Кельтская культура. Материальная культура и экономика кельтов. Они не были дикарями, но охотились за головами

Кельтские народы

Так кто же такие кельты, о повседневной жизни которых мы намерены здесь рассказать? Для разных людей слово «кельт» имеет очень разное значение.

Для лингвиста кельты – это народ, который говорил (и все еще продолжает говорить) на очень древних индоевропейских языках. От первоначального общекельтского языка произошли две различные группы кельтских наречий; когда произошло это деление, мы не знаем. Одну из этих групп филологи называют Q-кельтской или гойдельской потому, что первоначальное индоевропейское qv сохранилось в ней как q (потом оно стало звучать как k, но писалось c). На принадлежавшем к этой ветви кельтском языке говорили и писали в Ирландии. Позднее этот язык был завезен в Шотландию ирландскими поселенцами из королевства Дал Риада в конце V века н. э. На этом же языке говорили на острове Мэн; кое-какие его остатки еще сохраняются. Некоторые следы q-кельтских языков есть и на континенте, но об их распространении там мы знаем мало.

Вторую группу называют p-кельтской или «бриттской». В ней первоначальное индоевропейское qv превратилось в p; так, в гойдельской группе слово «голова» звучит как «cenn», в бриттской – как «penn». Эта ветвь кельтских языков была распространена на континенте, где относящиеся к ней языки называют галльскими или галло-бриттскими. Именно такой язык поселенцы эпохи железного века завезли с континента в Британию (кельтский язык Британии называют «бриттским»). На этом языке говорили в Британии в период римского господства. Позднее он разделился на корнский (уже вымерший как разговорный язык, хотя сейчас ведется активная борьба за его возрождение), валлийский и бретонский.

Для археологов кельты – это люди, которых можно выделить в определенную группу на основании свойственной им отличительной материальной культуры и которых можно определить как кельтов на основании свидетельств авторов, не принадлежавших к их собственному обществу. Совсем другое значение имеет слово «кельты» для современных кельтских националистов, однако к нашей теме это уже не относится.

В первую очередь мы попытаемся узнать, как же распознать этот народ, который формировался на такой большой территории и существовал столь долго (хотя и на ограниченном пространстве). Поскольку кельты не оставили никаких дохристианских письменных исторических записей или легенд, которые рассказывали бы о самом древнем периоде их истории, мы будем вынуждены использовать данные, полученные путем умозаключений. Самый ранний и, возможно, самый надежный (хотя и очень ограниченный) источник информации – археология. Позднее исторические сочинения греков и римлян, где рассказывается о нравах и обычаях кельтов, в сочетании с тем, что можно извлечь из ранней ирландской литературной традиции, дают нам дополнительные подробности и помогают «оживить» несколько схематичную картину, которую мы нарисовали с помощью археологии.

Хотя места обнаружения некоторых наиболее ранних следов кельтов – те самые, которые дали свое название двум основным фазам кельтской культуры, – сами по себе очень интересны, археологическое открытие кельтов не стало волнующей драмой, и те люди, которые принимали в этом участие, не нашли себе места в истории благодаря своим находкам. Начать с того, что в XIX веке, когда появились первые археологические данные об обществе железного века, понятие «кельты» уже не было чем-то новым. Народы, говорившие на кельтских языках, стали называть «кельтами» уже в XVI-XVII веках благодаря новаторским работам лингвистов – Джорджа Бьюкенена (1506-1582) и Эдварда Ллюда (1660-1709). В XVII и XVIII веках кельты, с их жрецами-друидами, стали популярным предметом для романтических вымыслов, как и другие «первобытные» народы, например англосаксы и ранние германцы. Антиквары – Джон Обри в XVII веке, Уильям Стьюкли в XVIII веке – и многие другие авторы любили фантазировать на кельтскую тему, хотя имели очень мало подлинной информации об этом народе и его языческом прошлом, которое казалось им таким интересным и увлекательным. Однако в каком-то смысле они способствовали популяризации кельтов, и у образованной публики Британских островов и Европы сложилось некое туманное, идеализированное и совершенно романтическое представление о кельтах с их друидами и захватывающими, хотя и совершенно необычными, религиозными обрядами.

Из книги Нации и идеологии. Позиция русского социалиста автора Борцов Андрей Геннадьевич

26. ВОЙНЫ И НАРОДЫ "Римляне обязаны своим величием смешению гражданских добродетелей с военным духом, который проникал в их нравы и учреждения; как только они утратили свои добродетели и перестали считать военную службу за честь и долг, а предоставили ее нести готам и

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Из книги Османская Турция. Быт, религия, культура автора Льюис Рафаэла

Глава 1 ОСМАНСКАЯ ТУРЦИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И НАРОДЫ В VI веке тюрки помчались на конях со своей родины, расположенной к западу от Великой Китайской стены, на завоевания, которые позволили их потомкам владеть одной из величайших в истории империй. Первоначально тюрки

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Археология и германские народы Археология является богатым и постоянно растущим вместилищем информации о ранних германцах. Для многих регионов варварской Европы это еще и единственный источник. Сто лет назад мы могли бы сказать, что весь вклад археологии в изучение

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Кельтские монеты Другим средством выражения художественного и мифологического сознания языческого кельтского мира были кельтские монеты. Эти монеты – захватывающий предмет для исследования. Они рассказывают о политической и экономической жизни, помогают проследить

Из книги Абиссинцы [Потомки царя Соломона (litres)] автора Бакстон Дэвид

Кельтские зеркала Великолепные бронзовые зеркала, которые изготовлялись в Британии с конца I века до н. э., также несли на себе некоторые из наиболее изящных и сложных образцов кельтского искусства (рис. 74). Зеркала были символами статуса, они говорили о социальном

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Глава 1 ЭФИОПИЯ: СТРАНА И НАРОДЫ Крыша Африки Огромное плато Африканского Рога – несомненно, наиболее протяженный горный регион на всем континенте – ныне полностью вписывается в границы Эфиопской империи. Это нагорье дало Эфиопии ее особенный характер и

Из книги Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения автора Робинсон Рассел

