Форма и цвет не совпадает рауль дюфи. Стирая все, что уродливо. Рауль Дюфи


Старые дома в Онфлере. 1906. 60х72. Париж, собрание Рудинеско

«В 1905-1906 годах я писал на пляже в Сент-Андрессе. До той поры я делал пляжи в манере импрессионистов и совершенно постиг ее, понимая, что при таком способе срисовывания натуры натура приковывает меня к деталям всё более мелким и мимолетным. Я же оставался вне картины.
Однажды, уже не веря этой манере, я вышел из дома с этюдником и простым листом бумаги. Устроившись на пляже, я принялся смотреть на кисти и тюбики с красками. Как с их помощью воспроизводить не то, что я вижу, а то, что есть, что существует для меня, мою реальность? Вот вся проблема. Я чувствовал, что она заключается в этом, а не в чем-либо другом. Я начал тогда рисовать, выбирая в натуре то, что мне подходило. Затем смесью черного и белого я моделировал контуры каждого предмета, всякий раз оставляя бумагу белой внутри их, чтобы затем окрасить эти места каким-либо цельным и довольно интенсивным цветом. Что у меня было? Голубой, зеленый, охра, совсем немного красок. Между тем результат меня удивил. Я открыл, и тотчас же понял это, я открыл то, чего хотел в глубине души. С того дня для меня стало невозможно возвращение к бесплодным битвам за овладение лишь тем, что представало перед моими глазами…
В тот день в Сент-Адрессе, когда я проделал этот опыт, я интуитивно пришел к тому, что навсегда сделалось моей истинной заботой. Яоткрыл свою систему, теория которой заключается вот в чем. Гоняясь за солнечным светом, теряют даром время. Свет живописи, это совсем другое, это свет порядка, композиции, некий свето-цвет»
(из письма Дюфи – Пьеру Куртьону)


Жанна с цветами. 1907. 90х77. Гавр, Музей искусств


Ванс. 1923. 81х100. Частное собрание


Решетка. 1930. 130х162. Нью-Йорк, собрание Э.Шарп


Казино в Ницце. 1927. 50х59. Женева, собрание Ж.Моос

«Вот перед нами дерево, скамейка, дом. Но меня интересует, и это самое трудное, то, что вокруг предметов. Каким образом из всего этого сделать ансамбль? Никто не делал этого так, как Сезанн. То, что между его яблоками, не менее прекрасно и значительно, чем яблоки… Писать, когда ничего нет – вот что самое трудное и в определенном смысле самое существенное… Когда Пуссен писал поляну, то она не превращалась в какой-нибудь гербарий. Там нет дыр. Задолго до Сезанна Пуссен воспринимал объем не только вещей, но и пространство между ними».
«Пространство – это не какая-то дыра, это некое предположение, позволяющее зрителю дышать…»
(Дюфи)


Средиземное море. 1923. 129х110. Нью-Йорк, собрание Джимбел


Купальщицы в открытом море. 1925-27. 116х89. Париж, центр Помпиду

«Существует реальность и то, что видят. Это не одно и то же. Есть реальность, поддающаяся измерению, – в плане, проекции, вертикальном разрезе. Но мне принадлежит совсем не это, а мое собственное видение реальности. Я пытаюсь писать то, что я вижу, и то, что понимаю…»
(Дюфи)


Амфитрита. 1936. 186,5х157,5. Нью-Йорк, галерея Финдлей


Дом с садом. 1915. 117х90. Париж, городской музей современного искусства

«Декоративное искусство, которое вело его к границам кубизма, вместе с тем удерживало его от того, чтобы сделаться кубистом. Декоратор должен быть соблазнителем, и подчас даже поверхностным: умозрительная отвлеченность ему противопоказана. Разве не должен он соединять с величием грацию? И как же было тогда Дюфи не вернуться к этому союзу грации и величия в живописи, если это произошло в других сферах его деятельности? Больше того, он был слишком чувствителен к наиболее материальным соблазнам декоративных искусств; к нежности шелка, атласа, бархата, к глубокому блеску керамики, чтобы в равной мере не желать цвету и фактуре своей живописи той же способности очаровывать…»
(Бернар Дориваль о Дюфи)


Дельфин. Иллюстрация к книге Г.Апполинера «Бестиарий, или Кортеж Орфея». 1910. Ксилография


Слоны. Шелковый шарф из ткани фирмы Бьянкини-Ферье по эскизу Дюфи. ок. 1922

Дюфи Рауль (1877-1953) - французский живописец, график, театральный художник, керамист. В конце 40-х годов коллекционеры вдруг увлеклись картинами Рауля Дюфи на темы скачек. Дюфи предлагали баснословные деньги за то, чтобы он вернулся к неожиданно ставшей модной теме. Но художник не мог вернуться к тому, что для него было пройденным этапом. Он ответил сдержанно и гордо: "Люди покупают какой-нибудь сюжет. Нужно, чтобы они проглотили и все остальное".

