Сценарий казачьего мероприятия в школе. Праздники линейных казаков Кубани (сценарии). Дети входят в зал под музыку
(с фото)
Старшая группа
Воспитатель Козачук Н.Н.
Сценарий праздника «Казачья воинская доблесть »
Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, села.
Задачи:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.
4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
6. Формирование любви к родному селу и интереса к прошлому и настоящему родного края;
7. Развитие бережного отношения к своему селу (достопримечательности, культура, природа);
Актуальность:
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.
Дети входят в зал под музыку.
Ведущий: Здравствуйте дорогие гости, папы, дедушки. Сегодня мы пригласили Вас на праздник посвященный дню защитника Отечества.
Мы с Вами живем в Донском казачьем крае. И поэтому наш праздник, посвященный Дню защитника Отечества, будет на казачий лад.
ЗВУЧИТ ГИМН КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА.
Вед. Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я, твой потомок дальний.
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный…
Святую память славы той
От молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой
Туман холодного забвенья…
Ведущий: Когда на русскую землю приходили враги- захватчики, вставали на защиту Родины русские люди- защитники земли русской. Земля Тихого Дона тоже провожала своих сыновей на защиту донской земли.
1 Ребенок:
Эх, сторонушка Донская,
Сердцу ты всегда мила.
Где б я ни был в дальних странах,
Вспоминал твои поля.
Помню я донские клены,
Что шумят на берегу.
Не отдам я волны Дона
Ненавистному врагу.
Ведущий: Ребята!Мы с вами живем на удивительной земле - земле, овеянной славой, земле, - чья история вошла в летопись казачества.
Казаки, говоря о себе, подчеркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».
Дети стихи .
2.
Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка - вот краса:
Стройный стан и плюс коса.
3
.Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
4. Много лет войску Донскому,
Много лет нашим донцам
Атману войсковому
И станицам и войскам.
5. Много лет нашей державе,
Много лет нашим войскам
Православной нашей вере,
Да и славным казакам.
Ведущий.
Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!
Сыграем песню про несокрушимый дух казака.
Дети исполняют песню «Как за доном, за рекой».
Вед 2. Но те кто родились и выросли на Дону скажут КАЗАК - это судьба! Мы живём в станице Нижнекундрюченской, и наши прадеды всегда были мужественными людьми, настоящими воинами,защитниками Отечества ведь любить и защищать свою Родину это честь для каждого казака. А как не любить свой родной край.
6реб. Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки- мир его зовет.
Казак- опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь
7 Реб . Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее,
Чем здесь!
Дети исполняют инсценировку песни песня «Эх, Донские казаки»
8 реб: Мы Донские казачата
Очень дружные ребята
Век готовы мирно жить
России - матушке служить!
9 реб: Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
10 реб: А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Вот такие мы ребята-
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
Ведущий. Казачата удалые покажите свою силу да сноровку в казачьих играх.
Проводится игра «Наездники»
Описание игры: садятся на коня, добегают до ориентировки срывают папаху и бегут назад, следующий берет папаху садится на коня бежит до ориентировки и вешает папаху назад.
Ведущая: Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь. Какое главное оружие было у казаков? Казачата покажите как вы умеете владеть шашкой!
Танец с шашкой.
Ведущая: Казачатки, знаете ли вы пословицы?
Дети рассказывают казачьи пословицы.
1. Терпи казак - атаманом будешь.
2. Казак сам не поест, а коня накормит.
3. Казак без друзей, что дуб без корней.
4. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.
5.Дон Тихий, а слава о нем громкая.
6.На Дону закон такой - всех врагов с земли долой!
Ведущая: Как бы не складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонады. Не зря гласят казачьи пословицы: Хороши привалы, где казаки запевали. Где казачья песня ведется. Там весело живется. А не сыграть ли нам казачата песню.
Дети исполняют песню «Пчелочка - злотая»
Ведущий: Ребята, что то гости приутихли. А не сыграть ли с ними в игру«Слов» я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые гости - современное значение и звучание.
Игра «Слова» (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать - болеть, квѐлый - слабый, цыбарка - ведро, гутарить - говорить, кочет - петух, батя - отец, дюже - сильно, нехай - пусть, вечерять - ужинать могѐт - может, буханка - булка, баз - сарай, взвар - компот.)
Ведущая.
Выходи честной народ!
Не пыли дорожка!
Казаки сейчас идут
Поплясать немножко!
