Сочинения для школьников. Отношение Базарова к смерти и к себе. Понимание истинных ценностей

Евгений Базаров - выдающийся,
яркий персонаж в русской литературе. Он нигилист. Нигилизм был распространён
в России в девятнадцатом веке. Тургенев впервые в истории русской литературы
показал в произведении «Отцы и дети» человека, ни во что не верившего,
не считавшегося ни с какими идеалами, но способного измениться под влиянием
любви.

Евгений Базаров впервые появился на страницах романа, когда
он и его друг Аркадий приезжают в дом Кирсановых. С момента появления Евгения
читатель сразу понимает, что главным героем будет не Аркадий, а Базаров,
убеждённый в своей теории.

Базаров занимался биологией и стремился стать
доктором. Он был человеком деятельным, энергичным, каждое утро он начинал
с прогулки. Но не с простой прогулки, чтобы полюбоваться природой (он считал,
что природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), а он всегда
ходил по делу, например на пруд за лягушками для опытов.

Базаров легко
находил общий язык с простыми людьми, с Фенечкой, Дуняшей и другими слугами.
Им он казался юным и образованным врачом, помогавшим больным. Но, «он никогда
не потакал им, обходился с ними бережно».

Тургенев противопоставляет
личность Базарова личности Павла Петровича Кирсанова, человеку аристократической
натуры, который ненавидел Базарова.

Кульминацией романа является спор
Базарова с Павлом Петровичем, столкновение двух противоположных точек зрения.
Поводом этого давно нараставшего конфликта послужило обсуждение одно соседнего
дворянина. Базаров назвал его: «Дрянь, аристократишко!» Павел Петрович, давно
ожидавший этой ссоры, продолжает схватку. Павел Петрович живет согласно своим
«принсипам», а Базаров не признает их. Павел Петрович категорически отрицает
нигилизм, так как эта теория ничего полезного не приносит обществу. Базаров
же остается верен своим нигилистским взглядам. Для него «отрицание полезней
всего», он говорит и о ненадобности искусства («Рафаэль гроша медного не стоит,
да и русские художники не лучше»), в то время, как Павел Петрович признает
иностранных мистеров и говорит о прелести искусства.

Их разговор
напоминает словесную дуэль, но Базаров сохраняет спокойствие («равнодушно
заметил», «лениво отхлебывая глоток чаю», «с невыразимым спокойствием»), Павел
Петрович, наоборот, раздражен и эмоционален («взмахнул руками», «побледнел»,
«губы его задрожали»).

Базаров совершенно не считался с тем,
что ему говорили «старички Кирсановы», он отстаивает свою нигилистскую теорию.

Дальнейшая жизнь его складывается иначе. Однажды на балу он встретил
А. С. Одинцову. Первое его впечатление от этой женщины было не таким
возвышенным, как у романтичного Аркадия. Базаров заметил: «На остальных
баб не похожа!, «Баба с мозгом!»

До встречи с ней любовь он называл
«белибердой», «непростительной дурью». Он говорил, что «лучше камни бить
на мостовой, чем позволить женщине завладеть хоть кончиком пальца».
Но он по-настоящему влюбился, и Анна Сергеевна, внешне
не отличавшаяся особой красотой, стала для него королевой. Он думал только
о ней, только ее образ занимал его воображение, и «он с негодованием сознавал
романтика в самом себе».

Но все-таки между ними произошел
разрыв, потому что Анна Сергеевна не любила его, это было только мимолетное
увлечение. Она была не способна на сильное чувство. После их расставания Базаров
очень страдает. Когда он приезжает в дом к своим родителям, они окружают лаской
своего Енюшку, пытаются не мешать и не надоедать ему. Он тоже любит своих
родителей, но пытается скрыть свои чувства. Он умен и образован, но уже перерос
их и находится выше их по своему развитию. После разрыва с Анной Сергеевной
он пытается не изменить своей теории и начинает усиленно трудиться
в лаборатории, проводит эксперименты. Но жизнь его уже ничего не значит,
она потеряла всякий смысл.

Однажды при вскрытии трупа он заразился
тифом. Базаров посылает за А. С. Одинцовой, чтобы попрощаться. Она приехала,
хотя и опасалась болезни, и исполнила свой долг перед умирающим.

