Нравы, обычаи, традиции родового общества на примере исследования жизни туземных племен. Что значит наложить табу

Вы читаете газеты? В каждой нам сообщают о брошенных детях, оскорбленных стариках и отчаявшихся людях.

Вы читаете газеты? В каждой нам сообщают о брошенных детях, оскорбленных стариках и отчаявшихся людях. Разговоры о вседозволеннос-ти обычны — так же, как про массовое одичание, но никто не вспоминает о старинной традиции так называемых табу (это полинезийское слово как-то прижилось во множестве словарей). Традиция много раз трансформировалась, но сохраняла свой смысл тысячи лет — то или иное действие или выражение запрещалось навсегда, настрого и без исключений.

Некоторые запреты сегодня кажутся нам смешными, герои Диккенса не произносили на-звания не только предметов дамского туалета, но даже таких обыденных, как «штаны». Запретные слова заменяли словом «невыразимые». Меня когда-то это забавило так же, как когда я узнал, что 100 лет назад в меню завтраков Киевского института благородных девиц вместо «вареные яйца» писали «куриный фрукт».

Впрочем, понятие запретных слов шире этих курьезов. Верующие евреи до сих пор не произносят ни слова «Бог», ни имени Бога, которое тайно и известно лишь немногим из них. Считается, что оно было начертано на волшебном кольце царя Соломона и его властью он повелевал окружающим миром. Мусульмане то-же верят, что у их Бога есть секретное не-произносимое имя. Многие табу религиозны.

До сих пор у нас помнят, что яблоки нельзя есть до Яблочного Спаса, — это след давнего табу, которое в древности жрецы накладывали на поля, где еще не вызрел урожай. Многие табу связаны с запретами на еду — некошерную у верующих иудеев, любую — у мусульман до заката солнца в месяц Рамадан. В Индии большинство населения — вегетарианцы, а корова священна, и миллионы людей там не раз выходили на улицы, требуя навсегда запретить забой коров.

Мы с вами не едим блюда из собачьего мяса, а в Корее специально разводят мясных собак. В Таджикистане я покупал консервы из конины — не очень популярного мяса в наших краях. Понятие табу многослойно. Буддисты, верующие в бесконечное перерождение живущих, ходят, шаркая, надевают повязки на рот, чтобы ненароком не наступить на переродившегося родственника или не проглотить его, перерожденного в комара. Религиозно обоснованы и выходные дни, когда табу накладываются на любую работу — помню, в субботу я пришел в дом видного иудея, нобелевского лауреата, который похвастался мне новой книгой, стоящей во-о-он там на полке. Но подписать мне ее он в субботу не мог и пообещал передать в понедельник, ведь следующий день был воскресный, выходной для меня, христианина. Мусульмане отдыхают в пятницу — в этот день любая работа для верующих в Аллаха считается табу.

Мы давно уже и массово позабыли, что оскорбление невиновного человека было табу и сурово наказывалось у многих народов. В Белоруссии, да и не только там, считалось обязательным выполнить любое пожелание беременной женщины, а на Новой Гвинее шведский ученый Лундквист описал папуасское племя мараи, где мужчину казнят даже за случайное прикосновение к руке чужой жены. Кстати, прикасаться к британской королеве запрещено и теперь — она только сама может поощрить вас своим прикосновением...

Сказав все это о табу, я в тысячный раз подумал, что хуже всего, когда они в наше время во вроде бы цивилизованных странах остаются групповыми, вырождаются в привилегии, принадлежащие определенной группе людей. Депутаты, например, являются табу для уголовного и прочих кодексов, включая правила дорожного движения. Это посерьезнее, чем бывшее в середине XIX века табу на шляпки с вуалью для дам недворянских кровей.

Сейчас модно слово «беспредел» — это когда человек вообще никаких запретов не признает. Табу должны быть — и это часть нашего возвращения в человечество. Мы научимся ценить свободу только тогда, когда оценим пределы, в которых она для нас существует.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Когда такие элементы, как права и истина принимают завершенную форму доктрины благополучия, обычаи поднимаются в своем развитии на более высокую ступень. Они становятся источником творческого преобразования и конструктивного воздействия на людей и общество в целом. В таком случае мы можем смело называть их нравами. Нравы – это обычаи, включающие в себя философские и этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать их. Нравы – это способ делать нечто, что в настоящее время служит удовлетворению человеческих потребностей в обществе вкупе с представлениями, верованиями, кодами и стандартами жизненного благополучия, которые порождены таким способом, генетически связаны с ним. Нравы выражают специфический тип характера (этоса) общества, либо исторического периода. Они определяют стиль мышления во всех сферах, возвращают людей из мира абстракций в мир действий. Лишь после того, как человек бессознательно подчинился тому или иному нраву, он осознает, после определенных размышлений, что именно с ним произошло. Они не зависят от субъективного произвола и желаний отдельного человека, но вместе с тем не являются чем-то таким, что напоминает действие природных законов

Табу.

