Почему д 503 рождается как личность. Мы характеристика образов героев романа

Д-503 - герой романа Е.И.Замятина «Мы» (1920). Житель фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного общества, где «интегрированы» все связи и отношения между людьми, Д-503 (обитатели этого государства лишены собственных имен и существуют под «нумерами») являет собой первое воплощение ставшего затем традиционным типа героя романа-дистопии (или антиутопии). Подобно Уинстону Смиту («1984» Д.Оруэлла), образ которого возник под прямым влиянием Замятина, подобно героям романов «О дивный новый мир» О.Хаксли, «451° по Фаренгейту» Р.Брэдбери, Д-503 преступает законы утопического социума, в справедливости которого он прежде не сомневался, проходит через испытания и в конце концов капитулирует, отдавая себя (морально и физически) на милость победителя - Единого Государства. При всей новизне образа, созданного Замятиным, в нем запечатлелся «архетип» героя-путешественника, ведущего читателя через описываемые события, свидетелем и участником которых он является. (Среди литературных предшественников героя иногда называют Гулливера, Кандида.) С одной стороны, Д-503 объективирован в происходящем; с другой - выступает в роли хроникера событий, показанных сквозь призму его субъективного восприятия. Весь текст романа представляет собой конспект поэмы, задуманной во славу Государства, этого «единого могучего миллионнокле-точного организма»,- задача, с которой герой, как потом оказывается, не справился.

По роду занятий Д-503 - математик, создатель межпланетного корабля «Интеграл», призванного подчинить «благодетельному игу разума» всю вселенную; по натуре - философ, склонный к рефлексии. «С детства выкормленный системой Тейлора», он входит в сюжет как оптант «мы», убежденный в целесообразности организованного социума, для которого «красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища». Герой искренне не понимает, как в древнем XX веке люди жили в «диком состоянии свободы», спали и питались когда пожелают, ходили где угодно.

Любовь к женщине изменяет всю жизнь героя. Пробудившееся чувство выводит его из состояния тоталитарного эвдемонизма, делает отступником, «падшим ангелом» и толкает на преступление. Д-503 проникает за Зеленую Стену, опоясывающую Единое Государство, и обнаруживает, что там, за стеной, течет другая жизнь, населенная дикими и свободными людьми. Познав любовь, герой обнаруживает, что «перестал быть слагаемым»; он осознает себя личностью («я - был я, отдельное, мир») и приходит к «преступному» заключению, что «мы» - не нужно. Теперь он - не «нумер» и не «молекула», а «простой человеческий кусок». Однако этот «человеческий кусок» обладает душой, коей был лишен нумер Д-503. Наличие души в системе понятий «тейлоризма» есть тяжкое заболевание. От болезни героя излечивает операция на головном мозге, которой его подвергли вместе с другими обитателями Данного Государства. В конце романа Д-503 безучастно наблюдает, как его возлюбленная подвергается пытке в газовой камере. Теперь он абсолютно здоров. Ему кажется, что «из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто», нет никаких фантазий - один холодный разум и вера, что «разум должен победить».

Роман Замятина явился непосредственным откликом на идеи «математической цивилизации», витавшие в кругах футуристов: у В.Хлебникова «сверстанное человечество», населяющее город Солнцестан, где у людей вместо веры - мера, где «остаются только одни числа». (С этой точки зрения примечательно, что Д-503 - математик.) Однако со временем роман обрастал аллюзиями, не предусмотренными автором (например, Зеленая Стена ассоциировалась то с «железным занавесом», то с «берлинской стеной»), и стал тем зеркалом, в котором тоталитарные режимы XX века получили беспощадное отражение. В этом контексте герой Замятина, описанный довольно схематично, сделался персонажем жизненно узнаваемым.

Лит.: Оруэлл Д. Рецензия на «Мы» Е.И.Замятина

//Оруэлл Д. «1984» и эссе разных лет. М., 1989; Morson J.The Boundaries of Jenre. Dostoevsky"s Diary of a Writer and the Traditions Literary Utopia. Austin, 1981. P. 115-142; Collins C. Zamyatin, Wells and The Utopian Literary Tradition

//Slavonic and East Europen Review. 1966. №7.

