Откуда появился кощей бессмертный. Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! (15 фото). Кащей бессмертный в сказках

Казачество и Соловьев И. Н.: малоизвестные страницы

Гражданской войны в Хакасии

Муниципальное бюджетное

образовательное

учреждение «Гимназия»

Руководитель: Пашкова Татьяна

Александровна, учитель

истории и обществознания,

высшая квалификационная

г. Черногорск, 2017 год

1. Введение……………………………………………………………...3

2. История возникновения казачества в Сибири…………………...4-6

3. Сватовство и свадьба………………………………………………..6

4. Сватовство……………………………………………………………6

5. Свадьба..……………………………………………………………6-7

6. Своды…...…………………………………………………………7-16

7. Не совершаются свадьбы…………………………………………..16

8. Результаты исследований ……………………………...………17-18

9. Заключение………………………………………………………….19

10. Список используемой литературы………………………………...20

11. Приложения…………………………………………………….21-27

Введение

Тема. Казачество: прошлое и настоящее

Проблема : сохранение и распространение традиций и обычаев казаков в современном обществе,

Актуальность : современное общество, пережив нравственный кризис, переходит к переосмыслению духовных ценностей, возрождению и распространению традиций и обычаев

Цель : исследовать процесс возрождения казачества в городе Черногорске, его традиции и обычаи

Задачи:

1. рассмотреть историю возникновения казачества в Сибири

2. познакомиться с традициями и обычаями современного культурного наследия казачества

3. дать оценку современного состояния культурного наследия казаков

Объект : казачество Черногорска: история возникновения, свадебный обряд

Эмпирические методы:

· изучение литературных источников

· беседа – интервью

Теоретические методы:

· анализ используемого материала

· Обобщение материала

Практическая значимость работы : данная работа может быть использована при изучении темы «Положение основных слоев общества» в курсе изучения дисциплины история

История возникновения казачества в Сибири

Освоение Сибири и Дальнего Востока – важнейший процесс в развитии российской государственности. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачества и движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири.

Казаки атамана Ермака (1580-е годы), сделав первые шаги в освоении бескрайних просторов Сибири, остались верны ей на протяжении всей эпопеи освоения. Несмотря на тяжелейшие условия своего похода, казаки решали, что лучше погибнуть от холода и голода, чем отступить. Лучше проявить храбрость и завоевать для Отечества могущественную Сибирь, заслужив тем самым вечную славу для себя. Для них Сибирь должна была стать частью России, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда. Так в среде казаков атамана Ермака появилось чувство государственной ответственности за освоение территории и за жизнь народов, ее населяющих. Огромные просторы завоеванной Сибири, суровый климат накладывал особую миссию на казаков, которая выражалась в преемственности прошлого духовного опыта южного казачьего народа на только что зарождающийся сибирский народ. Они помнили завет отцов "Храни преданное тебе", поэтому добровольно брали на себя ответственность за сохранение наследия славного прошлого из жизни южных казаков до настоящего времени.

После гибели атамана Ермака в 1584 году его дружина стала адаптироваться в сибирских просторах (приложение №2, 3). Стали возникать семейные отношения с девушками местных аборигенов, при этом невесту обязательно крестили. Казаки передавали свои знания и умения местному населению, и сами учились выживать у них в суровых сибирских условиях, причем главными учителями для казаков становились их жены-сибирячки. Они учили мужей особенностям сибирского скотоводства, огородничества, земледелия. В это же время русская столица направила еще 300 стрельцов и казаков для поддержания царской власти в Сибири.

С политической воли Бориса Годунова после 1600 года началось плановое переселение русичей к востоку от Урала. Сибирь стала обживаться, причем царское правительство проявляло очень высокую веротерпимость, на смене религий местным населением не настаивало, передавая это дело Церкви. Крещение местных жителей было обязательно только при заключении браков с русскими. В период Смуты вторжение русских на сибирские территории было спонтанным, хотя и более интенсивным. Возникали не только города, но и слободы, обособленные поселения, остроги, казенные станицы казаков. При городах стали возникать и национальные слободы. Зауральская вольница славянского населения, состоявшая большей частью из казаков, вызванная политическим кризисом Смутного времени, церковным расколом и послаблением административной власти, безусловно, повлияла на формирование своеобразного характера русских сибиряков.

Сибирское казачество было неоднородным по своему этническому и социальному составу: в него верстались казаки и крестьяне из европейской части России, повстанцы с Дона, польские конфедераты, пленные наполеоновской армии, обращенные в христианскую веру местные народы и прочие. Но ядро его составляли восточнославянские народы, среди которых доминировали русские. Кроме "государевой службы" (главной обязанности), сибирские казаки занимались земледелием, животноводством, рыболовством, охотой, пчеловодством. Специфические функции и образ жизни по унаследованному от южных казаков Казачьему Уставу, определенная близость к главе государства способствовали некоторой обособленности и привилегированности казаков. Казачество, по сравнению с крестьянством, было более зажиточным и образованным, тяготело к городской культуре и православной вере. Важными для казаков являлись представления о личной свободе и независимости, понятия чести и преданности воинскому долгу, патриотизм, служение Богу и Отечеству. Характерными чертами для сибирских казаков были вольность, достоинство, умение гулять (разгульность), хозяйственность, мужественность, откровенность и прямота, чувство юмора и стремление сохранять христианский уклад жизни. Казаки строили остроги и города, укрепляли власть России в регионе, показывая мужество и ответственность воинского духа (приложение№1).

После создания советского государства, казачество как социальная структура была ликвидирована.

Но в конце 80-х годов двадцатого века в Черногорске создается инициативная группа под руководством Хабарова, которая занялась проблемой возрождения казачества в городе и в 1992 году создается первая общественная организация казаков в городе, которая вошла в созданный в 1991 году «Союз казаков России» (приложение №4). На тот момент это была самая многочисленная и сильная казачья организация, просуществовавшая до 1998 года.

После введения обязательного юридического оформления и записи в государственный реестр в 1998 году в казачестве произошел раскол. И в 1993 – 1994 г. создается Черногорское городское казачье общество, во главе с атаманом В. Н. Красноперовым. Внутренние разногласия привели к тому, что часть казаков вышла из состава и создала казачье общество станица Черногорск во главе с атаманом В. В. Ильичевым (2008 г). и сейчас по документам в городе действует только это казачье общество, численностью 32 человек.

До 2010 года казаки активно участвовали во всех городских мероприятиях: День города, День молодежи, 9 Мая (приложение №5), выставка ретроавтомобилей…. Основной задачей казаков была помощь МВД в обеспечение правопорядка при проведении массовых мероприятиях.

Современное казачество стремиться восстановить свои корни и прилагает для этого все усилия. Около Саяногорска, на противоположном берегу реки Енисей, археологами был раскопан казачий поселок Саянск, построенный по указу Петра Великого (приложение №6). В настоящее время на острожном поле проводятся детские военные игры. На протяжении 8 лет в последнее воскресенье июля проводится фестиваль казачьих традиций «Саянская Сечь», спонсором которого является Николай Михайлович Солдатов, казак, абаканский предприниматель.

В настоящее время в полной мере восстановить все казачьи традиции и обычаи не возможно: что - забыто, что-то безвозвратно утеряно. Поэтому то, что сохранилось, представляет собой большую ценность.

Сватовство и свадьба.