По большей части нравы включают в свой состав табу, которые указывают туземным племенам на то, что им не следует делать. Отчасти табу ведут свое происхождение от мистического страха перед духами, которые властны наказать живых за неподобающие действия. Но в состав табу входят и другие элементы: они образованы собственным жизненным опытом, нежеланием повторять такие поступки, которые вызвали неодобрение соплеменников, либо привели к общественному неблагополучию, например, вызвали войну с соседним племенем, подорвали здоровье, послужили причиной смерти соплеменника. Подобные табу буквально пронизаны элементами философии в отличие от повседневных разрешительных правил поведения. И это неудивительно, ведь табу содержит отсылку к рефлексии и разумному объяснению. Примитивные табу основывались на том представлении о мире, что человеческая жизнь окружена всевозможными ограничениями и запретами. Поиск пищи ограничен избеганием ядовитых растений. Физическому здоровью постоянно угрожали всевозможные опасности. Табу были тем хороши, что аккумулировали мудрость и жизненную смекалку целых поколений, умение предков переживать неудачи, лечиться от болезней, избегать опасностей. Другой тип табу касался того, что являлось неприемлемым или, наоборот, приемлемым для племени в целом – это законы, регулирующие сексуальные взаимоотношения, способ ведения войны, обращение с духами предков или имуществом. Они включали в свой состав другие элементы – суждения социальной философии. То были не только мистические, но и прагматические соображения.

Табу можно подразделить на два класса: Сохраняющие и разрешающие. Цель первых – гарантировать и обезопасить, цель вторых – искоренять и подавлять. Существовали специальные табу для женщин, прямо направленные против них, как источника зла и опасности для мужчин. Но другая группа табу ограждала женщин ото всего, что было связано с риском и опасностью для здоровья. Таким образом, табу действовали селективно, направляя тем самым ход развития цивилизации. Наряду с табу у древних племен существовало такое понятие, как ритуал.

Основные понятия темы

Мораль, обычай, традиция, табу, нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные качества, добродетели, пороки, золотое правило нравственности.

Слово «мораль» в латинском языке означает «нравственный». Оно происходит от слова «mores» - обычаи, нравы, поведение.

Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках. Нормы и правила морали формировались историческим путём.

При родовом строе порядок в обществе поддерживался системой табу (жёстких запретов). На основе табу постепенно складывались обычаи и традиции. Они опирались на авторитет общественного мнения, чётко указывали, что, когда и как надо делать человеку в конкретных условиях. Никакого выбора они человеку не предоставляли и были единственными нормами поведения. Их выполняли, не задумываясь о том, хороши они или плохи. Таким образом, обычаи и традиции – это совокупность образцов поведения, которым человек следует потому, что так делали его предки.

С разложением первобытнообщинного строя, формированием социально неоднородного общества, освобождением индивида во многом от опеки общины, появляется потребность в новых, индивидуальных средствах ориентации в жизни. Они и воплотились в морали.

Для каждой эпохи был характерен свой особый уровень моральности. Многое, что представлялось обязательным для одних, было неприемлемо для других. Но, тем не менее, несмотря на все разногласия конкретных людей, существуют какие-то нравственные истины, которые и проявляются в опыте человечества.

Совместная жизнь предполагает отказ от посягательства на тело, душу и интересы других людей, ограничение личного эгоизма, в идеале – взаимопомощь и взаимопонимание. Чтобы общество было обществом, а не стадом, в нём должны действовать правила, позволяющие каждому человеку чувствовать себя значимым и защищённым. Поэтому универсальными стали нормы «не убивай» (защита жизни), «не кради» (защита собственности), «не лги» (защита от манипуляций сознанием). Их выработали все человеческие коллективы независимо друг от друга. Нравственная норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, часто повторяющихся в жизни человека. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Поступать согласно этим нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и голос совести.

