Леди винтер в трех мушкетерах актриса. Настоящая миледи из "трех мушкетеров" умерла в крыму. «близкая» подруга королевы

Хотя определение точного возраста древних поселений — не такая простая задача для науки, как кажется на первый взгляд, на сегодняшний момент известен ряд городов, которые ученые называют самыми старыми на планете.

Иерихон, 5000 лет

История древнего города Иерихона начинается еще в IX тысячелетии до н. э., когда здесь были обнаружены следы первого обитания людей. Расположенный в 30 км от Иерусалима, Иерихон не раз упоминался в евангельских событиях. Упоминание в Библии принесло Иерихону религиозную славу, а позднее привлекло толпы ученых, желавших документально подтвердить библейскую хронологию.

По мнению некоторых археологов, Иерихон — самый древний из раскопанных городов в мире, который насчитывает около 6000 лет почти непрерывного заселения. Заявить об этом спешат и таблички при въезде в город, гласящие: «Самый древний город в мире». Кроме того, город находится более чем на 200 м ниже уровня моря, что делает его одним из самых низких в мире.

Библ, 7000 лет

На ливанском побережье Средиземного моря от древнего государства Финикия, центр которого находится в современном Ливане, до наших дней сохранился древний город Библ, который часто упоминается как самый старый город планеты. В античные времена Библ был известен как один из крупнейших портов Средиземноморья, через который из Египта в Грецию экспортировался папирус.

В эпоху войн город не обошел ни один из завоевателей древнего мира, оставив в память о себе крепостные стены, амфитеатры, храмы и колоннады. Сегодня Библ представляет собой небольшой рыбацкий город на севере Ливана с численностью населения 20 000 человек, сохранивший древнюю гавань с каменными стенами и башнями, римский амфитеатр, каменные колодцы с саркофагами правителей и руины эллинских храмов. Центральная площадь города украшена древнеегипетским Храмом обелисков, сооруженным почти 4000 лет назад.

Алеппо, 6300 лет

Ряд городов соседней Сирии также соперничает за звание самых старых на планете. Крупнейший по численности населения город страны — Алеппо впервые упоминается в III тысячелетии до н. э. как столица древнего семитского государства Эбла. За свою историю через город прошел не один десяток завоевателей от Александра Македонского до Тамерлана, оставив свои следы в облике Алеппо.

Благодаря стратегическому расположению на Великом шелковом пути, Алеппо привлекал множество торговцев со всех уголков Азии. До наших дней сохранился крытый рынок Аль-Мадина в старом городе, который является крупнейшим в мире историческим рынком протяженностью почти 13 км. Рынок вместе с территорией старого города и знаменитой Цитаделью Алеппо — средневековой крепостью X века — внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сузы, 6200 лет

Город Сузы на юго-западе Ирана — еще один претендент на звание древнейшего в мире. Известность он получил как столица древнего государства Элам, существовавшего на территории Ирана с III тысячелетия до н.э. После падения Элама город стал сначала резиденцией ассирийских, а затем персидских царей.

В настоящее время Сузы — небольшой город с численностью населения 60 000 человек. Несмотря на значительное культурно-историческое наследие, город знаменит не развалинами древнего дворца эламских царей, а построенной французскими археологами в конце 1890-х годов крепостью, которая обеспечивала их безопасность и сохранность находок.

Эль-Файюм, 6000 лет

Еще один древнейший город мира — Эль-Файюм, расположенный в Египте, к югу от дельты Нила. Поселение на месте Эль-Файюма берет свое начало еще в IV тысячелетии до н. э. Древние египтяне называли город Шедит, а прибывшие в него греки за поклонение местных жителей богу Себеку с головой крокодила прозвали город Крокодилополь. В Крокодилополе во время разлива Нила хищников в местных болотах становилось так много, что жрецы, посчитав это знаком, объявили их священными животными. Священных животных часто хорошо кормили, украшали алмазами и даже мумифицировали после смерти.

Современный Эль-Файюм прославился найденными здесь в XIX веке погребальными портретами I-IV века в гробницах в окрестности города. Находка привлекла внимание археологов и ученых со всего света — так было найдено более 900 портретов, которые можно наблюдать во многих музеях мира.

Пловдив, 5000-6000 лет

Среди древнейших городов планеты есть и европейские примеры. Один из них — болгарский город Пловдив в центральной части страны. Свидетельства о первом постоянном поселении на месте города датируются IV тысячелетием до н. э. Своего расцвета Пловдив достиг после завоевания римлянами, оставившими богатое культурное наследие. Среди античных достопримечательностей города — древнеримский амфитеатр, термы и ипподром, а также остатки каменной фракийской крепости. Отреставрированный амфитеатр на 3000 мест сегодня служит городской концертной площадкой.

Афины, 6000-7000 лет

Древний город Афины, на месте которого сейчас располагается разросшийся до 3,5 млн человек мегаполис, отсчитывает свое происхождение с IV тысячелетия до н. э. Колыбель древнегреческой культуры, Афины всегда были важным центром Средиземноморья. С античных времен город известен выдающимися философами и архитекторами, которые оказали значительное влияние на развитие других государств. Сохранившиеся античные памятники города являются всемирно известными достопримечательностями. Среди них афинский Акрополь — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, возведенный в честь греческих богов в V веке до н. э., Арка Адриана, древний храм Гефеста и многие другие.

Газиантеп, 5650 лет

Город Газиантеп на юге Турции основан хеттами предположительно в IV тысячелетии до н. э. За несколько тысяч лет своей истории город побывал под властью египтян, вавилонян, персов, греков, армян, византийцев и арабов. До начала XX века Газиантеп был известен проживавшей здесь многочисленной армянской диаспорой, которая прекратила свое существование после геноцида в 1915 году.

Сегодня Газиантеп привлекает туристов своей крепостью, историческими мечетями и крупнейшим в мире музеем римской мозаики, большинство экспонатов которого были найдены в соседнем античном городе Зевгма, затопленном при создании водохранилища на реке Евфрат.

Дамаск, 5000-6000 лет

Время возникновения столицы Сирии Дамаска затерялось где-то в III тысячелетии до н. э., а по некоторым оценкам, еще раньше. История Дамаска полна завоеваний, смен правителей и господствующих религий. Одна из главных достопримечательностей города — мечеть Оймеядов, воздвигнутая в VIII веке, стоит на месте византийской церкви Иоанна Крестителя, а та, в свою очередь, — на месте языческого храма Юпитера. В этой старейшей и одной из самых почитаемых мечетей арабского мира хранится религиозная святыня как ислама, так и христианства — гробница Иоанна Крестителя.

Сегодня Дамаск — один из крупнейших мегаполисов Ближнего Востока, раскинувшийся в оазисе по берегам реки Барада. Город сохранил множество исторических памятников, в том числе древнюю крепость, дворец, церкви и мечети, которые, пережив не одно столетие, именно в наше время находятся под угрозой разрушения из-за нестабильности в регионе.

Бейрут, 5000 лет

Столицу Ливана Бейрут также относят к одним из древнейших городов мира. В исторические времена Бейрут длительное время находился в тени других финикийских городов, и лишь с приходом римлян начался период его расцвета. Став центром римской культуры на восточном Средиземноморье, Бейрут прославился первой в мире юридической школой.

