Как организовать поминки и когда носят траур. Как носить траур по умершему человеку

Инструкция

Соблюдайте обычаи страны, в которой живете. При назначении траур а на государственном уровне в связи со большого количества людей выдержите минуту молчания в знак уважения к погибшим и солидарности с остальным населением страны в выражении соболезнования их семьям. Государственные будут приспущены, а развлекательные телепрограммы отменены.

Носите одежду черных тонов при или друга. Глубокий траур подразумевает, что вся одежда на вас должна быть черного , а при полутраур е допускается носить только один черный предмет, например, платье или головной платок.

Соблюдайте траур сразу после . Длительность траур а зависит от степени близости вам усопшего. Например, после смерти супруга полагается соблюдать траур в течение года, а потерявшие супругу должны быть в траур е полгода. По родителям скорбят год, по менее от трех месяцев до полугода.

Воздержитесь от развлечений и посещения праздников, вступления в брак во время траур а. Не стоит устраивать пышные торжества, веселиться, петь и танцевать. Не отказывайте себе в общении. Если чувствуете, что вам тяжело, ощущаете потребность поговорить о своей утрате, выплакаться, то не стесняйтесь выражать свои эмоции.

Молитесь за усопшего, горячо и от всей души, если являетесь верующим человеком. Кроме внешних атрибутов траур а, это важное условие соблюдения траур а. Если умерший был крещен, закажите сорокоуст, а на девятый и сороковой дни после его смерти нужно отслужить панихиду. Не забывайте впоследствии упоминать имя , полученное им во время проведения обряда крещения, в молитвах за .

При мысли о законах, которые необходимо соблюдать в армии, в голове неизбежно всплывают растиражированные СМИ случаи неуставных взаимоотношений между военнослужащими (попросту "дедовщины") и дезертирства. Причем Уголовный кодекс РФ - это лишь вершина айсберга в огромном массиве нормативных актов, которыми должны руководствоваться в повседневной жизни военнослужащие Российской армии.

Инструкция

Начните с изучения раздела VI Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и ». В нем дается подробная информация о сроке службы военнослужащих, о порядке принятия воинской присяги и, самое главное, о воинских званиях, которые настоятельно рекомендую выучить заблаговременно, чтобы не прослыть в армии «тормозом», который не может быстро освоить элементарные вещи.

Прочтите Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В нем объясняются ваши права и обязанности во время прохождения военной службы, а также ответственность при нарушении этих обязанностей.

Процесс прохождения воинской службы регулируется 3 Уставами (на действует еще Устав службы на судах Военно-Морского Флота).
1. Устав ВС РФ является базовым нормативно-правовым актом, регулирующим повседневную жизнь и деятельность военнослужащих в воинской части в целях поддержания внутреннего порядка и воинской дисциплины;
2. Дисциплинарный устав ВС РФ определяет понятие «воинская дисциплина», регламентирует обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и наказаний, а также прописывает порядок подачи заявлений, . В частности, прочитав данный устав, вы узнаете, за какие проступки вас могут отправить на гауптвахту;
3. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ определяет предназначение, порядок организации и несения караульной, комендантской и гарнизонной служб, права и обязанности военнослужащих, несущих эти службы.

Не забудьте ознакомиться с главой 33 Уголовного кодекса РФ, особенно, со ст. 335 «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности», ст.337 «Самовольное оставление части или места службы», а также ст.338 «Дезертирство». Как показывает , это наиболее распространенные правонарушения, совершаемые военнослужащими. Поэтому осознание того, чем вам может грозить, на ваш взгляд, невинная шалость вроде самоволки, сможет уберечь вас, например, от наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Не забудьте прочитать о существующих в настоящее время неформальных правилах. Найдите знакомых, которые служили в армии, и попросите рассказать, как там все устроено на самом деле. Поищите форумы отслуживших в армии и задайте им интересующие вас вопросы. Помните, опыт не заменят сотни циркуляров и предписаний, а как показывает практика, зачастую не соответствует положениям нормативно-правовых актов.

Считается, что умершие мать и отец посещают сны своих детей с целью помочь им, подсказать, направить на истинный путь. Сны, в которых человек обнимается со своими ныне покойными родителями, считаются благоприятными.

Видеть во сне умерших родителей. Сонник Миллера

Густав Миллер сообщает, что ныне покойные родители, привидевшиеся в теплой и уютной обстановке, символизируют благополучие. Если приснилось, как отец или мать ругают человека во сне, наяву это может означать неодобрение с их стороны. Видимо, сновидец делает что-то не так. Разговаривать во сне с умершими родителями – к помощи наяву.

