Биография александра фадеева интересные факты. Актер Фадеев Александр: биография, личная жизнь, фильмография

Советский писатель и общественный деятель. Бригадный комиссар. Вырос в семье профессиональных революционеров.


Отец - Александр Иванович Фадеев, мать - Антонина Владимировна Кунц (фельдшер). В 1912-1919 гг. - студент Владивостокского коммерческого училища. Член компартии с 1918 г. Участник гражданской войны. В 1921-1922 гг. учился в Московской горной академии. В 1924-1926 гг. - на партийной работе в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Один из организаторов Северо-Кавказской ассоциации пролетарских писателей; в 1926-1932 гг. - один из руководителей РАПП. В 1938-1954 гг. - генеральный секретарь Союза писателей СССР. Депутат Верховного Совета СССР с 1946 г. Автор романов «Разгром» (1927) и «Молодая гвардия» (1946). После роспуска РАПП, в начале 1938 г., Фадеев был избран руководителем Союза писателей. А. Караваева писала: «Все знали, что Фадеев бывает у Сталина не только вместе с другими секретарями Союза писателей, но и как генеральный секретарь также один по его вызову. Многие полагали, что эти вызовы наверх, как правило, были благоприятны для Фадеева...» Сам Сталин, как теперь известно, придумал для Фадеева титул генерального секретаря Союза писателей, подчеркнув некоторое сходство в положении руководителя партии и писательского союза. В 1938 г. Фадеев редактировал книгу «Встречи с товарищем Сталиным». В 1939г. он стал членом ЦК партии. Мемуаристы отмечают, что Фадеев пользовался большим авторитетом у Сталина, который даже пригласил его к себе домой, где в узком кругу соратников отмечал свое 60-летие.

И. Эренбург писал: «Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего». Этим главнокомандующим был для него Сталин. «Я двух людей боюсь - мою мать и Сталина, боюсь и люблю...», - признавался в минуту откровенности писатель (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Т. 3. М., 1990. С. 127).

Он рано поседел. Страдал от бессонницы. Чтобы ее побороть, начал пить, чего в молодости не делал. Болезнь эта - расплата за близость к «вышке». Другая плата - творческий застой. Из-за болезни Фадеев не слышал на XX съезде доклад Н.С. Хрущева, которым был нанесен удар по культу Сталина. Среди выступавших на съезде был и друг Фадеева М. Шолохов, который сказал: «Фадеев был достаточно властолюбивым генсеком и не хотел считаться в работе с принципом коллегиальности. Остальным секретарям работать с ним было невозможно. Пятнадцать лет тянулась эта волынка. Общими и дружными усилиями мы похитили у Фадеева пятнадцать лучших творческих лет его жизни, а в результате не имеем ни генсека, ни писателя».

Так вместе с культом Сталина рухнул и один из малых подпиравших его культов в литературе. «Да, этому человеку я верил», - с тоской говорил Фадеев, обращаясь к другу, познавшему, что такое лагеря. К тому времени многие писатели вернулись в Москву, испив горькую чашу до дна. Не все его простили...

«Он знал о предстоящих расправах. За день до обыска у старейшего писателя Юрия Либединского Фадеев поспешил в его квартиру (хозяев не было дома, открыла старуха-родственница, знавшая Фадеева в лицо и потому ничем не обеспокоенная). Перерыв в кабинете писателя все бумаги, он отыскал, наконец, и унес папку: в ней хранилась его переписка с Либединским, которому он, Фадеев, был обязан своей славой. Именно Юрий Либединский впервые „открыл" молодого провинциального литератора Сашу Фадеева. Помог перебраться в Москву, напечататься. Папка с письмами „меченого" Либединского могла скомпрометировать и его, Генерального секретаря Союза писателей» (Свирский Г. На лобном месте. М., 1998. С. 69).

«Трудно жить, - сказал Фадеев своему старому другу (Ю. Либединскому. - Сост.), - после того, что мы узнали о Сталине, после того, как поняли, что вынуждены были делать по его указаниям. Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками» (Авдеенко А. Наказание без преступления. М., 1991. С. 241).

В мае 1956 г. Фадеев застрелился из револьвера, оставшегося у него со времен гражданской войны. В день самоубийства во двор переделкинской дачи Фадеева въехали машины... В комнату вбежал начальник тогдашнего МГБ Серов...

Письмо есть? - прорычал он Акаеву.