Сватовство

В каждом казачьем войске (войсковой общине) были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства. У кубанцев и терцев был такой обычай, и у донцов был во многом схожий с этим обычай. На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крестным свататься. Гости говорили: - Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то мой шапку потерял, Вы часом, не находили? - Находили, находили… - отвечает отец невесты, - вон на шубницу повесили, нехай возьмёт и больше не теряет. Это означало, что сватовство не состоялось – родители невесты против, на это сват мог возразить, мол, вещь не наша, мы свою искать станем. И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал: - Эй, Марьяна! Ну-ка, подай папаху, чья это она у нас! Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз (далее она становилась «Закладом», в который клали деньги на свадьбу), это означало, что она за парня идти согласна, и родители рискуют опозориться, потерять дочку и оскорбить будущего зятя. Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован. Это собственные фантазии неудачливого жениха. - Ну-ка, прикинь! – приказывал строго отец или крёстный жениху. - Ну вот! – Радостно говорил отец невесты. – Твоя папаха-то! Носи, на здоровье и более не теряй! Таки нонеча пошли казаки рассеяны, у нас этих папах чуть ли не полдвора натеряли!

Свадьба

Свадьба - это обрядовое оформление брака, которому казаки придавали большое значение. В разное время они у казаков проводились по-разному. В более ранний период они проходили упрощенным порядком. Более трех веков назад свадебное действо, как правило, шло на майдане в Кругу. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: - "Ты, Федосья будь мне жана”, "Ты Иван Семенович, будь мне муж”. После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.

Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание, у невест, у жениха).

Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября н.ст. или Пасхальных праздников - на Красную Горку (приложение №7).

Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересуются, кто его невеста, и если она им люба, начинаются приготовления к сватовству. Собираются все члены семьи и обсуждают вопросы, которые нужно решить перед сватовством. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами.

После того, как мать и отец узнали к кому идти свататься, они одевались по - праздничному, обряжали сына, приглашали с собой знакомого казака или родственника, обладающего речистым разговором, который смог бы расположить к себе будущих сватов и шли к ним.

При входе на смотрины в дом невесты, сваты говорят: «Мы долго охотились за красивой куницей, и она забежала к вам во двор. вот мы и хотели бы посмотреть не забежала ли она в ваш дом!» Или: - « У вас мы слышали - есть товар, а у нас купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы и пришли посвататься». Следует ответ:” Милости просим”. Если отцу невесты жених приятен, он говорит: «Проходите гости, милости просим”. Если жених им не нравится, то сразу следует отказ.

Гостей просят раздеться, на стол ставится закуска, спиртное. За едой происходит беседа, в которой договариваются о смотринах, но уже в курене жениха. Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами, на что те отвечают, что пока еще раненько. Свекор приглашает их словами: «Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол. Гости садятся за стол. Выпивают по рюмке, другой. "Ну а теперь можно и сваточками зваться”, - говорит невестин отец.

Здесь же уговариваются когда быть сводам.

Своды

Ко дню сводов невеста готовит угощения для гостей - жениха с друзьями, будущих деверя и золовки (брата и сестры жениха), а так же своих подруг.

Во время сводов девчата - подруги невесты выходят в отдельную комнату, а в горнице (большой комнате) остаются и рассаживаются на стульях: ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садятся крестный отец и мать. На столе два калача, солонка с солью.

Приехавшего жениха (с друзьями) одного приглашают в дом, невесту прячут в другой комнате среди своих подруг. Приглашают жениха: « А что угадаешь, кого и где искать?”. Жених идет комнату, где слышен девичий смех и там находит свою избранницу, берет ее за руку и вместе с нею становится в горнице среди комнаты. Входят друзья и друг жениха (дружка, дружок) подносит рюмку водки или вина жениху и говорит: « Кому подносишь?”. Жених называет имя отчество невесты. Подавая рюмку невесте, дружка опять спрашивает: "От кого принимаешь?”. Невеста называет имя-отчество своего жениха. Затем девушки поют:

Соловушка прилетал, прилетал

Ой-лели, прилетал;

Чечеточку выкликал, вывкликал

Ой-лели выкликал;

Чечеточка, вылетай, вылетай,

Ой-лели, вылетай.

Чисто ряба, выпорхни.

Иванушка, приезжал, приезжал,

Семенович на коне,

Семенович на вороном, на вороном;

Федосьюшка, выступай, выступай,

Иванушке подари, подари....

(В разных станицах поются различные песни).

По окончании песен родители спрашивают детей согласия на брак. Следуют ответы: «Из воли родительской не выходим. Согласны» Теперь, сваточки родимые - предлагает женихов отец, - «давайте ударим по рукам, - детки наши согласны, брак принять». А чтобы сомнений никаких не было предлагает свату руку. Отцы бьют друг друга по рукам. И сразу звучит песня.

С этого времени девушка считается «пропитой невестою». После пропоя до дня венчания в доме невесты начинаются «Вечеринки» или «ночевки» на которых собираются жених, его друзья и ее подруги.

На вечеринках в течение ночи устраиваются различные игры.

Игры сопровождаются пением песен, которые прославляют пары девушек и парней. Та пара, в честь которой поется песня, обязаны в конце пения поцеловаться. Поцеловавшись, они передают поцелуй невесте, а та, в свою очередь, целует жениха. В разных станицах игры проходили по-разному.

На «ночевках» парни и девушки зорко следили за тем, чтобы никто не мог уснуть в течение вечеринок. Уснувших наказывают различными способами. Нередко, спящим, на спину верхней одежды пришивают старую тряпку, а утром их «заботливо» одевают да так, чтобы они не заметили этого подвоха. Провожают «нарушителей» все, присутствующие на вечеринке, желая им добра. Идя по станице с пришитым «товаром», молодой казак не представляет, что в станице уже все знают о том, где он был и за что наказан.

Вечером перед днем свадьбы в дом жениха завозится приданое невесты.

В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца встает, обходит весь свой двор, мысленно прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем идет в сад начинает причитать (голосить):

Вставайте мои любимые подруженьки!

Что не свет белая зорюшка занимается.

Из под гор крутых

Красное солнышко выкатывается

Все пташки, соловушки слетаются.

Все мои советнички советуются,

Все мои разлучники съезжаются.

Я думала мои разлучники

Среди дороженьки.

А они среди батюшкина двора

хотят меня с батюшкой, с матушкой разлучить…

Подруги невесты поют:

Что задумалася, что загадалася,

Молодая, ой Федосьюшка?

Не ходила у девках. Не гуляла,

Рушнички подавала…

После чего дружка спрашивает разрешения ввести в дом князя.

Вошедшего жениха сажают за стол рядом с невестою.

Начинаются угощения и выпивка. Молодые не едят ничего, до таинства венчания.

Девушки вновь поют:

По новым по сенечкам Федосьюшка ходила

Золотою цепочкою звонила,

Да все своего батюшку будила

Устань, проснись, полно спать!

Не взошел светел месяц со звездою,

То приехал Иванушка со боярами.

Хорош, хорош Иванушка на коне

Хорош, хорош Семенович на вороном.

Родители невесты благословляют и напутствуют молодых, они усаживаются на тройку. Раздаются ружейные выстрелы и все экипажи отправляются в церковь.

После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.

Тем, кто поздравлял молодых подносили спиртное и специально испеченные или вскоре сваха приступает к повиванию - "обрезанию косы”, сваха расплетает одну косу и заплетает ее уже на две косы.