Древняя и сложная история Восточного Парижа, как иногда называют Бейрут за характерный облик, привела к тому, что Бейрут стал одним из самых религиозно разнообразных городов всего Ближнего Востока, где бок о бок живут христиане, мусульмане и иудеи. За свое динамичное развитие и богатое культурное наследие город периодически попадает на первые места в рейтингах самых привлекательных для посещения городов планеты.

Демоническая шпионка. История настоящей леди Винтер

Кто был прототипом Миледи - героини романа Александра Дюма? Что произошло с алмазными подвесками королевы? Куда может завести месть женщины? О демонической шпионке рассказывает ЕЛЕНА РУДЕНКО .

Фрагмент картины «Портрет Люси, графини Карлайл», Антонис ван Дейк (1599–1641), ок. 1637

Заметила, что многим читателям-мужчинам особенно понравился персонаж - Миледи. Не раз слышала «Миледи! Ах, какая женщина!», «Д’Артаньян *** - такую женщину обидел!». Я к этой героине относилась нейтрально, например, меня она не бесила.
Конечно, у очаровательной шпионки леди Винтер был свой реальный прототип - английская графиня Карлайл (она же Люси Хэй), которая служила тайным агентом кардинала Ришелье.
Современники называли ее ведьмой, наделенной демонической силой, предполагали о ее связи с тайными магическими обществами.
Да, историю с королевскими подвесками Александр Дюма тоже не сам выдумал. Автор этой истории Ларошфуко - писатель-философ эпохи барокко, который был лично знаком с королевой Анной и герцогом Бекингемом.

У исторической миледи были свои причины недолюбливать Бекингема.

«Леди Люси Перси», Антонис ван Дейк (1599–1641)

Настоящая Миледи - Люси Хэй (урожденная Перси), она же графиня Карлайл (1599 - 1660). Дочь Генри Перси, 9-го графа Нортумберлендского.
Ее отец, лишенный королевской милости, был заключен в Тауэр. Дабы спастись от разорения, Люси в 18 лет вышла замуж за престарелого землевладельца. Спустя два года она овдовела и снова вышла замуж за Джеймса Хэйя графа Карлайла, своего кузена.

Герцог Бекингем обратил внимание на светскую леди. Люси тогда исполнилось 20 лет, графиня Карлайл стала фавориткой Бекингема. Герцог сулил графине влияние в обществе и богатство, но слов своих не сдержал. Он обратил все внимание на французскую королеву Анну, решил очаровать ее и заручиться политической поддержкой. Герцог забыл об обещании, данном фаворитке.

Честолюбивая графиня Карлайл решила отомстить герцогу. По воли случая судьба свела ее с кардиналом Ришелье, и леди стала французской шпионкой. Такой и предстает миледи в романе Дюма, она успешно выполняет шпионские задания кардинала.

Вот как описал Ларошфуко решение Люси Карлайл служить Ришелье:

«Кардинал, разъяснив графине, что их чувства сходны и что у них общие интересы, сумел так искусно овладеть надменной и ревнивой душой этой женщины, что она сделалась самым опасным его соглядатаем при герцоге Бекингеме. Из жажды отметить ему за неверность и желания стать необходимою Кардиналу она не пожалела усилий, чтобы добыть для него бесспорные доказательства в подтверждение его подозрений относительно королевы».

В мемуарах писателя Ларошфуко эпизод с подвесками описан очень подробно. Только исторический д’Артаньян в этом деле не участвовал, тогда ему было 5 лет.

«Герцог Бекингем, как я сказал выше, был щеголем и любил великолепие: он прилагал много стараний, чтобы появляться в собраниях отменно одетым, Графиня Карлейль, которой было так важно следить за ним, вскоре заметила, что с некоторых пор он стал носить ранее не известные ей алмазные подвески. Она нисколько не сомневалась, что их подарила ему королева, но чтобы окончательно убедиться в этом, как-то на балу улучила время поговорить с герцогом Бекингемом наедине к срезать у него эти подвески, чтобы послать их Кардиналу. Герцог Бекингем в тот же вечер обнаружил пропажу и, рассудив, что подвески похитила графиня Карлейль, устрашился последствий ее ревности и стал опасаться, как бы ока не оказалась способной переправить их Кардиналу и тем самым не погубила королевы.

"Портрет дамы в зеленом платье" (портрет Люси Хей), Адриан Ханнеман (1603-1671)

Чтобы отвести эту опасность, он немедленно разослал приказ закрыть все гавани Англии и распорядился никого ни под каким видом не выпускать из страны впредь до обозначенного им срока. Тем временем по его повелению были спешно изготовлены другие подвески, точно такие же, как похищенные, и он отправил их королеве, сообщив обо всем происшедшем. Эта предосторожность с закрытием гаваней помешала графине Карлейль осуществить задуманное, и она поняла, что у герцога Бекингема достаточно времени, чтобы предупредить выполнение ее коварного замысла. Королева, таким образом, избегла мщения этой рассвирепевшей женщины, а Кардинал лишился верного способа уличить королеву и подтвердить одолевавшие короля сомнения: ведь тот хорошо знал эти подвески, так как сам подарил их королеве».

В романе Дюма леди Винтер подговаривает религиозного фанатика убить Бекингема, она исполняет приказ кардинала - «убрать герцога». У реальной миледи - графини Карлайл, был личный мотив желать смерти герцога - месть. Говорили, что графиня тоже помогала направить «кинжал убийцы», но всё это осталось светскими сплетнями.

В романе Дюма убийцу герцога зовут тоже Фелтон, как и реального убийцу Бекингема. Сплетни о причастности графини к смерти Бекингема писатель изложил в своем романе, добавив красок.

Вдова Бекингема в трауре с портретом мужа

Графиня Люси Карлайл обладала магическим обаянием, говорили, что она умеет околдовать своих поклонников. Этим талантом Дюма наделил свою героиню - миледи Винтер. Одно из имен книжной миледи - леди Кларик, созвучно с именем Карлайл.

«Неотразимая прелесть мистического сладострастия - самая губительная из всех страстей».

О мистической привлекательности графини Карлайл писал поэт Роберт Геррик

Я чёрный шёлковый шнурок
Зреть на её запястье мог;
Он руку нежно обвивал,
Как будто узницу сковал.
Была безрадостной темница,
Но вот является денница,
И, потеснив сплошную тень,
Пред нами вместе ночь и день.
Воображаю! если там,
В плену, свободы дивный храм,
Прошу любви, и я готов
Тех мрачных не снимать оков.

В эпоху барокко черный шнурок на руке носили адепты мистических обществ. Говорили, что магия помогала графине в любви и политике. Миледи оставалась неуязвима для интриг, расставляя ловушки другим.

Дюма описывает миледи Винтер подобно ведьме:

«Но тем не менее много раз в продолжение этого вечера она отчаивалась в своей судьбе и в себе самой; она, правда, не призывала бога, но зато верила в помощь духа зла, в эту могущественную силу, которая правит человеческой жизнью в мельчайших ее проявлениях и которой, как повествует арабская сказка, достаточно одного гранатового зернышка, чтобы возродить целый погибший мир».

Граф рассказывает, что он казнил ее в юности. Но миледи удивительно осталась в живых.

«Граф был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных. Он совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве».

