Как святогор встретился с былинным героем. Легенды и предания

У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас - Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении - это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.

«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»

Святогор-богатырь - один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой - замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.

Множество вариантов

В других былинах указывается иная причина его неподвижности - он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то - Вий), или потому, что побывал на небесах?

Аналогии из былин других народов

По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них - что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый - поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй - открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.

Никакой конкретики

У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой - девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.

Вполне определенные параметры

Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину - 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.

Не совсем былина

«Святогор-богатырь» - былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.

Реальные подтверждения

Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.

Преемственность поколений

Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси - Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни - Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.

Популяризация русских былин

Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного - Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.

Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.

Какова судьба героя

Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми. Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными. Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.

Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму. Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила. Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.

Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.

Что означает символ Святогора

Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние. Это великан, наследник древности, обречен на вечное одиночество. Даже любимая по одним преданиями становится падшей женщиной, пытающейся соблазнить Илью Муромца, по другим – умирает от язв и струпней, поэтому Святогор вынужден ее убить и в первом, и во втором случае. Всю жизнь великан носит тело любимой в хрустальном гробу на спине у коня.

Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто - Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.

От судьбы никуда не уйдешь

Поехал Святогор путем-дорогою широкою, и по пути встретился ему прохожий. Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему, никак не может догнать его: поедет во всю рысь - прохожий идет впереди; ступою едет - прохожий идет впереди. Проговорил богатырь таковы слова:
- Ай же ты прохожий человек, приостановись не со множечко, не могу тебя догнать на добром коне.
Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:
- Что у тебя в сумочке?
- А вот подыми с земли. Сам увидишь.
Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою - не мог и пошевелить; стал подымать обеими руками - только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова:
- Что это у тебя в сумочку накладено? Силы мне не занимать стать, а я и сдвинуть сумочку не могу.
- В сумочке у меня тяга земная.
- Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут, величают как по отчеству?
- Я есть Микулушка Селянинович.
- Ты еще скажи, Микулушка, поведай-ка, как мне узнать судьбу Божию?
- А вот поезжай путем-дорогою прямоезжею до росстани, а от росстани сверни влево и пусти коня во всю прыть лошадиную, и подъедешь к Сиверным горам. У тех у гор, под великим древом, стоит кузница, и ты спроси у кузнеца про свою судьбину.
Поехал Святогор дорогой прямоезжею, от росстани свернул влево, пустил коня во всю прыть лошадиную: стал его добрый конь поскакивать, реки, моря перескакивать, широкие раздолья промеж ног пущать. Ехал Святогор-богатырь три дня и доехал до Сиверных гор, до того до дерева великого и до той кузницы: в кузнице кузнец кует два тонких волоса. Говорит богатырь таковы слова:
- А что ты куешь, кузнец?
Отвечает кузнец:
- Я кую судьбину, кому на ком жениться.
- А мне на ком жениться?
- А твоя невеста в царстве Поморском, в престольном во городе, тридцать лет лежит во гноище.
Стоит богатырь, пораздумался: "Дай-ка я поеду в тое царство Поморское и убью ту невесту".
Приехал он к царству Поморскому, ко тому ко городу престольному, приезжал к до-мишечку убогому, входит в избу; никого нет дома, одна только девка лежит во гноище: тело у нее - точно еловая кора. Вынул Святогор-богатырь кошель денег и положил на стол, взял свой вострый меч и бил ее мечом по белой груди, а затем и уехал из царства Поморского.
Проснулась девка, смотрит: с нее точно еловая кора спала, и стала она красавицей - такой на свете не видано, на белом не слыхано, а на столе лежит денег кошель. На те деньги начала она торговать и наживала бессчетну золотую казну, строила кораблики червленые, наклад ала товары драгоценные и поехала по славну синю морю. Приехала она ко городу великому на Святых горах и стала продавать товары драгоценные.
Слух про ее красоту прошел по всему городу и по всему царству. Пришел и Святогор-богатырь посмотреть на красавицу - полюбилась она ему. Стал ее сватать за себя, и она пошла за него замуж. Как поженился на ней, и легли спать, увидел он рубчик на ее белой груди и спрашивал жену:
- Что у тебя за рубец на белой груди?
Отвечала ему жена:
- В наше царство Поморское приезжал неведомый человек, оставил в нашей избе денег кошель, а я спала крепким сном. Как проснулась - у меня рубец на груди, и точно еловая кора спала с тела, а до той поры-времени я лежала во гноище целых тридцать лет.
Тут Святогор-богатырь дознал, что от судьбины своей никуда не уйдешь.

Гроб для Святогора

Научил Святогор Илью Муромца
Всем своим подвигам богатырским.
Как -то раз они в поле разгуливали,
Увидали они гроб железный в чистом поле.
Что ж такое за чудо-то,
Кому в том гробе лежать суждено?
Повалился Илья во гроб тот Муромец -
Он лежит там, ровно малое дитятко.
Знать, не ему определен тот гроб Господом-Богом.
Повалился в тот гроб Святогор-богатырь -
Как будто по нему тот гроб сделан был.
И хочет выйти оттуда, да не может:
Очутились на гробе три обруча железные,
Да и кровля у гроба задвинулась.
Говорит тогда Святогор-богатырь:
- Верно, здесь мне и смерть написана,
Верно гроб сей из тучи выпал.
Припади-ка к земле, Илья Муромец,
Я дуну духом богатырским,
Ты прими от меня к себе силушки.
Припал тогда к земле он низехонько,
Вобрал сколько мог силушки.
- Мне, - говорит, - более не надобно,
Мне довольно столько силы, сколько есть!
Сказывал тогда Святогор-богатырь:
- Прощай теперь, брат крестовый мой,
Распрощусь с тобой навечно здесь.
А сам ты поезжай на святую Русь,
Воюй теперь со всеми богатырьми -
Тебе в чистом поле смерть не писана...

