелем. В 1907 году он был избран членом III Государственной думы от Тамбовской губернии. После революции участвовал в Белом движении, позже эмигрировал во Францию. Детей у Владимира Михайловича не было.

Большое место во всех этих работах отводилось основам сценической речи и движения. Надо сказать, что эти работы Волконского высоко ценил К.С. Станиславский и многое из них положил в основу своей знаменитой театральной системы.

В 1912 году в издательстве "Аполлон" выходит в свет и первая художественная книга Волконского: "Разговоры", написанная в форме диалогов на самые разные темы: о русском языке и литературе, о Художественном театре, о прошлом семьи автора. Многие из тем, поднятые в "Разговорах", были позже развиты в других книгах ("Мои воспоминания", "Родина", "Медный всадник").

Волконский был в большой дружбе с К. Станиславским, а тот необычайно высоко ценил его и делал все, чтобы привлечь к сотрудничеству в Художественном театре, на сцене.

Князь Сергей получил даже роль в пьесе Г.Д. Аннуцио "Мертвый город" и должен был быть в осенний сезон 1911-12 годов зачисленным в труппу МХАТа. Но этому помешала высокая придворная должность Сергея Михайловича - он был гофмейстером Двора и это звание не позволило ему появиться на сцене театра, который он безумно любил. Волконский считал театр "святым местом, где непрерывно происходит работа духа, а только дух и возможен для настоящей, радостной работы". (Волконский. "Художественные отклики". 1912 г. С-Пб-г.) Для самого Сергея Михайловича был очень характерен дух странствий, он объездил, наверное, полмира, совершил кругосветное путешествие, особенно любил бывать в Италии, называл ее вторым своим родным домом. Стоит упомянуть, что в сознательном возрасте Сергей Михайлович принял католичество, и был так называемым католиком восточного обряда.

(В России переход в католичество был довольно редким явлением, существовавшем только среди высших кругов аристократии и связан с закостенелым, застывшим состоянием русской православной церкви... Но традиция перехода в католическую веру все же была... Достаточно вспомнить М.С. Лунина, П.Я. Чаадаева, И.С. Гагарина. Серьезное влечение к католичеству испытывал и В.С. Соловьев - духовный наставник Волконского, немало думавший об объединении церквей, православной и католической...)

И в то же время этот утонченный европеец, способный быть гражданином мира, питал какую-то нежную, детскую любовь к России, отчей земле.

В имении Павловка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, Сергей Михайлович основывает школы для крестьян, больницы и аптеки, а также первый в России музей декабристов - на основе архива своего знаменитых предков. В этом музее хранились портреты декабристов работы Бестужева, документы об участии генерала Волконского в наполеоновских войнах, его боевые награды, изысканные письма бабушки на французском языке, ее перстень, принадлежавший когда-то Пушкину, места каторги и ссылки - акварели Н.А. Бестужева, Н.Г. Репнина, А.П. Юшневского и других. Все это не просто собиралось и хранилось, а было овеяно нежной привязанностью и любовью, даже каким-то благоговейным трепетом.

В Павловке, перед самой революцией, Сергей Михайлович работал над многотомным изданием "Архива декабриста С.Г. Волконского". В этом издании деятельное участие принимал Б.Л. Модзалевский. Оно не было завершено из-за вспыхнувшего пожара революции... Несколько раз жизнь Волконского была буквально на волоске из-за отчаянной ненависти к нему хулиганов и всяческого сброда, смело записавшего себя в революционеры, мародерствующих матросов, которым был полон Борисоглебск. Сергей Михайловичу пришлось покинуть родные места под угрозой расправы. Имение его было разгромлено, библиотека расхищена почти полностью, только 8 книг сочинений самого Сергея Михайловича удалось спасти!.. С котомкой книг в одной руке и котомкой белья в другой, появился "Сиятельный Князь" в Москве, чудом избежав гибели. Это было в ноябре 1918 года.

Некоторое время преподает Волконский в театральных студиях Москвы, читает лекции, пользующиеся бешеной популярностью, особенно среди рабочих Петроградской стороны. Может быть, сами того не понимая, они выбирали подлинную культуру, подлинные знания, которые стояли за этим человеком...

В декабре 1920 года состоялось знакомство Сергея Михайловича Волконского с Мариной Цветаевой. Для нее дружба с ним была одной из самых сильных духовных опор в жизни. Ему посвящен цикл прекрасных стихов "Ученик"...

