Действие (в театре). Явление

Явление, сцена это часть акта (действия) в драматическом произведении, которая характеризуется неизменным количеством действующих лиц. Явление иногда определяется как основная единица сюжета рассказов, романов и других жанров художественной литературы.

Понятие явления в литературе исходит от театра, где под ним понимается краткая часть спектакля, которая разворачивается в одном месте действия с одними и теми же действующими лицами. Явлению свойственна структура законченного произведения, с завязкой, развитием действия и концовкой.

Слово «явление» для обозначения отдельной части пьесы распространено в русской драматургии как синоним слова «сцена» в зарубежных пьесах; термин «действие» заменяет слово «акт».

Происхождение

Акт в прозе – глава

Явление представляет собой часть акта, или действия (лат. actus – действие) – раздела драматического произведения. Деление драматического произведения на акты введено в древнегреческом, а затем в римском театре, в котором спектакль состоял из 5-ти действий.

В античном театре пьеса исполнялась несколькими актёрами, которые играли все роли. Деление актов на сцены позволяло актёрам сменить костюмы и подготовиться к следующей роли во время промежуточных сцен. Структура явлений в театральном спектакле также использовалась для изменения места действия путём изменения фона. После окончания явления ненадолго закрывался занавес, во время чего менялись декорации и реквизиты на сцене, чтобы показать другое местоположение. По этой причине сцены в драматическом тексте часто вводятся с указанием места, например, сцена 1, загородный дом; сцена 2, сад.

Явление в структуре драматического произведения

Явление содержит небольшой отдельный фрагмент общего повествования драматического произведения. В явлении участвуют одни и те же действующие лица и действие происходит в одном месте и времени. В акт входит несколько сцен. В одноактных пьесах сцены составляют сюжет из 3-х частей с началом, развитием, концом действия.

Драматурги и театральные режиссёры произвольно распределяют акты на сцены (явления), причем акты одной пьесы могут иметь разное количество сцен. В трагедии в пяти актах «Ромео и Джульетта» (1597) великого английского драматурга У. Шекспира акты включают разное количество сцен: акт I – 5 сцен, акт II – 6 сцен, акт III – 5 сцен, акт IV – 5 сцен, акт V – 3 сцены. В драме знаменитого русского драматурга А. Н. Островского в пяти действиях «Гроза» (1860) в первом действии 9 явлений, во втором – 10, в третьем – 5, в четвертом – 6, в пятом – 7.

Действие и явление

Явление начинается с появления действующих лиц и заканчивается их уходом. Оно представляет собой короткий диалог или событие, происходящее в одном месте. Например, в 6-й сцене второго акта трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» описано тайное венчание Ромео и Джульетты.

Структура драматического произведения устроена таким образом, что поток повествования перемещается от сцены к сцене. Действие и явление (акт и сцена) как структурные элементы драматического произведения имеют следующие различия:

Действие и явление – части пьесы или театрального спектакля. Главное различие между ними заключается в их продолжительности: действие – длительная часть пьесы; явление – краткое событие или диалог. Продолжительность явлений зависит от их количества в действии: чем больше сцен, тем короче каждая из них. Акт в театральном представлении обычно длится от 30 до 90 минут.

Действие считается основным инструментом разделения драматического произведения, формирования его структуры. Оно разделяется на несколько явлений, а явление не разделяется на составные части, но может переходить только к другому явлению, где продолжается действие и общий поток повествования.

Акт и сцена обозначаются в тексте драматического произведения заглавными буквами, но для нумерации актов используются римские цифры (АКТ I), для сцен – арабские (СЦЕНА 1).

Акт установлен античными драматургами как главный элемент пьесы. Разделение драматического произведения на сцены, или явления, не обязательно.

Значение явления в драматическом произведении

В драматургии разделение произведения на акты и сцены играют композиционную роль, поскольку упорядочивание, последовательность повествования улучшает передачу актёрами его смысла и понимание читателями. С XVIII в. в пьесах чётко фиксировались явления, которые обозначались порядковым номером и перечислением действующих лиц.

В театре XVIII-XIX вв. спектакли разбивались на сцены главным образом по техническим соображениям: количество явлений определялось конструкцией сцены. Выдающийся русский писатель Л. Н. Толстой разбил драму в 6-ти действиях и 12-ти картинах «Живой труп» (1911) на большое количество явлений, поскольку создавал пьесу для театра с новейшим устройством сцены. Современная драматургия редко придерживается принципа деления действий на явления.

Слово явление произошло от латинского scaena, scena, что в переводе означает сцена.

Театральные термины и понятия.

АВАНСЦЕНА - передняя часть перед завесой, тоже именно, что и ПРОСЦЕНИУМ.

АГОН - соревнования артистов, которые ежегодно проводились в Древней Греции; в атичной комедии - диалог и конфликт противников, который складывает сущность пьесы.

АКТ - часть драматургического произведения, отдельное ДЕЙСТВИЕ.

АКТЕР - исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных и подобных представлениях.

АМПЛУА - тип роли актера, который отвечает его возрасту, внешности и стилю игры: субретка, травести, герой-любовник, трагик, простак, инженю и т. п.

АНТАГОНИСТ - персонажи, которые находятся в оппозиции или в конфликте друг к другу, являются антагонистами.

АНТИТЕАТР - драматургия и стиль игры, который отрицает все принципы театральной иллюзии.

АНТРАКТ - перерыв между действиями представления.

АПАРТЕ - язык персонажа, который адресован к самому себе (и соответственно публике).

АПЛОДИСМЕНТЫ - хлопание в ладони публики в знак одобрения того, что выполняется на сцене.

АРЛЕКИН - один из самых популярных персонажей итальянской "комедии масок".

АТЕЛАНА - коротенькая пьеса фарсового характера с постоянными персонажами (макк, буккон и др.).

БАЛАГАН - разновидность зрелищного народного искусства юмористического характера; временное сооружение для театральных, цирковых или эстрадных представлений.

БИОМЕХАНИКА - термин употреблен В. Мейерхольдом для описания системы физической тренировки актера, основной целью которой является немедленное выполнение заданий,

которые получены извне (актером от режиссера).

БОГ из МАШИНЫ (DEUS EX MACHINA) - неоправданное появление персонажа драмы, который изменяет ход действия и разрешает конфликт. В переносном смысле - неоправданный и неожиданный поворот сюжета.

БУРЛЕСК - форма комичного преувеличения, разговор о серьезных вещах в шутливой манере.

БУФФОНАДА - шутливая сценка, которая построена на преувеличении.

ВАРЬЕТЕ - разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, в котором выступают актеры разных жанров, преимущественно юмористического характера, эстрадный театр.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - зрелище, все что выставляется напоказ.

ОТЧУЖДЕНИЕ - прием установления дистанции в отношении к изображаемой реальности, в результате чего она появляется в новой перспективе, открывая в ней невидимые или черты, которые стали привычными.

ВОДЕВИЛЬ - жанровая разновидность комедийной драматургии, представление с куплетами и танцами, легкая комедия.

