Что такое матрица? Религиозная трактовка фильма

Оказывается втянут в повстанческую борьбу против машин, в которую также вовлечены другие люди, освободившиеся из «мира снов» и выбравшиеся в реальность.

Картина вызвала значительный резонанс в сфере философской мысли, обсуждению её аллегорического смысла посвящены многочисленные статьи. Наиболее полное соответствие идее «Матрицы» находят в платоновском мифе о Пещере ; кроме того, в фильме содержится целый ряд философских , религиозных и художественных реминисценций . Среди возможных источников вдохновения для создания фильма также называются гностицизм , киберпанк и хакерская субкультура, «Алиса в Стране чудес », повесть Айзека Азимова «Профессия », роман Артура Кларка «Город и звёзды », гонконгские боевики и аниме .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Сцена драки, где Нео останавливает пули. Фильм "Матрица: Перезагрузка". 2003 год

    ✪ Матрица. Тренировочный бой.

    ✪ Нео-Избранный. Финал. Матрица (1999)

    ✪ НЕО НЕ ИЗБРАННЫЙ *ТЕОРИЯ О МАТРИЦЕ

    ✪ Драка с охранниками клуба | Матрица: Революция

    Субтитры

Сюжет

Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. Днём он программист в крупной компании, ночью - хакер Нео (англ. Neo ). Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» (The Matrix has you… ). Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом» . Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (англ. Trinity - Троица), которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кто его давно ищет, - Морфеусом , которого власти считают опаснейшим террористом.

У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты», своеобразные «охранники» Матрицы. Арестовав Нео на работе, агенты допрашивают его и предлагают сотрудничество. Нео отказывается, и агенты вживляют ему жучка. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две капсулы - синюю, приняв которую, Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную капсулу.

Нео попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром. Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить энергию, необходимую машинам для выживания. Те немногие, кто смог сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион (Zion - Сион), из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор », и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео - Избранный, который уже рождался, когда только Матрица была создана, с редкой возможностью изменять всё вокруг и подстраивать Матрицу под себя, именно он и спас первых людей из движения сопротивления машинам, раскрыл им правду и сможет навсегда спасти человечество от власти роботов. В разум Нео загружают все виды боевых искусств, чтобы он мог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео удаётся одолеть Морфеуса. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но у Нео это не получается с первого раза, как и у всех. Команда удивляется этому, так как если он Избранный, то законы матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер (Cypher ), готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на иллюзию счастья, предлагаемую Системой. Сайфер выдаёт своих бывших друзей агентам - охранным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Оракулу Пифии , чтобы Нео смог узнать, избранный он или нет. Оракул предсказывает, что Нео должен будет сделать выбор между своей жизнью и жизнью Морфеуса. Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удается его убить с помощью винтовки Теслы. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана и когда они почти выходят из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку и Нео не успевает выйти. Нео решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть. В тяжёлой схватке Нео с трудом удается обезвредить одного агента и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает (так как на самом деле он и есть Избранный). Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код.

В конце фильма Нео звонит по телефону: он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что они на самом деле живут в мире, где нет правил и границ - в мире, где «возможно всё», после чего взмывает в небо.

В ролях

Персонаж Актёр Роли дублировали
Нео / Томас Андерсон Киану Ривз Всеволод Кузнецов
Морфеус Фишборн, Лоуренс Владимир Вихров
Тринити Керри-Энн Мосс Елена Соловьёва
Агент Смит Хьюго Уивинг Владимир Антоник
Пифия Глория Фостер Светлана Старикова
Сайфер Джо Пантолиано Леонид Белозорович
Тэнк Маркус Чонг Андрей Бархударов
Агент Браун Пол Годдард Никита Прозоровский
Агент Джонс Роберт Тэйлор Андрей Градов
Эпок Джулиэн Араханга Борис Шувалов
Маус Мэтт Доран Андрей Казанцев
Свитч Белинда МакКлори Марианна Шульц
Дозер Энтони Рэй Паркер Алексей Мясников
Слепец Стив Додд

На роль Морфеуса также пробовались Гэри Олдмен и Сэмюэл Л. Джексон .

Съёмочная группа

Перед началом съемок ведущие актеры тренировались целых четыре месяца, изучая основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель. Несмотря на обучение, некоторые съёмки поединков не обошлись без инцидентов: во время съёмок боя между Морфеусом и Смитом Хьюго Уивинг, блокируя удар Лоуренса Фишбёрна, чуть не сломал тому руку; сам же Киану Ривз перед съёмками перенёс операцию на шее и поэтому не дрался так много в фильме, как планировалось.

Дизайн

«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита - катаканы. На код Матрицы похожи также дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом), и струи воды мойщика окон (в сцене в офисе). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире больший акцент ставится на синем.

Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме «Призрак в доспехах », только там они бегут горизонтально. Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк . Такие же горизонтальные символы видны на мониторах пришельцев в фильме «День независимости », что вышел «всего» на 3 года раньше.

Визуальные эффекты

Музыка

Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину, через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.

Саундтрек

Выпуск

«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года, за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза ». Фильм собрал 171 млн долл. в США и 460 млн во всём мире и позже вышел на DVD , разойдясь более чем 3-миллионным тиражом только в США.

Отзывы

Награды

В 2000 году фильм получил четыре премии «Оскар » в номинациях :

  • Награда: «лучший звук » (Джон Т. Рейц, Грегг Рудлофф, Дэвид А. Кэмпбелл, Дэвид Ли);
  • Награда: «лучший монтаж звуковых эффектов » (Дэйн А. Дэвис);
  • Награда: «лучший монтаж » (Зак Станберг);
  • Награда: «лучшие визуальные эффекты » (Джон Гаета, Джанек Сиррс, Стив Кортли, Джон Тум).

