Морриконе самые известные композиции названия. Лучшая музыка эннио морриконе

Эннио Морриконе (Ennio Morricone) – известный композитор, знаменитый режиссер и аранжировщик из Италии. Большинство знает его как автора музыкальных треков для кинофильмов и телепрограмм. Многолетний, плодотворный труд музыканта отмечен наградой «Ordine al merito della Repubblica Italiana». Девять раз он номинован на национальную премию кино «Ente David di Donatello» за музыкальные композиции к кинофильмам. Трижды номинован Голливудской ассоциацией прессы на премию «Золотой глобус» («Golden Globe Award»). Имеет множество других наград и премий.

Глава семейства Марио Морриконе (Mario Morricone) был джазовым трубачом, а мать Либера Ридольфи (Libera Ridolfi) занималась работой по дому.

Эннио в семье первенец, впоследствии родители решили родить еще четверых детей.

Образование

Профессия отца повлияла на выбор занятия старшего сына и в 12 лет мальчик поступает в государственную римскую консерваторию Санта-Чечилии (Conservatorio statale di musica «Santa Cecilia»), где его обучением занимается педагог Гоффредо Петрасси (Goffredo Petrassi). Обучаясь там в течение одиннадцати лет, молодой человек заканчивает три отделения.

Он получает дипломы по классу трубы, оркестра и композиции.

Первые работы

В 16-летнем возрасте в течение года юноша играет в музыкальном коллективе Альберто Фламини (Alberto Flamini), замещая отца, работавшего там до него. Музыканты зарабатывают деньги, выступая в римских казино, ресторанах и других общественных местах.

В 17 лет молодой человек начинает работать музыкантом в одном из , через год там же он становится театральным композитором.

Во время учебы в консерватории с 1950-х гг. Эннио пробует писать свои музыкальные произведения, также начинается работа по адаптации народных песен и песен модных композиторов для радио и телевизионных шоу. Правда, вначале его имя не упоминалось в титрах, где предпочтительнее было указывать более признанных композиторов.

В 33 года Морриконе начинает писать композиции к итальянским вестернам. Первой кинокартиной, в котором Эннио был полноправным композитором, стал «Фашистский вожак» («Il Federale», 1961 г.). В течение 3-х лет совместно с Морриконе было создано 24 фильма.

Трамплин к мировой славе

Однажды домой к композитору пришел человек и попросил Эннио подобрать музыку к его будущей картине. Внешность режиссера показалась хозяину дома знакомой и он поинтересовался, в какой школе тот учился. Оказалось, гость когда-то посещал вместе с Эннио начальную школу и звали его Серджио Леоне (Sergio Leone).

Фильмы Леоне впоследствии прославили талантливого музыканта на весь мир. Кассовые сборы его вестерна «За пригоршню долларов» («Per un pugno di dollari») с Клином Иствудом (Clint Eastwood) в главной роли достигли отметки в 3,5 миллиона долларов. В фильме звучали непривычные тогда электрические гитары, уличные колокольчики и флейта Пана.

Но и в этом фильме в титрах не было имени Морриконе, он взял себе псевдоним Лео Николс (Leo Nichols), а впоследствии поменял его на Дан Савио (Dan Savio).

Работа со знаменитостями

На протяжении богатой творческой карьеры композитора, музыка Эннио Морриконе звучала не только в европейских, но и в голливудских фильмах. Он работал с режиссерами:

  1. Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci) в картине «Двадцатый век» («Novecento», 1976 г.);
  2. Паоло Пазолини (Paolo Pasolini) в картине «Сало, или 120 дней Содома» («Salò o le 120 giornate di Sodoma», 1975 г.);
  3. Романом Полански (Roman Polanski) в картине «Неукротимый» («Frantic», 1987 г.);
  4. Оливером Стоуном (Oliver Stone) в фильме «Поворот» («U Turn», 1997 г.);
  5. Дамиано Дамиани (Damiano Damiani) в сериале «Спрут» («La Piovra», 1984 г.);
  6. Квентином Тарантино (Quentin Tarantino) в фильме «Омерзительная восьмерка» («The Hateful Eight», 2015 г.) и другими.

