Встает купец идет разносчик. Что ж мой Онегин? Полусонный. В помощь Пушкину:-))

Дав ученикам приличное наставление, Господь снова подкрепляет их похвалами. Так как заповеди были высоки и труднее ветхозаветных, то чтобы ученики не поколебались, не пришли в смятение, и не сказали: как мы можем их исполнять? - слушай, что сказал Господь: «вы есть соль земли », показывая этими словами, что Он по необходимости дает такие заповеди. Учение, которое вам поручается, говорит Христос, должно относиться не к одной только вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, посылаю не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную, притом преисполненную зла. Словами: «вы есть соль земли », Христос показал, что все человечество помрачилось и повредилось от грехов. Потому-то Он и требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны к исправлению других. В самом деле, кто кроток, тих, милостив и праведен, тот не для себя только одного творит добрые дела, но старается эти благие источники добра излить и на пользу других. Также и чистый сердцем и миролюбивый и гонимый за истину живет для блага общего. Итак, не думайте, говорит Христос, что вам предстоят легкие подвиги; не думайте, что слова Мои: «вы есть соль земли » маловажны. Что же? Неужели они, в самом деле, исправили то, что уже испортилось? Нет, так как солью нельзя помочь тому, что уже испортилось. Они этого и не делали, а осоляли уже прежде исправленное, им переданное и освобожденное от зловония, содержа и сохраняя в том самом обновлении, в каком приняли от Господа. Освободить от зловония греховного - было дело Христа. Апостолы же должны были трудиться и заботиться о том, чтобы исправленное опять не пришло в первое свое состояние. Замечаешь ли, как Христос мало-помалу возвышает учеников перед самими пророками? Он называет их учителями не одной Палестины, но целой вселенной, и не просто учителями, но еще учителями страшными. И то удивительно, что ученики не лестью и не угождением, но сдерживающим, наподобие соли, действием, для всех сделались достолюбезными. Итак, не дивитесь, говорит Христос, если Я, оставив других, беседую с вами и подвергаю вас стольким опасностям. Рассудите только, скольким городам, народам и языкам Я хочу послать вас в наставники. Потому Я и хочу, чтобы вы не только сами были благоразумны, но и других делали такими. Быть благоразумными особенно нужно тем, от которых зависит спасение других, и столько нужно им иметь в себе добродетели, чтобы можно было уделять ее в пользу других. Если вы не будете такими, то и сами не спасетесь.

Итак, не огорчайтесь, если слова Мои кажутся вам тяжкими. Через вас и другие заблудившиеся могут образумиться, а если вы утратите свою силу, то погубите с собой и других. Поэтому, чем важнее возложены на вас обязанности, тем более вы должны иметь ревности. Потому и говорит Христос: «если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ». Другие, если и много раз согрешат, все-таки могут быть прощены; но учитель, если согрешит, не может ничем извинить себя, и должен понести тягчайшее наказание. Чтобы ученики, слыша слова: «когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить» (Мф. 5:11) не устрашились всенародно проповедовать, Христос говорит, что если вы не решаетесь на это дело, то напрасно и избраны. Не злословия надобно бояться, но того, чтобы не представить из себя лицемеров; в таком случае вы покажете себя неразумными и достойными презрения. Если же вы будете строги в обращении, и за это подвергнетесь злословию, радуйтесь. Таково именно свойство соли, что она едкостью остроты своей неприятна на вкус людей сластолюбивых. Злословие, следовательно, необходимо будет преследовать вас, но нисколько не повредит вам; напротив, будет свидетельствовать о вашей твердости. Если же вы, устрашась злословия, оставите подобающую вам твердость, то подвергнетесь тягчайшим бедствиям; вас все будут и злословить, и презирать, а это-то самое и значит: «попираема ».

Беседы на Евангелие от Матфея.

Не для себя самого только должно быть полезным, но и для многих, как показал Христос, назвав нас солью, закваскою и светом. Эти предметы полезны и благодетельны для других. Так светильник све­тит не для себя самого, но для находящихся во мраке; и ты – светильник, не для того, чтобы ты один пользовался светом, но чтобы руководил заблудшего. Что пользы в светильнике, если он не светит находящемуся во мраке? Что пользы и в христианине, если он никому не приносит пользы, никого не руководит к добродетели? Также соль не себя только поддер­живает, но укрепляет и сгнивающие тела, не допускает им портиться и погибать. Так точно и ты: если Бог сделал тебя солью духовною, то поддерживай и укрепляй гниющие члены, т.е. беспечных и нерадивых из братий, и избавив их от бес­печности, как бы от некоторой гнилости, соедини с прочим телом Церкви.

Беседа против непришедших в собрание.