Свои удивительные письма к ней Волконский позже оформил в книгу "Быт и бытие" - изумительную по совершенству стиля, выраженной силе духа и жажды творчества - и это в годы террора, голода, неустроенности и обычности Смерти! Современная Россия до сих пор не прочла ее, как и остальные труды Волконского, изданные за границей.

В эти тяжелые, неимоверно трудные годы, в квартире с голыми стенами, с гадким "кофе" (закрашенной цикорием или свеклой водой!) на керосинке, без света (из письма Цветаевой) Сергей Михайлович продолжает работать над своими книгами мемуаров и воспоминаний о декабристах, над новой книгой по сценической речи и движению... Все эти труды были завершены за три неполных года - с 1919 по 1921.

А.Н. Бенуа вспоминает о своей встрече с Волконским в те годы: "При встрече меня поражает его внешний вид и страшная худоба, свидетельствующие о тяжелых бытовых условиях... Я сочувствую и слышу в ответ вещи самые неожиданные: "Что Вы, я никогда не был счастлив, как теперь! Я, наконец, весь могу отдаться своему делу, остальное для меня не существует!.." Не подлежит никакому сомнению, что когда он на московском бульваре, уверял меня, что он счастлив, он был абсолютно искренен!.." Но в декабре 1920 года Сергей Михайлович выезжает из Москвы, из России, чтобы уже никогда не вернуться... Сознательно обрекает себя на долю вечного странника. Пытаясь понять, что же происходит в России, он так и не смог увидеть своего места на этой исковерканной ложью и кровью земле... Культура, силящаяся "родиться из самой себя", была ему чужда и непонятна, он не видел будущего за нею. А все связи с прошлым были оборваны, растоптаны, вырваны с корнем! Последней каплей, переполнившей безграничную чашу терпения, была весть о разграблении декабристской коллекции, столь любовно им собираемой, и поджоге имения Павловка вместе со школами и больницами!

В 1922-25 годах С.М. Волконский находится в Германии и Италии, а с середины двадцатых годов живет в Париже. В различных учебных заведениях европейской столицы он преподает сценическую речь, читает лекции о русской литературе, культуре и истории, сотрудничает с крупнейшей эмигрантской газетой "Последние новости", участвует в устроении знаменитых "Парижских сезонов" Дягилева. В 1936-37 годах, после смерти А.К. Глазунова, Волконский - директор Русской консерватории в Париже.

Продолжается его дружба с Мариной Цветаевой, тоже переселившейся в Париж. Сергей Михайлович деятельно помогает Марине в устроении ее маленьких вечеров поэзии, а на одном из них 29 мая 1929 года, в зале Ванен, Волконский читает свой рассказ "Репетиция и представление".

Людей, знавших Волконского, всегда поражала гармоничность его внешнего и внутреннего облика: ни одна черта не нарушала этой удивительной внутренней стройности. Сам он иногда казался художественным образом, созданным поэтом, настолько в нем не было ничего случайного. Эта гармония между внутренним и внешним "я", эта безупречность его "самоизваяния", составляли одно из его очарований, выделяли Волконского среди любой толпы. По словам Юрия Сазонова "он обладал той спокойной душевной грацией, которая достается лишь избранникам..." (Ю. Сазонов. Памяти С.М. Волконского Париж "Последние новости" 18 декабря 1937 года. No. 611). А он и был им избранником Серебряного Века, вестником Века прошлого, "страннейшим, удивительнейшим и гениальнейшим человеком" (Марина Цветаева), не признававшим власти времен и стремившегося связать все оборванные нити в одну... Удалось ли это ему? Судить лишь Вам, читатели!

Умер русский странник, "потомок декабрьских вьюг" 16(17?) декабря 1937 года в Ричмонде (США), где и похоронен.

Светлана Макаренко

P.S. Это была одна из самых нравственно тяжелых для меня статей.

