Воспитательский час литературно – музыкальная композиция. Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся начальной школы на тему: Хлеб

Тельмановская гимназия

Сценарий

«Хлеб – это жизнь»

Папаяни Яна Ивановна

Заместитель директора

Тельмановской гимназии

по воспитательной работе

Павлюк Оксана Михайловна

Учитель музыкального искусства

Высшая квалификационная категория

Тельманово 2015

Музыкально – литературная композиция

«Хлеб – это жизнь»

Слайд № 1

Цель: формирова ть уважительное отношени е к хлебу ,земле. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи:

1. Познакомить и расширить кругозор учеников о хлебе.

2 . Продолжать знакомство с народными традициями.

3 . Воспитывать патриотизм, бережливость,уважение к труду .

Оформление сцены: интерактивная доска, музыкальная аппаратура, плакаты и рисунки, выставка караваев , выставка книг о хлебе.

«Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Слайд № 2

Ход мероприятия.

(Звучит песня, музыка Тумашева, слова Бокова « Хлеб» )

Вед .1.Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слайд № 3

Вед. Во все времена, во все века, у всех народов на земле было величайшей святостью, когда на столе лежал хлеб. Тяжело он доставался людям, но был самым дорогим за все на свете, потому что давал жизнь. Недаром же и пословицы есть у народа: «Не мы хлеб носим, а хлеб нас!» или «Не тяжело хлеб носить, а тяжело без него жить».

Вед. «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

Вед. 15 тысяч лет назад до н.э. первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Вед . Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

( Выступление учащихся начальной школы )

Слайд № 4,5

1ученик

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Слайд № 6,7

2 ученик

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Слайд № 8,9

3 ученик

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Слайд № 10

Вед: Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

Слайд № 11

Сценка « Встреча гостей караваем»

(девушка и юношей выходит с хлебом и солью)

Юноша:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Девушка:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Вед. Вы знаете, что у нас в гимназии прошел конкурс на лучшее стихотворение о каравае. Сейчас наши участники продекламируют стихи собственного сочинения. Я приглашаю на сцену учениц 6-А класса Блюм Анастасию и Гросс Ирину.

Слайд № 12

Посмотри на каравай!

И к столу всех зазывай.

Каравай наш золотой,

Будто солнце в небе.

Будем рады мы тебе

Ты вкуснее всех на свете.

Приготовили его вместе всем мы классом

И сегодня угощаем всех гостей мы наших

И пришел по вкусу вам

Золотой наш каравай.

Вед. А сейчас нам расскажет свое стихотворение ученица 6-Б класса Подоляк Анна.

Слайд № 13

Вот и хлебушек душистый,

Со вкусной коркой золотой,

Он и теплый и пушистый.

Словно солнышком налит

В нем здоровье, жизнь и сила

Сколько рук его растило

Собирало и пекло!

Много в это зернышко вложено труда

Так пусть же колосятся

Поля везде, всегда

И пусть войны не будет нигде и никогда!

Вед. На сцену я с удовольствием приглашаю ученицу 7-Б класса Терещенко Викалину.

Слайд № 14

Русский хлеб – это хлеборобов забота

Их честная и почетная работа.

Работают и день и ночь

Чтобы хлебу расти помочь.

Хлеб – плод тяжелого труда

Дети пусть помнят об этом всегда!

Сколько раз степной корабль по полю проходил,

И никогда ни одного колосочка не пропустил

Комбайнер за штурвал брался,

И в поле убирался.

С огромной любовью пекли его заботливые руки,

Чтоб не видали мы голодной муки,

И пришел каравай,

И ниву, и жар печи,

Теперь на стол подать спеши.

Вед. Ребята, я знаю, что вы любите русскую народную игру – хоровод.

Слайд № 15

«Каравай – каравай». Приглашаю всех в круг!

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех.

«Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!»

(Дети движутся по кругу. Игра продолжается 2-3 раза).

Слайд № 16

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето»

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Слайд № 17

Ведущий:

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Дети хором:

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе !

Тельмановская гимназия

Сценарий

«Хлеб – это жизнь»

Папаяни Яна Ивановна

Заместитель директора

Тельмановской гимназии

по воспитательной работе

Павлюк Оксана Михайловна

Учитель музыкального искусства

Тельманово 2015

Музыкально – литературная композиция

«Хлеб – это жизнь»

Слайд № 1

Цель: формировать уважительное отношение к хлебу,земле. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи:

1. Познакомить и расширить кругозор учеников о хлебе.