Свт. Кирилл Александрийский

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Солью Он называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово. Будучи посеяно в наших душах, оно вселяет в нас слово мудрости, которое из-за своего вкуса и приятности сравнивается с солью. Ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Соль земли, как я думаю, ничего особенного не значит; тогда почему [Христос] назвал апостолов солью земли ? Следует раскрыть смысл этих слов, на который укажет и служение апостолов, и сама природа соли. Соль одновременно состоит из элементов воды и огня, и, таким образом, из двух она делается одним. Таким образом, соль, предназначенная для потребления роду человеческому, сообщает нетление мясу, на которое ее посыпают; к тому же она весьма способствует приданию вкуса всякой пище. Апостолы же суть проповедники небесного и как бы сеятели вечного, и они бросают семена бессмертия в тела всех тех, в кого было посеяно слово, поскольку, как свидетельствовал выше Иоанн, они стали совершенны благодаря крещению водою и огнем. Поэтому справедливо были названы солью земли те, кто сохранил свои тела для вечности, осоленные силой учения [Христа].

…Поэтому Он призывает тех, кого назвал солью земли , пребывать в силе переданной им власти. Иначе они утратят силу соли и не смогут осолить других; лишенные ощущения вкуса, не смогут животворить тленное и, выброшенные из сокровищниц Церкви, будут попираться ногами прохожих вместе с теми, кого должны были осолить.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Он показывает, что теряют силу те, которые однажды были просвещены верой и небесной мудростью и должны были оставаться верными и постоянными, но, оставив веру и божественную мудрость, впадают в ересь или возвращаются к языческому неразумию. И потому Он говорит: ? Ибо подобные люди, коварством дьявола лишившись силы, лишившись Божией благодати, ослабевают. Хотя они могли «приправить» словом божественной проповеди других неверующих, до сих пор далеких от веры, они даже себе оказались бесполезными. Наконец, из такой соли был Иуда Искариот. После того как он отверг божественную мудрость и сделался из апостола отступником, не смог не только помочь другим, но и для себя стал негодным и бесполезным.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

А как были они и солию, то всякую верующую душу растворяли и осоляли солию Святого Духа. Ибо Господь сказал им: «вы есте соль земли », именуя землею человеческие души; потому что послужили они душам человеческим небесною солию Духа, растворив их и соделав негниющими и незараженными великим зловонием. Как мясо без соли загнивает, наполняется великим зловонием, и по причине несносного смрада все отвращаются от него; и в загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем; но как скоро посыпана соль, - питавшиеся мясом черви истребляются и гибнут, зловонный запах прекращается; потому что соль, по природе своей, истребляет червей, и уничтожает зловоние: таким же образом и всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, то есть Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов; почему, лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее злые и страшные черви, то есть, лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее. Ибо сказано: «возсмердеша и согниша раны моя » (Пс. 37, 6) . Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет в ней страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием силы своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, - снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в Законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солию (Лев. 2, 13) .

Собрание рукописей типа II. Беседа 1.

Прав. Иоанн Кронштадский

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Одно из самых сильных коварств диавольских есть расслабление леностию сердца, а с ним и всех сил духовных и телесных: в сердце иссякают вера, надежда и любовь, делаешься безвером, унылым, бесчувственным […] к Богу и к людям, делаешься как соль обуявшая, потерявшая силу (Лк. 14:34) . Не верь своему расслаблению телесному и не думай, что оно от естественных причин: оно от расслабления сердца и всего тела диаволом, усиливающимся всячески запнуть нас во благочестии.

Дневник. Том V. Март 1862.

Доброе духовенство в обществе - что душа в теле: не будь его, общество будет безобразным смердящим трупом. В этом смысле сказано апостолам и их преемникам: Вы - соль земли . Общество должно уважать духовенство и удовлетворять его нуждам, да без печали проходит оно свое высокое служение и да благословит Господь самое общество ради служителей Божиих.

Дневник. Том XII. Сентябрь 1867.

Блаж. Иероним Стридонский

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Вы соль земли

Апостолы называются солью, потому что через них [навсегда] сохраняется весь род человеческий.

Посему если соль утратит свою силу , то чем она снова станет солию

Если сам учитель впадет в заблуждение, то кем другим будет исправлен.

Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Пример взят из земледелия. Действительно, соль необходима для приготовления пищи и для высушивания мяса; другого употребления для нее нет. Впрочем, мы читаем в св. Писании, что некоторые города вследствие раздражения победителей были посыпаны солью, так что на земле не взошло ни одного ростка (Суд. 9:45) . Итак, пусть учители будут внимательны и помнят, что могущественные подвергнутся сильному наказанию (Прем. 6:6) и что нет никакого средства к избавлению: разрушенные остатки великих людей будут низведены в ад.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Вы - соль земли

Пророки посылались к одному народу, вы же - соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас.

Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Если учитель обуяет , то есть если не будет обличать, исправлять и разленится, то чем осолится , то есть исправится? Он должен быть лишен учительского сана и попираем, то есть подвергнут презрению.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки

Вы есте соль земли

Землею назвал здесь людей, как образованных из земли. Он как бы так говорит: все люди сделались гнилыми от грехов, испортившись от влаги страстей; посему вы, избранные Мною для врачевания этой порчи всего мира, составляете соль людей, потому что вы получаете от Меня разумную силу обуздывать их и сдерживать, и убивать невидимых червей, т.е. страстные помышления, и охранять от зловония прегрешений. Пророки были посланы к одному народу; а вы – соль для всей земли, учением обличая и сдерживая распутных, чтобы они не произвели вечных червей. Не пренебрегайте же строгостью обличений, хотя бы вы и подверглись гонениям. Посему говорит: аще же соль обуяет; чим осолится, ни во что же будет к тому, точию да иссыпана будет вон, и попираема человеки . Если учащий обуяет , т.е. не обличает, не сдерживает, но станет слабым, то чем осолится , т.е. исправится? Итак, с того времени выбрасывается вон из учительского достоинства, и попирается, т.е. презирается.