С.В.Стахорский


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "Д-503" в других словарях:

    503 (Begriffsklärung) - 503 steht für: Das Jahr 503 nach Christi Den HTTP Statuscode 503 Sachs 503, ein Einzylinder Mofamotor des deutschen Herstellers Fichtel Sachs Bundesstraße 503, eine deutsche Bundesstraße in Schleswig Holstein BMW 503, ein zweitüriger Sportwagen… … Deutsch Wikipedia

    503(b)(9) claim - (also Twenty (20) Day Administrative Claim) 503(b)(9) adds a new section for administrative claims for reclaiming creditors that is limited to the value of the goods received by the debtor in the ordinary course of business within 20 days before… … Glossary of Bankruptcy

    503 On Princes Drive - (Morwell,Австралия) Категория отеля … Каталог отелей

    503 (disambiguation) - 503 may refer to:*503, a year *An error code of the HTTP response status for Service Currently Unavailable *A luxury car build by BMW, from 1955 to 1960 *A type of jeans, commonly in Levi s and Edwin *Area code 503, a North American telephone… … Wikipedia

    Инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку... Е. Замятин. Мы «Сигналом об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства» назвал роман Замятина Дж. Оруэлл. Удивительно, но роман написан...

    Давно отцами стали дети, но за всеобщего отца мы оказались все в ответе, и не видать еще конца. Твардовский В современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей...

  1. Новое!

    Роман Е.И. Замятина «Мы» по своему жанру принадлежит к антиутопиям. Подобные произведения рождались в литературе как ответ на утопии, которые существовали в мировой культуре еще во времена Платона. В основе всякой утопии лежала мечта о всеобщем счастье...

  2. Новое!

    Как известно, цензура 20-х годов отличалась острым «диагностическим» чутьем. Редкие произведения, автор произведенияы которых игнорировали классовый подход к литературе, своевременно выходили в свет. Это свидетельствует о том, что сатира писателя «попала...

  3. Мир романа "Мы" Евгения Замятина, русского писателя, стоявшего у истоков сатирической антиутопии XX века, суров и сумрачен. Это мир "нумеров", а не личностей, досконально во всем расчисленный огромный механизм Единого Государства...

    Жанр утопии появился в Европе с зарождением гуманизма. Мудрецы прошлого с радостью изображали счастливый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века. И утопия сменилась антиутопией - изображением...

(361 слово) Смысловым стержнем романа-антиутопии Замятина «Мы» является тема любви. Главный герой – инженер Д-503 – духовно и плотски принадлежит системе Единого Государства, и лишь светлое чувство ненадолго открывает ему глаза на убожество этого миропорядка.

Замятин мастерски подмечает одну деталь – волосатые руки героя: «Терпеть не могу, когда смотрят на мои руки: все в волосах, лохматые - какой-то нелепый атавизм». Автор трижды затрагивает этот мотив в романе. Д-503 презирает в себе эту внешнюю черту, сравнивая свои руки с обезьяньими лапами. Секрет обаятельности героя (ведь женщины испытывают к нему особое влечение) раскрывает I-330: «- Твоя рука… Ведь ты не знаешь - и немногие это знают, что жен­щинам отсюда, из города, случалось любить тех. И в тебе, наверное, есть несколько капель солнечной, лесной крови…». Таким образом, внешняя деталь транслирует глубинную природу героя. Становится ясно, почему Д-503 с такой ненавистью высказывается о собственных руках: это то, что роднит его с миром за Зеленой Стеной. Но Д-503 так подстроен внутренне под правила Единого Государства, что ощущение пробуждения собственной души пугает его. В пространстве стеклянных домов, где любовь ограничивается совокуплением по розовым талонам, существование чего бы то ни было настоящего, тем более интимных чувств, невозможно. Поэтому важна такая художественная деталь, как старый заброшенный дом, оставшийся от прежних людей. Именно там сближаются Д-503 и I-330. Этот памятник прошлого противопоставлен замкнутым пространствам Единого Государства.
I-330 наполняет сознание героя тонким, благоухающим чувством. Любовь здесь действует как оживляющая энергия. Концентрированный чувственный поток поглощаетД-503, стирая все былые установки разума. И сквозь чувственность тут же пробивается рациональность: «Мы любим - только такое вот, стерильное, безукоризненное небо». Но если обратить внимание на метафоричность языка героя, то создаётся ощущение, что все эти мысли приходят ему в голову как бы по привычке, на самом же деле механизм запущен, и природная дикость, чувственность постепенно захватывают всё его существо. Но страх быть не таким, как все, заставляет Д-503 опомниться и вернуться к прежнему порядку вещей.