Кроме «Оскаров», фильм также получил 28 премий и 36 номинаций :

  • 1999 - премия «BMI Film Music Award» (Дон Дэвис)
  • 1999 - премия «Bogey Award in Gold»
  • 1999 - премия «Золотой экран» (Golden Screen)
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее действие»
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее художественное оформление и продажа»
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучший монтаж»
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее шоу»
  • 1999 - премия «Выбор рецензентов» (Reader’s Choice Award) в категории «лучший иноязычный фильм» (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «Сатурн » (Saturn Award) в категории «лучший режиссёр » (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
  • лучший актёр » (Киану Ривз)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Ким Баррет)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Никки Гули, Боб Маккэррон, Уэнди Сайнсбари)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие спецэффекты» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актёр второго плана » (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший сценарий » (братья Вачовски)
  • 2000 - номинация на премию «Аманда » (Amanda, Норвегия) в категории «лучший иностранный фильм» (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «Эдди» (Eddie) в категории «лучший монтаж художественного фильма» (Зак Стейнберг)
  • 2000 - номинация на премию «Excellence in Production Design Award» в категории «художественный фильм» (Оуэн Патерсон, Мишель Макгэй, Хью Бэйтап)
  • 2000 - номинация на премию Японской киноакадеми в категории «лучший иностранный фильм»
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучшее достижение в визуальных эффектах» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучший звук» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли, Дэйн Э. Дэвис)
  • 2000 - номинация на премию «BAFTA» в категории «лучший оператор » (Билл Поуп)
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучший монтаж » (Зак Стейнберг)
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 - номинация на премию «Чёрная бобина» (Black Reel) в категории «лучший актёр» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актёр» (Киану Ривз)
  • 2000 - премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актёр второго плана» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимая актриса» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый злодей» (Хьюго Уивинг)
  • 2000 - номинация на премию «Brit » в категории «лучший саундтрек»
  • 2000 - премия «CAS Award» в категории «лучшее исполнение звукового микширования в художественном фильме» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли)
  • 2000 - номинация на премию «CDG Award» в категории «высокое качество дизайна одежды для фильма» (Ким Баррет)
  • 2000 - премия «Golden Slate» в категории «лучший актёр в ведущей роли» (Киану Ривз)
  • 2000 - премия «Golden Slate» в категории «лучшая актриса в ведущей роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - премия «Golden Slate» в категории «лучшие визуальные эффекты»
  • 2000 - премия «Империя » в категории «лучший дебют» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - премия «Империя» в категории «лучший фильм»
  • 2000 - номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета, Стив Кортли, Брайан Кокс)
  • 2000 - номинация на премию «Грэмми » (Grammy) в категории «лучший альбом саундтреков»
  • 2000 - номинация на премию «Хьюго » (Hugo) в категории «лучшая постановка »
  • 2000 - номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся актёр в кинофильме» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся кинофильм»
  • 2000 - премия «Ключевое искусство» (Key Art Award) в категории «лучшее аудиовизуальное шоу»
  • 2000 - премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета)
  • 2000 - номинация на премию «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший монтаж» (Зак Стейнберг)
  • 2000 - премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 - премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший сценарий» (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «MTV Movie Award » в категории «лучший поединок» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 - премия «MTV Movie Award» в категории «лучшее исполнение роли мужчины» (Киану Ривз)
  • 2000 - премия «MTV Movie Award» в категории «лучший фильм»
  • 2000 - номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучшее ведение боя» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучший экранный дуэт» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «крупное достижение в женской роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - премия «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук - эффекты» (Дэйн Э. Дэвис, Том Бреннан, Джулия Эвершад, Эрик Линдерманн, Дэвид Гримальди, Сьюзан Дудик, Валери Дэвидсон, Нэнси Бэйкер, Дэвид Макрилл, Барбара Делпич, Фрэнк Лонг, Ноэл Макинтош, Джон Ройсч, Хильда Ходжес, Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Кевин Э. Карпентер, Мэри Джо Ланг, Кэролин Тапп)
  • 2000 - номинация на премию «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук - диалоги» (Дэйн Э. Дэвис, Чарльз У. Риттер, Джулия Эвершад, Сьюзан Дудик)
  • 2000 - номинация на премию «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук - музыка» (Лори Л. Эшлер, Зигмунд Грон, Джордан Корнголд)
  • 2000 - номинация на премию «Небьюла » (Nebula Award) в категории «лучший сценарий» (братья Вачовски)
  • 2003 - премия «Artistic Achievement Award» (для DVD-релиза)
  • 2005 - номинация на премию «Golden Satellite Award» в категории «лучший киносериал»

Последователи «Матрицы»

Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах скоро появилась вторая часть «Матрица: Перезагрузка », а спустя всего 5 месяцев - и «Матрица: Революция ». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей - Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.

Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица ». Большинство из фильмов создано в стиле аниме , который очень сильно повлиял на трилогию. Братья Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.

Что такое матрица?

Матрица - это система, представленная в уме каждого человека набором шаблонов, которые обуславливают его поведение и влияют на все аспекты бытия. Шаблоны передаются путем информации - через воспитание, обучение, СМИ. "Зараженные" этими шаблонами взрослые, распространяют ее уже повсюду, даже путем обычного общения.

Матрица - абстрактна, и она не существует без людей, и контролируют её сами же люди, подключенные к ней. Этот процесс уже полностью автоматизирован. Человек подключенный к матрице (почти все люди), имеет ограниченное линейное мышление, построенное на причинно-следственной модели, и такое мышление делает диапазон восприятия людей очень узким.

Ум настолько привык к шаблонам мышления, что уже и не видит их. Даже, выезжая на природу, человек не может от них отключиться и он даже берет с собой часть матрицы, которая должна поддерживать, подпитывать эти шаблоны. Например, берет сотовый телефон, ну или делает конкретно то, для чего он и приехал, например позагорать (программа!). И каждый человек, сам того не подозревая, является "агентом", подкрепляющим матрицу практически любым своим действием, мнением. "Помогает" другим не вылезти за рамки...
Никакой человек не создает новую информацию в причинно-следственном мышлении, он лишь меняет ее. Размышляя, он анализирует уже имеющуюся информацию. Результат - мнение - лишь результат обработки информации. Она по сути - чужая. То есть получается, что "наше" мнение - это лишь наш анализ. Но анализ - это обработка ума информации при помощи шаблонов мышления - также чужими, навязанными матрицей. Чужие шаблоны, чужая информация - так чье же мнение в итоге?!...
"Наше" мнение - это всего лишь результат работы общей системы разделений. То что, это мнение - наше - лишь иллюзия, получаемая из-за того, что процесс мышления происходил под нашим "контролем"... Но контроль - это лишь то состояние, что ощущает ум, эту хитрость и использует матрица. На самом деле - работа ума происходит не под нашим контролем, а под - "использованием нас". Вот что есть нашего в мнении... Человек - батарейка! Запрограммированная кукла... Чем мнение жестче (утверждения, уверенность), тем жестче программа.

Шаблоны матрицы записываются на "зеркало", которое есть у каждого рожденного человека. Зеркало имеет определенную структуру. Его основы -"чувство потребности" и "чувство собственности". Человек, как хищник, неявно говорит "дай!" даже когда делает добро. Он ожидает и реагирует, а не делает просто так, от себя, "беспрограммно". Чувство собственности генерирует ложное понимание собственного мнения, собственного тела, различного имущества. Человек отождествляет себя с ними. Вместе, эти два чувства генерируют разные страхи, страсти... Зеркало обрастает многочисленными слоями, которые снять очень непросто. В них содержится много всего - и такие как жадность, ревность, лень, и такие как вина, стыд, и даже такие как вера в бога, альтруизм, защита правды, ощущение несправедливости. Многие истинные вещи, как любовь, благодарность перекрываются зеркальными, построенными на реакции, ожидании. Все эти хитрые слои зеркала замутняют сознание. Когда человек неосознан, он не способен реально осознавать собственные программы.