ГЕРОЙ - в драматургии и театре - главный персонаж; тип персонажа, который имеет исключительную силу и мощь.

ГИПОКРИТ - одно из названий актера в древнегреческом театре, который отвечал на вопрос хора.

ГИСТРИОН - актер в древнем Риме, который выступал без масок, в средневековье - путешествующий актер.

ГРИМ - искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица с помощью гримирующих красок (грима), пластичных и волосяных накладок, парика, прически и т. п,

в соответствии с требованиями роли.

ДЕВТЕРАГОНИСТ - актер, который исполняет вторую роль.

ДЕКЛАМАЦИЯ - искусство выразительного чтения вслух, иногда слишком театральная, искусственная манера актерского выполнения.

ДЕКОРАЦИЯ - элемент художественного оформления сценического пространства; создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа представления.

ДИВЕРТИСМЕНТ – представление, которое состоит из отдельных номеров или фрагментов, ряд концертныхномеров, составляющих особую - увеселительную - программу, даваемую в дополнение к какому-либо основномуспектаклю,концерту; балетныйспектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете илиопере, непосредственно не связанный с сюжетом; когда-то выполнялась в конце зрелища.

ДИАЛОГ - разговор между двумя или несколькими персонажами.

ДЕЙСТВИЕ - в зрелищном искусстве последовательность сценических событий, сумма поступков персонажей, из которых состоит сюжет, а также часть драматического произведения, тоже, что и АКТ.

ДИФИРАМБ - культовые песни в честь бога Дионисия, которые выполнялись хором и танцорами под руководством КОРИФЕЯ.

ДРАМА - драматургическое произведение вообщем, род литературы, жанр драматургии.

ДРАМАТУРГ - писатель, который пишет драматургические произведения - пьесы, сценарии и тому подобное.

ДРАМАТУРГИЯ - искусство создания произведений драматургического рода литературы, теория построения драматургических произведений.

ЕКІКЛЕМА - подвижная платформа в древнегреческом театре, которая выкатывалась на орхестру из помещения скены в тех случаях, когда требовалось показать события, которые происходили внутри дома, дворца или храма.

ЭКСОД - в древнегреческом театре заключительная часть представления, в конце которой актеры и хор оставляли место игры.

ЭКСПОЗИЦИЯ - эпизод сценарной конструкции, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомление с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.

ЭКСПРОМТ - импровизационная пьеса или, по крайней мере такая, которая претендует на импровизацию.

ЕОРЕМА - подъемная машина в древнегреческом театре.

ЭПИЗОД - самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, которая связана с его основной темой.

ЭПИЛОГ - заключительная часть произведения, сцена, которая заканчивает пьесу и идет после развязки.

ЭТЮД - в театральной педагогике упражнение, предназначенное для развития и совершенствования актерской техники.

ЕДИНСТВО МЕСТА, ВРЕМЕНИ И ДЕЙСТВИЯ - требования к построению драматургического произведения, что существуют со времени классицизма: действие происходит в одном месте в течение короткого промежутка времени вокруг одной главной истории.

ЖАНР - тип художественного произведения, который характеризуется похожими чертами, подчиненный определенным правилам.

ЖЕСТ - телесное движение, чаще волевое и контролируемое актером, который осуществляется ради значения, более или менее зависимого от текста, который произносится, или же совсем автономного.

ЗОНГ - средство отчуждения, музыкальный вставной номер, текст которого скорее произносится или монотонно читается, чем поется.

ИМПРОВИЗАЦИЯ - техника драматической игры, когда актер играет что-нибудь непредвиденное, не подготовленное заранее и вымышленое во время действия.

ИНТЕРМЕДИЯ - дивертисмент (акробатический, драматический, музыкальный и т.д.), который играется в антрактах пьесы, междействие.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - личное понимание и ощущение произведения постановщиком или исполнителем, взгляд с другой стороны, тоже, что и ТРАКТОВКА.

ИНТРИГА - срок, который может означать основную ситуацию сюжета, злоумышление действия, коварные намерения одних действующих лиц относительно других, схему событий, которые отображают борьбу персонажей между собой.

КАБАРЕ - разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, где выступают актеры разных развлекательных жанров, то же, что и ВАРЬЕТЕ.

КАРНАВАЛ - массовый праздник, гуляние с переодетыми персонажами, развлечениями, конкурсами, с уличными процессиями, танцами и тому подобное.

КАРТИНА - единица пьесы, закончена самостоятельная часть акта.

КАТАРСИС - обязательный элемент трагедии, эмоциональная очистка через сочувствие, жалость и страх в момент их возникновения у зрителя.

КАТАСТРОФА - одна из частей античной трагедии, конец действия, гибель героя, трагическая развязка.

КВІПРОКВО - недоразумение, благодаря которому одного персонажа принимают за другого.

КОМЕДИЯ - один из главных жанров драматургии, в котором сюжет строится на смешных, комедийных ситуациях.

КОМЕДИЯ МАСОК (COMEDIA DELL"ARTE) - известная разновидность театрального зрелища в Италии 16-17 века, построенный на импровизации и буффонаде с использованием образов персонажей - "масок", характеры которых не изменяются.

КОМЕДИЯ ЕРУДІТА (COMEDIA ERUDITA) - ученая комедия, комедия интриги в Италии в эпоху возрождения, написанная гуманистами.

КОМПОЗИЦИЯ - средство, с помощью которого строится драматическое произведение, в частности текст, структура произведения, взаимосвязь отдельных ее частей.

КОНФЛИКТ - обязательный элемент структуры драматического произведения, столкновения противоположных идей и взглядов, обострения противоречий, которое имеет форму драматической борьбы.

КОРИФЕЙ - руководитель хора в античной трагедии, в дальнейшей истории - ведущий театральный деятель, классик театрального искусства, мастер своего дела.

КОТУРНЫ - в античном театре особенная актерская обувь с толстой подошвой для увеличения роста исполнителя, в переносном смысле "стоять на котурнах" - вести себя слишком надменно, пренебрежительно относиться к окружению.

ЛАЦИ - термин commedia dell "arte, разнообразные трюки, смешные номера и импровизации, которые никак не связаны с сюжетом.

ЛИБРЕТТО - сжатый перевод сюжета оперы или балета, любого представления.

ЛОА - в испанском театре пролог для акта-мистерии или комедии.

МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которая управляется сверху с помощью нитей или металлического прута актером-кукловодом.

МАСКА - специальная накладка с каким-либо изображением (лица, звериной морды, голова мифологического существа и тому подобное), которая одевается чаще всего на лицо.

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ - чтение вслух стихов или прозы в музыкальном сопровождении.

МЕЛОДРАМА - разновидность драмы с сюжетом бытового характера, с преувеличенными эмоциями, неожиданными случайностями и обязательной победой добра над злом; пьеса, в которой наиболее острые драматические моменты сопровождаются музыкой для

выражения эмоций персонажа, который молчит.

