Классный час тема театральные маски театр кукол. Классного часа "Откуда мы родом. История русской куклы". Как хорошо, что есть театр


Куклы Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и другое.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.



Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Театр кукол в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно- мистериальных зрелищ. В Древнем Египте (16 веков до нашей эры.) это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и другое. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках куклы на нитках.


Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 века в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (Ателлана близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии Кашперле, Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).



У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз). В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Театра кукол в Китае относится к 1 веку до нашей эры В японском Театр кукол (известен с 11 века) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром. Вплоть до 19 в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра). В 1-ю четверть 20 века создавались профессиональные Театр кукол для детей и для взрослых.


Русский профессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции Е. С. Деммени художники Н. Я. и И. С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.Ефимовы Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности. Центральный театр кукол под руководством Сергея Владимировича Образцова выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие другие заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа. Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка Минский Театр кукол).


Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол. С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов). В СССР в 1975 работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Театр кукол Материал по истории Театр кукол собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937). В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Театр кукол пользуется большой популярностью.

Цель : познакомить с интересными сведениями из истории кукол; развивать внимание, память, мышление, воображение, пространственную ориентацию, речь; расширять кругозор.

Учитель . Все мы родом из детства, а детство немыслимо без кукол. Вспомните: НЕВАЛЯШКА, МАТРЕШКА, БУРАТИНО, МАЛЬВИНА, БАРБИ, — разве не были они вашими лучшими друзьями? Пусть вы уже подросли, и теперь вас интересуют вещи посерьезней кукол, но все же о них, наверное, у вас остались самые теплые воспоминания. «Куклы в нашей жизни» — тема сегодняшнего занятия.

Что такое «кукла»? Исходя из определения В. Даля, это «сделанное из тряпья, кожи... дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного».

Давайте начертим по клеточкам предмет нашего раз говора.

Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

1 клетку влево;

1 клетку вниз наискосок справа налево;

2 клетки вниз;

3 клетки влево;

1 клетка вниз наискосок слева направо;

2 клетки вправо;

4 клетки вниз;

1 клетка вправо;

1 клетка вниз наискосок справа налево;

1 клетка вправо;

1 клетка вверх наискосок слева направо.

Учитель . Дочертите самостоятельно правую половину куклы. Дорисуйте необходимые, на ваш взгляд, детали. Какая кукла у вас получилась? Расскажите. А сейчас блиц-опрос на кукольную тему.

➢ Деревянная кукла, в которую вставляются куклы меньшего размера. (Матрешка)

➢ Материал, из которого папа Карло изготовил куклу Буратино. (Дерево)

➢ Детская игра в куклы. (Дочки-матери)

➢ Брат куклы Неваляшки. (Ванька-встанька)

➢ Самый знаменитый герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)

➢ «Доктор кукольных наук». (Карабас Барабас)

➢ Кукольная фамилия известного дрессировщика кошек. (Куклачев)

➢ Кукла в человеческий рост, предназначенная для демонстрации одежды. (Манекен)

➢ Самая популярная американская кукла наших дней. (Барби)

➢ Хит группы «Иванушки International» на данную тему. («Куклы»)

Учитель . Невозможно определить, когда возникли на земле первые куклы. Наверно, они были всегда, потому что всегда были дети, а значит, были и куклы, пусть даже самодельные: вылепленные из глины, изготовленные из тряпок или сделанные из куска полена.

На Руси их называли ласково так:

Расшифруйте старое название куклы, выписывая из таблицы только те буквы, которые в данной строке ни разу не повторяются. (Живуля)

Куклы служили людям не только в качестве забавы. Известно, что первобытные люди вырезали из камня или дерева фигурки богов и поклонялись им, просили у них защиты и верили, что те им обязательно помогут.

У нас на Руси были куклы-обереги. Считалось, что если такую куклу взять в руки, три раза повернуть против часовой стрелки и сказать: «Отвернись злом, повернись добром», то она избавит своего хозяина от хворей, бед и напастей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Конечно же, кукла — прежде всего, любимая игрушка девочек. В романе французского писателя Виктора Гюго есть глава, в которой рассказывается, какое впечатление произвела на маленькую бедную девочку роскошная кукла в витрине лавки.

Послушайте отрывок, после которого вас ждут вопросы на внимательность.

«В первом ряду витрины, на самом видном месте, на фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая прохожих не старше десяти лет, но во всем Монфермейле не нашлось столь богатой или расточительной матери, которая купила бы эту куклу своему ребенку...