2. Продолжать знакомство с народными традициями.

3. Воспитывать патриотизм, бережливость,уважение к труду.

Оформление сцены: интерактивная доска, музыкальная аппаратура, плакаты и рисунки, выставка караваев, выставка книг о хлебе.

«Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Слайд № 2

Ход мероприятия.

(Звучит песня, музыка Тумашева, слова Бокова « Хлеб» )

Вед .1.Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слайд № 3

Вед. Во все времена, во все века, у всех народов на земле было величайшей святостью, когда на столе лежал хлеб. Тяжело он доставался людям, но был самым дорогим за все на свете, потому что давал жизнь. Недаром же и пословицы есть у народа: «Не мы хлеб носим, а хлеб нас!» или «Не тяжело хлеб носить, а тяжело без него жить».

Вед. «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

Вед. 15 тысяч лет назад до н.э. первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Вед . Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

(Выступление учащихся начальной школы )

Слайд № 4,5

1ученик

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Слайд № 6,7

2 ученик

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Слайд № 8,9

3 ученик

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Слайд № 10

Вед: Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

Слайд № 11

Сценка « Встреча гостей караваем»

(девушка и юношей выходит с хлебом и солью)

Юноша:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Девушка:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Вед. Вы знаете, что у нас в гимназии прошел конкурс на лучшее стихотворение о каравае. Сейчас наши участники продекламируют стихи собственного сочинения. Я приглашаю на сцену учениц 6-А класса Блюм Анастасию и Гросс Ирину.

Слайд № 12

Посмотри на каравай!

И к столу всех зазывай.

Каравай наш золотой,

Будто солнце в небе.

Будем рады мы тебе

Ты вкуснее всех на свете.

Приготовили его вместе всем мы классом

И сегодня угощаем всех гостей мы наших

И пришел по вкусу вам

Золотой наш каравай.

Вед. А сейчас нам расскажет свое стихотворение ученица 6-Б класса Подоляк Анна.

Слайд № 13

Вот и хлебушек душистый,

Со вкусной коркой золотой,

Он и теплый и пушистый.

Словно солнышком налит

В нем здоровье, жизнь и сила

Сколько рук его растило

Собирало и пекло!

Много в это зернышко вложено труда

Так пусть же колосятся

Поля везде, всегда

И пусть войны не будет нигде и никогда!

Вед. На сцену я с удовольствием приглашаю ученицу 7-Б класса Терещенко Викалину.

Слайд № 14

Русский хлеб – это хлеборобов забота

Их честная и почетная работа.

Работают и день и ночь

Чтобы хлебу расти помочь.

Хлеб – плод тяжелого труда

Дети пусть помнят об этом всегда!

Сколько раз степной корабль по полю проходил,

И никогда ни одного колосочка не пропустил

Комбайнер за штурвал брался,

И в поле убирался.

С огромной любовью пекли его заботливые руки,

Чтоб не видали мы голодной муки,

И пришел каравай,

И ниву, и жар печи,

Теперь на стол подать спеши.

Вед. Ребята, я знаю, что вы любите русскую народную игру – хоровод.

Слайд № 15

«Каравай – каравай». Приглашаю всех в круг!

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех.

«Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!»

(Дети движутся по кругу. Игра продолжается 2-3 раза).

Слайд № 16

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето»

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Слайд № 17

Ведущий:

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Дети хором:

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:

  • Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
  • Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.
  • Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.

Ход праздника

Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится С.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед.

Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

В дыму ленинградское небо, С.34
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.

Ведущий. С.35

“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Чтец.

Зерна наших дней, светитесь С.36 ,*
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, –
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь!

Ведущий.

“Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

Чтец.

Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37 ,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

На свете видела я хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала.
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

С.39 ,* Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.

Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)

В записи звучит музыкальная тема из к/ф «Русское поле». На сцене появляется ансамбль народного танца. Исполняется хореографическая картинка «Колосья». Далее из большой книги, стоящей на заднем плане сцены, появляется автор, у него в руках колоски пшеницы и ржи. На титульном листе книги нарисован большой и румяный каравай хлеба на рушнике.

Вот невидаль какая! -

закричит мудрец иной. -

Я по вкусу покупаю

белый, серый и ржаной!

Мне его снимает с полки

тетя Зина - продавец!