Он сам, выбирая, что почитать, раскрывал книгу на середине. Его интересовал не сюжет, а чувство жизни, которое должно присутствовать, по его мнению, в каждом слове, в каждой ноте, в каждом воплощенном на полотне цвете. Его картины и акварели поэтичны и свежи, образы красочны и порой декоративны. Его цвета легки, а рисунок чаще всего очень бегл и динамичен.

Дюфи по натуре был очень возвышенным и непосредственным человеком. Он умел во всем видеть прекрасное и бесконечно любил жизнь.

Родился Рауль Дюфи 3 июня 1877 года. Его отец служил на большой металлической фабрике, а в свободное время играл в Церкви на органе и был хормейстером. Братья Рауля тоже связали свою жизнь с искусством. Один, как и он, стал живописцем, другой - органистом, а третий - флейтистом и издателем музыкального журнала. В семье было еще пять дочерей, которые в юные годы вместе с братьями разыгрывали семейные спектакли.

В четырнадцать лет Рауль, как старший, вынужден был оставить коллеж св. Иосифа и найти занятие, которое помогло бы прокормиться. Неплохо зная немецкий язык, он поступил в компанию, которая занималась импортом бразильского кофе. Там они проработал пять лет. Именно тогда в нем пробудился мир будущего пейзажиста. Позже Рауль Дюфи вспоминал: "По запаху я мог сказать, пришел ли корабль с товарами из Техаса, Индии или с Азорских островов, и это разжигало мое воображение. На мосту и в доках я упивался тем особым, характерным для побережья светом, который позже я нашел только в Сиракузах. Примерно до 20 августа сверкающий, затем он становился вес более и более серебристым".

В 1892 году Рауль Дюфи посещал муниципальную художественную школу. Там он учился у Шарля Люйе, который больше всех ценил Энгра.

Дюфи вместе со своим товарищем, тоже начинающим художником, снял мастерскую, где они много рисовали. Год отслужив в армии, Дюфи получил стипендию гаврского муниципалитета для продолжения образования в Париже. Во Французской академии Дюфи учился в классе Леона Бонна. Стипендия была невелика, но, как вспоминали те, кто его знал, "Рауль Дюфи являл чудо неукоснительного соблюдения приличий. Никто и никогда не видел его в неряшливой одежде, без воротничка или слоняющимся в сандалиях подобно большинству его коллег. Неизменно подтянутый, с хорошо вычищенными башмаками, он носил свою бедность как-то легко и в то же время с достоинством".

Одним из первых больших произведений Дюфи была композиция "Оркестр гаврского театра", написанная в 1902 году. Это было почти подражание Дега, его "Оркестру оперы", и возвращением в чудодейственный мир музыки, который окружал Дюфи с раннего детства. Вслед за импрессионистами Дюфи игнорировал сюжет, для него важнее было общее настроение и характеры, лица музыкантов. В пейзажах 1902-1904 годов Дюфи рисует те виды, с которыми у него лично были связаны какие-то яркие впечатления, переживания, в них чувствуется свободное дыхание, есть ощущение воздуха и света. Постепенно его образы делаются более энергичными и ясными. Он сблизился с Марке. Вместе они в 1904-1906 годах поехали в Нормандию, где писали одни и те же мотивы. В 1906 году Дюфи работал с Браком.

Дюфи принимал участие в Осеннем салоне 1905 года, где получил крещение фовизм. Очень выразительно черты нового течения проявились в творчестве лидера фовистов Анри Матисса. Яркие взрывчатые краски, раскрепощенный цвет были у него подчинены строгой лапидарной живописной структуре. Особенно поразила Рауля Дюфи картина Матисса "Роскошь, тишина и нега". Он сам признавался: "Импрессионистический реализм потерял для меня свое очарование при созерцании этого чуда воображения, переведенного в рисунок и цвет".