Народы и языки Люди, говорящие на языках майя, обитают очень компактно, однако следует отметить, что к семье майя относится целый ряд языков близкородственных, но имеющих существенные отличия.Человек, говорящий на одном из языков этой семьи, не сможет понять человека,

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Африканские народы под арабским влиянием После завоевания арабами Северной Африки их культура начала постепенно распространяться вдоль побережья. Благодаря купцам, торговавшим во многих портах Красного моря, многие африканские народы обратились в ислам. Арабы

Из книги Моя маленькая Британия автора Батлер Ольга Владимировна

Где жили народы Одной из крупных северокавказских этнических общностей являлись адыги, известные в письменных источниках под общим названием черкесов. По сведениям турецкого путешественника Эвлия Челеби (XVII в.), «страна Черкестан простирается от склонов Анапских и

Из книги автора

Негодные народы Кем была эта строгая женщина и как сформировались ее необычные, мягко говоря, взгляды? Миссис Мортимер родилась в 1802 году в банкирской семье, в 39 лет вышла замуж - но так неудачно, что в течение всех девяти лег брака, до самой смерти супруга, проводила

Арендный блок

Начиная с V в до н.э., название «кельты» быстро распространялось по тогдашней Европе. Но то, что было до Vв., долго оставалось загадкой. С конца XVIIIв. под влиянием романтизма возрастает интерес к прошлому кельтской культуры, проявлявшийся уже ранее в Западной Европе и на Британских островах, где жило много потомков этого народа. Этот интерес превратил кельтскую культуру в настоящую кельтоманию, в результате чего, часто без какого-либо критического подхода, собирались подлинные и мнимые свидетельства о славном прошлом кельтов. Еще с XVII в. существовало мнение, что кельты на западном побережье Франции и Англии были строителями мегалитических сооружений, возведенных из крупных каменных глыб, как менгиров (высоких стоячих монолитов) и дольменов (похоронных камер из крупных камней), так и длинных каменных аллей или кругообразных сооружений (Stonehenge), которые считаются астрономическими обсерваториями и местами культа. Романтики считали кельтов древнейшим народом, отождествляли их с потомками библейских персонажей и часто на основе произвольных этимологических сравнений приходили к выводу, что кельты были расселены почти по всей Европе. Представления о высоком уровне развитии кельтской культуры подкреплялись также литературными фальсификатами. Самыми известными из них являются эпические произведения шотландского поэта Д. Макферсона, относящиеся к 1760-1763 гг., которые автор выдавал за перевод с кельтского творений Оссиана, кельтского барда, жившего в III веке. Отголоски пустого этимологизирования удержались очень долго, по существу до нашего времени, и в течение всего этого процесса самые разнообразные археологические находки без разбора приписывались кельтам. Еще в конце прошлого века наблюдались панкельтские тенденции как противовес воинствующему германизму или английскому империализму и до того же времени считались подлинными бретонские народные песни, повествующие о сопротивлении друидов христианству или о борьбе с франками; в действительности же это были произведения Эрсарта де ла Виллемарке, изданные в 1839 г. Это лишь один из известных нам фактов фальсификации, на самом же деле сегодняшняя история кельтской культуры сильно искажена, поскольку единственным способом копирования книг была перепись, где никак нельзя исключать «авторских поправок» и самобытных мнений. Придворная перепись контролировалась, а вот весь остальной поток информации представляет собой хоть и сомнительную, но никак не проверяемую информацию.

Кельтская культура на западе

На западе, следовательно, кельтские традиции были очень сильны и поддерживались самыми разнообразными источниками и памятниками: сообщения древних писателей, рассказывающих о жизни кельтов и кельтской культуре и их воинственности; литературные памятники галльско-римской эпохи, в особенности надписи на надгробных камнях и подобных сооружениях; этимологическая связь в названиях рек, местностей и возвышенностей; кельтские монеты, находки которых быстро множились; предметы кельтского искусства и материальные памятники в природе; и, наконец, случайные антропологические исследования. Всё это понемногу приоткрывает историю кельтов, правивших Европой многие века подряд и давшей ростки в современную культуру.К тому же кельты были весьма колоритным народом. Их обычаи носить яркую клетчатую одежду, раскрашивать тело, лицо и даже волосы яркими красками, вступать в сражения обнажёнными и коллекционировать головы убитых врагов производили неизгладимое впечатление на образованных и воспитанных в иных традициях греков и римлян. Довольно странно, почему такое широкое распространение кельтской культуры не сопровождалось у них образованием развитой государственности. Кельты никогда не стремились создать мощное военное государство. Их военные походы с большой натяжкой можно назвать завоеваниями, поскольку, занимая новые территории, кельты не стремились подчинить себе местное население, а отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование и, главное, никогда не имели никакого подобия государственного и политического центра. Свою самобытность к началу Средневековья кельты сохранили лишь на Британских островах. Здесь обитало две группы кельтских племён - бритты в собственно Британии, и гэлы в Ирландии, а позднее и в Шотландии. Бритты подверглись определённому воздействию римской культуры, но всё же сохранили язык и многие обычаи. Гэлы остались вне границ Римской империи, и тревожили её набегами. Пришедшие на острова в V - VI веках германские племена англов, саксов и ютов, частично истребили, а частично вытеснили бриттов. В распоряжении последних остались Уэльс, полуостров Корнуолл, на юге-западе Англии, и несколько островов. Кроме того, довольно большая группа бриттов переселилась на другую сторону Ла-Манша, в пределы бывшей римской провинции Арморика, которая с этого периода получила название Бретань. Что же до гэлов, то они меньше пострадали в результате германского вторжения, и даже наоборот сами активно наступали. Гэльское племя скоттов переселилось из Ирландии и Шотландию, где и заняло господствующее положение, оттеснив аборигенное племя пиктов. Само название Шотландия (англ. Scottland) происходит именно от скоттов. Таким образом, к концу Средневековья кельтское население сохранилось в основном в Уэльсе (валлийцы), Корнуолле (корны), Ирландии и Бретани (бретонцы). Что до Шотландии, то там причудливо перемешались друг с другом бритты, гэлы, саксы и викинги. Кельтская культура, традиции и язык сохранили лишь шотландские горцы (highlanders), в остальной части Шотландии повсеместно бытуют английский язык (в форме особого диалекта) и сходные с английскими обычаи. Мода на клетчатую ткань, мужские юбки - кильты (cilt), и игру на волынке распространилась позднее, под влиянием горцев, наиболее упорно отстаивавших свою независимость от англичан. Современные потомки древних кельтов населяют лишь небольшую территорию на Британских островах (в Ирландии и Уэльсе) и полуостров Бретань, находящийся на северо-западе Франции. Ирландцы, шотландцы, валлийцы говорят в основном по-английски (а бретонцы – по-французски).

Неизвестно откуда пришли эти племена, которые называли себя кельтами, каким образом зародилась кельтская культура однако точно известно, что в конце 2 тыс. до н.э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго- восток Германии, а позднее стали осваивать Британию, Ирландию и Иберийский полуостров. Племена эти были неоднородны, поэтому обычно говорят не об одной культуре, а о культурной общности, объединяющей большое количество самостоятельных, но весьма сходных культур. Кельтские племена занимали обширные области в Центральной и Западной Европе.

В первой половине последнего тысячелетия до н.э. из массы безымянных первобытных народов на территории севернее от Альп, первыми выделились кельтские племена, история которых была отмечена кровавыми битвами и опустошительными набегами на богатейшие центры того времени, в частности греческий и римский мир. А между тем на северо-западе от Альп рождалась общность этого народа, который первым из варваров, стал классическим представителем «варварского» мира. Народ этот сблизил Среднюю Европу с южной средой и благодаря своим творческим способностям завершил развитие первобытной цивилизации на территории севернее от Альп.

К этому времени, т. е. примерно к концу VI-V вв. до н.э. в кельтской среде икельтской культуре уже произошли важные экономические и общественные перемены. Общественное расслоение, вызванное в первую очередь местными условиями и предпосылками. Возникли многочисленные центры власти местной племенной знати, о которых цивилизованный мир узнавал тогда, когда для него было экономически выгодно поставлять им свои изделия, помогая таким образом повышать жизненный уровень. И вдруг хорошо вооруженные группы кельтов дерзко и отважно напали на важнейшие центры образованного юга, вторглись в Северную Италию, заняли даже Рим и проникли далеко к самой Сицилии; в то же время другая волна направилась в Карпатскую котловину, на Балканы и даже в Малую Азию. Южный мир был ошеломлен их упорством в бою, их отвагой, мужеством и жадностью. Только теперь он оказался лицом к лицу с неприятным фактом, что за Альпами вырос многочисленный народ, который в течение следующей половины тысячелетия европейской истории стал важным военным и политическим фактором.

Поэтому уже в IV в. кельты считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Кроме того, они не всегда поддерживали враждебные отношения с соседями. Были и отдельные поселения, которые постепенно смешались с другими этническими группами - скифами, например, проживающими на территории современной России. И все-таки, этот народ не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования, державы, которая объединила бы различные племена в единое организованное и устойчивое целое. Народ этот был раздроблен на множество более или менее крупных племенных образований, говоривших на разных, хотя и родственных диалектах, большинство которых исчезло в более позднее время.

Общие сведения

Кельты жили по законам родоплеменного общества. Их культура была очень богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста и, как правило, сохранились в нескольких вариантах, как, впрочем, и сами кельтские имена и названия. Археологические раскопки, проведённые в последнее время, помогли пополнить знание об образе жизни и традициях народа. Так же как и большинство древних народов кельты верили в загробную жизнь, и при захоронении оставляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, вплоть до телег и повозок с лошадьми.

Центральную роль в мифологии занимала вера в переселение душ, что уменьшало страх перед смертью, и во время войн поддерживало храбрость и самоотверженность.

В наиболее тяжёлых жизненных ситуациях, таких как война, болезни или другие опасности, приносились также человеческие жертвоприношения.

Кельтская мифология оказала огромное влияние на мировую литературу. Многие писатели, такие как Шекспир, Вудсворт, Толкин, Теннисон и другие, вдохновлялись интереснейшими легендами о Кухулине, о короле Артуре, о любви Тристана и Изольды, о племенах богини Дану.

Пантеон

Попытка реконструкции пантеона богов для всего кельтского мира является спорной. Сведения о кельтских божествах редко сопоставимы хронологически и географически. Данные о пантеоне континентальных кельтов (как и кельтов доримской Британии) настолько отрывочны, что не дают возможности установить его структуру. Из текста римского поэта I в. Лукана и средневековых схолий(толкований) на его сочинения известно о Езусе (способ принесения жертв этому богу - повешение на дереве), о Таранисе - боге грома (жертвы, приносимые ему, сжигались) и Тевтате (жертвы ему топились в воде или в бочке). Все эти божества присутствуют среди галло-римских изображений и посвящений, а характер приносимых им жертв допускает сопоставление с мотивом тройственной смерти, общим для мифологии индоевропейских народов. Известны многие этнонимические имена кельтских богов: Аллоброкс - бог племени аллоброгов, Арамо - арамиков, богиня Воконтия -воконтиев и др. В процессе романизации многие римские боги получили местные эпитеты, но о каком-либо отождествлении местных и римских богов говорить невозможно: существовала лишь соотнесенность (не всегда устойчивая - местные имена нередко связывались с несколькими римскими божествами) определенных внешних аспектов кельтских и римских богов. Множество имен континентальных божеств известно из уникальных и не подкрепленных иконографией памятников. Исключение составляют галльские Эпона, Цернунн, Суцелл, Нантосвельта, Розмерта и некоторые другие.

В Британии засвидетельствовано около 40 имен местных божеств, но о половине из них ничего не известно, кроме имени. Ряд божеств кельтов Британии имеет явные соответствия в ирландской и валийской мифологии: Ноденс - ирландский Нуаду, Бригантия - Бригита, божество Мапонус («юный») сопоставимо с ирландским божественным персонажем Мак Ок, сыном Дагда. Этот бог ассоциировался с Аполлоном, так же как и галльский Беленос. Место, сходное с Беленосом, занимал, очевидно,галльский Граннос, сопоставимый с ирландским женским божеством Греине (от ирл. grian - «Солнце»). Часть божеств представлена только иконографическим материалом (например изображения трехликого или трехголового божества, божества со змеей, группы из трехбогинь-матерей), имена богов остаются неизвестными.

Больше известно о пантеоне кельтов Ирландии, сведения о котором сохранились в памятниках литературной традиции (в частности, во «Второй битве при Мойтуре» - о племенах богини Дану и пире Гоибниу, центральным эпизодом которого является приготовление этим богом магического напитка для подкрепления богов, сражающихся с фоморами, «нижними демонами»). В их весьма общирном пантеоне наиболее важные божества принадлежат к Племенам богини Дану, некоторым из них имеются соответствия среди т. н. потомков Дон валийской традиции, известной главным образом из «Четырех ветвей Мабиногион» - повествований, оформившихся в кон.11 в. и впитавших многие темы и отдельные элементы древней мифологии. Так, валийский Ллеу, сын Арианрод, сходен с ирландским (и галльским) Лугом, персонажу ирландского божественного кузнеца Гоибниусоответствует валийский Гофаннон, ирландскому Мананнану сыну Лера - валийский Манавидан сын Ллира (стоявший, как и Мананнан, несколько в стороне от «потомков Дон») и т. д.

Среди письменных источников важную роль играет сообщение Юлия Цезаря («Записки о галльской войне» , VI.16-18), дающего сравнительно полный перечень древнекельтских богов по их функциям. Однако он не называет их галльские имена, а полностью отождествляет с представителями римского пантеона. «Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет наибольшее количество изображений, галлы считают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и путей и полагают, что он имеет наибольшую силу в том, что касается приобретения состояния и торговли. После него (почитают) Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву. В отношении этих божеств галлы имеют почти такие же представления, как другие народы: Аполлон отгоняет болезни, Минерва учит основам искусства и мастерства, Юпитер управляет небесами, Марс заведует военным делом».

Здесь же Цезарь упоминает «Диспатера», от которого, по словам друидов, произошли галлы. К данной классификации надо относиться серьёзно, помня, что кельтская и итало-греческая мифологии глубоко родственны. После завоевания Галлии и ее романизации, развернулся процесс слияния обоих пантеонов, причем он носил осмысленный характер. Галлы выбирали для своих богов римские имена по принципу соответствия иконографии и функций (так же, как века спустя язычники по всей Европе отождествляли мифологических персонажей с христианскими святыми). К чести Цезаря, он сумел из множества кельтских образов выделить почти все основные мифологические типы, которые под обозначенными им римскими именами позднее почитались галло-римлянами. Кое-что, он, разумеется, упустил. К тому же прямое отождествление выхолащивает интересные особенности кельтской мифологии.

Итак, говоря о древнекельтских (галльских и, в меньшей степени, бриттских) божествах, обычно называют следующие имена: Таранис, Цернунн, Езус, Тевтат, Луг,Беленус, Огмиос, Бригантия.

У них были прогрессивные взгляды на пол и сексуальность

Сложно назвать кельтов прогрессивными с точки зрения их взглядов на рабство, но абсолютно возможно считать их таковыми в том, что касается женщин и сексуальности. Даже в относительно прогрессивном племенном обществе все еще царил патриархат. Но это не означает, что женщины не имели права голоса, не могли быть во власти или даже стать воинами или сановниками. На самом деле, совсем наоборот. В частности, до римского завоевания кельтские женщины могли править племенами, как это было в случае с царицей Боудиккой.

Видимо, Боудикка представляет собой фигуру, далекую от нормы, но, тем не менее, она была одной из немногих кельтских женщин, имевших власть и возглавлявших свой народ, до своей смерти около 60 г. н.э. Она была царицей своего племени и вела своих воинов против Римского империи.

Говоря о вопросах пола и сексуальности, один элемент кельтской культуры, который стал широко известным, это мнение о том, что не только женщины могли занимать властные позиции, но что кельтские мужчины часто отдавали предпочтение «компании» других мужчин. Это было обычным делом для мужчин - искать сексуального общения со своими соратниками мужского пола. Также и женщины в кельтской культуре практиковали свободную любовь, согласно историческим записям своих современников.

Они не были дикарями, но охотились за головами

Кельты были далеки от варварства, хотя история часто изображала их таковыми. Они были продвинутым обществом, очень заботились и гордились своим внешним видом и были достаточно мудры, чтобы понимать, что это настоящее оскорбление для ценителей вина – разбавлять его водой, как это делали простаки в Греции и Римской империи. Но это не означает, что они не участвовали, по крайней мере, в нескольких видах деятельности, которые могут быть определены как варварские и дикарские.


Главная среди этих практик – помимо ритуальных человеческих жертвоприношений – охота за головами. Как и ритуальные жертвоприношения, охота за головами у кельтов была обусловлена религией, по большей части. Кельты считали, что в голове воина заключена его душа, поэтому, взяв его голову, вы овладеваете его душой. По крайней мере, это одна из популярных теорий относительно того, почему они охотились за головами, хотя точная причина не известна, и, вероятно, она варьировалась от племени к племени и от воина к воину, так как данная практика продолжалась даже после того, как большинство кельтских племен были обращены в христианство.

Число три имело огромное значение для кельтов

Значительная часть их системы верований основывалась на концепции «тройственности». В частности, все в этом мире для кельтов представало в виде «троек», так сказать. Например, три царства (небо, земля и море), а также три вида богов (личные, племенные и духи).


У кельтов однако было не три бога, их было много. Речь о трех типах богов: тех, которые ведут вас, когда вы в один, тех, которые с вами, когда вы находитесь в группах, а также тех, которые защищают ваш дом. Проще говоря, тройственность - это три вещи, которые идут вместе, сформировывая единое целое. Это важная часть космологии и астрологии - неотъемлемой части язычества друидов.

По большей части кельты были политеистами

В конце концов, некоторые кельтские племена приняли христианство в качестве духовного пути. Но в основной своей массе они практиковали многобожие - поклонение многим богам. Нет ничего необычного в том, что они поклонялись многочисленным божествам, если принимать во внимание, что то же самое относится и к их современникам, таким как греки и римляне. А главными представителями кельтского язычества, или кельтского политеизма, были друиды.