Сцена
его достойной смерти произвела огромное впечатление на читателя.
Да и сам Тургенев рыдал, когда расставался со своим любимым персонажем.
Но дальнейшую жизнь Базарова трудно себе представить. Это был бы и не Базаров
вовсе. Он не мог бы уже все отрицать, как он это делал, когда был молодым.
Я считаю, что Тургенев во время вводит момент смерти главного героя в романе.
Даже в смерти Базаров остается благородным, достойным человеком, выдержавшим
все испытания.

В русской литературе есть всего два романа, главных героев которых зовут Евгений: “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”. Случайно ли это совпадение имен?

Параллели между сюжетами двух романов на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в обоих романах по соседству живут две сестры-помещицы; очень непростым отношениям между Базаровым и Анной Сергеевной как бы соответствует несостоявшаяся любовь между Онегиным и Татьяной, а роман Ленского с Ольгой кончился бы так же, как роман Аркадия с Катей, если бы Ленский остался в живых. Кстати, в обоих романах есть дуэль, на которой тот, для кого дуэль - нелепый предрассудок, ранит того, для кого дуэль - дело чести. Вообще, для обоих Евгениев характерно пренебрежительное отношение к нормам, которые считаются общепринятыми в окружающей среде. Наконец, основное действие обоих романов происходит в деревне, куда герои приезжают из столицы. И еще: и Онегин, и Базаров всегда одиноки.

Если предположить, что Тургенев сознательно сделал все эти совпадения, то интересно посмотреть различия между героями этих романов. Контраст создается уже самими фамилиями этих героев. Мягкому, нежному имени Евгений созвучна фамилия Онегин. Фамилия же Базаров грубая, пожалуй, даже вульгарная. С такой фамилией естественно сочетается облик Базарова: красные руки, лицо “длинное и худое, широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета” и так далее.

Интересно сравнить влияние Онегина и Базарова на жизнь окружающих. Скучающий Онегин старается жить сам по себе, но тем не менее оставляет неизгладимый след в жизни тех, с кем сталкивается: убит Ленский, из-за этого по-иному пошла жизнь Ольги, на всю жизнь остается душевная рана у Татьяны. Базаров же, наоборот, с реформаторским тылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подозвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти “мы” - так и остается непонятным: не Ситников же с Шукшиной, которых Базаров откровенно презирает. Казалось 5ы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот Базаров умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы всех героев (за исключением, конечно, стариков-родителей Базарова, которые вскоре отправятся вслед за ним) сложились так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Базаров - человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-либо след. Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Мертвость была в самой философии Базарова, в его стремлении свести всю живую жизнь к законам неживой материи. Смерть была в нем самом, и недаром он умирает от трупного яда. Может быть, самым абсурдным в жизни Базарова было стремление утвердить свою личность, противопоставить себя другим путем проповеди полной безликости: “Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой”.

Интересно, применял ли Базаров подобные “принсипы” (как сказал бы Павел Петрович) к самому себе? Базаров вызывает симпатии, когда восстает против косностей тогдашней русской жизни (прежде всего, в спорах с Павлом Петровичем), но противопоставляет он, по существу, еще большую косность, всеобщее выравнивание.

Не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Но если это не так, если базаровский дух заразит целые поколения русской интеллигенции - что тогда? Тургенев не нашел ответа на этот вопрос. На него ответила история...

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Другие материалы

  • Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети"
  • Что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет - ну, а дальше?" Трагедия Евгения Базарова - это трагедия целого поколения, мечтавшего "обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести& ...


    Когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры». Смерть Базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения...


  • Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему автора
  • Базарова к Аркадию. ― Выяснить как же относился автор к своему главному герою. 2. Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова Идеологические убеждения Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит об его...


  • Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе "Отцы и дети". Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе
  • Шута горохового…». 2. Средства изображения Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию «Отцов и детей». Центральное место в романе занимает образ Базарова. Из 28 глав он не появляется только в двух. Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются...


    Материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать, нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над...


    А создавать что-то новое это уже не его забота. Какое сходство с варварами! Разрушить Рим – это все, на что они были способны. Но идеи Базарова нежизнеспособны. Его теория ставит его же самого в тупик, он становится ее рабом. Герой, отрицающий все чувства, вдруг влюбляется. Охватившая его страсть...


  • Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре "Отцы и дети"
  • И опрятностью. Но вернемся к героям Тургенева. Узнав, что Базаров - нигилист, Павел Петрович почувствовал в нем заклятого врага. Кирсанов пытался доказать Базарову, что тот не прав, что нельзя отрицать все, что будущее России за аристократами. Евгений отрицает даже искусство. И на первый взгляд...