Обуяние соли есть ослабление ее действия. Итак, говорит: смотрите, какое служение поручается вам, и постарайтесь, чтобы не ослабеть вследствие преследований, поношений и злословий, как прежде сказано, и чтобы не потерять полезного действия. Аще же соль обуяет, чим осолится , т.е. если вы ослабеете, или потеряете полезное действие, то какою другою солью вы осолитесь, или поправитесь, как сказал Марк (9, 50) . Вы – отборная соль, и нет еще другой такой. Так как вы избраны на такого рода служение предпочтительно пред всеми другими, то тем более должны быть внимательными, чтобы не могли вас обвинить в слабости и бездействии, а также в погибели тех, которые стали гнилыми, как сказано.

Ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки

Ни на что больше не пригодна указанная соль, потерявшая силу, как только на то, чтобы быть выброшенною вне Господнего двора и попираемою, т.е. презираемою людьми.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Что говорить о том, насколько полезна соль в человеческой жизни? Сейчас следует сказать о том, почему ученики Иисуса сравниваются с солью. Мне кажется, что подобно тому, как соль предохраняет мясо от того, чтобы оно не наполнилось от зловония червями, и делает его надолго пригодным (в то время как без соли оно не может в течение долгого времени оставаться для людей полезным), так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя [происходящему] от грехов идолослужения и блуда зловонию.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Вы . Относится как к ближайшим ученикам Господа, непосредственно слушавшим Его, так и ко всем вообще ученикам Христовым, истинным христианам.

Соль земли . Речь иносказательная. Соль предохраняет от порчи съестные припасы и делает пищу здоровой и приятной. Подобно тому христиане должны своей деятельностью, своим поведением и примером жизни предохранять мир от нравственной порчи и тления и способствовать его нравственному здравию. Своими молитвами привлекая на мир Божие благословение, своей чистой жизнью имея нравственное влияние на окружающую среду, они должны предотвращать совершенное падение мира в пороки и преступления, развивать и укреплять в нем здравые мысли и понятия, здравые начала для нравственной деятельности.

Если же соль потеряет силу и прочее. Сделается несоленой; это, конечно, невозможно, но Спаситель только предполагает случай: если бы случилось так, что соль стала бы несоленой. Впрочем, путешественники замечали, что в тех странах есть вид соли, который совершенно может терять свою силу и ни к чему не бывает годен, как разве выбросить вон на попрание людям - на дорогу. Один из путешественников (Маундрелль) рассказывает, что он близ Алеппо в одном месте отломил кусок такой соли там, где она подвержена действию дождя, солнца и воздуха, и нашел, что хотя и видны были блестки и частицы соли, но она совершенно потеряла свой вкус. Внутренние же части сохранили свою силу. Образное изречение Христово имеет такое значение: если вы, ученики Мои и учителя вселенной, потеряли бы внутреннюю нравственную силу и влияние на мир, то что же может даровать силу эту и влияние? Ничто. Если бы и вы оказались бессильными обновить мир, предохранив его от дальнейшей порчи и нравственно укрепив его, то что же с ним будет и что вас самих может укрепить и сделать способными возобновить мир? Ничто, и вы сами погибнете как соль, которая потеряла силу и была бы выброшена на попрание. Особенно «учитель, если потеряет ум, то есть если не будет учить, обличать и исправлять и разленится, то чем исправится? Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Из предыдущего мы видели, что слово μακάριοι было приветствием собравшейся толпе. Во всех блаженствах красной нитью проходит и тонкая, едва заметная критика существующих и обычных мнений и воззрений на счастье человека, и им противопоставляется совершенно новый взгляд на то, в чем состоит это счастье. Можно наблюдать, что в 13 стихе это приветствие продолжается и даже усиливается, достоинство учеников Христа еще более возвышается, но вместе с тем, теперь уже относительно учеников, пробегает и легкая, самая светлая критика - на случай, если ученики не будут отвечать своему высокому призванию.

Вы , говорит им Спаситель, соль земли . Соль, будучи необходимым пищевым продуктом, без которого не могут обойтись ни люди, ни животные, считалась в древности “благородным, высокоценным веществом”. «Nil sole et sale utilius» (нет ничего полезнее солнца и соли), говорили древние римляне. “Главное из всех потребностей для жизни человека, говорит Иисус, сын Сирахов, - вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда” (39:32) . Плутарх называет соль “благодатью” (χάρις), Гомер прилагает к ней эпитет: “божественная” (θείον), а Платон называет соль “боголюбивым веществом” (θεοφιλές σώμα). Ученики Христа (в обширном смысле) необходимы и столь же ценны для Мира, как соль.

