“Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство” (Б. Окуджава). Поэзия Юлии Друниной. Бойся нарушить свой долг

Задалась я этим вопросом в прошлом году после того, как приснилось пару снов. В первом сне у меня было искушение и я во сне я уверенно и осознанно его победила. А потом через время приснился другой сон, когда снова было искушение, но в этот раз я ему поддалась, отчетливо – во сне! – понимая, что сознательно грешу.
Проснулась я после этого второго сна с противным чувством и вопросом – что же делать, нужно ли просить прощения за этот грех?

В Библии написано: «От больших волнений бывают плохие сны…» Еккл. 5:3
Еще: «даже и во сне учит меня внутренность моя» Псалом 15:7
И еще: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» Песн.5:2.

К какому выводу пришла – скажу в конце. А пока хочу привести идеи из интернета.

С православного сайта:
Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?»
Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.

Так же и появление образа, даже греховного, во сне - грехом не является.
На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.
Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.
В первую очередь сказанное касается блудных грехов.

Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии. Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.

Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.

Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…» Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне. Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.

А сейчас мы переходим к самому важному.
Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.

В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.
Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне. (конец цитаты)

Размышления евангельского пастора http://pastordmitry.ru/grex-vo-sne-ya-tut-ne-prichem :

Во сне я вижу, что совершаю грех. С одной стороны, как бы я его по настоящему не совершил, с другой стороны, тогда почему это мне приснилось? Очень часто во сне мы видим образы, связанные с нашими переживаниями. Может грех во сне - это проявление моей греховной сущности, моих скрытых и даже неосознанных желаний? В таком случаи, нужно ли мне каяться за свои грехи, которые я совершаю во сне? Несу ли я ответственность за то, что мне сниться?

Я пытался размышлять над этими вопросами. В Библии мы встречаем состояние, которое Соломон Описывает так: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» Песн.5:2. Это говорит о том, что даже если от меня и не зависит то, что мне снится, то я, даже во сне способен совершить нравственный выбор. И это будет проявляться в моем отношении к увиденному во сне. Эту мысль мы не раз встречаем в Библии, когда людям во сне задаются конкретные вопросы, и они отвечают на них абсолютно осознанно. И снова здесь примером является Соломон, который во сне слышит прямой вопрос от Бога, и просит у Него не богатства и славу, а мудрость. См. 3Царст.3:5-10.

Если я во сне вижу, как я совершаю грех, и мне самому это противно, я в ужасе, может быть я просыпаюсь, как после страшного сна, и счастлив, что это произошло не наяву - это одно. Если я получаю удовольствие от своих грехов во сне - это другое. Дело в том, что есть верующие люди, которые не совершая грех наяву, получают удовольствие от своих грехов во сне. Они хотят, чтобы им снились такие сны, они мечтают и провоцируют такие сны.

В таком случае, я считаю, что здесь очень хорошо подходят слова апостола Павла из послания к Галатам: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» Гал.6:7 (конец цитаты)

Советы от друзей были разные. Кто-то сказал, что во сне ты не можешь ничего контролировать, поэтому совершенный во сне грех не может считаться грехом. Но в первом сне – как мне показалось – я контролировала свою реакцию…

Кто-то сказал, что если этот сон, мысли об этом продолжают мучить и на душе неспокойно – то лучше помолиться и поговорить с Богом об этом.

В конечном итоге я так и решила – если меня это мучает, то лучше просить прощения, чем продолжать мучиться и сомневаться по этому поводу…

А что бы вы сказали?

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №426

Как относиться к ночным непроизвольным истечениям во сне?

Владимир 15/09/2002

Как относиться к ночным непроизвольным истечениям во сне? Каковы их причины? Как с этим бороться?

Ответ отца Олега Моленко:

Начать следует с изучения канонических правил по этому к вопросу:

Св. Петра архиеп. Александрийского правило 4:

Те, которым приключилось непроизвольное ночное истечение, также да последуют своей совести, и да испытывают самих себя, находятся ли от этого в сомнении, или нет: подобно как и о пище глаголет Апостол: если ест с сомнением, осуждается. И в этом случае всякий, приступающий к Богу, да имеет благую совесть и благодерзновение, по собственному помышлению.