МЕТАТЕАТР - театр, проблематика которого обращена к самому театру и который, соответственно, "говорит" сам о себе.

МЕТАФОРА - образное воплощение понятия, то же, что аллегория.

МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в соответствующих соотношениях друг к другу и с окружающей вещественной средой в тот или другой момент представления.

МИМ - особенный вид зрелища в античном театре, короткие сценки бытового и сатирического содержания; актер или актриса - исполнители пантомимы.

МИМЕСИС - имитация или изображение чего-нибудь.

МИМИКА - передача определенных чувств, с помощью мышц лица.

МИМОДРАМА - пьеса, в которой используется только пластичный язык тела.

МИРАКЛЬ - жанр средневековой религиозной стихотворной драмы морализаторского характера, сюжет которой базируется на "чуде", которое творят святые или Богоматерь.

МИСТЕРИЯ - религиозная средневековая драма на сюжеты из Библии и Евангелия или на темы из жизни святых. Имеет массовый, глобальный характер.

МОНОЛОГ - речь персонажа, не обращенная непосредственно к собеседнику с целью получить от него ответ.

МОНТАЖ - процесс соединения частей в единое целое; драматургическая форма, в которой фрагменты текста и сценические фрагменты смонтированы в виде последовательных самостоятельных единиц.

МОРАЛИТЕ - средневековое драматургическое произведение с аллегорическими персонажами, которое имеет дидактично-поучительный характер.

МОТИВ - неделимая составная часть интриги, которая является автономной единицей действия.

МЮЗИКЛ - пьеса и театральное представление, что построенно на использовании разных зрелищных жанров: оперы, оперетты, балета, эстрады, драмы и тому подобное. Может быть построено не только на комедийном, но и на драматическом сюжете.

МЮЗИК-ХОЛЛ - вид театров, которые дают концертные представления с несложным сюжетом (ревю, обзор).

СВЕРХМАРИОНЕТКА - определение, которое было использовано Э.Г. Крегом для определения актера, которого он желает видеть в распоряжении режиссера.

НАРАТОР - ведущий, пересказчик, человек от театра, чтец, чаще всего встречается в эпической, романтичной драматургии, инсценировках, посредник между действующими лицами и зрителями.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - сумма поступков действующих лиц театрального представления на пути к определенной цели, тоже именно, что и единственное действие в драматургии.

ОБРАЗ - художественное представление о каком-то явлении или ситуации, средство и форма показа действительности в искусстве.

ОПЕРЕТТА – театральное преставление лирико-комедийного характера, где разговоры персонажей сочетают с пением и танцами.

ПАНТОМИМА - представление, в котором передача информации происходит без слов,с помощью движений и мимики, то же что и МИМОДРАМА.

ПАРАБАЗИС - часть древнегреческой трагедии, когда хор выходит на авансцену, чтобы через своего корифея передать зрителям точку зрения автора, его несогласие с происходящим.

ПАУЗА - перерыв в разговоре, молчание.

ПЕРСОНАЖ - действующее лицо художественного произведения.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - воплощение определенной идеи в конкретный сценический образ персонажу, представление об абстрактном явлении в конкретном образе.

ПЕРФОМАНС - театр визуальных искусств, зрелище в котором художественным объектом становится тело исполнителей (боди-арт), окружающие бытовые вещи, как равноправные сочетают разные визуальные искусства (театр, танец, музыка, видео, поэзия и кино), происходит непосредственное общение с зрителями. Действие П. происходит не в театре, а в музеях или художественных галереях.

ПЬЕСА - литературное произведение, которое имеет драматургическую форму, которую можно читать и ставить в театре

ПОДТЕКСТ - содержание, которое не выражено в разговоре, но имеется в виду.

ПРЕМЬЕР - актер, который исполняет главные, важнейшие роли.

ПРЕМЬЕРА - первое театральное представление, первый показ.

ПРОЛОГ - часть, которая идет перед тектом пьесы, предисловие к пьесе.

ПРОТАГОНИСТ - в древнегреческом театре актер, который исполняет главную роль.

ПРОСЦЕНИУМ - ближайшая к зрителям часть сцены перед завесой, АВАНСЦЕНА.

ПСИХОДРАМА - техника психологического и психоаналитического исследования, с помощью которого делается попытка анализировать внутренние конфликты путем разыгрывания несколькими протагонистами импровизационного сценария с учетом некоторых правил.

РАМПА - край сцены, линия распределения театрального пространства на сцену и зал, в переносном смысле - сцена или театр вообще.

РЕВЮ - эстрадный обзор, представление, которое состоит из отдельных сцен и номеров, которые иногда соединены общей темой или легким сюжетом.

РЕЖИССЕР – специалист, в обязанности которого входит поставновка пьесы.

РЕКВИЗИТ - вещи сценической обстановки (за исключением декорации и костюмов), которыми пользуются актеры или манипулируют в ходе действия пьесы.

РЕПЕРТУАР - перечень произведений, которые выполняются в театре или с которым выступает отдельный исполнитель или творческий коллектив.

РЕПЕТИЦИЯ - работа с изучением текста и сценической игры, которую выполняют актеры под руководством режиссера, подготовка представления.

РЕПЛИКА - один из элементов сценического диалога, отрицания, ответ одного действующего лица другого.

РЕТРОСПЕКТИВА - сцена или мотив в пьесе, который предупреждает эпизод, который разыгрывается.

РЕЧИТАТИВ - напевная декламация, сочетание чтения вслух и пению.

РИТМ - последовательная и равномерная смена разнообразных элементов, которые составляют произведение.

РИТУАЛ - сформированный через обычай и установленный традицией порядок проведения какого-то действия, церемониал.

РАЗВЯЗКА - эпизод драматического произведения, который окончательно решает все конфликты и противоречия.

РОЛЬ - часть текста драматургического произведения, которая изображает определенного человека, совокупность текста и игры актера.

СИНКРЕТИЗМ - смесь разнообразных за материалами элементов сценария или представления, их соединённость.

СКЕТЧ - короткая сценка, обычно комедийного характера.

СКОМОРОХ - путешествующий актер Древней Руси.

СОБЫТИЕ - в драме поступок персонажа, который приводит к важным изменениям в судьбе действующих лиц, который является следствием предыдущих событий и готовит следующие.

СОЛИЛОКВИЙ - язык, обращенный к самому себе, то же, что и МОНОЛОГ.

СТАТИСТ - актер, который исполняет второстепенные роли, участник массовой сцены.

СТРУКТУРА - взаимосвязь составных частей единого целого, внутреннее построение, то, которое имеет определенную организацию.

СЦЕНА - площадка, фундаменты, на которых происходит действие театрального представления, а также часть драматургического акта или действия, еще зрелище или событие, а также театр вообще.

СОТИ - средневековая комичная пьеса, пьеса "дураков".

СЦЕНОГРАФИЯ - искусство художественного оформления сцены, представления, зрелища.

СЮЖЕТ - постепенный ряд событий, которые связаны между собой и складывают содержание произведения.