Многие пытаются выйти из матрицы. Ищут путь к освобождению, просветления ищут... Но наталкиваются на иные уловки матрицы. Те же "вознесения", "переходы 2012" и тд. В Матрице-3 Нео сказал - "придумав избранного Матрица создала лишь еще одно средство контроля". Да, даже "выход из Матрицы" - это программа!
Как же вы можете выйти, если ваше мышление изначально "программно"? Нужен переход на СОВЕРШЕННО ИНОЕ ВОСПРИЯТИЕ! Нужно рас-программировать ядро матрицы!

"Проблема в выборе!" (настоящий перевод от "problem is a choice", в дубляже перевод неверный) - это основное на что опирается к/ф Матрица через весь фильм. Выбор - это то на чем основывается Матрица... То есть, можно сказать ядро. Но от выбора нельзя отказаться не осознавая его! Пытаться уйти от выбора - это опять же выбор... Замкнутый круг... для ищущего... В к/ф Матрица дается лишь пища для размышления. Реального выхода там нет!

Ну что, я удовлетворил тебя по вопросу "что такое матрица?". Тогда можешь возвращаться в матрицу и продолжать жить с этим знанием. Именно так и поступает большинство. Как и в случае с кинофильмом Матрица. Неужели ты думаешь, что Матрица бы допустила выпуск фильма способный ее разрушить??? Фильм то популярный... Ответ прост. Даже сам интерес к выходу из матрицы возникает все равно в "прозомбированом" разуме... Как удовлетворить всех этих людей безопасно для матрицы? Разумеется, надо дать им информацию таким образом, чтобы, продолжая искать выход, они продолжали работать на матрицу...
Все что до этого - синяя таблетка, то что ниже - красная ...
Далее будет не информация , не пища для ума ... Далее будет - покушение на твое состояние. Покушение на твою личность . Покушение на твою матрицу . Ты входишь в зону запредельного...

Который час?...
Нет, правда, остановись... Застынь... Замедлись...
Какого цвета буквы?... Насколько сосредоточены твои глаза? Что чувствуют сейчас твои ноги... руки...
Как же ты можешь освободится... Как же ты можешь увидеть матрицу, если ты действуешь как запрограммированная кукла... Обрабатываешь все информационно, ничего не чувствуя при этом...
Разве ты оставляешь лазейку истине просочится к твоему сознанию? Все время перевариваешь, обрабатываешь...
Дай информацию, дай, ням ням ням... Еще, еще, еще... Голодный что-ли? Кто голоден? Твой разум... Компьютер... Ты порабощен матрицей... Как же ты можешь выйти из нее... Выход из нее прямо ЗДЕСЬ. Но ты настолько разогнан что даже в упор его не видишь... Ты живешь у себя в голове... В ее ...
Ты как игрок, настолько вовлеченый в игру, что глядя в монитор слился с ним, не можешь от него оторваться... Это не просто. Но это воз"можно...
Так до"говор"имся с тобой... Прямо сейчас, измени свое СОСТОЯНИЕ.
! Почувствуй себя в теле... Почувствуй свой ...
Сконцентрируйся... Не напрягайся. Это как раз обратно напряжению, но не есть расслабление все же... Это иное... Это выход из беспрерывности разума... Читай не слишком бегло, не программно. Читай осознанно каждое слово... Ощущай... Осознанно...

Вопрос "что такое матрица" - "не там". СОСТОЯНИЕ - вот секрет! Объяснение - это то чего требует разум! Вот так миллионы людей веками ходят кругами. Поисками бога занимаются, просветлением, освобождением... Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не останавливалось... продолжало находиться в том же СОСТОЯНИИ... ВОСПРИЯТИИ... ВНИМАНИИ... Все они по прежнему - ЛИЧНОСТИ, имеющие РАЗДЕЛЕНИЕ в сознании, и воспринимает у них - уже слабая разделенная часть, очень очень ограниченная часть... А бог там у них, добро ли, любовь - какая разница чем заполнить разум, лишь бы чем-то да занять... Матрица - гибкая штука, хитрая как черт...

Так, найдет ли таким способом человек настоящую дверь? Дверей не мало! Просто, эта дверь для него не существует. Он продолжит искать СВОЙ(!) выход - тот выход о котором он ИМЕЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. То что он СПОСОБЕН ВОСПРИНИМАТЬ... Для кого-то матрица приготовила революции и смену власти (какая разница какая власть, ведь власть - уже матрица), для другого - бога (власть тоже, неправда ли?), ну и тд... Чтобы увидеть дверь нужно быть... Нет, не избранным (кто тебя может избрать? не матрица ли?)... Нужно иметь сильную Волю ...
Человек, по-настоящему идущий путем освобождения, допускает запредельное... Он допускает, что за пределами известного, он может столкнуться с вещами, с которыми не знает как себя вести. Это подобно тому, как если бы ты шел в темноте на ощупь... Именно так и происходит... Помни одну вещь, все что дает тебе - обман... Путь освобождения НИЧЕГО НЕ ДАЕТ. Он - отнимает... отбирает у тебя - иллюзии... Мало кто проходит это испытание. Большинство, побродив в темноте, не выдерживает неизвестного. Человек не привык жить в неопределенности. Ему нужен план, сроки, знать что его ждет ("планировщики"). А тут ему этого никто не дает. У него это - отбирают... Так они и возвращаются в свою клетку... В свой зоопарк... У тебя должна быть огромная сила воли... для борьбы с собой...
Итак, невозможно не только рассказать, невозможно ПОНЯТЬ что такое матрица! Или, может быть, лучше сказать - бесполезно! Ты увидишь это сам... когда очистишь свой разум... Хотя в своих статьях мы даем понимания о матрице, это всего лишь подготовка и не более. В конечном итоге, когда твой разум будет достаточно подготовлен, для настоящего рывка за пределы матрицы ты должен от всего отрешиться...
Статьи, практики на этом сайте - направлено на изменение состояния и разрушение РАЗДЕЛЕНИЯ (личности, матрицы)! Нет никакого порядка, плана, программы, последовательности как это читать. Это как раз то что мы разрушаем. Каждый путь - ИНДИВИДУАЛЕН. Удачи! (это пожелание как-то программно прозвучало, не заметил? :D)

ID 0133093 Официальный сайт

Сразу после этого сообщения раздаётся стук в дверь - это были его заказчики. Расплатившись с Нео, они приглашают его в ночной клуб. Томас сначала отказывается, но увидев среди заказчиков девушку с необычной татуировкой в виде белого кролика, передумывает. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (англ. Trinity - Троица). Она обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы, и для этого последний должен встретиться с тем, кто его давно ищет, - Морфеусом , которого власти считают опаснейшим террористом. У Нео не остаётся времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты » - своеобразные «охранники» Матрицы.

