Памятник на дворцовой. Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света

Рассказывают, что графиня Толстая всегда приказывала кучеру объезжать Дворцовую площадь стороной — боялась, что Александровская колонна, ничем не закрепленная и удерживаемая на месте только силой своей тяжести, свалится прямо на нее. Того же опасались и некоторые петербуржцы. Поэтому архитектор Огюст Монферран каждый вечер демонстративно выгуливал любимую собачку вокруг своего шедевра. Постепенно страхи улеглись. И ныне Александровская колонна — одна из самых ярких и узнаваемых достопримечательностей Северной столицы. Но и загадок с ней связано великое множество.

«Глазомер этих людей чрезвычайно точен»

По официальной версии, Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. При этом царь непременно хотел, чтобы монумент был выше Вандомской колонны в Париже, возвеличивающей французского императора. И это пожелание было выполнено, хотя и не без труда.

Подходящая гранитная скала, из которой вытесывался ствол колонны, была найдена в Финляндии, в Пютерлакской каменоломне. Мастера-каменотесы С. В. Колодкин и В. А. Яковлев обследовали ее и пришли к выводу, что камень годится. От скалы отпилили каким-то образом брус весом около 1600 тонн, умудрились с помощью рычагов и воротов сдвинуть эту глыбищу с места и опрокинуть на ложе из елового лапника, смягчившее удар о землю и снизившее риск раскола камня. А потом вручную, на глазок, скалывали все лишнее, тесали, шлифовали — и получился идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 метра у основания и 3,15 метра у вершины, высотой 25,6 метра и весом 600 тонн.

Как им это удалось? Ведь современные каменных дел мастера чуть ли не хором утверждают, что даже в наши дни, имея совершенные станки и точные измерительные инструменты, столь качественно и точно выполнить такую работу практически невозможно. А мужички сумели! Но, во-первых, трудились они не менее трех лет. Во-вторых, использовали методику Самсона Ксенофонтовича Суханова — личности легендарной, артель которого сотворила почти все гранитные чудеса Северной столицы: и огромные шары на стрелке Васильевского острова, и колонны Казанского собора, и знаменитую , ныне прозябающую в руинах Баболовского дворца в Царском Селе… О работе артели Суханова писал один иностранный путешественник: «Им, этим мужикам в простых рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен». К сожалению, секреты этой методики впоследствии были забыты, как и имя самого гениального мастера, окончившего свои дни в нищете.

Колонну поднимал… покойник

В Санкт-Петербург колонна, равно как и огромные камни для фундамента, самые большие из которых весили более 400 тонн, доставлялись водным путем. Для этого корабельным инженером полковником Константином Андреевичем Глазыриным была сконструирована специальная барка. Для погрузочных работ соорудили специальный мол. Заметим, что подобный опыт у российских мастеров уже был: ведь именно таким способом доставлялся знаменитый Гром-камень — пьедестал для «Медного всадника». И потому без особых происшествий барка с колонной, буксируемая двумя пароходами, добралась до Кронштадта, а затем и до Санкт-Петербурга.

Под фундамент колонны было забито 1250 шестиметровых сосновых свай. Затем дно котлована было залито водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что позволило сделать площадку идеально горизонтальной. И лишь потом на нее водрузили 400-тонную глыбу фундамента.

Этот метод якобы предложил архитектор и инженер Августин Августинович Бетанкур. Он же сконструировал и оригинальное устройство подъема колонны на пьедестал. В него входили строительные леса высотой 47 метров, 60 кабестанов (кабестан — лебедка с барабаном, насаженным на вертикальный вал) и система блоков. К установке колонны было привлечено 2000 солдат и 400 рабочих. Вся эта операция была выполнена за 1 час 45 минут. Причем, по некоторым источникам, руководил работами сам Бетанкур. Но тут есть одна загвоздка: колонна приняла вертикальное положение в 1832 году, а Августин Августинович… скончался в 1824-м.

Руководить стройкой покойник, естественно, не мог. Вероятно, в исторические документы вкралась ошибка. Скорее всего, строители только использовали наработки талантливого инженера, примененные им, например, при строительстве Исаакиевского собора. Тем не менее эта ошибка — одна из «пробоин» в официальной версии возведения Александровской колонны.

