Сальвадор Дали. «Моя победоносная богиня Галатея. Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины. Гала Галатея безмятежная: русская муза Сальвадора Дали - история в фотографиях

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия - Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Оптические иллюзии - это то, что любит каждый. Всем нравится всматриваться в изображение и замечать там то, что скрыто от взгляда. Однако мало кто знает, что оптические иллюзии - это далеко не только коммерческое развлечение. Художники всех времен в своих произведениях также зачастую прятали некоторые иллюзии. Сегодня вы узнаете о самых известных и впечатляющих среди них. Возможно, некоторые картины вы уже видели, и они не станут для вас неожиданностью, в то время как другие застанут вас врасплох. В любом случае эти шедевры заслуживают вашего внимания, потому что мастерство их творцов находится на уровне, которого достигнуть дано не каждому. Так что остается только любоваться тем, что ими было предложено, когда они активно занимались творчеством.

«Корзина с фруктами» Джузеппе Арчимбольдо (ок. 1590)

Поверните эту картину одной стороной, и вы увидите корзину, полную различных фруктов, таких как яблоки, груши, виноград и фиги. Конечно, выглядят они немного странно и могут вызвать некоторые вопросы. И не зря, потому что, если вы перевернете картину вверх ногами, то перед вами окажется вовсе не корзина с фруктами, а портрет незнакомца в ярких красках. Его глаз подмигивает листьями, как будто намекая на шутку, которую спрятал в своем произведении художник. В 16 веке эта картина была нарисована миланским маньеристом Джузеппе Арчимбольдо, который позже станет вдохновителем сюрреалистов 20 века. Глядя на эту картину, вы не сможете остановиться и будете постоянно перестраивать образ, получая то корзину, то лицо. Эта работа одновременно является и забавной, и глубокой - она напоминает не только о бренности жизни, но и о том, что само человеческое существование неразрывно связано с материальным миром вокруг.

«Камера дельи Спози» Андреа Мантеньи (1465 - 1474)

Встаньте в центре Палаццо Дукале в Мантуе и посмотрите вверх - замкнутое пространство внезапно расширится перед вами. Через круглое отверстие, вокруг которого расположились ангелы, голубое небо манит вас своей красотой. Вам кажется, что потолок просто растворился, и ваша душа тянется к небесному Раю через образовавшееся отверстие. Данный эффект - это работа рук Андреа Мантеньи, гения драматической перспективы и иллюзионного изображения фигур. Мантенья видел плоскую поверхность потолка или холста как возможность отправить душу зрителя в невероятное путешествие вглубь картины. Мантенья считается первым художником с древних времен, использовавшим подобную иллюзию для оформления дизайна интерьера.

«Все суета» Чарльза Алана Гилберта (1892)

Посмотрите на эту черно-белую картину, и она покажется вам чем-то большим, чем просто изображение сцены быта - женщины, сидящей за туалетным столиком и смотрящей на свое отражение в зеркале. Достаточно лишь сделать шаг назад, и все детали размываются, складываясь в одно большое изображение черепа, скалящегося из темноты. Как только оба изображения были замечены зрителем, его мозг начинает отчаянную борьбу за приоритетность одного из них. Этот хитрый трюк иллюстратора Чарльза Алана Гилберта был впервые опубликован в конце 19 века в американском журнале - и тут же стал темой для обсуждений memento mori в истории искусства. Этот прием предполагал размещение художником на картине где-либо черепа, который бы напоминал зрителям о смертности. Но с точки зрения двадцать первого века данная картина кажется немного слишком женоненавистнической, так как ее акцент делается на женском нарциссизме как на главной проблеме бытия.

«Рисующие руки» Мориса Корнелиса Эшера (1948)

Грамотно использованная оптическая иллюзия заставляет зрителя тотчас же пересмотреть взгляд на соотношение реального мира и изображения на бумаге. Никто не понимал невероятную силу иллюзий лучше, чем голландский художник Эшер. В своей легендарной работе «Рисующие руки» он изобразил две руки, которые, переходя из чернового рисунка в четкое изображение, рисуют друг друга. Тем самым художник бросил вызов ограниченности двухмерного рисунка. Эшер был одержим математическими повторениями, из-за чего его работами восхищались многие физики и философы. Как только взгляд зрителя оказывается на картине Эшера, он уже не может остановиться.