Значение ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Волконский, князь Сергей Михайлович - писатель и театральный деятель (родился в 1860 г.). По окончании курса в Санкт-Петербургском университете по филологическому факультету работал в Борисоглебском земстве, Тамбовской губернии. В 1893 г. получил от Министерства народного просвещения командировку на всемирную выставку в Чикаго, где выступал с докладами и лекциями в разных конгрессах, по вопросам образовательным и религиозно-философским. В 1896 г. прочитал в разных городах Северной Америки курс лекций по русской истории и литературе (напечатаны по английски, по русски и по немецки). С 1899 по 1902 гг. состоял директором Императорских театров и покровительствовал "новым исканиям", особенно в балете. Выступает энергическим пропагандистом новоэстетической гимнастики по системе Далькроза. Напечатал несколько статей по вопросам эстетики в "Вестнике Европы" (1893 - 1894) и "Мире Искусства" (1898 и др.), а также повесть "Старый Медальон" ("Вестник Европы") и доклад Религиозно-философскому обществу "О свободе вероисповедания в России" ("Новый Путь", 1903). Отдельно изданы: "Картины русской истории и литературы" (Санкт-Петербург, 1897), "Человек на сцене", "Искусство и жест" (Ж. д"Удина, перевод с французского); "Разговоры", "Художественные Отклики" (Санкт-Петербург, 1912), "Выразительный Человек" (1912).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
    (1860-1937) князь, русский писатель, художественный критик, театральный деятель. Внук С. Г. Волконского и М. Н. Волконской. Работы по проблемам общей …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ВОЛКОНСКИЙ в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия, на первый взгляд, в «родственницах» у Волкова, но это не так. Она происходит от названия реки Волконь, что в …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ВОЛКОНСКИЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    В. М. (1868-?) - депутат III и IV Государственных Дум от Тамбовской губернии; беспартийный правого лагеря. В обеих Думах был …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Сер. Мих. (1860-1937), театр. деятель, князь. В 1899-1901 дир. рос. Имп. т-ров, привлёк к работе в т-ре художников - …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Сер. Григ. (1788-1865), декабрист, чл. "Союза благоденствия" и Юж. об-ва, один из дир. Каменской управы; князь, ген.- майор. Участник …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Пётр Мих. (1776-1852), гос. и воен. деятель, ген.-фельдм. (1850), светлейший князь (1834), поч. ч. Петерб. АН (1813). Участник Отеч. …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Ник. Сер. (1848-1910), князь, обществ. и полит. деятель. Участник нелегальных земских съездов 1904-05, один из создателей "Союза 17 октября" …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Анд. Мих. (р. 1933), композитор. Выступал как клавесинист и органист. Организатор и худ. рук. ансамбля старинной музыки "Мадригал" (1964-73, …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • МИХАЙЛОВИЧ
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Андрей Михайлович (р. 1933), российский композитор. Выступал как клавесинист и органист. Организатор и художественный руководитель ансамбля старинной музыки «Мадригал» (1964-73, …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • РЕПНИН-ВОЛКОНСКИЙ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
    Репнин-Волконский (князь Николай Григорьевич, 1778 - 1845) - внук, по матери, фельдмаршала кн. Н.В. Репнина, имя которого перешло к …
  • ВОЛКОНСКИЙ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский Федор Федорович - князь. Приобрел известность обороной Белой от поляков, за которую пожалован в окольничие (1634); несколько лет сидел …
  • ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский, князь Сергей Григорьевич - декабрист. Родился в 1788 г. Отец его был видным боевым генералом. "Если мои последующие действия …
  • ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский князь Сергей Васильевич - видный общественный деятель Рязанской губернии (умер во второй половине 1880 годов). При освобождении крестьян был, …
  • ВОЛКОНСКИЙ ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский (Петр Михайлович, 1776 - 1852), светлейший князь, генерал-фельдмаршал, министр Императорского двора и уделов. Назначенный в 1797 г. адъютантом великого …
  • ВОЛКОНСКИЙ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский князь Николай Сергеевич - русский политический деятель (1848 - 1910), крупный землевладелец Рязанской губернии; долго был земским деятелем Рязанской …
  • ВОЛКОНСКИЙ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский князь Михаил Николаевич - беллетрист (родился в 1860 г.). Кончил училище правоведения. Был членом русского собрания и союза русского …
  • ВОЛКОНСКИЙ МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ХРОМОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский (Михаил-Хромой Константинович) - князь и воевода, брат князя Григория-Кривого; начал службу в Сибири, где основал в 1594 г. …
  • ВОЛКОНСКИЙ ГРИГОРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (КРИВОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский Григорий-Кривой Константинович - князь и окольничий, становится известен с 1591 г., когда он разбил шведов у Сумского острога. Служил …
  • ВОЛКОНСКИЙ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский Владимир Михайлович, князь - политический деятель (родился в 1868 г.), крупный землевладелец Тамбовской губернии. Служил в драгунском полку; был …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 …
  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Александр Михайлович, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1629-76) русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право …