С 1964 г. Эннио Морриконе подписывает контракт на работу со студией звукозаписи «RCA», где работает с (Gianni Morandi), Марио Ланца (Mario Lanza), Мирандой Мартино (Miranda Martino) и другими исполнителями.

Лучшие фильмы с музыкой Морриконе

  • Список по праву возглавляет уже упомянутый выше фильм Серджио Леоне «За пригоршню долларов». Эта картина прославила Эннио как композитора во всем мире. Фильм положил начало многолетнему сотрудничеству двух бывших одноклассников.
  • В 1966 г. очередная работа Леоне-Морриконе «Хороший, плохой, злой» («Il Buono, il brutto, il cattivo») была внесена IMDb в список пяти лучших фильмов.
  • Одна из красивейших композиций Морриконе звучит в кинокартине Серджио Леоне и Тонио Валери (Tonino Valerii) «Меня зовут Никто» («Il mio nome e Nessuno», 1973 г.)
  • Леденящая кровь мелодия Эннио Морриконе сделала фильм Джона Бурмена (John Boorman) «Изгоняющий дьявола 2» («Exorcist II: The Heretic», 1977 г.) лидером кассовых сборов в 1977 г.
  • Музыкальное сопровождение Эннио Морриконе из фильма «Профессионал» (Le Professionnel, 1981 г.) режиссера Жоржа Лотнера (Georges Lautner) принесло славу и известность композитору у советских зрителей. За этот фильм с участием Жан-Поля Бельмондо (Jean-Paul Belmondo) Морриконе наградили национальной кинопремией Сезар (César).
  • В 1983 г. в финальной кинокартине Леоне «Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America, 1984 г.) звучит еще один трек Морриконе, за который его номинировали на «Золотой глобус» («Golden Globe Award»). Но композитору досталась только «Серебряная лента» («Nastro d’argento»).
  • Музыка Эннио Морриконе из сериала «Спрут» стала популярной не только на родине итальянца, но и в Советском Союзе. Противостояние сицилийской мафии и полиции Италии долго удерживало внимание многочисленных поклонников сериала.
  • В 2000 г. композитор награжден «Оскаром» за композицию к картине Джузеппе Торнаторе (Giuseppe Tornatore) «Легенда о пианисте» («La leggenda del pianista sull’oceano», 1998 г.).
  • В 2001 г. Морриконе вручен «Оскар» за кинофильм Торнаторе «Малена» («Malеna», 2000 г.).

Семья

В 1957 г. музыкант обвенчался со своей женой Марией Травиа (MariaTravia), которой всю свою последующую жизнь не уставал посвящать музыку.

Ближайшими родственниками музыканта являются его жена и дети. Старший Андреа (Andrea) продолжил музыкальную династию и сочиняет музыку для кинофильмов. Второй сын Марко (Marco) состоит в организации по защите прав авторов. Дочь Алессандра (Alessandra) выучилась в медицинском университете на хирурга. Младший Джованни работает режиссером в Universal.