Дети исполняют танец «Казачий танец»
Вед. А сейчас будем играть гостей забавлять.
Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?»
Ведущий. Есть еще одна игра «Казачий поезд дружбы»
Вед . Молодцы, казачата хорошо играли, а теперь пришло время казачьей пляски.
Танец «Варенька»
Ведущий: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России - Донском казачьем крае. Очень много можно рассказать о нем. Расскажите как прекрасен наш Донской край.
Читают дети стихи.
11 реб. Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Донской край - чудесный,
Как и вся Россия - мать .
12 реб. Наша Родина - Россия,
И об этом знаю я.
Это солнце в небе синем,
Лес, моря, луга, поля.
Знаю также, что Россия-
Край любимый мой, родной
И далекие дороги
Приведут всегда домой.
14. реб.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей!
Ведущий. Мы -жители Донского края, мы - казаки, но прежде всего мы - Россияне, жители большой и могучей страны. Споем песню о великой стране - России.
Исполняется песня «Россия ».
15 Ребенок.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!
Ведущий: Наша станица богата историческими событиями и людьми, мы знакомимся с истоками нашей донской культуры, с казачеством. то что мы сегодня показали это маленькая часть нашей большой истории... Мы желаем, чтобы каждый из вас в будущем был достойным гражданином России, а в сердце всегда носил любовь к нашей станице… Наш праздник проходит в преддверии Дня защитника Отечества, и мы поздравляем всех мужчин, всех защитников Отечества с замечательным праздником. Казачата поздравят Вас праздничными открытками.
Дети дарят открытки.
Вед. Вот и настал момент прощаться
Будет кратка наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!
Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем. Милости просим побывать у нас в следующий раз. Звучит казачья песня, дети уходят из зала.
Сценарий торжественного открытия Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон»
8.00 - 11.45 - Организационные мероприятия: завоз и установка технических средств, атрибутов, реквизитов, конструкций и материалов, для создания праздничных объектов на территории фестиваля.
12.00 – 13.00 - Генеральная репетиция начала и финала действия на центральной сцене и технические пробы на главной сцене фестиваля.
13.00-14.00 - Питание участников гала-представления (казачьи организации и творческие коллективы)
14.00 - начало работы объектов фестиваля. (торговые точки, подворья, выставка ДПИ, казачьи лавки и др.)
14.00 - Открытие Памятного знака «Донковским казакам - Защитникам Отечества» (Памятный знак в честь первых казаков России, защищавших рубежи Рязанского, а позже Московского княжества с 16-го века, казакам-воинам Донковской крепости).
Справка. Казаки отражали набеги крымских и ногайских татар, принимали участие во всех войнах, которые вела Россия. Донковских казаков по праву можно именовать Защитниками России. Памятный знак символизирует начало становления донского казачества, как самостоятельной социальной группы с собственной культурой, бытом, нравами и воинскими традициями. Памятный знак «Донковским казакам - Защитникам Отечества» увековечивает память доблестных предков, призван пробуждать любовь к Отечеству, уважение традиционного казачьего уклада и истории родной земли.
Идея поставить памятный знак «Донковским казакам - Защитникам Отечества» принадлежит оргкомитету 2-го фестиваля Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон», в 2017 году.
Решение о создании памятника было принято руководством регионального отделения Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков - воинов России и Зарубежья в Липецкой области».
Участники: почетные гости праздника (руководители области, района, города, представители казачества, общественность, краеведы, СМИ).
Техническое обеспечение: подведено электропитание, установлена акустическая аппаратура, стойка с радиомикрофоном (2 шт.)
Поднос, ножницы (5 штук), красная лента, 2 стойки для закрепления ленты. На фестиваль и открытие памятного знака может быть использована накидка.
Исполнители: Диктор, звукооператор, девушка в казачьем наряде для подачи подноса с ножницами.
Диктор под звон колоколов.
Диктор: Уважаемые участники большого культурного события! Центральные торжества по случаю открытия 2-го Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон» предваряет открытие Памятного знака «Донковским казакам - Защитникам Отечества». Слово для исторической справки предоставляется председателю районного общества краеведения....
Выступление.
Звучит фанфарная музыка
Диктор: Почетное право открыть памятный знак предоставляется:
Главе района...
Заместителю главы администрации области...
Атаману регионального отделения...
Звучат колокола. Девушка на слова диктора подносит ножницы названным участникам церемонии.
Проходит церемониал открытия памятного знака.
