Коренные народы южного урала. Башкирский этнос. О происхождении башкир

Здесь он родился, прожил большую часть жизни, здесь он похоронен. Здесь был его единственный любимый дом, гнездо его семьи и рода.

Именно в Ясной Поляне можно по-настоящему «окунуться» в мир Толстого и его произведений – ежегодно этот знаменитый музей посещает огромное количество людей со всего мира.

Первые сведения о Ясной Поляне относятся к 1652 году. С середины XVIII века усадьба принадлежала предкам писателя по материнской линии князьям Волконским. На протяжении XVIII и XIX столетий здесь создавался уникальный усадебный ландшафт – парки, сады, живописные аллеи, пруды, богатая оранжерея, был создан архитектурный ансамбль, включавший большой барский дом и два флигеля.

Вместе с архитектурным ансамблем этот ландшафт сохраняется уже более ста лет – по образцу 1910 года, последнего года жизни Толстого. Один из усадебных флигелей со временем стал домом для писателя и его семьи. Здесь Толстой прожил более 50 лет, здесь им были созданы шедевры мировой литературы. Все предметы интерьера и произведения искусства являются подлинными и сохраняют атмосферу жизни Льва Николаевича и его близких.

Вековые деревья и молодая поросль, живописные аллеи парков и укромные лесные тропинки, зальная гладь прудов и бездонное небо – все это Ясная Поляна, удивительный мир, вдохновлявший Льва Толстого. Этот мир писатель не покинул и после смерти – его могила находится в лесу Старый Заказ, на краю оврага. Место своего погребения Толстой указал сам, связав его с памятью своего старшего брата и его историей о «зеленой палочке», на которой написан секрет всеобщего счастья.

Судьба была благосклонной к родовому гнезду Толстых на протяжении всего XX века. Усадьба не пострадала в годы Гражданской войны – из уважения к памяти Толстого яснополянские крестьяне уберегли ее от погрома. Через 11 лет после смерти писателя, в 1921 году, стараниями его младшей дочери Александры Львовны в Ясной Поляне был открыт музей. Потомки Льва Николаевича и в дальнейшем принимали участие в судьбе музея. В 1941 году, когда над Ясной нависла угроза оккупации, внучка писателя Софья Андреевна Толстая-Есенина, руководившая музеем, организовала эвакуацию большинства экспонатов Дома Толстого в Томск.

Совершенно новый этап в развитии Ясной Поляны начался в 1994 году, когда директором музея стал праправнук Льва Николаевича Владимир Ильич Толстой. С этого момента можно говорить о возвращении Толстых в Ясную Поляну и возвращении к истории, корням, традициям старой русской дворянской усадьбы. Эти традиции продолжает и нынешний директор музея – Екатерина Александровна Толстая, занявшая этот пост в 2012 году.

На данный момент Ясная Поляна – это крупный музейный комплекс, признанный культурный центр мирового значения. Помимо толстовского музея, в него входит целая сеть филиалов. Но центром по-прежнему остается усадьба – настоящая, «живая», именно такая, какой ее знал и любил Толстой. Здесь сохраняются многие виды хозяйственной деятельности: в огромных садах собирают яблоки, пасека приносит мед, радуют глаз грациозные лошади… Вся яснополянская усадьба с ее неповторимой красотой сохраняет не только свой подлинный облик, но и дух толстовской эпохи.

Имение, основанное в XVII столетии, принадлежало носителям знаменитых дворянских фамилий. Сперва представителям рода Волконских, затем - Толстым. Где находится Ясная Поляна? Что сегодня расположено в залах, по которым некогда неспешно расхаживал великий классик?