На мой взгляд, таков поступок не вяжется с образом благородного героя. К тому же он алкоголик, что постоянно упоминается в романе.

«И, схватив последнюю бутылку, Атос поднес горлышко к губам и выпил ее залпом, словно это был обыкновенный стакан.

Может, спьяну самосуд учинил, а потом проспался и толком не помнил, что сделал... Любил граф выпить, был грешок.

Вспоминается диалог из юморески времен 90х

Хочу замуж за графа де Ла Фер!
- С ума сошла? Он же алкоголик! Вот кардинал - классный мужик!

Кстати, актер Вениамин Смехов, в исполнении которого граф де Ла Фер выглядит блестяще, на вопросы об этом персонаже говорил -

«Всем граф хорош, но зачем он девочку убил? Миледи... Я с ним не согласен».

Да, миледи в романе можно назвать «девочкой», ей всего 25 лет. Она на год моложе Констанции, которой 26 лет.

Миледи травит Констанцию. Госпожа Бонасье типичный персонаж-жертва. В детективах такие героини становятся жертвами преступлений

О демонической силе миледи говорит граф де Ла Фер.

- Вы демон, посланный на землю! - начал Атос. - Власть ваша велика, я знаю, но вам известно также, что люди с божьей помощью часто побеждали самых устрашающих демонов. Вы уже один раз оказались на моем пути. Я думал, что стер вас с лица земли, сударыня, но или я ошибся, или ад воскресил вас...
При этих словах, пробудивших в ней ужасные воспоминания, миледи опустила голову и глухо застонала.
- Да, ад воскресил вас, - продолжал Атос, - ад сделал вас богатой, ад дал вам другое имя, ад почти до неузнаваемости изменил ваше лицо, но он не смыл ни грязи с вашей души, ни клейма с вашего тела!

Немного поворчу о моральном облике романтического «хорошего» д’Артаньяна. В кино обычно показывают только его «большую и чистую» любовь к Констанции.

Поначалу д’Артаньян ночью пробирается в спальню миледи, выдавая себя за ее любовника - де Варда. В темноте он остается неузнан. Потом, испугавшись, пишет Миледи письмо от имени де Варда - что хочет с ней расстаться. Далее он получает приглашение от миледи прийти к ней, чему очень рад. Миледи просит его убить оскорбившего ее де Варда. И тут наступил неловкий момент...
Попутно д’Артаньян соблазняет Кэтти - служанку Миледи. В общем, герой своего времени, интересный типаж... но восхищения не вызывает.

Дюма упоминает, что Миледи всерьез заинтересовала гасконца, и о чистой любви к Констанции он и думать забыл.

«Единственное, что было ясно во всей этой истории, - это что д’Артаньян безумно любил миледи и что она совсем его не любила....
...ему хотелось еще раз обладать этой женщиной, уже под своим собственным именем, и, так как эта месть имела в его глазах известную сладость, он был не в силах от нее отказаться».

Миледи обладала демонической силой и по мнению гасконца:

«Он мысленно наделял эту женщину, казавшуюся ему демоном, такими же сверхъестественными, как и она сама, союзниками; при малейшем шорохе он воображал, что пришли его арестовать...»

Актриса Маргарита Терехова вспоминала, что при исполнении роли столкнулась с мистическими оущущениями:

«Во время работы над ролью Миледи вокруг меня как будто стали вихриться силы зла. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну Миледи случайно узнал д’Артаньян. Юра (реж. фильма Юнгвальд-Хилькевич) ведь еще и художник. Он говорит: „Я сейчас тебе нарисую“. И вдруг начинает всех созывать. „Посмотрите, у нее красное пятно - его надо только обвести“. Представляете? Позвал всех и просто обрисовал лилию, выступившую на моем плече.
Я - женщина нервная, мне это показалось странным. Сыграли мы эту сцену. Но чем дальше, тем страшнее. Начались какие-то необъяснимые вещи. Волосы у меня стали слегка обваливаться. Сначала сумку оставила не помню где, потом билет потеряла, с которым надо было лететь на гастроли. Я настолько напугалась, что все в Одессе оставила. Надо мной вихрились какие-то непонятные силы. Мне кажется, что именно это и есть тот самый натуральный замес эмоций, энергии и каких-то потусторонних явлений, на котором и держалось все».

Миледи в исполнении Тереховой в некоторых сценах, действительно, устрашающая. На такой, точно, граф-Атос мог жениться только спьяну.

По книге, леди Винтер была убита мушкетерами. Честно, я верила, что она еще появится как после того «повешенья» и устроит этим «героям» веселую жизнью. К сожалению, приключения Миледи в романах Дюма столь печально завершились.

Историческая миледи пережила литературную героиню.
Накануне революции в Англии графиня была одновременно шпионкой двух политических противников Томаса Уэнтфорта - сторонника короля и герцога Джона Пима - его противника. Попытка королевских властей арестовать Пима стала одним из поводов начала английской революции.

Графиня Карлайл ловко устроилась и при английской революции. Она была фрейлиной королевы Генриетты-Марии, вдовы казненного Карла I, которая находилась в Париже в изгнании. Она стала «тройным» агентом, в зависимости от интересов она передавала шпионские сведения своей королеве, английским парламентариям новой власти и сторонникам реставрации монархии в Англии. Королева Генриетта-Мария, по воспоминаниям друзей, пыталась оградить себя от влияния Карлайл, но не могла противиться ее необъяснимой силе манипулятора.

Однако в 1649 году в 50 лет Миледи оступилась в своих шпионских играх и оказалась в тюрьме Тауэр. В заключении леди Карлайл провела около полутора лет. Говорили, что Миледи было обеспечено достойное проживание, на обед подавали дичь, вино и десерты, а светские друзья могли навестить ее.

После освобождения графиня Карлайл оставила свое шпионское ремесло и удалилась на покой в любимое поместье, где прожила еще 10 лет.

Его собеседница, голова которой виднелась в рамке окна кареты, была молодая женщина лет двадцати - двадцати двух. Мы уже упоминали о том, с какой быстротой Д"Артаньян схватывал все особенности человеческого лица. Он увидел, что дама была молода и красива. И эта красота том сильнее поразила его, что она была совершенно необычна для Южной Франции, где д"Артаньян жил до сих пор. Это была бледная белокурая женщина с длинными локонами, спускавшимися до самых плеч, с голубыми томными глазами, с розовыми губками и белыми, словно алебастр, руками.

1. «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires) - французско-итальянский кинофильм 1961 года. По мнению многих зрителей и критиков - лучшая экранизация великой книги.
Милен Демонжо (род. 29 сентября 1935 года, Ницца)

Мать актрисы, Клавдия Трубникова, родилась в Харькове в 1904 году, эмигрировала во Францию. Милен начала свою карьеру в 15-летнем возрасте, работая фотомоделью в ателье Пьера Кардена. Позже её стали снимать в кино, и Демонжо играла с такими звёздами, как Жан Маре, Марина Влади, Ален Делон, Ив Монтан, Луи де Фюнес. Кинозрителю Милен Демонжо известна по комедийной трилогии о Фантомасе, где актриса сыграла невесту журналиста Фандора, а также по фильму «Три мушкетёра», где она предстала в образе Миледи.