Постепенно Рауль Дюфи пришел к выводу, что совсем не обязательно гоняться за солнечным светом, что свет в живописи - это, по его словам, "свет порядка, композиции, некий свето-цвет". Он даже точно помнил, когда пришло к нему это понимание нового ощущения света. В 1905-1906 годах он писал на пляже в Сент-Адрессе и попробовал воспроизвести не то, что видит, а то, что есть на самом деле. Контуры он моделировал смесью черного и белого, а потом закрасил то, что внутри, цельными цветами. Он не ослаблял краски примесями, добивался максимальной их насыщенности, силы цвета и в то же время пытался добиться, чтобы полотно воспринималось как единое, гармоничное целое. Чаще всего Дюфи рисовал виды, лишенные глубины. Именно благодаря цвету в композициях Дюфи необыкновенно точно передана владеющая им эмоция. Мажорно, празднично звучит написанная в 1906 году картина "14 июля в Гавре. Улица, украшенная флагами", нежно и лирично - полотно "Старые дома в Онфлере".

Дюфи пробует собирать краски в две-три соотнесенные друг с другом цветовые зоны, пишет композиции, где портрет на наших глазах перевоплощается в натюрморт ("Жанна с цветами").

Поворотным моментом в творчестве Дюфи стала совместная с Браком поездка в Марсель, а затем в Эстак. В это время, в 1908 году, он увлекся Сезанном и присмотрелся к кубизму, который ярко проявился в творчестве Брака.

Кубисты отказывались от ярких спектральных тонов и в отличие от фовистов предпочитали тяжелые землистые краски, позволяющие выразительнее показать объем, трехмерность и более послушно подчиняющиеся общему замыслу.

Контрасты зеленых тонов и охры в "Деревьях в Эстаке", "вальсирующие" линии в "Даме в розовом" и, наконец, не принимаемая кубистами яркая лазурь в "Рыбаке" свидетельствуют о том, что Дюфи, увлекаясь, оставался яркой художественной индивидуальностью и практически не примыкал к какому-нибудь одному течению.

В это же время Дюфи заинтересовался французским народам искусством, начал изучать тайны старинных гравюр, на дереве - ксилографии. В созданных Дюфи гравюрах "Любовь", "Танец", "Рыбная ловля" чувствуется энергия каждого пятна, каждого штриха. В 1910 году Дюфи проиллюстрировал книгу Гийома Аполлинера, который очень высоко его ценил,- "Бестиарй, или Кортеж Орфея". В 1911 году по просьбе законодателя французской моды Пуаре, того самого, который избавил женщину от корсета и придумал стиль "ар деко", Дюфи декорировал его особняк к празднику "Тысяча вторая ночь". Создавая ткани, Дюфи следовал традициям XVIII века, но не стилизовал, а придумывал свои собственные композиции с матросами, жнецами и т. д. Талант декоратора проявился и в его эскизах набоек для тканей фирмы Бьянкини-Ферье, в цветочно-растительных мотивах которых ощущалось удивительное дыхание жизни. Модницы были в восторге от платьев, пошитых из этих тканей.

Во время Первой мировой войны Дюфи некоторое время изготовлял так называемые военные лубки.

В послевоенное время он занимался не только живописью, но и декоративным искусством. Выполнял эскизы шпалер, мебели, керамики, фарфора. Иллюстрируя книги, демонстрировал свой талант рисовальщика, изумительно владеющего гибкой подвижной линией.

Как признавался сам художник, лучше всего ему писалось в двух шагах от моря. Именно в Ницце, Каннах, Вансе, Коллиу-ре находил он особенный, так необходимый ему свет. А например, в Мюнхене писать ему было тягостно и скучно. В этот период в полотнах Дюфи начали постепенно появляться так называемые суммированные тона. В написанных в 20-е годы пейзажах "Море", "Средиземное море", "Дворец в Сицилии" и других ясно проявляются две доминанты - густо-зеленый и синий (для неба - голубой, для моря - темный). Особенно Дюфи любил голубой. Он считал, что это единственный цвет, способный сохранить свою индивидуальность. Красный, например, коричневеет в тени, а на свету вообще гаснет. Многие пейзажи Дюфи практически затоплены атмосферой голубого цвета.

В конце 20-х - 30-е годы Дюфи, наследуя в чем-то традиции примитивистов, начал строить композиции по законам своей собственной "духовной перспективы". Он насыщает их своеобразными "эмблемаформулами" - чаще всего это раковины, кораблики и обнаженные натурщицы. Программными для, этого времени можно считать "Мастерскую в Гавре" и "Амфитриту". В это же время Дюфи, желая угодить публике, писал композиции на "светские" темы и свои знаменитые "Скачки в Эскоте", "Скачки в Довиле" и т. д., где разряженная толпа порой напоминает муравейник.