Густав Миллер разделяет все сны об умерших родителях на две группы: первая группа – сны, возникающие при живых родителях, вторая группа – сны, возникающие после их истинной смерти. В принципе, Миллер в обоих случаях не видит ничего дурного. Напротив, сновидения о покойных родителях, возникающие при ныне здравствующих маме и папе, говорят об их долголетии.

Умершие родители во сне. Сонник Фрейда

Зигмунд Фрейд называет такие сны символами человеческих сожалений о своих упущенных возможностях, о каких-либо воспоминаниях и о прошлых успехах. Если сновидец видит, что его родители умерли, в то время как наяву они здравствуют, это может говорить о подсознательном желании спящего их смерти. Фрейд обосновывает такое жестокое толкование: видимо, когда-то родители препятствовали сновидцу в осуществлении его планов, за что он на них сильно обиделся.

Умершие родители во сне. Сонник XXI века

Согласно этим толкованиям, видеть во сне умерших родителей – к богатству и счастью. Если приснился ныне отец, наяву грядут потери: сновидец может лишиться наследства. Разговаривать во сне с умершим отцом – к верному пониманию и переосмыслению духовных ценностей. Не нужно спорить во сне со своими родителями, в особенности с папой, поскольку это может привести к упадку в делах.

Видеть во сне умершую маму – к предостережению от необдуманных поступков наяву. Умершие матери чаще всего приходят в сон к своим сыновьям, чтобы отговорить их от каких-то задуманных сомнительных поступков, которые могут выйти им боком. Кроме того, мама во сне символизирует перемены к лучшему, но иногда может сниться перед тяжелой болезнью сновидца или перед его собственной смертью.

Умершие родители. Сонник мира

Толкователи этого сонника говорят, что такие сновидения предупреждают о надвигающейся опасности. Нужно быть более осмотрительными с незнакомыми людьми. Беседовать во сне с покойными родителями - получить какие-то важные известия наяву. Ругаться во сне с ныне покойными матерью и отцом – к скуке по ним наяву. Сновидец, видимо, испытывает перед ними чувство вины. Нехорошим сном считается тот, в котором покойные родители протягивают сновидцу свою руку, зовя за собой.

Любой народ стремится сохранять традиции своих предков. Это является основой дальнейшего духовного развития нации. В современном обществе соблюдать традиции, которые передавались из поколения в поколение, становится сложной задачей.

У русского народа за сотни лет накопился бесценный опыт, который нашел свое выражение в традициях, поверьях, ритуалах. Смена языческой религии на христианскую повлияла на мировоззрение славян. Однако язычество со временем гармонично слились, образуя важнейший пласт культуры русских. Некоторые традиции трансформировались, сохранив при этом праславянскую основу. Соблюдение традиций предков является необходимым условием для продолжения рода и духовного развития. Большинство нравственных категорий русских подпитываются многовековым опытом русского народа.

Языческие традиции русского народа

Языческие верования считаются самыми древними и устойчивыми для славян. До наших дней дошли в основном календарные обряды, связанные с празднованием сохранившихся языческих праздников. Например, сожжение чучела Масленицы, колядование, плетение венков на Иван Купала, свадебные обычаи и др. Появились они благодаря земледельческому циклу древних славян. Соблюдение праздничных обычаев и ритуалов позволяет укрепить родственные узы и передать уникальные знания будущему поколению.

У каждого рода было свое священное животное, которое оберегало племя от нечистой силы. До наших дней дошел мифологический образ медведя, ставший одним из символов России. Медведь в славянской мифологии считался защитником от злых сил и покровителем семьи. Поэтому многие крестьяне имели дома талисман-оберег из медвежьей лапы. Также почитаемым животным был конь, так как большинство народов вели кочевой образ жизни. Конь являлся сакральным животным, а наличие подковы дома до сих пор ассоциируется в сознании русских с мощным защитным воздействием. Домовой заслуживает отдельного внимания. Это главный охранник дома и его хозяин. Домового надо было задабривать любыми способами, так как разгневанный домовой мог покинуть дом. Наши предки не мыслили сохранения гармонии в семье без домового.