2. «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers) фильм, 1973)- кинофильм. Экранизация произведения Александра Дюма.Сюжет фильма в целом повторяет сюжет романа Дюма, однако фильм полон юмора и снят с большой долей иронии.Несмотря на то, что сюжет фильма достаточно строго следует первоисточнику, Джордж Макдональд Фрейзер известный по серии пародийных исторических романов «Флэшмен», добавил в него большое количество комедийных сцен. В батальных сценах, поставленных Уильямом Хоббсом, в качестве оружия чаще используются предметы интерьера, чем шпаги, и соперники часто вступают в рукопашную. Персонаж Ракель Уэлч в свою очередь создает атмосферу легкомысленности.
Фэй Данауэй (англ. Faye Dunaway, род. 14 января 1941, Бэском)

Американская актриса, лауреат премии «Оскар» (1977). Одна из наиболее популярных американских киноактрис 1960-х-1970-х годов, пик карьеры которой пришёлся на ключевые роли в знаковых картинах «Бонни и Клайд», «Китайский квартал», «Три дня Кондора» и «Телесеть».

3. «Д’Артаньян и три мушкетёра» - советский трёхсерийный музыкальный приключенческий телефильм по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра», снятый в 1978 году на «Одесской киностудии» режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. Из-за судебной тяжбы Юнгвальд-Хилькевича с Марком Розовским (автором сценария) и Юрием Ряшенцевым (автором текстов песен, звучащих в фильме) картина ровно год пролежала на полке. Телепремьера на Центральном телевидении состоялась только 25 декабря 1979 года
Маргарита Борисовна Терехова (р. 25 августа 1942, Туринск)

Советская и российская актриса и режиссёр театра и кино. Народная артистка РФ (1996).
С 1959 года в течение двух лет училась на физико-математическом факультете в Ташкентском университете. Затем, оставив университет, уехала в Москву, где поступила на учёбу в Школу-студию Ю. А. Завадского при Театре им. Моссовета. После её окончания в 1964 году стала актрисой Театра им. Моссовета, на сцене которого проработала много лет (с перерывом - с 1983 по 1987 годы). На сцене этого театра актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979). Впервые в кино Терехова снялась в 1965 году в картине «Здравствуй, это я!». Первое время она снималась не часто, но зато многие из картин с её участием становилась событием - «Белорусский вокзал», «Зеркало» и другие. Особую популярность Маргарита Борисовна приобрела в конце 1970-х годов после выхода на экраны костюмированных музыкальных телефильмов «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетёра». В первом она сыграла капризную графиню де Бельфлор, во втором - коварную Миледи. Последующие работы Тереховой в кино подтверждали её высокое мастерство, хотя и не имели такого большого успеха. Маргарита Терехова работала и дружила с Игорем Тальковым, у них были близкие отношения, он некоторое время работал с ней в музыкальной программе.В 2005 году дебютировала в качестве режиссёра, сняв фильм «Чайка» по произведению А. П. Чехова.
С 2005 года Маргарита Борисовна из-за болезни не играет в театре, не снимается в кино и почти не даёт интервью.

4. «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers) - кинофильм 1993 года производства Walt Disney Pictures и Caravan Pictures. Снят Стивеном Хереком по сценарию Дэвида Лафери. Главные роли исполнили Чарли Шин, Кифер Сазерленд, Крис О’Доннел, Оливер Платт, Тим Карри и Ребекка де Морней.
Фильм снят по мотивам романа «Три мушкетёра» Александра Дюма.Фильм сильно упрощает и изменяет оригинальный сюжет, а также лишь относительно соотносится с французской историей.
Ребекка Джейн Пирч родилась 29 августа 1959 года (хотя точная дата рождения неизвестна) в городе Санта-Роза, штат Калифорния, США.

Её родители Джордж Уолтер Пирч и Джули Игер развелись, а фамилию Де Морнэй Ребекка получила от отчима. После его смерти мать вместе с Ребеккой и её братом Петром перехали из Северной Калифорнии в Европу. После окончания школы с отличием, Ребекка училась в театральном институте Ли Страсберга в Лос-Анджелесе.

5. «Мушкетёры» (англ. The Three Musketeers) - приключенческий боевик Пола Андерсона, снятый по вольной интерпретации одноимённого романа Александра Дюма в 3D-формате. Мировая премьера состоялась 14 октября 2011 года, в России - 13 октября 2011 года.
Милла Йовович (сербохорв. Милица Јововић, Milica Jovović; рус. Милла (Милица) Богдановна Йовович; англ. Milla Jovovich; 17 декабря 1975, Киев)

Американская актриса русско-черногорского происхождения, музыкант, модель и модельер.

Под описание Дюма больше всех подходит Демонжо, если не принимать во внимание цвет глаз, но сыграла лучше всех Терехова, жаль старовата она для этой и роли и выглядит в фильме потасканой:(

а вам какая миледи больше по нраву?:)

Избранное

Внешность

Миледи описана как прекрасная белокурая женщина . В диалоге д’Артаньяна с Атосом даются её приметы: «светлые, до странности светлые голубые глаза с чёрными бровями и чёрными ресницами», указывается, что она «высокого роста, хорошо сложена» и что «с левой стороны у неё недостает одного зуба рядом с глазным ». На плече у неё клеймо в виде лилии , - «цветок лилии небольшой, рыжеватого оттенка и как бы полустёртый с помощью разных притираний».

История леди Винтер

Биография леди Винтер в «Трёх мушкетёрах» дана фрагментарно, некоторые её детали Дюма проясняет в романе «Двадцать лет спустя » () и драмах «Мушкетёры» () и «Юность мушкетёров» (). Определённо известно, что совсем юной девушкой она была монахиней монастыря в Лилле . Обстоятельства пострига неясны.

Молодость

Брак с Атосом

Миледи под именем Анны де Бейль (её монашеское имя и имя до пострига неизвестно) встречает в Берри двадцатипятилетнего Виконта де Ла Фер , полноправного владельца мест, где располагался приход её «брата». Граф, увидев юную Анну де Бейль (ей около шестнадцати), влюбляется в неё до такой степени, что решает жениться, несмотря на то, что она бесприданница , происхождение её не идёт ни в какое сравнение с его собственным , а о её прошлом ничего не известно. Обряд бракосочетания (как следует со слов самого графа в разговоре с Миледи в гостинице «Красная голубятня») совершил мнимый брат невесты, который, судя по этому факту, соглашался даже передавать её другому мужчине.

Если сопоставить хронологию событий и данные о возрасте персонажей (в 1625 году , когда д’Артаньян знакомится с мушкетёрами, Атосу - около 30-и, а в момент женитьбы ему, по его собственным словам, было - 25), то бракосочетание графа де ла Фер с Миледи состоялось в 1620 году .

После свадьбы граф и графиня де ла Фер поселились в родовом замке , «брат»-священник остался в своём приходе. Однако, очевидно, жизнь после расставания с Миледи стала невыносима, он решил вернуться в Лилль и понести заслуженную кару. Возвращение приводит к оправданию и освобождению его брата-палача, а сам священник кончает с собой - вешается на решётке темницы.

Брак Миледи с графом де ла Фер был недолгим. Вскоре после свадьбы она сопровождала мужа на охоте, упала с лошади и потеряла сознание . Чтобы облегчить ей дыхание, граф разрезал платье и обнаружил клеймо: оно означало, что его супругой было содеяно тяжкое и позорное преступление . Граф де ла Фер собственноручно повесил находящуюся без чувств жену на дереве, воспользовавшись феодальным правом вершить суд в своих владениях над всеми подвластными лицами.