  • Мэтр не знает количества написанных им композиций, он говорит, что их число приближается к 500, а число фильмов с его музыкой перевалило за четыре сотни.
  • В 1985 г. композитор отправился в турне по Европе в качестве дирижера с концертом камерной инструментальной музыки собственного сочинения.
  • Одно из давних увлечений Морриконе – шахматы. У него были турниры с Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым.
  • Талантливый итальянец пишет не только музыку, но и книги. В 1996 г. его произведение «Наш Рим» («RomaNostra»), изданное совместно с Аугусто де Лука (AugustoDe Luca) было отмечено премией «Города Рима».
  • Огромное количество написанных композиций провоцирует некоторых недобросовестных музыкантов на откровенный плагиат. Так, Алексей Шелыгин использовал мотив из «Однажды на диком западе» («C’era una volta il West», 1968 г.) в культовом сериале «Бригада» (2002 г.) , а в сериале «Бандитский Петербург» (2000-2007 гг.) улавливается сходство музыкальной темы из фильма Жоржа Лотнера (GeorgesLautner) «Профессионал» («Le Professionnel», 1981 г.) с работами Эннио Морриконе.
  • В ноябре 2016 г. композитору исполнится 88 лет, но он прекрасно выглядит и отлично себя чувствует. Соблюдает режим дня и правильно питается. Встает в 4 утра, делает зарядку и в 8 часов приступает к работе. Он много времени проводит на свежем воздухе и совсем не употребляет спиртное.
  • Музыкант очень суеверен, боится 17 числа, пятниц и фиолетового цвета. Однажды он отказал в интервью журналисту, одетому в пиджак не любимой им расцветки.
  • Музыкальные пристрастия композитора весьма разнообразны. Он пишет музыку в стиле джаз, иногда авангард. Бывает, Эннио Морриконе лучшее видит в рок-н-ролле или в авангардной музыке. Так же у него много классических произведений.
  • В 2004 г. на российские экраны вышел военный фильм-драма режиссера Владимира Хотиненко «72 метра», повествующий о гибели подводной лодки. Музыку к фильму пригласили написать Морриконе и он не отказался. До этого композитором была написана музыка к фильму Михаила Калатозова «Красная палатка».

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в семье профессионального джазового трубача Марио Морриконе и домохозяйки Либеры Ридольфи, он был старшим из 5 детей. Когда Эннио исполнилось 9 лет, он поступил в консерваторию Святой Сецилии в Риме, где проучился в общей сложности 11 лет, получив 3 диплома: по классу трубы в 1946 году, по классу оркестра (фанфар) в 1952 и по классу композиции в 1953.

Когда Эннио исполнилось 16 лет, он занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, в котором прежде играл его отец. Вместе с ансамблем Эннио подрабатывал, играя в ночных клубах и отелях Рима. А годом позже Морриконе устроился в театр, где проработал 1 год музыкантом, а потом 3 года композитором. В 1950 году он начал аранжировать песни популярных композиторов для радио. Обработкой музыки для радио и концертов он занимался до 1960 года, а в 1960 году Морриконе начал аранжировать музыку для телешоу.

Писать музыку к фильмам Эннио Морриконе начал лишь в 1961 году, когда ему было уже за 30. Он начал с итальянских вестернов, с жанра, с которым теперь прочно ассоциируется его фамилия. Широкая известность пришла к нему после работы над фильмами его бывшего одноклассника, режиссёра Серджио Леоне. Творческий союз режиссёра и композитора Леоне/Морриконе часто даже сравнивают с такими известными дуэтами, как Эйзенштейн/Прокофьев, Хичкок/Херрманн и Феллини/Рота. Позднее музыку Морриконе для своих фильмов пожелали заказать Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини, Дарио Ардженто и многие другие.

С 1964 года Морриконе работал в звукозаписывающей компании «RCA», где аранжировал сотни песен для таких знаменитостей, как Джанни Моранди, Марио Ланца, Миранда Мартино и других.

Музыкальный вкус Эннио Морриконе очень сложно точно описать. Его аранжировки всегда были очень разнообразны, в них можно услышать и классику, и джаз, и итальянский фольклор, и авангард, и даже рок-н-ролл. Морриконе любит использовать разные инструменты, от гармошек и рожков до электрогитар, но его фирменный стиль - это использование женского голоса в качестве инструмента, оттеняемого сочной оркестровкой.

Вопреки расхожему мнению, Морриконе создавал не только саундтреки, он писал и камерную инструментальную музыку, с которой в 1985 году даже совершил тур по Европе, лично дирижируя оркестром на концертах.