Всю свою жизнь Дюфи был бесконечно влюблен в музыку. Она звучала в самом строе его композиций. В 40-е годы он написал и чисто "музыкальные" полотна - "Оркестр", "Красная скрипка", "В честь Клода Дебюсси".

Безмятежны и спокойны его портреты - "Портрет Нико Мазараки", "Портрет жены". Весьма необычными были керамические полихромные настольные "Комнатные сады", в которых в миниатюре повторялись архитектура и растительность. Впечатляющим произведением Дюфи было грандиозное фанерное панно "Фея электричества" (его размеры 10x60 метров), которое экспонировалось на выставке 1937 года вместе с "Герникой" Пикассо.

В последние годы Рауль Дюфи тяжело болел полиартритом, но стойко сражался с болезнью и продолжал работать.

В этот период художник возвратился не только к теме музыки, но и к своим излюбленным мотивам моря.

Когда у Дюфи спросили, продолжал бы он писать, если бы оказался на пустынном острове, он ответил:

Пишешь по необходимости разобраться и в себе, и в том, что тебя окружает, пишешь из желания стать сильнее, приблизиться к тому, что выше нас. Пишешь также для нескольких друзей, которых ценишь, от которых ожидаешь искреннего мнения, но, главным образом, прежде чем писать для других, пишешь для себя...

Рауль Дюфи лечился в Бостоне, потом провел несколько месяцев в Аризоне, а в 1951 году возвратился во Францию, в Гавр. На Венецианской бьеннале 1952 года - традиционной международной выставке современного изобразительного искусства - ему за созданные в последние годы картины был присужден Гран-при. Все деньги он отдал молодым художникам. Потом переехал в Прованс, в деревню Форкалькье. 23 марта 1953 года его не стало.

Дюфи умел ценить и воспевать истинную красоту. И признавался: "А я люблю все то, что предстает в самом прекрасном свете. Лица воспринимаются в ансамбле... В живописи существеннейший момент- это цвет. А цвет есть феномен света. Чтобы писать свет, художник обращается к краскам. Цветок, женщина, бабочка? Простые происшествия великой драмы Цвета и света..."

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Рауль Дюфи (фр. Raoul Dufy; 3 июня 1877, Гавр - 23 марта 1953, Форкалькье) - французский художник, представитель фовизма, позднее кубизм.

Жизнь и творчество

Родился в бедной многодетной семье. Несмотря на выказанные в школе способности, ещё ребёнком был вынужден зарабатывать на жизнь. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В то же время посещает вечерние курсы живописи Шарля Луйе при Художественной академии в Гавре. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Получив стипендию города Гавра, художник отправляется в Париж, где поступает на обучение в ателье Леона Бонна при Школе изящных искусств.

После творческой фазы, когда Дюфи писал в импрессионистской манере, длившейся до 1905 года, художник посвящает себя фовизму, с которым познакомился на Осеннем салоне, где были представлены картины Анри Матисса. В этот период художник много ездит по Франции и рисует. В 1906 году в галерее Берты Вайль открывается первая персональная выставка Дюфи.

За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Невысокая покупаемость картин Дюфи вынуждает его заняться ксилографией, иллюстрированием литературы и разработкой узоров для тканей. В этот период Дюфи возвращается к своей первоначальной манере, краски его картин становятся легче и ярче. В 1919-1923 годах живёт в Вансе, совершает поездку в Италию, где много рисует. В 1923 году в брюссельской галерее Центавр состоялась вторая персональная выставка Дюфи, закончившаяся большим успехом мастера.

В дальнейшем художник практикует в своих работах разделение цвета и рисунка, причём в акварели находит то средство, которое в наибольшей степени выражает эти требование. Для парижской международной выставки 1937 года создаёт огромное настенное полотно площадью в 600 кв.м. В поздних картинах Дюфи как правило основной является только одна краска.