Козетта... не могла удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, на эту «даму», как она называла ее. Бедное дитя замерла на месте. Козетта еще не видала этой куклы вблизи. Лавочка показалась ей дворцом, а кукла — сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее в призрачном сиянии перед маленьким жалким существом, поверженным в бездонную, черную, леденящую нужду... Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такою «вещью». Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!» И девочка не могла отвести глаза от волшебной лавки. Чем дольше она смотрела, тем сильнее изумлялась. Ей казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представлялось, что это феи и ангелы. Торговец, который прохаживался в глубине лавочки, казался ей чуть ли не самим богом».

Вопросы

➢ В каком по счету ряду витрины находилась кукла? (В первом.)

➢ Какого цвета платье у куклы? (Розовое)

➢ Чем украшена голова куклы? (Золотыми колосьями.)

➢ Как называла Козетта эту дивную куклу? (Дамой.)

➢ Кем представлялись Козетте куклы, сидевшие поодаль? (Феями и ангелами.)

➢ Кем казался девочке торговец? (Чуть ли не самим богом.)

А теперь попробуйте узнать по описанию известные куклы.

➢ Больше всего на свете он любит приключения. Его называют «веселым плутишкой». Миндальные пирожные он глотает не жуя, а в варенье залезает прямо пальцами и с удовольствием их облизывает. Он лучше умрет, чем выпьет касторку, терпеть не может умываться, чистить зубы и мыть руки перед едой. (Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ Это уродливая деревянная кукла, предназначенная для колки орехов: у него большая голова и огромный зубастый рот. (Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».)

➢ Голубые волосы, огромные глаза: она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ В наборе, подаренном маленькому мальчику, было 25 игрушек. 24 — совершенно одинаковые, а на двадцать пятого не хватило олова, поэтому у него оказалась только одна нога. (Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Андерсена.)

➢ На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Под ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро из сказки А. Толстого «Золотой ключик...»)

➢ Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах — голубой шарф, а на груди — блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.

Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки... Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам. (Танцовщица из сказки Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».)

➢ Кукла имела вид девочки. Она была такого же роста, как и Тутти, — дорогая, искусно сделанная кукла, ничем по виду не отличающаяся от маленькой живой девочки. Теперь ее платье было разорвано, и на груди чернели дыры от сабельных ударов. Еще час тому назад она умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь же она стала простым чучелом, тряпкой. (Кукла наследника Тутти из произведения Ю. Олеши «Три толстяка».)

➢ Он был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы во главе с ним. (Петрушка)

Кстати, мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия. Ниже они зашифрованы. Подберите ключик и назовите их.

ИМЯ: РТЕП

ОТЧЕСТВО: ЧИВОНАВИ

ФАМИЛИЯ: ВОСУСКУ

Ответ: Петр Иванович Уксусов.

Учитель. Не правда ли, говорящая фамилия?

А теперь задание на логическое мышление. Среди групп кукол найдите «лишнюю».

➢ Буратино, Мальвина, Петрушка, Пьеро.

Варианты ответов: а) Мальвина, т. к. это кукла — женского пола; б) Петрушка, т. к. он не является героем сказки «Золотой ключик...».

➢ Стойкий оловянный солдатик, Щелкунчик, Матрешка, Буратино.

Ответ: Стойкий оловянный солдатик, т. к. он сделан не из дерева, как другие.

Наверное, каждый ребенок хоть раз в жизни видел кукольный спектакль. Существуют даже целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. Куклы бывают разные: марионетки, перчаточные, тростевые, куклы для театра теней.

Одним из ведущих в нашей стране является Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова.

Но настоящая популярность пришла к куклам, когда была придумана кукольная мультипликация. Благодаря художникам-кукловодам маленькие человечки ожили, начали двигаться, разговаривать и даже испытывать человеческие чувства.

Современные куклы невероятно разнообразны: они ходят, говорят, кричат, закрывают глаза. И все-таки каждому из нас подчас мила не самая дорогая, а кукла, сделанная своими руками, полученная в подарок или та, с которой связаны яркие воспоминания.

Расскажите о своей любимой кукле. (Отклик детей.)

Классный час "Кукольный театр" в 1 классе

Задачи:

  1. вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
  2. закреплять виды театров (драматический, кукольный);
  3. знакомить свидами театральных кукол, обучить элементарным навыкам управления куклой;
  4. воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;

Материал: ширма декорациями, куклы для спектакля "Теремок".

Ход классного часа

(Учащиеся рассаживаются полукругом в центре классной комнаты, место учителя -перед учениками)

Учитель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Владимировна, сегодня я приглашаю вас посетить замечательное место, а вот какое - попробуйте догадаться. Посмотрите, на экран.

(ребята просматривают видеофрагмент фильма "Буратино", где главный герой смотрит кукольный спектакль)

Учитель: Какое же замечательное место мы с вами сегодня посетим? (театр)

Какой театр? (кукольный театр)

Кто-нибудь из вас был в кукольном театре? (да, нет)

(рассказ учителя ) Самый любимый театр у детей во всем мире -кукольный театр. Потому что актеры там - куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать, смеяться.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землёй, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов. Постепенно такие зрелища всё больше и больше стали походить на театральные представления.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров - была очень тяжёлой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актёр - кукловод снимал шапку и протягивал её зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение..
Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка- на средний, а другая - на большой.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую куклу также держит кукловод, но её руки управляются тростями, палочками или проволокой, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах одежды куклы. Перчаточные и тростевые куклы называют ещё «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловода за ширмой не видно. Видно только куклу, которую он поднял над ширмой.

А есть такие куклы, которыми актёр-кукловод управляет не снизу, а сверху. Он стоит на возвышении сзади и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых ходят нитки. Ниток бывает много. И десять, и двадцать, и тридцать. Ведь кукле приходиться делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать руками, глазами. Кукол на нитках иногда называют марионетками.
А есть планшетные или паркетные куклы - это театральные куклы, которые "умеют ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.

Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов Сергей Владимирович 60 лет был художественным руководителем.

Ребята, а вы бы хотели поучаствовать в кукольном спектакле? (да)

Хорошо, тогда давайте выберем актеров-кукловодов. Я вам буду читать стихотворение с загадками и тот, кто правильно отвечает выходит ко мне.

Театр кукол

У нас сегодня с мамой

Культурная программа.

Давай мне, мама, руку,

Пойдем в театр кукол!

Что я большой - я знаю,

Но кукол обожаю.

Смотрю и не могу понять,

Как куклой можно управлять?

Взял рукавичку и надел -

И вот уж Петушок запел,

А поменял ты рукавичку -

И превратился он в Лисичку!

Но знаю я наверняка -

Актера трудится рука,

И кукла оживает,

Поет, переживает.

Волшебно это превращенье!

И мама смотрит с восхищеньем.

А мы в театр еще пойдем,

И папу мы с собой возьмем!

Артист на сцене - кукловод,

А зритель в зале там - народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол)

Артисты там работают,

А зрители им хлопают,

Спектакль в цирке - на арене,

В театре кукол где? - На... (сцене)

Куклу на руку надел,

Замяукал, песню спел,

Поменял перчатку -

Шут сплясал вприсядку!

Кто куклу за собой ведет? -

Ведет по сцене... (кукловод)

Стоит на сцене загражденье,

Красивое на удивленье!

Умельцем сделана - не фирмой,

А как зовется? - Просто... (ширмой)

Можно куклой покрутить,

Потянуть ее за нить.

На спектакле без конфетки

Послушны кто? (марионетки)

То на сцене - лес,

То башня до небес,

То город, то деревня,

Ты угадал, наверно:

Чтоб получить овации,

Что нужно? (Декорации)

Вы приходите без опаски -

В театре кукол чудо-сказки

И праздничная атмосфера,

Когда? - Когда идет... (премьера)

(ребята выходят к учителю и из волшебного чемодана он раздает героев сказки "Теремок": мышку, лягушку, зайца, лисичку волка, медведя.)

Ребята сейчас мы с вами разыграем кукольный спектакль "Теремок" . прошу внести ширму с декорацией. Надевает кукол на правую руку и слушаем правила работы с куклой???. Уважаемые зрители просим тишины, спектакль начинается.

(учитель с ребятами заходят за ширму и, читая сказку "Теремок", руководит действиями актеров)

Представление окончено, прошу артистов занять свои места в зале.

Ребята,вам понравилось ставить представление? (да)

Это интересное и увлекательное занятие, но в тоже время это труд. И я думаю, если вы заинтересовались, то можете вместе с родителями. классным руководителем организовать свой кукольный театр. ставить представления и показывать их другим ребятам. До свидания.


МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Классный руководитель

6 класса Москвина Г.А.

Цель :целью нашего проекта является создание театра кукол своими руками и организация театральной постановки.

Обоснование создания данного проекта:

Чем увлечены современные дети? Что могут они назвать в качестве своих интересов и хобби? Чтобы узнать о предпочтениях моих учеников в начале учебного года был проведён опрос. На первом месте оказались компьютерные игры (их выбрали 10 из 12 человек), на втором месте стоят герои телевизионных и мультипликационных сериалов и только некоторые увлечены рукоделием, чтением художественной литературы и рисованием.

А можно – ли отвлечься от компьютера, телефона и телевизора и создать для себя новое, не менее интересное увлечение?

В нашем классе учатся дети из разных сёл: д. Каракули, д. Нижнее Альмурзино, с. Юхмачи. Дети разных характеров, разного темперамента. Одни шустрые, другие очень спокойные, даже чересчур спокойные и не активные, в связи с этим зародилась мысль как то объединить детей, сплотить их, сделать одним целым. И я думаю, что совместная работа по изготовлению игрушек для кукольного театра, поиск репертуара и работа над постановками сказок, изучение истории театра поможет нам сплотиться.

Однако кукольный театр – это не только забава для веселого времяпровождения. Такой театр дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам дружбы, любви, трудолюбия, правдивости. При этом отрицательные черты людей, такие как лень, зазнайство, злодейство высмеиваются, вырабатывая отрицательное отношение к таким свойствам характера. А если ребята сами принимают участие в постановке кукольного театра, то смогут раскрыть свой талант и способности в творчестве.

Театр кукол - одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры. Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3.Театр кукол срединных кукол, управляемых на уровне актёров- кукловодов

Задачи проекта:

Узнать об истории театра кукол

Выяснить какие бывают куклы

Научиться мастерить куклы

Сделать ширму и декорации к постановке

Показать постановку сказки в детском саду «Колокольчик»

План работы:

Работа с литературой и средствами массовой информации

Посещение театра кукол в г.Казани

Выбор сценария сказки для театральной постановки

Изготовление кукол перчаточного типа

Изготовление ширмы и декораций для спектакля

Историческая справка:

Кукольный театр появился с появлением кукол. По истории кукольного театра можно судить как жили люди, об их интересах, особенностях того или иного времени.

Куклы появились в жизни людей очень давно, правда, они совсем не были похожи на те, которыми играют современные дети. Первые куклы изображали животных, которые жили около человека. Кукол людей старались не делать, потому что они верили, что они могут забрать частичку души и повлиять на дальнейшую судьбу ребёнка. Со временем эта вера ослабла и в домах стали появляться куклы похожие на людей. Куклы мастерились из ткани, соломы, дерева, глины. Глаза разукрашивались угольками, губы и щечки свеклой. Позже лица стали раскрашиваться красками.

Теперь специально делали кукол к великим православным праздникам. Например, на Рождество Христово вырезались и вылепливались фигурки волхвов, пастухов, Святой Девы Марии. Собирались несколько семей в одном доме и читали Библию, а дети передвигали фигурки и разыгрывали сценки из Священного Писания.

Постепенно такие представления стали традиционными, а фигурки человека прочно заняли в специально созданном для них ящике, который и стал первой сценой в истории кукольного театра. Такой ящик назвали вертепом. Потому, что все фигурки в нём вертелись и передвигались.

Со времен вертеп перестал быть домашним, появились люди, которые разыгрывали представления для широкой публики. Их называли – вертепщиками. С этого момента и появился кукольный театр.

В каждой стране были свои любимые куклы. В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году (Центральный театр кукол). Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Технология изготовления куклы:

Мы совместно с детьми после обсуждения выбрали кукол перчаточного типа из папье – маше. Нам понадобилось для этого следующие материалы: газеты, салфетки, клей ПВА или клейстер, вода, картон, пластилин, грунтовка, ткани для изготовления перчатки, краски, немного фантазии и умелые ручки.

    Приготовим газетную бумагу. Для этого разорвём, а не порежем (это важно, так как при резке волокна газеты не разрываются) газеты на мелкие кусочки.

    А в это время лепим голову нашей игрушки. Смазываем вазелином, чтобы после просыхания легко снять голову с основы.

    На заготовку начинаем наносить первый слой бумаги, второй, третий. Даём просохнуть и наносим ещё три слоя и даём просохнуть.