Дважды за свою карьеру Эннио Морриконе сам снимался в фильмах, к которым он писал музыку, а в 1995 году про маэстро был снят целый документальный фильм. Эннио Морриконе женат, у него четверо детей, он живёт в Риме. Его сын Андреа Морриконе тоже пишет музыку для кино.
Биография Эннио Морриконе (Ennio Morricone)

Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме, Италия, в семье трубача. В 1938 году он начал заниматься в консерватории святой Цецилии по классу трубы, в 1944 году, прослушав курс гармонии, приступает к изучению композиции.

В октябре 1946 года Эннио Морриконе получил диплом трубача. Вскоре он, продолжая обучение в консерватории, начинает сочинять музыкальные произведения, делает аранжировки народных песен, начинает писать музыку для радио, телевидения и театра.

С середины 1950-х годов Морриконе начал сочинять и аранжировать музыку для кино, в титрах, правда, указывались имена более известных композиторов. Тогда же он работал для Джанни Моранди, а несколько позже занимался аранжировкой для Пола Анка.

В 1961 году на экраны вышла кинолента «Il Federale», которая считается первым фильмом, в работе над которым участвовал композитор Эннио Морриконе. Только за три года с 1961 по 1964 он написал музыку к 24 фильмам! Воистину, Морриконе олицетворяет целую музыкальную эпоху США.

В 1964 году началось его сотрудничество с кинорежиссерами Серджо Леоне и Бернардо Бертолуччи. Огромный успех фильма «За пригоршню долларов», поставленном его одноклассником Леоне, стал трамплином и для Эннио Морриконе (хотя композитор и скрылся под псевдонимом Лео Николс, а позже скрывался под псевдонимом Дан Савио). Знаменитый режиссер известных вестернов Сержо Леоне (Sergio Leone), несомненно сделал правильный выбор композитора к своим фильмам. Эннио стал не менее знаменит, чем Клинт Иствуд, снявшийся в главных ролях.

При создании звукового оформления фильма он использовал непривычные инструменты - электрогитары, колокольчики, панова флейта. Неудивительно, что в скором времени композитора стали приглашать многие известные режиссеры - за многие годы своего творчества он работал с Джилло Понтекорво, Мауро Болоньини, Пьером-Паоло Пазолини, Майком Николсом, Романом Поланским, Брайаном Де Пальма, Педро Альмодоваром. Не обошли вниманием Эннио Морриконе и такие мэтры режиссуры как Лючио Фульчи (Lucio Fulci) и Дарио Ардженто (Dario Argento) - лучшие режиссеры фильмов ужасов и триллеров!

Всего Эннио Морриконе написал музыку почти к 400 фильмам. Среди них можно особо отметить такие картины, как «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «Однажды в Америке», «Миссия», «Неприкасаемые», «Птицы большие и малые», «Багси», «Аллонзафан», «Профессионал», «Новый кинотеатр ‘Парадизо’», «Волк», «Спрут». В 1995 году композитор был награжден «Золотым львом» Венецианского фестиваля за выдающие творческие достижения.

Также он сочинял много камерной музыки. Однако, именно музыка для фильмов сделала Морриконе знаменитым. Эннио Морриконе никогда не получал Оскара, но был очень близок к этому. Он был представлен в номинации «лучшая музыка к кинофильму» в таких фильмах как «Неприкасаемые»(1987), «Дни небес» (1978) и «Багси» (1991). В 2000 году получил «Золотой глобус» за фильм «Легенда о пианисте» (LEGEND OF 1900), а в 2001 получил его еще раз за фильм «Малена».А в 2001 году он наконец-то получает своего заслуженного Оскара за фильм «Малена».

«Лучшая музыка в кино - это музыка, которую вы слышите. Музыка, которую не слышно, для фильма не годится, независимо от того, насколько она хороша». Это слова композитора, мелодии которого становились едва ли не популярнее культовых картин, где они звучали. Эннио Морриконе, ремесленник и гений, доказавший, что музыка в кино – не вспомогательный инструмент, а полноправный главный герой.