Христианские традиции русского народа

Христианство заложило основы для духовного развития славян. Может показаться, что сегодня русские соблюдают не все православные традиции. Однако все зависит от сознательного выбора человека. Христианские традиции связаны прежде всего с нравственными категориями добра, справедливости, прощения, благодарности. Это те самые заповеди, которые человечеству завещал Иисус. Верующие люди стараются соблюдать их в жестких современных условиях. В праздничной обрядности христианские и языческие традиции тесно переплелись между собой, поэтому современному человеку сложно отделить одно . Так или иначе, соблюдение традиций предков - это важная составляющая внутреннего состояния человека. Таким образом создается невидимая, но очень мощная связь поколений.

Источники:

  • Традиции наших предков

В данной статье мы хотели бы рассказать о траурных традициях, траурном этикете, а также привести интересные исторические факты о трауре.

Что означает траур?

Душевная скорбь по ушедшему из жизни человеку проявляется и во внешнем выражении: в одежде, эмоциональном поведении.
У каждого народа во все времена были свои особенности ношения траурной одежды и свои траурные обычаи. Каждая нация по-своему проявляет печаль, горе по поводу безвременной утраты близкого человека. Черный цвет в трауре общепринят в христианстве. Принято полагать, что черный является универсальным цветом в выражении скорби. Облачение скорбящего в черные цвета – дань скорби и уважения усопшему.

Интересен тот факт, что в древности ношение черной траурной одежды в случае смерти близкого было связано не с идеей выражения уважения и скорби, а с суеверным страхом перед ним. Полагалось, что дух умершего родственника не сможет их узнать, если они облачаться в черное и не сможет увести за собой. Вуаль на лице также должна была ввести в заблуждение духов, чтобы они оставили в покое душу прячущегося за вуалью и не утащили с собой в преисподнюю. Многие из суеверных традиций пришли с нами в современность, до сих пор принято занавешивать зеркала в доме во время похорон , по одному из поверий, если зеркала оставить неприкрытыми, через некоторое время в отражении можно увидеть покойного.

Образцы траурной одежды 17 века

Со временем траурная одежда окончательно приобрела смысл, которым мы наделяем ее сегодня - знак траура.

Современная траурная одежда

Существует траурная одежда белого цвета, как антипод символу ночи, смерти. Белый цвет считается цветом, олицетворяющим божественность, свет, чистоту, истину. Этот цвет в траурной одежде общепринят в Индии и других странах Юго-Восточной Азии.
В Китае вместе с белым цветом траурными считаются также розовый, красно-розовый и красно-фиолетовый, в Египте это желтый цвет, у персов - коричневый, у цыган - красный.

Сколько необходимо соблюдать траур?

Длительность траура всегда определяется самим скорбящим, и, чем глубже было чувство скорби от потери дорогого человека, тем дольше продолжается траур. Нет ничего постыдного в том, что человек может в скором времени найти в себе силы жить дальше и выйти их траура.
Траур подразумевает, что находящиеся в трауре люди, на весь его период отказываются от всех развлечений и увеселений. Ранее считалось, что выходу из траура должно предшествовать направление всем своим друзьям и знакомым открыток, предварительно информирующих об этом намерении. Ибо до тех пор, пока подобное сообщение не отправлено, по своей инициативе общество не рискнет нарушить уединение скорбящего человека.

Эти традиции разумны. Траурная одежда служит своего рода защитой для скорбящего человека. Вуаль скроет печальное лицо и слезы женщины в трауре от любопытных посторонних глаз. При виде траура беспечный или бессердечный человек, по крайней мере, не сможет игнорировать несчастье другого или проявить неуважение к умершему. Таким образом, правила хорошего тона в рамках траурного этикета полностью соблюдались.

Ранее траурный период для вдовы продолжался 18 месяцев. Первые полгода полагалось носить одежду тусклого цвета с воротником и манжетами из белого цвета. Дамская шляпа - без полей с длинной вуалью. Отсутствие бусинок и цветов в одежде свидетельствовало о том, что скорбящая поглощена глубоким горем, а не своей внешностью. Темно-серые лайковые перчатки носили в первые дни траура. В последующие дни можно было перейти на шелковые, особенно летом. Через шесть месяцев одежду тусклых цветов можно было заменить на платья с неброской отделкой.

После первого года траура, даме, вместо шляпы с длинной тяжелой вуалью разрешался более легкий вариант, например шелковый головной убор. Позволялось носить шляпы различных фасонов. Как знак траура носили траурные цветы в руках и на запястьях. Позволялись другие цвета туалета - серый и фиолетовый, розовато-лиловый, черно-белый, отделка вышивкой и бисером из черного янтаря.