«Галатея со сферами» Сальвадора Дали (1952)

На первый взгляд вы смотрите на динамичную картину, на которой изображены бесчисленные сферические объекты разных цветов и оттенков - как будто случился ядерный взрыв, и атомы разлетаются во все стороны. Но если вглядеться в картину более пристально, то все эти, на первый взгляд, хаотические шары складываются в бюст женщины, голова которой склонена так, как на многих женских портретах времен Ренессанса. «Галатея со сферами» испанского сюрреалиста Сальвадора Дали была написана в тот момент, когда мир был взволнован перспективами ядерного Армагеддона. Эта картина демонстрирует также увлеченность самого Дали атомной теорией после ядерных ударов американских войск по Японии в 1945 году. Дали был вдохновлен на создание этого портрета его женой Галой. Дали вплел имя своей жены в название картины и выдал невероятное сочетание античности с физикой элементарных частиц.

Диски Rotorelief Марселя Дюшана (1923 - 1935)

Не каждая оптическая иллюзия в истории искусства вспоминается с любовью. Одной из наиболее гипнотических, но отверженных общественностью попыток поразить человеческий глаз стали диски французского художника Марселя Дюшана, автора знаменитого «Фонтана», который в свое время вызвал настоящее потрясение. Данное творение состоит из обычных картонных кругов, на которые нанесены психоделические спирали. Круги вращаются точно так же, как вращается пластинка в граммофоне. И хотя Дюшану удалось загипнотизировать большое количество людей своими дисками, задуманная дадаистами (движением, в котором Дюшан состоял) коммерческая продажа обернулась полным провалом.

«Катаракта 3» Бриджет Райли (1967)

Картина «Катаракта 3» британской художницы Бриджет Райли может вызвать тошноту в тот же момент, как вы посмотрите на нее. Картина выглядит обманчиво просто - она состоит из большого количества волнообразных полос, которые вместе способны воздействовать на координацию движений зрителя. Райли была в восторге от различных оптических техник с самого детства, а также она придерживалась мнения пуантилистов, которые считали, что финальное произведение искусства должно быть доделано уже в голове смотрящего. Однако пуантилисты полагались на то, что человеческий разум смешает большое количество точек в цвет и форму, в то время как Райли опиралась на эмоциональную силу минималистических геометрических фигур и черно-белых форм. Результатом стала элегантность, легко дезориентирующая и взрывающая ум.

«Сметая все под ковер» Бэнкси (2006)

С начала девяностых британский художник-граффитист Бэнкси стремился сорвать маску с лица социального лицемерия. На одном из его известнейших творений горничная оглядывается по сторонам, прежде чем выбросить сметенный мусор «под ковер». Однако вместо ковра она поднимает своего рода слой, отделяющий реальную жизнь от изображения на стене. И хотя недавние расследования все-таки добрались до истинной личности Бэнкси, он по-прежнему старается держаться как можно дальше от общественности. Оставаясь под прикрытием темного капюшона, Бэнкси хочет быть волшебником, манипулирующим взглядами людей из-за кулис.

Двадцатипятилетний юноша Сальвадор Дали августовским днем 1929 года ожидал гостей в своем доме, расположенном неподалеку от испанской деревушки Кадакес. Должен был явиться поэт Поль Элюар, не один - с дочкой и дамой. Дам следует удивлять. «Внешним видом», - вероятно заключил художник, готовый к променаду в располосованной шелковой рубахе, с подмышками, выкрашенными синькой и красной геранью за ухом. Образ завершал чувственный аромат, раскрывавшийся нежным аккордом рыбьего клея, козьего помета и почти неуловимой ноткой лаванды. Нарядный Дали уже было направился встречать гостей, но тут за окошком промелькнуло лицо Елены Дьяконовой или, как ее звали, Гала, жены Элюара. Сраженный наповал, гений поспешил мыться, менять костюм и явился к друзьям почти нормальным человеком, настолько нормальным, насколько способен Сальвадор Дали.