Краткая биография

Римлянин Эннио Морриконе появился на свет 10 ноября 1928 года. Его отец был известным джазовым трубачом, мама занималась воспитанием пятерых детей. У Эннио не было сомнений в своем предназначении, в 6 лет он начал сочинять музыку, а в 13 - стал студентом консерватории Санта-Чечилия. В первую очередь он учился игре на трубе, с 16 лет заменив отца в ансамбле, но параллельно изучал и композицию. Уже в студенчестве Морриконе начал подрабатывать композитором в театре и аранжировщиком на студиях звукозаписи, радио и телевидении. Его по праву называют отцом современной аранжировки. Благодаря своему трудолюбию Эннио закончил консерваторию как трубач, инструменталист и композитор, отдав учебе 12 лет. Музыку к своему первому фильму, «Смерть друга» он написал в 31 год. Первая известность пришла к нему в период работы над картинами Серджио Леоне.

В 1956 году композитор женился на Марии Травия, которая написала тексты ко многим его песням. У пары родилось четверо детей. Несмотря на то, что Морриконе на протяжении всей своей карьеры являлся крупнейшим автором музыки к фильмам двух континентов, ему катастрофически не везло с получением крупнейших международных кинематографических наград. Ему присудили 1 из 5 возможных «Грэмми», 3 из 9 возможных «Золотых глобусов». Свой первый «Оскар» он получил в 2008 году за вклад в киноискусство, после 5 безуспешных номинаций. А единственный соревновательный «Оскар» Морриконе дождался только на 88 году жизни – за картину «Омерзительная восьмерка».


В 2005 году Морриконе стал Великим офицером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», главной награды страны, а 4 годами позже - кавалером французского Ордена Почетного легиона. Несмотря на тесные творческие связи с Голливудом, композитор работает исключительно в родном Риме и не говорит по-английски.

Интересные факты

  • Серджио Леоне снял всего 7 фильмов, в 6 из которых звучит музыка Морриконе. Не менее предан композитору и Джузеппе Торнаторе, пригласивший его сотрудничать в 12 из 14 своих фильмов. По общему количеству картин лидирует тандем маэстро с Мауро Болоньини, выпустивший 16 фильмов.
  • Д. Торнаторе сказал о Морриконе: «Он не просто великий кинокомпозитор. Он великий композитор».


  • Маэстро написал новую песню «Ancora Qui» для фильма Тарантино «Джанго освобожденный». Но после того как услышал обработку своей музыки в финальной версии песни, заявил, что впредь никогда не будет работать с режиссером. Однако, увидев сценарий «Омерзительной восьмерки», передумал, поскольку Тарантино дал ему полную свободу творчества. Композитор сознательно написал музыку, отличную по стилю от его предыдущих работ в этом жанре, поскольку история показалась ему больше приключениями, нежели классическим вестерном. Морриконе работал в сжатые сроки – вся музыка была создана за месяц, несколько композиций были взяты из материалов, не использованных в процессе работы над хоррором «Нечто» (1992).

Творческое портфолио


Перечислять фильмы Морриконе – все равно что приводить список звезд на небе – их более 500. Даже сам маэстро признается, что многих уже не помнит. Стартовал Морриконе как кинокомпозитор в конце 50-х, но уже к 1970 году число его фильмов перевалило за сотню. Среди них особняком стоят «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе» и другие картины С. Леоне, которые невозможно представить без музыки Морриконе. Они были знакомы с детских лет, и Леоне, в нарушение привычной практики, просил написать музыку к фильму до начала съемок. Он знал, что мелодии Морриконе настроят артистов на нужные эмоции, поэтому часто включал их на съемочной площадке. Впоследствии по такой же схеме композитор будет сотрудничать с Джузеппе Торнаторе. В 1964 году выходит первая работа с Бернардо Бертолуччи «Перед революцией», в 1966 – с Пьером Паоло Пазолини («Птицы большие и малые»).