ТЕАТР - особенный вид зрелищного искусства, в котором жизнь отображается с помощью драматического действия, а также сооружение, где происходят представления.

ТЕАТР В ТЕАТРЕ - вид представления, сюжетом которого является постановка театральной пьесы.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ - приспособление литературного материала к требованиям театрального искусства, перевода его в действенное зрелище, использование в показе различных технических средств и элементов оформления.

ТЕАТРОН - в древнегреческом театре, место, из которого зрители смотрят представление.

ТЕМА - самая главная проблема и определенный круг конкретных явлений художественного произведения, в котором происходит действие.

ТИП - литературный образ, в котором обобщаются отдельные черты внешности или характера персонажа, его социальной, национальной и профессиональной принадлежности.

ТРАГЕДИЯ - жанр драматургии, который имеет в основе очень обостренный конфликт, непримиримую борьбу, гибель главных героев.

ТРАГИКОМЕДИЯ - пьеса, которая имеет признаки как комедии, так и трагедии.

ТРИТАГОНІСТ - в древнегреческом театре актер, который исполняет третью роль.

ТРАКТОВКА - свое личное понимание чего-то, свой вариант, то же, что и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

ФАБУЛА - сжатый перевод самых главных событий, которые складывают сюжет художественного произведения в их логической последовательности.

ФАРС - средневековая форма гротесковой драматургии, по содержанию и настроением иногда грубая и неприличная, сначала демонстрировалась как междудействие, впоследствии приобретает самостоятельное значение.

ФИГЛЯР - артист из народа, который выступал на городских площадях, показывал фокусы, акробатические номера, импровизированные представления.

ФИЕРИЯ - пьеса, основанная на эффектах магии, чуда, яркой зрелищности, в том числе с вымышленными персонажами, которые наделены сверхчеловеческой силой (феи, демоны, силы природы, мифологические существа и тому подобное).

ФРАГМЕНТ - мелкая часть целого, кусок какого-то произведения.

ХАРАКТЕР - совокупность черт и особенностей, присущие определённому человеку или явлению.

ХЕППЕНИНГ - форма современного театрализованного зрелища, когда не используются текст или заранее заданная программа, с использованием разнообразных технических средств и окружающей среды.

ХОР - коллективный персонаж античного театра.

ХОРЕВТ - участник древнегреческого хора.

ХРОНИКА - пьеса, построенная на основе исторических событий, иногда упомянутых в исторической хронике.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА - мнимая стена, которая отделяет сцену от зрительного зала.

Для начала пройдемся по основным определениям, с которыми вы столкнетесь, если решите написать пьесу.

Пьеса — это драматическое произведение, предназначенное для представления в театре. В зависимости от сложности и длительности воплощаемых событий пьеса делится на акты и действия. Обычно в первом действии дается экспозиция и происходит завязка, в последнем действии происходит развязка.

Авторизованная инсценировка — это пьеса, созданная на материале литературно-художественного произведения нетеатрального жанра: романа, повести, поэмы и пр.; и одобренная автором переработанного сочинения.

Акт — это законченная часть драматического произведения или театрального представления. Обычно в театре акты разделяются антрактами. В свою очередь акт может дробиться на более мелкие части: явления, эпизоды, сцены, картины.

Буфф — в драматургии — введение в ткань пьесы элементов скоморошества, шутовства или циркового представления.

Вымарка — в пьесе — часть текста, изымаемая режиссером при подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого характера.

Действие — законченная часть пьесы и спектакля, предполагающая развитие событий. Различают внешнее и внутреннее действия.

Внешнее действие — стремительное, сложное, запутанное развитие событий, не связанное с раскрытием характеров действующих лиц.

Внутреннее действие — изменения, происходящие в мировоззрении героев на фоне относительно простых событий.

Действующее лицо — персонаж, участвующий в пьесе.

Инсценировка — переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино. Инсценировка имеет форму пьесы с логично построенным действием.

Интрига — в драматургии — способ организации драматического действия при помощи сложных перипетий. Интрига создается сознательными условиями одной из борющихся сторон или возникает в результате случайного стечения обстоятельств. С помощью интриги драматург достигает особой напряженности действия, заинтересовывает зрителя его развитием.

Картина — в драме, опере, балете — законченная часть акта. Картины отделяются друг от друга коротким перерывом, во время которого опускается занавес, публика остается на местах, а на сцене происходит быстрая смена декораций.

Мелодрама — пьеса, отличающаяся: острой интригой; преувеличенной эмоциональностью; резким противопоставлением добра и зла; морально-поучительной тенденцией.

Одноактная пьеса — пьеса, все события которой укладываются в одно действие. Одноактные пьесы отличаются простотой экспозиции и простотой конфликта.

Пастушеская драма — в средневековой Европе — жанр небольших пьес, в которых идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов.

Переделка — приспособление иностранной пьесы к особенностям быта той страны, для которой предназначается переработанный текст. Переделка осуществляется путем перенесения места действия, изменения имен действующих лиц и пр.

Пролог — вступительная часть пьесы, картина, предваряющая основное действие. Пролог:
— либо имеет аллегорический характер;
— либо передает события, подготавливающие основное действие.

Пуассардский жанр — вид пьес 18 века, в которых использовался грубый, простонародный жаргон.

Радиопьеса — самостоятельный род драматургических произведений, отражающих движение мыслей и чувств героев, их развитие и борьбу. Обычно развитие действия радиопьесы определяет ее ведущий. Часто радиопьеса представляет собой монолог, включающий действенные эпизоды.

Режиссерский экземпляр — экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режиссера, ведущего спектакль. На режиссерском экземпляре фиксируется внешняя сторона спектакля: отмечаются реплики для выходов исполнителей, перемены света, декораций, моменты опускания занавеса, мизансцены спектакля, сценические эффекты, описания грима, костюма и т.д.

Ремарка — авторское примечание, пояснение или указание для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы. Ремарка содержит краткую характеристику обстановки действия, внешности, манеры произношения и особенностей поведения персонажей.

Сцена отдельная часть действия, акта, пьесы или спектакля.

Трагедия рока — жанр немецкой мелодрамы начала 19 века, в основе которого лежит идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью человека. Для пьес этого жанра характерны: запутанный сюжет; мистические видения, преследующие героев; роковые предзнаменования; таинственные предчувствия.

Трилогия — три пьесы, объединенные общей идеей, сюжетной последовательностью, действующими лицами, единым замыслом автора. При этом каждая из пьес трилогии представляет собой самостоятельное законченное произведение.

Финал — заключительная сцена, является кульминацией всего произведения. В оперных финалах чередуются сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды.

Фольксштюк — жанр немецкой драматургии 18-19 веков; пьесы на сюжет из народной жизни, гротескно-комического или сатирического характера. Различают анонимные пьесы фольксштюк, ставившиеся непрофессиональными актерами и литературные драмы, ставившиеся на профессиональной сцене.

Эпизод — самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, связанная с его основной темой.