Чувство межчеловеческой общности поддерживается также нравственными принципами, например, принципами коллективизма, трудолюбия. К числу важнейших, разделяемых всеми народами установок относится патриотизм, символизирующий связь поколений и связь судеб людей с судьбой их Родины.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Положительные нравственные качества – это добродетели (мужество, справедливость), отрицательные – пороки (зависть, жадность).

Основные понятия морали: добро и зло, честь и достоинство, долг, совесть, справедливость, смысл жизни, свобода, счастье.

Универсальный исторический опыт человечества отлился в «золотое правило нравственности. Оно гласит: «относись к другому так, как хочешь, чтобы он относился к тебе». Для всех нравственных систем стало принципом: надо относиться друг к другу по-человечески.

Мораль имеет всепроникающий и всеобъемлющий характер. Это означает, что она теснейшим образом связана с другими сферами культуры: наукой, политикой, философией, правом. Ни одна из этих сфер не может строить свою стратегию вне моральных ценностей.

Выделяют различные функции морали, из которых основные – гуманизирующая и регулятивная.

Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создаёт ориентир человечности. Мораль помогает видеть смысл своей жизни, сохранять целостность личности, изменять мир в направлении гуманности.

Регулятивная функция. Предполагается, что люди должны жить по-человечески, а значит, соблюдать некоторые правила поведения. Но поскольку так бывает не всегда, то именно моральные правила предписывают должное положение вещей. Мораль с помощью своих норм регулирует поведение как отдельного лица, так и общества.

Задача морали заключается в том, чтобы дать людям знание и понимание идеалов гуманности, научить владеть собой, регулировать свои поступки.

Вопросы для повторения

  1. Что такое мораль?
  2. Для чего необходима мораль в человеческом обществе?
  3. Какие функции выполняет мораль?
  4. Каковы основные понятия морали?
  5. Что такое нравственные нормы?
  6. Какие существуют нравственные качества?
  7. В чём сущность добродетелей и пороков?
  8. Назовите основные нравственные принципы.
  9. В чём состоит задача морали?

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Тема 6. ЧЕЛОВЕК И НРАВСТВЕННОСТЬ

релевантные научные источники:

  • Притязание разума. из истории немецкой классической философии и литературы

    М.БУР и др. | Москва, Издательство «Прогресс» 1978 | Научная книга | 1978 | docx | 0.37 Мб

    Немецкая классическая буржуазная философия от Канта до Гегеля и Фейербаха составляет часть, вершину и завершение истории классической буржуазной философии. Под классической буржуазной философией мы

  • Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П.Чехова

    Андреева Елена Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 12.38 Мб

    Специальность 10.02.01 - русский язык. Структура художественного текста неоднородна. Опа представляет собой комбинацию авторского повествования или речи повествователя и персонажей. Вопросы структуры

  • Современная православная журналистика: опыт региональных сми

    Бакина Ольга Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2001 | Диссертация | 2001 | Россия | docx/pdf | 6.92 Мб

    Специальность 10.01.10 - журналистика. Актуальность исследования. Социально-политические, экономические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, вызвали существенные изменения и

  • Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла. 1960-е - начало 1990-х гг.)

    Миронова Наталья Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 4.83 Мб

    13.00.01 - общая педагогика. Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным

  • Этика

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.02 Мб

    Раздел I. Этика - Философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики Раздел I. Этика - философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики. Тема 1. Предмет

  • Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы

    Бур М., Иррлиц Г. | М.: Прогресс,1978. – 327 с. | Научная книга | 1978 | docx | 4.78 Мб

Все мы любим путешествовать и узнавать что-то новое о традициях и обычаях других народов. Мы любуемся архитектурными памятниками, природой, совершаем экскурсии и, конечно же, пробуем блюда национальной кухни. Однако мало кто знает о том, чего не стоит делать во время еды. Сейчас мы вас познакомим с табу, о которых должен знать каждый.

1. Италия

В Италии считается невежливым принимать приглашение отобедать в первый раз. Сначала бы должны отклонить его, и только после второго раза предложение принимается.

Если вы решите поужинать в ресторане и вам покажется, что в заказанное вами блюдо положили недостаточно сыра, то вам лучше не заявлять об этом во всеуслышание. Это будет расцениваться как признак вашего недовольства кулинарными способностями повара, что является величайшим оскорблением.