Следующее десятилетие принесло сотворчество с такими режиссерами, как Дарио Ардженто («Кошка о девяти хвостах»), Терренс Малик («Дни жатвы»), братья Тавиани («Аллонзанфан», «Поляна»). Музыкой Морриконе заинтересовался и французский кинематограф: в 1974 году закончен фильм Робера Энрико «Секрет», в 1975 – «Страх над городом» Анри Вернёя, в 1980 – «Банкирша» Франсиса Жиро.

Расцвет карьеры Морриконе пришелся на 80-е. «Миссия» Ролана Жоффе, «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы, «Профессионал» Жоржа Лотнера, «Нечто» Джона Карпентера, «Однажды в Америке» Серджио Леоне, «Неукротимый» Романа Полански, «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе, «Свяжи меня» Педро Альмодовара, «Гамлет» Франко Дзеффирелли. Особняком стоит культовый телесериал «Спрут», к работе над которым маэстро подключился со второго сезона, сочинив для него потрясающие мелодии – передающие и накал криминальных страстей, и лирику личных драм с фирменным женским вокализом. Несмотря на столь яркие работы, это был и период сокращения количества фильмов. Морриконе стал больше внимания уделять концертной музыке и дирижерской деятельности. Всего им написано более 100 различных оркестровых произведений, в том числе для таких солирующих инструментов, как клавесин, тимпан, маримба, магнитная лента.

90-е – «голливудское десятилетие» композитора, в которое появились «Багси» и «Разоблачение» Барри Левинсона, «На линии огня» Вольфганга Петерсена, «Волк» Майка Николса, «Поворот» Оливера Стоуна, «Лолита» Эдриана Лайна, «Легенда о пианисте» и «Малена» Джузеппе Торнаторе.

В новом столетии Эннио Морриконе поработал и над российским фильмом – драмой Владимира Хотиненко «72 метра». Для него это был не первый опыт сотрудничества с кинематографистами нашей страны. В 1969 году он принимал участие в создании совместного итало-советского фильма «Красная палатка», где писал саундтрек для международной версии картины (советская вышла в ином монтаже и с музыкой А. Зацепина). Маэстро пишет музыку к подавляющему большинству новых фильмов Д. Торнаторе – «Незнакомка», «Баария», «Лучшее предложение», «Двое во вселенной». Сотрудничество с Квентином Тарантино в работе над «Омерзительной восьмеркой» не было гладким из-за творческих разногласий, однако именно этот фильм принес маэстро большинство официальных наград, включая «Оскар» и «Золотой глобус», а также стал новым обращением к жанру вестерн после 40-летнего перерыва. Для Тарантино «Омерзительная восьмерка» стала первой картиной с оригинальным саундтреком, до нее он использовал только ранее написанную музыку, в том числе и самого Морриконе.

С 2001 года маэстро ведет активную концертную деятельность, дирижируя своими произведениями. За это время было дано более 100 концертов на 5 континентах. В 2015 году в рамках концертного тура Морриконе посещал и Россию.


  • Chi mai…, «Профессионал» . Если бы Эннио Морриконе не написал ничего, кроме «Chi mai…», он все равно вошел бы в историю как величайший мелодист 20 века. Маэстро не раз использовал в своих фильмах музыку к менее удачным и известным предшественникам. Этот случай не стал исключением – мелодия «Chi mai…» была написана им десятью годами ранее для фильма «Маддалена». В «Профессионале» она появилась благодаря Жан-Полю Бельмондо, услышавшего ее по радио и убедившего всю творческую группу фильма включить ее в саундтрек.