Дальнейшие слова понимали двояко: или, как в русском, “если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?” или: “если соль потеряет свою силу, то чем осолится, т.е. земля?” Последующая речь показывает, что говорится о соли; русский перевод следует считать правильным. Возможность потери солью своей силы была у экзегетов предметом многочисленных рассуждений. Одни старались доказать, что соль действительно может потерять свою силу, когда смешивается с другими веществами, напр., со смолою, или “выветривается”, другие - что одна соль может быть более соленою вследствие своей большей чистоты, другая меньше; третьи, вопреки всякой филологии, понимали здесь под солью “асфальт”, “поташ”, “селитру” или ссылались на Плиния, который говорит о salem inertem пес candidum (соль недействующая и неблестящая). Наконец, некоторые думали, что Спаситель указал здесь на невозможный факт. Иудейский раввин Иисус бен Ханания, когда был спрошен афинскими мудрецами: “если соль портится, то чем ее осолить”, высказал противоположное мнение, что соль никогда не может сделаться несоленою (чит. у Цана, Das Evang. d. Matt., с. 198, примеч.). Чтобы понять изречение Христа, нам нужно оставить область химии, - просто потому, что Христос нисколько не рассуждает о химических вопросах, а ссылается на простой, ежедневный (некоторые говорят даже “кухонный”) опыт, известный всякому, - когда соль портится от разных причин и за негодностью выбрасывается.

В комментариях на этот стих Иероним, как известно, не особенно благоприятно относившийся к “городскому” духовенству, восклицает: caveant ergo dortores et episcopes: potentes potenter tormenta sustinere; nihilque esse remedi: sed majorum ruinas ad tartaram ducere (пусть берегутся учители и епископы: сильные сильно будут истязаны (Прем. 6:6) ничто не поможет; но порча высших поведет их к погибели). На это можно ответить, что в рассматриваемом месте Спаситель едва ли имел в виду только учителей и епископов.

Троицкие листки

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Преподав ученикам столь высокие и трудные заповеди, Господь показывает далее, для чего им необходимы такие заповеди: учение, которое вам поручается, как бы говорит Он, преподается не вам одним, но и всей вселенной. Вся земля заражена зловонием греха: вы Моим учением должны уничтожать эту заразу. вы - соль земли . Как соль делает соленой пищу, так и вы, Мои ученики, должны всех делать Моими учениками; немного нужно соли, чтобы сделать пищу вкусной и здоровой; немного и вас, но во весь мир вы пронесете Мое учение. Соль предохраняет пищу от гниения; так и вы должны предохранять людей от зловония греха Моим спасительным учением, своей молитвой и примером святой жизни своей. Другие через вас должны исправляться: но если вы сами будете неисправны и впадете в заблуждение, то погубите с собой и других; Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою ? Если учитель потеряет ум, если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится, то чем исправится? Она (потерявшая силу соль) уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям . Так и недостойный учитель должен быть лишен учительства и подвергнут презрению. Если бы вы, ученики Мои, потеряли благодать Мою, то что же тогда может укрепить вас? Что тогда может дать вам силу к обновлению мира? Вас будут злословить, но так и быть должно. Соль своей едкостью неприятна на вкус людей сластолюбивых, так и вас не полюбят люди грехолюбивые, они будут вас преследовать, но не бойтесь: повредить они вам не могут. Если же вы устрашитесь злословия и оставите необходимую для вас твердость, то все вас будут презирать, а это-то и значит быть попираемым. Хотя соль и отличается едкостью, остротой вкуса, однако же, ее с удовольствием примешивают к пище; так и вашей твердости, и вашему терпению должны удивляться самые враги ваши - язычники, и через это познавать истину Мою. Что же это за дивная сила, которая учеников Христовых делает солью земли? Это благодать Святаго Духа, обитающая в чистой душе христианина. Она же соделывает их и светом мира.

Троицкие листки. №801-1050.

Прот. Александр (Шмеман)

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

«Вы – соль земли… Вы – свет миру» , – говорит Христос своим ученикам, и это значит, что Церковь оставлена в мире для свидетельства о Христе и Его Царстве и что ей завещано Его дело. «Но если соль потеряет свою силу, то чем сделаешь её солёной?» Если христиане забывают о служении, на которое, от первого до последнего, все они поставлены, то кто будет благовествовать миру Царство Божие и вводить людей в новую жизнь?

Евхаристия. Таинство Царства.

Митр. Иларион (Алфеев)

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Следующая часть Нагорной проповеди адресована непосредственно ученикам. В ней говорится о том, какое место сообщество учеников Иисуса, которое будет названо Им Церковью (Мф. 16:18) , должно занимать в мире, какую роль играть в личных и общественных отношениях.

Чтобы сделать Свою мысль более наглядной, Иисус, как и во многих других случаях, использует знакомые Его слушателям образы из бытовой сферы.

Соль во времена Иисуса использовалась в двух целях: для придания пище вкуса и для консервации продуктов (прежде всего рыбы и мяса). Соль, кроме того, употреблялась с хлебом, и если хлеб приносился в качестве жертвы, принято было солить его: Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль (Лев. 2:13) . Об этом ритуальном значении соли говорит и Сам Иисус: Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится (Мк. 9:49) .