Я ношу его в кошелке, -

скажет маленький мудрец. -

По дороге, между прочим,

хлеб горячий

вкусен очень.

Я, пока пройду свой путь,

не могу не отщипнуть.

А потом его не ем -

не люблю его совсем!

читатель мой ученый,

ты прочти хотя бы раз

про обычный хлеб печеный

немудреный мой рассказ.

В записи звучит русская народная мелодия. Идет танец в исполнении хореографического коллектива. У танцоров в руках караваи хлеба. На сцене после танца из книги появляются чтецы.

1-й чтец.

Ведь обед нам не обед,

если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

если хлеба нет ни крошки.

2-й чтец.

Даже каша с хлебом краше!

Гусь без хлеба - ерунда!

Чтецы (вместе).

«Хлеб-кормилец -

пища наша, молодецкая еда», -

говорил народ всегда.

3-й чтец.

На работе

и в походе

у народа хлеб в почете.

Чтецы (вместе).

С хлебом русский человек -

богатырь из века в век.

В записи звучит русская народная величальная музыка. На сцену выходят участники театрального коллектива, изображающие богатырей. Идет пластическая зарисовка. После этого на сцену выходят еще трое чтецов.

4-й чтец.

И недаром хлеб солдатский

наши воины по-братски

честно делят меж собой,

уходя на смертный бой.

5-й чтец.

А бывало в окруженье

и такое положенье:

весь в пыли, в крови солдат

даже корке хлеба рад.

6-й чтец.

Пусть черства она -

не найти ее дороже!

Чтецы (вместе).

Ведь когда стреляют пушки

И когда враги вокруг,

То последнею краюшкой

С другом делится лишь друг.

На экране демонстрируются кадры из к/ф или д/ф о войне. Далее в записи звучит инструментальная композиция величественного характера, на экране - кадры о хлебе. Чтецы на фоне музыки продолжают повествование о хлебе.

7-й чтец.

Хлеб душистый, пропеченный,

с хрупкой спинкой золоченой

нам привычен и знаком,

к нам заходит в каждый дом.

8-й чтец.

Не везде,

хлеб едят досыта дети.

9-й чтец.

Под чужим заморским небом

у простых людей нужда.

И с друзьями нашим хлебом

мы поделимся всегда.

10-й чтец.

Если мы хотим кого-то

встретить с честью и почетом,

встретить щедро, от души,

с уважением большим,

то гостей таких встречаем

круглым пышным караваем.

Выходят мальчик и девочка с большим караваем и низко кланяются всем до земли.

Чтецы (вместе).

Он на блюде расписном,

с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

поклонясь, отведать просим.

Девочка и мальчик (дружно).

Дорогой наш гость и друг,

принимай хлеб-соль из рук!

Мой читатель,

мой дружище,

человек немногих лет,

хлеб не только пища,

без которой жизни нет.

Он - мерило дружбы верной,

службы воинской примерной.

У народа есть слова:

Девочка и мальчик (дружно). «Хлеб - всей жизни голова!»

Хлеб не только

«Докторский»,

Он еще, сказать к примеру,

Трудовой

И даровой.

Легкий - тяжкий,

Горький - сладкий,

Хлеб различен меж собой.

У него свои повадки,

У него характер свой.

В записи звучит народная музыка. Хореографический коллектив исполняет танец косцов и жнецов. Далее на фоне минорной инструментальной музыки чтецы продолжают рассказ о хлебе.

1-й чтец.

Горький хлеб тебе неведом -

подневольного труда.

Он знаком был нашим дедам

в те минувшие года,

той порой, когда босые

шли пешком и ночь и день

по своей земле - России -

люди нищих деревень.

2-й чтец.

Шли - искали место, где бы

заработать в мире хлеба.

Хлеб слепой судьбы бедняцкой

горек был и тяжек был...

3-й чтец.

И с полей в амбар кулацкий

он из рук батрацких плыл.

От зари и до зари

все трудились косари.

4-й чтец.

А кулак, картуз надвинув

до взлохмаченных бровей,

Оценил всего в полтину

всю работу косарей.

5-й чтец.

Удивительные вещи

были раньше, если б знал!

Не работая, помещик

сладко ел и мягко спал.

6-й чтец.

Жил за каменной оградой

в белом доме у пруда

и считал, что так и надо

жить на свете без труда.

7-й чтец.