Когда сваха расплетает косу, невестин брат берет нож и тупым краем режет косу. Дружка говорит "Постой, постой не режь, мы эту косу выкупим”. Дает несколько копеек. "Нет этого мало”- говорит брат. Торг идет до тех пор, пока брат не будет доволен. Сваха заплетает косы, а девушки поют:

Да не трубили трубочку

Рано на заре

Да сидела и Федосеюшка

В высоком тереме;

да и плакала Ивановна

По русой косе…

После за плетения кос гости опять поздравляют молодых.

В ряде станиц Кавказской линии молодым давали подарки, при этом поздравляли их шутками да прибаутками.

"Чтобы Бог Вам хлеба родил и детей послал, чтобы люди с вами звались в добром к Вам отзывались, чтобы в доме Вашем были счастья и доля”. Нередко можно было услышать напутствия: "дарю Вам серебро, чтобы в доме было добро”, "дарю Вам ложки, чтобы рождались Сережки, а еще чашки, чтобы рождались Наташки” и т.д.

Молодые в это время стояли и внимательно слушали наставления. По окончании даров молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту с которой сама выходила замуж) и свое родительское благословение.

На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед, бабушка, крестные. Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем хлеб. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами. орехами. желая молодым изобилия и счастья. (В некоторых линейных станицах Кавказа существует поверье, что монета доставшаяся кому либо, при осыпании, а затем подложенная весной под наседку способствует хорошему выводу цыплят).

Молодые входят в дом так, чтобы не наступить на порог, дабы не потерять суженого и становятся на овчинную шубу, которую предварительно расстилают шерстью вверх.

Хмель и овчинная шуба являлись символом довольства и зажиточности.

Хмель растёт и вьётся по деревьями легко и свободно по этому приговаривают: «пускай у молодых дома произрастает и разводится все так обильно, как хмель в лесу».

Овчинная шуба символизировала о том, чтобы в хозяйстве у молодых всего было густо, как шерсти в овчине.

После этого молодые и гости садились по местам. Начинались поздравления новобрачных, одаривания их подарками. Каждый говорил хорошие слова и дарил от души, что мог, в зависимости от своего материального положения.

Во время даров каждый из поздравляющих, просил подсладить спиртное поцелуем или, бросив крошку хлеба в рюмку заявлял, что там плавает паук и его надо вытащить”. Это было намеком на продолжительный поцелуй.

Гости могли сидеть и веселиться до утра, а молодых поздним вечером отправляли в их комнату на брачное ложе, куда их сопровождали дружка и свашка, которые шутливо давали им наставления.

У казаков Терека был широко распространен обычай прохождения молодых под скрещенными шашками, что защищало их впоследствии от воздействия нечистой силы. В комнате, где молодым предстояло провести брачную ночь, ставили икону, стакан с медом, чашку с зерном, куда помещали свечи, не зажигая их. Гости веселились всю ночь.

Второй день свадьбы начинался с умывания молодой жены. Умывали её свашки. Затем она шла к колодцу, обязательно бросала туда монетку. Почерпнув из колодца воды, она шла к дому, где ее ожидали свекор и свекровь, которым она поочередно сливала воду для вытирались полотенцем невестки.

Пока невестка занималась умыванием, со стороны молодых проверяли ее "честность”, отыскивая на простыни, где они спали, капельки крови, показывая присутствующим простынь, либо ночную рубашку молодой жены. (с середины ХХ века честность молодой жены стали узнавать со слов молодого мужа).

Если молодая жена оказывалась честной, то свашки к длинному шесту привязывали красный платок или кусок красной материи, а гостям в петлицы привязывали красные ленточки.

Красный цвет символизировал у казаков целомудрие невесты. У донских казаков вместо красного материала раздавали ягоды калины.

Случалось, что до свадьбы молодая жена утрачивала целомудрие, тогда над домом вывешивали белый флаг.

После умывания молодая жена приглашала всех родных гостей за стол. Внимание здесь привлекал молодой муж, который обязан был разломить сваренную курицу. По обычаю он должен вначале отломить (руками) ножку, затем крылышко, далее произвольно все остальное.

По тому, как он расправляется с курицей, судили о его способностях "расправиться” и с женой.

Тех гостей, которые опаздывали к завтраку, разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие откупались деньгами, спиртным, конфетками и т.д.

После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой сажали на тачку и возили.

Этот обычай сохранился не во всех станицах.

Затем все гости шли к родителям жены. Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду.

Среди них было немало "цыган”, которые приставали к прохожим с предложением "погадать",нередко заходили во дворы "воровать" кур.

В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-ЗОО рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

Сейчас широко распространен обмен кольцами при регистрации браков. Раньше в казачьих семьях кольца носили только казачки. Кольца обычно одевали серебряные, однако развитие моды не обошло стороной и казачьи семьи, и казачки также стали носить золотые кольца. Если молодая казачка носила кольцо на левой руке, то это была девушка на выданье, а если на правой, то просватана. Если кольцо с бирюзой на левой руке, то ее жених или муж находятся на службе, так как камень бирюза является символом грусти и тоски. Если у казачки золотое кольцо на правой руке, это означало, что она замужем, на левой - разведена. Если на левой руке два кольца, значит она вдова, у нее погиб или умер муж, второе кольцо, погибшего или умершего мужа.

Не совершаются свадьбы

По вторникам, четвергам и субботам, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжении святок - от 7 января (25 декабря ст.ст.) до 20 января (7 января ст. ст.); в течение сырной недели (седмицы, масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную; в течение пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября (29 августа ст. ст.) и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября (14 сентября ст. ст.)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27

Печатный аналог: Смирнов А.М. Часовые империи. Сибирское казачье войско на службе отечеству // Родина. 1997. №8. С. 41-43.

Если возможно в нескольких словах охарактеризовать облик каждого из наших казачьих войск, то для Сибирского определение находится сразу: безотказное войско. В его истории нет ни Разиных, ни Мазеп - ничего, кроме тяжелой и не всегда приметной работы слуг Белого Царя, стражей великой империи. С полным правом, не кривя душой, пели сто лет назад сибирцы:

Верно службу мы служили,
Как клялись перед крестом;
Присягнув, не изменили
Перед Богом и Царем.

Чтобы ответить на вопрос, насколько разнообразной, напряженной, изматывающей была эта двухвековая служба, достаточно сказать, что ни одному из казачьих войск, кроме Сибирского, не приходилось отвечать за столь обширное пространство. На 1920 километров - от Тобола до Монгольского Алтая - раскинулись его станицы. А это все равно что от Варшавы до Парижа или от Петербурга до Перекопа! По полторы-две тысячи верст «отламывали» сибирцы, контролируя бескрайние казахские степи. Ни одному из казачьих войск, кроме Сибирского, не была обязана Российская империя одной пятнадцатой своей территории - речь идет о половине нынешнего Казахстана. При этом к 1916 году сибирские казаки - около 172 тысяч душ обоего пола - составляли лишь тысячную часть населения империи.

В отличие от потомков вольных боевых общин - Донского, Уральского, Терского войск - Сибирское было создано государством и с самого начала служило государству. Одно время, правда, его историю пытались вести от вольных казаков Ермака Тимофеевича - покорителей Сибирского ханства. В 1903 году войску дали старшинство с декабря 1582-го, когда, как считалось, ермаковцы стали «царской служилой ратью». Однако в 1586 году, когда в Сибири закрепилась государева администрация, казаков там осталось всего 90 человек. И основу формируемых властями для освоения и обороны новых земель казачьих отрядов составили не они, а «охочие люди» из жителей русского Севера. Собственно же Сибирское войско возникло в XVIII веке, когда Россия оформила свои границы на юге Западной Сибири.