Повешение не привело к смерти: Миледи выжила и сумела скрыться.

Граф де ла Фер решил отказаться от титула и имущества, способствовал распространению слухов о своей смерти, покинул Берри и отправился в Париж , где, сообщив подлинное имя лишь капитану де Тревилю , получил плащ королевского мушкетёра под именем «Атос ».

Карьера шпионки

Первое появление Миледи в романе относится к 1625 году - д’Артаньян на пути в Париж встречает её в городке Мёнг (фр.) русск. (у неё деловое свидание с графом де Рошфором, который передаёт ей поручение кардинала и называет «миледи »).

Впоследствии выяснится, что чудом избежав смерти, она покинула Францию и обосновалась в Англии , где снова вышла замуж за знатного и богатого вельможу - лорда Винтера. Брак этот тоже был недолгим - лорд Винтер скончался от «странного заболевания»: предположительно был отравлен женой (подозрение брата покойного). Поэтому это обвинение опять-таки необъективно. В тот же период жизни Миледи родила сына - Джона Френсиса Винтера (героя «Двадцати лет спустя »). Неясно, родился ли мальчик до или после смерти лорда Винтера, однако он был признан его законным сыном (Джон Френсис Винтер, принявший имя Мордаунт, будет обвинять родного дядю в том, что тот добился у короля лишения его титула и состояния).

В «английский период» леди Винтер успела стать любовницей герцога Бэкингэма (мотивом похищения подвесок королевы герцог называет «месть ревнивой женщины»). Обстоятельства прекращения романа с Бекингэмом неизвестны. Возможно, разрыв был связан с тем, что тот воспылал страстью к Анне Австрийской . Однако платоническая любовь к королеве Франции вовсе не препятствовала плотским утехам: герцог довольно прозрачно намекает, каким образом Миледи «помирилась» с ним, чтобы получить доступ к подвескам.

Очевидно, «работа» на кардинала началась либо в , либо в 1625 годах , поскольку именно в 1624 г. Бекингем прибыл ко французскому двору , чтобы вести переговоры о браке Карла I с принцессой Генриеттой-Марией , - и тогда же встретил Анну Австрийскую. Неизвестно, состояла ли леди Винтер в свите Бекингэма в период этого сватовства, «завербовали» её во Франции, либо Ришельё «вышел» на неё в Англии, но определённо: в момент начала повествования о трёх мушкетёрах, а точнее - в первый понедельник апреля 1625 г. леди Винтер находится во французском городке Менг, где встречается с доверенным человеком Ришельё графом Рошфором, который передаёт ей приказ кардинала срочно вернуться в Лондон и немедленно дать знать, если Бекингэм покинет Англию. Также Миледи передан ларец с «иными указаниями», - его ей надлежит открыть лишь после пересечения Ла-Манша .

Ночью они зашли в её комнату, где по очереди зачитали ей обвинения: в убийстве Констанции Бонасьё, в заговоре с Фельтоном для убийства герцога Бекингема; попытке отравления д’Артаньяна (случайно погиб Бризмон); в подстрекательстве к убийству графа де Варда, в отравлении лорда Винтера, в совращении священника, - и осудили её на смерть.

«Атос поднял руку. - Шарлотта Баксон, графиня де Ла Фер, леди Винтер, - произнёс он, - ваши злодеяния переполнили меру терпения людей на земле и Бога на небе. Если вы знаете какую-нибудь молитву, прочитайте её, ибо вы осуждены и умрёте»

Затем они отвели её к реке . По дороге она попыталась подкупить слуг мушкетёров (Мушкетона и Гримо), посулив им 1000 пистолей за свободу, либо месть от её покровителей. Атос услышал, как она шепталась с ними, и решив, что им нельзя доверять, сменил их на Базена и Планше.

Миледи попыталась спасти себя, крича, что они не имеют права убивать беззащитную женщину, и что они обязаны отдать её под суд. Д’Артаньян предпринял попытку вступиться за неё, но был остановлен Атосом. Палач посадил её в лодку и отвёз на противоположный берег реки. Миледи смогла освободить руки и, как только лодка причалила к берегу, пустилась бежать, но поскользнулась на вязкой грязи.

«Суеверная мысль поразила её: она решила, что небо отказывает ей в помощи, и застыла в том положении, в каком была, склонив голову и сложив руки. Тогда с другого берега увидели, как палач медленно поднял обе руки; в лунном свете блеснуло лезвие его широкого меча, и руки опустились; послышался свист меча и крик жертвы, затем обезглавленное тело повалилось под ударом. Палач отстегнул свой красный плащ, разостлал его на земле, положил на него тело, бросил туда же голову, связал плащ концами, взвалил его на плечо и опять вошёл в лодку. Выехав на середину реки, он остановил лодку и, подняв над водой свою ношу, крикнул громким голосом: - Да свершится правосудие Божие! И он опустил труп в глубину вод, которые тотчас сомкнулись над ним…»

Есть мнение, что миледи была неплохим человеком, и обвинения против неё просто несерьёзны. Так что мушкетёров самих надо было бы казнить за убийство леди Винтер, так как охранная грамота была предназначена именно ей и на мушкетёров не должна была иметь действия.

Кино, телевидение, театр

  • Леди Винтер (англ.) на сайте Internet Movie Database

Миледи на экране

  • Клод Мерель «Три мушкетера » ()
  • Барбара ла Марр в фильме «Три мушкетёра » ()
  • Лана Тёрнер в фильме «Три мушкётера » ()
  • Габи Сильвиа (фр.) русск. в телефильме «Три мушкетёра» (фр.) русск. ()
  • Милен Демонжо в фильме «Три мушкетёра » ()
  • Антонелла Луальди (итал.) русск. в телефильме «Д’Артаньян» (фр.) русск. ()
  • Фэй Данауэй в фильме «Три мушкетёра: Подвески королевы » () и «Четыре мушкетёра: Месть миледи » ()
  • Маргарита Терехова в телесериале «Д’Артаньян и три мушкетёра » ()
  • Ребекка Де Морней в фильме «Три мушкётера » ()
  • Ариэль Домбаль в телевизионном фильме «Миледи» (фр.) русск. ()
  • Эммануэль Беар в телевизионном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» (фр.) русск. ()
  • Мила Йовович в -фильме Пола Андерсона «Мушкетёры » ()

В театре

  • Магали Ноэль в спектакле «Три мушкетёра» (), поставленном Мишелем Берто (фр.) русск. в Театре Юга («Théâtre du Midi» , Каркасон)
  • Пиа Дувес (англ.) русск. (нидерл. Pia Douwes ) в мюзикле «3 Мушкетёра» (англ.) русск. ()

Мультипликация

  • В мультфильме «Д’Артаньгав и три пса-мушкетёра » () Миледи - женщина-кошка, в то время как положительные герои - собаки. Аналогично - в советском мультфильме про трёх мушкетёров «Пёс в сапогах » (1981).

Отличия в мультфильме от книги

  • Миледи в мультфильме не была казнена, она была оставлена мушкетёрами в глухом лесу на произвол судьбы.