Эпилог — сцена, завершающая пьесу и следующая после развязки. В драматургии эпохи Возрождения эпилог представляет собой обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий и резюмирующее идею пьесы. В драматургии середины 20 века эпилог часто помещается в начале действия.

Явление — часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития действия.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА ПЬЕСЫ (как оформить пьесу):

Название произведения

количество действий (например, в двух действиях)

Действующие лица:

1-е Действующее лицо. (точка)

2-е Действующее лицо. (точка)

3-е Действующее лицо. (точка)

Действие первое
Картина первая

Начальная расширенная ремарка.

1-е Действующее лицо ((ремарка, оформляется курсивом, точка ставится за скобкой ).

Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, точка ставится внутри скобки. ) Продолжение текста действующего лица.

Расширенная ремарка.

2-е Действующее лицо. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом .)

Продолжение текста действующего лица.

Расширенная ремарка.

Если после расширенной ремарки идет Продолжение текста говорящего действующего лица (то он оформляется без абзацного отступа) .

3-е Действующее лицо (ремарка, курсивом ). Текст действующего лица.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Между расширенной ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

Занавес (или Конец)

  • Шаталина Анастасия Геннадьевна

Ключевые слова

МАЛАЯ СЦЕНА / ТЕАТР МАЛОГО ФОРМАТА / ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА / РЕЖИССЕР ТЕАТРА / ИГРА АКТЕРА / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / SMALL STAGE / SMALL-FORMAT THEATRE / LIGHT ENTERTAINMENT THEATRE / THEATRE PRODUCTION / STAGE DIRECTOR / ACTING / METHODS OF ART CRITICISM

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы - Шаталина Анастасия Геннадьевна

Существует необходимость разграничения таких искусствоведческих понятий, как «малая сцена », «театр малых форм » и «театр малого формата », для чего раскрываются их основные при помощи метода сравнительного анализа критерии. Результат исследования доказывает, что данные термины относятся к разным областям театрального искусства. Малая сцена в основном фиксирует особенности театрального пространства. Театр малых форм является скорее жанровым понятием. Театр малого формата типологически сходен с малой сценой : организацией пространства, принципом постановок, ролью режиссера и актера. С театром малых форм его роднит возможность свободно перемещаться по разным сценическим площадкам. Для всех трех понятий характерен дух эксперимента. Основное отличие театра малого формата от театра малых форм возможность ставить как полноценные репертуарные спектакли, так и небольшие постановки. От малой сцены его отличает статус самостоятельной экономической единицы, поэтому актуальна проблема существования и выживания таких театров. В результате проведенного анализа экспериментальные театры, возникшие в конце XX начале XXI в., вписываются в существующую терминологическую парадигму.

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению, автор научной работы - Шаталина Анастасия Геннадьевна,

  • Специфические особенности актерской игры в театрах малого формата

    2016 / Шаталина Анастасия Геннадьевна
  • Традиции восточной культуры в развитии технологий экспериментальной режиссуры русского театра

    2018 / Белякова Наталья Витальевна, Чеботарев Сергей Алексеевич
  • Музей и театр на пути к единству: поиск синтетических форм

    2018 / Малеев В.С.
  • Феномен театра Таирова

    2015 / Соколова Анна Романовна
  • Основные особенности и проблемы театрального образования в Корее

    2016 / Квон Джунгтак

Small-format theater: scene and term (to the problem of typology)

The subject of this article is related to the delimitation of such concepts of the study of art, as a small theater, a small forms’ theater and a small-format theater. The purpose of the research is to reveal the main criteria for these concepts. The method of comparative analysis was used to achieve this purpose. The result of the study shows that these terms refer to different areas of theater. The term ‟a small theater” basically refers to the characteristics of theatrical space. ‟A small forms’ theater” is rather a concept of genre. ‟A small-format theater” is typologically similar to the small theater in the organization of space, in the basic principle of productions, in the role of director and actors, but the small-format theater has a status of an independent economic entity. Therefore there is the actual risk for the existence and survival of this kind of theaters. The small-format theater is similar to the small forms’ theater having the common ability to move freely in different scenic platforms. The small-format theater differs from the small forms’ theater as it has an opportunity to stage repertoire performances as well as short plays. All the three concepts are characterized by the experimental spirit. The author for the first time attempts to include the Russian experimental theaters of the 20th 21st centuries into the present-day terminological paradigm.

Текст научной работы на тему «Театр малого формата: явление и термин (к вопросу о типологии)»

А. Г. Шаталина

соискатель степени канд. искусствоведения, Саратовский театральный институт (СГК им. Л. В. Собинова)

E-mail: [email protected],

ТЕАТР МАЛОГО ФОРМАТА: ЯВЛЕНИЕ И ТЕРМИН (К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ)

Существует необходимость разграничения таких искусствоведческих понятий, как «малая сцена», «театр малых форм» и «театр малого формата», для чего раскрываются их основные при помощи метода сравнительного анализа критерии. Результат исследования доказывает, что данные термины относятся к разным областям театрального искусства. Малая сцена в основном фиксирует особенности театрального пространства. Театр малых форм является скорее жанровым понятием. Театр малого формата типологически сходен с малой сценой: организацией пространства, принципом постановок, ролью режиссера и актера. С театром малых форм его роднит возможность свободно перемещаться по разным сценическим площадкам. Для всех трех понятий характерен дух эксперимента. Основное отличие театра малого формата от театра малых форм - возможность ставить как полноценные репертуарные спектакли, так и небольшие постановки. От малой сцены его отличает статус самостоятельной экономической единицы, поэтому актуальна проблема существования и выживания таких театров. В результате проведенного анализа экспериментальные театры, возникшие в конце XX - начале XXI в., вписываются в существующую терминологическую парадигму.

Ключевые слова: малая сцена, театр малого формата, театр малых форм, театральная постановка, режиссер театра, игра актера, искусствоведческие методы

Для цитирования: Шаталина, А. Г. Театр малого формата: явление и термин (к вопросу о типологии) / А. Г. Шаталина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. -№ 3 (47). - С. 137-141.

Театр - это феномен искусства, затраги- Театр как сценическое искусство изучает-

вающий сразу несколько сторон человеческой ся теоретиками и историками искусства, кри-

деятельности, а поэтому требующий ком- тиками, философами; театральная постановка

плексного изучения. Он является частью куль- как интерпретация литературного произведе-

туры, отражая особым образом бытие мира, ния может рассматриваться филологами, куль-

человека и культуры. Специфика театральных турологами, искусствоведами, но в то же вре-

постановок связана с самой природой театра, мя постановка - это всегда производственный

который призван откликаться на изменения, процесс, следовательно, попадает в поле зре-

происходящие в окружающей действительно- ния различных экономических и управленче-

сти. Его природа динамична, она связана с по- ских дисциплин. Однако не стоит забывать,

стоянным поиском режиссерами и актерами что театр в целом и спектакль в частности

новых форм, приемов и средств выразитель- рассчитаны на зрителя и без него существо-

ности. Вбирая в себя средства выразительно- вать не могут. Это означает, что театр также

сти различных искусств - изобразительного, находится в сфере интересов социологии и

музыкального, пластического, театр совмеща- психологии восприятия. Таким образом, изу-

ет их в единое синкретическое целое, где каж- чение театра требует синтетического подхода,

дая часть равнозначна и равноценна. Разно- в котором были бы сопряжены художественно-

природность театрального искусства обуслав- творческие, эстетические, историко-культур-

ливает возможность его исследования в сис- ные и социально-экономические аспекты.

теме самых разных дисциплин. Тем не менее приоритет в изучении художест-

венно-эстетических особенностей театров малого формата принадлежит искусствоведению.

Для анализа театрального пространства российской провинции необходимо разграничить такие понятия, как малая сцена, театр малых форм и театр малого формата, которые принадлежат к одной области искусства, но имеют разное наполнение. Их часто путают как в искусствоведческих статьях, так и в исследованиях по теории театра.

«Малая сцена как особый вариант структурирования пространства в театре в частности и театрального пространства в целом» приобрела огромное значение в России в 1970-е в качестве противовеса театру официальному и официозному. Она оказалась полигоном для испытания новаторских идей и приемов. Содержательный анализ малой сцены в России дан в диссертациях И. Булатовой, К. Возгрив-цевой. Что касается ее отличий от большого театра, то они лежат, как уже было сказано, в плоскости организации театрального пространства. Характерная особенность малой сцены в том, что между сценой и зрителем лежит малое расстояние, нет той дистанции, какая существует на большой. Это обстоятельство диктует специфический подход к театральной постановке, работе сценографа и декоратора, к игре актеров и стилю спектакля. Как справедливо отмечает И. Булатова: «Малая сцена работает скорее как филиал большого театра» , а не автономный театр.

Спектакли малой сцены - это прежде всего эксперимент, ставящий своей целью освоение новых художественно-выразительных средств. К. И. Возгривцева в своем диссертационном исследовании «Малая сцена в театральном пространстве России ХХ - начала ХХ1 веков» так определила особенности малой сцены: «элитарность, превалирование диалога над коммуникацией, человеческого компонента над техническим, активного личностного начала над пассивной анонимностью» . Это дает возможность развития как отдельным участникам театральной постановки - режиссерам, актерам, художникам, так и самому театру. Поиски малой сцены

часто переносятся и на сцену большую. «Цель малой сцены в этом случае - формирование вокруг театрального коллектива заинтересованной аудитории и привлечение в театр новых зрителей» . Эта черта важна и для театра малого формата.

Для понимания специфики театров малого формата значимы отличия, существующие между большой и малой сценой, часто принципиальные, поскольку касаются самой сущности или существования театров. Как метко заметила И. Л. Булатова в своей работе, можно «... выявить разницу между большой и малой сценой с точки зрения изучения человеческой личности: малая сцена тяготеет к изучению человека как микрокосма, большая сцена - как макрокосма» [Там же]. При таком подходе, с одной стороны, многократно возрастают возможности и роль актера: ему дана большая свобода, он заменяет декорации и конструкции своей игрой, пластикой, эмоциями. С другой - диалог со зрителем требует искренности и естественности; театральность и нарочитость актерской игры смотрятся фальшиво. Возникает доверие между актером и зрителем, бывшее ранее уделом камерных постановок. Эволюция театра в ХХ в. пошла именно по этому пути.

Постановки на малой сцене требуют иного подхода не только от актера, но и от режиссера. «Искусство режиссера на малой сцене также претерпевает важные изменения и должно пройти серьезные испытания, так как суть спектакля он должен показать на малой сцене малыми возможностями, стремиться к той простоте, которая, отсекая все лишнее, помогает познать и выразить суть драматургического произведения» [Там же], - пишет И. Л. Булатова. Таким образом, режиссеру малой сцены в первую очередь следует учитывать в постановке малое сценическое пространство, которое отнюдь не ограничивает творческих поисков. Современные технические возможности позволяют режиссеру изменять конфигурацию сценического пространства, расположение сцены внутри зрительного зала, а также - что дает большие возможности

разнообразить способы общения актеров со зрителем - изменять расположение зрительских кресел в зале; все это значительно расширяет возможности театра малой сцены.

Театр малых форм существует с самого зарождения театрального искусства. Это, скорее, жанровое понятие, поскольку малые формы подразумевают малые формы драматургии и сценической постановки (скетчи, водевили, одноактные комедии). В наши дни театр малых форм - это активно развивающееся явление, обладающее специфическими особенностями и большим потенциалом. Современные режиссеры и актеры очень охотно используют эту форму для поиска новых путей развития театра. Проводятся фестивали театров малых форм, на которые съезжаются в основном молодежные и студенческие коллективы. Данный вид ближе всего стоит к авангардному и поставангардному театру, поскольку его полидраматургические возможности настроены на волну эксперимента .

Сегодня, стремительно набирая темп, активно развивается новая форма театра, названная нами «театр малого формата». По своим основным характеристикам театр малого формата генетически восходит к малой сцене и тяготеет к ней структурно. У этих двух форм существования театра много схожего: и в организации театрального пространства, и в принципах постановок, и в роли режиссера и актера.

Формат - это прежде всего типографский термин. В типографии он означает «размер книги, листа, карточки» или «образец для копировки» . В современной российской действительности слово формат перестало использоваться в узкоспециальном контексте, расширило область употребления. Сейчас формат может быть у файлов, встреч, разговора, мероприятий. Попробуем определить, что такое формат применительно к театру... Исходя из значения термина, мы можем выделить ключевые понятия: определенные пространственные границы явления, строгий стандарт чего-либо. Соответственно формат в широком смысле - это некий набор размеров, приемов, условий, заданный для явления и

определяющий его внешние признаки. Еще раз подчеркнем, что формат - понятие пространственное (длина и высота бумаги, размер листа), поэтому он, на наш взгляд, описывает структуру того или иного театра. К структуре относятся театральное пространство, малая или большая сцена, количество человек в труппе, технические характеристики постановок и финансовые возможности театра, особенности репертуара.

Театр малого формата - это театр, выступающий на малой сцене и имеющий зал вместимостью от 30 до 200 человек. Состав труппы колеблется от 2 до 20 человек (в основном это актеры, имеющие профессиональное образование). Идейным вдохновителем, а зачастую организатором театра и его художественным руководителем является режиссер. В некоторых театрах в штате есть несколько человек обслуживающего персонала (работники сцены, костюмер, осветитель), хотя очень часто в этой роли выступают актеры, не занятые в спектакле.

В жанровом отношении постановки театров малого формата зависят от их художественного направления: драматические, музыкально-поэтические, кукольные, иллюзионные. Иными словами, театры малого формата могут ставить как полноценные, репертуарные спектакли, так и небольшие постановки-импровизации. Декорации чаще всего мобильны и экономны, рассчитаны и на стационар, и на выездные спектакли. Как и театр малых форм, малоформатный театр способен без особых потерь перемещаться по разным сценическим площадкам. Театральные постановки могут показываться отдельно либо в сборных концертах и праздничных представлениях. Театр малого формата образуется прежде всего вокруг режиссера, подбирающего себе единомышленников, поэтому с театром малых форм его роднит еще и дух новаторства и эксперимента.

Основное отличие театров малого формата от малой сцены заключается в том, что они являются самостоятельной экономической единицей, в связи с чем актуальна проблема выживания подобных театров. «Судьба театров ма-

лого формата зависит уже от нескольких внешних факторов: позиция руководства театра, состав труппы (разные возрастные категории, настроение и отношения в коллективе), репертуар (должны присутствовать спектакли как для взрослой аудитории, так и для детей; затрагиваемые проблемы в спектаклях) и, наконец, экономическая сторона вопроса» .

Особое значение театров малого формата для развития театра еще предстоит изучить, причем не изолированно, а в богатейшем контексте театральной культуры XX - начала XXI вв. Это позволит осознать театр малого формата как целостный культурный феномен. Мы сделали лишь первые шаги в направлении такого изучения.

1. Адрианова, Т. О. Социальные функции театра / Т. О. Адрианова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Культурология. - 2012. - № 35 (289). - Вып. 28. - С. 91-94.

2. Альгин, А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А. П. Альгин. - Москва: Мысль, 1989. - 188 с.

3. Базанов, В. Сцена XX века: учеб. пособие для театральных вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. Базанов. - Ленинград: Искусство, 1990. - 238 с.

4. Булатова, И. Л. Малая сцена как художественное явление театральной культуры на рубеже XX - XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения/ И. Л. Булатова. - Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.

5. Возгривцева, К. И. Малая сцена в театральном пространстве России XX - начала XXI веков: культурологический аспект: автореф. дис. ... канд. культурологии / К. И. Возгривцева. - Екатеринбург, 2006. - 19 с.

6. Злотникова, Т. С. Театр провинциального города: художественный, нравственный, социально-экономический аспекты трансформаций / Т. С. Злотникова // Провинциальный идеализм. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - С. 25-42.

7. Мамедов, Э. А. Театры «малых форм» Чехии шестидесятых годов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Э. А. Мамедов; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - Москва, 2001. - 24 с.

8. Поюровский, Б. М. Проблемы театра малых форм (Опыт создания театра «Двух актеров»): автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Б. М. Поюровский. - Тбилиси, 1981. - 20 с.

9. Ренн, О. Три десятилетия исследования риска: достижения и новые горизонты / О. Ренн // Вопросы анализа риска. - 1999. - Т. 1. - С. 80-89.

10. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка: в 2 т. / Д. Н. Ушаков. - Москва: Астрель: АСТ, 2000. - Т. 2.

11. Шаталина, А. Г. Социально-экономические риски провинциального театра: выживание театров малого формата [Электронный ресурс] / А. Г. Шаталина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/129-22234. - Дата обращения: 02.04.2016.

Получено 18.04.2016 A. Shatalina

competitor of a scientific degree of Candidate of Art Criticism, Saratov theatrical institute (The Sobinov Saratov State Conservatory)

E-mail: [email protected]

SMALL-FORMAT THEATER: SCENE AND TERM (TO THE PROBLEM OF TYPOLOGY)

Abstract. The subject of this article is related to the delimitation of such concepts of the study of art, as a small theater, a small forms " theater and a small-format theater. The purpose of the research is to reveal the main criteria for these concepts. The method of comparative analysis was used to achieve this purpose. The result of the study shows that these terms refer to different areas of theater. The term "a small theater" basically refers to the characteristics of theatrical space. ""A small forms " theater" is rather a concept of genre. ""A small-format theater" is typologically similar to the small theater in the organization of space, in the basic principle of productions, in the

role of director and actors, but the small-format theater has a status of an independent economic entity. Therefore there is the actual risk for the existence and survival of this kind of theaters. The small-format theater is similar to the small forms" theater having the common ability to move freely in different scenic platforms. The small-format theater differs from the small forms" theater as it has an opportunity to stage repertoire performances as well as short plays. All the three concepts are characterized by the experimental spirit. The author for the first time attempts to include the Russian experimental theaters of the 20th - 21st centuries into the present-day terminological paradigm.

Keywords: small stage, small-format theatre, light entertainment theatre, theatre production, stage director, acting, methods of art criticism

For citing: Shatalina A. 2016. Small-format theater: scene and term (to the problem of typology). Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 137-141.

1. Adrianova T. 2012. The social functions of theatre. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filosofiya. Sotsiologiya. Kul"turologiya . No 35 (289). Issue 28: 91-94. (In Russ.).

2. Al"gin A. 1989. Risk i ego rol" v obshchestvennoy zhizni . Moscow: Mysl". 188 p. (In Russ.).

3. Bazanov V. 1990. Stsena XX veka . Leningrad: Iskusstvo. 238 p. (In Russ.).

4. Bulatova I. 2008. Malaya stsena kak khudozhestvennoe yavlenie teatral"noy kul"tury na rubezhe XX - XXI vekov . Saint Petersburg. 24 p. (In Russ.).

5. Vozgrivtseva K. 2006. Malaya stsena v teatral"nom prostranstve Rossii XX - nachala XXI vekov: kul"turologicheskiy aspect . Ekaterinburg. 19 p. (In Russ.).

6. Zlotnikova T. 2012. Theater in a provincial city: the artistic, moral, socio-economic aspects of transformation. Provinsial"nyy idealism . Yaroslavl": Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. P. 25-42. (In Russ.).

7. Mamedov E. 2001. Teatry «malykh form» Chekhii shestidesyatykh godov . Moscow. 24 p. (In Russ.).

8. Poiurovskii B. 1981. Problemy teatra malykh form (Opyt sozdaniya teatra «Dvukh akterov») . Tbilisi. 20 p. (In Russ.).

9. Renn O. 1999. Three decades of risk research: accomplishments and new horizons. Voprosy analiza riska . Vol. 1. P. 80-89. (In Russ.).

10. Ushakov D. 2000. Tolkovyy slovar" sovremennogo russkogo yazyka . Moscow: Astrel" AST. Vol. 2. (In Russ.).

11. Shatalina A. 2015. Socio-economic risks of a provincial theatre: the survival of theatres of small format . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya . No 2. Available from: http://www.science-education.ru/129-22234 (accessed: 02.04.2016). (In Russ.).

Действие в театре, средство выражения в актёрском искусстве (подобно тому, как звук - средство выражения в музыке, цвет - в живописи, слово - в художественной литературе и т.д.). Сценический образ воплощается в Д., совершаемых актёром в спектакле (на репетиции, концерте). Специфичность сценического искусства актёра определяется природой Д. как средства воплощения художественного образа. Переживания актёра, исполняющего роль, передаются через Д. Каждое Д. обусловлено его целью, оно выражает процесс внутренней психической жизни человека, но осуществляется телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. Т. о., в Д. выявляется внутренний мир человека (мировоззрение, мысли, воля, чувства и т.д.). В искусстве драматического актёра большое место занимают так называемые словесные Д., с помощью которых он стремится вызвать у партнёра те или иные побуждения, чувства. В драматургии под Д. понимается развитие событий. Д. называется также законченная часть пьесы, спектакля (см. Акт ).

  • - Театра́льное учи́лище и́мени Б.В. Щу́кина при Теа́тре имени Евг. Вахта́нгова, театральный вуз, готовит актёров и режиссёров. Ведёт историю от Студенческой театральной студии, основанной и руководимой с 1913...

    Москва (энциклопедия)

  • - Театра́льное учи́лище и́мени М.С. Ще́пкина при Ма́лом теа́тре, одно из старейших театральных высших учебных заведений, готовит артистов драматического театра и кино. Ведёт историю от Московского...

    Москва (энциклопедия)

  • - физ. величина, имеющая размерность произведения энергии на время и являющаяся одной из существ. хар-к движения системы. Для механич...

    Физическая энциклопедия

  • - функционал, выражаемый определенным интегралом от функции, стационарные значения к-рого определяют действительное движение механич...

    Математическая энциклопедия

  • - физическая величина, имеющая размерность энергии на время...

    Начала современного Естествознания

  • - 1) - система событий в литературном произведении, определяющая движение его сюжета...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - «И НА ТЕАТРЕ, КАК НА СЦЕНЕ СВЕТА», эпиграмма, характеризующая иронич. отношение Л. к светскому обществу. Автограф неизв., в связи с чем принадлежность ее Л. долгое время вызывала сомнение...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - балконом в зрительной зале называются одиночные места, расположенные над большой средней Царской ложей, между ложами 3-го яруса...
  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в музыкальной пьесе повторение главной ее части, а также название знака повторения. Reprise - возобновление на сцене театральной пьесы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Совмещение поэзии, музыки и пляски в древнейшей, особенно богослужебной лирике греков требовало исполнителей в виде определенного числа знающих каждое из трех названных искусств людей того или другого, а то и...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Конструкция в театре, 1) каркас для объёмных частей декорационных установок. 2) Невидимые зрителю постройки, представляющие собой станки из складных рам и накрывающих их сверху щитов...
  • - Трюм в театре, нижняя часть сцены, расположенная под сценической площадкой...

    Большая Советская энциклопедия

  • - прил., кол-во синонимов: 1 игравший...

    Словарь синонимов

"Действие (в театре)" в книгах

Глава первая ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ (деятельность, действие, дробное действие; движения: локомоторные, рабочие, семантические, иллюстративные и пантомимические)

Из книги Основы сценического движения автора Кох И Э

В театре

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

В театре Как-то пани Колбушевская, идя в театр, прихватила нового лакея. В театре во время спектакля все лакеи собирались в одном месте. Лакей пани Колбушевской попал в театр впервые и все время расспрашивал других лакеев о том, что происходит в театре и в зале.Когда

О театре

Из книги Скажите «чи-и-из!»: Как живут современные американцы автора Баскина Ада

О театре Я полюбила маленькие американские театры. Они обычно антрепризные, то есть собирают труппу на три-четыре недели. Артисты дают один и тот же спектакль каждый вечер. И потом расходятся по своим постоянным рабочим местам – кто в офис, кто в магазин, кто в кафе. А кому

Действие (в театре)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

В театре

Из книги Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях автора Белоусова Татьяна

В театре Если хотите помочь театру, идите не в актрисы, а в зрители. Таллула Банкхед Порой наименьшее удовольствие в театре получаешь от пьесы. Я не раз видел публику, которая была интереснее актеров, и слышал в фойе диалог, превосходивший то, что я слышал со сцены. Оскар

О ТЕАТРЕ

Из книги Джордж Бернард Шоу. Афоризмы автора Шоу Бернард

О ТЕАТРЕ Театр играет не менее важную роль, чем церковь в Средние века, и гораздо более важную, чем церковь в наше время. Театр – это то место, которое объединяет людей. Театральная преемственность, от Эсхила до меня, столь же неуклонна и священна, как и более молодая по

Клангбоген («Звонкая Радуга», Klangbogen), летний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене». Тел. 58830-661. Остеркланг («Пасхальный звон», Osterklang), весенний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене», тел. 58830660, или по адресу Stadiongasse, 9, 1-й округ, тел. 5

Из книги Вена. Путеводитель автора Штриглер Эвелин

Клангбоген («Звонкая Радуга», Klangbogen), летний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене». Тел. 58830-661. Остеркланг («Пасхальный звон», Osterklang), весенний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене», тел. 58830660, или по адресу Stadiongasse, 9, 1-й округ, тел. 58885.

47. Действие высокой температуры. Общее действие

автора Левин Д Г

47. Действие высокой температуры. Общее действие Перегревание и тепловой ударДлительное пребывание человека в условиях высокой температуры окружающей среды ведет к общему перегреванию организма, резким проявлением которого является тепловой удар. Он нередко возникает

48. Действие низкой температуры. Местное действие

Из книги Судебная медицина автора Левин Д Г

48. Действие низкой температуры. Местное действие Местное действие низкой температуры на какой-либо участок тела вызывает повреждение тканей – отморожение. Обычно страдают те участки, которые хуже снабжаются кровью – пальцы, ушные раковины, кончик носа. Отморожению

49. Действие низкой температуры. Общее действие

Из книги Судебная медицина автора Левин Д Г

49. Действие низкой температуры. Общее действие Охлаждение организма возникает вследствие длительного влияния сниженной температуры окружающей среды на всю поверхность тела. Оно может привести к смерти.На действие низкой температуры организм вначале отвечает

39. Токсическое действие химических веществ. Условия, определяющие токсическое действие ядовитых веществ

Из книги Судебная медицина [Шпаргалка] автора Баталина В В

39. Токсическое действие химических веществ. Условия, определяющие токсическое действие ядовитых веществ Токсикологией называется наука о ядах и отравлениях. Различают токсикологию судебную, промышленную, пищевую, военную.Судебная токсикология рассматривает в

В театре

Из книги Город, где стреляли дома автора Афроимов Илья Львович

В театре По улице медленно двигалась черная машина с громкоговорителем.- Завтра отменяется комендантский час, - захлебывался диктор. - В городском театре состоится вечер единства русской и германской молодежи. Выступают лучшие артистические силы.На здании театра

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Часть VI. Действие, только действие

О театре

Из книги Повседневная жизнь американской семьи автора Баскина Ада

О театре Я полюбила маленькие американские театры. Они обычно антрепризные, то есть собирают труппу на три-четыре недели. Артисты дают один и тот же спектакль каждый вечер. И потом расходятся по своим постоянным рабочим местам - кто в офис, кто в магазин, кто в кафе. А кому

О театре

Из книги Том 5. Очерки, статьи, речи автора Блок Александр Александрович