Литература

  • Костеневич А. Г. Рауль Дюфи. Л., «Искусство», 1977.
  • R.Telin: L`art de Raoul Dufy, Paris 1945
  • P.Courthion: Raoul Dufy, Genf 1951
  • G.Besson: Dufy, Paris 1953
  • R.Cogniat: Raoul Dufy, München 1970
  • Die Welt der Malerei, Köln 1990

Рауль Дюфи как-то сказал: "А я люблю все то, что предстает в самом прекрасном свете. Лица воспринимаются в ансамбле. В живописи существеннейший момент - это цвет. А цвет есть феномен света. Чтобы писать свет, художник обращается к краскам. Цветок, женщина, бабочка? Простые происшествия великой драмы цвета и света ." По цвету и свету, а еще по манере письма, мы часто легко можем узнать работы того или иного художника. Живопись Рауля Дюфи узнать довольно легко: она ярка, необычна и... примитивна. Легко узнаваемый стиль фовизма, о котором ранее упоминалось в связи с живописью другого французского художника Мориса де Вламинка . Те же яркие краски - синие, желтые, красные - и тоже отсутствие перспективы, сюжета и легкость света...

Рауль Дюфи На скачках

Подобная живопись, часто кажущаяся нашим современникам авангардной, была весьма востребована 1920-е годы в интерьерах арт деко. Рауль Дюфи в 1910 году познакомился с известным парижским модельером Полем Пуаре и они вместе открыли текстильный заводик, на для которого Дюфи разрабатывал декор тканей, а Пуаре шил из них свои платья в стиле модерн. Музей моды и текстиля (Musée de la Mode et du Textile), находящийся в Лувре (Louvre), гордится работами Дюфи, а антикварные аукционы мира неизменно выставляют на торги его эскизы, рисунки, картины и ткани. "Простые происшествия великой драмы цвета и света " пришлись весьма по вкусу ценителям всего необычного в мире...

Рауль Дюфи Автопортрет 1899

Рауль Дюфи в своей студии

Краткая биографическая справка . Рауль Эрнест Жозеф Дюфи (Raoul Dufy) родился 3 июня 1877 года в Гавре в семье бухгалтера и хормейстера. В 14 лет Рауль стал работать конторщиком у шведских импортеров кофе и рисовал все свободное время, в основном это были виды из его рабочего окна: гавань, матросы, суда... Отец, увидев рисунки Рауля, отдал его в вечерние классы при местной Школе изящных искусств. Здесь Дюфи изучал основы живописи у Шарля Люилье. В первых работах Дюфи прослеживается влияние импрессионистов, в особенности Эжена Будена и Камилля Писарро. В 1903 Дюфи участвовал в "Салоне независимых". Через два года он увидел в "Осеннем салоне" работу Анри Матисса "Роскошь, покой и наслаждение" и обратился к простым, в основном ярким краскам, появившимся у него еще в 1904 в картине "Яхта с флагами в Гавре". Во время путешествия по Нормандии Дюфи написал свои первые картины в стиле фовизма. Главное внимание в них уделяется цвету, человеческие фигуры на них - это лишь контуры. С 1937 Дюфи занимался в основном созданием образцов ткани для декораций.

Рауль Дюфи Автопортрет 1901

Рауль Дюфи Лодки в Гавре

Рауль Дюфи Венеция

Рауль Дюфи Солнечный пейзаж 1902

Рауль Дюфи Порт Гавра 1906

Рауль Дюфи В яхт-клубе 1936

Рауль Дюфи Три грации

Рауль Дюфи Афродита и бабочки 1938

Рауль Дюфи Венера и органист 1949

Рауль Дюфи Акробаты 1922

Натюрморты Рауля Дюфи

Рауль Дюфи Букет

Рауль Дюфи Красная скрипка 1948

Рауль Дюфи Натюрморт 1941

Рауль Дюфи Цветы в вазе

Рауль Дюфи Анемоны в вазе

Рауль Дюфи Анемоны

Лошади, люди и скачки

Рауль Дюфи Семья Кесслер на лошадях 1931

Рауль Дюфи Семья Кесслер на лошадях 1932

Однозначно определить стиль французского художника Рауля Дюфи невозможно. За годы творческих экспериментов с фовизмом, кубизмом и попытками раскрыть сущность формы и цвета, у Дюфи выкристаллизовался собственный и очень узнаваемый стиль. Своего рода «дюфизм» – это колористическая основа с нанесёнными на неё тонкими линиями формы. А ещё Дюфи – это блестящий декоратор и автор одного из самых больших в мире панно.

Родился в 1877-м году во французском городе Гавр в многодетной семье, где отец играл на органе в церкви. Поэтому Рауль и его братья и сёстры росли в атмосфере искусства, особенно музыки. Но бедность рано погнала Рауля на работу. В 14 лет он оставил колледж святого Иосифа и, как старший ребёнок, нашёл работу в компании, которая занималась импортом бразильского кофе.