Диктор: Памятный знак освещает настоятель храма Георгия Победоносца....
Проходит обряд освящения памятного знака.
Диктор: (под колокола) Памятный знак «Донковским казакам - Защитникам Отечества» увековечивает память доблестных предков, призван пробуждать любовь к Отечеству, уважение традиционного казачьего уклада и истории родной, православной земли.
Уважаемые участники большого культурного события! Приглашаем вас окунуться в атмосферу праздника. Посетите фестивальные объекты, чтобы убедиться в красоте и силе казачьих традиций. Напоминаем, что ровно в 15 часов, на главной сцене, состоится торжественное открытие 2-го Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон».
15.00 - Торжественное открытие 2-го Открытого Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон»
Безопасность: Праздничное пространство вокруг центральной сцены обозначено сигнальной лентой, выставлено оцепление, пропуск к сцене осуществляют ответственные по организации доступа (право доступа к сцене имеют участники казачьих состязаний и концертной программы, представители оргкомитета, технические службы. духовенство и официальные лица)
Декорации:
- Задник сцены имеет баннер фестиваля, по размеру креплений.
- По обеим сторона сцены установлен плетень с декорационными элементами.
- Установлена икона Божьей Матери.
- На берегу установлены пушки.
- Рядом с пушками восседает живой символ казачества («Казак на бочке»).
Участники: почетные гости праздника (руководители области, района, г. Данкова, казачьи организации, творческие коллективы, духовенство, общественность, СМИ).
Техническое обеспечение:
- Подведено электропитание.
- Установлена акустическая аппаратура, 6 стоек с микрофонам, радиомикрофоны 4 шт.)
- Установлена, сзади сцены, палатка для переодевания и питания участников представления.
- Выставлены фишки (20 штук) для обозначения точек сценического действия.
Исполнители: Диктор (режиссер), две пары ведущих, звукооператор (2 человека), ответственные за подвод участников (2 человека), руководитель творческой группы.
Объявление
Уважаемые участники и гости фестиваля. К вашим услугам, праздничные площадки и места отдыха, торговые ряды и аттракционы. На территории фестиваля расположены казачьи куреня, где вы можете отведать ухи по-данковски и другие традиционные блюда нашего края. Вас ждет знакомство со старинными предметами быта и элементами сельского уклада. Приобрести сувениры вы можете на выставке мастеров декоративно прикладного искусства и в казачьих лавках. Сегодня каждый может прикоснуться к великой казачьей культуре, наполненной неповторимыми традициями, духом предков и силой таланта. Для детей и молодежи работают спортивная и детская площадки, где каждый из вас может показать свою сноровку и получить памятный подарок. Организовано катание на лошадях и пони, площадки с играми и аттракционами расположены в начале праздничной территории. Желаем вам приятного отдыха.
15.30 Представление участников фестиваля
Расположение: Казачьи организации располагаются с левой стороны, в 15 метрах от сцены, творческие коллективы располагаются с правой стороны, в 15 метрах от сцены.
Звучат фанфары (Народные)
Ведущая: Добрый день, участники большого праздника верхнего Дона!
Ведущий: Приветствуем всех, почитателей великих казачьих традиций!
Ведущая: Сегодня, земля богатая на славу и доблесть, гостеприимно принимает людей званных и мастеровитых, потомков знатного сословия России.
Ведущий: Второй открытый Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Вольный Дон» открывает представление участников.
Ведущая: Уважаемые зрители! Тепло встречаем творческие коллективы, представителей Казачьи общества и руководители делегации, участников большого праздника!
15.10 Праздничный молебен.
Ведущий: Долгие столетия православная вера была и останется основой духовной жизни казачества, его сильных традиций доблести и отваги. Казаки, это яркие примеры мужества, беззаветной преданности родной земле и самоотверженного служения Отечеству.
Ведущая: Земля родная! Ныне вновь, от глади Дона до всех уголков великого сословия славится культура качества, через века пронося великую правду и силу православной веры.
Ведущий: Для торжественного молебна, просьба, всем подняться.
Братья казаки, шапки долой!
Праздничный молебен проводят священнослужители Липецкой и Елецкой епархии.
15.15 Гимн
Ведущий: Традиционно, каждое мероприятие Донского казачества, после молитвы продолжает исполнение гимна Всевеликого войска донского.
Исполняется гимн.