Наконец, соль использовалась в лекарственных целях, в частности при родах: новорожденному сразу по выходе из утробы матери отрезали пуповину, затем его омывали, а кожу натирали солью; только после этого младенца пеленали (Иез. 16:4) . Отметим, кстати, что, когда Иисус говорил о соли, речь шла не о поваренной соли в ее нынешнем для нас виде, а об органической соли, которая добывается из морской соли и обладает целебными свойствами.

Столь разнообразное использование соли в древности заставляет говорить о ней как о важнейшем продукте. При каких обстоятельствах соль могла «потерять силу» и стать негодной? Как известно, по своему химическому составу соль не может перестать быть соленой. Соль не портится и при правильных условиях содержания может храниться годами. Однако она теряет силу в том случае, если в нее попадает в больших количествах вода. Запасы соли, попавшие под проливной дождь, уничтожались.

Этот образ Иисус использует и в других случаях, в частности, говоря о взаимоотношениях учеников между собою: Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою (Мк. 9:50) . У Луки то же изречение приводится в иной редакции: Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее (Лк. 14:34-35) . Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль.

Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, непресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане живут в мире (Ин. 16:33) , но они не от мира (Ин. 15:19) . Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого бытия. Подобно душе в теле, они должны одухотворять жизнь мира. Подобно соли в пище, они призваны делать жизнь людей содержательной, наполненной смыслом, предохраняя общество от порчи и разрушения через вражду, ненависть, конфликты, месть.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.

Продолжаю комментировать «Евгений Онегин»
ГДЕ НАХОЖУСЬ: Тридцать пятая строфа первой главы. Возвращение к Онегину. Описание утреннего Петербурга, по улицам которого герой едет домой.
ТЕКСТ:
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтинка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:

«Немец аккуратный» - Пушкин весьма цинически предполагает в этом месте гогот галерки, насколько можно судить по письму Гнедичу (13 мая 1823г. из Кишинева в Петербург), «Я очень знаю меру понятия, вкуса и просвещения этой публики. - Помню, что Хмельницкий читал однажды мне своего «Нерешительного»; услыша стих «И должно честь отдать, что немцы аккуратны», я сказал ему: вспомните мое слово, при этом стихе все захлопает и захохочет. -А что тут острого, смешного? очень желал бы знать, сбылось ли мое предсказание?.

«В бумажном колпаке» - Не только некоторые переводчики, но и русские комментаторы поняли понятие «бумажный» как «сделанный из бумаги»! На самом же деле сочетание «бумажный колпак» - это попытка Пушкина передать французское bonnet de cotton, то есть хлопковый домашний колпак.

БРОДСКИЙ:

«Автор романа, рано утром замечает купца, разносчика, извозчика, охтенку-молочницу, немца-хлебника - представителей городского труда, в то время как «забав и роскоши дитя», «шумом бала утомленный» Онегин «спокойно спит в тени блаженной».

ЛОТМАН:
Уж барабаном пробужден. - Сигналы утренней побудки и вечернего сбора в казармах подавались в начале XIX в. барабанной дробью. Казармы гвардейских полков были расположены в разных концах города, и барабанная дробь, разносясь в утренней тишине по пустынным улицам, будила трудовое население города.

Охтинка - жительница Охты, окраинного района в Петербурге, здесь: молочница. Охта была заселена финнами, снабжавшими жителей столицы молочными продуктами.
Уж отворял свой васисдас. - игра слов между значением слова «форточка» и русской жаргонной кличкой немца: Was ist das - «Что это» (нем.).

МОИ ИНСИНУАЦИИ:

Чудесная городская пастораль с утренним снежком вместо травки, запахом свежеиспеченного хлеба, дымком, лошадками… Сладкое предвкушение сладкого сна обращает Петербург в Аркадию, и далее - возникшая Аркадия придает этому предвкушению еще большую сладость, и это вновь отражается на Аркадии…

День Онегина завершается настоящим апофеозом счастья, где явь и сон неразличимы, - а впереди еще покойная комната, тяжелые портьеры, свежесть белья, мягкость подушки, сладкая усталость, спутанность в мыслях, сон…

Нарезвившийся за день пастушок (Онегин) наконец уснул…

Какая же, в сущности «Руслан и Людмила» эта «энциклопедия русской жизни», эта сказка про времена Салтана Благословенного! Со сватьей бабой Бабарихой в виде хандры. Она придет и разбудит героя в следующей строфе.

«Петербург неугомонный»

После тихого Михайловского, мира лесов и полей, Петербург показался Пушкину еще шумней, суетливей, чем прежде. Уже третий год жил он в Петербурге и знал этот город не только с парадной стороны. Он знал его будни. Они врывались в жизнь «высшего круга», переплетались с нею, властно заявляя о себе.

Рано утром, когда светские красавицы и франты возвращались с балов, по петербургским улицам уже громыхали груженые телеги, спешили молочницы с кувшинами, разносчики с лотками.

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он.

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке не раз

Уж отворял свой васисдас.

С раннего утра город был оживлен.