Послание святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского к Аммуну монаху:

Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу. Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщения да отженем, и мысль простейших да утвердим. Чистым все чисто, у нечистых же и совесть осквернилась и все. Удивляюсь я ухищрению диавола, что он будучи развращенну и пагуба, влагает, по видимому помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет, или искушение. Ибо, как я сказал, чтобы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и в этом, как мнится ему, победить их, для этого возбуждает он такую молву, которая не приноси никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое либо естественное извержение, как например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение уст. Можем сказать и больше этого, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Также по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих: как же могло от чистой силы произойти дело оскверненное: и если мы род Божий есть, по Божественному Писанию Апостольских деяний: то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда ПРОИСХОДИТ КАКОЕ ЛИБО ЕСТЕСТВЕННОЕ НЕВОЛЬНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ: тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше сказано, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее оскверняет человека, но исходящее: то нужно и эту их нелепость (ибо не могу это назвать вопрошением) обличить. Во первых, они и писания по невежеству своему, как неутвержденные, превратно употребляют. Разум же Божественного слова есть следующий: когда некоторые, подобные этим, сомневались о пище, тогда сам Господь, разрешая их неведение, или скорее, обличая заблуждение, сказал: не входящее оскверняет человека, но исходящее (Мф.15,11). Потом прилагает: откуда исходящее: от сердца. Ибо ведает, что там суть злые сокровища скверных помыслов и иных грехов. Сокращеннее же Апостол, этому наученный, говорит, пища нас не поставит пред Богом (1Кор.8,8). Благословно может кто сказать и в настоящем случае: естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может и врачи (да убедятся хотя бы внешними прекословящие) в защиту этого скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, какими являются излишества в волосах на голове, и влажность от головы отделяющаяся и исходящее из чрева также и тот избыток, который в семенных сосудax так Боголюбезнейший старче, КАКОЙ ЗДЕСЬ ГРЕХ ПРЕД БОГОМ, когда сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы эти члены имели такие исходы. Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать: поэтому не будет грех и само употребление, когда орудия Творцом устроены. Таких вопрошением заставим умолкнуть, говоря на это: о каком употреблении говоришь: о законном ли; о том ли, которое Бог позволил, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1,28): о том ли, которое Апостол допустил говоря: честная женитьба, и ложе нескверно (Евр.13,4); или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно. Ибо и в других случаях жизни находим различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно: а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется. Так рассуждать нужно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но если к любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной Апостолом (Евр.13,4).

Аммун, к которому адресовано послание Св. Афанасия, был знаменитым Нитрийским монахом. Поводом к написанию его послужило то, что многие монахи сильно соблазнялись ночными сновидениями и особенно поллюциями – непроизвольным истечением семени. Аммун обратился за разъяснением к Св.Афанасию, который подробно и глубоко развивает мысль, высказанную в 4-м правиле Св. Дионисия Александрийского.

Святейшего Тимофея канонические ответы:

ВОПРОС 12:
Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения, или нет?

ОТВЕТ:
Если подвержен вожделению жены (женщины), то не должен причаститься: если же сатана искушает его, чтобы по этой причине он отчужден был общения Божественных Таин: то должно причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщаться.

Подведем итоги:

Итак, само по себе естественное и непроизвольное истечение семени во время сна, как и сладострастные сновидения не являются грехом, но именуются естественным осквернением. Почему и правило в этих случаях называется "Правилом от осквернения", а не от согрешения. У женщин таким естественным осквернением является месячное кровотечение, при котором должно воздерживаться от причастия (кроме смертных случаев, когда женщин причащают невзирая на месячные) и прикасания к святыням (употреблять св.просфоры и св. воду можно и должно, только из личных своих сосудов).

Тем не менеe надо проверять свою совесть о причине этих истечений, ибо причина может содержать в себе грех. Существуют следующие причины ночных непроизвольных семяизвержений:

  1. Объедение, от страсти чревоугодия – греховно, и должно каяться в чревоугодии.
  2. Упивание вином (и др. видам алкоголя), от той же страсти – греховно, и должно каяться в опивстве (чрезмерном употреблении) вином.
  3. Блудное разжжение в помыслах, допущенное в течение дня до сна – греховно, нужно исповедывать блудные помыслы.
  4. Блудное воззрение на женский пол, картины, разнообразное порно, фильмы, скульптуры, картины и т.п., совокупления других людей или животных – греховно, каяться, за произвольное разжжение через воззрение и за нехранение зрения при нежелании видеть подобные картины.
  5. Блудные мысленные картины, мечты или воспоминания о блудных деяниях – греховно.
  6. Излишний смех, щегольство, желание понравиться женщинам, плотское тщеславие, сальные (т.е блудонаправленные) шутки и анекдоты, рассказы, беседы, матерная брань – греховно.
  7. Гордость, высокоумие и тщеславие – греховно.
  8. Осуждение других, особенно за блудные грехи – греховно.
  9. Изнеженность, роскошь, излишнее телесное упокоение – греховно.
  10. Леность, ничего не делание, праздность, излишний сон – греховно.
  11. Телесная болезнь – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  12. Усталость плоти, переутруждение, отягчение плоти – не греховно. Довлеет правила от осквернения.
  13. Особые обстоятельства, когда страстному человеку попущено быть одоленным блудной страстью (из числа не вменяемых грехов), например: человека помимо его воли закрыли в ограниченном пространстве с красивой женщиной, которая свидетельствует о желании совокупления, или например, когда человеку против его воли и желания подсыпали возбуждающее средство, или магическим искусством навели блудное разжение – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  14. Искушение от дьявола по зависти к преуспеянию в деле спасения – не греховно. Похвально. Но лучше прочитать правило от осквернения.
  15. Искушение от дьявола, когда он пытается смутить самим фактом непроизвольного семяизвержения и загнать в отчаяние и уныние – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  16. Искушение от бесов, когда они пытаются ночными истечениями отвести человека от причащения - не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  17. Для преуспевшего в борьбе с блудной страстью, для связавшего эту страсть или для достигшего безстрастия бывает, для сохранения от превозношения, особое Божье попущение от бесов, которые соделывают пакости во плоти, подобные Апостолу Павлу:
    2 Кор.12:
    7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
    8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
    9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
    - безгрешно, очень похвально, но лучше прочесть правило от осквернения.

Всегда полезно укорить себя в немощи греховной или естественной и смириться пред Богом.

Итак, само по себе непроизвольное семяизвержение безгрешно и бороться с ним нельзя – ибо это естество. Бороться надо с некоторыми греховными причинами (указанными выше) приводящими к нему, посредством покаяния, молитвы, исповеди, причастия, церковных молитв, разумного воздержания и прочих подвигов телесных, смирением, самоукорением, памятью смерти и вечных мук, чтением соответствующих мест Писания и творений святых отцов, частой исповедью, хранением ума, очищением помыслов, терпением скорбей и т.д. и т.п..


Количество записей: 62

Здравствуйте, батюшка. Помогите мне разобраться. У меня такая ситуация. Полгода назад я познакомилась с молодым человеком, его мама недавно приняла постриг. И сам он 10 лет жил на территории храма. Он меня стал водить в храм на службы, и мы вместе даже ходили на исповедь и причастие. И у меня появилось желание чаще ходить в храм, читать молитвы. Такое желание у меня возникало еще лет в 15, сейчас мне 21. В том возрасте я первый раз задумалась о монашеской жизни, и мне хотелось прийти в монастырь и стать монахиней. Сейчас опять появилось такое желание. И еще совсем недавно мне приснился сон, что я пришла в храм работать, не за деньги, а как бы просто помогать храму. И захожу в келью, а матушки мне принесли постельное белье, показали, где моя кровать, и дали мне платок и молитвослов. Как будто я пришла туда насовсем. Может, это знак того, что мне суждено стать монахиней? Но у меня есть молодой человек и он хочет на мне жениться, а я не знаю, как быть, и вроде хочется быть с ним, и хочется прийти в монастырь и остаться там.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Вам следует, прежде чем принимать решение, пожить в монастыре недели две-три. Посоветоваться со здравомыслящими монахинями. Посмотреть на эту жизнь изнутри. Вы должны знать, что монашество - это не романтика, это целая жизнь, имеющая множество уровней, соответствующих силам подвижников, но совершенно отличная от всего того, что Вам известно, и что Вы себе представляете. Прочтите святителя Игнатия Брянчанинова "Приношение современному монашеству". И, не смущайте пока парня.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Я хочу рассказать Вам свой сон. Стою я на большой дороги а во круг бегают, кричат люди, что пришел конец света. Я становлюсь на колени, смотрю в небо и кричу: Господи помилуй, Господи помилуй, а в небе сначала было пыльное облако, затем оно раздвинулось, и я увидела голубое небо, а на нем в облачном образе - Бога. Что бы это значило, вещий ли это сон?