Арестовав Нео на работе, они допрашивают его и предлагают сотрудничество. Нео отказывается, и агенты вживляют ему жучка, после чего мистер Андерсон просыпается в своей квартире от телефонного звонка Морфеуса. По дороге к нему Тринити извлекает жучка, и Нео понимает, что это был не сон. Морфеус предлагает мистеру Андерсону увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки - синюю, приняв которую, Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает последнюю из них и попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром.

Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера. Планета погружена в вечный сумрак, а города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами , чтобы производить энергию, необходимую машинам для выживания. Те немногие, кто смог сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор », и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео - Избранный, который уже рождался, когда только Матрица была создана, с редкой возможностью изменять всё вокруг и подстраивать Матрицу под себя.

Именно он и спас первых людей из движения сопротивления машинам, раскрыл им правду и сможет навсегда спасти человечество от власти роботов. В разум Нео загружают все виды боевых искусств, чтобы он смог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео удаётся одолеть Морфеуса. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но у последнего это не получается с первого раза, как и у всех. Команда удивляется этому, так как если он - Избранный, то законы Матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер , готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на иллюзию счастья, предлагаемую системой. Он выдаёт своих бывших друзей агентам - охранным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Оракулу Пифии , чтобы Нео смог узнать, избранный он или нет. Оракул предсказывает, что Нео должен будет сделать выбор между своей жизнью и жизнью Морфеуса.

Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удаётся убить его с помощью винтовки Теслы. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана. Когда они почти выходят из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку, и Нео не успевает выйти. Он решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть.

В тяжёлой схватке Нео с трудом удаётся обезвредить одного из агентов и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает, так как на самом деле он и есть Избранный. Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код . В конце фильма Нео звонит по телефону: он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что на самом деле они живут в мире, где нет правил и границ - в мире, где «возможно всё», после чего взмывает в небо .

Команда [ | ]

Съёмочная группа

Русский дубляж

  • Режиссёр дубляжа: Ярослава Турылёва
  • Звукорежиссёры: Владимир Мазуров, Павел Шувалов
  • Авторы синхронного текста: Дмитрий Усачёв, Екатерина Барто
  • Ассистент режиссёра: Валентина Рубинова

В ролях

Актёр Роль Дубляж
Киану Ривз Нео / Томас Андерсон Нео / Томас Андерсон Всеволод Кузнецов
Лоуренс Фишборн Морфеус Морфеус Владимир Вихров
Керри-Энн Мосс Тринити Тринити Елена Соловьёва
Хьюго Уивинг Смит Агент Смит Владимир Антоник
Джо Пантолиано Сайфер Сайфер Леонид Белозорович
Глория Фостер Пифия Пифия
Маркус Чонг Тэнк Тэнк Андрей Бархударов
Джулиэн Араханга Апок Апок Борис Шувалов
Мэтт Доран Маус Маус Андрей Казанцев
Белинда МакКлори Свитч Свитч Ирина Маликова
Энтони Рэй Паркер Дозер Дозер Алексей Мясников
Пол Годдард Браун Агент Браун Андрей Градов
Роберт Тейлор Джонс Агент Джонс Никита Прозоровский
Дэвид Эстон Рэйнхарт Рэйнхарт Дальвин Щербаков
Марк Грэй Чой Чой Алексей Иващенко
Ада Никодему Дужур Дужур
Роуэн Уитт Мальчик с ложкой Николай Быстров
Билл Янг Лейтенант Алексей Рязанцев
Джереми Болл Бизнесмен Александр Груздев

Саундтрек [ | ]

Производство [ | ]

Продюсер Джоэл Сильвер вскоре присоединился к проекту. Раскадровка в конечном счете получила одобрение студии, и было решено сняться в Австралии , чтобы максимально использовать бюджет. Скоро, «Матрица» стала совместным производством Warner Bros. и австралийской компании Village Roadshow Pictures .

Съёмки [ | ]

Все, кроме нескольких сцен были сняты в Fox Studios в Сиднее и в самом городе, хотя узнаваемые ориентиры не были включены, чтобы сохранить впечатление от типичного американского города . Съемки фильма помогли закрепить Новый Южный Уэльс как крупнейший центр кинопроизводства.

Перед началом съемок ведущие актеры тренировались целых четыре месяца, изучая основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель. Несмотря на обучение, некоторые съёмки поединков не обошлись без инцидентов: во время съёмок боя между Морфеусом и Смитом Хьюго Уивинг, блокируя удар Лоуренса Фишбёрна, чуть не сломал тому руку; сам же Киану Ривз перед съёмками перенёс операцию на шее и поэтому не дрался так много в фильме, как планировалось . Сами съёмки стартовали 14 марта 1998 года и закончились 1 сентября того же года, накануне дня рождения Киану Ривза.

Чтобы подготовиться к сцене, в которой Нео просыпается в капсуле, Ривз потерял 15 фунтов и побрил всё тело, в том числе брови, чтобы придать Нео истощенный вид . Сцена, в которой Нео попал в канализационную систему, завершила основные съёмки . Согласно Art of the Matrix , по крайней мере одна снятая сцена и множество коротких фрагментов действия были исключены из окончательного монтажа фильма .

Постпродакшн [ | ]

Дизайн [ | ]

Визуальные эффекты [ | ]

«Остановившиеся» в воздухе пули

Когда Джон Гаэта прочитал сценарий, он стал умолять продюсера эффектов Manex Visual Effects позволить ему работать над проектом. В итоге он создал прототип, который привел к тому, что Гаэта стал супервайзером по визуальным эффектам фильма.

Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временно́й срез», которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые снимают объект «одновременно». Затем кадры сводят следующим образом: сначала берут первый кадр с первой камеры, потом первый кадр со второй, первый кадр с третьей, и т. д. В результате на экране зритель видит неподвижный объект, в то время как камера как бы движется вокруг него. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон .

Описанный метод был улучшен братьями (на тот момент) Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой : bullet time также регистрирует движение объектов так, что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей. Когда кадры были соединены, получающиеся эффекты замедленной съемки достигли кадровой частоты 12 000 в секунду, в противоположность нормальным 24 кадрам в секунду фильма. Стандартные кинокамеры были помещены на концах массива, чтобы получить нормальное действие скорости до и после. Поскольку в большинстве эпизодов камеры почти полностью охватывают объект, использовалась компьютерная технология для вырезания камер, которые появились на фоне с другой стороны . Для создания фона Гаэта нанял Джорджа Боршукова, который создал 3D-модели, основанные на геометрии зданий, и использовал фотографии самих зданий как текстуры.

Manex также обрабатывала эффекты существ в сценах «реального мира», таких как охотники и машины; Animal Logic создала эффект коридора из зелёного кода и взрывающего агента в финале фильма.

Стоимость спецэффектов составила 12,6 млн долл. (20 % от бюджета) .

Прокат [ | ]

«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года , за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза ». Фильм собрал 171 млн долл. в США и 460 млн во всём мире и позже вышел на DVD , разойдясь более чем 3-миллионным тиражом только в США.

Рейтинги [ | ]

Отзывы [ | ]

Рейтинги
Издание Оценка
TV Guide
Empire

Награды и номинации [ | ]

Год Премия Категория Лауреаты и номинанты Результат
1999 Awards Circuit Community Awards Лучший оригинальный сценарий Вачовски Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Оуэн Патерсон Номинация
Лучшая операторская работа Билл Поуп Номинация
Лучший дизайн костюмов Ким Баррет Номинация
Лучший монтаж Зак Стэнберг Победа
Лучший звук Победа
Лучшие визуальные эффекты Победа
2000 «Оскар » Лучший монтаж Зак Стэнберг Победа
Лучшие визуальные эффекты Джон Гаэта Победа
Лучший звук Победа
Лучший звуковой монтаж Дэйн А. Дэвис Победа
BAFTA Лучший монтаж Зак Стэнберг Номинация
Лучшие визуальные эффекты Джон Гаэта Победа
Лучшая работа художника-постановщика Оуэн Патерсон Номинация
Лучшая операторская работа Билл Поуп Номинация
Лучший звук Джон Т. Рейц, Грегг Рудлофф, Дэвид Е. Кэмпбелл, Дэвид Ли Победа
MTV Movie Awards Лучший фильм Победа
Лучшая мужская роль Киану Ривз Победа
Лучший женский прорыв Керри-Энн Мосс Номинация
Лучший экранный дуэт Киану Ривз и Лоуренс Фишборн Номинация
Лучшая драка Киану Ривз и Лоуренс Фишборн Победа
Самый зрелищный эпизод Эпизод на крыше/с вертолётом Номинация
«Сатурн » Лучший научно-фантастический фильм Победа
Лучшая режиссура Вачовски Победа
Лучший актёр Киану Ривз Номинация
Лучшая актриса Керри-Энн Мосс Номинация
Лучший актёр второго плана Лоуренс Фишборн Номинация
Лучший дизайн костюмов Номинация
Лучшие спецэффекты Номинация
«Империя» Лучший фильм Победа
Лучшая мужская роль Киану Ривз Номинация
Лучший дебют Керри-Энн Мосс Победа

Последователи «Матрицы» [ | ]

Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах скоро появилась вторая часть «Матрица: Перезагрузка », а спустя всего 5 месяцев - и «Матрица: Революция ». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей - Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.

Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица ». Большинство из фильмов создано в стиле аниме , который очень сильно повлиял на трилогию. Сёстры Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.

По мотивам фильмов разработано три компьютерные игры: Enter the Matrix (2003), которая рассказывает о том, что происходило до и в течение «Матрицы: Перезагрузки» от лица Ниобе и Призрака; The Matrix Online (2004) - MMORPG , которая продолжает историю после «Матрицы: Революции» (известно, что проект провалился в продажах); и The Matrix: Path of Neo (2005), которая предоставляет игрокам возможность взять на себя роль Нео и пройтись по эпизодам всех трёх фильмов.

На официальном сайте представлены бесплатные комиксы , действие которых происходит во вселенной «Матрицы».

Также первоначально в роли Нео братья Вачовски видели Джонни Деппа , но Warner Bros. хотели на эту роль Брэда Питта или Вэла Килмера . Но после того, как Килмер и Питт отказались, выбор встал между Джонни Деппом и Киану Ривзом. В результате выбор остановился на Киану, который был просто очарован сценарием.

Съёмочная группа

  • Режиссёры: Энди Вачовски , Ларри Вачовски
  • Сценаристы: Энди Вачовски , Ларри Вачовски
  • Оператор: Билл Поуп
  • Композитор: Дон Дэвис
  • Постановщик поединков: Юэнь Ву Пин

Съёмки

«Матрица» - совместный проект студии Warner Bros. и австралийской Village Roadshow Pictures. Большинство сцен фильма снято в городе Сидней (Австралия), хотя в ранних версиях сценария упоминается, что действие разворачивается в Чикаго , родном городе братьев Вачовски. При съёмках использовались некоторые декорации «Тёмного города » - фильма сиднейского режиссёра Алекса Пройаса , вышедшего на экраны за год до «Матрицы» и близкого к ней по своей философской проблематике.

Дизайн

Код Матрицы

«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Однако эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображенных букв латиницы, цифр и букв японского алфавита катакана . Также на код Матрицы похож дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире бо́льший акцент ставится на синем.

Визуальные эффекты

Нео сражается со Смитом в Bullet-time

Источники вдохновения

«Матрица» содержит множество аллюзий и реминисценций на различные фильмы, литературные произведения, философские идеи. Ситуация, показанная в фильме, отсылает к аллегории пещеры у Платона и мысленному эксперименту «мозг в чане», а трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» упоминается в одной из сцен фильма. Также в фильме много аллюзий с другими произведениями в стиле киберпанк , такими как «Нейромант » Уильяма Гибсона .

Сюжет «Матрицы» основывается на религиозных (прежде всего христианских и буддийских) представлениях об апокалипсисе и иллюзорности земного мира в сравнении с высшим духовным миром. Дьякон Андрей Кураев в своей книге «Кино: перезагрузка богословием» рассматривает религиозные мотивы фильма.

Огромное влияние на «Матрицу» оказал японский аниме-фильм Ghost in the Shell . Продюсер Джоэль Сильвер сказал, что братья Вачовски, описывая свои намерения по поводу «Матрицы», показали ему это аниме и сказали: «Мы хотим сделать это в реальности».

Рецензенты часто отмечали схожесть «Матрицы» с фильмами ранних 1990-х, такими, как «Странные дни », «Тёмный город » и «Шоу Трумана ». Много сравнений было с комиксами The Invisibles Гранта Моррисона; Моррисон был уверен, что братья Вачовски сделали плагиат его работы, создавая фильм.