«Chi mai» (слушать)

  • Il buono, il brutto, il cattivo, «Плохой, хороший, злой» . Все гениальное – действительно просто. Созданная на основе двух нот мелодия попадает в слушателя с первого знакомства за счет своей заразительности и необычных инструментов – окарины, сопрано-флейты и человеческого голоса. Сингл с этой темой, выпущенный в 1967 году, занял 2 место в чате Billboard Hot 100.

«Плохой, хороший, злой» (слушать)

  • Cockeye"s Song, «Однажды в Америке» . Скорбь и потеря, свет и надежда - незабываемая мелодия, сыгранная на пан-флейте.

«Cockeye"s Song» (слушать)

  • Le Vent, Le Cri, «Профессионал» . Мелодия начальных титров, из-за которой можно даже не перейти к просмотру фильма, прослушивая ее снова и снова.

«Le Vent, Le Cri» (слушать)

  • La morale, «Спрут» . В дебютном сезоне сериала над музыкой работал известный композитор Риц Ортолани. Но именно с приходом Морриконе «Спрут» обрел свое мелодическое лицо. Миллионы зрителей в разных странах мира к экрану приковывала не только лихо закрученная интрига, но и харизматичная заглавная тема.

3832

31.08.15 10:55

Среди известных кинокомпозиторов он – безусловный лидер по количеству написанной музыки к фильмам. Сам маэстро не в состоянии припомнить, сколько работ на его счету. По скромным подсчетам специалистов, он создал более 480 саундтреков. Эннио Морриконе (которому сейчас 86 лет) продолжает творить: в 2015-м году выйдет вестерн Тарантино «Омерзительная восьмерка» с музыкой маэстро. А начиналось все тоже с вестернов – так называемых «спагетти-вестернов», снятых давним другом и одноклассником композитора, Серджио Леоне.

«Ковбойские» мелодии

Знаменитая «долларовая трилогия» итальянца объединена общим героем (его исполняет американец Клинт Иствуд), во всех фильмах цикла звучат саундтреки Эннио Морриконе. В этой музыке – и дробный цокот копыт, и завывание ветра в горных каньонах, и шепоты песков в раскаленной пустыне. Если даже вы не смотрели эти ленты Леоне, то мелодии покажутся вам знакомыми. Особенно любят цитировать на ТВ и в кино главную тему к вестерну «Хороший, плохой, злой».

Дуэль человека и кита

Совсем другие просторы – бескрайняя синь, прорезаемая белыми гребешками пены на волнах, – предстают перед зрителями в приключенческой драме «Смерть среди айсбергов». Дуэль между китом и охотящимся на него человеком жестока и беспощадна. Это трагедия двух миров, столкновение которых приведет к катастрофе. Когда-то капитан (Ричард Харрис) погубил самку кита вместе с не родившимся детенышем, теперь черед самца-гиганта отплатить моряку той же монетой. Безмятежность моря и – по контрасту – приближение развязки противостояния четко слышится в саундтреке Эннио Морриконе.

Любовный треугольник

Свою первую оскаровскую номинацию (всего их будет пять) композитор получил в 1979-м (за «Дни жатвы»). Главную роль в ленте сыграл молодой Ричард Гир. Его герой вместе с подругой (которую он выдает за родную сестру) подался в Техас, там в девушку на свою беду влюбился местный фермер… Фильм прославил Терренса Малика, а оператор получил «Оскар». Картинка и правда чудесна и здорово сочетается с лирической музыкой.

Легендарная мелодия!

Без преувеличения можно сказать, что лучший саундтрек Эннио Морриконе – написанный им к французскому боевику «Профессионал». Догадывался ли сам автор (или сыгравший заглавную роль спецагента Жан-Поль Бельмондо), что через много лет, когда в наш обиход войдет сотовая связь, этот бередящий душу мотив будет одним из лидеров «мелодий на звонки»? Когда слышишь эти ноты, невольно вспоминаешь грустный финал картины, и на глаза слезы наворачиваются.

Вместо Голдсмита, но не хуже!

