Восходящее солнце моне. Клод Моне - человек, дарящий «впечатление. Биография Клода Моне — влияние Уильяма Тернера

Клод Моне — легендарная личность в истории мирового искусства и живописи, в частности. Именно с него начинается импрессионизм, он есть Альфа и Омега этого движения, революционер и просто восхищенный красотой мечтатель.

Каждое новое течение в искусстве у своего истока сталкивалось с множеством преград и трудностей, импрессионизм вовсе не был исключением и его постигла участь всякого революционного подхода, а именно беспощадная критика и отвержение. Ведь для академической живописи, доминирующей в то время, такого рода изображение было не просто чуждо, оно ломало всякое представление о правильно построенной композиции, цветовых решениях и реализации художественных образов вообще. Академизм был чрезмерно ограничен в действиях и ориентирован исключительно на каноны, забывая, под час, об истинном назначении искусства — быть результатом вдохновения. Ни о каком полете мысли речи идти не могло, все должно было быть строго вымерено, рассчитано и обязательно соответствовать четко разграниченным правилам.

История импрессионизма, можно сказать официально, начинается с выставки в мастерской фотографа Надара, которая длилась с 15 апреля по 15 мая 1874 года, т.е. ровно месяц. Всего на ней представлено было, не много не мало, — 30 художников и 165 работ, в том числе и одна из картин Моне, а именно холст «Впечатление. Восходящее солнце». На оригинальном французской языке название звучит как «Impression, soleil levant». Я думаю, что многие уже чувствуют то, куда кренится логика разговора, ибо да, все, кто догадался могут ликовать, имя всего европейского движения произошло от названия картины Моне. Журналист по имени Луи Леруа, до того момента мало известный, в своей разгромной критической статье в журнале «Le Charivari», для того, чтобы показать свое пренебрежение к их творчеству, обозвал группу художников «импрессионистами», ссылаясь на известную картину. А те, на зло всем критикам, решили называть себя этим термином сами, чтобы другим подавно не было. Так, со временем, негативный налет стерся, а название осталось. Очередной пример, когда маленький случай создал звонкое имя.

«Впечатление. Восходящее солнце»


Воистину, словно «впечатление» — это именно то, что определяет искусство вообще. Наитие и вдохновение — те неуловимые субстанции, которые неподвластны категориям и определениям, их жизненный цикл длится одно мгновение, миллисекунду, но тот след, который они составляют за это кратковременное существование, остается в веках.

Определённо, были, предшествующие этому впечатлительному течению, художники. Считается, что творчество таких мэтров, как Эль Греко, Веласкес и Гойя оказали влияние на работы Моне и Ренуара. Существенно повлияли на развитие импрессионизма и английские живописцы — Констебл, Бонингтон и Тёрнер. И несомненно, как самый яркий представитель эмоциональной живописи романтизма — Эжен Делакруа стал одним из вдохновителей этого движения, что к слову, отметил один из журналистов Жюль Лафорг, в журнале «Ревю бланш» в 1896 году:

«Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, — это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениями и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки.»

Одно из важных событий, повлиявших на развитие творчества новоявленного течения, стала выставка японских гравюр в Париже в 1854 году. Работы Утамаро, Хокусай и Хиросиге вдохновили Моне на создание целой серии картин, изображающих японский мостик. В целом, для импрессионистов будет свойствено некое трепетное отношение к природе и ее изображению, что, определенно, является отражением сакрализации природных сил в японских гравюрных традициях.

«Японский мостик. Пруд с водяными лилиями»



«Водяные лилии»


Философия импрессионизма, если можно так сказать, заключалась в том, чтобы не ограничивать себя в рамки. Их целью было не углубляться в дремучие недра образов, символов и идей, а напротив показать красоту обыденности, разгадать неуловимое настроение происходящего в данный момент. Импрессионизм — это то, что лежит на поверхности, легкий будничный флер, но далеко не обрюзглый быт.

«Carpe diem» — говорит нам со своих картин Клод Моне. «Живи настоящим» — говорим вам мы, впечатленные творчеством импрессионистов.

Клод Моне, ставший основателем импрессиониста, написал полотно “Впечатление. Восходящее солнце” в 1872 году. На картине изображен старый порт Гавр. Картина писалась в порыве вдохновения, когда восходящее солнце с каждой минутой окрашивает небо в новые цвета. У художника было не более десяти минут, чтобы успеть создать очертания матч, прорисовать воду, обозначить солнце и добавить переливы солнечных лучей. Он торопился передать все оттенки небосклона, пока дневное светило не добавило новых цветовых переходов.

Клод Моне, вспоминающий о создании полотна: “И не говорите мне, что в студии можно воссоздать все по памяти. Главное поймать момент. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более, я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки.”

История у картины действительно необычная. Именно эта работа послужила толчком для развития нового художественного направления в живописи. В 1874 году данное творение было представлено на независимой выставке, однако усилия Моне оценили не все. Журналист Луи Леруа назвал художников импрессионистами (что в переводе означает выпечатленщики), высмеяв представленные полотна. Но разгромный текст не расстроил творца, вместо этого Клод Моне и его единомышленники стали продвигать новое направление, взяв название для собственной группы из статьи Луи.

Холст был размещен в музей Мармоттан, где до сих пор хранятся многие полотна Моне. В 1985 году картина была украдена, вернули ее на место спустя 5 лет - в 1991 году.

Моне, как и многим импрессионистам, присуща зацикленность на цветовой гамме полотна. Художник много времени уделял цветовой составляющей картины, хотя многие посетители выставки даже не догадывались об этом. “Впечатление. Восходящее солнце” выполнена с минимальным количеством оттенков - промозглое утро в синеватых тонах, да солнце, подернутое дымкой холодного воздуха. Дневное светило могло бы стать ярким акцентом на картине, но и оно выглядит мрачным, окутанным в оковы отступающей ночи.

Французский импрессионист специально показал порт минималистичным и холодным, именно таким его видели местные жители - небо плавно перетекало в глубокое море, солнечный круг с отливом на воде, смутные очертания палуб причаливших кораблей.

Однако минимальный набор цветов не сказался на атмосфере самого полотна. Оно выглядит насыщенно и живо, идеально передает картину того раннего времени суток, позволяет почувствовать прохладный чистый воздух, да шум волн.

  • Изначально Клод Моне считал эту работу очередной картиной, которую не удастся продать.
  • После неудачной выставки многие посетители требовали вернуть им потраченные деньги. А картину Моне сравнивали с обоями в зале, утверждая, что они выглядят красочнее и живописнее, нежели работа импрессиониста.
  • Небо и вода настолько похожи в работе, что если картину перевернуть, то они с легкостью заменят друг друга. Отражения на воде смогут стать новым небом, а небосклон отлично подойдет на роль холодной воды.

Дата создания: 1872 год.
Тип: холст, масло.
Габариты: 48*63 см.
Местонахождение: музей Мармоттан (Париж)

Восходящее солнце

История создания

Известный французский импрессионист Клод Моне закончил работу над этой картиной в 1872 году. Она положила начало такому стилю живописи, как импрессионизм. Эта работа была показана на первой выставке Клода и других молодых художников, желающих получить свободы творчества, в 1874 году. Один известный в то время критик был так поражен пейзажем Моне, что сделал о ней и о всей выставке статью, где в шутку назвал живописцев впечатленщиками, как их и стали называть. Он придумал им такое название из слова «впечатление», упоминающегося в названии полотна, что в переводе на английский означает «impression», поэтому на английском языке их назвали импрессионистами.

Статья критика была размещена в известной газете и называлась «Выставка впечатленщиков». На сегодняшний день людей мало заинтересовало бы такое название, но тогда это обществу очень смешным. Художники вместо того, чтобы обижаться на людей, официально заявили себя под таким названием, с тех пор все знают их как импрессионистов.

Дорога в Лувесьенн, тающий снег, закат

Цветовое решение

Импрессионистам было свойственно использование широкой и яркой цветовой гаммы в своих произведениях, Клод Моне не был исключением. Он всегда много времени тратил на подбор идеальной палитры оттенков для своих полотен. На картине изображен порт Гавра, который едва можно увидеть, так как он выполнен беглыми легкими мазками, просто обозначая его силуэт. Это позволяет зрителю не отвлекаться на него от общего сюжета картины, а также навевает дух загадочности и таинственности. Солнце и небо на картине выглядят блеклыми и бледными, благодаря чему пейзаж кажется сырым и туманным. Интересным фактом является то, что художник писал этот пейзаж яркими и насыщенными цветами, совсем не делая их светлее, что не помешало ему изобразить туман насыщенным и натуральным. Моне считал, что тусклые разбавленные краски сделают пейзаж не интересным для зрителя. Солнце и его отражение в реке выполнены одним и тем же цветом. Если изображение перевести в черно-белый формат, то солнце совсем перестанет выделяться.

На сегодняшний день полотно хранится в музее Мармоттан в Париже. В этом месте находится довольно много картин, созданных Моне. Позже, в 1985, полотно было похищено и вернулось в музей только через пять лет, где оно и остается по сей день.

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Валентина

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 13 ноября 1872 г. 7 часов 35 мин утра. Музей Морматтен-Моне, Париж

Если вы любите , вы обязаны знать картину, благодаря которой это направление в живописи получило свое название. Это картина “Впечатление. Восход солнца”, на которой изображен порт города Гавр (Франция).

Конечно, и до Моне техника импрессионизма встречалась на полотнах других художников. Например, нарисовал свою в этой технике. Однако название она получила именно благодаря картине Моне “Впечатление”.

Выставка, вошедшая навсегда в историю живописи

Клод Моне выставил эту картину наряду с другими художниками (, , , и др.) на организованной им же выставке в 1874 году.

Картины настолько не вписывались в представления о классической живописи у публики 19 века, что та ехидно отмечала, что “в наброске для комнатных обоев и то больше законченности, чем в этом морском пейзаже” или “теперь пишут, как видят: даже не подготавливают холстов”. В общем, это была обычная негативная реакция людей на нечто совершенно новое и нестандартное.

На этой же выставке Моне показал свою знаменитую картину “Бульвар Капуцинок”. О ней читайте в статье

Журналист Луи Леруа, написав саркастичный отзыв о выставке, назвал представленных на ней художников “впечатленцами” как раз по названию картины Моне “Впечатление”. По-французски “впечатление” будет impression. Так что в русском языке название закрепилось на иностранный манер – импрессионисты.

Тогда такое сравнение публике показалось смешным и запоминающимся – оно так и закрепилось за подобной техникой в живописи.

Загадочная дата создания

Теперь вернемся на 2 года назад, когда Моне писал эту картину. Я обратила внимание, что в интернете в большинстве источников указывается дата написания картины “1872-1873 гг.” Хотя на самой картине Моне поставил дату “1872 г.” (см. в левом нижнем углу на фрагменте картины).
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. Фрагмент. 1872 г. Музей Морматтен-Моне, Париж.

Я не могла понять, зачем прибавляют еще один год? Ведь художнику виднее, когда он создавал свое творение!

Оказывается, долгие годы искусствоведы считали, что Моне был несколько не в себе, поставив неверную дату на картине – ведь документально было известно, что в порту Гавра (Франция) он был в 1873 году.

И только в 2014 году профессор физики Дональд Олсон доказал, что картина была написана все-таки в 1872 году, как и указал Моне.

Более того, Олсон смог установить число и даже время написания картины с точностью до минуты, проанализировав положение солнца, возможность захода больших парусников в порт только во время прилива, направление ветра (по дыму) и данные о погодных условиях (туман) того времени.

Рождение новой техники в живописи

Исследование Олсона мне кажется очень даже уместным – ведь время играет гораздо более важную роль для импрессионистов. До них картины писали в студиях, не один день и даже не один месяц.

Так, для сравнения, писал картину один год. А здесь мы точно знаем, что Моне начал рисовать картину в 7.35 и закончил ее через 10 мин!

Он писал быстрыми и широкими мазками, с натуры, через открытое окно своего номера в гостинице. Он спешил набросать свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому.

Так что мы видим туман, солнце, оттенки воды и неба ровно такими, какими они были 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут.

Моне позже признавался, что в то утро думал, что пишет очередную картину, которую никто не купит. Мог ли он тогда представить, что его картина через 100 лет будет стоить несколько десятков миллионов долларов? Думаю, если бы знал, она бы такой не получилась.

Порт Гавра на картинах Моне

Моне потом еще не раз писал порт Гавра. Большинство этих работ находятся в частных коллекциях. Я нашла лишь две картины, которые можно увидеть каждому желающему в музеях (“Музей в Гавре” и “Вид на старую гавань в Гавре”).
Клод Моне. Порт в Гавре. Ночной эффект. 1873 г. Частная коллекция.
Клод Моне. Музей в Гавре. 1873 г. Лондонская национальная галерея.
Клод Моне. Вид на старую гавань в Гавре. 1874 г. Художественный музей Филадельфии
Клод Моне. Лодки в порту Гавра. 1882-1883 гг. Частная коллекция.

Точно установить, когда была написана картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», давшая название целому направлению в живописи — импрессионизму, — и что конкретно на ней изображено, помогли исследования, проведенные американским астрономом, профессором физики Дональдом Олсоном из Университета штата Техас . Тем самым ученый реабилитировал имя великого живописца, косвенно обвиненного многими искусствоведами в некоторой неадекватности. Результаты своей работы Олсон опубликовал не в научном журнале, а в каталоге выставки парижского музея Мармоттан-Моне «Impression soleil levant, l"historie vraie du chef-d"oeuvre de Claude Monet» («Впечатление. Восходящее солнце». История шедевра Клода Моне»), которая будет проводиться с 18 сентября 2014 года по 18 января 2015 года.

На полотне, как известно, изображена гавань в Гавре, написанная художником из окна его номера в гостинице «Адмиралтейская». Рядом с подписью стоит дата — 1872.

Однако многие видные историки живописи до сих пор были уверены, что Моне ошибся и что на самом деле картина была создана позже, весной 1873 года, в документально подтвержденный период его пребывания в Гавре. Больше того, некоторые весьма влиятельные эксперты утверждали, что на самом деле на картине изображен не восход солнца, как утверждается в ее названии, а закат.

Получалось, что Моне перепутал и год, и время суток, то есть был немножечко не в себе, что, впрочем, свойственно многим гениям.

Дональд Олсон решил разобраться с этими нестыковками и проанализировал картину, применив методики, помогавшие ему в охоте за звездами. Для начала он изучил карты Гавра, изданные в XIX веке, и более четырехсот старинных фотографий города. Одна из этих фотографий, на которой наиболее четко был изображен фасад отеля, дала ученому возможность точно идентифицировать окно, из которого открывался вид на гавань, совпадающий с тем, что изображен на картине. Исходя из этого он установил, что солнце расположено там, где оно должно находиться через 20-30 минут после восхода.

Затем он занялся кораблями, запечатленными на картине. Гаврская гавань довольно мелководна, и большие парусники могли входить или выходить из нее только во время приливов, в течение всего нескольких часов в период самой высокой воды. Создав с помощью компьютера график тогдашних приливов и отливов, астроном вычислил 19 возможных дат написания «Впечатления», когда приливы и расположение солнца соответствовали изображенному на картине. Это могло произойти в конце января и середине ноября 1872 и 1873 годов.

Далее в ход пошла погода. Олсон сопоставил метеорологические наблюдения с полученными датами. Поскольку в указанные периоды для Нормандии характерна плохая погода с ветрами, дождями и штормами, а спокойные и туманные ночи редки, количество возможных дат ему удалось уменьшить с девятнадцати до шести. Чтобы еще больше сузить возможности поиска, исследователь занялся дымом, поднимающимся из корабельных труб, и установил по нему направление ветра: он шел с востока. А когда он сопоставил направление ветра с метеозаписями, то отбросил еще четыре даты, когда ветер не был восточным.

В итоге осталось два варианта - 13 ноября 1872 года и 25 января 1873 года. Из них ученый выбрал ноябрьскую дату.

Сделать такой выбор ему помогло эссе историка, искусства Жеральдин Лефевр, опубликованное в том же каталоге выставки. В этом каталоге теперь утверждается, что картина «Впечатление. Восходящее солнце» представляет собой вид, открывавшийся из окна комнаты в юго-восточном крыле гостиницы в 7 часов 35 минут утра 13 ноября 1872 года. Клод Моне был вполне адекватен и не ошибся ни в дате, ни во времени суток. Олсон отмечает также, что, несмотря на туманность и принципиальную размытость картины, она поражает точностью изображенных на ней деталей.