Основой нового рубежа стала будущая столица Сибирского войска - Омская крепость. В 1716 - 1720 годах на юго-восток от нее по степному правому берегу Иртыша протянули Иртышскую укрепленную линию, из «фортеций» которой потом выросли Павлодар, Семипалатинск и Усть-Каменогорск. От Усть-Каменогорска цепь укреплений повернула насеверо-восток, к Кузнецку (ныне Новокузнецк), - и к 1764 году по предгорьям Алтая пролегла 749-километровая Колывано-Кузнецкая линия. А в 1781–1792 годах Иртышскую линию продлили и на юго-восток: к 932 километрам прибавилось еще около 170 Бухтарминской линии.

Ни запад из Омска в 1752 году провели 576-километровую Пресногорьковскую линию (здесь, в Ишимской степи, было много пресных и соленых озер). Ее называли также Горькой, а иногда различали Пресногорьковскую (от поселка Сибирский до Петропавловска) и Горькую (от Петропавловска до Омска)…

У реки Тобол Пресногорьковская линия сомкнулась с Оренбургской, защищаемой казаками одноименного войска. А те, что служили на Пресногорьковской, Иртышской и Колывано-Кузнецкой, с 1770-х годов стали зваться «казаками Сибирской линии» и получили особое управление. До конца XVIII столетия новая служилая корпорация не раз пополнялась сибирскими крестьянами, солдатскими детьми, ссыльными запорожцами и добровольцами из числа временно служивших в Сибири башкир, мещеряков и донцов. Наконец 19 августа 1808 года она получила официальное наименование Сибирского линейного казачьего войска.

От кого же приходилось защищать южную границу Западной Сибири? Бухтарминскую линию строили на случай проникновения в верховья Иртыша китайцев. Прочими же (да в конце концов и Бухтарминской) прикрылись от набегов двух кочевых народов - монголоязычных джунгар (ойратов) и тюркоязычных казахов (первых в России называли калмыками, а вторых - киргизами). При этом всю первую половину XVIII века непосредственными соседями русских в Западной Сибири были джунгары, владевшие всем севером и востоком нынешнего Казахстана. Казахи же кочевали тогда далеко на юге и лишь иногда прорывались к нашей сибирской границе. Только в 1760-х годах Средняя казахская орда заняла земли рассеянных китайцами джунгар и на долгие годы стала основным противником сибирских казаков.

Уже в 1765 году на границе с «Киргизской степью» пришлось устроить своеобразную контрольно-следовую полосу - барьер из жердей и срубленных деревьев, тянувшийся вдоль Пресногорьковской и Иртышской линий, в 10 верстах перед ними. Вторую такую полосу образовали рогатки, поставленные в промежутках между крепостями и редутами на самой линии. Вдоль барьера стояли казачьи пикеты, курсировали - «от маяка до маяка, от станца до станца» - казачьи разъезды. Когда разметанный барьер оповещал их о появлении орды, маячные зажигали сигнальные костры - и все живое стремилось укрыться под защиту укреплений, а дежурные казачье отряды готовились ринуться на перехват кочевников.

Напряженность линейной службы казаков в Западной Сибири усугублялась явным несоответствием их числа громадной протяженности границы. Еще в 1787 году на 2400 километров сибирских линий приходилось всего 2009 местных казаков, в 1795-м - 2884, а в 1803-м - 5038. Правда, в XVIII веке там несли службу еще несколько сот донских и яицких казаков, башкир и мещеряков, а до 1812 года и несколько драгунских полков. Однако и этого было недостаточно, а драгунская кавалерия оказалась к тому же малопригодной для борьбы с летучими ватагами кочевников. В 1812-м драгуны ушли воевать с Наполеоном, а сибирские линейные казаки остались единственной конницей в Западной Сибири, служащей с 17 лет и «доколе в силах»…

У этой горстки служивых и так почти не было отдыха, а их еще гоняли на всевозможные работы. Сменившись с поста, сибирский казак строил и ремонтировал укрепления, заготавливал для казны сено, дрова и строевой лес, сплавлял все это за сотни верст по Иртышу, перевозил казенный провиант и почту, присматривал за казенными складами, а в 1746–1770 годах даже пахал казенную пашню. О собственной запашке не могло быть и речи: казаку зачастую некогда было даже смолоть казенный паек зерна, и он отдавал за помол последние копейки казенного жалованья… А ведь на это жалованье еще надо было приобрести коня, оружие, снаряжение, одежду!

Неудивительны поэтому «худоконность» сибирских казаков того времени, бедность и ветхость их оружия и снаряжения. Но «люди в войске, - отмечал в 1808 году генерал Г. И. Глазенап, - и в физическом, и в нравственном отношении превосходны, честность, доброта, верность своему долгу вместе с казачьей удалью и расторопностью сохранились неприкосновенно от первобытных времен». Плохо обученные стрельбе и строю, мало или вовсе неграмотные сибирцы с честью выполняли самые трудные задания. В 1814 году сотник Старков, «еле дыша» из-за сильной разряженности воздуха, перевалил через Тянь-Шань в самой высокой его части и спустился в почти неизвестную еще нам Кашгарию.

За «усердие и исправность к службе» войско в 1812 году получило свою первую награду - флюгера на пики. В 1810-м были открыты школы для казаков действительной службы, а в1815-м (впервые в истории казачества) введено обязательное начальное образование. Для подготовки офицеров в Омске в 1813 году создали войсковое училище, и уже в 1830-х годах образовательный уровень офицеров-сибирцев был выше, чем у их сослуживцев по Киргизской степи - уральцев и оренбуржцев. Тогда же войско стало выделяться образованностью урядников и многих рядовых казаков.

С 1810-х годов сибирцы стали проходить и систематическое военное обучение, облеклись в форменные темно-синие мундиры и такие же шаровары с красными лампасами (с декабря1840-го цвет униформы стал темно-зеленым). Около 1812 года сибирские казаки впервые надели красные погоны, а офицеры - серебряные (артиллерийские - золотые) эполеты.

Это новое поколение сибирцев и вышло за линию, в Киргизскую степь: настало время окончательно замирить беспокойных соседей.

Служба сибирцев в Киргизской степи показала, на что способен русский казак. Войсковой старшина Лукин прошел через гиблую пустыню Бетпак-Дала. Сотник Ребров летом 1840-го,невзирая на 35-градусную жару, нехватку пищи и фуража, преследовал мятежные кочевья до самых Приаральских Каракумов, пройдя за 45 дней около 2000 верст. Зауряд-сотникКудрявцев с 14 казаками 11 июля 1827 года целый день отбивался ружейным огнем от 500 казахов - и отошел только по приказу. В похожей ситуации оказался в ночь на 3 ноября 1829 года и хорунжий Потанин, 13 сибирцев которого подверглись нападению за рекой Чу отряда в 300 казахов. Но у Потанина не было приказа на отход, а был приказ добраться до Ташкента - и казаки заставили-таки нападавших отступить… А хорунжего Рытова с 33 сибирцами 5 декабря 1837 года застигли в голой степи уже 1000 воинов султана Кенесары! Обложенные с трех сторон, казаки отстреливались три дня, а затем бросились на прорыв и опрокинули врага.