Вот что пишет сам художник: «Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением. Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться» . Так и получилось.

Елена Дьяконова родилась в Казани в 1894 году. После ранней смерти отца ее мать повторно вышла замуж, и когда девочке исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву. Через год Елену отправили лечиться от туберкулеза в швейцарский санаторий «Клавадель», где она и повстречала писателя Эжена-Эмиля-Поля Гранделя, то есть своего будущего мужа Поля Элюара. Они поженились в феврале 1917 года в Париже .

В общем-то за потерю жены Элюар получил своеобразную компенсацию. В виде собственного портрета кисти Сальвадора Дали: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».


(«Портрет Поля Элюара», 1929 год. Картон, масло)

Сама Гала постепенно уводила Дали из-под эстетического контроля Андре Бретона с его честной сюрреалистической компанией и взяла в свои руки все заботы художника, не связанные с творчеством: «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».

Дела Дали пошли в гору, а деньги посыпались с ее вершины. В 1934 году после поездки четы в Америку успех вышел на принципиально новый уровень. Расчеты Гала оказались верными: США охватила «сюрреалистическая лихорадка». С 1939 года и до конца 1940-х супруги живут в Америке. Блее доступный публике и не менее скандальный чем прежде, Дали устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто, разрабатывает костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии, устраивает сюрреалистические балы.


(«Галарина», 1945. Холст, масло.)

«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом» <…> В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...» .

Пара с триумфом возвращается домой в конце 40-х. В 1964 году Дали издает мемуары «Дневник одного гения», охватывающие события с 1952 по 1963 год. Что-то вроде памятника себе при жизни. Или не совсем себе: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ» .

Справедливости ради заметим, что на голове у безмятежной Гала Галатеи вполне себе мог оказаться вареный омар, а на плече - ребрышки ягненка. Мара Альбаретто, близкий друг Дали, вспоминает: "Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Гала с двумя отбивными на спине, ответил просто: "Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе"…». В самом деле, почему нет?


(«Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», 1933 год. Дерево, масло.)

Все картины Дали отличаться своей необычной притягательность. Хочется внимательно рассмотреть каждый уголок, чтобы не упустить не одной детали. Так и в его известной и великой Галатее сфер. Глядя на нее, удивляешься: каким образом художнику так мастерски удалось изобразить лицо через совокупность сфер? Совершенству и гармоничности их сливания можно только удивляться. Такой шедевр под силу только настоящему мастеру.

Свою картину Сальвадор Дали написал еще в 1952 году в период ядерно-мистического творчества. В то время художник изучал разнообразные науки и наткнулся на теорию атомов. Эта теория настолько сильно впечатлила Дали, что он начал писать новую картину. Лицо своей жены он изображает из множества маленьких-сфер атомов, сливающихся в единый целый коридор. Симметричность этих кругов образует могущественную перспективу и придает картине трехмерный вид.

Губы Галатеи являются тенью ряда шаров. Глаза будто бы две отдельные маленькие планеты. Очертания носа, овала лица, ушей, волос словно бы разбивают эти сферы на отдельные атомы. Цветовые сочетания и контрасты заставляют их казаться объемными выпуклыми и рельефными. Будто бы Галатея – это прозрачная оболочка, состоящая из цветовых контрастов множества маленьких идеальных сфер.

Галатея, словно маленькая вселенная, состоящая из атомов, окруженная атомами, распадающаяся на сотни маленьких кусков. Работа выполнена преимущественно в сине-голубых тоннах – оттенках космоса, неба, невесомости.

Только отдельные ее элементы, отражающие лицо Галы, ее волосы, губы, тело окрашены в естественные цвета. Вся композиция в целом завораживает, заколдовывает зрителя. Она создает впечатление движения кругов. Словно бы Галатея крутится с помощью каждого отдельного живого атома.

"Галатея сфер" хранится в коллекции Театра-музея Дали, Фигерас (Испания).