Ажаев вынул из кармана письмо, и Серов буквально вырвал его из рук.... После этого, не повернув головы в сторону несчастного самоубийцы, Серов и его приближенные так же стремительно вышли. Три черные машины взревели и скрылись. Фадеев их не интересовал. Их интересовало письмо...

Медицинское заключение о болезни и смерти было жестоким: «А.А. Фадеев в течение многих лет страдал прогрессирующим недугом - алкоголизмом. За последние три года приступы болезни участились и осложнились дистрофией сердечной мышцы и печени. Он неоднократно лечился в больнице и санатории (в 1954 г. - четыре месяца, в 1955 г. - пять с половиной месяцев и в 1956 г. - два с половиной месяца). 13 мая в состоянии депрессии, вызванной очередным приступом недуга, А.А. Фадеев покончил жизнь самоубийством».

Писателя похоронили на Новодевичьем кладбище.

Фадеев был женат дважды. Первая жена - Валерия Анатольевна Герасимова. О ней мало что известно. С 1936 г. он был женат на Ангелине Иосифовне Степановой (1905-2000; актриса МХАТ, народная артистка СССР). Михаил, сын Фадеева от второй жены, был женат на внучке Сталина - Н.В. Сталиной. До встречи с Н. Сталиной женами М. Фадеева были актрисы Л. Гурченко (р. 1935 г.; народная артистка СССР) и Л. Лужина (р. 1939 г.; заслуженная артистка РСФСР) (Жуков И. Фадеев. М., 1989; Колодный Л.-Поэты и вожди. М., 1996). Дочь А. Фадеева от поэтессы Маргариты Алигер - Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энцесбергер (1943-1991), переводчица, долгое время жила в Англии; покончила с собой.

Предсмертное письмо Фадеева в ЦК КПСС впервые было опубликовано 20 сентября 1990 г. в еженедельнике ЦК КПСС «Гласность» (Известия ЦК КПСС. № 10, 1990. С. 147-151). Приводим полный его текст:

«Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет.

Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых „высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг „Ату ее!" Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленности и потому не могущих сказать правду, - выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же „дубинкой".

С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!

Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной доле самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить...

Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.

Александр Александрович Фадеев — советский актер, сын писателя Александра Фадеева. Стал известным благодаря роли виконта в фильме «Война и мир».

Принято считать, что талант человека всегда поможет ему стать успешным в жизни, добиться славы и всеобщей любви. Но как часто это утверждение оказывалось ошибочным. Много воистину одаренных людей так и не смогли правильно распорядиться этим подарком судьбы, растратили его понапрасну и не достигли никаких высот. Это в полной мере относится и к актеру Александру Фадееву. Не помог ему в жизни ни удивительный талант, ни влиятельные родители.

Что же произошло, почему блистательно начавшаяся творческая биография артиста так быстро сошла на нет и закончилась эпизодическими ролями, имени исполнителя которых даже не было в титрах?

Звездные родители

Имени настоящего отца Александра Фадеева никто никогда не знал. Это так и осталось тайной, которую мама актера хранила до самой своей смерти. Зато маму Саши все знали очень хорошо – это Ангелина Степанова, одна из культовых актрис времен СССР, имя которой было на всех театральных афишах МХАТа.

Мужем Ангелины был режиссер театра МХАТ Николай Горчаков, но брак этот нельзя назвать счастливым, потому что тайной страстью красавицы Ангелины был литератор Николай Эрдман. Их роман продолжался целых семь лет, но несмотря на это, Ангелина так и не подала на развод с мужем и не связала свою жизнь с любимым человеком. Причина до банальности проста – она боялась, что этот развод скажется на ее карьере, которая так сильно зависела от мужа-режиссера. Да и потом разводы в Советском Союзе не поощрялись и Степанову запросто могли сделать невыездной, даже не приняв во внимание все ее заслуги.

Фото: Александр Фадеев в детстве с семьей

Выход из этого непростого треугольника предоставила сама судьба – в 1933 году любовник актрисы был арестован и сослан в ссылку. Спустя 2 года Степанова и Горчаков все-таки расстались. И настоящая причина этого разрыва так и осталась неизвестной, то ли актриса перестала бояться за свою карьеру и порвала с нелюбимым мужем, то ли сам Горчаков боялся за свою репутацию, которую мог подпортить брак с любовницей репрессированного литератора.