Ведущий: Через века казачество пронесло свой лик, свой нрав. Всё величайшее наследие светлых и честных людей помогало выживать, жить и побеждать, пронося сквозь эпохи, столетия и года святой для каждого казака девиз: душу Богу, сердце людям, Жизнь - Отечеству, честь - никому!
Сценарий Казачьих посиделок.
Цели:
Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков
Прививать любовь к родному краю
1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы
Зеленые косы плетут,
Где первые вешние грозы
Саблями небо секут,
Над речкою мостик горбатый
И месяц, упавший в траву,-
Все это – что с детства так свято
Я Родиной милой зову.
1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.
2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!
В нас кровь – горячее огня –
За наши курганы и наши станицы
И горе соседям, коль в бешеном споре
Весной заколышется степь.
И вспенит волну до широкого моря
Ковыль – наша белая лепь!
2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.
3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –
Храбрецам дозор по силе.
С казаков начиналась Астрахань –
Крепостица южная России.
Укрепив себя станицами,
Рос над Волгой красавец – город,
И его низовой столицею
Казаки называли гордо.
1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.
2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.
(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)
КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.
КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!
(Звучит песня в исполнении учащихся).
КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!
1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)
2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)
3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)
4) Желтая свинка без щетинки
На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).
5) Сом с одним усом. (Кнут)
6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)
7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).
8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.
Испокон веку служит человеку. (Пила)
КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.
С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.
КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.
(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).
ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.
СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!
КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.
(Продолжение сценки)
СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.
НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.
(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).
КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!
(Помощь учащихся из зала).
КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!
А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.
КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.
А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.
(Сценка «Ярмарка»)
На сцену выходят казаки и казачки.
1 КАЗАК:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
2 КАЗАК:
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!
1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!
КОРОБЕЙНИКИ:
Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!
Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.
Звучит песня “Где был, Иванушка?”
(Инсценировка русской народной песни.)
Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).
КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.
КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!
(Исполнение частушек на казачью тему.)
Мы с веселой песней дружим,
По-казачьи говорим,
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
Эх! Донское государство!
Возле Дона куреня.
До чего же ты красива,
Дорогая сторона!
(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)
1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.
КАЗАК и КАЗАЧКА:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь
Говорим мы «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!
казакИ, казакОв, о казакАх .
(показывает иллюстрации воинов разных стран в полном обмундировании)
Добрый день, уважаемые ребята и педагоги! Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном самому молодому празднику, который сегодня отмечает наша страна. Сегодня День героев Отечества. Как вы уже догадались, наверное, по оформлению речь пойдёт сегодня о Георгии Победоносце, о символе нашей страны - гербе России. И не только об этом. Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести , его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает герб столицы. Кто же этот мужественный воин, где жил? И какова связь Георгия Победоносца с сегодняшним праздником. На эти и другие вопросы ответят вам сегодня учащиеся 5 класса. В октябре – начале ноября этого годы они участвовали в IV Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси. Георгий Победоносец». Делали сообщения о Георгии Победоносце, изображали его образ в рисунках. С этими работами вы можете познакомиться. В ходе знакомства с этим святым не все факты, связанные с Георгием Победоносцем они смогли отразить в своих работах. И учащиеся 5 класса обобщили всю собранную информацию и дополнили ее, объяснив следующие моменты из истории нашей страны:
1) почему на гербе России изображение Георгия Победоносца;
2) почему на монетах достоинством 5, 10 и 50 копеек изображение Святого Георгия и почему мелкая денежная мера называется «копейка»
3) почему ленточка, которую волонтеры раздают в преддверии праздника Победы, называется «георгиевская».
С их работой вы тоже можете познакомиться.
Сегодня на мероприятии мы хотим показать связь исторических событий, преемственность. Мы должны знать историю своей великой страны. Итак, слово учащимся 5 класса.
(слайд 1)
1 ведущий: Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Россияне, отмеченные почетным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.
2 ведущий: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.
1 ведущий: Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.
2 ведущий: Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.
1. ученик.
Многие слышали имя Георгия Победоносца ли, по крайней мере, видели его образ на гербе Москвы, а также России, на монетах. Но мало кто знает историю этого великомученика. Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия, Грузия.
Ребята, мы сегодня поговорим о казаках.
– Как вы думаете, есть ли на этих иллюстрациях казак? Почему вы так думаете?
Да, действительно, это казак! Казаки живут рядом с нами, среди нас; живут семьями.
Так кто же такие казаки?
Об этом вам сегодня расскажет наш гость – настоящий казак -
Гость: Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.