Тогда уже войско действовало на пространстве в миллион квадратных верст, а на службе в нем даже в 1863 году состояло всего 12155 человек. Между тем сибирцев не освобождалось и от службы на линии. А тот, кто не был наряжен в степной поход, разъезд, караул, конвой, в таможенную заставу или на учение, посылался на войсковые суконные фабрики, кожевенные и кирпичные заводы, войсковые мельницы, лесопилки, рыбалки и сенокосы, чистить и выезжать войсковых лошадей, строить казенные здания и лодки, чинить мосты и дороги, править службу полицейского, ямщика и сидельца винной лавки… Если в других войсках казаки служили по очереди (в Уральском, например, не наряжались на службу по 10 лет кряду), то сибирцы по-прежнему почти не знали отдыха. В конце концов в 1846 году сибирского казака пришлось сделать настоящим «казенным человеком»: теперь он получал от казны и войска не только жалованье и провиант на себя и детей мужского пола, но и коня, обмундирование, снаряжение, оружие. Служить, правда, стали уже не пожизненно, а только 30 лет.

Вообще, сибирские казаки при Николае I стали напоминать регулярных драгун - и жизнью по сигналу трубы, и драгунским ружьем со штыком, и атаками в сомкнутом строю (а непо-казачьи - разомкнутой лавой). Впрочем, в Киргизской степи, где сибирцы всегда были в абсолютном меньшинстве, только атакуя сомкнуто и можно было победить. Или же следовало спешиваться и отстреливаться, прикрываясь уложенными на землю лошадьми. А такой бой мог перерасти в рукопашный - и тогда был необходим штык… Но драгунские навыки не помешали сохранению казачьего духа!

Только в 1861 году в войске был ликвидирован «хозяйственный фронт», отменили и службу на линии, так что из названия войска исчезло слово «линейное». Тогда же уменьшили цифру призываемых казаков, а срок службы (с 1866 года - 22-летний) фактически сократили втрое: через каждые два года казаку полагался 4-летний отпуск - «льгота». Зато кормиться и снаряжаться для службы сибирец после 1861 года должен был уже на собственные средства. А ведь у него не было ни навыков земледелия, ни привычки к самостоятельному хозяйствованию! Подчас приходилось продавать дома, посылать на заработки жен - но на службу выходили в исправности…

А служили теперь уже и за рекой Чу - начиналось покорение Средней Азии. Мундиры темно-зеленого сукна сменились здесь белыми полотняными рубахами, темно-зеленыешаровары - красными замшевыми чембарами, а темно-зеленые с тремя красными выпушками фуражки скрылись под белыми чехлами.

Первым в конфликт с Россией вступило Кокандское ханство. С 1860 года сибирсцы участвуют в походах из Семиречья на запад, к крепостям Токмак, Пишпек, Мерке и Аулие-Ата.21 октября 1860-го в свирепой рубке под Узун-Агачем сотни подполковника Шайтанова отбивают ответный удар кокандской конницы. От Аулие-Ата в 1864-м повернули на юг, к Чимкенту и Ташкенту. После взятия последнего в 1865 году началась 15-летняя служба сибирцев во вновь образованной из кокандских владений Сырдарьинской области. 70 казаков побывали весной 1873-го в хивинском походе и наблюдали, преодолев Кызылкумы, капитуляцию еще одного ханства - Хивинского. Но кульминацией туркестанской службы сибирцев стал Кокандский поход 1875 года. В составе конного отряда М. Д. Скобелева казаки 1-го Сибирского полка проходят по всей Ферганской долине - отражают атаки кокандских войск под Махрамом, рубятся у МИн-Тюбе, а 1 октября 1875-го, спешившись и примкнув к винтовкам штыки, первыми врываются в Андижан.

Как и прежде, каждый сибирец являл собой самостоятельную боевую единицу. «Я, к примеру, рассыпался в цепь, а он был в резерве», пояснял казак Сергей Докучаев, отвечая на вопрос, как же это они вдвоем с Сидором Ивановым отбились 7 августа 1875 года от 30 конных кокандцев.

Эта великолепная одиночная подготовка сибирского казака, не терявшегося ни перед тысячеверстной азиатской пустыней, ни перед тысячной азиатской толпой, во всем блеске проявилась и в 1880–1883 годах, когда сибирцы 1-го и 2-го полков несли службу в передаваемом нами Китаю Кульджинском ханстве. Казаки разгоняли здесь шайки дунганских разбойников, охраняли переселявшихся в русской Симиречье уйгуров. А в январе 1883 года отряд из 130 китайских солдат, сопровождавший партию рабочих, попросил у русских охраны… для самого себя. Охранять их поручили приказному 1-го Сибирского полка Светличному с двумя казаками: обе стороны справедливо сочли, что этого вполне достаточно. Узнав, что отряд поджидает банда дунган, китайский офицер и вовсе передал командование русскому казачьему ефрейтору. Светличный же, казалось, только и ждал этого - выслал вперед сильный авангард, сноровисто выставил на ночлеге сторожевое охранение…

К концу XIX века быт сибирцев постепенно наладился. На Иртышской линии с ее роскошными заливными лугами кормились скотоводством, на Бийской (оставшаяся не упраздненной после 1848 года часть Колывано-Кузнецкой, от Усть-Каменогорска до Бийска), Бухтарминской (продленной в 1870-х по Южному Алтаю), Ишимской (так теперь часто называли Горькую и Пресногорьковскую) линиях и в Киргизской степи - скотоводством и хлебопашеством. Кроме того, сеяли грубый «линейский» табак, промышляли извозом, а некоторые - и мелкой торговлей. По среднедушевому сбору хлебов сибирцы в 1870-х годах занимали уже пятое место среди 10 казачьих войск, а по количеству лошадей на душу населения - четвертое. Вообще уровень жизни сибирских казаков тех лет можно охарактеризовать как «среднеказачий»: жили поскромнее, чем уральские, не хуже, чем донские, кубанские и оренбургские, и зажиточнее, чем терские, астраханские, семиреченские, забайкальские и амурские. В самом же Сибирском войске своим трудолюбием и домовитостью выделялись казаки Бийской линии.

Забайкальскому казаку Владимиру Рогалеву, совершившему в 1891 году конный пробег по землям ряда казачьих войск, сибирцы показались не только зажиточными, но и «очень бойкими». Последнее, возможно, связано с традиционной относительно высокой грамотностью сибирских казаков. Она, правда, снизилась по сравнению с первой половиной XIX века, но и в 1876 году по числу мужских школ на 1000 человек Сибирское занимало первое место среди казачьих войск. В дальнейшем число окончивших школу постоянно росло, и если в 1874 году грамотными были 28% мужчин старше 7 лет, то в 19–3-м - уже 43% мужского населения войска, а в 1915 - 66,5%.

С 1880 года на «действительную» уходили в 21 год и служили лишь 3–4 года. В мирное время войско выставляло три конных полка, в военное - еще по три полка второй и третьей очереди, куда призывались 25–32 летние казаки.

В мае 1883-го Сибирские казачьи полки (с 1894-го их именовали 1-м и 2-м Сибирским казачьими) встали на охрану границы с Китаем в Семиречье, от Тянь-Шаня на юге до Тарбагатая на севере. Тридцать лет - до самой мировой войны - длилась здесь служба сибирцев.