Но Ангелина совсем недолго была одна. Гастролируя в Париже вместе с театром, она знакомится с известным писателем – Александром Фадеевым, который находился там же по служебным делам.

Их роман развивался очень стремительно, поэтому после возвращения домой они решили пожениться. Он прожили в браке двадцать лет, до самого самоубийства Александра, которое он совершил в 1956 году. За это время случалось многое — и частые выпивки мужа и его измены, но эта красивая, элегантная, умная и мужественная женщина вынесла все. Наверное потому, что очень сильно любила своего Сашу. Ангелина пережила мужа на 44 года и просила похоронить ее рядом с любимым. Это было в 2000 году, актрисе исполнилось 95 лет.

В июле 1936 года, буквально сразу после свадьбы, у молодых супругов родился сын, которого в честь приемного отца назвали Сашей. Фадеев усыновил ребенка, дал ему не только свою фамилию и отчество, но и имя. Сын стал полным тезкой приемного папы, и чтобы не было путаницы, его стали называть Александром Фадеевым-младшим.

Ранние годы

Фадеев-старший был очень известным писателем. Он написал «Молодую гвардию», «Разгром», «Последний из Удэге». Эти книги зачитывали до дыр, они были любимы несколькими поколениями советских людей. Он был депутатом, награжденным орденами Ленина и Сталинской премией, стоял у истоков создания Союза писателей СССР, с ним считалась правящая верхушка.

Ангелина Степанова была успешной, востребованной актрисой, примой МХАТа. В те годы было непросто, но семья имела нормальный достаток, поэтому в детстве Саша Фадеев-младший в материальном плане ни в чем не нуждался.

У супругов скоро родился и совместный сын, которого назвали Мишей. Мальчики были очень дружны между собой, и старались не забывать и сестру – внебрачную дочь отца Машу. Несмотря на такое количество детей, Сашу любили больше всех.

Выбор жизненного пути

Так и осталось загадкой, почему Саша решил посвятить свою жизнь актерской профессии. Может сказались гены матери, или детство, которое прошло практически в театре. А возможно его утонченной натуре больше нравилось искусство театра, чем писательский труд его отчима. Выбор молодой человек сделал в пользу театра, а уж родители подняли все свои связи, чтобы пристроить любимое чадо. И вот сразу после окончания школы-студии МХАТ, Сашу принимают в труппу Театра Советской Армии, где он и блистал несколько лет.

Дебют в кино

Дебют Фадеева-младшего в кино состоялся в 1965 году – он исполнил роль виконта в съемках фильма «Война и мир» по роману Л.Толстого. Роль была не основная, но исполнена Александром просто великолепно. Красивый молодой человек с аристократическими манерами и прямой осанкой – таким он запомнился зрителям. Это даже не было похоже на игру, так натурально он выглядел в этой роли.

Успешный дебют показал всем, что юноша несомненно очень талантлив и может достичь самых высоких вершин в кино.

Только одно угнетало Александра – его успех не видел отец. К этому времени Фадеев-старший покончил с собой, он выстрелил в себя из пистолета, оставшись один на даче.

Жена в это время гастролировала с театром за рубежом. Случилось это трагическое событие в 1956 году, после того, как Хрущев выступил с разоблачительной речью против Сталина. Писателю было всего 54.

Эта трагедия сильно сказалась на всех детях Фадеева. Спустя годы дочь Маша также покончит жизнь самоубийством, и у Александра-младшего родные тоже стали замечать склонность к суициду. Но это в будущем, а пока карьера Фадеева-младшего после успешной дебютной роли стремительно рванулась вверх – его утверждают на главную роль в фильме, повествующем об альпинистах.

Главная роль в фильме «Вертикаль»

Сюжет фильма был довольно простым, но несмотря на это, «Вертикаль» получила очень высокую оценку зрителей. Львиная доля успеха фильма заключалась в песнях, которые специально для него написал В.Высоцкий. Эти песни стали хитами, их слушает уже не одно поколение поклонников певца. Успех картине принес и актер Фадеев, который очень гармонично сыграл главную роль – Никитина.