В этой книге высокотехнологичный утопичный мир будущего является продуктом коллективной галлюцинации, вызванной химическими веществами, распыляемыми по плану тайной всемирной «химиократии» с целью скрыть реальность, где мир находится в глубочайшем экономическом и экологическом кризисе. Идею о том, что воспринимаемая нами вселенная, возможно, создана компьютерной программой-симулятором, высказал Александр Лазаревич в 1986 году в своей книге «Генератор желаний». Техническая возможность проведения вычислений, необходимых для полного описания нашей вселенной, с помощью квантовых компьютеров , теоретически обосновывается в научно-популярной работе физика Дэвида Дойча «Структура Реальности».

Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книгах Эрика Фрэнка Рассела «Зловещий барьер» (1939) и Карлоса Кастанеды «Активная сторона бесконечности» (1997).

Также говорят [кто? ] о том, что братья Вачовски были вдохновлены идеями легендарного Станислава Грофа , основателя трансперсональной психологии . Психотерапевтический эффект в этом направлении психологии достигается путём использования галлюциногенов , таких как ЛСД , псилобицин , мескалин и т. д., а также (в связи с запретом на использование галлюциногенов в психиатрии) особой методики дыхания . При этом пациент испытывает «состояния необычной реальности». Гроф утверждает, что в период внутриутробного развития и родов в бессознательное ребенка закладываются особые программы - базовые перинатальные матрицы (БПМ), которые впоследствии влияют на мировоззрение человека, его устремления, чувственную сферу, духовность и здоровье.

Выпуск

  • «лучший звук»
  • «лучший монтаж звуковых эффектов»
  • «лучший монтаж»
  • «лучшие спецэффекты»

Последователи «Матрицы»

Нео спасает Морфеуса

Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах, практически одновременно, появились « » и «Матрица: Революция ». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей - Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.

Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица ». Большинство из фильмов создано в стиле аниме, который очень сильно повлиял на трилогию. Братья Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.

По мотивам фильмов разработано три компьютерные игры: Enter the Matrix (2003), которая рассказывает о том, что происходило до и в течение «Матрицы: Перезагрузки» от лица Ниобе и Призрака; The Matrix Online (2004) - MMORPG , которая продолжает историю после «Матрицы: Революции» (известно, что проект провалился в продажах); и The Matrix: Path of Neo (2005), которая предоставляет игрокам возможность взять на себя роль Нео и пройтись по эпизодам всех трёх фильмов.

На официальном сайте представлены бесплатные комиксы, действие которых происходит во вселенной «Матрицы». Расширенные, цветные и дополненные версии этих же комиксов (наряду с другими работами) опубликованы и реализуются специально созданной для этих целей компанией Burlyman Entertainment.

Выход фильма и его ошеломляющий успех дал толчок многочисленным творческим проявлениям фанатов как в России , так и за рубежом , включающим литературное, изобразительное, пародийное и видео-творчество. Такое нередко происходит после выхода в свет сколько-нибудь значительного произведения массовой культуры, но количественный аспект позволяет выделить «пост-Матричное» творчество фанатов в качестве отдельного феномена. Существует даже любительская экранизация одного из упомянутых выше комиксов, опубликованных на официальном сайте фильма.

Влияние

«Матрица» оказала серьёзное влияние как на последующие фильмы в жанре боевика , так и на мировую киноиндустрию в целом, став, по образному выражению своего продюсера, «первым фильмом нового столетия». Достаточно сказать, что после «Матрицы» в фильмах часто стало появляться замедленное движение, крутящаяся камера и даже эффект Bullet time . Во многих играх вроде Max Payne , Stranglehold, F.E.A.R., Need for Speed: Most Wanted и Need for Speed: Carbon замедление используется как элемент игрового процесса. Bullet time также породил много пародий - в комедийных фильмах («Очень страшное кино », «Мужчина по вызову », «Шрек », «Добрыня Никитич и Змей Горыныч »), сериалах («Симпсоны ») и играх (Conker"s Bad Fur Day).

Коммерческая успешность и внушительное количество фанатов, возникшее уже после выхода первой части трилогии, значительно повлияли на развитие индустрии «сопутствующих товаров». Возникла носящая некоторые элементы субкультуры и во многом не спадающая до настоящего времени волна «моды на Матрицу».

  • Сцена, в которой агенты гонятся за Нео по рынку, напоминает сцену погони за человеком, захваченным Кукольником в Ghost in the Shell .
  • В фильме постоянно встречаются числа и . Считается, что Neo - это анаграмма слова «one » (один), также понятие «Избранный » по-английски - «The One », а Trinity означает «троица ». В другом фильме братьев Вачовски - «V - значит вендетта» - фигурирует число .
  • Номера комнат в фильме имеют некоторую закономерность. Тринити в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате отеля под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303 того же отеля. Возможно, это символизирует связь между Нео и Тринити.
  • «Матрица», «Тринити», «Морфеус», 303 и 101 - это названия различных моделей музыкальных синтезаторов , производимых разными компаниями.
  • Реальное имя героя - Томас Андерсон. В начале фильма Томас сомневается относительно реальности происходящего. Если учесть, что Томас - это Фома на английский манер, его недоверие приобретает более глубокий философский смысл (о неверии апостола Фомы (Томаса) упоминается в Евангелии от Иоанна).
  • Neo означает «новый» (произошло от греческого слова).
  • Фамилия Андерсон означает «сын человека» (ср. «Сын Человеческий» в Евангелии). Таким образом, прозревший Томас становится Нео Андерсоном - «новым сыном человека», или, если угодно, «новым Сыном Человеческим», то есть новым Спасителем.
  • Многие имена из фильма не только имеют под собой историческую основу, но и символично согласованы в своих сюжетных сочетаниях. Так, например, Морфей - в древнегреческой мифологии бог сновидений, сын Гипноса , бога сна. (Следует заметить, что Гипнос посылает сон, а Морфей уже привносит сновидения). В «Матрице» корабль Морфеуса называется «Навуходоносор », именем царя Вавилонии . По легенде , немаловажную роль в жизни этого царя сыграли сновидения.
  • Имена главных героев созвучны с компьютерными терминами:
  • На борту «Навуходоносора» расположена табличка. На ней отображено имя корабля («Nebuchadnezzar» - на английском) и дата и место его постройки: США, около 2069 года. Около этой надписи имеется ещё одна: «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка , то можно прочесть:
  • Название мятежного города Зион образовано от холма Сион , на котором стоит Иерусалим. Для евреев он является символом Земли Обетованной .
  • Примерно на четвёртой минуте фильма есть сцена, где Тринити, убегая от агента Брауна, перепрыгивает с одной крыши на другую. На той крыше, куда она приземляется, зритель может видеть рекламный щит с надписью «GUNS» («ПИСТОЛЕТЫ»). Что символично: изображение пистолета под этой надписью соответствует модели «Israeli Military Industries" Desert Eagle » - оружия, которым на протяжении фильма пользуются агенты Матрицы.
  • Имя Сайфер (Cypher ) похоже на слово «Lucifer» (Люцифер - имя сатаны), а также на «cipher» (шифр).
  • Когда изменник Сайфер встречается в ресторане с агентом Смитом, становится известно, что его фамилия - Рейган, что он хочет «всё забыть» и быть «важным человеком, актёром, может быть». Президент США Рональд Рейган в прошлом был актёром, а в последние годы страдал болезнью Альцгеймера (то есть «всё забыл»).
  • Когда в конце фильма Нео, убегая от агентов, забегает в комнату к пожилой женщине, которая вяжет и смотрит телевизор, на экране телевизора мы видим изображение - мужчину в чёрном пальто. Это отрывок из реально шедшего в 1967 году в Америке телешоу «The Prisoner» («Узник»).
  • Немногим раньше, когда Нео только выбежал со станции метро, он звонит оператору и обращается к нему: «Mr. Wizard, get me out of here!» («Эй, Маг и Кудесник, вытаскивай меня отсюда!» - в одном из переводов). Эта фраза является цитатой из мультфильма Tooter Turtle («Черепашка Трубач»), вышедшего на экраны в 1960 году . По сюжету, у этой черепашки был знакомый Маг («Mr. Wizzard») (ящерица, по созвучию слов wizard и lizard), и каждый раз, когда Трубач попадал в очередной переплёт, где ему приходилось уж совсем туго, он произносил эту заветную фразу, после которой обычно Маг «вытаскивал» его домой.
  • Все названия перекрёстков (как, например, угол «Wells and Lake», где находится телефон-автомат, через который уходит из Матрицы Тринити в начале фильма) являются реальными и существуют в городе Чикаго , в котором родились братья Вачовски. Станция метро, на которой сражаются Нео и Смит, также существует в Чикаго. Тем не менее, ни одна из сцен в Чикаго не снималась.
  • В начале фильма Нео достаёт компьютерный диск из книжки «Simulacra and Simulation» («Симулякры и симуляция») Жана Бодрийяра - эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где «имитация». При этом Нео открывает книгу на главе «On Nihilism» («о нигилизме»). В первом приближении нигилизм - это философская точка зрения, представляющая собой отрицание общепринятых ценностей: идеалов , моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
  • Джой (парень, покупающий у Нео диск в начале фильма) периодически говорит с Нео «пророческими» фразами: «Ты не существуешь…», «Ты мой спаситель!» и т. п. Также на фразу Нео «У меня всю жизнь такое ощущение, будто я не знаю: сплю я, или нет», - он говорит о мескалине - психоделическом наркотике , одним из эффектов которого является ощущение «пробуждения» от сна, которым кажется вся предыдущая жизнь. Это же, в частности, упоминалось в книге Олдоса Хаксли «The Doors Of Perception» («Двери восприятия»).
  • В комнате, где Нео ждёт Оракула, телевизор показывает гигантских кроликов (фильм «Night of the Lepus» 1972 года), так как Нео получил в начале фильма сообщение о том, что он должен (подобно Алисе в стране чудес) следовать за белым кроликом. Это символизирует, что он на правильном пути.
  • B папке с личным делом Нео, которую просматривает агент Смит, допрашивая его, можно рассмотреть некоторые пункты биографии Нео:
    • Последний раз эта папка обновлялась 22 июля 1998 года .
    • Он родился 11.03 (11 марта) 1962 года .
    • Он родился в месте под названием «Lower Downtown, Capitol City, FU, USA».
    • В девичестве его мать звали Мишель МакГахей (как одного из художественных директоров фильма).
    • Его отца звали Джон Андерсон.
    • Он окончил Центральную западную высшую школу и высшую школу Оуэна Патерсона (Оуэн Патерсон - художник-постановщик фильма).
  • В фильме «Высшее образование » 1995 года первой фразой Лоренса Фишберна (Морфеус в Матрице) является знакомая нам по «Матрице» фраза: «Добро пожаловать в реальный мир!»
  • В фильме «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна » Лоуренс Фишберн играл санитара психиатрической лечебницы, сюжет фильма также был построен вокруг реальности сновидений и их влияния на реальный мир.
  • В 1995 году в телефильме «The Tuskegee Airmen» у персонажа Лоуренса Фишборна уже был член экипажа по имени Тэнк.
  • Кэрри-Энн Мосс (Тринити) сыграла роль Лиз Тиил в телесериале «Матрица» 1993 года . Название этого телесериала с фильмом «Матрица» напрямую не связано.
  • В фильме Властелин колец играют два актёра, игравших в «Матрице». В роли Углука - Натаниэль Лис (в матрице Мифуне), в роли Элронда - Хьюго Уивинг (в матрице агент Смит). Так как эти два фильма вышли примерно в одно время и Хьюго играл в них совершенно противоположные роли, было выдумано множество анекдотов с участием его персонажей. Так, много шуток подобного рода присутствует в юмористических переводах этих фильмов студией Божья искра («Шматрица », «Братва и Кольцо»).
  • Также два актёра из «Матрицы» играют в фильме «Помни ». В роли Тедди - Джо Пантолиано (Сайфер), в роли Натали - Кэрри-Энн Мосс (Тринити). Леонарда, главного героя фильма, играет Гай Пирс , по комплекции и возрасту напоминающий Киану Ривза. Герой фильма страдает редкой формой амнезии. Гай Пирс также играл в одном фильме с Хьюго Уивингом: «Приключения Присциллы, королевы пустыни».
  • В фильме «Гуд бай, Ленин!» один из главных героев появляется в футболке, рисунок на которой (зелёные буквы и цифры на чёрном фоне) является аллюзией на «Матрицу», снятую, однако, спустя десятилетие после описываемых в кинокартине «Гуд бай, Ленин!» событий.
  • Когда агент Смит допрашивает Нео, листая его дело, можно заметить, что его паспорт действителен до 11 сентября 2001 года .
  • В Древней Греции в городе Дельфы находился так называемый Храм Апполона, или Оракул . Это был самый значимый культовый центр Эллады, сюда обращались в разные периоды многие великие мыслители, в том числе Пифагор (назван в честь пифии) и Платон . Главная прорицательница Оракула звалась пифия , а на самом Храме были три надписи, во многом определившие пути философии Древней Греции. Одной из надписей была: «Познай себя». В фильме прорицательницу зовут Пифия, она также женщина, и над входом в место ее обитания также есть надпись «Познай себя».
  • Жена Меровинга - Персефона , по аналогии с женой Аида (древнегреческого бога подземного мира) из древнегреческой мифологии, также ненавидит его. У Меровинга, как и у Аида, есть перевозчик (у древних греков - Харон), перевозящий другие программы, которые должны быть уничтожены.
  • Сцена погони на крыше в начале фильма очень сильно похожа на сцену погони в фильме Тёмный город .