Идущая вдоль границы тропа то вилась по склонам гор над рекой Хоргос. То скрывалась в густом лесу или непролазных камышах, то тянулась по безотрадной пустыне, то взбиралась на хребет Кетмень и лепилась к скалам «Чертовых ворот», нависая над пропастью… В таких-то местах и приходилось преследовать угонщиков скота (барантачей) и самовольно кочевавших через границу казахов. Тревоги и перестрелки чередовались с напряженными погонями, донимала болотная лихорадка, а в Джунгарских воротах - ураганный зимний ветер ибэ… В сотнях вечно не хватало людей, и вернувшийся из разъезда казак часто должен был вместо отдыха вставать часовым к коновязи. Посты же ютились в землянках или ветхих юртах.

Из-за отсутствия железных дорог сибирцы добирались до Семиречья и обратно верхом. А ведь от Джаркента, где стояли штабы 1-го и 2-го полков, до станицы Кокчетавской - центра1-го отдела войска, комплектовавшего 1-й полк, было 1803 километра, а до Пресновской - 2063! Почти столько же было и до станиц 2-го отдела (с центром в Омске), откуда призывались во второй полк. Переход по почтовому тракту и степным тропам занимал три - три с половиной месяца!

Севернее Семиречья, от Тарбагатая через Зайсанские ворота и Южный Алтай почти до самой Тувы, границу с Китаем еще с 1872 года прикрывал 3-й Сибирский полк. С весны до глубокой осени его казаки стерегли казахских и монгольских барантачей у проходов через Тарбагатай и Саур, в долине Черного Иртыша, у горного озера Маркаколь на Алтае, а затем и у знаменитого Чуйского тракта. Расстояние между крайними алтайским и тарбагатайским постами в разные годы составляло 400–700 верст, а протяженность линии разъездов в 1892–1893 годах достигала 1042 километров! Служили здесь сибирцы 3-го отдела, центром которого был Усть-Каменогорск.

Тем временем мобилизованные казаки второй и третьей очереди дважды побывали на северо-востоке Китая - в Маньчжурии. Сразиться там в 1900 году с напавшими на КВЖД китайцами Сибирская казачья дивизия (4-й, 7-й, 5-й и 8-й полки) не успела, но с японцами в 1904-м схватилась одной из первых.

Участвовавших в русско-японской войне казаков зауральских войск принято обвинять в плохой боевой подготовке и чрезмерном пристрастии к пешему бою. Не стали исключением и сибирцы. Капитану Генерального штаба графу А. А. Игнатьеву они показались просто «ездящей пехотой».

«…Сибирские казаки, - писал он, - сидели на беспородных, разношерстных, плохо откормленных конях, как будто вчера выпряженных их сохи. Да и ездоки отличались от мирных крестьян только, пожалуй, надетыми набекрень фуражками с красным околышем».

Сделаем, однако, поправку на столично-гвардейское происхождение мемуариста, невольно подходившего к казакам с мерками родной ему тяжелой гвардейской кавалерии. Понятно, отвыкшие от строя казаки третьей очереди не походили на «отчетливых» молодцов-кавалергардов, а низкорослые (133–147 см. в холке) и изнуренные боевой страдой киргизские лошадки - на тщательно подобранных по масти шестивершковых (169 см.) кирасирских «медведей»… Но лучшим опровержением мнения о Сибирской дивизии 1904 года как о «ездящей пехоте» служит, конечно же, Юдзятунь. Только два кавалерийских боя произошли в русско-японскую войну, и героями первого из них стали сибирцы.

17 мая 1904 года под Юдзятунем, южнее станции Вафангоу, две сотни 8-го Сибирского казачьего полка во главе с есаулом Желтухиным атаковали эскадрон японских драгун - и за несколько минут почти всех перекололи пиками. Отдельными ударами были не только пронзены насквозь японские всадники, но и ранены их лошади… Погиб и командир эскадрона майор Танака, насмешливо крикнувшим сибирцам перед сшибкой: «Русские, уберите ваши оглобли!» Это лихое дело прогремело тогда на всю Россию (второй бой - 18 апреля 1905 года у Цаудиапа - выиграли казаки 4-го Уральского полка).

Пиками, в конном строю, сибирцы разметали и японскую пехоту, окружившую их разъезд под Дагушанем 23 мая 1904 года.

А сторожевая и разведывательная служба, которую сибирцы несли всю войну, от самого Желтого моря?

«Люди, близко стоящие к (сибирским. - А.С.) казакам, - отмечал корреспондент „Сибирского вестника“ В. Простой, - совершенно беспристрастно отзываются о них с большой похвалой, указывая на то, что казаки всегда делают очень аккуратно все зависящее от них».

Из неравных стычек сибирские разъезды неизменно выходили с минимальными потерями.

«Объясняется это природной сметливостью казаков, умеющих сразу ориентироваться в трудную минуту и найти выход из трудных обстоятельств».

Впрочем, сибирцы по-прежнему умело действовали и в пешем строю. 20 августа 1904 года, в ходе Лаоянского сражения, 19 их спешенных сотен надолго задержали у Янтайских копей обходившую фланг нашей армии бригаду японской пехоты.

После вступления в первую мировую войну Турции Сибирская казачья бригада (1-й и 2-й полки) ушла из Семиречья в Закавказье. Она выбила турок из захваченного ими Ардагана, а 21 декабря 1914 года 1-й Сибирский казачий полк полковника Э. Ф. Раддаца разметал отходившую от города колонну, положил на месте 500 человек и взял знамя 8-го турецкого пехотного полка. Вот где пригодились неприхотливые, привыкшие к морозам и скачке по глубокому снегу киргизские лошадки!

Заработанная в первом же бою репутация отличного боевого соединения всю войну выделяла Сибирскую бригаду среди многочисленных казачьих частей Кавказской армии Н. Н. Юденича. В Эрзерумской операции, располагая 152 сотнями кубанцев, терцев, забайкальцев и донцов, Юденич назначил для развития успеха после прорыва фронта именно 12 сотен Сибирской бригады. Двигаясь после ввода в прорыв вне дорог, по снежной целине, сибирцы тем не менее цепко висели на хвосте отступавшего врага и 6 января 1916 года, изрубив до 1000 и пленив до 1500 турок, первыми вышли к грозным фортам Эрзерума. А 4 февраля у села Илиджа они снова атаковали по глубокому снегу в шашки - и заставили сдаться остатки 34-й турецкой дивизии.

200-летняя служба Сибирского войска подходила к концу… Близился 1917 год, расказачивание и передача большей части войсковых земель Киргизской АССР - будущему «суверенному Казахстану». Но это уже другая страница нашей истории.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Путинцев Н. Г. Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска… Омск, 1891. С. 70, 74–75, 88.
  2. Там же. С. 89.
  3. Хорошхин М. П. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания. СПБ., 1881. С. 285.
  4. Усов Ф. Статистическое описание Сибирского казачьего войска. СПб., 1879. С.140; Отчет о состоянии Сибирского казачьего войска за 1903 год. II (часть гражданская). Омск, 1916. С. 55.
  5. Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю. М., 1988. С. 174–175.
  6. Наши казаки на Дальнем Востоке. Сборник рассказов. Вып.II. СПб., 1910. С. 45
  7. Там же. С. 46

Поддержите нас

Ваша финансовая поддержка направляется на оплату хостинга, распознавание текстов и услуги программиста. Кроме того, это хороший сигнал от нашей аудитории, что работа по развитию «Сибирской Заимки» востребована читателями.