Во время съемок между актером Александром Фадеевым и актрисой Ларисой Лужиной вспыхнул роман. Нравилась симпатичная девушка и Владимиру Высоцкому, но его популярность нельзя было сравнить с Фадеевской, поэтому предпочтение было отдано красавцу Александру. К тому же он был более перспективной партией, чем малоизвестный Владимир. Лариса уже готова была вступить в брак с Александром, но вовремя остановилась. Актер сильно и много пил, становился неуправляемым и импульсивным, хватался за ружье, чтобы застрелиться и Ларисе иногда приходилось его спасать от верной смерти. Это и остановило девушку от замужества.

Крах кинокарьеры

Окрыленный первыми успехами в кино, актер слишком воспарил в небесах и очень скоро стал жертвой настоящей звездной болезни. Он ругается с режиссерами, не приходит на репетиции, а на съемках появляется в состоянии сильного похмелья. Ему прощали много и долго, может быть благодаря таланту и обаятельности, а может из чувства уважения к матери, которая просила за своего беспутного сына. Всем казалось, что это временно, Саша одумается и начнет работать в полную силу. Но эти надежды актер не оправдал.

В конце 60-х годов актера Фадеева практически перестали приглашать в кино. После выхода фильма «Вертикаль» он снялся в лентах «Один шанс из тысячи» и «Совесть» — это были серьезные роли, а после этого ему доверяли только эпизоды. «В одном микрорайоне», «Фронт за линией фронта», «Одиноким предоставляется общежитие», «Авария – дочь мента», «Мать» — в этих фильмах он мелькает исключительно в эпизодах, его имени даже нет в титрах к фильмам.

Театральная карьера

По сравнению с киношной карьерой, карьера в театре Александра Фадеева-младшего была более успешной. Но это не благодаря его таланту, а скорее стараниям матери, которая пользовалась уважением среди коллег. Она поняла, что карьере сына в кино пришел конец, а в театре ему грозит увольнение из-за недостойного поведения. Поэтому обращается к с просьбой принять Александра во МХАТ. Ефремов был не в восторге от такого предложения, но согласился на уговоры.

Александр Фадеев был известен своими скандальными выходками, но в плане актерского мастерства был очень даже полезен в театре. Он участвовал в постановках самого Ефремова, у него была роль в спектаклях «Сон разума» и «Старый Новый год».

Но снова почувствовав вседозволенность, Александр понемногу начинает наглеть, вступать в споры с Олегом Ефремовым. Конфликт был грандиозным, МХАТ разделился на две части и Фадеев не желая больше работать у Ефремова, переходит к , а Степанова остается у Олега Николаевича. В новом театре Фадеев продолжал играть до 1993 года.

Личная жизнь

Александр Фадеев был очень известен театральному бомонду. И дело не только в творчестве, которое начало идти на спад – он славился своими любовными интрижками и кутежами. Природа наделила Александра красотой, но это не главное, он был очень обаятельным и внимательным кавалером, умел красиво ухаживать и заинтересовать любую даму. Он в полной мере пользовался связями своего отчима и авторитетом матери, его жизнь была вольной и обеспеченной, причем сам он для этого не приложил никаких усилий.

Но наступило время, когда Александр пресытился романами и понял, что хочет серьезных отношений. Впервые официальный брак он заключил с Людмилой Гурченко. Их знакомство состоялось в ресторане ВТО. Людочку просто очаровал столичный красавец-кавалер. Встречались они не долго, вскоре зарегистрировали брак. Но долгой и счастливой личной жизни не получилось. Слишком избалованный судьбой Александр продолжал вести прежнюю жизнь – рестораны и веселые компании, а Людмила усердно трудилась. Их брак длился всего 2 года, после чего Гурченко поняла, что это была ошибка и развелась с супругом.

В личной жизни Александра Фадеева было еще два брака. Второй женой артиста стала Натэлла Канделаки. Но и этому браку был отведен недолгий срок, очень быстро они развелись.

Фадеев женится третий раз. Теперь это Надя Сталина, внучка Иосифа Виссарионовича и дочь его сына Василия. Это была последняя жена актера, они прожили вместе до ее смерти. Никто не знает насколько счастливы были супруги, потому что Надя никогда никому не рассказывала о том, что творится в семье. Но судя по характеру Александра, можно не сомневаться, что жизнь у его жены была трудной. В этом браке в 1974 году у Фадеева родилась дочь Анастасия, которая записана по фамилии деда и отца – Сталина. В 1992 году у Анастасии родилась дочка Галя, которую мама записала Фадеевой.