Ляпы в фильме

  • Сама идея фильма нарушает закон сохранения энергии. Во первых, источником энергии на Земле является Солнце - все виды энергоносителей, кроме ядерных, в том или ином виде получили энергию от него. Если человечество закрыло небо пеленой, единственным источником энергии на планете остались радиоактивные вещества. Во вторых, чтобы получить энергию от человеческого тела, человека нужно кормить и обогревать. При этом процессе будет получено меньше энергии, чем было потрачено на ее производство, поскольку КПД всех реальных систем (в том числе, человеческого тела) - меньше 100 %. Таким образом, миллионы людей, якобы производящих энергию для машин, на деле, являются невероятно прожорливым потребителем этой самой энергии. Как рассказывает нам Морфеус в своём рассказе про «поля», на которых выращивают людей, «я видел как мёртвых превращают в питательную смесь и скармливают живым…»
  • Неясно, кто был оператором предателя Сайфера, когда он встречался в Матрице с агентами в ресторане. Создатели объясняют это тем, что до разговора с Нео Сайфер программировал себе автоматический вход в Матрицу.
  • В начале фильма, когда Тринити убегает от агента Смита и полиции по крышам домов, на заднем плане видно ночной город. Если присмотреться, то можно видеть, что картинка заднего плана плоская (в идеале должен быть небольшой паралакс, но его нет), то есть сцену снимали в студии. Секундой позже, когда Тринити перепрыгивает пролёт между домами и камера направлена вверх, можно видеть шов на потолке павильона.
  • В начале фильма показан Нео, спящий на эргономичной (изогнутой) клавиатуре . Секунду спустя, на ближнем плане, клавиатура уже обычная, прямоугольная.
  • Из-за того, что фильм снимался в Австралии (хотя и изображает Америку), в некоторых сценах заметно левостороннее автомобильное движение. Мир, «каким он был до власти машин» - панорама Сиднея. Также в одном из кадров мелькает табличка Commonwealth Bank of Australia (черно-жёлтый логотип).
  • В сцене, когда Нео на крыше уклоняется от пуль агента, из его рук на землю падают два пистолета, а при движении камеры bullet time пистолеты у его ног отсутствуют. Затем, когда камера выходит из bullet time, у ног Нео снова видны два пистолета. Также, в момент bullet time можно заметить отсутствие тел убитых охранников на заднем плане.
  • В сцене, когда Нео расписывается у курьера за посылку с телефоном, слева можно заметить руку, которая придерживает что-то на столе. В той же сцене Нео кладет конверт на клавиатуру. Когда Морфеус ему сообщает, что за ним следят и он начинает суетиться, камера сверху показывает, что конверт уже не на клавиатуре, а рядом с ней. Когда Нео тайком переходит в соседнюю кабину, снова можно видеть, что конверт на клавиатуре.
  • Сцена, где Нео и Морфеус только знакомятся и Морфеус протягивает ему руку, передняя камера показывет, что левая рука Морфеуса опущена, в то время как задняя показывает, что рука всё ещё за спиной Морфеуса.
  • В момент когда Нео входит в квартиру Пифии и берётся за ручку двери, можно увидеть в отражении дверной ручки камеру оператора.
  • В последние моменты фильма, когда Агент Смит стреляет в грудь Нео второй раз, на замедленном крупном плане можно увидеть, что от пистолета отлетает гильза холостого патрона (с замятым кончиком), хотя в первом выстреле на пол упала гильза боевого патрона от Desert Eagle
  • В момент, когда Нео идёт по карнизу, он смотрит вниз, где на дороге слева ничего нет. В момент падения телефона, там неожиданно появляется автомобильная пробка, а через секунду исчезает.
  • В эпизоде, где Морфеус проводит экскурсию для Нео по программе, имитирующей Матрицу, когда Морфеус снова обращает внимание Нео на прошедшую мимо «женщину в красном», Нео, повернувшись, обнаруживает ствол агента Смита прямо перед своим лицом. В первой части этого эпизода в отражении пенсне Морфеуса под дулом пистолета виден вертикальный белый «столбик», впоследствии он исчезает.

Е сли воздействовать на нюхательный нерв точно так же, как воздействует запах сирени, вы почувствуете запах сирени. То есть, в теории, если заменить все ощущения, ведущие на нервы, электронными аналогами, вы и не поймете, что, допустим, лежите в коконе и производите электричество для роботов. Вот и молодой хакер по погонялу Нео понятия не имеет, кто он на самом деле. Но если следовать за белым кроликом...

Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб, где знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити. Она обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы, и для этого последний должен встретиться с тем, кто его давно ищет, — Морфеусом, которого власти считают опаснейшим террористом. У Нео не остаётся времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты» — своеобразные «охранники» Матрицы.

Арестовав Нео на работе, они допрашивают его и предлагают сотрудничество. Нео отказывается, и агенты вживляют ему жучка. Морфеус предлагает мистеру Андерсону увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, приняв которую, Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает последнюю из них и попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром.

Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера. Планета погружена в вечный сумрак, а города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить энергию, необходимую машинам для выживания. Те немногие, кто смог сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор», и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео — Избранный, который уже рождался, когда только Матрица была создана, с редкой возможностью изменять всё вокруг и подстраивать Матрицу под себя.

Именно он и спас первых людей из движения сопротивления машинам, раскрыл им правду и сможет навсегда спасти человечество от власти роботов. В разум Нео загружают все виды боевых искусств, чтобы он смог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео удаётся одолеть Морфеуса. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но у последнего это не получается с первого раза, как и у всех. Команда удивляется этому, так как если он — Избранный, то законы Матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер, готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на иллюзию счастья, предлагаемую системой. Он выдаёт своих бывших друзей агентам — охранным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Оракулу Пифии, чтобы Нео смог узнать, избранный он или нет. Оракул предсказывает, что Нео должен будет сделать выбор между своей жизнью и жизнью Морфеуса.

Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удаётся убить его с помощью винтовки Теслы. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана. Когда они почти выходят из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку, и Нео не успевает выйти. Он решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть.

В тяжёлой схватке Нео с трудом удаётся обезвредить одного из агентов и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает, так как на самом деле он и есть Избранный. Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код. В конце фильма Нео звонит по телефону: он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что на самом деле они живут в мире, где нет правил и границ — в мире, где «возможно всё», после чего взмывает в небо.