Примечания

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЛИЛИЯ НА ПЛЕЧЕ МИЛЕДИ?

Почему именно лилия? А, может быть, Миледи не так уж виновата — если задуматься, вдруг не она главная злодейка, а на самом деле мушкетеры, четверо мужчин, уничтоживших в неравном противостоянии одну женщину? Недавно мы пересматривали наш советский фильм, и я впервые задумалась над этим вопросом. А после того, как муж сказал, что раньше женщина просто должна была знать свое место — у меня открылись глаза. И даже строчки из монолога героини это подтверждают «Мир гордых женщин окружен бессовестной игрой. За то, что сбросила ярмо В плечо впечатано клеймо».

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ЛИЛИЯ СИМВОЛ

Начну сразу с сути. Почему на клейме именно лилия? Лилия — символ королевского рода Франции. Самый распространенный символ в геральдике после креста, орла и льва. Довольно логично, что таким знаком клеймили преступников — как обозначение королевского правосудия. С другой стороны, лилия — это еще и символ чистоты, невинности, Девы Марии и христианства в целом. Не много ли чести для бродяг, воров и проституток?

Интересно, но факт — цветок называют лилией, но на самом деле вместо нее везде изображается ирис. При чем именно дикий желтый болотный ирис. Если присмотреться, ирис напоминает женские половые органы. Когда Атос в фильме рисует на стене цветок, видно, что он гораздо более вытянутый, чем настоящий. Есть интересная версия, что это намек на фаллопиевы трубы, которые в обязательно порядке должны были перевязывать средневековые проститутки, как средство контрацепции. Гнев Атоса — тогда еще графа де ля Фер — мог быть вызван не тем, что девушка оказалась воровкой, как деликатно преподнес Дюма, а более худшими подозрениями. Но все равно его поступок мало понятен — так любил, а чуть что, убил, даже не разобравшись. Но об этом ниже.

ЛЕДИ ВИНТЕР

О происхождении и жизни Миледи до начала действия романа известно мало. В разговоре с Рошфором она сообщает, что родилась в Армантьере — небольшом городке рядом с Бетюнским монастырем. При этом Дюма рассказывает о том, что она прекрасно знала обычаи и особенности веры английских пуритан — этому ее научил в детстве старый слуга. Откуда у француженки в услужении англичанин? Хотя это не самый спорный момент — в романе Анн и Серж Голон слугой Анжелики был бывший немецкий солдат Гийом Люцен. Также отмечается безупречное английское произношение Миледи. Не говоря уже о ее прозвище. Второе ее имя леди Винтер — также английское, по второму мужу-англичанину. Скорее всего отец Миледи — англичанин, мать — француженка. По контексту книги, Миледи — английская шпионка на службе Ришелье, завербованная незадолго до начала действия романа. Настоящее имя героини, как и ее происхождение толком не ясно. Только ближе к концу Атос перечисляет ее имена. Но опять точности нет — одни исследователи пишут, что настоящее ее имя Анна де Бейль, другие — Шарлотта Баксон. То есть снова происхождение непонятно: если верно первое имя — значит Миледи родом из Франции, если второе — значит она англичанка. В фильме Миледи просит у кардинала в награду за службу наследный титул. Здесь опять несколько вариантов. Либо титула у нее нет, либо она утратила на него право, либо она англичанка, а титул ей нужен во Франции. Последнее скорее всего — так как по второму мужу она получила титул леди Винтер, закрепленный за ее сыном.

АТОС И МИЛЕДИ

Это что же за любовь такая, когда ты абсолютно беспощаден к любимому человеку? Атоса не смутило ни происхождение миледи, ни то, что она не была девственницей, он даже «пошел против воли всей своей семьи». А клеймо пережить не смог. И вообще как это вот так взять и повесить собственную жену посреди охоты, как в какие-то дикие времена?! Об этом противоречии и весь роман Дюма. Кардинал Ришелье в нем — главный злодей, антагонист, а мушкетеры — положительные герои. В действительности все было наоборот. Атос — представитель старой аристократии, судя по всему, из очень древнего и знатного рода. Он как-то упоминает в разговоре с д’Артаньяном, что его мать была статс-дамой королевы Марии Медичи — то есть первой придворной дамой при дворе. Это очень высокая должность. Про себя Атос говорит «знатный как Дандоло и Монморанси». Монморанси — древний дворянский род, принцы крови, состоявшие в родстве с королевской семьей. При «старом порядке» знатные дворяне обладали полномочиями полноправных правителей в своих землях. Они имели право чеканить собственную монету, иметь личное войско и король далеко не всегда имел над ними полную власть. А над их поддаными не имел никакой. Помните поговорку «вассал моего вассала не мой вассал». То есть Атос был в полном праве творить самоуправство на своих землях. Его настоящее имя — граф де ля Фер. Во французском языке слово «фер» — железо. Железный граф. Жестокосердный,бесстрастный, стремящийся управлять своими страстями. Один раз дал слабину, и с тех пор пытается отыграться. Он беспощадный и твердый, как железный клинок, ко всему и всем. Трое его друзей, значительно более низкого происхождения, чем он — единственное исключение в холодной душе Атоса. Кстати, исключение не во всем. В романе «Двадцать лет спустя», Атос, вернувший себе титул, не может представить д’Артаньяна своим гостям под его простым титулом — он называет его «шевалье д’Артаньян», то есть поднимает до уровня, приемлимого для его окружения.

ГЕРОИ РОМАНА «ТРИ МУШКЕТЕРА»

Похоже, герои знаменитого романа не совсем те, кем мы привыкли их воспринимать. Д’Артаньян — не главный герой, а лишь прикрытие для более глубокого содержания. Суть же в 2-х моментах:

1)Противостоянии архетипичного мужского начала (Атос) с более древним архетипичным женским началом (Миледи). Подчинившие женщин с помощью грубой силы, патриархат и шовинизм, периодически оказывались бессильными перед женской сексуальностью. Не умея сдерживать себя и не добившись взаимности, мужчины все что могли — уничтожить объект вожделений. Так поступает и Атос со своей женой.

2) Противостояние дворянской аристократии с кардиналом Ришелье. Ришелье злодей именно поэтому — целью всей его политики была борьба с феодальной вольницей (которой Атос будучи графом пользовался вовсю) и укрепление вертикали власти. Он запретил дуэли, что сразу сократило количество смертей среди молодых дворян. Приказал срыть феодальные замки и на их месте построить открытые дворцы — чтобы дворяне не пытались скрыться за неприступными стенами от королевской воли. Назначил во владения аристократии королевских интендантов — чтобы иметь контроль. Атос и Ришелье — смертельные идейные враги.

Миледи — для Атоса враг дважды. И как женщина, осквернившая его род, и как приспешница кардинала.

При этом остальные мушкетеры враждуют с Ришелье скорее «за компанию». Отец д’Артаньяна наоборот наставлял его проявлять уважение и служить 3-м людям — королю, кардиналу и господину де Тревилю. Потому что он — мелкопоместный дворянин, ему политика Ришелье не наносила такого урона. В фильме после партии в шахматы во дворце кардинала д’Артаньян говорит Ришелье, что еще вчера он мог бы рассмотреть возможность служить у него, но сегодня его друзья среди мушкетеров короля. Ясно же, что их вражда не была изначальной. С Арамисом сложнее — его личность самая таинственная из всех. В книге его слуга Базен говорит, что «Арамис» — это наоборот слово «Симара», имя одного из демонов. У слова «симара» есть и другое вполне невинное значение — это подрясник священника. Учитывая, что Арамис — аббат-растрига, все время мечтающий вернуть сан, неудивительно, что он выбрал такое прозвище. Все три мушкетера носят имена, скрывающие их темное прошлое. С Атосом ясно — беглый опороченный граф. Арамис — человек, вынужденный оставить сан, чтобы научиться фехтовать и отомстить обидчику. Ришелье для Арамиса враг скорее ввиду обстоятельств — он запретил дуэли, а Арамису как раз надо было назначить «свидание» с оскорбившим его дворянином. С Портосом пока не очень ясно. Он только в книге «Двадцать лет спустя» пытается добиться хотя бы баронского титула. Значит едва ли Ришелье был для него настоящим врагом — его реформы Портоса касались мало.

Друзья-мушкетеры выведены положительными героями, хотя их поведение далеко не безупречно. Атос — пьяница и убийца. Портос открыто ухаживает за замужней женщиной ради денег, при этом появляется у нее в доме, представляясь мужу кузеном его жены и тратя его же деньги. Арамис в первой книге особо не провинился, зато потом наверстал по полной. В романе «Двадцать лет спустя» он любовник госпожи де Лонгвиль, активной участницы Фронды — дворянского заговора против короля. В книге «Десять лет спустя» становится иезуитом, предавшим своих друзей. Д’Артаньян меняет женщин, как перчатки. Сначала он любит Констанцию, после ее похищения крутит роман с Миледи и одновременно с ее служанкой Кэтти — пользуется ею, зная, что девушка в него влюблена — чтобы проникнуть в покои ее госпожи. Самой Миледи, чтобы провести с ней ночь, он представляется графом де Вардом, в которого она была влюблена. Чтобы его не разоблачили, он в темноте скрывает свое лицо. А в конце эта великолепная четверка, прихватив с собой четырех слуг, палача и лорда Винтера, собирается, чтобы убить в неравной схватке одну женщину.

КЛЕЙМО НА ПЛЕЧЕ МИЛЕДИ

Как представительницу мелкого дворянского рода, Миледи ожидало всего 2 пути — либо замуж за скромного человека, либо монастырь. Она оказалась во втором. Провела там 2 года и сбежала с молодым монахом, которого совратила. Перед побегом он украл церковное имущество. Беглецов нашли, монаха приговорили к заключению и клеймению. Палачом оказался его брат, который в порыве отчаянья заклеймил и девушку.

Первый факт — правосудия не было, был произвол со стороны палача.

Второй факт — если на момент замужества Миледи было 16 лет, значит, когда она сбежала из монастыря, ей было 14-15 лет. Есть некоторые сомнения в том, кто кого еще совратил.

Третий факт — а какие, собственно, злодеяния совершила Миледи,кроме убийства Констанции? Совращение монаха — с ним много вопросов. Убийство Бэкингема? Так это часть ее работы на кардинала, да и не она его убила, а фанатик Фельтон. Совратила и погубила этого несчастного Фельтона — так он был пуританином, которые и без того едва выносили Бэкингема. Убийство второго мужа, лорда Винтера — вот здесь есть нюансы.

Первое замужество Миледи закончилось кошмаром. Закономерный вопрос — как муж не увидел клейма на плече супруги? Но тут все вполне понятно — раньше считалось нескромным раздеваться полностью. Понятно, что в спальню никто не лез подсматривать, но Атос вполне мог понять смущение жены и не настаивал. Выйдя замуж во второй раз, Миледи, видимо, решила больше не дожидаться реакции супруга и отравила его сразу после того, как забеременела. Сын ей был нужен, чтобы он стал наследником, а она, как его мать, владела титулом на полном праве.

КАЗНЬ МИЛЕДИ

Атос описывает Миледи как «шестнадцатилетнюю девушку, прелестную, как сама любовь. Сквозь свойственную ее возрасту наивность просвечивал кипучий ум, неженский ум, ум поэта. Она не просто нравилась — она опьяняла». В фильме он говорит «Таких изысканных манер во всем Провансе нет». Из других описаний Миледи мы узнаем, что она: прекрасно владеет несколькими языками, знает много нюансов совершенно разных сторон жизни, умеет быстро находить выход в любой ситуации, умеет обращаться с оружием, обладает большой физической силой и «чудесным голосом». Как в настоящей архетипичной женщине, в ней очень много мужских черт. Женская слабость ей чужда — хотя она прекрасно умеет ее разыгрывать и использовать. Ни один мужчина так и не оказался способен совладать с ней, поэтому все, что они могли — уничтожить ее физически. Задумайтесь — пятеро мужчин (включая палача) против одной женщины! А в книге десять — там еще были слуги мушкетеров и свояк Миледи лорд Винтер. И еле-еле они все смогли совладать с ней. Дюма пишет, как Атос велел сменить слуг, охранявших Миледи, только на основании того, что она им что-то сказала.

«Три мушкетера» — роман о мужчинах, главные герои — мужчины. Только через 100 лет авторы станут делать героинями женщин. В книге же женщин всего 3 — Констанция, королева и Миледи — на огромное количество мужчин. В романе про Анжелику маркиз Плесси-Бельер, вспоминая правление Людовика XIII, говорит, что это было время грубых вояк, живших войной и дуэлями. Для женщин — даже очень сильных — места тогда не было.

Многие в детстве зачитывались «Тремя мушкетерами» и другими книгами из этой серии. Некоторые благодаря стараниям Александра Дюма-отца сделали первые шаги в мир истории, хотя он был отнюдь не ученым-историком. В произведениях автора реальность смешана с выдумкой в отношении 1 к 3: многие события преувеличенны или вовсе выдуманы. Однако не стоит считать, что и персонажи романов тоже плод фантазии. Ришелье, Мазарини, королева Анна Австрийская, д’Артаньян и другие – все это реально существовавшие люди. Но что на счет миледи? Злодейка-обольстительница, шпионка и просто коварная женщина. Тот, кто скажет, что она всего лишь выдумка, ведь нельзя быть настолько лукавой и спокойно жить – абсолютно не прав.

У этой дамы был очень даже реальный исторический прототип. Хотя история ее жизни кажется вымышленной, так много в ней интриг, хитрых планов и коварства. А вот количество известных исторических личностей, втянутых в ее сети, сделает честь любому историческому роману: королева Мария-Антуанетта, граф Калиостро, и, конечно же она, Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа, ставшая в итоге прототипом миледи из «Трех мушкетеров».

Жанна появилась на свет в 1756 году. Ее происхождение и бедное, и благородное, и в тоже время достаточно пикантное: женщина была в некотором родстве с королевским домом Валуа. Ее семейство происходило от внебрачной связи Генриха II и госпожи Сен-Реми, ну, вы понимаете.

Связь с королевским домом имелась, а большой пользы не было: семья не отличалась большими финансами. Поэтому с раннего детства мать девочки обучала ее искусству женского обаяния и хитрости. Жанна показывала большие успехи в освоении этих наук. Девица, будучи в том возрасте, когда уже можно и нужно, нашла себе жениха – гвардейского офицера графа Ламотта. Жених любил деньги, авантюры и ни имел ни капли совести, в общем, пара быстро нашла общий язык и сочеталась узами брака.

После свадьбы они перебрались в Париж, согласитесь, там возможностей прокрутить авантюру не просто много, а неприлично много. Не успели молодожены как следует осесть на новом месте, как Жанна уже нашла свою цель: кардинала Страсбургского, богача Луи де Рогана. Понятное дело, выбранная цель принадлежала высшему обществу. Однако Жанне, несмотря на ее сомнительное происхождение и бедность, удалось познакомиться с ним лично и получить над ним полный контроль. Девушка умела так себя преподнести, что перед ее чарами никто не мог устоять. Кардинал покорился юной авантюристке и стал осыпать ее деньгами, а главное ввел в свой круг.

Авантюристы люди такие – им всегда мало. Вот и Жанна, попав в высший свет, решила, что хочет большего. Она активно начала распространять слухи, мол знакома с самой Марией-Антуанеттой. Так что свои аферы она часто покрывала ее именем, заявляя, что она ее самая близкая подруга. Конечно, Мария-Антуанетта утверждала, что никогда в жизни не видела Жанну де Ламотт. Но все мы знаем, что обе женщины обладали не дюжей хитростью и умением соврать себе на пользу, так что, кто прав, а кто нет – сложно сказать. Допустим тот факт, что королева действительно приблизила к себе хитрую интриганку, умевшую заводить самые неожиданные и выгодные связи.

Одним из ее знакомых был Алессандро Калиостро – в свое время известный мистик и авантюрист, называвший себя разными именами. С ним Жанна познакомилась в 1784 году, в доме кардинала, и довольно быстро нашла с таинственным графом общий язык. После чего с удовольствием участвовала в его аферах. Совместными усилиями они неплохо морочили голову кардиналу Страсбургскому постоянными разговорами о философском камне, ясновидении, эликсире жизни и так далее. Но все это цветочки по сравнению с потрясающе интересной историей о роковом ожерелье…

Вернемся на десять лет раньше описываемых событий: на дворе 1773 год и король Людовик XV решает преподнести своей фаворитке подарок. Женщина славилась необыкновенной красотой, а значит и подарок должен быть соответствующим. Тогда король заказал воистину необыкновенное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Думаю, очевидно, что стоимость такого подарка просто баснословная.

Однако преподнести подарок Людовик не успел: в 1774 году он умер, не успев выкупить драгоценности. А его наследник, Людовик XVI, отказался платить за ожерелье, так как оно ему не было нужно. По его мнению, за те деньги он лучше приобретет несколько военных кораблей. Естественно, расстроенные ювелиры остались не удел, и не желая оказаться в прогаре, пытались воздействовать на Марию-Антуанетту. Но королева тоже не пришла в восторг от сверкающего ожерелья, так как сочла его слишком вульгарным. Не найдя покупателя для столь дорого изделия, его отложили в сейф, где сокровище ждало своего хозяина.

И вот про эту давнюю историю и прослышала авантюрная парочка – Жанна де Ламотт и граф Калиостро. Вскоре появился блестящий план. Положение кардинала Луи при дворе тогда пошатнулось. Больше всего на свете он жаждал восстановить былую мощь, заручившись поддержкой королевы. Тут подключилась Жанна: она вовсю убеждала Луи, что сможет помочь любовнику вернуть расположение, так как является хорошей подругой Марии. Калиостро тоже не отставал от своей напарницы и не переставал рисовать будущее блестящее положение кардинала при дворе, если он им доверится. Мошенница практически ежедневно рассказывала любовнику, что постоянно напоминает королеве о ее верном слуге Луи де Рогане. Конечно, не забывала упомянуть, что Мария, мол, очень благосклонно к нему относится. И вот, однажды, Жанна прибыла к Луи с сенсационной новостью – королева ждет его на свидание в версальском парке! Вечером кардинал прибыл к месту встречи и действительно обнаружил там Марию-Антуанетту. После беседы с монаршей особой, Луи получил от нее в подарок розу, которую тот приказал заковать в драгоценную оправу. Окрыленный кардинал не выходил из парка, а летел, на крыльях мечты.

Вскоре раскрылось, что королева-то была ненастоящей. Жанна незадолго до произошедших событий познакомилась с модисткой Николь Леге. Та на удивление была невероятно похожа на королеву. Единственное, что требовалось – это нарядить ее в роскошные наряды и научить держать голову, вуаля, «Мария» готова. За денежное вознаграждение модистка согласилась на аферу, а вот кардинал даже не заметил обмана. Все это было проделано с целью овладения ожерельем. Жанна явилась к ювелирам и объявила, что королева согласна купить драгоценность, но переговоры от ее имени будет вести кардинал Страсбургский. Обманутый Луи, явился к мастерам и от имени королевы приобрел украшение за 1 миллион 600 тысяч ливров. Часть он заплатил наличными, на другую – выдал заемные письма на различные сроки. Когда наступил срок первого платежа, деньги не были уплачены, более того выяснилось, что подпись королевы на условиях покупки ожерелья похожа на поддельную.

Ювелиры, а заодно и полиция, и сам король, вышли сперва на кардинала, но тот указал на Жанну. Как оказалась, она уже готовилась бежать, но не успела. Ее арестовали, Жанна пыталась прикрыться тем, что всего лишь выполняла приказы Калиостро. Но вскоре в Бастилии оказались все: Жанна де Ламотт, Луи де Роган и граф-авантюрист. Все, кроме графа де Ламотта, который успешно скрылся в Лондоне. Кстати, вскоре на ювелирном рынке появились бриллианты неописуемой чистоты.

Однако в Париже времени не теряли, начался процесс века – разбирательство дела об ожерелье королевы. В конце мая 1786 года парижский парламент признал кардинала Луи де Рогана и графа Калиостро не виновными, последнему, правда, приказали в течении двух недель исчезнуть из столицы. А Жанна была осуждена по всей строгости, также, как и ее супруга (заочно) парламент приговорил к телесному наказанию, клеймению и вечному заключению в тюрьме. Рассказывают, что во время клеймения, Жанна дернулась и букву «V», что значило «воровка», пришлось ставить второй раз. После преступницу отправили в тюрьму, но в скором времени она абсолютно таинственным образом исчезла. Еще некоторое время спустя, женщина появилась в Лондоне, где издала сенсационные материалы о положении дел при французском дворе. Эти мемуары, да вообще, вся история с ожерельем здорово подпортила репутацию Марии-Антуанетте.

О дальней судьбе Жанны много не известно. Есть версия, что она совершила самоубийство, выбросившись из окна своей гостиницы в Лондоне, приняв стучавшего в дверь кредитора мужа, за французского агента. Однако, это не единственная версия. В «Русском архиве» — историко-литературном журнале, издававшемся в Москве, есть информация о некой графине де ля Мотт, прибывшей в Россию в 1812 году, перед самым вторжением Наполеона, и принявшей русское подданство как графиня де Гаше. До 1824 года она прожила в Петербурге, где входила в высший свет. В 1824 году до Александра I дошло известие о пребывании де Гаше в столице через камеристку императрицы. Александр пригласил графиню к себе во дворец, а после беседы она была фактически выслана в Крым, где и скончалась в 1826 году в местечке Старый Крым.