Светлана

Увы, не знаю я, Светлана, что значат Ваши сны… Да и очень сомневаюсь, что они – от Бога. Если бы Вы после такого сна со всех ног рванули бы в храм, в грехах каяться, то да, может быть, это и было бы от Бога. А так – такие сны только голову морочат, да еще и самомнение развивают: «Вот, мол, чего мне приснилось!» Не обращайте внимание! Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Мне очень часто снится моя покойная бабушка, в основном снится голодная и в гневе! Ходила в церковь, на могилку приносила помянуть (конфеты,печенье) поминали дома, но она мне все равно снится! Спать нормально не могу, подскажите, что мне делать?

Александра

Александра, что Вы так сильно переживаете? Снится – ну, и ничего страшного. Это же Ваша бабушка, и Вы с ней прожили долгое время, поэтому и снится. За усопших нужно молится всегда, не временами, а каждый день. В конце молитв утреннего правила есть поминовение усопших, вот и поминайте свою бабушку. На могилу конфеты, печенье и другие продукты приносить не нужно. Продукты для поминовения принято приносить в церковь на канон. И не обращайте внимание на сны. Снам верить нельзя. Что приснилось, - встали и забыли!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, мне постоянно снятся вещие сны, и часто стала снится недавно умершая бабушка. Сны с бабушкой очень странные: мы все время общаемся на старой квартире. Что все это означает?

Анна

Анна, снам с бабушкой верить нельзя, за нее нужно сугубо помолится, подать поминание и отслужить панихиду, если она крещеная, а в Ваших вещих снах покаяться и попросить Бога, чтобы больше они никогда не снились. Это очень серьезное искушение, тончайший обман: у Ваших "вещих" снов не тот источник, они не от Бога. Начнется все с очевидных вещей, а потом, приучив верить снам, бес заведет в такие дебри, из которых и не выберитесь. Это очень опасно. Берегитесь!

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка. На вопросы о снах всегда пишется, не обращать на них внимания, что это все пустое, от лукавого, не толковать их. Сейчас читаю Ветхий Завет, Бытие, и там много очень пишется, что во снах Бог приходил к Лавану Арамеянину и говорил ему; далее Иосифу сны снились, и как он их истолковал, так и произошло, что братья его ему поклонились и т. д. Как же тогда? Объясните, пожалуйста. Спасибо.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Во времена, о которых Вы читаете, Господь готовил человечество к самому важному событию: воплощению Сына Божия и Его Воскресению. Ветхий Завет рассказывает нам об этой подготовительной работе. Современное осторожное отношение к снам продиктовано тем обстоятельством, что недавно обратившиеся к вере люди, или люди малорелигиозные, встречая в снах проекции своих страхов, склонны толковать их как нечто значимое и впадают в уныние. Вместо того, чтобы обратиться с молитвой к Богу, - безвольным страхом вконец ослабляют себя. Святые Отцы дали нам четкий критерий: сон от Бога - такой, что, проснувшись, человек воскликнет: "Господи, какой же я грешный!" - и покаянной молитвой начнет путь освобождения от власти грехов. Необходимости же в таких снах, что описаны в Ветхом Завете, сейчас нет. Труд, который совершался человечеством по подготовке прихода Спасителя, завершен. И узнать все, что необходимо для нашего спасения, мы можем в Евангелии. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Расскажите, пожалуйста, а вот если человек умер, а в жизни его было так: в Бога верил всегда, не богохульствовал и не сомневался. В юности вел не очень правильный образ жизни (пьянки, гулянки), не исповедовался, но знал все свои грехи и мысленно раскаивался в них. Став старше, старался вести более правильный образ жизни, был добрым, кто просил, тому давал, не злопамятствовал, прощал. Но на службах не стоял, в церковь заходил лишь ненадолго, заказать поминовение, свечки поставить, молился мысленно за всех. Женился, родил сына. А потом умер. И вот что меня интересует: прошел ли он все мытарства и в царствии ли небесном он? Во снах он мне часто снится, всегда светлый и улыбается.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Это вопрос не для смертного, надо у ангела спросить. Мы забываем, что Бог не компьютерная программа, Он судит не автоматически, по набору данных. Бог живой, Он Личность. И Бог - Любовь. Нам надо беспокоиться о другом, - пройдем ли мы сами мытарства. Не прилепится ли душа наша к страстям, с которыми не боролась при жизни. Не отвратится ли от добродетелей, к которым не понуждала и не приучилась в жизни временной. А участь других душ оставим на Суд Божий. Раз снится, значит помните. Мы же просим у Господа: "И сотвори ему вечную память". Вот Он и дает нам помнить. Каким Вы помните человека, таким он Вам и представляется. Вообще, на сны внимания не обращайте, а то лукавый поймает Вас на этом внимании, и начнет крутить-вертеть, как ему вздумается. Молитесь об усопшем. Он в этом остро нуждается. Даже святые, полагавшие всю свою жизнь на борьбу со страстями и на упражнения в добродетелях, ужасались своей посмертной участи, видя себя хуже всей твари. А человек, проживший жизнь, по естественным влечениям, - когда хотел, добро творил, когда хотел, свечки ставил, - нуждается в особенно усиленных молитвах за его душу. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу сна. Недавно мне приснился сон, я не видел, кто, но кто-то сказал мне, что через 10 лет я умру, это что правда? Я очень переживаю.