Не спала Коломна. В мелочных лавочках, где торговали всем на свете, толкались кухарки и те непритязательные коломенские обыватели, которые сами закупали себе провизию и сами варили свой обед. Их не смущало, что сахар здесь попахивает мылом, а сладкие пироги - селедками. Они привыкли к этому.

Сенная площадь. Литография И. Арну. Середина XIX века.

Гудел Сенной рынок у Садовой улицы, по которой лежал путь из Коломны на Невский. Рынок был самый большой, самый дешевый, а потому и самый многолюдный в городе. Здесь торговали сеном, столь необходимым для коров и лошадей, которых во множестве держали петербургские жители. С возов и ларей продавали всякую снедь: мясо, рыбу, овощи, битую птицу, живых поросят. И то и дело спорящие и торгующиеся людские голоса покрывал пронзительный визг поросенка.

Пирожник. Литография из ежемесячного издания «Волшебный фонарь». 1817 год.

Садовая улица тоже готовилась к торговому дню. Приказчики открывали ставни магазинов и лавок, дворники мели тротуары. Слышались выкрики разносчиков:

Пироги с сазаниной, с сиговиной, с лучком! Кто бы купил, а мы бы продали!

Сайки, сайки, белые, крупчатые, поджаристые!

Сахарны конфеты! Коврижки голландские! Жемочки медовые! Патрончики, леденчики!

Эй, дядя, постой! - кричал продавцу сластей мальчишка-подмастерье, выскочив из цирюльни. - Что стоит коврижка?

Полтина.

Возьми, брат, грош.

Не приходится. Эдаких цен нет.

А жемочки почем?

Пятак штука.

Возьми, брат, грош! У меня денег больше нет. И то дал господин в цирюльне в прибавку, что хорошо его выбрил. Ну, это что у тебя?

Не вороши же! Не вороши, как руки не хороши. Где тебе есть коврижки!

Возвращавшийся откуда-то спозаранок франт, - видно, любитель пошутить - останавливал разносчицу апельсинов:

Что у тебя, голубушка?

Апельсины, батюшка.

Только, кажись, не самые хорошие?

Как, сударь, не хорошие? Христос с вами!

Я шучу, душенька. Твои апельсины удивительны.

Да не осудите, батюшка. Чище не отыщете.

А что, видно, на канаве долго полоскала?

Садовая улица.

Просыпался и Невский - главная улица столицы. Здесь на каждом шагу встречались магазины. Невский весь был облеплен золотыми вывесками. Случалось, что подгулявшие гвардейские офицеры, желая позабавиться, приходили сюда ночью и под носом у дремавшего блюстителя порядка - будочника - перевешивали вывески. Утром над булочной красовалась вывеска колбасника, над мясной лавкой - французской модной модистки, над трактиром - аптеки, а над аптекой - гробовщика.

Но обычно все было благопристойно и чинно.

Большой Гостиный двор. Литография К. Беггрова. 20-е годы XIX века.

Магазины на Невском привлекали обилием и роскошью.

Здесь стоял и Большой Гостиный двор. Огромный прямоугольник этого длинного двухъярусного здания с открытой галереей выходил на четыре улицы. Его строил еще при Екатерине II архитектор Валлен-Деламот. Каждая из четырех сторон «Гостиного» называлась линией. Та сторона, что обращена к Невскому, носила название Суконной линии; обращенная к Городской думе - Большой Суровской линии. Та, что выходила на Садовую, - Зеркальной. А та, что тянулась по Чернышеву переулку, - Малой Суровской.

В магазинах на Суконной линии продавали сукна, шерстяные ткани, бархат. На Большой Суровской, вернее, Сурожской линии - шелка которые привозили из-за Сурожского, то есть Азовского, моря. На Зеркальной линии торговали «светлым товаром» - зеркалами, женскими украшениями, обувью, галантереей, многим из того, что видел Пушкин в кабинетах модных франтов, что изобразил он в кабинете Онегина:

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале,

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей, и для зубов.

У входа в магазины стояли зазывалы - приказчики или мальчики свободные от дел. Завидев получше одетого прохожего, они кидались к нему, выкликая:

«А вот пожалуйте к нам!»

«У нас товары самые лучшие!»

Они осаждали прохожих, как рой слепней, всячески расписывали и расхваливали товары, нередко хватали намеченную жертву за полы и тащили в лавку. Гостинодворцы умели зазывать как никто.

Задолго до открытия магазинов к Гостиному двору стекались толпы нищих - старухи и старики в лохмотьях, бабы с грудными младенцами на руках, увечные, убогие. Роскошь и нищета в Петербурге жили рядом.

Офицер лейб-гвардии гусарского полка Василий Олсуфьев 28 марта 1819 года записал в своем дневнике: «Погода прекрасная. Обедал у Чаадаева, где был Пушкин, много говорили; он нам читал свои сочинения. Потом я с Чаадаевым пошел пешком, заходил в Английский магазейн».

Английский магазин, где торговали товарами, привезенными из Англии, тоже помещался на Невском. Пушкин иногда сопровождал туда приятелей. Заходили и во французские модные лавки. Да и как было не зайти, когда в их окнах сверкало и пестрело так много соблазнительного, а склонившиеся над шитьем мастерицы были все как на подбор милы.

Пушкин не столько покупал, сколько разглядывал с любопытством, как разложены в красивых шкафах всевозможные принадлежности роскоши и моды: кружева, подтяжки, часы, чулки, манишки, страусовые перья, запонки.

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам.

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав…

Да, многое привозили в Петербург из Парижа и Лондона в обмен на лес и сало. Когда Пушкин в первой главе «Онегина» писал эти строки, ему вспоминалось объявление, напечатанное некогда Новиковым в его журнале «Трутень»: «Из Кронштадта. На сих днях прибыли в здешний порт корабли: Trompeur из Руана в 18 дней, Vettilles из Марселя в 23 дня. На них следующие нужные нам привезены товары: шпаги французские разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сургучные; кружева, блонды, бахромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые галантерейные вещи… и прочие модные товары. А из Петербургского порта на те корабли грузить будут разные домашние наши безделицы, как то пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотна и прочее. Многие наши молодые дворяне смеются глупости господ французов, что они ездят так далеко и меняют модные свои товары на наши безделицы».

Это было написано на полвека раньше, но изменилось разве то, что после разгрома Наполеона в Кронштадт и Петербургский порт все больше приходило английских кораблей да модные товары стали несколько иными, так как менялась мода. А наши «безделицы», которые отправляли в Англию, Францию, Голландию, оставались все те же: лес, железо, пенька, сало.

Пушкин это знал и видел. Он бывал в порту.

Петербургский порт на стрелке Васильевского острова. Гравюра. 10-е годы XIX века.

Его влекло сюда любопытство, желание подышать иным воздухом, увидеть корабли с пестрыми флагами на мачтах, услышать разноязычную речь.

Порт был воротами в мир. Иностранцы говорили, что такого красивого порта, как в Санкт-Петербурге, нет ни в одном приморском городе.

Порт заворожил воображение Пушкина еще тогда, когда он мальчиком катался по Неве с дядей Василием Львовичем. Они плыли мимо Стрелки Васильевского острова, и вдруг там на берегу, над полукруглой гранитной набережной, далеко выдвинутой в речной простор, поднялись два великана - огромные красно-бурые колонны, украшенные бронзовыми рострами - носами кораблей. А за ними, на возвышении, будто греческий храм, белело многоколонное здание.

Когда плыли обратно, уже стемнело и над красно-бурыми великанами взвились языки пламени. Это пылала смола. Зрелище было фантастическое.

Словоохотливый Василий Львович, округло жестикулируя, объяснил, что это - Петербургский порт. Что колонны-маяки называются Ростральными. В Древнем Риме был обычай в честь морских побед воздвигать колонны и украшать их отпиленными носами захваченных вражеских кораблей. Колонны на Стрелке знаменуют победы российского флота. А здание на возвышении - Биржа. Там русские купцы заключают сделки с иноземными. Строил все это зодчий Тома де Томон.

Порт жил особой жизнью.

На площади перед Биржей матросы и шкиперы с купеческих судов вели торг устрицами, фруктами, пряностями. Тут можно было купить забавную обезьяну, разноцветных попугаев, диковинную морскую раковину.

Порт был поставщиком города. Отсюда водою по рекам и каналам доставляли на склады всевозможные товары и снедь. Со складов все это привозили в магазины, чтобы удовлетворить нужды и прихоти большого города.

Из книги Повесть моих дней автора Жаботинский Владимир

Петербург Я не помню, какие планы были у меня в конце 1903 года. Быть может, я мечтал, как это водится у молодежи, завоевать оба мира, на пороге которых я стоял: обрести лавровый венок «русского» писателя и фуражку рулевого сионистского корабля; но скорее у меня не было

Из книги Жизнь Никитина автора Кораблинов Владимир Александрович

Петербург Великолепный град рабов… Ап. Григорьев Он покидал Москву со странным чувством.Его радовало, что удалось успешно справить свои торговые дела и довольно выгодно закупить для магазина учебники, географические карты и кое-какую необходимую мелочь, вроде

Из книги Гофман автора Сафрански Рюдигер

КНИГА ТРЕТЬЯ Неугомонный советник апелляционного суда 1814–1822 Вы никогда не должны прекращать жить, пока не умрете, что с некоторыми случается, и вещь эта прескверна. «Письма с

Из книги Очерки старой Тюмени автора Захваткин Николай Степанович

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Книга 3. Между двух революций автора Белый Андрей

Из книги Калиостро автора Морозова Елена Юрьевна

Из книги Воспоминания автора Авилова Лидия Алексеевна

Неугомонный шарлатан или загадочный мистик? История оригинального человека достойна того, чтобы ее знать. Т. Карлейль. Граф Калиостро Загадочный граф Калиостро! С тех пор как над Европой взошла его звезда удачи, о нем не переставая пишут книги, сочиняют романы, снимают

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

[Петербург] В 1887 году я вышла замуж и переехала в Петербург. Мне нравилось переменить жизнь так, чтобы старая и новая совершенно не походили одна на другую с внешней стороны. На Б. Итальянской, рядом с пассажем, в третьем дворе и третьем этаже я нашла квартиру в 5 комнат,

Из книги Вера (Миссис Владимир Набоков) автора Шифф Стейси

ПЕТЕРБУРГ …Теперь, вглядываясь вдумчивее в обстоятельства московской жизни Чехова, вижу ясно, что, именно живя в Москве, ему меньше всего времени было думать о Москве: приходилось исключительно думать о хлебе насущном и писать, писать, писать… Самое главное место

Из книги Куприн автора Михайлов О. М.

1 Петербург, 38–48 Самая примитивная curriculum vitae кукарекает и хлопает крыльями так, как это свойственно только ее подписавшему. Сомневаюсь, чтобы можно было назвать свой номер телефона, не сообщив при этом о себе самом. Набоков. Николай

Из книги «Приют задумчивых дриад» [Пушкинские усадьбы и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Глава вторая В ПЕТЕРБУРГ, В ПЕТЕРБУРГ! 1Александра Аркадьевна Давыдова, издательница популярного литературного журнала «Мир божий», с утра чувствовала вялость во всем теле и ломоту в затылке. Она понуждала себя заняться делом и не могла, а мысли не приносили

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Марко Вовчок автора Панасенко Т. М.

Петербург С зарёй в Петербург прибывая На шумный Московский вокзал, Увидеть спешу из трамвая Проспекты, где Пушкин бывал. Ступаю легко по приезде На влажный гранит берегов, Любуюсь прекрасным созвездьем Шедевров великих творцов. На волны гляжу. Раздвигая Завесы

Из книги Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский 1889-1972 автора Катышев Геннадий Иванович

Петербург У середині грудня Опанас Васильович одержав у Немирівській гімназії відпустку через хворобу на один місяць. І Марковичі негайно виїхали в Петербург. Дорогою сім’я завітала до брата Опанаса Васильовича, – пізніше племінник Марії Олександрівни так описував

Из книги автора

Перелет Петербург – Киев – Петербург 15 июня, хорошо отдохнув перед полетом, Сикорский сразу после полуночи приехал на аэродром. Экипаж был в сборе – второй пилот штабс-капитан Христофор Пруссис, штурман и второй пилот лейтенант Георгий Лавров и неизменный механик

"19 дня сего месяца освящена с обыкновенными церемониями находящаяся на Васильевском острову евангелическая церковь..."

Это краткое сообщение, напечатанное в "Санкт-Петербургских ведомостях" 1734 года, красноречиво напоминает: Петербург всегда был (да и остается) городом многонациональным. Здесь нашли себе дом не только русские, но и поляки, украинцы, белорусы, евреи, финны, татары...

Особенное место среди всех питерских наций занимали немцы - те, что и построили храм на Васильевском, известный как евангелическая (или лютеранская) церконь Св. Екатерины...

Немецкая диаспора долго составляла вторую по численности национальную группу в нашем городе. И уже с петровских лет некоторые профессии считались в Петербурге немецкими. Врачи, скорняки, аптекари, булочники... Можно вспомнить и пушкинское:

И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.

А ученые? Читатель уже знает историю ранних «Санкт-Петербургских ведомостей», родившихся на свет в XVIII столетии: и первые редакторы газеты были немцы, и издавалась она вначале на двух языках - русском и немецком. Все потому, что выпускалась она Академией наук, в которой немцы составляли тогда подавляющее большинство...

Питерские немцы не могли пожаловаться на плохое отношение властей - ведь и сама династия Романовых не была чужда немецкой крови. До самой революции при дворе, на военной службе состояло множество немцев, причем весьма высокопоставленных. Любопытен такой факт: русский генерал Федор Иванович Клингер, начальник Пажеского корпуса в начале XIX столетия, прославился как классик... немецкой литературы. В молодости (когда он жил еще в Германии) Клингер написал поэму "Буря и натиск", и поэма эта дала имя целому литературному направлению, тесно связанному с именами великих Гете и Шиллера...

А мы вернемся к евангелической церкви, с которой начали рассказ. Каждый из таких храмов представлял собой для немцев не просто дом молитвы, но и центр культурной жизни. При церквях работали богадельни, общества и обязательно - школы. Петершуле при церкви Св. Петра и Павла на Невском, Анненшуле при церкви Св. Анны на Кирочной, Катериненшуле при церкви Св. Екатерины... Учились в этих заведениях, кстати говоря, не только немцы - питомцами знаменитой Петершуле были и Карл Иванович Росси, и Модест Петрович Мусоргский.

Питерских немцев иногда упрекали в том, что они слишком плохо знают русский язык, русскую культуру - и живут, словно отгородившись от остальной части города. Что ж, и вправду, не все немцы хорошо знали русский язык. Но вот насчет культуры... Немец Адольф Маркс, плохо говоривший по-русски до конца своей жизни, внес громадный вклад в культуру России. Он создал и много лет издавал популярнейший журнал "Нива", а в приложении к ней выпустил множество собраний сочинений русских писателей. Именно издания Маркса познакомили многих русских читателей со своими классикам.

Кстати, Адольф Маркс стал и первым в России издателем-миллионером. Что русскому хорошо, то и немцу - доход!