2. Китай

В Китае нельзя разрезать лапшу. Это считается дурным предзнаменованием, так как китайцы верят, что чем длиннее лапша, тем дольше вы будете жить. А перерезание лапши символизирует уменьшение длительности жизни.

Также нельзя направлять палочки в сторону ваших сотрапезников.

3. Япония

Табу с палочками существуют и в Японии. Например, нельзя передавать ими пищу, потому что, внимание, ими передают пищу во время похорон. И, таким образом, если вы передадите еду этими палочками, то выразите свое неуважение.

На этом запреты с палочками не заканчиваются. После окончания трапезы не оставляйте их в пище в вертикальном положении. Сделав это в кафе или другом заведении общественного питания, вы оскорбите хозяина.

4. Танзания

В нашей стране принято приходить на ужин вовремя, а придя раньше, вы можете помочь хозяйке в приготовлении пищи, чем принесете ей удовольствие. А вот в Танзании лучше опоздать к ужину минут на 20. В противном случае вы нанесете оскорбление хозяину.

5. Корея

Согласно традициям Кореи, трапезу должен начинать самый старший из присутствующих за столом, а потом уже все остальные.

6. Южная Корея

А в Южной Корее во всем питья нужно повернуть голову и смотреть куда-то в сторону.

7. Чили

В Чили, если вы будете употреблять любую пищу руками, это посчитают плохим тоном.

8. Россия

В России считается плохой приметой, если вы оставляете опустошенные бутылки из-под водки на столе. Поэтому их всегда ставят на пол.
А слизывание еды с ножа свидетельствует о плохом воспитании.

9. Великобритания

Интересная традиция присутствует в культуре Великобритании. Когда вы едите суп, то тарелку следует наклонять от себя, так же нужно орудовать и ложкой.

10. Индонезия

В Индонезии ваши руки во время трапезы должны находиться на столе.

11. Ямайка

На Ямайке маленьким детям не разрешают употреблять блюда, содержащие куриное мясо. Согласно верованиям, если ребенок отведает такое мясо, прежде чем начнет разговаривать, то он вообще не научится говорить.

12. Нигерия

Интересное поверье, связанное с курятиной, существует и в Нигерии. Здесь население верит, что если детей кормить яйцами, то они вырастут ворами.

13. Франция

Во Франции нужно тщательно пережевывать пищу. Быстрый темп приема трапезы считается грубым и некультурным.

Также заказывайте столько, сколько вы сможете скушать. Если вы не доедите пищу, это признак того, что вам попросту не нравится еда.

Если вы идете в кафе или ресторан с компанией, помните, что во Франции не принято делить счет. Вы должны заплатить за всех, или не заплатить вовсе. Другого варианта не существует.

14. Мусульманские страны

Во всех мусульманских странах нужно употреблять пищу исключительно правой рукой. Левая же рука предназначена для подмывания, то есть ее задействование во время трапезы считается неприемлемым.

15. Германия

В Германии, также как и в Чили, нельзя ничего кушать с использованием пальцев. Исключением является только хлеб.

16. Казахстан

В Казахстан лучше ехать со своей большой чашкой, потому что там чай наливают только до половины чашки. Если же хозяин нальет полную чашку, это намек на то, что вам пора идти.

17. Афганистан

В Афганистане, так же как и у нас, просыпанная соль считается плохой приметой, так как это может привести к ссоре. Поэтому, чтобы этого не произошло, нужно наверх посыпать сахар.

18. Египет

В Египте, если вы попросите солонку, вы нанесете повару оскорбление.

19. Эстония

В Эстонии, если у вас упал на землю хлеб, нужно его поцеловать, перед тем как выбросить.

Из сказанного выше следует, что хотя ритуальная дисциплина играла важную, даже основополагающую роль в человеческом развитии, она вне всякого сомнения достигала успеха лишь ценой некоторой поте­ри творческого начала. Следовательно, господство ритуала и всех производных от него форм установлений объясняет как раннее раз­витие человека, так и крайнюю замедленность этого процесса. Дол­гое время тормоза оставались гораздо мощнее, чем машина, которую они сдерживали.