Мужчины же в те времена носили обычно темные одноцветные костюмы, которые подходили как для траура, так и для офиса. Было принято, что вдовцы прекращали носить траур и выходили в общество гораздо раньше, чем вдовы.
По усмотрению родителей, порой и детей одевали в траурную одежду. Девочке шили такое же платье, какое носила бы ее мать. Например, для полутраура платье и шляпку отделывали черной повязкой, а кнопки на платье были из черного янтаря.
Слуги обычно носили траур по главе семьи, но иногда и по другим членам семьи.

Сколько дней носят траур по усопшему?

– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

– Новопреставленным в церковной традиции именуется усопший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до полуночи. На 40-й день по учению Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда пророчески обетованого Спасителем (см.: Мф. 25,31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении сорока дней по кончине. Присно-памятный – слово «присно» означает – всегда. А приснопамятный – всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщина со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

– После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

– Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

– Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь вечную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле – молиться за него. Церковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов и распространившийся как норма в секулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать кремации, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт. 3,19; Ин. 5,28; Мф. 27,59–60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому – покойным) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27,59–60; Мк. 15,46; 16,1; Лк. 23,53; 24,1; Ин. 19,39–42). Эти же действия полагается совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

(Продолжение следует)

Инструкция

По сути траур - это система правил и запретов, которые обязаны соблюдать члены семьи и родственники умершего. Продолжительность ношения траур а может различаться: 3 дня, 9 дней, 40 дней, 6 месяцев, год, несколько лет и даже пожизненный траур . Этот срок зависит от степени близости человека к . Самый строгий и длительный траур соблюдается по отношению к мужу или жене, детям и родителям.

Траурным цветом считается черный. Однако сегодня черный цвет уже потерял свое печальное предназначение. Стилисты давно ввели его в моду из-за эффекта зрительно стройнить. Однако подчеркивать во внешнем виде любой деталью или предметом гардероба темного цвета недавнюю гибель любимого человека - очень важно для восстановления психологического . Как правило, женщины носят траур ные головные или и длинные платья, мужчины – черные рубашки.

Согласно народной традиции, до 40 дней душа покойного находится рядом с родными и домом. Такое понимание смерти наложило отпечаток на характер траур а. Даже если родственники не испытывали сильного горя, они должны вести смиренный образ жизни, во всем проявлять печаль, усиленно молиться, ограничивать себя с другими людьми, избегать любых проявлений радости и счастья. На Руси запрещалось петь, вкушать сладкие блюда, пить вино и ходить на гулянья.

Пост в период траур а соблюдается не только у , но и во многих других религиях. Кроме того, на поминальной трапезе допускается, как правило, только простая, традиционная пища, в том числе специальные поминальные блюда: кисель, щи или уха, и кутья.

Истинно верующие и скорбящие душой христиане после больше всего должны стремиться не к внешним соблюдениям траур ных обычаев, а к внутреннему смирению, пребывая в горячей молитве за умершего человека. Если был крещен, следует заказать сорокоуст - поминовение на 40 литургиях, обязательно в 9-й и 40-й день со дня смерти посетить церковь и отслужить панихиду, ежедневно молиться души. Если же усопший не был крещен, дозволительна только домашняя молитва. В память об усопшем следует совершать добрые дела, подавать милостыню всем просящим.

Иногда привередливая мода принуждает девушек носить такую одежду, которая искажает их естественный образ. Они просто перестают выглядеть женственно. То ли дело платок на голове. С ним лицо девушки сразу же становится и миловиднее и красивей.

Традиции

Недаром бабушки и прабабушки так любили этот головной убор. Они носили платки ситцевые, шерстяные и красоту из красот – пуховые платки, которые так гармонично смотрелись с натуральными шубами. Пуховый платок не только красивый сам по себе, но он к тому же практичный в использовании и очень теплый. Платки прекрасно защищали от зимних стуж и холодов прелестные головы много веков подряд, не зная себе альтернативы.

В раннюю православную эпоху по традиции любая девушка должны была прикрывать голову платком, когда выходила на люди. Существовало большое количество разновидностей платков: от небольших по размеру, ежедневных, до таких, которыми можно было укрыться от плеч и до колен. Их и носили и на плечах, и на голове. Каждая женщина и девушка обычным платком создавала свой, неповторимый образ.

«Идет девушка прекрасная, несет плат на плечах пуховый. На нее парни озираются, хотят молвить добро-слово - не решаются» - писал русский поэт Н. Кольцов.

А о красивых и разнообразных расцветках и узорах на женских платках составлено так много художественных исследований, что и перечислить не возможно. С платков эти расцветки и узоры разошлись по всему свету. И теперь они возвращаются назад вместе с платками в обиход русских девушек и женщин, которые с ними на головах становятся только красивее.

Воплощенная женственность

Новое – это забытое старое. А по-настоящему новое - это то, что в принципе не может устареть. Так можно сказать и об обычном платке. А о пуховом платке даже этого говорить не нужно. Он из моды никогда и не выходил, потому что пуховый платок, его красота и теплота, просто вне всяких модных веяний.
«Мода существует для сомнительной по красоте одежды, - сказал в 60-х годах прошлого века один довольно известный художник, - И вещи, красивые естественной красотой, возвращаются в моду тогда, когда надоедает сомнительная красота».

Та женщина или девушка, которая творит свой неповторимый прекрасный женственный образ, не может не иметь в своем гардеробе красивых платков с разными узорами и разных расцветок. Теплый же пуховый платок должен быть обязательно, потому что в композиции с шубой он настолько гармонично смотрится, что никакая шляпка или шапочка сравниться с ним не может. А в межсезонье любой женщине подойдет большой теплый шерстяной платок с осенними или весенними узорами. Платки предоставляют необычайно широкий простор для женской фантазии.

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ТРАУР ПО УСОПШИМ. ВАЖНО ЗНАТЬ!!! ПРОЧИТАЙТЕ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ! Держать траур по родственникам (траур – от нем. trauern "оплакивать" – форма внешнего выражения печали или горя по причине утраты близкого человека – ред.) – такой традиции церковной нет вообще. Есть местные народные традиции. Например, на Кавказе, если у матери умер сын (а у некоторых народов и шире: брат, мужчина), то женщина надевает черную одежду и носит её минимум год, а в некоторых местах всю жизнь. Есть народы Индонезии, где после смерти мужа или родственника, жена отрубает себе палец. Там можно увидеть женщин фактически без пальцев. Это диковатая, конечно, традиция, народная, ничего общего не имеющая с Православием, с правдой Божией. У православных слова "траур" – нет. Вы обращали внимание, как мы хороним? Мы надеваем чёрные платки, что совершенно не православно. В корне не православно. А православно то, что в традиции церковной делается. В гроб в белом кладем, священники при отпевании в белом облачении, в котором на Пасху служат, в пасхальном. И если посмотреть на обряды отпевания, то это сколок с пасхальной службы. На Пасху в белом? – В белом. Со свечкой в руках? – Да. Почему? – Потому что у нас, православных, нет причины для траура. Вот умер мой близкий. Но, он не умер. Это – неправда. Умерло тело, душа живая продолжает жить. Мы разлучились. С кем? С телом. А с душой – нет. Будем молиться, в молитве в единстве будем. Мы разлучились навсегда! Это – неправда. И с телом не навсегда. Второе пришествие Господа будет: тела воскреснут – и Его, и моё. Мы встретимся опять. Мы прощаемся на время, только на время. Он куда ушел душой и откуда? Он ушел из того места, где много плачут, туда, где не плачут никогда. Поэтому у православных нет традиции траура. Есть традиция усиленной молитвы за усопшего. Умер, значит, наш долг молиться. А тем более первое время, когда человек ещё не похоронен, лежит рядом с нами тело его. Мы знаем, что при этом происходит. Нам открыто из опыта святых: в это время бесы искушают душу умершего. Они не врут, бесы, на мытарствах они говорят правду, но только о грехах. Ведь про каждого человека можно говорить правду, и это будет неправдой одновременно. Вот я про тебя говорю только хорошее или только плохое. Но ведь это – неправда. В нас же, на самом деле, и то и другое есть. Бесы смущают душу умершего, говоря правду о грехах, пугая тем, что хотя Бог и милосерд, но справедлив – по делам ввалит. И человек, когда умирает, душой в состоянии страха пребывает. Поэтому есть традиция такая, когда человек умер, у гроба, у тела сразу Псалтирь читают. Он душой здесь где-то рядышком, и молитва идёт. Молитва эта не даёт бесам подойти к Нему. Вот-вот. Выполняем свой долг – молимся. Есть такая традиция: когда человек умер, приносим его в церковь отпевать, иконочку кладем на умершего; прощаясь, целуем образ. Потом эту иконочку на панихидный стол кладут до сорока дней. Это русская, очень хорошая традиция. Зачем мы это делаем? А чтобы себе напоминать о молитве за усопшего. Это сейчас иконы бумажные, штамповки, а раньше это была дорогая вещь. Дома икону снимали с божницы, клали к покойнику, а потом в церковь на канон ставили, как напоминание. Дома молимся, а иконы-то нет. Она в церкви. Почему? Родной-то наш ушел. Что сразу будет в душе у верующего человека? Молиться за него надо. А в церковь идти? Обязательно, и в церкви за него молиться. В церковь прихожу – наша икона. Он нуждается сейчас в моих молитвах особо. После сорока дней эту икону забирали домой. Поэтому у православных есть традиция после смерти близкого человека как минимум до сорока дней усиленную молитву за усопшего творить. Мы не можем в непрерывном напряжении быть десятилетиями, но нужно постараться первые сорок дней усиленно молиться. Когда меня спрашивают, я всем говорю: "Постарайтесь сорок дней быть в сугубой молитве за усопшего, а дальше потихонечку переходите к той мере, какой сможете молиться в ритме своих обычных дел. Но только, конечно, того, кто от нас ушел, не забываем, молимся". А специальной традиции траура в Православии не существует. То, что до сорока дней чёрный платок надевают – это не православная традиция. Если надевать, то белый платок надо, и петь "Христос Воскрес", как мы, православные, и делаем на Радоницу. Идем в белых одеждах к могилам и поем "Христос Воскрес" на могилах. Не скорбим. По-человечески боль-то есть? А как же. А то, что теперь мы не вместе, так и с живыми бываем далеко. Но только они – с Господом. А мы не знаем, где будем. Мы не знаем, в раю или аду их души. Но знаем: за них есть молитва – мы молимся, надежда есть. А вот мы умрем, как ещё, что будет. Будет за нас кто молиться-то? Сомнения. прот. Владимир Головин