Последние годы

Уже будучи в зрелом возрасте, артист так и не изменил свой образ жизни. Пьянки и гулянки продолжались. У артиста была алкогольная зависимость и суицидальные наклонности.

1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А ФАДЕЕВА

2.УЧАСТИЕ ФАДЕЕВА В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ И МАСС В РОМАНЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А ФАДЕЕВА

Александр Александрович Фадеев родился 24 декабря 1901 года в деревне Кимры Тверской губернии (ныне Калининская область). Родители, а затем и отчим (отца Фадеев лишился рано) принимали активное участие в революционной борьбе против самодержавия. Преследуемая царским правительством семья Фадеевых в 1908 году переезжает на Дальний Восток, в деревню Саровку, а затем поселяется в живописнейшей Сучанской долине в селе Чугуевке Южно-Уссурийского края. Природа Дальнего Востока с ее грозной суровостью и трепетной красотой воспитывала в чутком юноше чувство прекрасного. А люди, чей труд преобразовывал эту природу и придавал ей особую одухотворенность, рабочие и земледельцы, портовые грузчики и таежные охотники, дровосеки и рыбаки, - были близки сердцу юноши, привыкшего с малых лет уважать людей труда.

«Мы учились на медные деньги своих родителей, - писал он. - Мой отец и мать, фельдшер и фельдшерица в глухой деревне, еще сами обрабатывали землю. Таковы были и мои немногочисленные товарищи по школе. Жизнь рабочих и крестьян была нам близка» В коммерческом училище Владивостока, где несколько лет занимался Фадеев, многие из его друзей были настроены революционно. А его двоюродные братья и их мать - Сибирцевы, в доме которых жил в эти годы Фадеев, связали свою судьбу с революционной борьбой против самодержавия. Будущий писатель горячо и восторженно разделял их свободолюбивые взгляды. И когда на Дальнем Востоке развернулись бои за установление Советской власти, Фадеев в числе многих юношей оказался в гуще революционных событий.

Образы большевиков выведены уже в ранних рассказах Ф. Комиссар Соболь и комендант парохода Селезнев («Против течения») - это стойкие, неуклонно идущие «против течения» большевики, подчиняющие стихию взбунтовавшегося партизанского отряда.

Молодой крестьянин Иван Неретин («Разлив») в напряженной обстановке классовой борьбы обнаруживает все качества мужественного руководителя-большевика, не теряющегося в трудных условиях, умеющего поставить интересы общего дела выше своих личных. Эти два ранних произведения, страдающие известной схематичностью, не лишенные внешних романтических эффектов, явились как бы подготовительной работой к большому роману Фадеева «Разгром», вышедшему в 1927. «Разгром» по праву вошел в железный фонд советской литературы. Центральная проблема романа - проблема партийного руководства в революции - раскрыта в образе командира отряда, коммуниста Левинсона. Создание полноценного образа большевика - Левинсона - и является одной из крупнейших побед искусства социалистического реализма.

В лице Левинсона Ф. сумел впервые дать полноценную фигуру партийца-вождя, противопоставив ее схематичному образу большевика в «кожаной куртке» «железобетонному пролетарию».

Типическое значение характера Левинсона тем более велико, тем более убедительно, что важнейшие черты большевика выступают здесь в глубоко индивидуальном своеобразии.

Перед читателем раскрывается не только внешнее поведение Левинсона, но и его внутренний душевный мир. Оказывается, что сила Левинсона, большевика-командира, заключается не в отсутствии у него тех слабостей и желаний, которые есть у остальных людей, а в том, что, сознавая свой революционный долг, напряжением воли Левинсон подавляет и преодолевает свои слабости. В этой борьбе противоречивых тенденций раскрывается образ Левинсона.

Большевик-организатор, кровно связанный со своим отрядом, он, опираясь на него, никогда не подчиняется ему, а руководит массой, умея в нужную минуту противопоставить дезорганизованности партизан свою несокрушимую волю.

Реалистичность образа Левинсона, лишенного какой бы то ни было ходульности, подчеркивается отсутствием внешних героических черт, описанием физической слабости этого тщедушного, невзрачного на вид человека.

Рисуя образ Левинсона, Фадеев разрешает проблему пролетарского гуманизма: для спасения отряда Левинсон не останавливается перед жестокими мерами, вплоть до отравления раненого Фролова, но все его поступки, все его взаимоотношения с партизанами в конечном счете определяются подлинной любовью к человеку, ради которого и стремится он к торжеству революции.

Пролетарский гуманизм Левинсона еще резче оттеняется в сравнении с ложным, отвлеченным гуманизмом Мечика, его «гуманистической» фразеологией, за которой скрывается только ограниченное себялюбие.

Имя Мечика стало уже нарицательным для обозначения мелкобуржуазной слабости, дряблости, бесхарактерности, узкого индивидуализма, соединения возвышенных и красивых представлений и фальшивых иллюзий о себе самом с трусостью и подлостью в реальной жизни. Мечику по существу дорог только он сам, его собственная личность.

Защищая в теории высокие принципы гуманности, он в то же время думает только о спасении своей шкуры и в результате предает отряд. Мечик - раб своих слабостей, Левинсон - их властелин. Ценность романа заключается также в изображении и других бойцов партизанского отряда.

2.УЧАСТИЕ ФАДЕЕВА В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

Осенью 1918 года семнадцатилетним юношей Фадеев вступает в Коммунистическую партию, верным и славным сыном которой остается всю жизнь. В апреле 1919 года по решению дальневосточной партийной конференции С. Лазо, А. Фадеев, И. Сибирцев и ряд других коммунистов организовывают в Приморской области партизанское движение.

В 1919-1920 годах молодой дальневосточный партизан Булыга (подпольное имя Фадеева) был пламенным агитатором и мужественным бойцом в борьбе против белогвардейцев и иностранных интервентов. Вместе с партизанами будущий писатель совершал длительные переходы по сопкам и таежным тропам, вел большую массово-политическую работу в отрядах и среди местного населения. В задушевных беседах с бойцами он рассказывал о значении Октябрьской социалистической революции, о первых декретах Советского правительства. Принимая непосредственное участие в вооруженной борьбе против врагов революции, Фадеев пристально наблюдает жизнь и быт народа, познает мысли и чувства окружающих его людей, их характеры, неповторимые в своей индивидуальности. Здесь в огне революционных битв рождался писатель, который с полным правом мог сказать: «Как писатель, своим рождением я обязан этому времени. Я познал лучшие стороны народа, из которого вышел. В течение трех лет вместе с ним я прошел тысячи километров дорог, спал под одной шинелью и ел из одного солдатского котелка... Я понял значение партии для судьбы народа и горжусь, что был принят в ее среду»

После разгрома Колчака Фадеев находился на политической работе в Красной Армии. В феврале 1921 года большевики Дальнего Востока избирают его делегатом на X съезд РКП (б), и в марте 1921 года Фадеев впервые попадает в Москву. Когда вспыхнул белогвардейский мятеж в Кронштадте, вместе с другими делегатами съезда. А Фадеев пошел штурмовать неприступную Кронштадтскую крепость, на подступах к которой был тяжело ранен. Потянулись долгие месяцы лечения.

Раздумья, воспоминания о боевом прошлом, еще таком недавнем, ярком, теснились в голове, тревожили. И Фадеев задумал написать роман о гражданской войне, запечатлеть в книге образы замечательных героев и события этих лет. Хотелось рассказать людям о величии лет гражданской войны и подвигов простых, сдержанно-суровых ее участников.

Материала было много, но из него надо было отобрать главное - то, что определяло сущность событий и поступки людей, пробужденных к новой жизни великой революцией. Однако Фадеев не сразу смог художественно воплотить свой замысел. После выздоровления Фадеев демобилизуется из Красной Армии и поступает учиться в Московскую горную академию. Он мечтал стать инженером и вернуться на Дальний Восток к своим товарищам по оружию - шахтерам Сучана.

В академии он пробыл с 1921 по 1924 год, одновременно работая инструктором Замоскворецкого райкома партии Москвы и секретарем парткома одного из московских заводов. Партийная работа для Фадеева в эти и последующие годы, когда он работал на Кубани и Северном Кавказе, была большой жизненной школой. В 1926 году Фадеев возвратился в Москву; он становится одним из активнейших деятелей советской литературы. Формирование нового человека - вот то главное, к чему приковано внимание Фадеева-художника.

И герой фадеевских книг - человек «в большом походе, в движении к коммунизму» - навсегда вошел в литературу и жизнь. Это наш современник, с его романтической устремленностью в будущее, реалистически оценивающий свою практическую деятельность, мужественно встречающий смерть в бою с врагами, с непоколебимой верой в торжество великого дела строительства коммунизма. Художественные произведения А. Фадеева, отразившие нашу героическую эпоху революционного преобразования общества, правдиво показавшие нового человека.

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

Действие в романе "Разгром" происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием "Миколашки", Колчака, японцев и максима - листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.


Фадеев (Булыга) Александр Александрович – прозаик, критик, теоретик литературоведения, общественный деятель. Родился 24 (10) декабря 1901 года в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии. Раннее детство провел в гг. Вильно и Уфе. В 1908 г. семья Фадеевых переехала на Дальний Восток.

С 1912 по 1919 г. Александр Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище (ушел, не закончив 8-го класса). Здесь он пристрастился к литературе. Много читал, сотрудничал в рукописных ученических журналах, помещал в них стихи, очерки, рассказы.

В годы гражданской войны Фадеев принимал активное участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. В бою под Спасском был ранен.

В феврале 1921 г. Александр Фадеев избран делегатом X съезда РКП(б). Участвуя в штурме мятежного Кронштадта, был ранен вторично. После излечения и демобилизации остался в Москве для учебы в Московской горной академии (ушел со 2-го курса).

Первую законченную повесть “Разлив” Александр Фадеев написал в 1922-23 гг., рассказ “Против течения” – в 1923 г. В 1925-26 гг., работая над романом “Разгром”, принял решение заниматься литературным трудом профессионально.

лет А.А.Фадеев находился в руководстве писательских организаций: в 1926-32 гг. был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей; с 1934 г. – заместитель председателя оргкомитета Союза писателей, член правления и президиума Союза писателей СССР; в 1939-44 гг. – секретарь Союза писателей; в 1946-54 гг. – генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР; в 1954-56 гг. – секретарь правления. Был редактором ряда газет и журналов.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев работал как публицист. Будучи корреспондентом газеты “Правда” и Совинформбюро, объехал ряд фронтов.

В начале января 1942 года писатель прибыл на Калининский фронт, который "тяжело и бурно наступал под Ржевом". Фадеев захотел попасть и попал на самый опасный участок, где советские войска, охватывая противника, ещё недостаточно закрепились, где территория густо простреливалась с двух сторон. Впечатления от этого посещения Калининского фронта пригодились Фадееву не только для написания очередной корреспонденции, но и впоследствии при работе над романом "Молодая гвардия".

корреспонденцию "Изверги-разрушители и люди-созидатели", в которой он рассказал о том, что увидел в нашей области и Калинине после изгнания фашистских оккупантов.

В другом очерке - "Боец" Фадеев описал подвиг красноармейца Падерина, посмертно получившего звание Героя Советского Союза: "В 1941 году, в боях за Калинин, у вражеского дзота, не дававшего продвинуться вперед и много унесшего жизней наших людей, Падерин был тяжело ранен и в порыве великого нравственного подъема закрыл амбразуру дзота своим телом".

Осенью 1943 г. писатель выезжал в освобожденный от врагов г. Краснодон. Впоследствии собранный там материал лег в основу романа “Молодая гвардия”.

Последний творческий замысел Фадеева – роман о современности “Черная металлургия” остался незавершенным. 13 мая 1956 г. в Москве в состоянии душевной депрессии писатель покончил жизнь самоубийством.

А.Фадеев в разное время неоднократно бывал на тверской земле. 6-8 января 1937 г. он приезжал в г. Ржев, где выступил с докладом о советской литературе в железнодорожном клубе станции Ржев-2 и с докладом о работе над романом “Разгром” в Ржевском горкоме партии.

В июне 1941 г. А

лександр Александрович с матерью Антониной Владимировной специально прибыл в Кимры, чтобы, как он говорил, познакомиться с родным городом. В тот приезд Фадеев побывал в педагогическом училище, местном краеведческом музее, посетил редакцию районной газеты “Коллективная жизнь”.

С 1950 г. писатель неоднократно приезжал в пос. Редкино Конаковского района, где собирал материал для романа “Черная металлургия”.

В феврале 1951 г. Александр Фадеев был избран депутатом Верховного Совета РСФСР по Бологовскому избирательному округу Калининской области. Приезжая в Бологое, он встречался с избирателями в городском Доме культуры, с железнодорожниками в локомотивном депо, присылал свои книги в библиотеку, поддерживал связь со школой № 11.