Где бы мы ни находили архаического человека, мы видим от­нюдь не беззаконное существо, вольное делать что ему хочется, когда хочется и как хочется* скорее, перед нами человек, который в каждый момент своей жизни держится осторожно и осмотрительно, подчиня­ясь обычаям своего рода, воздавая почтение сверхчеловеческим си­лам - будь это боги-творцы всего сущего, призраки и демоны, свя­занные с его незабвенными предками, или же тотемы - священные

Животные, растения, насекомые или камни. Можно почти не сомне­ваться (хотя и это тоже остается догадкой) в том, что древний чело­век отмечал каждую фазу своего развития подобающими обрядами посвящения, то есть, по сути, универсальными церемониями, кото­рые цивилизованный человек перестал совершать лишь недавно - для того, чтобы поспешно состряпать для них замену вроде книжек «Уход за младенцем и кормление» или «Сексуальные проблемы под­ростков» .

Благодаря запретам и ограничениям, а также в силу благочести­вых соглашений, древний человек пытался соотносить свою деятель­ность с окружавшими его незримыми силами, стремясь завладеть частью их могущества, оградиться от их коварства и заручиться их поддержкой (а порой путем волшебства и исторгнуть ее у них). И нигде еще такое осмотрительное поведение не нашло более полного отражения, чем в двух древних установлениях, к которым Фрейд от­носился с большим подозрением и наивной враждебностью: я имею в виду тотем и табу.

Как указывали Рэдклифф-Браун и Леви-Стросс, понятие тоте­ма, если изучить разнообразные сферы его приложения, обнаружива­ет многочисленные двусмысленности и противоречия. Впрочем, то же самое относится и к другому важнейшему понятию - городу, - охватывающему множество различных городских функций и соци­альных потребностей, которые объединяет лишь приблизительно сходное устройство. Связующим элементом между всеми формами тотема являются особые отношения зависимости от некоего священ­ного предмета или силы, которую подобает благоговейно чтить. На первый, поверхностный взгляд представляется, что привязанность определенной группы людей к одному предку-тотему явилась попыт­кой избежать губительных последствий кровосмешения внутри не­многочисленной общины. Поэтому внутри тотема браки запреща­лись, а половая связь с членами своего тотема, возможно, каралась смертью.

К сожалению, такое объяснение не выдерживает критики. в том, что формальные сексуальные отношения под знаком тотема со­существовали с обычной семейной жизнью, какая наблюдается и среди многих других биологических видов, даже у птиц. Это указы­вает на специфически человеческую двойственность (или лучше оп­ределить ее как взаимодополняемость?), обособляющую биологиче­скую и культурную сторону жизни. Сложные правила, регулировав­шие родственные отношения у «примитивных» народов, а также их табу, свидетельствуют о том, что человек весьма рано одержал верх над своими грубыми биологическими инстинктами и наделил их осо­бой человеческой формой, повинуясь суровым и осознанным прика­зам высших мозговых центров.

Порядок тотемного родства закреплялся с помощью табу; изна­чально это полинезийское слово, которое буквально означает «то, что запрещено». Под это понятие подпадают многие стороны жизни, по­мимо половых связей: табу распространяется на разновидности пи­щи, особенно мясо тотемных животных, на трупы, на женщин в пе­риод менструации, на игру вождя - вроде серфинга, или на опреде­ленную территорию. Действительно, любая часть окружающей чело­века среды окружения в силу какой-то случайной связи с добрыми или злыми силами может оказаться табуированной.

Эти запреты настолько чужды здравому смыслу, что можно только поражаться - как это делал Фрейд - их немыслимой прихот­ливости, их своенравному неразумию, их суровому осуждению не­виннейших поступков. Порой даже начинает казаться - как это каза­лось Фрейду, - что те достижения, которые совершил человек, сделав свое поведение рациональным, находятся в пропорциональной зави­симости от его способности отвергнуть или отбросить все табу. Но подобное суждение было бы опасной ошибкой с еще более опасными последствиями Так же, как в своем отрицании религии, Фрейд осно­вывался здесь на странном предположении, будто обычаи, никоим образом не помогавшие человеческому развитию, а в иных случаях и явно противостоявшие ему, - тем не менее сохранялись на протяже­нии долгих веков, не утрачивая своего влияния. Однако от Фрейда ускользнуло то, о чем напомнил нам другой, более внимательный исследователь - Рэдклифф-Браун, говоря обо всех формах ритуала: необходимость проводить разграничения между самим методом и социальной целью. Взывая к священным силам, предписывая страш­ные кары за нарушение табу, древний человек формировал привычки абсолютного контроля над собственным поведением. Потерю свобо­ды в данном случае на долгое время компенсировали коллективная солидарность и предсказуемый порядок.