Как это ни странно, но большая часть того, что современный человек знает о друидах и друидизме, исходит от Юлия Цезаря. Очевидно, что часть знания о друидах, вероятно, следует принимать с долей скептицизма, принимая во внимание то, что Цезарь и его империя часто находились в состоянии войны с кельтами. Тем не менее, Цезарь передал потомкам, что друиды были учителями и священниками, а также поведал о решениях и наказаниях в результате преступлений и ссор внутри этих племен.

Звезды играли значительную роль в религии кельтов и друидизме. Кельты также практиковали ритуальные жертвоприношения, чтобы умилостивить своих богов (со сжиганием Плетеного человека - с жертвами внутри него), и верили в переселение душ.

Кельты были не совсем кельтами

Это кажется странным. Но это намного проще, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что группа, которую считают кельтами, на самом деле не кельты, по крайней мере, не в том смысле, в каком древние римляне были римлянами или древние греки - греками. Это потому, что кельты были не одной группой; они состояли из многих племен, в том числе из гаэлов, бриттов, галлов и галатов, кроме прочих. «Кельтский» на самом деле означает язык и несколько похожих диалектов, которые эти разные племена использовали.


Объединение всех этих племен под одним названием - что, опять же, было сделано современниками, такими как греки и римляне, так как кельты сами не вели записей - вероятно, вводит в заблуждение. Некоторые историки предполагают, что эти языки были достаточно разными, а группы так рассеяны (до Турции на востоке и до Атлантического океана на западе), что очень маловероятно, что большинство племен были чем-то объединены. На самом деле считается, что частично причина их конечного поражения римлянами заключалась в отсутствии единения. По сути дела, называть галла кельтом будет сродни названию немца европейцем. Технически правильно, но в высшей степени обобщено.


Происхождение названия

Появление слова «кельтский» в английском языке произошло в XVII веке. Живущий в Оксфорде уэльский лингвист Эдвард Ллуйд обратил внимание на сходства, присущие языкам, на которых говорят в Ирландии , Шотландии , Уэльсе , Корнуолле и Бретани . Он назвал эти языки «кельтскими» - и название прижилось. Слово «кельтский» также используется для описания «завитушного» стиля разнообразных украшений, продающихся в сувенирных лавках Ирландии. Однако, нет никаких доказательств того, что такой дизайн был придуман этнически однородной группой людей.

История

Междоусобные войны, ослаблявшие кельтов, способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть кельтов в I веке до н. э. за Рейн . Юлий Цезарь в 58 до н. э. - 51 до н. э. овладел всей Галлией . При Августе римлянами были завоёваны области по верхнему Дунаю , северная Испания , Галатия , а при Клавдии (середина I века н. э.) - значительная часть Британии . Кельты, пожелавшие остаться на территории Римской империи, подверглись сильной романизации.

Контакты с античными цивилизациями

Кельты были одним из самых воинственных народов в Европе. Для устрашения противника перед битвой кельты издавали оглушительные вопли и трубили в боевые трубы - карниксы , раструбы которых были сделаны в виде голов животных.

Римское название галлы использовалось в большей мере в отношении племён, обитавших севернее Массалии, близ Океана и у Геркинской горы. Галлы (от лат. Gallus - «петух») - название, данное римлянами группе кельтских племен, большей частью обитавшим на территории современной Франции. Данная этимология обусловлена тем, что боевые шлемы древних галлов украшали петушиные перья, так как первое знакомство римлян с галлами происходило первоначально, в основном, на полях сражений.

Восточные кельты, расселенные по долине Дуная, проникли далеко на восток в 281 до н. э. во Фракию на севере Греции, греки называли их галатами .

Расселяясь, кельты смешивались с местными племенами: иберами , иллирийцами , фракийцами , но некоторым из них длительное время удавалось сохранять «чистоту» расы (лингоны, бойи), что стало одной из причин их малочисленности. Так, например, в 58 году н. э. насчитывалось 263 000 гельветов и лишь 32 000 бойев [тут аргументация спорная, ибо с бойями после смерти Юлия Цезаря беспощадно расправился дакийский царь Буребиста ]. Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во II веке до н. э. с севера Италии (из так называемой Цизальпинской Галлии), кельты обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев , от которых территория получила название Boiohaemum - родина бойев - Богемия).

По мнению специалиста по ДНК-генеалогии Б. Сайкса , кельты Британских островов генетически связаны не с кельтами материковой Европы, а с более древними пришельцами из Иберии , принесшими в Британию земледелие в эпоху раннего неолита .

Наиболее многочисленными племенами кельтов были гельветы , белги , арверны

Следует также отметить, что кельтское происхождение арвернов по сей день под вопросом, а большая часть племенного союза белгов имела германские корни. Битуриги и вольки также не были исконно кельтскими племенами.

Поверия кельтов

Ирландское право

Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейших времён, было в начале XVII века отменено английским правительством и обречено на забвение, как всё, что могло напомнить ирландцам об их прежнем национальном существовании. Но в 1852 году английское правительство поручило ирландским учёным отыскать и издать памятники древнеирландского права.

Полагают, что правовые нормы, содержащиеся в Великой книге древнего закона , сложились под влиянием брегонов , приблизительно в I-м столетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника и предметом позднейшей глоссы, составлены в эпоху введения в Ирландии христианства , то есть в первой половине V столетия, затем несколько веков были сохраняемы устным преданием, а в VIII веке были записаны. Древнейшая дошедшая до нас рукопись относится к XIV веку. Для изучения исходных основ и эволюции первобытного индоевропейского права нет другого источника - за исключением разве законов Ману , - который превосходил бы своей важностью старинные ирландские законы. Сенхус-Мор состоит из 5 книг, из которых первые две трактуют о судопроизводстве , последние три - о воспитании детей, о различных формах аренды и об отношениях разных лиц между собой, а также к церкви.

Материалом для книги Аицилля, другого источника информации о кельтском праве, послужили два произведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку (около 250 г. н. э.), а другое - Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее; рукописи её не старше XV века, но самая книга составлена гораздо раньше, а описываемые в ней учреждения относятся к отдалённейшей древности.

Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другие памятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты - исповедь Святого Патрика, Collatio canonum hibernica и др.

Все эти памятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлением которого был клан . Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них, устанавливалась путём аренды земли зависимость, аналогичная вассальным отношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, могла быть и свободной, то есть не устанавливать зависимых отношений между съёмщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота (так называемый шетел, cheptel, от кельтс. chatal или chetal - скот).

Собственник по имени был в действительности только управляющим общего родового имения, обременённого повинностями в пользу семьи. Брак заключался посредством покупки жён и до введения христианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочь шёл в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (закон предусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесённым ими для составления общего имущественного фонда, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Наряду с этими случаями Сенхус-Мор предусматривает ещё 7 форм брачных отношений, напоминающие собой неправильные брачные соединения, о которых говорится в законах Ману. При разлучении супругов каждый берёт свой вклад целиком, благоприобретённые же имущества распределяются между ними на основании особых правил, предусматривающих мельчайшие детали.

Существовала весьма сложная система родственных отношений, применявшаяся не только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладке денежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию. Вознаграждение за убийство свободного человека (цена крови, eric) определялось в 7 рабынь (рабыня - обычная единица ценности у кельтов) или 21 дойную корову . Кроме того, существовала ещё цена чести (enechlann), размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание . Случайное убийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за поранения и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество (скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным племенам и арест имущества последнего был неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племени ответчика. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему право обратного требования. Если путём ареста имущества нельзя было побудить ответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, условия которого установлены были обычаем и который во всяком случае происходил при свидетелях.

Суд принадлежал главе клана или народному собранию, но вообще имел характер третейский. При постановлении решения он руководился мнением брегонов (собственно brithem, затем brehon - судья), которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе (filé - ясновидящий, пророк) - разряду жрецов, непосредственно следовавших за друидами; в Средние века они сделались наследственной корпорацией. Брегоны - это вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путём устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецов сообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филе приписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести на непокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял так называемый олав (ollaw), соответствующий по своему положению верховному друиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов не лишились мистического оттенка: на суде совершались разные магические действия Орегона, которые должны были вызвать сверхъестественные откровения. Затем доказательствами служили судебный поединок, присяга , ордалии, поддержка соприсяжников.

Война у кельтов

Древние кельты в бою были ужасны - они не надевали никакой одежды и красились в синий цвет. Зрелище толпы голых синих воинов само по себе приводило противника в ужас, о чем написал даже Юлий Цезарь . В дополнение ко всему, они покрывали волосы белой известью, а тело - татуировками .

Кельтские названия в современной Европе

  • Амьен - от имени галльского племени амбианов;
  • Бельгия - от имени племени белгов;
  • Белфаст - по-кельтски «бел ферсде» - «брод песчаной отмели»;
  • Богемия (устаревшее название исторической области Чехии) - от имени племени бойев ;
  • Бретань (область во Франции) - по имени племени бриттов ;
  • Британия - то же;
  • Бурж - от имени племени битуригиев;
  • Галатия (историческая область на территории современной Турции) - от названия кельтов греками "галаты";
  • Галисия (провинция в Испании), Галиция , Галлия - то же;
  • Дублин - по-ирландски «чёрное озеро»;
  • Кемпер - по-бретонски «слияние рек»;
  • Кембрийские горы - от древнего самоназвания валлийцев, кимры;
  • Лангр - от названия галльского племени лингонов;
  • Лион - «Крепость Луга», от древнего названия «Lugdunum» (Lug - галльский бог Солнца, галл. «dun» - крепость, холм);
  • Нант - от имени племени намнетов;
  • Овернь - от имени племени арвернов;
  • Париж - от названия кельтского племени паризиев ;
  • Пуатье - от названия племени пиктонов (пиктавов);
  • Сена (река во Франции), от галльского Sequana ;
  • Тур - от имени племени туронов;
  • Труа - от имени племени трикассов.

Современные кельтские народы

  • Ирландцы (самоназвание - ирл. Muintir na hÉireann или ирл. na hÉireannaigh , единственное число - Éireannach, название языка - An Ghaeilge, название государства - Poblacht na hÉireann (Республика Ирландия))
  • Валлийцы (самоназвание - валл. Cymry , единственное число - Cymro, название языка - Cymraeg, название страны - Cymru, название административно-территориального образования - Tywysogaeth Cymru (Княжество Уэльс))
  • Шотландцы (самоназвание - гэльск. Albannaich , название языка - Gàidhlig, название страны - Alba, название административно-территориального образования - Rìoghachd na h-Alba (Королевство Шотландия))
  • Бретонцы (самоназвание - брет. Brezhoned , название языка - Brezhoneg, название провинции - Breizh)
  • Корнцы (самоназвание - Kernowyon, название языка - Kernowek, название графства - Kernow (Корнуолл))

См. также

Литература

  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Широкова Н. С. Кельтские друиды и книга Франсуазы Леру // Леру Франсуаза. Друиды. СПб., 2003, с. 7-23
  • Д. Коллис. Кельты: истоки, история, миф. - М .: Вече, 2007. - 288 с. - ISBN 978-5-9533-1855-6

Ссылки

  • Евангелие из Келлса - шедевр кельтской миниатюры IX века
Этнический кельтские стиль. Мировоззрение кельтов.

Этнические стили. Кельтский стиль

Мерлин знал о волшебстве больше всех живших до него
И больше, чем люди когда-либо узнают.
(Спенсер)

Кельтская культура - удивительный сплав раннего христианства и языческих верований - окончательно формируется к V веку до н.э . Зона её распространения охватывает Шампань, Баварию, Северную Швейцарию, Чехию. Отсюда, в V - IV веках до н.э. начинается бурное расселение кельтов по просторам Европы. Они мигрируют на запад, во Францию и Бельгию, а оттуда в Испанию и Португалию. Несколько позднее начинается выселение кельтов на Британские острова.

Marc Potts, "Rapture"


Christophe Vacher, "Endless Dream"


Эскиз Стоунхенджа


К тому времени кельтская культура и построение общества, а также образ жизни, законы, боевые обычаи и прочее начинают сильно напоминать свои индийские аналоги. Кельтское изобразительное искусство стоит уже очень далеко от примитивности, но в то же время сильнейшим образом отличается, скажем, от греческого искусства своей заметной и явно намеренной и осознанной абстрактностью, парадоксальностью, мрачностью . Практически во все периоды своего отдельного существования кельты заметно выделялись своей религиозностью и сакральностью .

Мировоззрение кельтов

Данные о мифологии континентальных кельтов (а также кельтов доримской Британии) весьма фрагментарны - черпаются преимущественно из археологических источников (статуи, рельефы с изображением божеств, остатки культовых сооружений, надписи с посвящениями, надгробными эпитафиями, монеты). Единственные мифологические системы кельтской мифологии, получившие связное освещение в повествовательных памятниках местных традиций, - ирландская и валийская (кельтов полуострова Уэльс, Великобритания.

Пространственная картина мира разработана в кельтской мифологии преимущественно плоскостно. В вертикальном же ее членении основную роль играет мировое древо . С мировым древом связан мотив источника, встречающийся в ряде традиций, главным образом ирландской. По одной из них, источник, вытекающий из Сид Нехтан и дающий начало реке Бойн (одной из главных рек Ирландии), относится к потустороннему миру и заключает в себе божественную мудрость. Дерево орешника, стоявшее подле него, роняло иногда в источник орехи, которые, попадая в Бойн, давали отведавшему их полноту знания. Стихия воды, воплощенная в источниках , оценивалась безусловно положительно, тогда как стихия окружающего океана (особенно в восточном, северном и северо-западном направлениях) представлялась враждебной, связанной с демоническим началом.

Модель миропорядка, его неизменности, и обряды, необходимые для его поддержания символизируют мировые древа crann bethad и их воплощения - центральные столпы Bruiden.


Кельтское Дерево Жизни


Художественная работа «Duir - Oak» («Друид - Дуб»), Lisa Laughy


Кельтскому обществу характерна теснейшая взаимосвязь королевской власти и общего миропорядка , а также большое количество знамений, прямо связанных с этим. В сагах часто встречается столь характерный для индийской мифологии мотив огромной силы Правды (ирл. fir flatha).Это также в первую очередь касалось именно короля, он был связан этим как никто другой, и в сагах неоднократно встречаются описания несчастий, обрушивающихся на страну в случае нарушения королем этого принципа. С этим напрямую перекликается и другая ирландская традиция - ужасные последствия сатиры друида (ирл. drui),а позже - поэта (ирл. fili),следующей за любым несправедливым решением какого-либо вождя.

Друидские атрибуты кельтской культуры

Друидизм считается общепризнанной религиозной системой древних кельтов. В основе слова "друид" лежит корень "ДР" , означающий в некоторых арийских языках дерево и в первую очередь - дуб .

Считается, что друиды умели предсказывать будущее по знакам и предзнаменованиям. Древние литературные свидетельства говорят о потрясающей власти друидов над стихиями: землей, водой, воздухом, огнем. Друиды были врачами и целителями . Они знали тонкие свойства лекарственных растений, умели лечить музыкой, словом, прикосновением и даже присутствием.


Монумент «Друид» в Чикаго


иллюстрация


Иногда называемый крестом Ионы или круглым крестом. Круг символизирует как солнце, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно, происходит от "Хи-Ро" , монограммы из написанных по-гречески первых двух букв имени Христа, что стало предпосылкой распространения креста как символа Христа. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака.


Кельтский крест в Новом Орлеане,
штат Луизиана, США


Кельтский крест в Кливленде


Оригинальный дизайн кельтского креста под названием "Spring Cross"


Англия


Одним из элементов друидического культа было почитание священных деревьев: дуба с растущей на нем омелой, тиса, березы, рябины, яблони и др . До сих пор во Франции и Испании есть населенные пункты, которые восходят к древним обозначениям почитаемых кельтами деревьев: на этих местах в древности находились святилища или священные рощи.

Так же широко был распространен культ камней и скал . В некоторых странах до сих пор существуют сохранившиеся с древних времен груды камней (в Ирландии они носили специальное название "карн") и одиночные или парные огромные валуны, поднятые над землей, а также дольмены (древние погребальные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого каменной плитой), менгиры (вертикально врытые в землю камни) и кромлехи (культовые сооружения в виде круговых оград из огромных камней), которые отмечали священное место.


Кромлех, Португалия


Дольмен, окруженый плохо выраженным кромлехом, Северо-Западный Кавказ


Менгир «de Pleumeur Bodou»


Христианство не восстало против культа камней - точно так же, как не восстала в свое время против него и религия древних кельтов, перенявшая этот культ у местного населения, жившего на территории Галлии еще до переселения туда кельтских племен. Как доказали археологи, дольмены, менгиры, кромлехи и другие мегалитические (от греч. "мега" - "большой" и "литос" - "камень ") сооружения были построены еще до заселения Галлии кельтами. До сих пор точно не известно, кем были эти "строители мегалитов", однако исследования показали, что их язык не был близок ни к одному из древних индоевропейских языков и их духовная культура также была весьма своеобразна.

Самые древние сохранившиеся на территории Европы сооружения - Стоунхендж в Англии и Нью-Грейндж в Ирландии , насчитывающие несколько тысячелетий, - были созданы этими неизвестными "строителями мегалитов" и представляют собой храмы Солнца и Луны.

Культура быта

Кельтское искусство на британских островах пышно расцветало именно в то время, когда уже миновала его кульминация на континенте, где оно постепенно приобретало форму массового производства среднего качества.

Не монументальная скульптура и архитектура, а художественное ремесло стало основной отраслью кельтского искусства , которое внесло крупнейший вклад в развитие Средней и северной Европы. Виртуозная техника обработки с самого начала сочеталась с особым тяготением к орнаментике и создавала изделия непреходящей ценности.


Teresa Richards-Marshall, кельтская ваза


Кельтская шкатулка, полированная бронза


Еще перед концом 5 века в кельтском искусстве появляется мотив человеческой маски , иногда увенчанной двулистной короной и сопутствующий ему мотив так называемых «рыбьих пузырей». Мотив маски был, без сомнения, заимствован в Средиземноморье и в кельтской среде прошел различные стадии развития — от форм преувеличенно безобразных к более естественным. Кельтские маски не представляют собою верных изображений богов или героев и не всегда предназначались для человеческого лица. Они скорее символы, служащие культовым целям, сильно стилизованы и часто по размерам гораздо меньше человеческого лица. Кроме того, к нему прибавился мотив "рыбьего пузыря" , как очень характерный кельтский мотив, долго потом пользовавшийся популярностью и заимствованный также кельтскими скульпторами.



Маска Зеленого человека - один из самых ярких мотивов кельтской мифологии. Часто использовался
в украшении древних церквей и соборов.


Кельтское ювелирное дело, чеканка и литье металлов вскоре начали развивать и новые мотивы. С юга были заимствованы некоторые растительные орнаменты, особенно листовидные пальметки, завитки и цветы лотоса , которые позже комбинировались с рисунком в виде буквы S (S-образные), образующим различные лировидные узоры , особенно типичные для кельтского искусства. Эти S-образные узоры, располагаемые рядом или соединенные друг с другом,иногда образуют сплошной ряд, а иногда два S-образных рисунка соединяются и образуют основной мотив S-образной лиры, часто комбинируемый еще с пальметами — так называемые лировидные пальметки.

Равно и спираль чем дальше, тем больше проникает в кельтскую орнаментику. Ею пользуются в различных комбинациях. Она неустанно изменяется, становится массивней, набухает, приобретает пластичность и трубкообразно расширяется. Возникают правовращающиеся и левовращающиеся формы, которые в период расцвета кельтского искусства составляют весьма сложные композиции, иногда плоские арабески, иногда рельефно подчеркнутые членистые формы, вихревые схемы и трех-плечные вихревые узоры (трискелес, трикветрум). Постепенно появляется новая черта в кельтском искусстве: отход от точной симметрии, являющейся наследием галштаттского времени, и переход к свободной соразмерности, а иногда даже к асимметричности.


Украшение в кельтском стиле


Джефри Вудз, кельтская звезда


Кольцо в кельтском стиле, титаний


Кельтская орнаментика постепенно была доведена до необыкновенной виртуозности путем соединения масок различного характера, каплевидных и пузыреобразных узоров, спиралей, лирообразных рисунков и улиткообразных мотивов в продуманные композиции. Одновременно достигают высокого уровня и различные способы художественной обработки металлов, что проявляется не только в литье и чеканке, но и в ажурных и инкрустированных кораллом и эмалью изделиях. И клювовидный кувшин 4 века из Басе-Юте (Мозель), уже является не привозной, а весьма совершенной кельтской работой, одним из лучших изделий кельтской торевтики. Рельеф, пластика и гравировка здесь комбинируются с инкрустацией кораллом и эмалью. Ручке кувшина внизу придана маскообразная форма, вверху — форма звериной, вероятно, волчьей головы. Его узкая форма несколько напоминает клювовидный кувшин из Галлейн-Дюррнберга (Зальцбург), также относящийся к 4 веку, богато украшенный как пузыреобразными мотивами и пальметами, так и человеческими головами и звериными фигурками.

Как сообщает Диодор, кельтский народ любил пеструю одежду, ткани в полоску и клетку . Еще в гальштаттское время шерстяные ткани были высокого качества и с пестрыми узорами. В латенское время женщины любили украшать одежду цветами, а знатные женщины вышивали ее золотыми нитками, как в древние времена.

Письменность

Кельты пользовались огамическим письмом - алфавитным письмом, распространенным на территории Ирландии и Великобритании и употреблявшимся для надписей на древнеирландском и питском языке.

Первоначально огамическое письмо состояло из 20 знаков, позже было добавлено еще 5. Форма письма: короткие и длинные черточки и точки, располагавшиеся по обеим сторонам реальной или воображаемой линии. Изобретено древними ирландцами, по-видимому, под влиянием знакомства с латинским алфавитом.

Буквы огамического письма представляют собой от одной до пяти насечек (длинных для согласных, коротких для гласных), нанесенных по обе стороны от ребра камня. Так, означает b, d, f, n соответственно; принцип построения знаков огамического письма напоминает современные штрих-коды.

Происхождение огамического письма, как и рунического, не вполне ясно. Возможно, первое развивается из последнего, поскольку рунические и огамические надписи часто встречаются на одном и том же камне , или же обе эти системы представляют собой латинский алфавит, переписанный другими знаками, подобно тому как Брайль переводит его в систему выпуклых точек, а азбука Морзе - в систему точек и тире.

Вместе с христианской религией странствующие монахи-миссионеры распространяли и христианское письмо. Таким путем полуунциальное письмо перешло в VI столетии в Ирландию, а оттуда на Британские острова. Римский курсив был совершенно неизвестен в этих станах, поэтому полуунциальное письмо там имело своеобразную форму, иную, чем на материке .


Шрифт Kelt, Adam Hayes and Nick Hayes


Унциал, использованый в Книге Кельтов (Book of Kells) - религиозном манускрипте, созданном в 9-том веке в Британки. Сейчас манускрипт находится в Музее колледжа Святой Троицы, Дублин, Ирландия


Шрифт KeltRound, Adam Hayes and Nick Hayes


Ирландский сувенир, кулон, золото и серебро


Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун и огамических символов и от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались часто в угловатые и надломленные . В слитных буквах - лигатурах , - образованных из букв капитального письма и унциала, замечается смелость выполнения, которая позже наблюдается только в русской вязи .

Орнамент

Историки и искусствоведы отмечают очевидную связь кельтских орнаментов с орнаментами восточных стран (Индии, Тибета) и с узорами славянскими.



Серебряное ожерелье в кельтском стиле


Дизайн Celtic Studies at Aberystwith


Пример татуировки в кельтском стиле


Древние кельты верили, что человеческий дух является частицей мирового Духа. Что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Каждый путь — особенный, каждый путь — неповторимое переплетение событий, судеб, испытаний и преодолений. Кельтские орнаменты — это символические карты Пути . Законы кельтов строго запрещали совершенствовать или менять ключевые детали орнаментов, считая, что их дали боги.