Любовь в романе «Мы» становится движущей силой. Она заставляет героя эволюционировать от рационального гражданина Единого Государства к чувственному, влюбленному созданию, открывающему в себе дикость, естественность, страстность человеческого начала. Однако любовь не всевластна, и в мире, где люди не способны ощущать истину, она теряет свои права. История Д-503 – это трагедия человека, замкнувшегося в рациональном одиночестве от страха оказаться настоящим, а значит — другим.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика литературного героя Д-503 – герой романа Е. И. Замятина “Мы” (1920). Житель фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного общества, где “интегрированы” все связи и отношения между людьми, Д-503 (обитатели этого государства лишены собственных имен и существуют под “нумерами”) являет собой первое воплощение ставшего затем традиционным типа героя романа-дистопии (или антиутопии). Подобно Уинстону Смиту (“1984” Д. Оруэлла), образ которого возник под прямым влиянием Замятина, подобно героям романов “О дивный новый мир” О. Хаксли, “451° по Фаренгейту” Р. Брэдбери, Д-503 преступает законы утопического социума, в справедливости которого он прежде не сомневался, проходит через испытания и в конце концов капитулирует, отдавая себя (морально и физически) на милость победителя – Единого Государства. При всей новизне образа, созданного Замятиным, в нем запечатлелся “архетип” героя-путешественника, ведущего читателя через описываемые события, свидетелем и участником которых он является. (Среди литературных предшественников героя иногда называют Гулливера, Кандида.) С одной стороны, Д-503 объективирован в происходящем; с другой – выступает в роли хроникера событий, показанных сквозь призму его субъективного восприятия. Весь текст романа представляет собой конспект поэмы, задуманной во славу Государства, этого “единого могучего миллионнокле-точного организма”,- задача, с которой герой, как потом оказывается, не справился. По роду занятий Д-503 – математик, создатель межпланетного корабля “Интеграл”, призванного подчинить “благодетельному игу разума” всю вселенную; по натуре – философ, склонный к рефлексии. “С детства выкормленный системой Тейлора”, он входит в сюжет как оптант “мы”, убежденный в целесообразности организованного социума, для которого “красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища”. Герой искренне не понимает, как в древнем XX веке люди жили в “диком состоянии свободы”, спали и питались когда пожелают, ходили где угодно. Любовь к женщине изменяет всю жизнь героя. Пробудившееся чувство выводит его из состояния тоталитарного эвдемонизма, делает отступником, “падшим ангелом” и толкает на преступление. Д-503 проникает за Зеленую Стену, опоясывающую Единое Государство, и обнаруживает, что там, за стеной, течет другая жизнь, населенная дикими и свободными людьми. Познав любовь, герой обнаруживает, что “перестал быть слагаемым”; он осознает себя личностью (“я – был я, отдельное, мир”) и приходит к “преступному” заключению, что “мы” – не нужно. Теперь он – не “нумер” и не “молекула”, а “простой человеческий кусок”. Однако этот “человеческий кусок” обладает душой, коей был лишен нумер Д-503. Наличие души в системе понятий “тейлоризма” есть тяжкое заболевание. От болезни героя излечивает операция на головном мозге, которой его подвергли вместе с другими обитателями Данного Государства. В конце романа Д-503 безучастно наблюдает, как его возлюбленная подвергается пытке в газовой камере. Теперь он абсолютно здоров. Ему кажется, что “из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто”, нет никаких фантазий – один холодный разум и вера, что “разум должен победить”. Роман Замятина явился непосредственным откликом на идеи “математической цивилизации”, витавшие в кругах футуристов: у В. Хлебникова “сверстанное человечество”, населяющее город Солнцестан, где у людей вместо веры – мера, где “остаются только одни числа”. (С этой точки зрения примечательно, что Д-503 – математик.) Однако со временем роман обрастал аллюзиями, не предусмотренными автором (например, Зеленая Стена ассоциировалась то с “железным занавесом”, то с “берлинской стеной”), и стал тем зеркалом, в котором тоталитарные режимы XX века получили беспощадное отражение. В этом контексте герой Замятина, описанный довольно схематично, сделался персонажем жизненно узнаваемым.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в последние годы Гражданской войны, когда было уже понятно, что власть останется в руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том, какое будущее ждет Россию, и многие писатели и общественные деятели пытались Read More ......
  2. Е. И Замятин не собирался писать пародию на коммунизм, он нарисовал финал развития любого общественного строя, в основании которого заложена идея насилия над человеком. Таким образом, главной в романе “Мы” является тема свободы личности. Раскрывается эта тема с помощью пародийного Read More ......
  3. Как известно, цензура 20-х годов отличалась острым “диагностическим” чутьем. Редкие произведения, авторы которых игнорировали классовый подход к литературе, своевременно выходили в свет. Роман Евгения Замятина “Мы” был задержан почти на семьдесят лет. Это свидетельствует о том, что сатира писателя “попала Read More ......
  4. “Роман “Мы” – ужас перед реализующимся социализмом… Этот роман – злой памфлет-утопия о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено…” – писал Дм. Фурманов. Нам так долго говорили о свободе, которая, кстати, для большинства нынче превратилась в “свободу умирать от голода”, Read More ......
  5. Как известно, цензура 20-х годов отличалась острым “диагностическим” чутьем. Редкие произведения, авторы которых игнорировали классовый подход к литературе, своевременно выходили в свет. Роман “Мы” был задержан почти на семьдесят лет. Это свидетельствует о том, что сатира писателя “попала в точку”. Read More ......
  6. Евгений Иванович Замятин, ставший в итоге очень оригинальным писателем, тоже начинал как ремизовец. Он родился в 1884 г. в Лебедяни (Тамбовская губерния, Центральная Россия), учился кораблестроению в Петербургском политехническом институте. В 1908 г. получил диплом инженера-кораблестроителя и предложение готовиться к Read More ......
  7. Евгений Иванович Замятин ЗАМЯТИН, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1884−1937), русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г. Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны Read More ......
  8. Особенность личности Е. И. Замятина можно охарактеризовать так: он был очень русский человек. Его отношение к стране варьировалось от обожания до ненависти, что говорило о том, что писатель глубоко понимал современную ему действительность. В 1917 г. Замятин вернулся из Англии Read More ......
Д-503 (Мы Замятин)