Не все русские народные сказки наделены только положительными персонажами. Некоторые герои наводят страх и ужас на маленьких детей. Стоит вспомнить уродливую старуху , заманивавшую в свой домик на курьих ножках девочек и мальчиков, которые прямиком отправлялись в печь. В зловещем лесу можно встретить , а в озере обитают русалки. Красавицы с рыбьим хвостом – вовсе не добрые существа, каких мы привыкли видеть на картинках, ибо они кидаются на людей, ловят их и щекочут до смерти.

Кроме того, в дремучих лесах стоит остерегаться мистического персонажа Кощея Бессмертного, который предстает в образе злого чародея. Не повезет тому, кто окажется в его царстве! Этот старик, вечно чахнущий над златом, привлек внимание известных художников, режиссеров, мультипликаторов и литературной диаспоры. Стоит только вспомнить картину мастера фольклорной живописи «Кощей Бессмертный», чтобы понять, насколько ужасен этот старик.

Образ и внешность

Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.


Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:

«Кощей на что ни взглянет – все вянет. Кощей на скот – скот дохнет, Кощей на траву – трава сохнет».

Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.


Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: , Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.

В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает из одноименной повести .


Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.

Сила

Кощей – весьма профессиональный колдун, которому позавидуют и из «Гарри Поттера». Причем темный волшебник подходит к своим магическим преступлениям весьма оригинально.

За примерами далеко ходить не надо. В сказке «Елена Прекрасная» он обратил своего заклятого врага Ивана-царевича в орех, превратил красавицу в царевну-лягушку, а другую барышню – в змею. А в истории об «Иване Сосновиче» колдун расквитался с целым царством, превратив его жителей в каменные глыбы.


Кстати, если увидите в лесу огромного черного ворона, то, возможно, это Кощей Бессмертный перевоплотился в гордую птицу из стихотворения .

Кощея можно назвать счастливчиком, ведь свою силу он черпает из обыкновенной воды. Когда старик выпил три ведра воды, поднесенные Иваном-царевичем, он без труда разорвал двенадцать цепей и освободился из подземелья. Однако у властителя трона есть и слабые стороны. Убить его не просто, но можно:

«Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Однако в сказке о Марье Моревне старик, обладающий бессмертием, пал от волшебного коня Ивана, который ударил чародея копытом и размозжил ему голову. Далее Иван сжег несчастного на костре, а пепел пустил по ветру. В другой вариации сказки царевич добивает своего заклятого врага палицей.

Фильмография и актеры

Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представим несколько известных картин с участием именитых актеров.

«Кащей Бессмертный» (1944)

«После дождичка в четверг» (1985)

В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто . Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш.


Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе. Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Роль колдуна досталась , который поработал с Геннадием Фроловым, и .

«На златом крыльце сидели» (1986)

Волшебная сказка Бориса Рыцарева рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях. Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.


Любителя злата сыграл Виктор Сергачев, а его коллегами были , и .

«Книга мастеров» (2009)

В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures». Режиссером выступил Вадим Соколовский. История рассказывает о том, что Каменная Княжна, заточенная в башне, скоро выберется на свободу, и миру настанет конец. По случайному стечению обстоятельств, роль вершителя судьбы людей достается Ивану, которому придется столкнуться с Кощеем Бессмертным.


В актерский состав картины вошли

Откуда происходит имя Кощея? Каковы связи сказочного персонажа со славянской мифологией?

Великий чародей и царь, который обладал недюжинной силой, мог превращать людей в камни или деревья, а иногда в неприятных земноводных - змей или лягушек. Его богатства были неисчислимы, его царство было царством тьмы и смерти, и мало кто из его врагов оставался в живых. А те герои, которым все-таки удавалось победить Кощея, практически никогда не действовали в одиночку. Всегда находились другие маги, волшебные звери или люди, которые помогали одолеть Кощея, но не в честной битве, а с помощью волшбы. В честном поединке победить Кощея было невозможно - ведь недаром его называли Бессмертным.

Сказки описывают Кощея как высокого высохшего старика, а порой и вовсе как скелет. И уже сам вид его явственно свидетельствует о том, что Кощей был существом темным, связанным со смертью. Об этом же говорят сказочные присловья, которыми описывается его появление: "Кощей на что ни взглянет - все вянет, Кощей на скот - скот дохнет, Кощей на траву - трава сохнет". Конь Кощея тоже выглядел как скелет и олицетворял собой мор домашнего скота. Сам Кощей был увенчан короной и вооружен мечом, что говорит о нем как о царе и воине. Кроме того, в сказках он рисуется как обладатель несметных богатств. О богатстве Кощея говорит и его имя. В древнерусском слово "кошь" обозначало "стан", "обоз", а главу обоза и хранителя казны называли "кошевым".

Впрочем, относительно этимологии имени Кощея существует немало версий. Кто-то говорит, что не надо мудрствовать и следует обратиться к самому простому варианту, согласно которому имя Кощей тесно связано со словом "кость" и отражает внешний облик этого демонического персонажа. Кто-то считает, что этимология Кощеева имени тесно связана со словом, которое все реже встречается в современном русском языке - словом "костить", то есть ругать, бранить.

Кто-то считает, что нужно обратиться к историческим корням имени Кощей. И тогда оказывается, что в XII веке слово "кощей" означало раба, пленника. Подтверждение тому можно найти в памятнике древнерусской литературы - в "Слове о полку Игореве". Там князь Игорь, попав в плен к половецкому хану Кончаку, садится "в седло кощеево". Кроме того, сожалея о проигрыше в битве с половцами, автор "Слова" говорит, что если славянские князья бы объединились, то тогда кощей, то есть угнанный в рабство пленник, стоил бы по резане (а резанью называли мелкую монету).

Действительно, в сказках нередко рассказывается о том, как главный герой (обычно Иван-Царевич) находит Кощея, запертого в подвале. Тот начинает жаловаться, что десять лет не ел ни крошки и не пил ни капли, и уговаривает Ивана принести ему воды. Выпив 10 ведер, Кощей разрывает цепи, ломает стальные решетки и сбегает из плена, чтобы начать чинить разнообразные козни. Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов. Первый тип - это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками - махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо - переулочек. Голоса у богатырей были оглушительными. Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами.

Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем - просто злым? Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези. Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен. Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы. В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь. Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем. Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться - в ворона, например.

Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи. Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей - сжирали их, а девушек воровали и брали в жены. Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось (собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться).

Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов. Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей. Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке. Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии.

В этом смысле Кощей змеям более чем близок. Может, он как раз и представляет собой существо, в котором тьма пробудилась в полной мере? Или же он похож на древнегреческого Аида, бога подземного царства и умерших? Ведь практически ни в одной сказке нет упоминания о подданных Кощея, а какой же без них царь? Царство Кощеево упоминается неоднократно, а вот жители его - нет. Не исключено, что жителей там как раз и не было - были мертвые, и Кощей сидел на троне царства мертвецов, откуда периодически совершал набеги на царство живых.

Есть еще несколько моментов, которые наводят на мысль о сходстве Кощея с мифологическими змеями. И все они связаны с тем, как Кощея можно победить. Первая версия менее известна: в одной из сказок (она называется "Марья Моревна") Кощей погибает из-за коня - от удара копытом. Конь этот, правда, был непростой. Иван-Царевич достал его у Бабы Яги, чьи говорящие кони славились выносливостью и мудростью.

Противостояние змеи и коня - древний и распространенный сюжет. Змея - олицетворение тьмы, конь - олицетворение света и вообще известный солярный, то есть солнечный, символ. Противостояние змеи и коня в разные времена трактовалось по-разному. В религиозной традиции это могло быть противостояние христианства и язычества: оно нашло свое отражение, кстати, на гербе Москвы, где изображен всадник, чей конь топчет змея. Так и Кощей в сказке о Марье Моревне погибает от конских копыт, а его тело сжигают на костре - еще один огненный, солнечный знак.