Работа не отбивает у Рауля желание стать художником. Напротив, через год он начинает посещать вечерние курсы муниципальной художественной школы. Там он сближается с Отоном Фриезом. Начинающие художники вскладчину снимают комнату и устраивают там мастерскую. Они писали пейзажи Гавра, чаще всего - порт.

"Пляж в Сент-Андресе". 1906

1898-й год в жизни Рауля Дюфи обозначен службой в армии. По возвращению в Гавр он продолжает упорно трудится, за что муниципалитет города награждает его стипендией для обучения в Париже.

. "Маленька пальма". 1907

При жизни художника его картины продавались плохо. Поэтому он вынужден был зарабатывать на жизнь иллюстрированием литературы («Бестиарий» Гийома Апполинера), ксилографией и разработкой узоров для тканей. В частности, в 1911-м году по заказу парижского модельера Поля Пуаре Дюфи занялся оформлением грандиозного маскарада «Тысяча втора ночь» в роскошном особняке 18 века. Именно Поль Пуаре распознал в Дюфи блестящего декоратора, который тонко чувствует цвет и понимает композицию.

. Эскиз ткани

. "Рыбак", эскиз ткани


. "Слоны", эскиз ткани

На деньги, полученные от Поля Пуаре, открывает мастерскую на Монмартре. Там он практически к не приносящей доход живописи, а всецело отдаётся экспериментам для Пуаре. В этот момент его замечает лионская фирма Бьянкини-Ферье и зачисляет художника в штат рисовальщиков. Там Дюфи трудится упорно и самозабвенно. И лишь Первая мировая война отрывает его от работы, вместе с тем, возвращая к живописи. Дюфи отказывается от предложенной ему части доходов компании. «Я отказался от миллионов, чтобы спасти свою живопись и делать её по вкусу торговца», - заявил он. Хотя стабильный доход художнику не помешал бы - его живописные работы фактически не пользуются популярностью у публики.

"Дама в розовом". 1908

Пробует себя в разных техниках - книжная графика, гобелен, мебель, керамика, фарфор, декорации и костюмы для театра, декоративно-монументальная живопись. И во все эти техники Дюфи переносит цветочно-лиственные мотивы, созвучные с его тканями.

К 1920-му году у Рауля Дюф и наконец формируется собственный стиль, и публика тут же на это реагирует. Теперь его работы представляют собою колористическую основу, на которую художник наносит тонкие линии, создавая формы.

. "Казино в Ницце". 1929


"На скачках"

В 1923-м году в Брюсселе в галерее Центавр с большим успехом прошла вторая персональная выставка Рауля Дюфи .

В 1926-м году Дюфи получит звание кавалера Ордена Почётного легиона. Персональные выставки художника проходят в Брюсселе, Цюрихе, Праги и даже в Нью-Йорке.

. "Пейзаж в Довиле". 1930

В 1937-м год получил заказ для создания гигантского декоративного панно для павильона электричества ко Всемирной выставке. Площадь панно была 600 квадратных метров и состояло оно из 250 фанерных панелей 1,2х2 метра. Общая ширина панно - 60 метров, высота - 10 метров. Над его созданием Дюфи работал 4 месяца вместе со своими братьями. Это панно изображает историю электричества и портреты сотни знаменитых учёных. После выставки Дюфи не согласился продать панно по частям. Сегодня оно хранится в Музее современного искусства в Париже, где экспонируется лишь его часть.Создание панно было своего рода кульминацией творчества Рауля Дюфи . Начиная с конца 30-х его работоспособность резко снижается из-за прогрессирующего полиартрита. Большие полотна художнику уже не под силу, он занимается графикой и станковой живописью.

В конце 40-х-начале 50-х Дюфи проходит курсы лечения в Испании и США. Чувствуя приближение смерти, художник торопиться закончить начатые полотна. Некоторые из них демонстрируются на Венецианском биеннале в 1952-м году, где Рауль Дюф и получают Гран-при и отдаёт её в пользу молодых художников.

. "Семья Кесслер на лошадях".

23 марта 1953-го года умер в деревне Форкалькье в Провансе. Похоронен в Ницце. Спустя три месяца после смерти художника Национальный музей современного искусства в Париже организовал крупную ретроспективу творчества Рауля Дюфи .

. "Афродина и бабочки"


. "Натюрморт". 1941