Виктор

Виктор, Церковь говорит, что к снам нужно относиться очень категорично – не верить снам. Дьявол многих прельстил через сны. Наша жизнь полностью находится во власти Божией, и мы должны дорожить своей жизнью. Бог от нас ждет покаяния, ждет, когда мы обратимся к Богу, когда начнем праведную, благочестивую жизнь. Сейчас идет Великий пост, и каждый православный христианин обязан его соблюдать. Так же и Вам говорю: поститесь, исповедуйтесь и причащайтесь, и живите полной церковной жизнью со Христом, и тогда ни какая вражия сила Вам не повредит, и будете всегда спать спокойно и не бояться за свою жизнь. Если мы со Христом, кто может нам противостоять? И смерть не приблизиться к нам без воли Бога.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день. Меня зовут Наталья. Я живу в Киргизии. У меня есть подруга Татьяна, которая болеет раком. Вот уже почти год она самоотверженно борется с этим недугом. Недавно она мне сказала, что эта болезнь случилась сразу после смерти ее отца (папа Виктор умер в январе 2012). Он ей часто снится. И ей кажется, что он ее не отпускает. Папа у нее не был крещенным, и соответственно, его не отпевали в церкви. Татьяна крещенная. Она верит и ходит в церковь. Она очень хороший человек. Очень хочется ей помочь выкарабкаться. Скажите, батюшка, что можно и нужно сделать в ее случае? Что мне еще нужно делать, кроме того, что читать канон за болящего? Пожалуйста, помолитесь за нее. Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Наталья.

Наталья

Наталья, Вашей подруге надо бы посоветовать почаще ходить на исповедь: дело в том, что подобные явления родственников в большинстве случаев являются иллюзией, обманом, и имеют корень в собственной греховности. А Вы постарайтесь чаще подавать за нее записки на Литургию и еще подайте поминание в какой-нибудь монастырь, где круглые сутки читают "неусыпаемую" Псалтирь.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, скажите, надо ли верить в сон, и что делать, если приснился плохой сон?

Милана

Здравствуйте, Милана! Святые отцы Церкви учат нас не придавать какого-то значения снам, потому что, доверяя снам, человек очень легко может попасть в обольщение. Если Вам приснился дурной сон, просто постарайтесь его забыть, а если он не дает Вам покоя, то расскажите о нем на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне пару дней назад приснился сон, будто ко мне в дом ворвались воры и сломали все мои иконы, а наша икона с супругом, которая венчанная, была прибита наверху, и из нее торчали гвозди. А маленькие иконки были целые, но вместо изображения - белое место, а я очень плакала и пытала склеить изображения. Спасибо большое.

Юлия

Юлия, снам категорически верить нельзя. Вообще никак их не принимать, что бы там ни было. Кто доверяет снам, тот добровольно отказывается от своего Богоподобия и вручает себя во власть демонов-мучителей. Встали и забыли. А вот о чем забывать нельзя ни в коем случае, так это со вниманием, покаянием и благоговением помолиться утром прежде всех дел, и вечером перед отходом ко сну. И будет Вам радость.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Скажите, мне постоянно снятся умершие родственники, соседи, друзья. Я хожу в церковь, ставлю им свечи за упокой их душ, молюсь, но они все приходят и приходят. Как мне избавиться от этого? И нужно ли? Меня это беспокоит.