Гость: Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!
Казак – вольный человек, храбрый воин.
Гость: А какая главная казачья заповедь?
Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»
За родную Русь воевали и охраняли границы Астраханские, Уральские, Волжские, Запорожские и Донские казаки. Вот сколько казаков. Рядом с нашей Волгой-матушкой течёт река Дон. Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек.
Вера в Богадавала казаку и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи, и силу в борьбе.
Гость: Так какое же главное призвание казаков?
Дети: Быть военным.
Гость: Да, быть военным. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке.Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.
Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена
Мой дедушка рассказывал, что мальчики росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой.
Казак: А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?
Дети: Атаман.
Гость: Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
Гость (показывает иллюстрацию с портретом Матвея Ивановича Платова) : Назовите имя легендарного атамана.
Дети: Матвей Иванович Платов.
А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.
Казаки были остры на язык, многое замечали. Плохое высмеивали, хорошее запоминали. Поэтому до нас дошло много казачьих пословиц и поговорок. Некоторые из них мы учили, давайте их вспомним. Я начну, а вы заканчивайте, дружно хором отвечайте.
Казак в труде , как в бою ... славит родину свою.
Казак сам не поест, … а коня накормит.
Без атамана казак … кругом сирота .
Кто пули боится … тот в казаки не годится .
Сейчас вам будут называть казачьи слова, а вы попробуйте объяснить, что
это значит:
Казак - вольный человек.
Майдан - площадь.
Курень - дом.
Атаман - предводитель.
Есаул - помощник атамана.
Цибарка - ведро.
Вязы - шея.
Батя - отец.
Хворать - болеть.
Чувяки - тапочки.
Гутарить - говорить.
Подходит к концу наше маленькое путешествие, в котором мыприкоснулись к истории казачества.
(Демонстрация слайдов)
-Наверное, самое время спеть песню.
Песня! Как бы горько не жилось народу, в прошлом без песен не обходились ни шагу. Песня - целительница, песня - плач, песня - радость. От всех бед и печалей - песня.
(звучит торжественная музыка)
Ведущий 1:
-Добрый вечер Дамы и Господа.
-Сегодня мы хотим представить такой народ,как «Казаки».Казачество зародилось на
окраинных землях Русского и Польского государствв XV -XVII веках.
Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы,
преимущественно на территории современной Украины и России; впоследствии
расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья,
южного Урала (ныне северный Казахстан), Сибири и Дальнего Востока.
Казачество - братство людей, объединённых особым состоянием духа,
нравственности и морали. Казаки -народ, имеющий свою культуру, историю и
память. Казаки всегда служили родной земле -Святой Руси, своему Народу и своему
Государству.Превыше всего в Казачестве всегдабыла Казачья воляинародопрадство.
Вот только некоторые из, заповедей казака:
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в правах.
3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.
4. Служи преданно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово, слово казака дорого.
Ведущий 1:
У казаков свои обычаи,нравы и традиции.
и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу,
сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого
этикета (при появлении старика все должны были встать –казаки при форме
приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).
Вторымважным обычаем является почитание женщины,так, как именно женщина
является будущим продолжением рода.
Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих
народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во
всех войнах России. Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в
период Великой Отечественной войны.
Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны:
они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли
высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для
большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их
особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности.
Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую
(во время рассказа о национальных костюмах насцену выходят переодетые
участники, демонстрируя одежду)
Ведущий 1:
У казаков также имеется национальная форма одежды.
У мужчин это:
Шаровары.
Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была
и нательной и выходной одновременно.
В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие
шаровары» (у низовых казаков), портки- шаровары. Они, как правило, заправлялись в
Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в
праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).
Образ дополняли рубаха,сапоги и головной убор- Папаха.
Рубахи в зависимости от их назначения шили из холста разного качества, шелка,
пестряди; с распространением фабричных тканей -из ситца, кумача.
Папаха -барашковая шапка с суконным верхом. В древности славяне называли
папаху клобуком, современное название вошло в употребление позднее, так же как
трухменка или кабардинка.
Сапогов было великое множество -без сапог верховая езда невозмож¬на, да и по
сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без
каблуков –ичиги.
Ведущий 2:
Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид
набедренной одежды) и передника-завески .
У не замужних девушек лёгкиесарафаны с короткими рукавами.
Обычно цвета таких сарафанов яркие.
Как правило сарафаны шили из шёлка, а рукава из капрона.
Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое.