Портрет святогора богатыря. Святогор — один из самых загадочных персонажей

Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.

Какова судьба героя

Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми. Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными. Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.

Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму. Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила. Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.

Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.

Что означает символ Святогора

Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние. Это великан, наследник древности, обречен на вечное одиночество. Даже любимая по одним преданиями становится падшей женщиной, пытающейся соблазнить Илью Муромца, по другим – умирает от язв и струпней, поэтому Святогор вынужден ее убить и в первом, и во втором случае. Всю жизнь великан носит тело любимой в хрустальном гробу на спине у коня.

Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто - Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.

Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти; Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит, - муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.

Ездит старый по Святым горам. Тут колеблется мать сыра земля, Осыпаются камни в пропасти, Выливаются быстры реченьки. Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи,- остановится, раскинет шатёр - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт. Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться. Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского. Тяжко Святогору от своей силы, носит он ее как трудное бремя. Рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся - всё в крошки рассыплется, в блин расплющится. Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно... Так и ездит он один по Святым горам, голову от тоски ниже гнёт... - Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную; притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал - поистратил бы немного силушки! Да где её - тягу - найти! Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг-впереди живой человек идёт! Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму. Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять. Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть-всё прохожий впереди! Едет шагом - всё не догнать! Закричал ему Святогор: - Эй, прохожий молодец, подожди меня! Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь. Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает: - Что это у тебя за ноша в этой сумочке? - А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней но полю. Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись; хотел сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать - не шелохнётся, пробовал пальцем поднять-не поднимается... Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял.

Глядь - а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло... Бросил Святогор сумочку, на землю упал,- по горам-долам гул пошёл. Еле отдышался богатырь - Ты скажи мне, что у тебя в сумочке положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу! - Почему не сказать - скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит. Опустил Спятогор голову: - Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек? - Пахарь я, Микула Селянинович - Вижу я, добрый человек, любит тебя мать сыра земля! Может, ты мне про судьбу мою расскажешь? Тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить. - Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузнице кузнец всем судьбу куёт, у него и про свою судьбу узнаешь. Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь. А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.

Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился - доехал до Северных гор. Тут утёсы ещё голей, пропасти ещё черней, реки глубокие бурливее... Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузницы чёрный дым валит, звон-стук по всей округе идёт. Зашёл Святогор в кузницу и видит: стоит у наковальни седой старичок, одной рукой мехи раздувает, другой - молотом по наковальне бьёт, а на наковальне-то не видно ничего. - Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куёшь? - Подойди поближе, наклонись пониже! Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: куёт кузнец два тонких волоса. - Что это у тебя, кузнец? - Вот два волоса окую, волос с волосом совью - два человека и женятся. - А на ком мне жениться судьба велит? - Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живёт. Поехал Святогор на край гор, нашёл ветхую избушку. Вошёл в неё богатырь, положил на стол подарок-сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает. Жаль её стало Святогору.

Что так лежит и мучается? И смерть не идёт, и жизни нету. Выхватил Святогор свой острый меч, хотел ударить девушку, да рука не поднялась. Упал меч на дубовый пол. Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поскакал к Святым горам. А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе - мешок золота, а с неё вся кора свалилась, и тело у неё чистое, и силы у неё прибыли. Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, .нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на неё из озера девица-красавица - и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые! Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать. Куда бы ни приехала, - весь народ бежит товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идёт: Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошёл. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть. Взглянул он на неё, и полюбилась ему девушка. - Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь! Полюбился и Святогор девушке. Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла. Удивился Святогор, да ничего жене не сказал. Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.

Многие считают выдумкой, сравнивая его со сказками. Однако былина, то есть быль, существенно отличается от народной фантазии. Конечно, описанные в сказаниях события намного преувеличены. Но ученые находят подтверждения тому, что они имели место в настоящей жизни. К примеру, в пещерах Киевской Лавры покоится рака с нетленными жившего во времена правления князя В то же время жил и Святогор - богатырь, который неоднократно встречался с победителем Соловья-разбойника.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - это самая известная тройка древнерусских былинных витязей, прототипами которых, кстати, являлись настоящие люди. Но сказания повествуют еще об одном человеке, не менее почитаемом. Это - богатырь Святогор, биография которого известна, в основном, из былин. Каким он был - доподлинно неизвестно. Ведь во времена, когда жил Святогор-богатырь, не существовало ни фотоаппаратов, ни телевидения. Согласно же преданиям, был он настоящим великаном: в карман к себе легко мог положить другого витязя, да еще с конем! Также он возил с собой ларец с женой-красавицей. Былины повествуют, как герой нашего рассказа встретился с Муромцем, как они стали побратимами, как Святогор женился (мораль такова: от судьбы не уйдешь) и как наказал неверную супругу.

Согласно былинам, жил герой на высоких Святых горах (отсюда и его прозвище), а в города и веси Руси не наведывался. Почему? Русский богатырь Святогор был выше леса, голова достигала облаков, Когда он собирался в путь-дорогу, то мир сотрясался, реки выливались из берегов, леса колыхались. С трудом его держала Мать Сыра Земля. Поэтому, наверное, он так редко покидал свой дом и ходил в народ. Сила его была очень велика, да еще и прибывала изо дня в день. Но это и было его проклятием, его мучением: не существовало другого такого витязя, который мог бы сравниться силой с богатырем. Поэтому он не знал, куда ее девать, и в конце концов она его убила. Однозначно можно сказать, что Святогор - существо сверхъестественное, посему заранее обречено на гибель. Тому подтверждение - найденный ним гроб в чистом поле, который принял тело героя и остановил его мытарства.

Согласно одной из версий, Святогор-богатырь - это потомок лемурийцев, великанов, которые раньше населяли нашу планету. Возможно, последний из своего рода, поэтому и держался в стороне от при этом относясь к ней весьма дружелюбно, хотя и не понимал её. Впрочем, такое суждение остается всего лишь гипотезой - без подтверждения и опровержения.

Но некоторые исследователи считают, что нашли последний приют героя. К периоду войны между жителями Руси и печенегами относится и боярский курган Гульбище близ Чернигова. Похороненный в нем человек (Святогор-богатырь?), хоть и не относился к княжескому роду, все же был очень знатным и важным, о чем свидетельствуют предметы в захоронении. Оружие и вещи усопшего имеют внушительные размеры. Быть может, здесь и покоится исторический прототип славного былинного витязя? Стоит отметить, что месторасположение кургана также наталкивает на мысль о правдивости былин. Гульбище находится на Болдиных горах, неподалеку от Святой рощи. Не эти ли скалы служили домом для Святогора?

Как бы там ни было, можно предположить, что человек огромного роста и великой силы, так ярко описанный в славянском эпосе, действительно ходил по русской земле и творил добро.

Святогор - в славянской мифологии один из самых загадочных персонажей. Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем - без дома, без родных, без спутников и даже - без родной земли: она его «не носит», не выдерживает. Он привязан только к Святым горам:

Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам
да по высокиим...

В другом варианте: информация с сайта http://сайт

На тых горах высокиих,
На той Святой горы,
Был богатырь чудный,
Что во весь же мир он дивный,
Не ездил он на святую Русь,
Не носила его да мать сыра земля.

Он - обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда.

Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палииу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палииа
Высоко да по поднебесью;
Когда палииа да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой...

А в другом варианте - еще выразительнее:
«Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжелого беремени».
Подобно Волху , Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха , Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Он остался персонажем старого мира и оказался обреченным на гибель. В былинах о Святогоре кроется некий глубинный философский смысл, который, вероятно, разные поколения разгадывали по-разному. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную».

Хотел поднять погонялкой эту
сумочку - Эта сумочка да не ворохнется;
Опустился Святогор да со добра коня,
Он берет сумочку да одной рукой
- Эта сумочка да не сшевелится;
Как берет он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской,
По колен ушел да в мать сыру землю
- Эта сумочка да не сшевелится,
- Не сшевелится да не поднимется.

В варианте, который, вероятно, в наибольшей степени соответствует трактовкам Древней Руси, развязка такая: «По колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему было и кончение». Что такое эта сумочка? В известных нам текстах XIX-XX веков есть такие объяснения: «В сумочке... тяга земная», «тягость от матушки сырой земли», «весь земной груз сложен». Значит, богатырь отважился состязаться, в силе со всей земной мощью великой и потерпел поражение. Уже в Древней Руси понимали: землю не надо ни поднимать, ни переворачивать - ее надо обустраивать и оберегать. Но богатырь старых времен, призванный для глобальных дел, оказался к этому не способен. И поэтому он обречен. В другой былине гибель Святогора происходит по-иному. информация с сайта http://сайт
Святогор в сопровождении Ильи Муромца наезжает на пустой гроб. Богатыри примеривают его - Илье Муромцу он оказывается велик, а Святогору - как раз по росту.

Говорит Святогор да Илье Муромцу:
«Ли же ты Илья да мой меньший брат!
Ты покрой-ка крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбу юс я».
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
И говорит Святогор таковы слова.:
«Ай же ты Ильюшенька да Муромеу,!
Мне в гробу лежать да тяжелешенько,
Мне дышать-то нечем да тошнехонько.
Ты открой-ка крышечку дубовую,
Ты подай-ка мне да свежа воздуху».
Как крышечка не поднимается,
Даже щелочка не открывается,
Говорит Святогор да таковы слова:
«Ты разбей-ка крышечку саблей вострою».
Илья Святогора послушался,
Берет он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому,
- А куда ударит Илья Муромеи,
Тут становятся обручи железные.
Начал бить Илья да вдоль и поперек,
Все железные обручи становятся.
Говорит Святого? таковы слова:
«Видно, тут мне, богатырю, кончинушка,
Ты схорони меня да во сыру землю».

Во введении к главам о русских богатырях мы уже говорили, что в былинах редко встретим «натуральные» картины жизни, а чаще преобладают картины фантастические или, можно сказать, условные, неправдоподобные. Но через эту условность и фантасмагорию с поразительной силой и остротой открываются нам сложнейшие жизненные ситуации.
Очевидно, что встреча Святогора со своей смертью-гробом предуказана, ее не отвратить. Более того, попытки спастись лишь приближают гибель. Илья Муромец исполняет просьбы Святогора, чтобы вызволить его из гроба, но каждое действие Ильи на самом деле лишь приближает трагическую развязку и делает спасение Святогора невозможным. Когда Святогор осознает, что конец его близок, он решается высказать свою последнюю волю: он хочет передать Илье Муромцу громадную силу - единственное наследство, которое может от него остаться. По одним вариантам, Илье нужно наклониться к гробу, и Святогор дыхнет ему в лицо. По другим - он передаст силу через слюну. Однако во всех сучаях Илья отказывается.

Говорит Илья да таковы слова:
" У меня головушка есть с проседью,
Мне твоей-то силушки не надобно,
Мне своей-то силушки достаточно.
Если силушки у меня да прибавится,
Меня не будет носить да мать сыра земля».

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Н, конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

Отрывок из фильма-сказки Илья Муромец (Святгор)

Святогор связан с землёй, с её тёмными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича ). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси. В одном из вариантов былины Святогор сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря (характерно, что отец Святогора - «тёмный», т. е. слепой, - признак существа иного мира). Совпадения названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Святогор), неразличение деятеля и места глубоко архаично. Связь Святогора с горой может оказаться непервичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое. В этом смысле Святогор находится в одном ряду с такими же бесполезными хтоническими богатырями русских сказок, как Горыня, Дубыня и Усыня: не случайно в одной из былин Святогор назван Горынычем, что соотносит его и с Горыней и со Змеем Горынычем. В реконструкции Святогор - хтоническое существо, возможно, открыто враждебное людям. В поздних версиях Святогор щадит Илью Муромца, передает ему свою силу (хотя и предлагает Илье третий раз вдохнуть его дух или лизнуть кровавую пену, что привело бы к гибели Ильи), сознает свою обреченность и проявляет своего рода покорность судьбе. В этом «улучшении» образа Святогора сыграл роль и внешний фактор - эпитет «святой». Но сам этот эпитет, как и все имя Святогора, является, видимо, результатом народно-этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкому названиям типа Вострогор, Вострогот, принадлежащим мифологической птице, связанной с горами («Вострогор-от птица да всем птицам птица»; «Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблется» и т. п.). Другие формы, типа русского «веретник» (существо птицезмеиной природы, вампир), делают возможным предположение о связи этих имён и имени Святогора с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого - сокол; ср. также птицу Рарога. В этом контексте не только имя Святогора, но и отдельные черты его (хвастовство, сверхсила, смерть, связанная с камнем или землёй, присутствие другого богатыря, не поддавшегося той же смерти) находят точные параллели в иранском мифе о каменном (камнеруком) богатыре Снавидке, погибшем от хвастовства (ср. «Яшт» XIX 43-44).

Значение слова СВЯТОГОР в Краткой биографической энциклопедии

СВЯТОГОР

Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем. Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше леса стоячего"; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович (вар. - старцы) и бросил на землю сумочку, которую Святогор тщетно пытается сдвинуть, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев "тяги земной", заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь. По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель 10 сажен, шириной 6 сажен. Он засыпает на ней на три дня. На 3 день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильей вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: "кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем. Третий эпизод - женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, он предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около нее 500 рублей, ударил ее в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая ее, сошла; она превратилась в красавицу и Святогор, услыхав о ее красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на ее груди шрам, узнал в чем дело и понял, что от судьбы не уйдешь. Анализ этих трех сюжетов привел исследователей к следующим заключениям: 1) Мотив о подымании сумочки - общераспространенный в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях: Анике, Колыване, Вольге, Самсоне. В югославской поэзии в роли Святогора выступает королевич Марко; то же на Кавказе рассказывают о нарте Сослане. Сумочка соответствует камню в былинах о Потоке, что совпадает с средневековым рассказом о Александре Македонском, которому жители райской страны дают в дань камешек; этот камешек, который нельзя ни взвесить, ни измерить, обозначает в символическом толковании еврейского мудреца человеческое око = зависть. Параллельным является древнее северное сказание о споре Тора с великаном. 2) Параллели по второму мотиву, о неверной жене Святогора, указываются в персидском сборнике Tuti-Nameh, в сказках 1001 ночи, в индийских буддийских сказках. Вероятно, это эпизод восточного происхождения. 3) К эпизоду о гробе Святогора указывают параллели в сказаниях апокрифического характера об Аароне и Моисее, несомненно, еврейского происхождения. Сказания и повести о подобном гробе известны у малоруссов, кошубов, итальянцев, цыган, мадьяр, в древнем Египте. 4) Эпизод о женитьбе Святогора, известный в одной только побывальщине, восходит к народным сказкам, опирающимся на средневековые повести о том, что "суда Божия не минути" (сравни повесть в "Римских Деяниях" перевел в XVII веке на русский язык). По своим подробностям - поездка к северному колдуну-кузнецу - эта побывальщина напоминает эпизод "Калевалы". Женитьба на девушке, лежащей на гноище, встречается в старой русской повести о царевиче Фиргисе. Несмотря на массу параллелей, собранных для освещения личности Святогора, она остается мало разъясненной. Прототип русского Святогора-силача не может считаться найденным, хотя предложено много гипотез: Вольнер сравнивает его с святым Христофором, по легенде перенесшим Христа через воду; Жданов утверждает, с большей вероятностью, что прототипом Святогора был библейский Самсон. Веселовский полагает, наоборот, что на былинного Самсона-богатыря перешли черты Святогора; в другом месте он же указывает на возможный источник - "Александрию", где говорится "о великом муже, которого увидев удивился Александр": он лежал на высокой горе 1000 шагов длиной и 200 шириной, что напоминает постель С. Халанский отмечает возможное влияние кавказских сказаний о великанах и нартах и сходство осетинского Муккары со Святогором. Вс. Миллер более доказательно обставил вопрос о влиянии кавказских сказок на русские и на связь их между собой. Имя Святогора можно считать за эпитет, создавшийся по его месту жительства - Святым горам. См. Гильфердинг "Онежские былины"; Рыбников (I); Ор. Миллер "Илья Муромец"; Wollner "Untersuchengen"; Халанский "Великорусские былины киевского цикла"; Всеволод Миллер "Экскурсы"; Жданов "К истории былевой поэзии"; Веселовский "Южнорусские былины" (IV); "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1888, май; Петров "Тр. Киевской Духовной Академии", 1878, май; Machal "О bohatyrskem epose slovanskem" (I). В. П.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СВЯТОГОР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СВЯТОГОР
  • СВЯТОГОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече …
  • СВЯТОГОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СВЯТОЃОР, имя героя рус. былин, богатыря, обладающего сверхъестеств. силой, не находящей, однако, достойной для неё цели ("Святогор примеряет …
  • СВЯТОГОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о …
  • СВЯТОГОР в словаре Синонимов русского языка:
    богатырь, герой, …
  • СВЯТОГОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Святог`ор, -а (былинный …
  • СВЯТОГОР в Орфографическом словаре:
    святог`ор, -а (былинный …
  • СВЯТОГОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    имя героя русских былин, богатыря, обладающего сверхъестественной …
  • ГОРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Мифологические функции Г. многообразны. Г. выступает в качестве наиболее распространенного варианта трансформации древа мирового. Т. часто воспринимается как образ …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    Микула Селянинович - былинный богатырь -крестьянин. Вариант имени - Викула - объясняется переходом губного носового "м" в губной неносовой в …
  • КОЛЫВАН в Краткой биографической энциклопедии:
    Колыван - имя богатыря, упоминаемого русскими былинами. Личность Колывана представлена в русском эпосе лишь в смутных очертаниях. В былине ("Сборник …
  • БОГАТЫРИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богатыри. Слово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других …
  • ФОЛЬКЛОР в Литературной энциклопедии.
  • КЛЮЕВ в Литературной энциклопедии.
  • СЛЕСАРЕВ ВАСИЛИЙ АНДРИАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1884-1921) российский авиаконструктор. Один из создателей Аэродинамической лаборатории при Петербургском политехническом институте. В 1913 спроектировал двухмоторный самолет-бомбардировщик "Святогор" (построен в …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    богатырь-пахарь, герой русских былин "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула …
  • КРАСИН в Большом энциклопедическом словаре:
    линейный ледокол Арктического флота СССР. Построен в 1917; до 1927 назывался "Святогор", затем назван по имени Л. Б. Красина. Водоизмещение …
  • КОРВИН-ПИОТРОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1891-1966) русский поэт. Ок. 1920 эмигрировал в Германию, в 1939 переехал во Францию (в годы войны - в движении Сопротивления); …