Чем заканчивается война и мир. «Война и мир» как сериал. Очередная попытка экранизировать «Войну и Мир»

С Кавказом связано много легенд, сказаний и удивительных находок, над которым ломают голову самые маститые археологи и историки.

Ноев ковчег

Наверное, это самая старая загадка Кавказа, ведь по Библии Ной причалил к горе Арарат, когда вода Всемирного потопа начала спадать. И получается, что все люди ведут происхождение от первых жителей Арарата. Много археологов мечтали исследовать гору, но власти Турции еще в 1974 году запретили обследовать склон, на котором лежит древний корабль. По свидетельству армянина Георгия Хагопяна ковчег, сделанный из крепкого дерева гофер, до сих пор находится на горе. Якобы в 1905 году Георгий, будучи восьмилетним ребенком, вместе дедушкой нашел ковчег и даже побывал внутри него. В 1939 году американский журнал «Новый Эдем» опубликовал воспоминания русского летчика Владимира Росковицкого, который видел ковчег с самолета в 1916 году. Более того, якобы русский царь даже снарядил на Арарат экспедицию, которая побывала в ковчеге, но все ее результаты и фотографии сгорели в огне революции. Последними видели ковчег Ноя китайцы: якобы в 2009 году они поднялись на гору, нашли ковчег во льдах, побывали в нем и даже взяли пробы, которые показали, что древесине 4800 лет.

Ученые считают видео- и фотосъмеки китайцев фальшивкой. Но даже если это и так, то ковчег все равно должен находится где-то там, на вершине запретного Арарата.

Колхида

На западе Кавказских гор, на территории Абхазии, Грузии и Турции находилось прекрасное царство Колхида, населенное колхами. В этих краях стоял легендарный полис Диоскуриада и был огромный город варваров, в котором родилась мифическая Медея. Именно сюда приезжал глава аргонавтов Ясон за золотым руном. Это греческие мифы приковали цепями титана Прометея к великому Казбеку в «горах Скифии» и это его «кровь сочится на скалы Кавказа». Абхазская легенда гласит: «На самой на вершине Эльбруса открыта ужасная пропасть, из которой доносятся стенания - там прикован великан. Борода у великана до ног, все тело поросло седыми волосами, на руках и ногах тяжелая цепь».

Великая абхазская стена

На Кавказе стоит грандиозная Келасурская стена. Ее длина составляет 160 километров. Стена древняя, частично лежит в руинах, но ее все еще можно увидеть на территории Абхазии. На стене находится около трехсот башен высотой до 12 метров. От кого или от чего защищались построившие стену народы, неясно. Одни считают, что стену построил в XVII веке князь Мегрелии Леван II Дадиани для защиты от абхазов, другие - что ее в древности воздвигли греки, защищаясь от местных народов, третьи считают, что стену возвели византийцы для защиты от мингрельцев (грузин).

Дольмены

Кавказские дольмены, наверное, самая мистическая загадка Кавказских гор. Ни одни другие артефакты не вызывают такого шквала догадок и предположений, как эти мегалиты. Официально это гробницы. Например, недалеко от поселка Шепси был найден дольмен, в котором находился круглый шар и останки человека, похороненного за тысячу лет до того, как жил фараон Хеопс.

Обычно дольмены датируют 3-2 веками до н.э. Встретить их можно в горных районах Краснодарского края, в Адыгее, возле Очамчира в Абхазии и в долине реки Лабы. Найдено больше 3 000 дольменов, но изучено не больше 6% сооружений. Считается, что культура доменов пришла с территории древней Испании или даже северной Африки. Дольмены на Кавказе разные - одни сделаны из огромных каменных плит, другие – выдолблены в скале. Некоторые даже имеют свои имена: Хан, Нежность, Тор.

Источник молодости

Эта легенда появилась на Кавказе неслучайно, ведь именно здесь так много исцеляющих источников. Легенда повествует о том, что где-то там, далеко в горах есть источник вечной юности. Многие герои искали ее, но если и не нашли, то не сказали. А многие просто не вернулись - ведь с водой, дарующей молодость, так легко переборщить. Выпил лишнего - и стал младенцем, который уже ничего никому не расскажет.