Юлия

Юлия, ничего страшно нет в том, что Вам часто снятся усопшие, не переживайте. Со смертью это никак не связано. Усопшие молиться за себя не могут, и помочь себе ничем не могут, поэтому, когда нам снятся усопшие, мы это расцениваем, как их просьбу за них помолиться. Может, некому кроме Вас вспомнить, помолиться за них. Молиться за усопших - хорошее дело. Если снятся, молитесь за них. Будете молиться, и они перестанут сниться вам. Не переживайте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня к Вам такой вопрос. Я учусь в старших классах и лично занимаюсь с одной учительницей. Я к ней очень привязалась. Но когда я ложусь спать и закрываю глаза, мне представляется, что я вижу ее мертвой в гробу на улице среди цветов. А она в жизни здорова и очень верующая. И слезы во сне текут из моих глаз, я кричу ей: не уходи, а она мертвая. И не раз мне такое видится. Что это значит, а то я уже в реальной жизни от нее теперь шарахаюсь, как от призрака.

светлана

Здравствуйте, Светлана. Это значит, что Вы уже очень увлеклись собственными снами и стали доверять им, а теперь бес лукавый показывает вам картинки, которые смущают вашу душу. Запомните раз и навсегда – снам верить нельзя. Из святоотеческого наследия мы знаем, что всякий раз, как кто-то легкомысленно отступал от этого правила, повреждался или погибал совсем, несмотря даже на всю свою духовную опытность и праведность. А у Вас ее нет, так что берегитесь и не верьте снам. Вместо этого молитесь понемногу, но как можно чаще, не выдумывая ничего, а кратко, теми молитвами, которые выучили из молитвослова. Молитесь обязательно перед сном и вначале дня. Обязательно в ближайшее время исповедуйтесь в том, что легкомысленно доверились снам и подвергли себя бесовскому искушению. Читайте понемногу "Письма Валаамского старца" схиигумена Иоанна (Алексеева), у него есть несколько писем, написанных духовным дочкам как раз Вашего возраста. Эта книга будет для Вас введением в истинную, здоровую и спасительную духовную жизнь. Аминь.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Помогите советом, я в растеряности, проблемы с любимым (Алексей). Мы живем вместе уже год, любим друг друга, но мне часто стали сниться плохие сны, я чувствую что-то негативное. Я часто хожу в церковь, вчера я ходила в церковь, где привезены мощи Николая угодника, я помолилась, поцеловала мощи, пришла домой и мой любимый подошел поцеловать меня и нас сильно ударило током, так, что мы буквально отлетели друг от друга... Я не знаю, что думать. Он не ходит в церковь, а последний раз, когда мы были в церкви на Рождество, он вышел мокрый, его можно было выжимать, он сказал, что плохо себя чувствует. Но он говорит, что он верит в Бога, и крестик есть, но почему-то ему плохо и он не знает, что это. Что нам делать делать?

Елена

Здравствуйте, Елена! Насколько я понял из Вашего вопроса, Ваши отношения с молодым человеком никак не оформлены. Если это так, то получается, вы живете в блуде, а отсюда и проблемы. Вам нужно поскорее хотя бы расписаться в ЗАГСе, а потом, после исповеди и раскаяния в своем грехе, со всей серьезностью подойти к таинству венчания. Надеюсь, трудностей с этим у вас не возникнет, раз вы так любите друг друга. Помоги вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. На 9 неделе беременности мне приснился сон - передо мною стоит мальчик, года 1,5, я у него спрашиваю: "Как ты хочешь, чтобы мы тебя назвали?" - а он мне говорит: "Леша, Алексей!". Я надеялась, у меня будет дочь, сейчас беременность 20 недель, на УЗИ сказали мальчик, вот я и вспомнила этот сон, имя это мне не нравится, но я не знаю, что мне делать! Что значит этот сон, действительно ли мне надо назвать его Алексей?

Евгения

Христианство как-то с недоверием относится к снам, ведь они могут быть и игрой нашего подсознания, и даже следствием влияния темных сил. Если Вам не нравится это имя, назовите по-другому, это Ваше право.

диакон Илия Кокин

Батюшка, благословите. Мне приснилась икона "Моление о чаше". Что это значит?

Владимир

Скорее всего, этот образ просто всплыл из Вашей памяти. Это не нужно воспринимать как какое-то предзнаменование.