Раньше был такой порядок:

у богатого хлеб сладок,

а зато у бедняка -

корка черствая горька.

8-й чтец.

Шел народ в огне сражений

за свободу

и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Чтецы (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!»

9-й чтец.

Пышный, мягкий, пропеченный,

подрумяненный слегка,

хлеб с горбушкой золоченой

шел к тебе издалека.

10-й чтец.

И пора, мой друг, взглянуть

на нелегкий этот путь.

На экране демонстрируется видеоряд о хлебе. Звучит инструментальная мелодия. Чтецы в это время продолжают повествование в стихах о хлебе.

1-й чтец.

Выйди в поле, за станицу.

Дымка сизая клубится...

Слышит чуткая округа

гул моторов день-деньской.

И бурлит земля под плугом,

как высокий вал морской.

Не сама собой природа

хлеб на блюде поднесет.

2-й чтец.

Сколько требует ухода

мать-земля за целый год!

Чтоб сошлись, как в океане,

в закромах твоей страны

золотой поток с Кубани,

плодороднейшей земли.

3-й чтец.

Но зато в степи просторной

жарким летом хлеб высок.

И одет в литые зерна

плотно сбитый колосок.

4-й чтец.

Рыжий, с жесткими усами,

весь в чешуйчатой броне,

колосок под небесами,

словно витязь на коне.

5-й чтец.

Нет конца и края войску

удивительной красы,

и топорщатся геройски

молодецкие усы.

6-й чтец.

Лезет пыль в глаза и уши,

Дождик осенью сечет.

Но каким веселым душем

В закрома зерно течет!

Чтецы (вместе).

Видишь, друг,

у хлеба свойство

замечательное есть -

проверяют им геройство,

силу, мужество и честь!

В записи звучит народная казачья музыка разудалого, бравого характера. Исполняется сюжетно-танцевальная композиция о том, как растет хлеб, как его собирают. На авансцене вновь появляется автор.

До большого магазина,

где торгует тетя Зина

и откуда в этот раз

начинали мы рассказ,

добрый хлеб идет нескоро

со степных земных просторов.

Это в сказках да в стихах

все бывает в двух словах.

На муку размелют зерна.

Много сит мука пройдет.

Белый, серый, сдобный, черный хлеб нам пекарь испечет. Покупай себе любой - лишь бы только трудовой! И не надо нам другого ни на раз, ни про запас. Мы не любим дарового - не в почете он у нас. На работе силы пробуй, находи по сердцу путь. Но дороги хлебороба, мой читатель, не забудь!

Помни верные слова:

Все герои (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!».

В записи звучит раздольная русская народная мелодия. Все участники кланяются в пояс и исчезают в книге. На экране демонстрируется пшеничное поле.

Дополнительный материал

В. Соколов

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

А то как пышный каравай.

Свежо и холодно под небом.

Круглы и мягки облака...

Да бог с ним, с этим белым хлебом,

Хватало б черного пока.

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

Пусть даже затемно разбудят

Иные черные года

Тяжелым ходом эшелонов...

Я помню хлеб сладчайший тот,

Что до отмены всех талонов

Я получал за день вперед.

«Везут, везут!» Фургон тащился.

Снег под полозьями звенел.

Ах, этот хлеб... Как он крошился,

Как на морозе руки грел!

О эти годы! О отрада,

О позабывшаяся честь,

Что мне, как будто так и надо,

Как большинству, хотелось есть.

Мы родины не выбирали,

Но если б выбор был у нас,

Я б выбрал только эти дали,

Иных не мысля про запас.

Кочуют вьюги, едут люди.

Дрожат под скорыми мосты.

В ожогах неба, как в полуде,

Взывает спутник с высоты:

«Не уставай. С моей судьбою

Соотноси, поэт, свой путь,

Всю землю чуя под собою,

Но лишь искусственным не будь».

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

На тумбах снег. Он то как булка,

А то как пышный каравай.

А я слежу, как, выйдя в небо,

Превысив сказочный лубок.

Дитя родительского хлеба,

Витает этот колобок.

Пусть даже затемно разбудят

Еще безвестные года.

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

Несут хозяйки булки, сайки.

Но песня за душу берет:

И я на той военной пайке

Опять живу за день вперед.

Воспитательский час

литературно – музыкальная композиция

«ХЛЕБ – ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА»

Цель: Рассказать о хлебе – продукте номер один. Учить бережливому, разумному отношению к нашей святыне - хлебу. Рассказать об истории хлеба, о современных способах его возделывания.