Родовое имение

Толстой почитал все, что имело отношение к истории его рода. Возможно, это был некий культ предков. Предки же писателя преклонялись перед мундиром. Лев Николаевич бережно хранил фамильные портреты, дедовские книги, семейные предания и даже мебель, которая, по его собственному выражению, «пахла семейными воспоминаниями». Там, где находится Ясная Поляна, сегодня открыт музей. Здесь бывают поклонники творчества русского писателя и те, что неравнодушны к истории дореволюционной России. Там, где находится Ясная Поляна Льва Толстого, сохранилась культура предков, усадебный уклад и мемориальный фантом.

Величие и скромность

Места, где находится Ясная Поляна, сегодня не посещали бы туристы, если бы не граф Толстой, отец Льва Николаевича, который переехал сюда в 1824 году с женой сразу же после свадьбы. В XX веке дворянские усадьбы постигла ужасная участь. Большая часть из них была уничтожена. Но новая власть не могла столь варварски поступить с имением писателя-гуманиста, защитника угнетенных и противника церкви. Впрочем, возможно, и могла. Усадьба уцелела благодаря усилиям яснополянских крестьян.

Где находится Ясная Поляна? В самом центре средней России, в той части страны, которая известна своей скромной и трогательной природой. Архитектура имения не вычурна - сдержанная, но в то же время величественная. Другой и не может быть усадьба человека, создававшего великие произведения, но в быту избегавшего излишества.

Расширение имения

В двадцатые годы XIX века Толстой увеличил территорию родового имения за счет приобретения новых земельных владений. Николай Ильич обеспечил будущее потомкам. Мария Николаевна, мать писателя, обустройством дома мало интересовалась. Она жила в новом мире, более одухотворенном. Для нее семья представлялась божьим даром. Мария Волконская вышла замуж в 31 год.

Там, где жил Толстой

Где находится Ясная Поляна? В четырнадцати километрах от старинного города Тулы. С имением связана почти вся жизнь писателя. Здесь он родился и прожил более полувека. Здесь, в яснополянской тиши, изредка нарушаемой железнодорожным гулом, писатель нашел последнее пристанище.

Когда-то давно, еще в шестнадцатом столетии, на месте музея, посвященного жизни и творчеству Льва Толстого, были дремучие леса. Здесь проходила засека, защищавшая Москву от татарских набегов. Ясной Поляной в середине XVII века владел Степан Карцев. В 1763 году ее купил один из Волконских, предок Толстого. Правда, помимо него, яснополянскими землями владело еще несколько помещиков. Но недолго - граф выкупил часть прилегающей территории.

Преобразование имения

В 1784 году усадьба перешла Николай Волконскому, который, выйдя в отставку, поселился здесь окончательно. Тогда и начались ландшафтные работы, которые изменили первоначальный облик этих мест. Появились парки, аккуратные пруды, аллея, ведущая от башни въезда к основному зданию и названная «Прешпект».

Волконский взялся всерьез за преобразование родового имения. Строительство продолжалось четырнадцать лет. Появилось два каменных флигеля, большой барский дом. Многие постройки, возведенные в XIX веке, сохранились и по сей день. Строительство закончилось уже при отце Льва Николаевича, в 1824 году. Детство и юность Толстого

Толстой не помнил матери, но всю жизнь боготворил нее. К тем уголкам усадьбы, которые напоминали о ней, он относился особенно бережно. Детство писателя, как известно из его автобиографических произведений, прошло в просторном уютном отцовском доме, в котором было порядка сорока комнат.

Жизнь Толстых была размеренной, неспешной, протекала в соответствии с дворянскими традициями. Отца Толстой потерял, когда ему исполнилось девять лет. Опекуншей стала тетка Александра Ильинична Остен-Сакен. Она увезла детей в Казань. В Ясную Поляну писатель вернулся в 1847 году. Когда же произошел раздел владений между братьями, Лев Николаевич как младший должен был получить Ясную Поляну, что его немало обрадовало. Уже тогда он мечтал о деревенской жизни и чувствовал, что именно здесь будет счастлив. Правда, крестьяне с недоверием отнеслись к начинаниям молодого Толстого. Тот разочаровался и отправился на военную службу.

В конце пятидесятых Лев Толстой вышел в отставку. Тогда он вернулся в родовое имение, хотя поначалу немало времени проводил в Москве и Петербурге.

При его жизни изменениям подверглись отдельные участки. Так, Толстой, приверженец труда и противник эксплуатации бесплатной рабочей силы, собственноручно посадил фруктовые деревья. Правда, теплицу возвели все же крестьяне.

При Толстом изменилась и архитектура усадьбы. Барский дом снесли, а на его месте построили новый дом, к которому со временем добавилось несколько пристроек. Атмосфера, царившая в Ясной Поляне, необычайно вдохновляла Льва Николаевича, давая ему богатейший материал для литературного творчества. Здесь писатель многое передумал и много перечувствовал. В некоторых его произведениях отражены яснополянские пейзажи, в том числе в романах «Анна Каренина» и «Война и мир».

В трилогии, которую писатель посвятил воспоминаниям детства и отрочества, дом Иртеньевых - это не просто богатое дворянское жилище. Это символ прочных родственных отношений. И этот дом очень напоминает тот, что находится в Ясной Поляне, где прошло детство и отрочество Льва Николаевича.

После смерти писателя

В 1910 году хозяйкой усадьбы стала вдова Льва Толстого. Софья Александровна не раз обращалась к царю с просьбой принять усадьбу под государственную охрану, но ей было отказано. Так утверждали советские историки. Почему Николай II столь пренебрежительно относился к архитектурному комплексу, в одном из зданий которого на свет появились лучшие произведения русской литературы, неизвестно. Наверное, у него были другие заботы. Впрочем, вдове Толстого назначили пенсию, которая частично шла на содержание имения.

Софья Александровна всячески пыталась сохранить усадьбу в том виде, в котором она пребывала при жизни ее знаменитого мужа. Она ничего не поменяла ни в его кабинете, ни в его спальне. Под руководством Толстой началось описание библиотеки автора "Войны и мира". Активное участие в жизни усадьбы принимали и дети писателя - Сергей Львович и Александра Львовна.

В список объектов, которые находятся под охраной государства, усадьбу включили в 1919-м. Спустя два года ее национализировали и переоборудовали в музей.

В 1925 году во флигеле Кузминских открыли выставку, приуроченную к 100-летнему юбилею писателя. Тогда вышло полное собрание сочинений Толстого. В Ясной Поляне открылась школа. Очень много для развития музея сделала Александра Львовна, но в конце двадцатых годов она вынуждена была навсегда покинуть СССР.

В тридцатые началось изучение истории имения Льва Толстого по опросам его современников и документам. Привели в порядок осады, восстановили пасеку, произвели посадку деревьев. В 1939 году усадьба стала частью государственного музея Толстого. Сюда также включили три музея, расположенные в Москве.

Современное состояние

Новый этап в истории усадьбы начался в середине девяностых прошлого века. Директором музея был назначен внук Льва Толстого. С 2000 года здесь регулярно проводится собрание представителей знаменитого дворянского рода, которые съезжаются со всего мира. Появляются новые туристические программы, проходят семинары, симпозиумы, конференции, посвященные творчеству Льва Николаевича Толстого. Здесь также проводятся писательские встречи, в которых принимают участие зарубежные, российские авторы.

Структура музея за последние годы стала более сложной. В туристический комплекс входит несколько филиалов, в том числе места, которые связаны с именем писателя: Покровское, Пирогово, Николо-Вяземское, Мансурово. В Туле располагается научно-культурный центр «Ясная Поляна», в который входят художественная галерея и издательский дом. Где находится Ясная Поляна Толстого? Адрес: Тульская область, Щекинский район, деревня Ясная Поляна.

Дом-музей Толстого

Писатель прожил в усадьбе полвека. Выйдя в отставку, он в первую очередь переоборудовал один из флигелей, в котором сегодня и находится музей, посвященный его творчеству. Во время ВОВ экспонаты эвакуировали в Томск. Места, где находится Ясная Поляна, были оккупированы на протяжении сорока дней. Немецкие войска подожгли дом, в котором находится музей, при отступлении, но огонь, к счастью, удалось потушить. Усадьбу открыли уже в 1942 году, а спустя пять лет после окончания Великой Отечественной войны здесь были проведены реставрационные работы.

Другие объекты на территории Ясной Поляны

Здесь находится дом Волконского, флигель Кузминских, купальня. Дом Волконского - это самая старая постройка на территории имения. Во флигеле Кузминских на протяжении трех лет в середине XIX века располагалась школа, которую открыл Лев Николаевич для крестьянских детей. Затем здесь останавливались гости, но чаще родственница писателя Татьяна Кузминская. Купальню построили в девяностые годы XIX века.

Объекты природной композиции: Нижний пруд, Большой пруд, Средний пруд, парк «Клины», аллея «Прешпект», Красный сад, Молодой сад, Самородный лес, Гусева поляна, река Воронка, «Чепыж», «Елочки».

Могила писателя

В детстве Лев Толстой услышал легенду о зеленой палочке, и она запала ему в душу. Старший брат писателя, согласно его воспоминаниям, однажды вырезал на палочке секрет всеобщего счастья, затем закопал ее и сказал, что откроет тому, кто не вспомнит о белом медведе ни разу в течение года. Были и другие условия. Но, как вспоминал позже Толстой, ему сложнее всего было отказаться от мысли о белом медведе. К концу жизни писатель все чаще вспоминал эту историю и завещал похоронить его там, где брат много лет назад закопал палочку.

"Ясная поляна" (Чебоксары)

Где находится родовое имение Толстого, мы выяснили. Но есть еще один объект, имеющий такое же название. Где находится жилой комплекс "Ясная Поляна"? В Чебоксарах, недалеко от остановки «Улица Баумана». Этот ЖК никакого отношения ни к жизни, ни к творчеству Льва Николаевича Толстого не имеет. Компания-застройщик «Честр-Инвест» использует для своего очередного проекта название усадьбы Ясная Поляна.

Где находятся в Чебоксарах квартиры с современной планировкой, знают многие жители города. Новостройки здесь появляются, как грибы после дождя. А потому строительной компании, дабы привлечь внимание, приходится в нейминге прибегать к ассоциативным методам. Где находится "Ясная Поляна" в Чебоксарах, знает только тот, кто бывал в Калужской области. Название ЖК ассоциируется у многих жителей этого города с чем-то светлым, уютным, добрым. Адрес отдела продаж: ул. Университетская, дом 9, корпус 1. Компания практикует заключение договоров на условиях долевого участия. Предлагает квартиры экономкласса. Первоначальный взнос при покупке жилья в рассрочку - 100 тысяч.

Усадьба Ясная Поляна в Тульской области является родовым имением Льва Толстого, здесь он родился в 1828 году и прожил большую часть жизни, здесь же он и похоронен. Усадьба известна с начала XVII века, тогда ею владел засечный воевода Г.И.Карцев. Часть Ясной Поляны в 1763 году приобрел князь Сергей Федорович Волконский, прадед Л. Н. Толстого по линии матери. В 1921 году усадьба была национализирована и превращена в музей, во время Великой Отечественной войны пережила немецкую оккупацию и была восстановлена в первозданном виде. Сейчас усадьба Ясная Поляна представляет собой большой музейный комплекс со зданиями, конюшней, парками, прудами и могилой писателя.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 07.2014 г.

1. Схема усадьбы Льва Толстого "Ясная Поляна"

2. Башни центрального въезда/входа на территорию усадьбы

3. Сразу у входа в усадьбу красивый пруд с кувшинками

5. Березовая аллея - "Проспект"

6. Купальня. По легенде именно здесь любил купаться сам Лев Николаевич

11. Белая кухня возле дома Толстого

13. Дом Толстого, 1810-е годы, бывший флигель. Николай Сергеевич Волконский (1753-1821 гг.), дед Льва Толстого, начал строить новый большой дом (около 40 комнат), но до своей смерти успел построить только первый этаж и два флигеля. Дом был достроен его зятем Николаем Ильичем Толстым (1794—1837 гг.), отцом Льва Толстого, но в 1840-е годы уже после его смерти был продан и увезен в село Долгое (Лев Толстой тогда был на военной службе), где в 1913 году разобран из-за ветхости. В итоге, вернувшийся с военной службы Лев Толстой с семьей стали жить в одном из флигелей

14. Вход в музей расположенный в доме Толстого. К сожалению, в момент нашего приезда музеи на территории усадьбы не работали, так как было отключено электричество

16. Флигель Кузминских. Большой усадебный дом Николая Ильича Толстого располагался между флигелем Кузминских и современным Домом Льва Толстого. Это справа от того места, где сделано данное фото

19. Флигель Кузминских, вид с юго-востока

21. Конюшни, XVIII век, построены при Н.С.Волконском

22. Дом Волконского, самое старое каменное здание усадьбы, середина XVIII века. Назван так по фамилии жившего тут деда Льва Толстого - Николая Сергеевича Волконского (1753-1821 гг.)

24. Вид на деревню Ясная Поляна с усадьбы

25. Дом Волконского, каретный сарай и конюшни

26. Чей-то лик смотрит на вас из дерева

27. Дорожка к могиле Льва Толстого

28. Этот небольшой холмик - могила Льва Толстого. Во времена немецкой оккупации немцы в качестве глумления окружили могилу Толстого могилами своих умерших в госпитале солдат (в сети есть фото). Почему глумления? - а здесь почва очень уж неподходящая для захоронений (корни деревьев), хотя вокруг много подходящих полян. Более того, при отступлении немцы пытались сжечь Дом Толстого (удалось потушить), а при проживании топили печи книгами из библиотеки Толстого и мебелью из музея. Некоторые особо одаренные ссылаются на мемуары Гудериана (жившего здесь): "Ни один предмет мебели мы не сожгли, ни одну книгу или рукопись мы не трогали.", но верить ему - это как поверить на слово о освоей невиновности пойманному на очередном убийстве Чикатило

Из цикла «О нашей «малой» родине»

Средний Урал, особенно его юго-западные районы, интересны в этнографическом плане тем, что они многонациональны. Особое место занимают марийцы: во-первых, они здесь представляют угро-финнов; во-вторых, они были вторыми, после башкир и татар, (а в некоторых случаях первыми), поселившимися несколько столетий назад на обширных просторах древнего Уфимского плато.

Угро-финская группа объединяет 16-ть народов, их всего более 26 млн.; среди них марийцы занимают шестое место.

Само название этого народа «мари», что в переводе означает «человек; мужчина», общемирового значения: это слово имеет такое же значение в индийском, французском, латинском, персидском языках.

Угро-финские племена в глубокой древности жили от Зауралья до Балтики, об этом говорят многочисленные географические названия.

Древняя родина марийцев - Среднее Поволжье, - это берега Волги, междуречье Ветлуги и Вятки: здесь они жили более 1500 лет назад, а погребения говорят: их далекие предки облюбовали этот край 6000 лет назад.

Марийцы относятся к европеоидной расе, но у них наблюдаются некоторые признаки монголоидности, их относят к субуральскому антропологическому типу. Ядром формировавшегося в 1-м. тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена. В 10-м. веке марийцы впервые упоминаются в хазарском документе как «ц-р-мис», Угроведы считают, что среди древнемарийских племен было племя «чере», которое платило дань хазарскому кагану (царю) Иосифу дань, а на основе двух племен «меря» и «чере» (мис) возникла марийская народность, хотя до 1918 года этот народ носил колониальное название «черемис».

В одной из первых русских летописей «Повести временных лет» (12 век) Нестор писал: «На Белоозере седят весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где потече в Волгу, мурома язык свой, и черемиса свой язык...»

«Тогда было около 200 родов, объединенных в 16 племен, которыми управляли советы старейшин. Раз в 10 лет собирался совет всех племен. Остальные племена создавали союзы» - из кн. «Урал и марийцы»; авт. С. Никитин с. 19

По поводу перевода названия племени «черемис» есть разные точки зрения: это и воинственный, и восточный, и лесной, и болотный, и из племени «чер(е), Сар».

«Господь ваш да ниспошлет на вас милость свою и да устроит для вас ваши дела ло своему благословению». (Из Корана)

Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.

В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.

Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.

Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.

В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.

Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).

Часто мы слышим «исконный уралец», «коренной красноуфимец» и т.п., хотя знаем, что те же , татары, русские, марийцы, удмурты живут на юго-западе области каких-то несколько сотен лет. А были ли обитаемы эти земли до прихода этих народов? Были - и этим коренным народом были вогулы, так называли манси в период Российской империи, когда наряду с титульной нацией - великороссами - были народы второго плана, так называемые «инородцы».

На географической карте Урала до сих пор сохранились названия рек, поселений с таким названием «Вогулка»: из энциклопедии Ефрона-Брокгауза «Вогулка» - несколько речек в Красноуфимском уезде, левый приток реки Сылвы; в Чердынском уезде - левый приток реки Еловки; в Екатеринбургском уезде на даче Верхне-Тагильского завода; в Верхотурском уезде - стекает с вершин Денежкиного камня.

Манси (вогулы) - народ угро-финской группы языков, они по языку близки с хантами (остяками) и венграми. Ни один народ не приобрел такой известности в науке, вследствие их близкого родства с венграми. Когда-то в древности они заселяли территорию на Север от реки Яик (Урал), позже были вытеснены воинственными кочевыми племенами.

О вогулах писал еще Нестор в «Повести временных лет»: «Югра-народ, говорящий непонятно, и живет в соседстве с самоядью в северных странах». Югрой тогда называли предков манси (вогулов), а самоядью - ненцев.

Второе упоминание в письменных источниках о манси относится к 1396 году, когда в Пермь Великую стали совершать военные походы новгородцы.

Русская экспансия встретила активное сопротивление: в 1465 году вогульские князья Асыка с сыном Юмшаном совершили поход на берега Вычегды; в том же году была организована царем Иваном IIIкарательная экспедиция Устюжанина Василия Скрябы; в 1483 году такие же разорения пришли с полками воевод Федора Курского - Черного и Салтыка Травина; в 1499 году под началом Семена Курбского, Петра Ушакова, Василия Заболоцкого-Бражника. В 1581 году вогулы напали на строгановские города, а в 1582 году подступили под Чердынь; активные очаги сопротивления были подавлены в 17 веке.

Параллельно шла христианизация вогулов; они были впервые крещены в 1714 году, повторно - в 1732 году, позже - даже в 1751 году.

Со времен «усмирения» коренных жителей Урала - манси они были приведены в ясашное состояние и подчинялись Кабинету Его Императорского Величества: «уплачивали в казну один ясак лисицами (2 штуки), взамен чего им разрешалось пользоваться пахотными и сенокосными угодиями, а также лесом, они охотились уже без особой на то платы в казну; освобождены от рекрутской повинности».

О происхождении башкир

Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Яку­тии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.

На Урале эта языковая группа представлена башкира­ми и татарами, которые имеют свои государственные об­разования, хотя в реальности за границами этих респуб­лик находятся сотни тысяч их соплеменников (что ста­нет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).

Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».

Существует две точки зрения на происхождение этно­нима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактов­ка зародилась еще в древние времена, когда люди зани­мались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное пле­мя, объединившее разрозненные башкирские племена.

Башкиры не коренные жители Урала, их древние сопле­менники пришли сюда с далекого Востока. По предани­ям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней ро­диной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейс­ких башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследова­тели говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими пле­менами: с киргиз-кайсаками, волжски­ми булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.

Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно не­давно: это произошло при хане Узбе­ке в 1313-1326 гг.

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угро-финский. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия "абориген" ("коренной народ") нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы - пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных жителей края.

Цель моей работы – рассказать насколько разнообразны народы, населяющие наш край, и их язык и культура.


Чтобы лучше понять историю заселения Южного Урала, я вкратце окунусь в историю Южноуральского края.

Первые письменные сведения о народах Южного Урала относятся еще к античному времени.

Стоянок древнего человека на Южном Урале обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около 100. А озер в нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера Еловое Чебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озере Смолино вблизи Челябинска и многие другие.

Люди заселяли Урал постепенно. Скорее всего, они пришли с юга, перемещаясь вдоль берегов рек вслед за животными, на которых охотились.

Приблизительно в 15-12 тысячелетиях до н. э. ледниковая эпоха кончилась. Четвертичный ледник постепенно отступал, местные уральские льды растаяли. Климат стал теплее, флора и фауна приобрели более или менее современный облик. Увеличилась численность первобытных людей. Более или менее значительные коллективы их кочевали, передвигаясь вдоль рек и озер в поисках охотничьей добычи. Наступил мезолит (средне-каменный век).

Примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры на службу человеку пришла медь. Южный Урал – одно из тех мест нашей страны, где человек впервые стал использовать металл. Наличие самородных кусков чистой меди и довольно больших залежей олова создавали благоприятные условия получения бронзы. Бронзовые орудия труда, как более прочные и острые, быстро вытеснили каменные. Во II-I тысячелетии до н.э. древние жители Урала не только добывали медь и олово и изготавливали орудия труда, но и обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Так изделия древних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и в Западной Сибири.

В период медно-бронзового века на территории Южного Урала проживало несколько племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. О них рассказывают историки Н.А. Мажитов и А.И. Александров.

Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием "андроновцы". Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае еще в XIX веке.

В лесах в тот период обитали "черкаскульцы", которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.

На Южном Урале представление о времени бронзового века дают курганы и поселения, относящиеся к андроновской культуре (Сальников К- В. Бронзовый век Южного Зауралья. Андроновская культура, МИА, №21, 1951, стр. 94-151). Эта культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV-X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.

Развитие раннежелезного века на Южном Урале охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э. Представление о нем дают савроматские, сарматские и аланские курганы и городища. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Сарматская культура - это культура периода разложения первобытно-общинного строя и формирования классового общества, развитого кочевого скотоводства, земледелия и ремесла. Все находки говорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое и другие производства. (Сальников К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения Института материальной культуры, XXXIV, М.-Л., 1950)

Поздний железный век Урала по времени совпадает с ранним средневековьем Европы. В эпоху железного века на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое население начинает переходить к кочевому скотоводству, и на протяжении более чем двух тысяч лет эта территория становится местом кочевий различных племен.

Это было время "великого переселения народов". С передвижением кочевников, связано формирование башкирского народа и распространение тюркского языка на территории области.

Предваряя предстоящее повествование об истории народов, заранее сделаю оговорку. Начну его с истории башкирского народа. И вот почему. Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Поэтому начало рассказа с башкир ничуть не искажает исторической правды, не умаляет роли других народов. При этом соблюдается историзм изложения материала.

Первые исторические сведения о башкирах относятся к X веку. Путешественник Ибн-Фадлан сообщал, что он посетил страну народа турок, называемого аль-Баш-тирд (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л., 1939, стр. 66).