диакон Илия Кокин

Я заказала Псалтирь Неусыпаемую о здравии, на себя и мужа, у мощей Матроны Московской, потом узнала, что его хорошо еще и самой читать, купила книгу и читаю, но теперь мне сказали, что прежде чем начать читать Псалтирь, надо получить благословении на чтение, иначе можно сделать себе намного хуже, так как может произойти нападение бесовское, так ли это? И еще хотелось бы узнать про сны, слышала, что в сны верить нельзя, но если снится, как кто-то из святых говорит (не знаю, кто, не видела, чувствовала, что кто-то святой говорит, если не Сам Иисус) вот что: Анастасия, Вера, Надежда, Любовь,проповедуй их. Тогда я задумалась, при чем здесь Анастасия, а потом узнала, сон мне приснился накануне дня Анастасии Узорешительницы, я про нее ничего не знала и не слышала, вот тогда я удивилась сну, но Анастасия, насколько я узнала позже, покровительница заключенных, и какое отношение может иметь ко мне, не поняла, но почитав про нее, что она вообще от разных уз нехороших избавляет, купила ее иконку и молюсь так же и ей, прошу избавить мужа от уз разлучницы и наставить на путь истинный. А до этого, года 3-4 назад, я поехала в деревню, где уже давно никто не живет, прабабушки нет в живых, дом разваливается. И вот, ночью там мне приснился сам Иисус Христос, стоял в проходе из комнаты в кухню, с крестом, а я как будто крест целовала, до сих пор у меня это не выходит из головы. По поводу дома этого очень много переживаний, что он почти развалился весь, а восстановить некому, я же сама этого сделать не могу, нет возможности, а бабушка, когда жива была, говорила, что не станет ее, и дом забросят все, боялась этого и свои дни хотела дожить в своем доме, но когда уже очень болела, ее одна из дочерей забрала к себе на Украину, там бабушки и не стало, там ее и похоронили, дом вообще часто снится мне, маме моей и бабушке, не понимаю, почему, но вот то, что Иисус приснился, в покое меня вообще не оставляет этот сон, чувство какое-то, что это знак был, но что за знак, я упустила, у нас же там в доме и иконы пропали, загадка для всех, куда они делись, есть предположение, что бабушка могла их запрятать перед отъездом, но это лишь предположения. Можете ли Вы что-то сказать, стоит ли придавать значения таким снам, и если стоит, то что могут значить такие сны? Просто я слышала, что существуют божественные сны, но может, я что-то не совсем поняла о божественных снах, так можно ли мои сны отнести к таковым?

Без имени

Псалтирь за себя и мужа Вы можете читать совершенно безбоязненно и в отношении «нападения бесовского» излишне не беспокоиться. А о сновидениях уже неоднократно писалось на нашем сайте – снам верить нельзя. Более того, уверяю Вас, чем более церковным человеком Вы будете становиться, тем реже Вас будут мучить всякие странные сновидения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. На протяжении 3 месяцев три раза приснилось, что мне говорят, что я скоро умру. Причем, одни раз мне это сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин), а второй раз св.Матрона. Как мне относиться к этим снам? Я читала, Святые Отцы писали, что мы не достойны, чтобы нам снились святые, что это сны от лукавого, дабы человека ввести в уныние и отчаяние. Но, с другой стороны, я слышала, что если Господь хочет до нас что-то донести через сон, это говорится прямо, без всяких там толкований и намеков. Стараюсь не думать, но все равно страшновато... Хотелось бы услышать Ваше мнение. Я знаю, как РПЦ относится к снам, если бы мне это говорили обычные люди во сне, я бы Вас этим вопросом не отвлекала.

Надежда

Надежда, дьявол может принимать образ светлого Ангела, тем более, он может принимать образ любого человека и даже святого. Я думаю, Вам не нужно верить этим снам. И, конечно Вы правильно думаете – Церковь к вере во сны относится отрицательно. Когда человек рождается, он уже приговорен к смерти: «смертью умрешь», поэтому к смерти надо относится нормально, к смерти надо готовится по-христиански всю свою жизнь. Конечно, никто не хочет умирать, всем хочется пожить подольше. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.6:3).