Режиссер Джон Карпентер кроме всего прочего еще и талантливый композитор – стоит вспомнить главную тему «Хэллоуина», от которой мурашки по коже. Но когда он взялся за фантастический проект «Нечто», то решил, что возьмет автора музыки «со стороны». Первым кандидатом был Джерри Голдсмит, славящийся тем, что умеет нагнетать ужас на слушателя даже несколькими аккордами. Но что-то не срослось, и работа досталась итальянцу Морриконе. Что ж, он справился великолепно!

Последний шедевр Леоне

«Однажды в Америке» – еще один шедевр Леоне, над саундтреком к которому работал его одноклассник. Фильм резали и монтировали (чем очень обидели мэтра), особенно постарались американские прокатчики. Эпическое гангстерское кино стало последним в биографии режиссера. Музыкальная «обертка» от Морриконе замечательна, драму невозможно себе представить без этой важной составляющей.

Ах, этот Каттани!

В 1980-е годы женское население Советского Союза нашла своего кумира – комиссара Коррадо Каттани из многосезонного сериала «Спрут». Отважный полицейский изо всех сил боролся со зловредными мафиози, красивые роковые женщины строили ему козни, а продажные законники ставили палки в колеса. Улицы пустели, когда из телевизоров неслись узнаваемые звуки начальных титров шоу (зрелище и правда было увлекательным, хоть и внушало, чтоm«мафия бессмертна»). Волшебную музыку к сериалу (начиная со второго сезона) писал Морриконе.

В погоне за Аль Капоне

Другая история о противоборстве полицейских и гангстеров – криминальная драма Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые». Речь в ней идет о специальном отряде, созданном для поимки Аль Капоне и его приспешников. Лента могла получить четыре «Оскара» (в том числе, за саундтрек Эннио Морриконе), но повезло только Шону Коннери.

Немеркнущая классика

Одно дело – вестерны и боевики, и совсем другое – экранизация известной классики. Но и тут итальянский композитор оказался на высоте. Если раньше он подчеркивал своими мелодиями бесшабашность и плотиские радости любовников из «Декамерона» и «Кентерберийских рассказов», то в 1990-м году замахнулся на «Гамлета». Фильм в постановке Дзеффирелли был хрестоматиен: легендарный постановщик не позволил себе современных импровизаций. И если кого-то удивляла кандидатура на роль принца Датского (звезда боевиков Мел Гибсон), то Гленн Клоуз (Гертруда) и Хелена Бонем Картер (Офелия) оказались удивительно «к месту». Как и музыка Морриконе.

Трагедия подводников и притча о виртуозе

Довелось итальянцу посотрудничать и с российскими киношниками. Режиссер Владимир Хотиненко пригласил Эннио написать саундтрек к драме о подводниках «72 метра». Получилось проникновенно, эпично, лирично и совсем не пафосно – словом, так, как нужно!

Если название фильма звучит так: «Легенда о пианисте», понятно, что музыка будет главным действующим лицом картины. И хотя Тим Рот оказался весьма достоверен в образе никогда не покидавшего свой родной пароход музыканта (именно там его в младенческом возрасте обнаружили члены экипажа), куда бы завела история этого виртуоза, если б не саундтрек Морриконе! Свой второй «Золотой глобус» композитор получил именно за эту работу. А «Оскар» его ждал лишь почетный – в 2004-м году.

Мальчик и красавица

За три года до этого маэстро в последний раз номинировался на награду Киноакадемии (за драму «Малена»). Первая влюбленность застигла юного Ренато, когда в Европе бушевала война. В 13 лет он увидел молодую красавицу, потерявшую мужа на фронте, и остался очарованным ею на всю жизнь… Заглавную героиню в фильме – ту самую, о которой грезили многие мужчины крохотного итальянского городка, сыграла Моника Беллуччи. Трагедию этой девушки, «белой вороны» в ханжеском обществе, как нельзя лучше передает музыка Морриконе.