Загадка Эль-Тюбю

«Город мертвых» – так называют кладбище у села Эль-Тюбю в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии. А еще это место называют «Гнездо вечной молодости». Наземные склепы похожи на маленькие дома. Принято считать, что строить их стали примерно в XIII веке. С кладбищем связано много преданий. Одно гласит, что во время раскопок здесь были найдены останки двух великанов, охранявших долину (рост мужчин составлял чуть больше двух метров, что в древние времена было редкостью). Остается вопрос - кого же они охраняли?

Легенды гласят, что само село славится долгожителями, и якобы связано это с тем, что стоит она на вершине огромной скрытой пирамиды.

Башни Сванетии

Еще одна загадка Кавказа - это башни Сванетии (Грузия). Башни можно видеть во многих селах. Непонятно одно - какую роль они выполняли. Известно, что строились они с VIII по XIII век, потом их прекратили возводить. Сванские башни имеют три этажа: первый монолитен, второй имеет вход, к которому ведет деревянная лестница. Стены вертикальны, а крыша украшена зубцами. Каждая башня имеет только одно узкое окно, и обращено оно на юг. Очаг либо печь отсутствуют. Назначение их неясно до сих пор: обороняться в них затруднительно, от лавин они не защищают. Нынешнее население часто использует их как хранилища.

  Сидя и стоя, на ходу и в транспорте можно играть в загадки . Вот весёлое и плодотворное времяпрепровождение.
  Отгадывание загадок приносит несомненную пользу. Это и развитие интеллекта, и тренировка памяти, и увлекательный способ узнать много нового о различных предметах.
  Отгадывание загадок – своего рода испытание человеческой сообразительности.
  Добро пожаловать в мир загадок, где таится столько невероятных открытий!

Загадки.

Определение.

    Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

    Что же такое загадки ? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка - «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.

    Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный - «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».

    Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок : загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок : «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные - улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один - убитый.

    Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы - неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

    Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.

    Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.

    Сходство этих четырех типов загадок - и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.

    Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно - важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.

    Таким образом, загадки - это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Игра в загадки 1.

    В этой книжке много загадок разных народов нашей страны - и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах

    Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.

    Вот как играют в загадки русские ребята. Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.

    Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.

    Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.

    Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.

    Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.

    Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.

    Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.

    Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.

    После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.

    Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.

    Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.

    Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят, у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.

    «Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды - шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.

    Игра в загадки 2.

    Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.

    Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.

    Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.

    Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью. . Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.

Юлия Александрова
Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе

Цели : развивать познавательную активность детей, закреплять представление детей о декоративно-прикладном искусстве народов Дагестана .

Участники : дети старшего дошкольного возраста.

Оформление : панно с изображением села на фоне горного ландшафта. В центре сцены реконструкция горной сакли с использованием предметов быта горцев : посуда, ковры, мебель и т. д. На стенах вывешены рисунки с изображением героев из дагестанских народных сказок .

Предварительная работа : Рассматривание карты Дагестана-страны гор . Беседы о людях разных национальностях, населяющих Дагестан , о декоративно-прикладном искусстве, разучивание малых форм фольклора народов Дагестана . Экскурсии в Дагестанский музей изобразительных искусствДагестанский государственный краеведческий музей. Чтение произведений дагестанских поэтов Н . Юсупова, Р. Гамзатова, Р. Рашидова и др. Рисование, лепка по замыслу детей по мотивам дагестанских сказок , по впечатлениям об увиденном во время экскурсий в музеях.

Ход праздника:

Ведущая : Добрый день, дорогие ребята! Недавно мы с вами посетили Дагестанский музей изобразительных искусств и Дагестанский государственный музей истории и архитектуры. Мы побывали в гостях у мастера по декоративной обработке металла. Мы узнали много нового и интересного о Дагестане , о бытовой культуре разных народов, о предметах быта, национальных костюмах, различных украшениях, которыми пользовались и носили наши предки. Мы любовались работами лучших мастеров декоративно - прикладного искусства. Мы познакомились с работами художников, в которых нашли отражение исторические события, происходившие в Дагестане в далеком прошлом . Все, что мы увидели, о чем нам рассказали экскурсоводы - это наше материальное наследие, оставленное нам нашими предками. Сегодня мы продолжим наше знакомство с традициями Дагестана , но уже с его духовным наследием.