Другой арабский писатель Абу-Занд-аль-Балхи (посетивший Булгарию и Башкирию в первой половине X в.) писал: "От внутренних башджаров до Бургарии 25 дней пути... Башджары разделяются на два племени, одно племя живет на границе Грузии (страна Куман) близ булгар. Говорят, что оно -состоит из 2000 человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что пи кто не может покорить их. Они подвластны булгарам. Другие же башджары граничат с печенегами. Они и печенеги - тюрки" (Абу-Занд-аль-Балхи. Книга видов земли, 1870, стр. 176.)

Башкиры издревле обитали на землях современной Башкирии, занимая территорию по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой и верхним течением реки Урала. Они были кочевниками-скотоводами; занимались также звероловством, рыболовством, бортничеством. В западной части Башкирии развивалось земледелие, уничтоженное татаро-монгольскими завоевателями и восстановленное с появлением в Башкирии русского населения.

Ремесло у башкир было развито слабо. Но все же, как свидетельствуют письменные источники, уже в X в. башкиры умели кустарным способом добывать железную и медную руды и производить их обработку. Они занимались выделкой кожи, изготовляли из железа пики, наконечники стрел, из меди украшения конской сбруи.

Западная часть Башкирии в IX-XIII вв. была подчинена Булгарстому царству, которому башкиры платили дань мехами, воском, медом и лошадьми. По сообщению Ибн-Руста (около 912 года) каждый, кто из подданных булгарскому хану женился, должен был давать по верховой лошади.

В до монгольский период население Башкирии торговало с соседними народами и с русскими купцами воском и медом. Башкирия была разделена на роды и племена, во главе которых стояли родоначальники и сборщики.

Наиболее сильные из баев подчиняли себе другие родовые объединения и иногда становились ханами. Однако власть таких ханов была непрочной, и ни одному из них не удалось подчинить себе все башкирские племена. Особо важные вопросы решались на народных собраниях и на совете старейшин (королтай). Народные собрания башкир завершались празднествами, на которых устраивались состязания по борьбе, скачке и джигитовке, стрельбе из лука.

Разложение родового строя и переход башкир к классовому обществу падает на X-XII вв., а конец XII и XIII вв. характеризуется зарождением феодальных отношений. В XII-XVI вв. сложилась башкирская народность. Большую роль в складывании башкирской народности сыграли племена аланов, гуннов, венгров и особенно булгар. В 1236 г. татаро-монголы покорили Булгарское царство и вместе с ним юго-западную часть Башкирии. Вслед за этим была завоевана вся Башкирия, вошедшая в состав образовавшейся в Поволжье Золотой Орды. Золотоордынские ханы обложили башкир ясаком в виде дорогих мехов, возможно и налогом в виде одной десятой от их стад.

Обострение борьбы покоренных татаро-монголами народов за свое освобождение и, особенно, замечательная победа русского объединенного войска на Куликовом поле в 1380 г. ослабили Золотую Орду. В XV в. она стала распадаться.

С распадом Золотой Орды значительная часть населения Башкирии подпала под власть Ногайской орды, кочевавшей между средним и нижним течением Волги.на западе и р. Яик на востоке. Зауральские башкиры признали свою зависимость от Сибирского ханства, западные районы Башкирии - от Казанского. Башкирия была расчленена.

Кроме башкир, территорию Южного Урала населяли татары, мари, удмурты, казахи, калмыки и другие народы. Они так же, как и башкиры, подчинялись вначале ханам Золотой Орды, а с распадом последней - казанским, сибирским и ногайским ханам.

Тяжесть татаро-монгольского гнета усугублялась тем, что башкиры, находясь в составе разных ханств, были разобщены и использовались ханами и прочими феодалами в борьбе друг с другом. Междоусобицы были пагубны для трудовых масс. Нередко сам хан или мурза при поражении спасался от противника бегством, оставляя на произвол судьбы своих подданных. Последних же подчинял себе другой хан или мурза и устанавливал для них еще более жестокий режим.