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, отче и с праздником Вас! Пишет Вам снова Иван. Хотел бы поблагодарить Вас за оперативные и скорые ответы на мои вопросы, которые очень часто возникают в процессе духовной жизни. Мне постоянно снятся сны о прошлой моей греховной жизни - как я пьянствую или хочу напиться, но снятся в последнее время и иные сны. В ночь на день памяти святителя Василия Великого мне приснился его лик на иконе, а сегодня ночью я видел во сне преподобного Серафима Саровского чудотворца, как он исцелил двух незнакомых мне детей от каких-то болезней и взглянул на меня, не могу передать насколько лик его был благодатным и умиротворенным, но в тоже время не проявляющим каких-то эмоций! Можете ли Вы мне подсказать мне, как мне расценивать такие сны, как относиться к ним? Спаси Вас Господь! С уважением, Иван.

Иван

Иван, я рад, что Вам начали сниться позитивные сны, но думаю все же, что те образы, которые рождаются у нас в бессознательном состоянии, являются отражением наших дневных раздумий и переживаний. И только в одном случае сон можно признать благодатным, то есть "сном от Бога", когда он располагает нас к покаянию. Если Ваши сны имеют такое действие – слава Богу, и да благословит Вас Господь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Извините, пожалуйста, за, может быть, глупый вопрос. Но просто сил уже нет. Мне часто снятся кошмары (можно сказать, с детства), я, конечно, понимаю, что верить в сны нельзя, но они меня просто мучают. Они бывают настолько мощными, будто наяву! И не просто картинка, а душевные муки и боли, которые ощущаю. Я очень стараюсь не обращать на них внимания. Хожу в церковь, на ночь молюсь, пью святую водичку, готовлюсь к исповеди и причастию. А в последнее время мне несколько ночей подряд (и около года назад тоже) снится, будто я в церкви, и там от свечей так жарко, что мне становиться плохо, падаю в обморок, задыхаюсь, обстановка мрачная. Ощущение, будто кто-то мне внушает, что в церкви плохо. Как мне быть? Посоветуйте, пожалуйста.

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни.
Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека.
Прямое назначение сна - отдых, восстановление физических и душевных сил.
Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.
Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается.
Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования.
Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками.
Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.
Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.

Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований?
Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание» .

Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?»
Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.
Так же и появление образа, даже греховного, во сне - грехом не является.
На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.
Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.
В первую очередь сказанное касается блудных грехов.
Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии.
Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.
Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.
Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…»
Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне.
Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.


А сейчас мы переходим к самому важному.
Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.
В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.
Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне .

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.
Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Появление во снах страхований и бесов в их собственном виде, а также в образах змей, нечистых животных и чудовищ, а вслед за ними и зрелищ адских мучений - обычное явление в жизни каждого усердного христианина, не равнодушного к своему спасению. Они не содержат в себе опасности впадения в прелесть, но активизируют духовную жизнь, укрепляют в вере, побуждают к усердной молитве, уверяют в силе крестного знамения. Такие сновидения уже нельзя считать рядовыми снами. Душа при этом переходит в особое состояние – состояние видения. Оно характерно тем, что тело пребывает в состоянии сна, а сознание начинает работать очень ясно. Виденное остается в памяти на долгие годы, часто на всю жизнь, оставляя сильное впечатление, тогда как обычные сны «пустопорожни и беспорядочны», и мы утром не всегда можем их вспомнить.

Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.

Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы. То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий, так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.

Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.

Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.

Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.

Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет» .

По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.

Частым гостем в сновидениях верующего человека, наряду с блудным бесом, является бес богохульный. Он показывает нам в извращенном виде то, что связано с Богом и Церковью. Например, мы видим во сне храмы без крестов или зайдя в храм, попадаем в кинотеатр, на иконах вместо ликов святых видим страшные рожи. В таком сновидении все люди могут свободно заходить в алтарь, хор - петь современные песни, богослужение вместо священника совершать пономарь и т. д. Более того, демон устраивает во сне ситуации, вынуждающие нас отречься от веры. Во сне мы можем даже претерпеть мучения за веру.

К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.

Справедливо мнение, что бес не может подделать изображение Креста, но касается это только Креста правильной формы и пропорций. Искаженные же и перевернутые кресты у него хорошо получаются. Поэтому если в видении мы видим крест, его надо хорошенько рассмотреть. Дав заранее себе такую установку, мы можем надеяться, что различим подделку. Если же мы Крест не рассмотрели, но просто помним, что он был, - это еще не говорит об истинности видения.

Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.

Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их, по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова.
Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.
В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва . Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.

Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

Архим. Георгий Тертышников. «Свт. Феофан Затворник и его учение о спасении». М, 1999 г. стр.218