А гречанинов биография. Творчество а.т. гречанинова в контексте становления русской хоровой школы. Достижения Александра Гречанинова

Для знакомства воспитателей с биографией и наиболее известными произведениями композиторов. Полученные сведения они могут использовать для закрепления с детьми материала музыкального занятия или при использовании музыкальных произведений на своих занятиях.

Родился в Москве 25 октября 1864 года Он один из первых крупных русских музыкантов, пришедших в искусство из городских «низов». По его собственным словам, он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам подготовился к поступлению в Московскую консерваторию. До четырнадцати лет мальчик слышал только оркестрион и гитару, а ранее всего - церковное пение и народные городские романсы.

«Родители мои были музыкальны от природы, - писал Гречанинов в автобиографии, книге „Моя жизнь». - Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде „Над серебряной рекой, на златом песочке» или „Под вечер осенью ненастной» и т. п. У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, „дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса»

Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать аккомпанемент к романсам, а первое, что он подобрал на фортепиано, когда получил к нему доступ, была ектенья.

Поскольку Гречанинову пришлось весь путь в искусство проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятельно обеспечивая свое существование, ученический период у него сильно затянулся. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет; зато успел поучиться и в Москве - у Танеева, Аренского, Сафонова, и в Петербурге у Римского-Корсакова, в чьем классе композиции Гречанинов провел три года - с 1890 по 1893-й.

С Римским-Корсаковым у Гречанинова сложились хорошие, дружеские отношения, но «любимым учеником» Николая Андреевича Гречанинов никогда не был. Сам же он восхищался Римским-Корсаковым беспредельно, тонко оценивал новые произведения учителя.

Постоянной профессиональной работы в Петербурге для Гречанинова не нашлось, и он решил вернуться в Москву: тут у него появилась хорошая частная педагогическая практика со взрослыми и с детьми; вскоре Гречанинов начал преподавать теорию музыки в школе сестер Гнесиных и успешно сотрудничал там с детским хоровым классом; руководил он также детским хором в школе Т. Л. Беркман. Для детей Гречанинов сочинил массу высококачественной фортепианной и хоровой музыки, вплоть до опер; большей частью она основана на народных песенных темах и написана на народные тексты (сборники «Аи, дуду!», «Петушок», «Пчелка», «Жаворонок», «Курочка рябка», «Ладушки» и т. д.). Исследователи справедливо указывают, что в этой области он успешно продолжил начинания Лядова.

В 1896 году Гречанинов приступает к сочинению оперы «Добрыня Никитич».

Опера получила благоприятный отзыв от Римского-Корсакова после его знакомства с клавиром: «В общем, радуюсь на оперу вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку».

Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях.

Самой яркой страницей сценического творчества Гречанинова до 1917 года надо признать музыку к «Снегурочке» Островского. Композитор подробно рассказывает о ней в автобиографии: о своих сомнениях, можно ли написать после Чайковского и Римского-Корсакова третью «Снегурочку»; об установке, которую ему дал К. С. Станиславский, - сделать так, чтобы музыка не доносилась «из оркестра», а звучала бы в самом действии и «этнографически» соответствовала эпохе и персонажам.

Этот новый и оригинальный подход к музыке в драматическом спектакле имел большой успех. Обычно цитируется в этой связи отзыв Горького в письме к Чехову: «Музыка в „Снегурочке» колоритна до умопомрачения…»

Февральскую революцию Гречанинов встретил, как и полагалось русскому интеллигенту, с восторгом. Он даже написал в ее честь гимн - «Гимн Свободной России», текст которого написал совместно с Константином Бальмонтом. Это был не первый опыт: еще в 1905 году Гречанинов собирал деньги в пользу семей погибших рабочих и сочинил «Похоронный марш» памяти Николая Баумана.

Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, даже выезжал с авторскими концертами в разные города. С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон.

В октябре 1924 года в Москве отмечалось шестидесятилетие Гречанинова - в праздновании приняли участие известный церковный хор И. И. Юхова и детский хор школ Гнесиных и Беркман. Тогда же зарубежные друзья предложили Гречанинову еще одну концертную поездку.

«Уезжая за границу, - вспоминает он в автобиографии, - я не знал, останусь ли я там навсегда или вернусь обратно в Россию, а потому квартиру свою с роялем, нотной и книжной библиотекой, архивом и многими ценными для меня и дорогими вещами я оставлял все как было».

Больше в Россию он не вернулся.

С 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США, где остается до самой смерти 4 января 1956 года.

Александр Тихонович Гречанинов (25 октября 1864 г. - 3 января 1956 г.), русский композитор-академист.

Русский композитор, ученик Римского-Корсакова , более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении - поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки».

Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло все детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.

«Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной». У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как говорила мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился ещё дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса...»

В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет.

По классу фортепиано - у Николая Кашкина, по классу контрапункта - сначала у Лароша и Губерта, а затем - у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования 90-летия Гречанинова во многих статьях его называли «композитором знаменитой «Колыбельной».

В 1890 году Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора. И для продолжения обучения композиции переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это, в конечном счёте, и явилось одной из причин возвращения в Москву.

Закончив в 1893 году Петербургскую консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т. Л. Беркман.

«В те годы Гречанинов был невзрачным молодым человеком с наружностью вроде причётника или дьячка, с козлиной бородкой и залепленным чёрным пластырем глазом (он в раннем отрочестве потерял один глаз, но о причинах никогда не говорил)...»

Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой «Могучей кучки»), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки (тоже Беляевского).

В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя Римского-Корсакова и Чайковского , сочинениями которого он был сильно увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали. Профессора Московской консерватории сходились на том, что он не просто не слишком талантлив и «туговат» в музыке, но ещё у него и нет «никакого своего слова». Это отношение усугублялось также и свойствами характера: Гречанинов за себя стоял жёстко и неумолимо и постоянно вступал в споры с профессорами, чем всех раздражал.

«Вообще Гречанинов поздно начал заниматься музыкой; в обеих консерваториях он был «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Музыка давалась ему нелегко, но путём огромных усилий он овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек, не лишённый порой педантичности и «дотошности»,- вспоминают близкие композитора.

Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896-1902). Кроме главной былинной темы, сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки». В результате опера получилась совершенно в русле балакиревской идеологии.

«Испробовав свои силы в камерном и симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче. Неоднократно я видался тогда со служившим в библиотеке В. В. Стасовым и советовался с ним относительно планов будущего либретто. Закончив сценарий, я начал работать над текстом, причём старался как можно ближе быть к былинному оригинальному языку», - вспоминал композитор.

В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году в Большом театре опера была встречена спокойно и не имела особого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене лет на тридцать.

Кроме занятия оперой, его также интересовала духовная музыка, он писал музыку для детей, - область, тогда ещё совсем не освоенная и в которой почти ничего не было сделано.

Интересуясь народным устным музыкальным творчеством, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 года - стал заместителем её председателя.

С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. Однако не вся творческая биография Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка), поставленная в 1912 году в частной опере Зимина. Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии.

Примерно в это же время он сблизился с поэтами-символистами, особенно с Вячеславом Ивановым, на чьи стихи писал музыку. Как раз тогда в музыке Гречанинова появились попытки обогатить свою гармоническую палитру красками импрессионизма, но как вспоминал сам композитор, это «никак не соответствовало моему стилю, и музыкальному, и душевному».

Очарование стиля Гречанинова в простоте музыкального чувства, в ещё не высказанных в музыке простых и искренних эмоциях, которые не успели воплотить его предшественники - Чайковский, Римский-Корсаков. Среди московских музыкантов начала ХХ века Гречанинов занимал место умеренного традиционалиста, причём умеренность эта скорее была связана с природной общительностью и незлобивостью его характера, чем с настоящим стилем его музыки, которая на деле была значительно более ретроградна, чем её автор. Личное своё упорство или «упрямство», Гречанинов никогда не переносил на убеждения других музыкантов и, тем более, композиторов, когда дело не касалось его самого или его творчества. Проще говоря, он был совершенно не агрессивен. Однако вполне точная позиция и стилистические пристрастия Гречанинова среди противоборствующих музыкальных группировок ни у кого не вызывали особых сомнений, они были вполне определёнными и точными.

Февральскую революцию Гречанинов принял с восторгом, характерным для большей части русской интеллигенции. Пожалуй, невозможно сказать об этом предмете ярче и нагляднее, чем это он сделал сам, спустя пятнадцать лет после описываемых событий:

«Весть о февральской революции была встречена в Москве с большим энтузиазмом. Народ высыпал на улицы, у всех в петлицах красные цветы, и люди восторженно обнимаются, со слезами на глазах от счастья... Я бросаюсь домой, и через полчаса музыка для гимна уже была готова, но слова? Первые две строки: «Да здравствует Россия, Свободная страна»... я взял из Сологуба, дальнейшее мне не нравилось. Как быть? Звоню Бальмонту. Он ко мне моментально приходит, и через несколько минут готов текст гимна. Еду на Кузнецкий мост в издательство А. Гутхейль».

Не теряя времени, он тотчас же отправляется в нотопечатню, и к середине следующего дня окно магазина А. Гутхейль уже украшено новым «Гимном Свободной России». Весь доход от продажи идёт в пользу освобождённых «политических заключённых». Короткое время все театры были закрыты, а когда они открылись, на первом же спектакле по возобновлении работы в Большом театре гимн под управлением Э. Купера был исполнен хором и оркестром наряду с Марсельезой. Легко воспринимаемая мелодия, прекрасный текст сделали гимн популярным, и не только в России, но и за границей. В Америке Курт Шиндлер перевёл текст на английский язык, и он быстро получил такую же, если не большую, как в России, популярность. Держалась она долго и после того, как в России никакой уже свободы не было...

После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось все тяжелее и тяжелее жить в беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республике: «Россия - моя мать. Она теперь тяжко больна... »

В итоге, как и многие другие композиторы, в числе которых был Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Метнер, Гречанинов эмигрировал заграницу.

В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй выехал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк.

Подобно творчеству многих других композиторов, эмигрировавших из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его произведений.

«Искусство русского зарубежья... Навсегда горькая и больная тема... Как долго в своём отечестве шло признание к таким выдающимся русским композиторам, как Рахманинов , Стравинский, Гречанинов, Метнер, Черепнин?»

В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет - в Нью-Йорке (в переводе на английский язык).

Александр Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.

Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений неизданных. Однако трудно утверждать, что этот список - полный.

В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров а capella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903), сборник из двадцати русских народных песен «Петушок» (1906) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».

Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Москве, в Большом театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912) и «Женитьба» (по Гоголю, поставлена в Париже, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет.

Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к драматическим спектаклям А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также к «Снегурочке» А. Н. Островского (1900). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний (1894-1937), «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.

В своё время особую популярность ему снискали романсы, в меньшей мере - его духовные сочинения, что объясняется не столько их качествами, сколько теми духовно цензурными условиями, в которых стоит православное церковно-музыкальное творчество. Сегодня картина кардинально изменилась. Уже абсолютно ясно, что в области церковной музыки он является даже новатором и, кроме того, склонным к идее «примирения христианских церквей». В духовных хорах Гречанинова совмещается старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой.

Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые две полные литургии, («Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1902 года), а также «Страстная седьмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть».

Гречанинов писал и духовные произведения свободного стиля, с участием органа - инструмента, который он очень любил («Демественная литургия») и который до сих пор не участвует в русской церковной музыке. Писал и «латинские» мессы, и «духовные хоры» с английским текстом.

Что же касается его крупных произведений, симфоний и опер, то им повезло значительно менее, и они как-то не угодили ни музыкантам, ни широкой публике. И для тех и для других в этой области Гречанинов оказался просто старомодным, вчерашним днём искусства. Он был последний из русских композиторов, которому удалось собрать позднюю осеннюю жатву с уже угасающего ствола «великой эры русской музыки», эпохи Чайковского и «Могучей кучки».

Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время нью-йоркской жизни - также и протестантские хоры с текстами на английском языке.

Судьба послала ему долгую жизнь, которая компенсировала то, что он потерял, поздно выступив на музыкальный путь. Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без исканий ни в религии, ни в музыке - он воплощал собою другой лик России, не изломанный и мятущийся лик Достоевского, Белого, Скрябина, а благостный успокоительный, просветлённый и смиренный. Обычно за Россией Достоевского забывают о том, что и другая Россия тоже была и возможно, что и до сих пор есть, и что неизвестно, какая из них более подлинная.

Российский ком-по-зи-тор.

Из купеческой се-мьи. В 1881-1890 годах учил-ся в Московской консерватории, в 1893 году окон-чил Санкт-Пе-тербургскую консерваторию по клас-су Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва. С 1896 года - в Мо-ск-ве, профессор по клас-су ком-по-зи-ции Музыкально-дра-ма-тического учи-ли-ща Московского фи-лар-мо-нического общества. С конца 1890-х годов ра-бо-тал в об-лас-ти ду-хов-ной му-зы-ки, на-ря-ду с А. Д. Кас-таль-ским главный пред-ста-ви-тель т. н. московской шко-лы, ори-ен-ти-ро-вав-шей-ся на воз-ро-ж-де-ние древ-них цер-ков-но -певческих тра-ди-ций (про-грамм-ной ста-ла ста-тья Гречанинова «Не-сколь-ко слов о "ду-хе" церков-ных пес-но-пе-ний », 1900). При этом он был пер-вым ком-по-зи-то-ром, ко-то-рый ввёл в русскую ду-хов-ную му-зы-ку музыкальные ин-ст-ру-мен-ты. Сре-ди луч-ших со-чи-не-ний до-ре-во-люционного пе-рио-да: «Стра-ст-ная сед-ми-ца» (для сме-шан-но-го хо-ра а ка-пел-ла; ис-пол-не-на в 1912 году в Мо-ск-ве), кан-та-та «Хва-ли-те Бо-га» (на тек-сты псал-мов, для те-но-ра, хо-ра, струн-но-го ор-ке-ст-ра, ор-га-на и ар-фы; ис-пол-не-на в 1915 году в Мо-ск-ве; 2-я редакция на французском языке, 1932, Брюс-сель), «Де-ме-ст-вен-ная ли-тур-гия» (для те-но-ра и ба-са, сме-шан-но-го хо-ра, ор-га-на, ар-фы и ор-ке-ст-ра; ис-пол-не-на в 1918 году в Мо-ск-ве под управлением С. А. Ку-се-виц-ко-го). Пред-ло-же-ние Гречанинова вве-сти ор-ган в пра-во-слав-ное бо-го-слу-же-ние бы-ло от-кло-не-но По-ме-ст-ным со-бо-ром РПЦ в 1917-1918 годах.

Гречанинов на-пи-сал му-зы-ку к ря-ду спек-так-лей МХТ, в т. ч. к «Сне-гу-роч-ке» А. Н. Ост-ров-ско-го (1900). В опе-ре «До-б-ры-ня Ни-ки-тич» (1903, Боль-шой театр, Москва; в за-глав-ной ро-ли - Ф. И. Ша-ля-пин) вы-сту-пил как по-сле-до-ва-тель Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва. В опе-ре-мис-те-рии «Се-ст-ра Бе-ат-ри-са» (по М. Ме-тер-лин-ку, 1912, Мо-ск-ва) на-шло от-ра-же-ние его ув-ле-че-ние Р. Ваг-не-ром. В твор-че-ст-ве по-сле-дую-щих лет ска-за-лось влия-ние французской му-зы-ки то-го вре-ме-ни. 2-й и 3-й струн-ные квар-те-ты от-ме-че-ны Глин-кин-ской премией (1914, 1916). С 1910 года вы-сту-пал в кон-цер-тах, ак-ком-па-ни-ро-вал пев-цам - ис-пол-ни-те-лям его собственных ро-ман-сов.

С 1903 года заместитель председателя Музыкально-эт-но-гра-фической ко-мис-сии при Эт-но-гра-фическом от-де-ле Общества лю-би-те-лей ес-те-ст-во-зна-ния, ан-тро-по-ло-гии и эт-но-гра-фии Московского университета, сде-лал мно-же-ст-во об-ра-бо-ток народных пе-сен. В 1904 году уча-ст-во-вал в ор-га-ни-за-ции Народной кон-сер-ва-то-рии в Мо-ск-ве. С 1906 года вы-сту-пал в пе-рио-дической пе-ча-ти как музыкальный кри-тик. Один из уч-ре-ди-те-лей общества «Му-зы-каль-но-тео-ре-ти-че-ская биб-лио-те-ка» (1909).

По-сле Октябрьской ре-во-лю-ции про-дол-жал ак-тив-но га-ст-ро-ли-ро-вать как ди-ри-жёр и пиа-нист , ра-бо-тал с дет-ски-ми хо-ра-ми (в т. ч. в ко-ло-нии для бес-при-зор-ных), вы-сту-пал с лек-ция-ми-кон-цер-та-ми пе-ред ра-бо-чей ау-ди-то-ри-ей. Пре-по-да-вал в музыкальных шко-лах сес-тёр Гне-си-ных и Т. Л. Берк-ман, соз-дал дет-ские опе-ры (с фортепьянным со-про-во-ж-де-ни-ем), мно-го пе-сен, фортепьянных пьес. В 1917 году на-пи-сал «Гимн сво-бод-ной Рос-сии» (на сло-ва К. Д. Баль-мон-та). Один из пер-вых со-труд-ни-ков Музыкального от-де-ла Нар-ком-про-са (с 1918 года), член прав-ле-ния Московского профессионального сою-за ком-по-зи-то-ров (с 1918 года).

Уе-хав в 1925 году за ру-беж на га-ст-ро-ли, Гречанинов в Рос-сию не вер-нул-ся, по-се-лил-ся в Па-ри-же. В 1929 году со-вер-шил кон-церт-ное тур-не по США с пе-ви-цей Н. П. Ко-шиц. С 1939 года жил в Нью-Йор-ке (гра-ж-да-нин США с 1946 года). В 1943 году на-пи-сал кан-та-ту-по-эму «К по-бе-де», по-свя-щён-ную Красной Ар-мии, в 1945 году - «Эле-ги-че-скую по-эму» для фортепьяно, по-свя-щён-ную «па-мя-ти ге-ро-ев, жизнь свою по-ло-жив-ших в борь-бе за сво-бо-ду».

Гречанинов - ав-тор многочисленных про-из-ве-де-ний раз-ных жан-ров; в 1940-1950-х годах за ру-бе-жом был впер-вые ис-пол-нен ряд его круп-ных со-чи-не-ний: сим-фо-нии - 3-я (соч. 1923; ис-пол-не-на под управлением П. Чер-кас-ско-го, Бос-тон, 1948), 4-я (соч. 1924; ис-пол-не-на под управлением Дж. Бар-би-рол-ли, Нью-Йорк), 5-я (соч. 1936; ис-пол-не-на под управлением Л. Сто-ков-ско-го, Фи-ла-дель-фия; обе в 1942 году), опе-ра «Же-нить-ба» (соч. 1946, на текст Н. В. Го-го-ля, 1950, Па-риж). В 1944 году в Бос-то-не под управлением С. А. Ку-се-виц-ко-го впер-вые ис-пол-не-на «Эку-ме-ни-че-ская мес-са» (для со-лис-тов, хо-ра, ор-га-на и ор-ке-ст-ра), в ко-то-рой Гречанинов пы-тал-ся объ-е-ди-нить осо-бен-но-сти ка-то-лической и пра-во-слав-ной му-зы-ки. В Рос-сии ин-те-рес к му-зы-ке Гречанинова во-зоб-но-вил-ся во 2-й половине 1980-х годов.

Сочинения:

Моя му-зы-каль-ная жизнь. Па-риж, 1934.

Вос-по-ми-на-ния о С. И. Та-нее-ве // Па-мя-ти С. И. Та-нее-ва. 1856-1946... М.; Л., 1947.

Пись-ма // Со-вет-ская му-зы-ка. 1957. № 8.

Пе-ре-пис-ка А. Т. Гре-ча-ни-но-ва и Д. Р. Ро-галь-Ле-виц-ко-го // Аль-ма-нах Го-су-дар-ст-вен-но-го Цент-раль-но-го му-зея му-зы-каль-ной куль-ту-ры им. М. И. Глин-ки. 1999. Вып. 1.

«Об-ще-ние со ста-ры-ми друзь-я-ми - это од-на из не-мно-гих ра-до-стей мо-ей жиз-ни…». Из пе-ре-пис-ки А. Т. Гре-ча-ни-но-ва и Д. Р. Ро-галь-Ле-виц-ко-го // Там же. 2003. Вып. 2.

Гречанинов А. Т.

Александр Тихонович (13(25) X 1864, Москва - 4 I 1956, Нью-Йорк) - рус. композитор. Происходил из купеческой семьи.

В 1881-90 учился в Моск. консерватории у Н. Д. Кашкина, В. И. Сафонова (фп.), Г. А. Лароша, Н. А. Губерта (контрапункт), А. С. Аренского (гармония и фуга), С. И. Танеева (анализ муз. форм); в 1890-93 - в Петерб. консерватории, к-рую окончил по классу сочинения H. A. Римского-Корсакова. Получил премию за 1-й квартет на конкурсе, объявленном М. П. Беляевым (1894). Сотрудничал с петерб. хором И. А. Мельникова и P. P. Беккера (создал ряд произв. для этого коллектива). В 1896 вновь переехал в Москву. Под влиянием знакомства с С. В. Смоленским мн. работал в области церк. музыки. Писал также музыку для спектаклей Моск. художеств. театра: "Царь Фёдор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" (1899), "Снегурочка" (1900). В 1903 был избран зам. пред. Муз.-этнографич. комиссии при Моск. ун-те; сделал множество обр. песен разных народов России (белорусских, татарских, башкирских). Тогда же Г. начал работать в муз. школе Гнесиных. Позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Эта работа стимулировала его творч. деятельность в области детской музыки (песни, фп. пьесы, детские оперы). В 1903 была пост. опера Г. "Добрыня Никитич" (Большой т-р, Москва). Следующая его опера "Сестра Беатриса" (1910), созданная под впечатлением исполнения В. Ф. Комиссаржевской заглавной роли в одноим. пьесе-мистерии М. Метерлинка, вскоре была снята со сцены по настоянию Синода. С 1910 Г. выступал в качестве пианиста-аккомпаниатора (с певцами - исполнителями его романсов). В 1914 и 1915 ему были присуждены Глинк. премии (за 3-й и 4-й квартеты). После Великой Oкт. социалистич. революции Г. концертировал как дирижёр и пианист, работал с детскими хорами, проводил лекции-концерты. В 1925 уехал за границу. Поселившись в Париже, выступал с исп. своих произв. В 1929 совершил конц. турне по США с певицей Н. П. Кошиц. С 1939 жил в Нью-Йорке. В 1943 напирал поэму "К победе", посв. Сов. армии. Одно из последних его произв. - "Элегическая поэма" для фп. (1945) - посв. "памяти героев, жизнь свою положивших в борьбе за свободу".
Г. принадлежат произв. разл. жанров: 6 опер (в т. ч. 3 детские), 5 симфоний, камерно-инстр. ансамбли, сочинения для разл. инструментов, более 100 романсов, вок. ансамбли, хоры, обр. нар. песен, театр, и церк. музыка. Однако его крупные инстр. сочинения и оперы не обладают самостоятельностью стиля и эклектически сочетают влияние композиторов "Могучей кучки" и П. И. Чайковского. Относит. успехом пользовалась опера "Добрыня Никитич", в к-рой образы рус. нар. эпоса преломлены в лирически-романсовом плане. В опере "Сестра Беатриса" Г. отдал дань символистским тенденциям, воспринятым, однако, чисто внешне: наряду со стилизацией ср.-век. григорианского хорала в музыке оперы сказывается влияние вагнеровской пышной орк. звукописи. Особое место занимает опера "Женитьба" (на текст одноим. комедии Н. В. Гоголя, 1945-46), выдержанная в декламац. плане. Г. попытался здесь независимо от аналогичного творч. эксперимента М. П. Мусоргского решить задачу воплощения в музыке гоголевской прозы.
Наиболее ярко дарование композитора раскрылось в камерно-вок. и хор. жанрах. В его романсах использованы стихи русских поэтов - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Вяч. И. Иванова. Популярны романсы: "Колыбельная" (сл. Лермонтова), "Узник" и "Ночь" (сл. Пушкина), "Степью иду я унылою" и "Что ты поникла, зелёная ивушка" (сл. A. Н. Плещеева), "Острою секирою ранена берёза" и "На нивы жёлтые" (сл. А. К. Толстого), привлекающие мягкой лирич. напевностью, чутким преломлением нар.-песенных элементов, поэтич. пейзажностью. Характеристичностью муз. языка отличаются "4 басни Н. А. Крылова" (1903). В вок. сочинениях нач. 20 в. проявляются черты большего драматизма и вместе с тем изысканности стиля: циклы "Цветы зла" (сл. Ш. Бодлера, 1909), "Драматическая поэма" (сл. Г. Гейне, пер. B. С. Соловьёва, 1910), "В сумерки" (сл. Гейне, Блока, Бальмонта, Тютчева, 1913), "Триптих" (сл. Вяч. Иванова, 1915) и др. Подчас в них ощущается влияние образов символистской поэзии.
Неск. циклов хоров a cappella, относящихся преим. к раннему периоду творчества Г., близки по своему содержанию и муз. языку его камерно-вок. лирике. Нередко композитор использует в них нар. тексты и мелодии или, не прибегая к цитированию, самостоятельно претворяет образы нар.-песенного творчества (напр., "Лён", ошибочно принимавшийся за подлинную нар. песню).
В области церк. музыки Г., следуя идеям Смоленского, стремился возродить стиль старинного рус. пения, близкого к нар. истокам. Вместе с тем он использовал в своих духовных сочинениях достижения разл. жанров рус. музыки 19 в., симфонизируя хор. фактуру, внося элементы оперной выразительности. Эти новые тенденции впервые проявились в 2 духовных хорах ор. 19 (1898) и "Литургии Иоанна Златоуста" No 2(1903). В дальнейшем Г., не ограничиваясь хор. звучанием, включал в партитуру инструменты. Такие сочинения, нарушавшие каноны православного богослужения, не были допущены к исп. в церквах: они звучали на конц. эстраде, среди них - "Демественная литургия" (1917, 2-я ред. 1926), одна из частей к-рой ("Сугубая ектения") получила известность в исп. Ф. И. Шаляпина.
Ценный вклад внёс Г. в детскую музыку. Его сб-ки детских песен (на тексты рус. поэтов или на нар. слова, иногда с использованием подлинных нар. мелодий) широко вошли в педагогич. практику, в репертуар детских хоров. Различные по степени трудности детские песни Г. соединяют инструктивные задачи С разнообразием художеств. средств.
Сочинения : оперы - Добрыня Никитич (ор. 22, 1895-1901, пост. 1903, Большой т-р, Москва), Сестра Беатриса (ор. 50, 1908-10, пост. 1912, Оперный т-р Зимина, Москва), Женитьба (ор. 180, 1946, пост. 1948, Муз. фестиваль в Беркшире, Англия); детские оперы - Ёлочкин сон (ор. 55, 1911), Теремок (ор. 92, 1919), Кот, петух и лиса (ор. 103, 1924); для орк.- 5 симфоний (h-moll, op. 6, 1894; Пасторальная, A-dur, op. 27, 1902-09; E-dur, ор. 100, 1920-23; C-dur, op. 102, 1923-24; g-moll, op. 153, 1936-37), Лесная идиллия, балет-дивертисмент (op. 117, 1925), симф. поэма К победе (б. op., 1943), Элегическая поэма (ор. 175, 1945), увертюра Великий праздник (ор. 178, 1946), Лирическая поэма (ор. 185, 1947-48); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио (c-moll, op. 38, 1906; G-dur, op. 128, 1931), 4 струн, квартета (G-dur, op. 2, 1892-93; d-moll, op. 70, 1914; c-moll, op. 75, 1915-16; F-dur, op. 124, 1929); для скр. и фп. - 2 сонаты (D-dur, op. 87, 1918-19; c-moll, op. 137, 1933); для влч. и фп. - соната (op. 113, 1927); для фп., в т. ч. 2 сонаты (g-moll, op. 129, 1929; op. 174, 1944); романсы (св. 200); детские песни (сб-ки) - Ай-дуду (ор. 31, 1903), Петушок (ор. 39, 1906), Ручеёк (ор. 40, 1907), В деревне (ор. 45, 1908), Времена года (ор. 46, 1908), Пчёлка (ор. 66, 1914), Жаворонок (ор. 67, 1914), Тропинка (ор. 89, 1920), Ладушки (оп. 96, 1922-23), Мать-гусыня (Mather goose, текст англ., ор. 122, 1930); обр. нар. песен - Татарские и башкирские песни для голоса и фп. (ор. 25, 1901), Шотландские народные песни на сл. Бёрнса (ор. 49, 1909), 3 великорусские народные песни для жен. квартета или хора (ор. 77, 1917), 3 украинские народные песни для жен. квартета или хора (ор. 82, 1918), 4 белорусские народные песни для голоса и фп. (ор. 84, 1918), 2 великорусские народные песни для голоса и фп. (ор. 91, 1920), 2 великорусские народные песни для голоса и фп. (ор. 120, 1929). Литературные сочинения : Несколько слов о "духе" церковных песнопений, "Московские ведомости", 1900, 23 февр.; По поводу моей статьи "О духе церковных песнопений", там же, 1900, 14 марта; Моя музыкальная жизнь, Париж, 1934 (англ. пер., с доп. и вступит. ст. Н. Слонимского - My life, N. Y., 1952; в обоих изд.- список муз. соч.). Литература : Григорьев A., Урусов Г. В., О духе церковного пения. По поводу статьи А. Гречанинова, "Моск. ведомости", 1900, 29 февр.; А. Т. Гречанинов. Биографический набросок, "Музыкальный труженик", 1908, No 7; М. Гречанинов и его вокальная музыка, "МЖ", 1910, No 7-8; Тинеев Б., А. Т. Гречанинов. Биографический очерк, "РМГ", 1911, No 11-12; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), "Добрыня Никитич" Гречанинова в Народном доме, "Хроника журнала "Музыкальный современник"", 1916, No 2, 30 сент.; Список сочинений А. Т. Гречанинова (Verzeichnis der Musikalischen Werke), M., 1924; Александров Ю., Страницы жизни, "СМ", 1964, No 10; Нелидова-Фивейская Л., Последние годы, там же. Ю. В. Келдыш.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Гречанинов А. Т." в других словарях:

    Гречанинов Александр Тихонович Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы) Дата рождения 13 (25) октября 1864 Место рождения город Калуга Дата смерти 3 ян … Википедия

    Гречанинов, Александр Тихонович Александр Тихонович Гречанинов Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы) Основная информация … Википедия

    Александр Тихонович (1864 1956), российский композитор. С 1925 жил за рубежом. Наиболее известна музыка для детей (фортепьяно, вокала, оперы), удачно сочетающая художественные и инструктивные задачи. Романсы, хоры, церковная музыка, оперы (в том… … Современная энциклопедия

    Александр Тихонович (1864 1956), композитор. Ученик Н. А. Римского Корсакова. С 1925 жил за границей (с 1939 в Нью Йорке). В наследии ок. 1000 произведений, в т. ч. романсы (св. 100), хоры, опера Добрыня Никитич (1901), детские оперы (Теремок,… … Русская история

    ГРЕЧАНИКОВ ГРЕЧАНИНОВ ГРЕЧИХИН ГРЕЧНЕВИКОВ ГЕРЧУХИН ГРЕЧНЕВ Гречихин, Гречухин может быть от мирского имени Греча, Гречиха. Родственная фамилия Гречаников, образовавшаяся от названия гречневого блина. (Э). Упоминаются в Ономастиконе Веселовского… … Русские фамилии

    Ред. орфограф. словаря (М., 1911). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Александр Тихонович , русский композитор. Родился в купеческой семье. Учился в Московской (1881 90, у В. И. Сафонова, А. С. Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890 1893, у Н. А.… … Большая советская энциклопедия

    Гречанинов - Александр Тихонович (1864 1956) композитор, автор оперы Добрыня Никитич и ряда произведений духовной музыки … Православный энциклопедический словарь

    Гречанинов А. Т. - ГРЕЧАНИ́НОВ Александр Тихонович (1864–1956), композитор. Ученик Н. А. Римского Корсакова. С 1925 жил за границей (с 1939 в Нью Йорке). В наследии – ок. 1000 произв., в т. ч. романсы (св. 100), хоры, оп. Добрыня Никитич (1901), дет.… … Биографический словарь

Выдающийся композитор мирового масштаба Александр Тихонович Гречанинов, родившийся 13 октября 1864 года в русском городе Калуга, эмигрировавший из советской страны в 1925 году, поныне почитаем гениальными музыкантами современности. Купеческая семья мальчика очень скоро переехала в Москву, где Саша провел свое детство и юность. Окончив всего лишь пять классов столичной гимназии, как указывает биография Гречанинова Александра, подросток нигде больше не учился, проводя время в семейном кругу. Мама мальчика с упоением исполняла скучные мещанские романсы, а басистый отец – религиозные псалмы. Сам Саша был участником церковного хора, где успешно солировал на клиросе.

С фортепиано юноша познакомился только в возрасте 14-ти лет, сразу влюбившись в этот элегантный и мелодичный инструмент. Правда, в консерваторию парень поступил только в 1881 году, в которой на протяжении девяти лет постигал музыкальные науки. Именно в учебных стенах зародилось творчество Гречанинова А.Т., это был десяток благозвучных романсов, некоторые из которых принесли начинающему композитору публичную известность. Одним из самых замечательных произведений Александра Тихоновича тех лет является его знаменитая на весь мир «Колыбельная». По окончании столичной консерватории вчерашний студент переехал в Петербург для более продуктивного развития своего сочинительского таланта, где брал уроки у авторитетного .

Вернувшись в Москву в 1893 году, как свидетельствует биография Гречанинова Александра Тихоновича, молодой преподаватель поступил на службу в музыкальную школу сестер Гнесиных, попутно руководя еще и частным детским хором. Множество фольклорных песен в обработке композитора пришлись по вкусу самой императрице, которая с удовольствием распевала их на досуге, за что и наградила гениального музыканта пансионом из собственных средств. На эти две тысячи годовых рублей можно было жить долго, безбедно и спокойно, но февральская революция коренным образом изменила жизнь Гречанинова А.Т., именно тогда всенародная восторженность воодушевила композитора на написание гимна свободной России. Сие грандиозное произведение вскоре родилось в творческом содружестве с .

Однако октябрьская революция не оправдала надежд, возложенных на нее классическим музыкантом, который на протяжении нескольких лет советской власти продолжал работать с детскими хорами и гастролировал по стране в составе оркестра. Однако среди беспорядочного, разрушенного новыми «хозяевами жизни» мироустройства стареющему композитору было все труднее творить свободно и продуктивно. За полным разочарованием и душевным опустошением последовал скоропостижный отъезд семьи Гречаниновых в Париж, где маститый педагог успешно преподавал в русской консерватории до 1939 года.

С началом Второй Мировой войны семья композитора переехала в Нью-Йорк, где творческий путь Александра Тихоновича Гречанинова продолжился сочинением религиозной музыки по заказу лютеранского духовенства. Прожив на этом свете 91 год, невзирая на стремительное мелькание эпох и давление прогресса, простой и наивный по натуре композитор остался верен самому себе и собственным идеалам. Умер Гречанинов в весьма преклонном возрасте в 1956 году и погребен на православном кладбище в американском штате Нью-Джерси.