СМЫСЛ ТРАУРА В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур. Так, святитель Феофан Затворник особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем: «Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен. У нас все к верху ногами перевернулось. Что останкам, телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. У Господа все живы. И только что умерший жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Если б взглянуть – засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч., воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила… мрачная… Увы! Бедный! А он в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо… К довершению горя думаем: умер, не стало… А он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отошедшие быстродвижны, как мысль… Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих…» Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, как вести себя после смерти родственника, подчеркивает: «Нашим усопшим сродникам больше всего необходим не внешне соблюдаемый нами траур, а наши горячие молитвы за них. Поэтому, если усопший был крещен, нужно заказать сорокоуст (то есть поминовение на 40 Литургиях), в 9-й и 40-й день после смерти отслужить панихиду, самим молиться о упокоении души (традиционно о новопреставленном читают Псалтирь в первые 40 дней, по 1 или несколько кафизм ежедневно – в зависимости от возможности). Если усопший крещен не был, то молиться можно только в домашней молитве. Очень хорошо совершать в память об усопшем какие-либо добрые дела или подавать милостыню». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти: «Смерть для православного христианина – это переход в иную жизнь, в жизнь вечную – или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа – мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. … К сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел – скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи. Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь – наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности. Нельзя вообще говорить о трауре – мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен. В советское время к смерти было другое отношение: все уже пропало, нет другой жизни! Действительно, для них это трауром было: для них Бога нет, души нет, ничего нет – конечно, так все пропало; поэтому черные одежды, уныние, отчаяние и терзания. А у нас уже люди сейчас понимают, по-другому относятся к смерти. Понимают, что смерть – это переход: ей подвержены все, никто ее не избежит, все живущие на земле, хоть 100, хоть 120, хоть 150 лет – рано или поздно придет момент, когда душа разлучится с этим миром. Поэтому нужно готовиться: мы должны готовиться, чтоб этот момент был для нас действительно радостным, чтобы нас встретили ангелы и унесли нашу душу в обители небесные. КАК НОСИТЬ ТРАУР? Традиция носить длительное время траур по умершему супругу происходит отражает внутреннюю потребность души. Так, святая великомученца Елизавета Феодоровна Романова носила траур по убиенному супругу Великому князю Сергею Александровичу пять лет, и этот траур не был данью обряду. Все это время она горячо молилась и творила дела милосердия, а черное одеяние она сменила на белые одежды сестры милосердия: «Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж. Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь. Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком. … 22 апреля 1910 года в храме Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в крестовые сестры любви и милосердия 17 подвижниц во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур и облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия. Она собрала семнадцать сестер и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».