Д-503 – главный герой и повествователь в романе Е. И. Замятина “Мы” (1920), автор записок, талантливый инженер, математик и строитель “Интеграла”. Это житель фантастического и утопического государства, существующего в далеком будущем. Д-503, как и все обитатели Единого Государства лишен собственного имени, но наделен уникальным нумером. Из его записок становится ясно, что он прошел нелегкий путь, преступив законы утопического социума, пройдя через испытания и сдавшись, наконец, победителю – Единому Государству. В жизни Д-503 есть две женщины: О-90 и I-330. Первая была давно на него записана и считается его семьей, а вторую он встретил случайно, прогуливаясь под марш труб Музыкального Завода. Она его пригласила к себе, после чего он больше не смог с ней расстаться.

По натуре Д-503 – философ, склонный к рефлексии. Он много рассуждает, пытается доказать целесообразность организованного социума. По его мнению, “мы” – от Бога, а “я” – от дьявола. Он не понимает, как в далеком XX веке люди жили в “диком состоянии свободы”: питались как хотели, гуляли сами

по себе, просыпались, когда пожелают. В Едином Государстве все регламентировано. Все носят одинаковую униформу, все делают вместе и одновременно, а нарушители устоявшихся законов попадают по Машину Благодетеля.

Все меняется, когда в жизни Д-503 появляется I-330. Она ведет отнюдь не благонравный образ жизни: курит, пьет ликер, встречается не в назначенное время. Даже его она заставила сделать глоток алкогольного напитка. Все это противоречит законам их общества. В первый же свой приход он удивляется, когда I-330 просит его остаться, тем самым нарушая регламент. Он отказывается и хочет донести на нее в Бюро Хранителей, но вместо этого он заболевает. Вскоре у Д-503 появляется душа, что не свойственно жителям Государства. Он начинает искать встреч с I-330, не может без нее обходиться. Не донося на нее, он и сам становится преступником. В конце романа он все-таки сдается на милость своего Благодетеля, проходит операцию по удалению души, а I-330 казнят как заговорщицу. Д-503 уверен, что разум восторжествует.


Другие работы по этой теме:

  1. “Мы” (Роман) Пересказ. Запись 1-я. Автор приводит объявление в газете о завершении по­стройки первого Интеграла, который призван объединить космические миры под властью Единого Государства. Из...
  2. Образ Великого Инквизитора (Ф. М. Достоевский. “Братья Карамазовы”) и Благодетеля (Е. И. Замятин. “Мы”) Упоминание имени Ф. М. Достоевского, писателя XIX в., рядом с именами...
  3. Осенью прошлого года взял я в руки книгу, приобретенную еще ранним летом, дабы избежать небесной кары за ее не прочтение, и начал читать… И та...
  4. Главный персонаж произведения Анфим Барыба известен в родном уезде как “утюг”. Этим обидным прозвищем он обязан собственным тяжелым челюстям, очень широкому грубому рту и узкому...