    Снимаем получившуюся голову куклы с основы, порезав её вдоль пополам.

    Склеиваем 2 образовавшиеся части между собой.

    Покрываем грунтовкой.

    Кукла готова.

Изготовление ширмы и декораций:

На данном этапе мы обращаемся к родителям, так как нам пока это недоступно. Мамы шьют полог, а папы делают основу.

Декорации используем фото и проецируем через проектор.

Практическое применение кукольного театра:

Первая наша постановка была народная татарская сказка: «Три сестры». Распределены роли, начались репетиции. Сказка готова для показа. И первая наша постановка была показана в детском саду «Колокольчик». Затем первоклассникам нашей школы. Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок! После постановки с первоклассниками мы провели небольшую беседу по сказке. Дети живо и активно обсуждали поведение трёх сестёр и единодушно пришли к выводу, какая из сестёр поступила правильно, а какие нет.

Сейчас мы начали подготовку русской народной сказки колобок. Работа продолжается.

Заключение:

Лучшая игра на свете,

Когда в неё играют дети.

Театр - сказки уголок

Весёлый для детей урок!

Театр кукол это волшебный, Собственный мир – одна из самых великих моделей Человека и Человечества.

Кукольный театр - это не только интересное, но и полезное занятие для развития творческих способностей, воображения и фантазии, а также, для совершенствования артистических способностей.

Задуманный нами проект завершен, но продолжение следует. Цель (изготовление театра кукол) достигнута. Результат радует глаз и греет душу!

Что может быть лучше, чем интересное увлечение, сделанное своими руками? Рукотворные куклы эксклюзивны, в каждой из них заложена частичка души мастера, что, несомненно, делает их бесценными!

И это сделало нас немножко ближе друг к другу. Хотя работы ещё много, но я надеюсь, что мы все научимся понимать друг друга, быть человечными и терпимыми друг к другу.

Классный час.

Тема : Мы и театр.

Цели:


  • познакомить детей с историей возникновения театра;

  • дать представления о различных театрах в родном городе;

  • вспомнить профессии людей, работающих в театрах;

  • познакомить с правилами поведения в театре;

  • повторить правила этикета при общении;

  • способствовать развитию речи, мышления, памяти;

  • воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.
Ход занятия.

Организатор обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся?

Дети : в театре.

Организатор : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Организатор : кто из вас знает, как появился театр? (1сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ» . (2,3 сл.) Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Организатор : актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году. Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры вы знаете?

Ответы детей.

Организатор: (5,6 сл.) В Драматическом театре ставятся пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героев

(7,8 сл.) В Музыкальных театрах ставятся оперы , где герои вместо слов, выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств,движением. Есть театры Кукол.(9сл.) Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные(10 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы.(11сл.) Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.(12сл.)Ростовые по росту которые бывают на много выше человека.

(13сл.) Есть Театры зверей, где актёрами являются животные и птицы.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Организатор: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Организатор: А вот и он!(14сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Организатор: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Организатор: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Организатор : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Организатор : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (15,16сл.)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Организатор : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Организатор : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Организатор : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль « Дюймовочка ». Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Организатор : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Организатор : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Организатор : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей.


  • Приготовь заранее одежду.

  • Умойся, расчешись.

  • Выйди из дома заранее.
Организатор : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Дети: снять верхнюю одежду.

Организатор: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе.

Организатор : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Организатор : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Организатор : вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.(17сл.)

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Организатор : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Организатор : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Организатор : посмотрите на свои билеты на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места. Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа?

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. (18,19,20,21,22сл.) Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Организатор : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Организатор : конечно же, нет, ведь можно обсудить все во время антракта. А что такое антракт?

Ответы детей.

Организатор : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. Послушаем, что она скажет на этот раз?(17сл.)

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – «побольше двигайтесь»! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения .


  • Будь вежлив с работниками театра и друзьями;

  • Будь аккуратен и опрятен;

  • Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;

  • Не шурши фантиками и не разговаривай;

  • Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;

  • В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;

  • Веди себя скромно и воспитанно.
Организатор: Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Организатор : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:


  • Профессия человека, исполняющий разные роли.

  • Перечисли Театры, какие ты знаешь.

  • Главные герои кукольного театра.

  • Место, где продают билеты.

  • Как должен выглядеть человек, идущий в театр.

  • Место в театре, где можно перекусить.
Организатор: я думаю, что правила, которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте, что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.(23сл.)

Дети :

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!