Не раз А.А.Фадеев отдыхал и охотился в наших лесах.

В память об известном земляке именем Фадеева названы набережная в Кимрах (ранее ул. Пролетарская), улица в Твери (бывшая Холодильная), улица в пос. Редкино Конаковского района. В Кимрах имя Фадеева присвоено детской библиотеке. На здании гостиницы, где останавливался приезжавший в Кимры в 1941 году А.А.Фадеев, открыта памятная доска с его барельефом.

Советская литература

Александр Александрович Фадеев

Биография

ФАДЕЕВ Александр Александрович (1901 - 1956), прозаик.

Родился 11 декабря (24 н.с.) в городе Кирмы Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе. Большая часть детства и юности связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем, куда родители переселились в 1908. Любовь к этому краю Фадеев пронес через всю жизнь.

Учился во Владивостоке, в коммерческом училище, но ушел, не окончив восемь классов (1912 - 1919). Сблизившись с большевиками, включился в революционную деятельность. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 21. Был ранен.

В 1921 попал в Москву как делегат Х Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был серьезно ранен. Начал учиться в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. Уже в 1921 Фадеев начал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов «Октябрь» и «Молодая гвардия». В «Молодой гвардии» в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева «Против течения».

Роман «Разгром», увидевший свет в 1927, принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. Жизнь и исторические события на Дальнем Востоке, свидетелем которых он был, привлекли его творческое воображение. Долгие годы он отдал созданию романа-эпопеи «Последний из Удэге». Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А. Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920 - 50-х. В годы войны был одним из руководителей Союза писателей, автором большого количества публицистических статей, очерков. Был на Ленинградском фронте, три месяца провел в блокадном городе, результатом чего стала книга очерков «Ленинград в дни блокады» (1944).

В 1945 вышел в свет роман «Молодая гвардия», о героях которого Фадеев писал «с большой любовью, отдал роману много крови сердца». Первая редакция романа пользовалась заслуженным успехом, но в 1947 в газете «Правда» роман был подвергнут резкой критике за то, что писатель не показал связи комсомольцев Краснодона с коммунистами-подпольщиками. В 1951 Фадеев переработал роман, вторая редакция которого была оценена, например, Симоновым как «напрасная трата времени».

После XX съезда КПСС, чувствуя невозможность продолжать свою жизнь, А. Фадеев 13 мая 1956 кончает жизнь самоубийством. Медицинская комиссия, назначенная тогда правительством, заявила, что эта трагедия случилась в результате расстройства нервной системы из-за хронического алкоголизма. Только в 1990 было опубликовано предсмертное письмо Фадеева: «Не вижу возможности жить дальше, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы… физически истреблены или погибли… лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивались подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни».

Фадеев А.А. родился в 1901 г. в Тверской губернии в городе Кимры в семье революционеров. В 1908 г. Александр переезжает с семьей в Южно-Уссурийский край, где и прошли годы его детства и юности. В 1912 г. Фадеев поступает учиться в Коммерческое училище во Владивостоке. Однако, в 1918 г. решает не продолжать это обучение и думает о погружении в революционную деятельность. И, в том же году, он становится большевиком. р> С 1919 по 1921 гг. Фадеев активно участвует в урегулировании Кронштадтского восстания и борется с белогвардейцами. Решив продолжить свое образование, он в 1921 г. поступает в Московскую горную Академию, которую оканчивает в 1924 г. С 1924 по 1926 гг. Александр Александрович занимается партийной деятельностью в Ростове-на-Дону и Краснодаре, но скоро переезжает в Москву. р> Его публикации, большинство которых посвящены военному времени, стали появляться с 1923 г. Александр Фадеев много лет возглавлял различные писательские организации. р> В 1926 он становится одним из лидеров РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и работает там до 1932 г. В 1939 г. он был секретарем писательского Союза СССР, а в 1946 г. становится генеральным секретарем, а также председателем правления Союза писателей СССР. И в 1950 г. Александр Александрович Фадеев становится вице-президентом членов Всемирного совета. р> После выхода «Молодой гвардии» в адрес Фадеева поступило требование от властей переработать это произведение. Резкую критику писатель воспринимал, как унижение и угнетение своего личностного мировоззрения. р> Фадеев Александр Александрович умер в 1956 г. в Москве, окончив жизнь самоубийством. р>