Наш народный поэт Расул Гамзатов назвал Дагестан былинным . Поэтому сегодняшнее праздничное мероприятие мы так и нашали - «Дагестан наш былинный » .

Сказки, сказания, присказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки слагали народы Дагестана веками . В них людская мудрость, в них любовь к детям, к своему краю, к его людям.

Ребята, давайте вспомним потешки, колыбельные песни, заклички, прибаутки, которые читали и пели вам ваши мамы и бабушки

Первый ребенок.

Первый дождь весенний,

Заячий, олений!

Солнце светит,

Ливень льет,

Лис в лесу Лису зовет. Кукареку! (табас.) .

Второй ребенок :

Лейся, дождик по лесу-

Подарю тебе овцу!

Если хлынешь, как река,

Подарю тебе быка! (авар.) .

Третий ребенок :

Кисонька- умница,

Смотрит в окно :

Сонная улица, Сыро, темно.

Кисонька - умница Дай нам ответ :

Солнце сегодня Проглянет иль нет? (лезг.) .

Четвертый ребенок :

(Девочка исполняет колыбельную песню, качая люльку) ;

Месяц по небу плывет Песню соколу поет,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай!

Снитесь, сладостные сны,

Ждать недолго до весны,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай!

Вырастает мой сынок,

Расцветает, как цветок,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай! (дарг.) .

Ведущая : Ребята, а сейчас я хочу удивить вас хитроумными загадками. Ими славятся народы горного Дагестана . Попробуйте отгадать их.

Загадки :

Не игла, да уколю,

Не огонь, да опалю! (авар.) (Крапива)

До утра глядели в потолок,

Утром уходили за порог (лаке.) (Обувь)

Плавал и плескался А сухой остался (кум.) (Гусь)

Что за чудище ползет, Солнце светлое крадет? (лезг.) (Туча)

Живая плеть

Блестит как медь (лезг.) (Змея)

Посмотрите, синий пруд.

Гуси белые плывут (таб.) (Облака)

Белый камушек катается,

А уронишь - разбивается (кум. (Яйцо)

Длинная-предлинная была,

А достать до крыши не могла. (Дорога)

К реке спустился налегке,

А стал тяжел- Домой пошел (авар.) .(Кувшин)

Мост построит в высоту,

Сам же ходит по мосту (лак.) (Паук)

Ведущая : Наступило время спеть и поиграть. Я предлагаю вам принять участие в игре - попевке «Зулейха» .

(Исполняется игра-попевка «Зулейха» на слова кумыкские народные, обработка 3. Кабыдовой).

Ведущая : У каждого дагестанского народа свои самобытные игры, переходящие из поколения в поколения. И сегодня мы с вами сыграем в некоторые из них.

«Подними платок» .

Игроки становятся в круг, в центр которого кладут головной платок. Звучит национальная мелодия и все танцуют дагестанскую лезгинку . С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок,

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратит играть музыка.

Следующая игра называется «Надень папаху»

Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего и поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза поворачивают кругом, дают в руку папаху, Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на голову джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Правила игры : Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему и подсказывать.

Ведущая : Какие молодцы, ребята! Как много вы знаете интересных игр! А сейчас я вам напомню мудрые народные изречения, а вы объясните их значение.

Схватился за рули на двух лодках - упадешь в воду. (дарг.)

Хорошее дело не имеет поражения,

А дрянному - нет победы, (авар.)

Кто с оленем дружит, тот,

Как олень благородным будет, (лезг.)

У лжи хвост короткий, (лезг., авар., дарг.)

Ведущая : Дагестанцы , очень дружный, гостеприимный народ. Дружба дагестанцев скрепляется добром , заботой, умением жить с соседом.

Инсценировка о дружбе и гостеприимстве

1 ребенок - Ассалам - аллейкум, сосед!

2 ребенок - Ассалам - аллейкум!

1 ребенок - Печка топится сосед?

2 ребенок - Топится, сосед!

1 ребенок - Видно, варится обед?

2 ребенок - Варится обед!

1 ребенок - Чую, каша варится?

2 ребенок - Как же, каша варится!

1 ребенок - Каша чем заправится?

2 ребенок - Маслицем заправится! Заходи, сосед, садись, Кашей нашей угостись!

В заключение инсценировки дети танцуют «Лезгинку»

Ведущая : Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. В нем необыкновенные письма и телеграммы - загадки. Эти письма и телеграммы - загадки прислали дети из горных районов Дагестана . Вам предстоит отгадать из каких произведений данные отрывки. Кто начнет первым? Выберем первого с помощью считатки :

На льду барашек танцевал

Барашек рожки потерял

Шел мимо старый хитрый волк

Барашка он зубами щелк. (авар.) .

Выходит ребенок, достает конверт, протягивает его ведущему.

Ведущая : Это письмо пришло из горного селения Акуша от девочки по имени Патимат.

Патимат спрашивает :

Рано утром серый волк

Повстречал козленка

И козленка серый волк

Спрашивает громко :

Отвечай мне, козлик серенький,

Отвечай мне, козлик маленький.

Что у тебя на ножках?

Носочки пухов-в-в-вые.

Из какого это произведения?

Ответ : Н. Юсупов «Серый волк и три сереньких козленка»

(следующий ребенок выбирается с помощью считалки)

Считалка :

Я с тобою - двое нас,

Телка под горою -трое,

Вот осел бредет устало-

Раз, два, три -четыре стало.

Вон корова-пять иль шесть?

Надо снова перечесть! (авар.)

Ведущая : Это письмо пришло из Ахтынского района. Пишет нам девочка по имени Фатима. Послушайте ее задание :

Рано утром голубок прилетел на бугорок.

Видит, чудо целое- маленькое, белое.

Из земли глядит росток- просит он воды глоток;

Голубь, голубь, без воды

Пропадут твои труды.

Ответ : Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно» .

Следующий ребенок выбирается с помощью новой считалки.

Считалка :

Ой-pa, ой-pa,

Не догнать нас никогда,

Мы быстрее козлика,

Верблюжонка, ослика, (лезг.)

Ребенок достает конверт из «волшебного сундучка» , протягивает его ведущему.

Ведущая : (читает телеграмму) «Всем! Всем! Всем! Продается хвост удивительной красоты. Прилетайте! Плывите! Бегите! Выбирайте какие хотите!».

Ответ : Н. Юсупов «Почему у лягушки нет хвоста» .

Следующий ребенок выбирается с помощью табасаранской считалки.

Считалка :

Размотала я клубок,

Завязала узелок,

Завязала два узла,

Три ковра я соткала.

Красный, синий, голубой - Выбирай себе любой!

Ребенок достает следующий конверт из «Волшебного сундучка» , протягивает его ведущему.

Ведущий (читает письмо) : А это письмо пришло к нам из селения Гуниб. Пишет нам мальчик по имени Магомедгаджи. Слушайте внимательно и постарайтесь угадать.

Однажды балхарец - гончар.

Повез на продажу товар

Ходил он с товаром повсюду,

Но люди не брали посуду.

Богатым - подай серебро-

К чему им из глины добро?

Купили бы бедные люди,

Но, что им держать в той посуде..

Ответ : Р. Рашидов «Умный Балхарец» ,

Ведущая : И последнее письмо пришло к нам из селения Хучни табасаранского района от мальчика по имени Рамазан. Выбирается ребенок с помощью следующей считалки :

Эбел-бебел, Чина,зара,

Мы ходили по базару,

Две дубинки покупали.

Без заминки испытали.

Почему в глазу рябит?

Эбел,бебел,

Глаз подбит, (с цахур.)

Ведущий зачитывает письмо :

Жила-была в одном ауле женщина по имени Хала - Ава. Злая- презлая. Никого она не любила, всех только обижала и бранила. Соседи даже во двор к ней заходить боялись. Собирала однажды она у себя в саду орехи.». Ответ : «Хала - Ава и петушок» .

Ведущий : Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете произведения

дагестанских писателей и устного народного творчества народов Дагестана .

Дагестан - это страна гор . На склонах гор лепятся аулы. В каждом из них мерилом человеческого достоинства считались мужество и честь. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен!

Например, аул Балхар славится гончарным ремеслом.

Первый ребенок :

Самые прекрасные кувшины Делают из обычной глины,

Так же как прекрасный стих Создают из слов простых.

Ребенок демонстрирует произведения мастеров селения Балхар.

Ведущий : Аул Кубачи славится искусной гравировкой по золоту и серебру.

Второй ребенок :

Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра,

Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы - мастера.

Ребенок демонстрирует изделия кубачинских мастеров.

Ведущий : Аул Унцукуль известен мастерством насечки и резьбы по дереву.

Третий ребенок :

Хоть и веселый на ней узор,

У тех, кто с нею - печален взор.

(Ребенок демонстрирует изделия унцукульских мастеров) .

Ведущий : Аул Цумада славен выделкой бурок из белой и черной овечьей шерсти. Четвертый ребенок :

Она хоть черна, не дает тепла тем людям,

Чья душа черна, а не бела.

Ведущий : Дагестанцы очень веселый народ . Любят меткое слово, смех, юмор, но больше всего ценят дружбу. Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство Дагестана . Она построена и веками держится на прочной основе. И мы должны дорожить этим богатством, если мы хотим мира и процветания нашего края.

Звучит песня «Приезжайте в Дагестан » . Музыка и слова К. Касумова.

Ребенок (обращаясь ко всем присутствующим в зале) :

Давайте будем дружить друг с другом!

Как птица с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит небо со всеми нами!

Звучит композиция «Дагестан » в исполнении Д. Гамзатовой. Дети и взрослые запускают воздушные шары.

Ведущий :

Пусть тропинки и дорожки не заканчиваются,

Пусть улыбки, смех и юмор продолжаются!

Потому что радость и веселье с нами не прощаются. Люди добрые пусть на пути встречаются!

До новых встреч!

УВИДЕТЬ АКУША И…

Поездку в Акушинский район Дагестана для журналистов республиканских СМИ организовал Дагестанский научный центр Российской академии наук во главе с его руководителем, членом-корреспондентом РАН, известным российским археологом Хизри Амирхановым . Поездка состоялась 14 августа, в преддверии Дня археолога, который отмечается ежегодно 15 августа. Группа из 10 человек рано утром собралась у здания ДНЦ на ул. Гаджиева и, усевшись поудобнее в салоне «Газели», направилась в сторону Акушинского района. Верный железный конь и ровная полоса асфальта под колесами – о чем еще может мечтать заядлый любитель путешествий? Впрочем, иногда можно даже закрыть глаза на отсутствие второго, когда красота расстилающейся вокруг природы перекрывает все неудобства от дорожных неровностей.

Наверно, не раз каждому из нас приходилось видеть подборку фотографий красивых пейзажей разных стран мира, где мысленно мы уже все побывали. Но мало кто догадывается, что по-настоящему живописная, таинственная и местами вовсе не тронутая человеком природа есть и у нас – в Дагестане. Некоторые мои попутчики, как и я, впервые ехали в этот край родной республики. Мы удивлялись, восхищались и недоумевали. Старались по дороге запечатлеть красоту на фотоаппарат. Но… способен ли объектив передать эмоции?

Нас сразу предупредили – до пункта назначения придется ехать около 3-х часов, но, оказавшись под впечатлением от увиденного, мы и не заметили, как прошло время. Беру на себя смелость и говорю за всех коллег, потому что уверена – равнодушных от этой поездки не осталось.

Проехав село Леваши, а потом и Акуша, мы очутились в местности Айникаб (Акушинский район). Здесь у местных жителей каждый год останавливаются археологи. Когда мы приехали, дома археологов не оказалось – они уже с раннего утра уходят в горы, где и расположены культурные памятники. Но во дворе и внутри дома мы увидели некоторые находки.

ИНСТРУМЕНТЫ КАМЕННОГО ВЕКА

Хизри Амирханов ознакомил нас с этими находками: – Давно это было… примерно 1,5-2,5 млн лет назад. Пока еще никто не знает, как их (древних обитателей) звали, потому как останки их пока не обнаружили, но уже многое можно сказать по тем признакам, открытым археологами. Добытые археологические находки состоят из многочисленных каменных орудий труда, следов кострища и костей животных. Основным орудием обитателей изучаемых стоянок был чоппер – массивное каменное рубящее орудие. Ну а различные кремниевые изделия использовались древними людьми в качестве ножей для разрезания туши животного, обработки шкуры животных и прочих целей.

Чтобы было ясно читателям «МИ», расскажу немного предысторию раскопок.

Археологические раскопки и исследования в Акушинском районе начались в 2006 году. Памятники относятся к эпохе палеолита – каменного века. Поводом для начала исследований послужили результаты работ, которые проводились в местности Айникаб в связи с возведением хозяйственного объекта – антенны для телефонной вышки в 2005 году.

Древний человек, как и человек современный, искал для своего обитания места, богатые ресурсами. Ресурсом жизни в те времена было наличие сырья для орудий, наличие воды, животных. А район богат кремнием, который в древности люди использовали для изготовления различных орудий. Наличие кремниевых выходов и побудило нас начать раскопки. Как оказалось, наше профессиональное чутье нас не подвело, – говорит Амирханов. (Еще в 50-х годах прошлого века дагестанский археолог Владимир Котович нашел в Акушинском районе целый ряд памятников каменного века, но эта эпоха была выделена и широко принята исследователями только в 60-х годах. – Прим. авт.).

От местности Айникаб до местности Шайхла-г I иниз тянется хребет, на котором выявлено несколько пунктов, насыщенных археологическими материалами. Это Айникаб – 1, 2, Мухкай –1, 2, а затем «Гегала шур» –1, 2, 3.

МУХКАЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Чтобы попасть на Мухкай-1 и Мухкай-2, нам пришлось пересесть на машины повышенной проходимости, которые доставили нас на гору. Эти два памятника культуры находятся на возвышенности горы, но каждая в разных сторонах. Сейчас активные раскопки идут на Мухкай-2.

Значение этих памятников состоит в первую очередь в том, что они являются древнейшими не только для центральной части Дагестана, Северного Кавказа, России, но и всей Евразии. Уникальность состоит также и в том, что мощность геологических отложений, в которых и заключены археологические находки, превышает 70 метров. На всю эту толщину приходится 34 культурных слоя (сосредоточение остатков деятельности древних людей).

Эти памятники представляют историческую, геологическую летопись жизни человека и данной территории на протяжении 1,5-2,5 млн лет. Просто невозможно найти еще такие памятники, которые бы позволяли рассматривать развитие культуры на протяжении столь длительного периода в одном и том же месте, – говорит Амирханов.

Наряду с дагестанскими и московскими археологами, на памятниках Мухкай-1 и Мухкай-2 трудятся геологи, палеоботаники, палеобиологи, палеонтологи, палеозоологи и другие специалисты. Например, палеобиологи занимаются восстановлением растительности по остаткам пыльцы. Ими было установлено, что на этой территории Дагестана когда-то росли 60-метровые деревья и растительность, которые на сегодняшний день нехарактерны для Дагестана.

По результатам исследовательских работ на мухкайских памятниках написано множество статей, научных публикаций. Результаты работ вошли и в школьные учебники. И, как говорят сами ученые, благодаря этим находкам, история России удлинена примерно на 1 млн лет.

КРЕМНИЕВЫЕ ДОЛИНЫ ДАГЕСТАНА

Нам посчастливилось познакомиться и с руководителем раскопок на Мухкай-1 – научным сотрудником, кандидатом исторических наук Института археологии РАН города Москвы Алексеем Селезневым . Он рассказал, что исследование Мухкай-1 началось в 2007 году. Сначала раскапывали траншею вдоль всего памятника, на это ушло 4 года, а потом начали выборочно исследовать культурные слои. Селезнев объяснил, что памятники в основном носят названия ближайшего населенного пункта, как, например, Айникаб. А Мухкай – это такое урочье (древнее место проживания людей), которое появилось несколько тысяч лет назад. Дословного перевода слово Мухкай не знают и сами местные жители. А до памятника «Гегала–шур» 1, 2, 3 археологи еще не добрались. Московский археолог рассказал, что мухкайские памятники по культуре и возрасту идентичны. Но вот только на Мухкай-2 обнаружены кости фауны, чего не было найдено на Мухкай-1. Ученые это объясняют тем, что природные условия для этих местностей были разные. Вследствие этого на одном памятнике сохранились кости животных, а на другом – нет. А кремниевые находки находили как в первом, так и во втором памятнике.

Кремниевые желваки (необработанный кремень в известковой корке) залегают как раз в верхней части этого хребта, полтора млн лет назад эти горы были ниже. Древний человек был свидетелем формирования Кавказских гор. Сейчас мы находимся на высоте 1,5 км над уровнем моря, тогда горы были намного ниже, – рассказал Селезнев.

ДВА МЛН ЛЕТ НАЗАД ПО ДАГЕСТАНУ «БРОДИЛИ» ХОМО ЭРЕКТУСЫ…

Ученый рассказал одну историю, услышанную им от местных жителей.

За хребтом расположен населенный пункт Цуликана, что в переводе с лакского языка означает «огненный камень». Во время Кавказской войны там изготовляли для ружей порох и высекали из кремня огонь. Этот факт еще раз доказывает, насколько эти местности богаты залежами кремния.

О том, что эта территория когда-то была населена людьми, а именно прямоходящими (хомо эректусами – так их называют ученые), свидетельствует и наличие поблизости реки. По словам Селезнева, люди этого периода занимались в основном охотой, умели изготовлять орудия из кремния. А в местности Айникаб также был обнаружен очаг древнего костра, то есть люди уже тогда имели дело с огнем.

Судя по костям животных, обнаруженным на памятнике Мухкай-2, можно сделать выводы, что эта территория Дагестана носила когда-то саванный характер – здесь обитали древние слоны, жирафы, зебровидные лошади, гиены, антилопы, олени. Как говорит Селезнев, большой интерес для ученых представляют мелкие грызуны, нежели крупные животные. По скелетам мелких грызунов можно определить точный возраст периода, потому что они постоянно эволюционировали.

Алексей Селезнев поделился и своими впечатлениями о Дагестане. Впервые он приехал в республику в 2003 году с экспедицией, возглавляемой Хизри Амирхановым. До приезда в Дагестан экспедиция побывала в Калмыкии, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и только потом приехала в Дагестан. По итогам этой экспедиции, как рассказывает Селезнев, самые интересные памятники были обнаружены как раз в Дагестане.

В 2006 году он уже вторично приехал в Дагестан, чтобы уже основательно заниматься раскопками. На протяжении уже 10 лет каждый год летом он приезжает на раскопки, а в остальное время занимается исследованиями находок в лабораторных условиях.

Дагестан – это великолепный край и с точки зрения культуры, и природы. История археологии самого Дагестана очень интересна. Мы практически попали на курорт. В прошлом году мне лично посчастливилось участвовать и в раскопках Дербента, где были сделаны сенсационные открытия. А в основном мы бываем в Акушинском районе, чувствуем себя уже частью этой местности. И еще раз убедились, насколько трудолюбивы, добры и гостеприимны дагестанцы, – поделился впечатлениями Селезнев.

P . S . Ничто в истории не исчезает бесследно. Первобытные орудия труда терялись в пещерах и покрывались землей. Пески пустынь заносили разгромленные завоевателями или разрушенные землетрясениями города. C о временем менялись очертания берегов, уходили под воду прибрежные участки земли, а где-то появлялись горы… Археологические раскопки помогают раскрыть тайну мироздания – как жили наши предки в далекой древности, когда еще не было письменности и не осталось никаких свидетельств тех времен, кроме материальных предметов. Пример тому – раскопки мирового значения в Акушинском районе, где археологи с каждым годом разгадывают все новые и новые тайны истории.