Этот былинный герой - старейший и сильнейший из всей дружины богатырской. Во всех былинах Святогор - мученик своей собственной силы. Заключена она в нем, что в душной темнице, день ото дня прибывает, а девать ее некуда: нет на свете богатыря под стать Святогору, не с кем силушкой померяться! Тяжести его не выдерживает земля.
Святогор - воплощение неприменимой, бесполезной, слепой силы, образ древнего великана (например, он кладет себе в карман

Наши богатыри разделяются на старших и младших. Старшие богатыри относятся к очень древней эпохе, и потому песен о них дошло до нас немного; немного сохранилось и образов самих богатырей. О некоторых встречаются лишь упоминания в былинах (например, Самсон-богатырь).

Старшие богатыри отличаются от младших: они мало похожи на людей и напоминают скорее полубогов. Они обладают страшной силой, которую можно назвать стихийной (как сила воды, ветра, огня); сила эта тяготит их самих, и они не знают, куда применить её, она, обыкновенно, пропадает даром, без всякой пользы. Сама земля с трудом сдерживает старших богатырей. Они кочуют по матушке-земле.

Главные из наших старших богатырей – Святогор и Вольга. Переходной личностью от старших богатырей к младшим может быть назван богатырь-земледелец, важное лицо в нашем эпосе – Микула Селянинович.

Образ Святогора, богатыря могучего, дюжего, обладающего громадной силой, создан самим русским народом. Этот образ вошел в сокровищницу образов мирового художественного наследия.

О Святогоре сохранилась побывальщина (разложившаяся в прозу былина), повествующая, что он нашел гору, которая в состоянии сдержать его и лежит на ней неподвижно. Здесь увидал его младший богатырь Илья Муромец и вонзил ему в ногу меч. Святогор, подумавший, что за сучок зацепился, увидал Илью и дал ему совет – не сражаться никогда со старшими богатырями, ни с родом Микуловым, который любит матушка сыра-земля.

В другой былине рассказывается, что Святогор и Илья побратались, ездили вместе по полю и приехали в горах ко гробу; гроб этот, оказавшийся великим для Ильи, пришелся как раз по Святогору. Святогор, легши в него, не мог выйти и передал через щелочку часть своей силы названному брату, а сам умер.

Есть ещё былина о Святогоре и «тяге земной». Ехал Святого по полю, чувствовал, как сила у него по жилочкам переливается, и думал, что если он бы нашел тягу земную, то поднял бы всю землю. Навстречу шел ему мужик и нес на плечах «сумочку переметную», он сложил сумочку на землю, — в этой сумочке и оказалась тяга земная. Святогор попробовал поднять её – и не смог.

Былина о тяге земной важна и существенна по содержанию. Святогор, он не связан с землей, и не смог поднять ее тяги, но с ней легко справляется тот, кто знает о земле не понаслышке, крестьянин Микула Селянинович.

Образ Святогора – важнейший, значительный, оказал большое влияние на русскую литературу.

Былины, в том числе и былины про Святогора-богатыря, – это наша история. Для молодого поколения они являются историей в лицах, школой нравственного воспитания и источником художественных наслаждений.

Святогор - богатырь-великан, один из основных персонажей русского былинного эпоса. Упоминается в некоторых произведениях отдельно от новгородского и киевского циклов. Отдаленную взаимосвязь с последним можно уловить во встрече могучего воина с Ильёй Муромцем.

Былины рисуют нам Святогора огромным великаном, способным спрятать в своем кармане даже Илью Муромца с конем. «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего» - так описывают этого богатыря предания. Когда едет он, сотрясается Мать Сыра Земля, выливаются реки из берегов, колышутся кроны деревьев. Живет Святогор на Святых горах, отсюда походит и имя его. На Русь святую не ездит, потому что тяжести его Земля не выносит.

По одной из версий, Святогор - сын самого общеславянского бога Рода, вездесущего и изначального. Сотворен богатырь для того, чтобы охранять границу между Светом и Тьмой. Возможно, поэтому и рост Святогора огромен. Былины о нем неожиданно пространны. Если в сказаниях об иных героях практически всегда богатыри куда-то и зачем-то отправляются, Святогор просто разъезжает по Святым горам. Скорее всего, так он выполняет свой долг дозорного.

Прототип былинного Святогора достоверно неизвестен. И. Н. Жданов считает, что им мог быть библейский Самсон.

СМЕРТЬ ГЕРОЯ

Одно из главных отличий былин о Святогоре - они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.

Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.

Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.

В эпосе других народов есть похожие сюжеты. Мотив подымания сумы имеет параллели с северным сказанием о споре бога Тора с великаном. Кстати, у фильма «Тор», вышедшего в 2011 г., можно обнаружить мифологические корни.

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

Святогор и «тягость земная» . Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает. По другой - узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы. Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.

Святогор и каменный гроб . Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико. Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе. Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.

Святогор и его жена . По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую - а вдруг она не так уж и страшна?

Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла - сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.

Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.