Мнимая цель порой заставляла табу казаться детскими, неспра­ведливыми или извращенными - например, женщинам отказывалось в особых привилегиях, которыми пользовались мужчины, а при дето­рождении происходило наоборот. Однако привычка строго следовать подобным наказам и запретам была чрезвычайно важна, так как помо­гала человеку достичь порядка и согласованности в прочих сферах.

Для противодействия беззаконному абсолютизму своего бессоз­нательного человеку требовалась некая законопослушная сила, не менее абсолютная. Вначале для необходимого равновесия было дос­таточно одного лишь табу: это и был самый ранний «категорический императив» человека. Табу - наряду с ритуалом, с которым оно было тесно связано, - явилось для человека одним из наиболее действен­ных средств достижения самоконтроля. Такая нравственная дисцип­лина, укоренившаяся в качестве привычки раньше, нежели ее можно было оправдать как рациональную человеческую необходимость, была основополагающей для человеческого развития.

Проиллюстрируем сказанное примером из быта современного примитивного австралийского народа - эуалайи. По словам Заура, у них существует следующий обычай: когда ребенок только начинает ползать, мать отыскивает сороконожку, опускает в кипяток, а потом, поймав ручки ребенка, принимается легонько ударять по ним мерт­вым насекомым, напевая при этом такую песенку:

Будь добрым,

Не воруй,

Не трогай того, что принадлежит другим,

Не смотри на чужое.

Будь добрым.

Мать здесь не только воплощает для человеческого детеныша власть, но и связывает ее с потенциально ядовитым существом, со­единяя свои внушения с символическим нанесением наказания за непослушание. Эти позитивные наставления лишены произвольности приказаний или разрешений. Так, представления о нравственном по­рядке и порядке умственном развивались бок о бок.

Сейчас западное общество настолько позабыло о древних табу, запрещавших убийство, воровство и насилие, что мы сталкиваемся с малолетними подростками, которые не задумываясь дерзко нападают на других людей просто «для забавы», в то время как взрослые пре­ступники способны обдуманно готовить уничтожение десятков мил­лионов человек, следуя - несомненно, тоже «для забавы» - некой математической теории игры. Сегодня наша цивилизация скатывает­ся в состояние гораздо более примитивное, гораздо более иррацио­нальное, чем то, в котором находится любое из известных ныне об­ществ, скованных понятиями табу, - именно из-за отсутствия каких бы то ни было действенных табу. Если бы западный человек мог соз­дать нерушимое табу на бездумное истребление людей, наше общество смогло бы получить гораздо более надежную защиту как от насилия одиночек, так и от все еще грозящих коллективных атомных ужасов, чем ООН или не всегда исправный механизм самоотключения.

Точно так же, как ритуал (если я правильно истолковал его) стал первым шагом в сторону действенного выражения и общения с по­мощью языка, - так и табу стало первым шагом в сторону нравствен­ной дисциплины. Не будь того и другого, человечество могло окон­чить свой жизненный путь гораздо раньше, - как это случилось со

Многими могущественными владыками и народами, не выдержавши­ми крайне напряженных условий существования.

Человеческое развитие в каждой своей точке покоится на спо­собности выдерживать напряжение и контролировать его облегчение. На самом низком уровне это касается контроля над мочевым пузырем и кишечником; далее следует осознанное направление телесных по­требностей и генитальных побуждений в социально приемлемое рус­ло. Итак, мое предположение заключается в том, что строгая дисцип­лина, присущая ритуалу, и строгие нравственные ограничения, пред­писываемые табу, оказались чрезвычайно важны для формирования самоконтроля у человека, а потому и способствовали его культурной деятельности во всех областях. Только те, кто соблюдают правила, способны играть в игры; и до определенной степени строгость пра­вил и то, насколько трудно выиграть, не нарушая их, придают осо­бую прелесть самой игре.

Словом, вся сфера существования древнего человека, которую современное научное мышление, уверенное в своем интеллектуаль­ном превосходстве, отвергает, была изначальным истоком целена­правленного превращения человека из животного в собственно чело­века Ритуал, танец, тотем, табу, религия, магия, - все это послужило прочной основой для дальнейшего развития человека. Даже первая существенная попытка разделения труда, как указывал А. М. Хокарт, возможно, зародилась из ритуала с его четким распределением обя­занностей и ролей, и только потом была перенесена в область техно­логии. И все это берет свое начало в «далеком прошлом, похожем на сон».