Оборудование: Картины о хлебе, хлебобулочные изделия, книжная выставка, мультимедиапроектор, презентация «Что такое хлеб».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Актуализация темы.

Воспитатель: (демонстрация слайдов с загадками)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.

Что это? (хлеб)

Так о чем сегодня на занятии будем говорить?

Кто определит тему нашего занятия?

Что мы сегодня узнаем о хлебе?

Итак, мы определили тему “Хлеб – все жизни голова”

Определили цель

    узнаем кто производит хлеб, и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу.

"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко."

(работа по слайдам).

А сейчас я хочу вам рассказать историю возникновения хлеба на Руси. Демонстрация слайдов.
Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский poa ping, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепешки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та.
Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное к началу египетских Династий, состояло в том, чтобы найти и выращивать пшеницу, которую можно было бы молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковиновых протеинов, стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э., но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до н. э. несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более светлый хлеб, чем [делали] другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения . Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо - хлебные завитки, запеченые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной [хорошо просеяной] муки является первым, после него - хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеяной муки.»
В средневековой Европе хлеб служил не только как основа пищи, но и как часть сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
Нарезанный хлеб стал популярен в магазинах многих странОтто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928, когда Роведдер изобрел машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным. Пекарня в Чилликоте, Миссури была первой, использовавшей эту машину для изготовления хлеба в нарезке. На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный хлеб. Однако, в XX веке предпочтения стали обратными - серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.

Ученик:

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе,- оберегай!

Не кроши его!

Священен он!

Если с хлебом-

Ты уже силен.

Хлеб – источник радости, добра;

Золота дороже, серебра.

Если в поле колос

В полный рост –

Доберешься до Луны,

До звезд.

Хлебом кормиться весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

Воспитатель: А теперь ребята я хочу, чтоб вы вспомнили пословицы и поговорки о хлебе. (Показ слайда)

Ученица: Славиться он первый на земле,

Славиться он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи.

Перед гостями он лежит парной.

Ситный, белый. Черный и ржаной –

Круто жизнь замешена на хлебе.

Воспитатель: Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную и восторгаются этим, что в общем - то справедливо, но о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать.

Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок – выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник.

Хлебные кусочки можно видеть везде: на полу в столовой. На тротуаре. В подъездах домов. На территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом. Неуважительно относятся к хлебу не только некоторые дети, но даже и взрослые.

Ученик: Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Воспитатель: Как быть с выброшенным хлебным ломтиком? Неужели мы не в силах навести тут порядок? Прежде всего, надо всем стараться избегать оставлять несъеденный хлеб. А если хлеб остался, то надо использовать его по – хозяйски – в дело. (демонстрация слайда с рецептами).

Ученик: Ребята! Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки за обеденным столом. Проникнитесь глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты ни встретил их, поклонись низко!

Ученица: Есть пословица в народе

«Хлеб на стол, и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Включается запись песни «Золотое зернышко» сл. П. Синявского муз. Ю. Чичкова.

Воспитатель: читает рассказ “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

Викторина . – А сейчас проведем небольшую викторину.

Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).

На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.

Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.

(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).

- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.

1. Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – наша радость, им не сори!

2. Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!

3. Жалеть надо хлебную крошку.

Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?

(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).

Какие предприятия в нашем районе участвуют в производстве хлеба? (хлебозавод).

Что производит хлебозавод?,

Кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).

Мы видим малую долю того, что производят эти предприятия.

Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург - народ.

Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

Ученик: Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в этом зернышке вложено труда,

Знает только солнышко, ветер а вода.

Перед ним на цыпочках тракторист шагал.

В сеялки и бороны трактор запрягал,

Перед ним, малюсеньким.

Крошечным зерном, долго думу трудную

Думал агроном… (Г. Граубин)

Звучит мелодия песни «Поле, русское поле» (муз. Я Френкеля.)

Ученик: Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжелая работа!

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик : Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

Ученик : Если мы хотим кого - то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике).

Демонстрация слайдов.

Воспитатель: Вот и завершился наш с вами час. Сегодня мы с вами проделали большую работу. А кто мне скажет, что нового он узнал? Ребята «по цепочке» начинают делиться своими знаниями. Когда все выскажутся воспитатель подводит итог сказанному.