Ствол из руин храма

Григорий Гагарин. «Александровская колонна в лесах». 1832-1833 годы. В основании — остатки древнего храма?

Вторую ощутимую «пробоину» сделал невинный вроде бы рисунок. На нем изображена Александровская колонна в лесах, а подпись под ним гласит: D’aperes nature р. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, се 4 juine 1833. То есть в переводе с французского: «С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833». Так вот, на рисунке ствол колонны как бы вырастает из какого-то капитального строения, похожего на церковь, частично уже разобранную. Некоторые историки пытаются доказать, что это, мол, временная подсобка, которой пользовались строители в следующие два года после установки колонны. Ведь продолжалась ее окончательная отделка: доводка формы, полировка, сооружение капители, установка фигуры ангела, отделка постамента, установка металлических элементов и т.п. Все это время нужно было где-то хранить инструмент, укрываться строителям от непогоды. Можно бы согласиться с этой точкой зрения, если бы не толщина стен, явно чрезмерная для времянки. Можно также предположить, что художник, отдавая дань романтизму, облагородил невзрачное сооружение, придав ему вид старинных руин. Но если это и в самом деле остатки древнего храма?

Ангел — женщина?

Много вопросов вызывает фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Историки дружно утверждают, что лицу ангела приданы черты императора Александра I. Потому и колонна зовется Александровской. И хотя легко убедиться, что даже приблизительного сходства у ангела с императором нет (достаточно взглянуть на прижизненные портреты последнего), большинство исследователей не пытаются оспорить общепринятую точку зрения. Однако профиль у статуи очень уж греческий. А если присмотреться к фигуре? Грудь, бедра, плавные изгибы тела — все говорит о том, что перед нами женщина, а не мужчина. Кстати, есть версия, что натурщицей для скульптуры послужила петербургская поэтесса Елисавета Кульман. Это объясняло бы особенности фигуры ангела, но его лицо также не слишком похоже на известный скульптурный портрет поэтессы.

Существует другая версия: колонну венчает статуя древней богини, лишь немного «усовершенствованная» в угоду монаршей особе, — фигуре дан в руки четырехконечный латинский крест, основанием которого ангел попирает змея, что символизирует победу над «антихристом» Наполеоном. Но, скорее всего, Орловский изваял оригинальную скульптуру. При этом вполне можно предположить, что колонна гораздо древнее, чем считается. Известны рисунки Дворцовой площади, сделанные ранее 1830 года. И что же? Колонна стоит, и ангел на месте, только без креста, и змеи не видно. А если это действительно изваяние богини, дошедшее до нас от цивилизации, значительно более древней, чем греческая и даже египетская?

Предшественники Петра

«На берегу пустынных волн…» — повторяем мы вслед за Пушкиным. Но так ли пустынны были невские волны? Ныне историками и археологами доказано, что Петр I строил свой город не на пустом месте. Были здесь и древнерусские, и скандинавские поселения. Но есть в этом районе сооружения, технология строительства которых ставит в тупик исследователей. К примеру, кронштадтские форты. Их в Финском заливе около десятка, и все они облицованы гранитными блоками весом до двух тонн. Причем уложены блоки без раствора и подогнаны друг к другу так точно, что листок бумаги между ними не войдет. На блоках видны такие же «тычки»-выступы, как на перуанском Саксайуамане. Подобная точность в изготовлении возможна только при массовом машинном производстве. А вот кто и когда действительно построил эти оборонительные укрепления? Ответ на этот вопрос, равно как и на тот, когда и кем была возведена Александровская колонна и некоторые другие сооружения на севере России, мы вряд ли получим в обозримом будущем.

Ближайшее метро: Адмиралтейская.

Александровская колонна возведена в 1834 году в французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе над Наполеоном Александра I (старшего брата Николая I ) в Отечественной войне 1812 года.

Высота Александровской колонны 47,5 м. Вес сооружения 704 тонны. Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, под действием собственной силы тяжести.

Проект был утверждён в 1829 году, а монумент был открыт в 1834 году. Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

Каменная колонна представляет собой цельный полированный монолит из розового гранита. Колонна была изготовлена в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 1830-1832 годах. Она была перевезена оттуда в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже.

На верху Александровской колонны фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. Черты лица ангела схожи с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман.

На барельефах пьедестала колонны изображения, прославляющие победу русского оружия и символизирующие отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Ч. Берда. В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда.

Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты. Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева - прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа - старика-водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман, которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие». На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине - в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».

Александровская колонна окружена декоративной бронзовой оградой , выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров.

Александровскую колонну называют также Александрийский столп, по стихотворению " " (21 августа 1836). Первые строки стихотворения:

"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа"

Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.

Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».

Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».

Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.

Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями. Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны. Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.

В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.

Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.

30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».

Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения. Александровская колонна – это самый высокий памятник в мире, созданный из цельного куска гранита и III по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и лондонской Трафальгарской колонны. Она выше подобных монументов мира: парижской Вандомской колонны, римской колонны Траяна и колонны Помпея в Александрии.

Александровская колонна (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

А. С. Пушкин

Один из известнейших памятников Петербурга, Александровская колонна знакома каждому из нас буквально со школьной скамьи. С лёгкой руки любимого поэта все так и стали называть монумент - Александрийский столп, хотя, на самом деле, это - поэтический изыск, и памятник вот уже почти 200 лет носит название Александровская колонна.

Александрийская колонна была воздвигнута на Дворцовой площади ещё при Николае I в 1834 г. архитектором Огюстом Монферраном.

А напоминать монумент высотой в 47,5 м должен был о победе России над Францией в 1812 г. Возникла идея воздвигнуть монумент в центре Дворцовой площади у Карла Росси, и в результате открытого конкурса был отобран именно тот проект, который сейчас мы и имеем удовольствие лицезреть.

Александровская колонна - это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня.

Название Александровой колонны, с одной стороны, связано с Императором Александром I, победившим Наполеона, а с другой, с Фаросским (Александрийским) маяком, который является одним из семи чудес света, олицетворяющим предельный уровень достижений человечества. Александрова колонна должна была превзойти все существующие колонны в мире. Действительно, и по сей день Александровская колонна - это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня. А для подъёма этого грандиозного монолита на пьедестал архитекторы Петербурга создали специальную подъёмную систему.

На вершине памятника работа Б. Орловского - ангел, лицу которого скульптор придал черты Александра I. Попирающий змею ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии: на них изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, Мир и Правосудие, Мудрость и Процветание.

Цифры и факты

Александровская колонна выполнена из красного гранита, обработанного не в Петербурге, а в Пютерлакской каменоломне близ Выборга, а фигура ангела сделана из полированного розового гранита. Для того чтобы доставить колонну в Петербург, понадобилось специальное судно, которое буксировали два парохода. Под основание постамента Александровской колонны забиты 1250 свай по 6 метров в длину каждая. Колонну устанавливали с помощью специально сконструированных в Петербурге лесов и кабестанов.

Любопытно, что на установку ушел всего 1 час 45 минут, а участвовало в ней 2000 солдат и 400 рабочих, поднимавших колонну на постамент.

Сама колонна весит 600 тонн. Она не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится исключительно благодаря точному расчету и собственному весу.

Скульптор придал лицу ангела на вершине памятника черты лица Александра I.

Высота ангела, венчающего Александровскую колонну, 4,26 м, в руках он держит крест высотой в 6,4 м. Высота пьедестала, на котором и возвышается Александровская колонна, 2,85 м. И вес всей конструкции 704 тонны. Такое вот величие русского оружия, памятник победе не только российской армии, но и всего народа, победе над тем, что другим победить оказалось невозможным.

Как добраться

Александровская колонна возвышается в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Чтобы добраться до площади и памятника, вам необходимо воспользоваться подземным транспортом и доехать до станции «Невский проспект», дальше двигаться к началу Невского проспекта, ориентируясь на шпиль Адмиралтейства. С места пересечения Невского и Адмиралтейского проспектов открывается вид на Дворцовую площадь с Александровской колонной в центре. Вот то, что вы искали.

Александровская колонна - (нередко её ошибочно называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник», где поэт говорит об известном Александрийском маяке) — один из известнейших памятников Петербурга.
Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Памятник Александру I (Александровская колонна). 1834. Архитектор О.Р. Монферан

История создания
Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

1. Общий вид строительной конструкции
2. Фундамент
3. Пьедестал
4. Пандус и помост
5. Подъем колонны
6. Ансамбль Дворцовой площади

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором.

Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра (84 фута или 12 саженей) на гранитном цоколе 8,22 метра (27 футов). Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого.

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному — благодарная Россия». На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры.

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой (тайно выделяя обелиск установленный Д. Фонтана перед собором св. Петра). Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства.

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacr è à la mémoire de l’Empereur Alexandre», но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Итоговый проект
Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме.


Колонна Траяна в Риме

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавашись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей).

Вандомская колонна в Париже — памятник Наполеону

Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем.

Строительство велось с 1829 года по 1834 год. С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны был назначен граф Ю. П. Литта

Подготовительные работы

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом. Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.


Вид каменоломни Пютерлакс во время работ
Из книги О. Монферрана "План и детали мемориального памятника, посвященного императору Александру I", Париж, 1836

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 000 пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 000 пудов (1100 тонн). Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.


Прибытие кораблей с каменными блоками в Петербург

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, дальнейшие работы производились на месте под руководством О. Монферрана.

Деловые качества, необыкновенная смётка и распорядительность Яковлева, были отмечены Монферраном. Скорее всего он действовал самостоятельно, «на свой страх и счёт» — принимая на себя все финансовые и иные риски, связанные с проектом. Это косвенно подтверждается словами

Дело Яковлева кончено; предстоящие трудные операции касаются вас; надеюсь, что у вас будет успеха не меньше, чем у него

— Николай I, Огюсту Монферрану по поводу перспектив после выгрузки колонны в Санкт-Петербург

Работы в Санкт-Петербурге


Конструкция гранитного пьедестала и лесов с каменным основанием для установки колонны

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.


Макет подъема Александровской колонны

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк. В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки.


Денисов Александр Гаврилович. Подъем Александровской колонны. 1832

Этот способ был предложен генерал-лейтенантом А. А. Бетанкуром — архитектором и инженером, организатором строительства и транспорта в Российской империи. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Работы были закончены в октябре 1830 года.

Строительство пьедестала

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.


Общий вид строительных конструкций

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом:

1. Установка монолита на фундамент
* Монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента.
* Камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

«При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар».

* Были подведены подпорки, потом работники выгребли песок и подложили катки.
* Подпорки подрубили и глыба опустилась на катки.
* Камень вкатили на фундамент.
2. Точная установка монолита
* Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами, и приподняли камень на высоту порядка одного метра.
* Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит.

Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор
— О. Монферран

Постановка верхних частей пьедестала представляла значительно более простую задачу — несмотря на бо́льшую высоту подъёма, последующие ступени состояли из камней значительно меньших размеров, чем предыдущие, к тому же и работники постепенно приобретали опыт.

Установка колонны

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установку колонны на пьедестал.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. - Подъем Александровской колонны

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков, и он воспользовался всем этим следующим образом:


Подъем колонны

* По наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки;
* Другая система блоков находилась на вершине лесов;
* Большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади.

По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъёма.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место. Народ громко закричал «ура!». Сам государь был очень доволен успешным окончанием дела.

Монферран, Вы себя обессмертили!
Оригинальный текст (фр.)
Montferrand, vous vous êtes immortalisé!
— Николай I Огюсту Монферрану по поводу завершённой работы


Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832—1833

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращенной к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского.


Эскизы фигур и групп, венчающих колонну. Проекты
Из книги О. Монферрана

В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!». Эти слова связаны с историей обрятения животворящего креста:

Римский император (274—337) Константин Великий, поручая матери Елене поездку в Иерусалим, сказал:

— Во время трёх сражений я видел на небе крест, а на нём надпись «Сим победиши». Найди его!

— Найду, — ответила она.

Отделка и полировка памятника длилась два года.


С-Петербург. Александрийская колонна.
"Гильдбург середина 19 в.
Середина XIX в. Гравюра на стали.

Открытие памятника

Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. - Торжественное открытие Александровской колонны

Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) 1814 года.

Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооруженного им колосса. Он молился о брате, и все в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклоненная русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный <…> Как поразительна была в эту минуту сия противоположность житейского величия, пышного, но скоропреходящего, с величием смерти, мрачным, но неизменным; и сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки

— Послание В. А. Жуковского «Императору Александру», раскрывающее символику этого акта и дающая толкование новому молебну


Чернецов Григорий и Никанор Григорьевичи. Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге. 30 августа 1834 года. 1834

Парад при открытии Александрийской Колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра

Затем на площади был провёден военный парад. В нём участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года; всего в параде принимало участие около ста тысяч человек:

…никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рождённые, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище… Вечером долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым
— Из воспоминаний поэта В. А. Жуковского



Рубль с портретом Александра I в честь открытия Александрийского столпа 1834 года.

В честь этого события в том же году тиражом 15 000 был выбит мемориальный рубль.

Описание памятника

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта.

Текст на табличке памятника:
Александру I благодарная Россия

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне. Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.


Сравнение Александровской колонны, колонны Траяна, колонны Наполеона, колонны Марка Аврелия, и так называемой "колонны Помпея"

Характеристики

* Общая высота сооружения 47,5 м.
o Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м (12 саженей).
o Высота пьедестала 2,85 м (4 аршина),
o Высота фигуры ангела 4,26 м,
o Высота креста 6,4 м (3 сажени).
* Нижний диаметр колонны 3,5 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов).
* Размер постамента — 6,3×6,3 м.
* Размеры барельефов — 5,24×3,1 м.
* Размеры ограды 16,5×16,5 м
* Общий вес сооружения 704 тонны.
o Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.
o Общий вес навершия колонны около 37 тонн.

Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием собственной силы тяжести.

Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами, был отлит на заводе Ч. Берда в 1833—1834 годах.


Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу).
Наверху — Всевидящее Око, в круге дубового венка — надпись 1812 года, под ним — лавровые гирлянды, который держат в лапах двуглавые орлы.
На барельефе — две крылатые женские фигуры держат доску с надписью Александру I благодарная Россия, под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов — фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман

Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти, В. Соловьев, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист Е. Балин.

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.

В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича, и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда.

Эти древнерусские изображения появились на произведении француза Монферрана стараниями тогдашнего президента Академии художеств, известного любителя отечественной старины А. Н. Оленина.

Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты.

Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева — прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа — старика-водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман, которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие».

На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине — в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».

На всех барельефах в качестве элементов декора изображено вооружение классического характера, которое

…не принадлежит современной Европе и не может уязвить самолюбие никакого народа.
— О. Монферран


Скульптура ангела на цилиндрическом пьедестале

Колонна и скульптура ангела

Каменная колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита. Ствол колонны имеет коническую форму.

Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера. Её верхняя часть — прямоугольная абака сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании.

Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю.

По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы.


Alexander Column top

Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.

Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман.

Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.


Цветная фотолитография XIX века, вид с восточной стороны, изображена будка караульного, ограда и канделябры фонарей

Ограда и окружение памятника

Александровская колонна была окружена декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек (4 по углам и 2 обрамляют двустворчатые ворота с четырёх сторон ограды), которые венчали трёхглавые орлы.

Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами. На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки.

Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением.

Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836—1837 годах.

В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади.

Всё пространство Дворцовой площади было замощено торцами.


Санкт-Петербург. Дворцовая площадь, Александровская колонна.

Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

* Примечательно, что и установка колонны на пьедестал и открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября по новому стилю). Это не случайное совпадение: это день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург, главный день празднования святого Александра Невского.

Александр Невский — небесный защитник города, поэтому ангел, взирающий с вершины Александровской колонны, всегда воспринимался прежде всего, как защитник и страж.

* Для проведения парада войск на Дворцовой площади по проекту О. Монферрана был построен Жёлтый (ныне — Певческий) мост.
* Петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. Эти страхи были основаны как на том обстоятельстве, что колонна не была закреплена, так и на том, что Монферран вынужден был в последний момент внести изменения в проект: блоки силовых конструкций навершия — абака, на которой установлена фигура ангела, была изначально задумана в граните; но в последний момент пришлось заменить кирпичной кладкой со связующим раствором на основе извести.

Для того, чтобы развеять страхи горожан, архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.


Sadovnikov, Vasily. View of the Palace Square and the General Staff building in St. Petersburg


Sadovnikov, Vasily. View of the Palace Square and Winter Palace in St. Petersburg

* В перестройку в журналах писали, что существовал проект установить на столпе огромную статую В. И. Ленина, а в 2002 году СМИ распространяли сообщение о том, что в 1952 году фигуру ангела собирались заменить бюстом Сталина.


"Александровская колонна и Главный штаб". Литография Л. Ж. Арну. 1840-е гг.

* Во время возведения Александровской колонны ходили слухи о том, что этот монолит получился случайно в ряду колонн для Исаакиевского собора. Якобы, получив колонну длиннее необходимой, приняли решение об использовании этого камня на Дворцовой площади.
* Французский посланник при петербургском дворе сообщает любопытные сведения об этом монументе:

По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения.

— барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы

* После начала реставрации 2002—2003 годов неавторитетными газетными изданиями стали распространяться сведения о том, что колонна не цельная, а состоит из некоего количества «блинов», настолько искусно подогнанных друг к другу, что швов между ними практически не видно.
* К Александровской колонне приходят молодожёны, и жених несёт невесту на руках вокруг столпа. Согласно поверью, сколько раз жених с невестой на руках обойдёт колонну, столько детей у них и родится.


Александровская колонна в Санкт-Петербурге
Гравюра Г. Джордена с оригинала А. Г. Викерса. 1835. Офорт на стали, ручная раскраска. 14x10 см

Работы по дополнению и реставрации

Через два года после установки памятника, в 1836 году под бронзовым навершием гранитной колонны на полированной поверхности камня стали появляться бело-серые пятна, портящие внешний вид монумента.

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины.

Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате которого комитет пришёл к заключению, что, действительно, на колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может породить обрушение колонны».

По поводу материалов, которыми следует заделать эти каверны, шли дискуссии. Русским «дедушкой химии» А. А. Воскресенским был предложен состав, «который должно было придать закрывающей массе» и, «благодаря которому трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом» (Д. И. Менделеев).

Для регулярного осмотра колонны на абаке капители закрепили четыре цепи — крепёж для подъёма люльки; кроме того, мастерам приходилось периодически совершать «восхождение» на монумент для очистки камня от пятен, что было непростым делом, учитывая большую высоту колонны.

Декоративные фонари у колонны выполнены через 40 лет после открытия — в 1876 году архитектором К. К. Рахау.

За всё время с момента своего открытия до конца XX века колонна пять раз подвергалась реставрационным работам, носящим скорее косметический характер.

После событий 1917 года пространство вокруг памятника было изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля.

Ограда была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы в 1930-х годах.

В период блокады Ленинграда монумент был укрыт лишь на 2/3 высоты. В отличие от коней Клодта или скульптур Летнего сада скульптура осталась на своём месте и ангел получил ранение: на одном из крыльев остался глубокий осколочный след, кроме этого монументу были нанесены более сотни мелких повреждений осколками снарядов. Один из осколков застрял в барельефном изображении шлема Александра Невского, откуда был извлечён в 2003 году.


Арка Генштаба и Александрийская Колонна

Реставрация проведена в 1963 году (бригадир Н. Н. Решетов, руководителем работ был реставратор И. Г. Блэк).

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены реставрационные работы: вокруг колонны были восстановлены исторические фонари, асфальтовое покрытие было заменено гранитом и диабазовой брусчаткой.


Раев Василий Егорович.Александровская колонна во время грозы. 1834.


В. С. Садовников.Около 1830 г.


Санкт-Петербург и пригороды