    Руками и угрюмо-озабоченным взглядом в общество фешенебельных кавалеров и дам. Но справедливость побуждает меня выразить предположение, что автор романа «Отцы и дети» поступил таким образом не без коварного умысла. Этот коварный умысел и составляет ту вторичную причину, о которой я упомянул выше...


  • Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883): очерк жизни и творчества
  • ... ;безотрадный, бесконечный дым", застлавший "могучий и прекрасный <…> лес", – творчество Тургенева – рассеется, и лес снова "зеленеет", "волшебный и родной". В середине 1870-х гг. Тургенев создал свой последний роман, "Новь", который был напечатан в...


    Мыслей, идей, рожденных новым временем. Он противопоставляется в романе либеральному дворянству, представленному Павлом Петровичем Кирсановым. Их резкие расхождения во взглядах мы замечаем уже в первом споре героев. Возмущаясь нигилизму Базарова, Павел Петрович - аристократ и либерал, стремитсся...


    Даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя. И, если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою "слабость", как он называл любовь. Во многом странный...


    И болтает речисто”. Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот. Попытаемся теперь выяснить, что значит любовь в жизни Базарова, ведь молодой нигилист отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, Базаров “далеко не женоненавистник”. Он был “великий охотник до женщин...


В русской литературе есть всего два романа, главных героев которых зовут Евгений: “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”. Случайно ли это совпадение имен?

Параллели между сюжетами двух романов на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в обоих романах по соседству живут две сестры-помещицы; очень непростым отношениям между Базаровым и Анной Сергеевной как бы соответствует несостоявшаяся любовь между Онегиным и Татьяной, а роман Ленского с Ольгой кончился бы так же, как роман Аркадия с Катей, если бы Ленский остался в живых. Кстати, в обоих романах есть дуэль, на которой тот, для кого дуэль - нелепый предрассудок, ранит того, для кого дуэль - дело чести. Вообще, для обоих Евгениев характерно пренебрежительное отношение к нормам, которые считаются общепринятыми в окружающей среде. Наконец, основное действие обоих романов происходит в деревне, куда герои приезжают из столицы. И еще: и Онегин, и Базаров всегда одиноки.

Если предположить, что Тургенев сознательно сделал все эти совпадения, то интересно посмотреть различия между героями этих романов. Контраст создается уже самими фамилиями этих героев. Мягкому, нежному имени Евгений созвучна фамилия Онегин. Фамилия же Базаров грубая, пожалуй, даже вульгарная. С такой фамилией естественно сочетается облик Базарова: красные руки, лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета” и так далее.

Интересно сравнить влияние Онегина и Базарова на жизнь окружающих. Скучающий Онегин старается жить сам по себе, но тем не менее оставляет неизгладимый след в жизни тех, с кем сталкивается: убит Ленский, из-за этого по-иному пошла жизнь Ольги, на всю жизнь остается душевная рана у Татьяны. Базаров же, наоборот, с реформаторским пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти “мы” - так и остается непонятным: не Ситников же с Кукшиной, которых Базаров откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот Базаров умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы всех героев (за исключением, конечно, стариков-родителей Базарова, которые вскоре отправятся вслед за ним) сложились так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Базаров - человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-либо след. Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Мертвость была в самой философии Базарова, в его стремлении свести всю живую жизнь к законам неживой материи. Смерть была в нем самом, и недаром он умирает от трупного яда. Может быть, самым абсурдным в жизни Базарова было стремление утвердить свою личность, противопоставить себя другим путем проповеди полной безликости: “Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой”.

Интересно, применял ли Базаров подобные “принсипы” (как сказал бы Павел Петрович) к самому себе? Базаров вызывает симпатии, когда восстает против косностей тогдашней русской жизни (прежде всего, в спорах с Павлом Петровичем), но противопоставляет он, по существу, еще большую косность, всеобщее выравнивание.

Не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Но если это не так, если базаровский дух заразит целые поколения русской интеллигенции - что тогда? Тургенев не нашел ответа на этот вопрос. На него ответила история...

В русской литературе есть всего два романа, главных героев которых зовут Евгений: “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”. Случайно ли это совпадение имен?
Параллели между сюжетами двух романов на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в обоих романах по соседству живут две сестры-помещицы; очень непростым отношениям между Базаровым и Анной Сергеевной как бы соответствует несостоявшаяся любовь между Онегиным и Татьяной, а роман Ленского с Ольгой кончился бы так же, как роман Аркадия с Катей, если бы Ленский остался в живых. Кстати, в обоих романах есть дуэль, на которой тот, для кого дуэль – нелепый предрассудок, ранит того, для кого дуэль – дело чести. Вообще, для обоих Евгениев характерно пренебрежительное отношение к нормам, которые считаются общепринятыми в окружающей среде. Наконец, основное действие обоих романов происходит в деревне, куда герои приезжают из столицы. И еще: и Онегин, и Базаров всегда одиноки.
Если предположить, что Тургенев сознательно сделал все эти совпадения, то интересно посмотреть различия между героями этих романов. Контраст создается уже самими фамилиями этих героев. Мягкому, нежному имени Евгений созвучна фамилия Онегин. Фамилия же Базаров грубая, пожалуй, даже вульгарная. С такой фамилией естественно сочетается облик Базарова: красные руки, лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета” и так далее.
Интересно сравнить влияние Онегина и Базарова на жизнь окружающих. Скучающий Онегин старается жить сам по себе, но тем не менее оставляет неизгладимый след в жизни тех, с кем сталкивается: убит Ленский, из-за этого по-иному пошла жизнь Ольги, на всю жизнь остается душевная рана у Татьяны. Базаров же, наоборот, с реформаторским пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти “мы” – так и остается непонятным: не Ситников же с Кукшиной, которых Базаров откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот Базаров умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы всех героев (за исключением, конечно, стариков-родителей Базарова, которые вскоре отправятся вслед за ним) сложились так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Базаров – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-либо след. Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова:
Толпой угрюмою и скорр позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Мертвость была в самой философии Базарова, в его стремлении свести всю живую жизнь к законам неживой материи. Смерть была в нем самом, и недаром он умирает от трупного яда. Может быть, самым абсурдным в жизни Базарова было стремление утвердить свою личность, противопоставить себя другим путем проповеди полной безликости: “Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой”.
Интересно, применял ли Базаров подобные “принсипы” (как сказал бы Павел Петрович) к самому себе? Базаров вызывает симпатии, когда восстает против косностей тогдашней русской жизни (прежде всего, в спорах с Павлом Петро – вичем), но противопоставляет он, по существу, еще большую косность, всеобщее выравнивание.
Не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Но если это не так, если базаровский дух заразит целые поколения русской интеллигенции – что тогда? Тургенев не нашел ответа на этот вопрос. На него ответила история…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Сам И. С. Тургенев утверждал, что его Базаров – “лицо трагическое”. В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощушает – умирая, он произносит горькие Read More ......
  2. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” отразил борьбу двух политических лагерей, сложившихся в России в 60-е годы XIX столетия. Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров, который противопоставлен в романе дворянству. Образ Базарова занимает центральное место в произведении. “Евгений Read More ......
  3. Можно ли предвидеть смерть? Не бояться ее? Привыкнуть к ней? Нет. Ни один человек не содрогнется, почувствовав близость и неминуемость скорой кончины. Ведь, как сказал И. С. Тургенев “старая штука смерть, а каждому внове”. Евгений Базаров – один из любимых Read More ......
  4. романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился характер эпохи, изменения в русской общественной жизни, которые произошли в начале 60-х годов XIX века, когда на смену дворянской идеологии и культуре пришла идеология революционно-демократическая. Писатель показал борьбу двух общественных групп: Read More ......
  5. Иван Сергеевич Тургенев наш выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточенной критике и правых, и левых. Обществу не нравилась та беспощадная правда, с которой Тургенев Read More ......
  6. В февральской книжке “Русского вестника” появляется роман Tургенева “Отцы и дети”. Роман этот, очевидно, составляет вопрос… обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: “Что вы за люди?” Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по Read More ......
  7. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” стоит в одном ряду с лучшими русскими и мировыми произведениями литературы. Главный герой произведения, Евгений Базаров, – личность выдающаяся и, в то же время, трагическая. Его можно причислить к “лишним” людям, не сумевшим Read More ......
  8. В романе показан только один “отрицатель” – Евгений Базаров. Но его именем можно было бы озаглавить все произведение. Он является именно тем новым героем, русским Инсаровым, изображению которого посвящен весь роман. Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе Read More ......
Жизнь и смерть Евгения Базарова