Есть и другая, более известная, версия о том, как можно было погубить Кощея - достать яйцо, в котором спрятана игла, где заключена смерть чародея. Яйцо спрятано в зайце, заяц - в утке, а утка живет где-то далеко в океане. Яйцо - это универсальный мифопоэтический символ, который встречается у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии и Африки. У многих племен существовала легенда, что мир появился из яйца. Змеи также появляются из яиц, кроме того, в арийской мифологии неоднократно встречается упоминание о гигантском змее, на свернутых кольцах которого покоиться мировой океан и весь мир вообще. То есть, пускаясь в погоню за яйцом и отправляясь на поиски к океану, главный герой, сражающийся с Кощеем, идет в какое-то особенное измерение, к истокам мироздания, чтобы победить то, что олицетворяет собой Кощей - смерть. И делается это все ради спасения невесты, то есть ради любви.

Самому Кощею в любви катастрофически не везло. Нет ни одной русской сказки, в которой похищенная девушка ответила бы ему взаимностью. Бывало, что они притворялись, но только для того, чтобы выведать секреты и помочь главному герою извести Кощея. Тому снискать любовь красавиц не получалось никак - не помогали ни власть, ни богатство. То ли страшная внешность, то ли сам факт похищения и насилия отвращали пленниц от Кощея, и тот нередко превращал их в змей (как в сказке "Царевна-змея"), лягушек (безумно популярная сказка "Царевна-лягушка") и других несимпатичных животных.

В общем, в любви Кощею не везло. Возможно, потому, что ему было просто не положено. Происхождение не позволяло. Некоторые считают, что сказочный образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу. Имя Чернобога упоминается в ряде летописей, но уже после принятия Русью христианства. Его, если верить дошедшей до наших дней информации, называли еще и Кощеем, или Черным змеем, а повелевал он умершими и царством тьмы, также был богом холода, уничтожения, смерти и зла.

Откровенно говоря, рассуждать о древнеславянской мифологии и верованиях очень сложно. Письменных источников не осталось. Борьба с язычеством, которая началась на Руси после принятия христианства, привела к тому, что знания о славянских божествах практически не сохранились. Правда, славянские божества умудрились "прорасти" в христианских святых, что само по себе забавно. Так, бог Велес, покровитель скотоводства, сросся со святым Власием (тут помогло и созвучие имен, и то, что Власию приписывали умение управлять животными). Образ Перуна-громовержца частично соединился с образом пророка Илии (об этом говорит поверье о том, что когда гром гремит, то это Илья-пророк на своей колеснице по небу разъезжает).

Святому Касьяну, с которым сросся Кощей, очень не повезло. Сращение произошло по созвучию, а также по совпадению праздников. По некоторым данным, день Чернобога славяне отмечали в конце февраля, и на конец февраля же выпадает день святого Касьяна Римлянина (если по старому стилю). Касьян был современником Иоанна Златоуста и многое сделал для распространения христианства. Однако на Руси про него чего только ни придумывали. Так, говорили, что по пути в рай святой Касьян отказался помочь мужику вытащить телегу из грязи, и в наказание за это Господь повелел ангелу три года подряд бить святого Касьяна молотом, а на четвертый год, високосный, отпускать.

Касьяна считали злым, и даже звание святого не спасало. Ему приписывали отвратительную внешность. Так, говорили, что у него косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Его называли Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. А день памяти святого Касьяна отмечали один раз в четыре года, 29 февраля, приговаривая: "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать". А все Кощей Бессмертный виноват - это явно его зловещая тень лежала на невинном римском святом.

Впоследствии образ Кощея трансформировался, стал не таким пугающим. Во многом это заслуга кинематографа, снимавшего детские сказки. После того как Кощея несколько раз сыграл замечательный комический артист Георгий Милляр, этого персонажа часто начали изображать пусть и зловредным, но смешным. Эту же традицию продолжили другие прекрасные артисты, такие как Александр Филиппенко и Олег Табаков.

В иностранных фильмах и комиксах Кощей по-прежнему страшный: как один из персонажей он мелькает в американском комиксе "Хеллбой" (Hellboy) и в британском сериале "Доктор Кто" (Doctor Who). Ну и, само собой, страшным Кощей остается в самих сказках, которые читают детям на ночь. Там он по-прежнему могущественное олицетворение зла, которое, впрочем, неизменно терпит поражение со стороны сил добра.

Кощей Бессмертный - популярный персонаж славянских сказок, былин и народных сказаний. Правильно его называть - Кащей.

По традиции, изображается чаще всего как злой чародей, негативный персонаж, который просит людям проблемы. Он представал стариком, причем очень тощим, иногда даже живым скелетом.

Образ Кощея

В народных сказках Кощей Бессмертный появляется либо как царь и злой колдун - иногда верхом на волшебном коне, который мог говорить на человеческом языке, а иногда - пешим.

Это тощий старик, почти скелет. Кощей предстает как повелитель всего Подземного мира, очень скупой - он очень обожает все свое золото и не желает делиться ним с кем-бы то ни было.

Способности Кощея

Большинство сказок доказывают, что Кощей - очень могущественный колдун, который обладает большим арсеналом сверхспособностей. К примеру, Кощей может принимать облик диких животных, и чаще всего превращается в черную ворону. Однако несмотря на способности перевоплощения, Кощей не любит обращаться в животных - более всего он любит оставаться в своем собственном облике: худого старца, но очень могущественного.

Убить Кощея просто так невозможно, ибо жизнь колдуна спрятана на конце игры, а та находиться в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, ну а заяц сидит в запертом сундуке. И только разломав иглу можно уничтожить Кощей - в остальном же он полностью неуязвим.

Изначально - в первых сказках о Кощее его вообще не мог никто победить, так как просто не знал о существовании волшебного яйца и иглы. В последних же сказках о игле прознали, и Кощей даже несколько раз погибал.

Демонстраций силы Кощей в сказках достаточно много и все они прекрасно демонстрируют его возможности. К примеру, ему без проблем удалось превратить Ивана Царевича в обычный орех, а целое царство - в камень. Умеет Кощей, как и большинство персонажей русских сказок, сражаться на мечах. Его любимое оружие - полуторный меч и никто не владеет им лучше злого колдуна

Где живет Кащей

Кащей живет в замке или дворце, царство его находится за тридевять земель - на краю света. Чтобы туда добраться, износишь не одну пару железных сапог. Кощей бессмертный - царь золота и серебра, жемчуга.

Кащей бессмертный в сказках

В русских народных сказках данный персонаж всегда выступает как главный противник доброго персонажа. Кощей похищает прекрасных принцесс, непокорных превращает в животных. Например, царевна лягушка.

Одним из главных врагов Кощея Бессмертного является другая достаточно сильная колдунья - Бага-Яга. Конечно, ее сила не достигает уровня Кощей, но она довольно часто берет участие в свержении Бессмертного. К примеру, именно Бага-Яга рассказала Ивану Царевичу секрет погибели Кощея. В редких случаях Кощей и Бага-Яга находятся на одной стороне баррикад. Заклятыми врагами Кощея всегда были богатыри, однако в большинстве сказок они всегда становятся жертвами темного колдуна, так как не знают способа убить Кощея, в отличии от Ивана Царевича.