Наши за границей: Miu Mau из Германии. Пеерход к партизанской войне. Из немецкого - без чего вам сейчас было бы сложно жить

Яна Франк (известная в сети как Миу Мау) родилась в 1972 году в Душанбе в семье художников-графиков.

В 1990 году переехала в Берлин, где стала дизайнером, а позже - креативным директором в большом агентстве. Пытаясь совместить работу, дом и воспитание сына, сформировала собственную систему организации творческих процессов, в результате чего добилась успеха и большой эффективности в работе.

В 2003 году появилось еще одно отягощающее обстоятельство - тяжелая болезнь, - с учетом которого пришлось заново учиться правильно распределять свои ресурсы. Сегодня Яна пишет книги о своей профессии, рисует иллюстрации для глянцевых журналов, преподает и занимается искусством. Несмотря на то что значительную часть времени все еще приходится проводить в больницах, она успевает заниматься всем, что для нее важно.

Комментарии читателей

Демьян Новиков / 5.08.2017 Личная рецензия на книгу Яны Франк "Муза и чудовище. Как организовать творческий труд"

Представьте себе фантастическую ситуацию. У вас есть талант (это ещё не фантастика) и у вас осталась возможность прочитать только 1 (одну) книгу о том, как помочь вашему таланту раскрыться на всю его невероятную величину (а вот это уже выдумка, конечно, про одну книгу). Какую книгу выбрать? Ту, которая продается везде, или первую попавшуюся? На русском или иностранного автора? Самую толстую или ту, которая написана от первого лица? Не правда ли, нелёгкий выбор.
Берите "Муза и чудовище. Как организовать творческий труд " Яны Франк, профессионального дизайнера и художника. Я. Франк пишет на русском, но заграницей, борется с болезнью, но благодаря ответственности, которую она приняла за свой
талант, успевает сделать настолько много, что и здоровые люди могут позавидовать.
Книжка получилась не толстая, но и не тонкая. Читается легко, язык автора похож на неспешные рекомендации мудрого человека, почти каждая из которых заканчивается личными примерами и примерами других. И всё это совершенно спокойно, без авральной спешки, с которой так хорошо знакомы люди творческих профессий, особенно работающие в найме.
И я не знаю лучшая ли эта книга из подобных, но она однозначно рабочая, как в
переносном, так и в прямом смысле. Авторские иллюстрации - это не только веселые картинки, но и примеры планировочных таблиц, которые так и просятся, чтобы их заполнили прямо тут на страницах книги. Ну, или хотя бы попытались. Автор книги попыталась и у неё получилось. И у вас получится.
Возьмите ответственность за свой талант и книжку "Муза и чудовище" в придачу.

P.S. И пусть Вселенная пошлет Яне здоровье.

Всегда Ваш, Новиков Демьян, психолог (ищите на b17).

Добрый день!

После небольшого перерыва на отдых в Норвегии я снова возвращаюсь к самой эмигрантской рубрике Рунета:) Напомню, что в Записках Эмигранта каждую субботу я знакомлю вас с другими "заграничниками" и пытаюсь описать жизнь за рубежом во всем ее разнообразии.

В гостях сегодня - Яна Франк, дизайнер, художник, жительница Германии, известная в LiveJounal под псевдонимом miumau У Яны, наверное, один из самых вдумчивых и спокойных блогов в Рунете. Всегда размерено, всегда интересно, с душой и умом одновременно:) Интервью, мне кажется, получилось именно таким. Очень советую прочитать до конца. :))

Расскажите Вашу историю переезда:)

Переехали в 1990 из Душанбе, после того, как там началась гражданская война. Собственно, все кто могли, начали собираться и уезжать, т.к. в родном городе все стало совсем плохо. У нас был вариант уехать в Израиль, как сделали все родственники мужа, либо в Германию, где евреев принимали как "контингентных беженцев". Мы с мужем как-то единогласно решили, что Германия нам нравится больше, по разным причинам, и приехали сюда.

Когда мы уезжали, для нас было очевидным, что мы уезжаем навсегда. Честно говоря, когда я несколько раз слышала от кого-то, что люди уехали "навсегда" а потом вернулись, я этого понять не могла. Не знаю, почему. Мне тогда казалось, что такого варианта не существует по определению. В Москву я впервые поехала через 7 лет после отъезда - когда получила немецкое гражданство. До этого, путешествовать "в сторону дома" с таджикским паспортом, обклеенным странными немецкими наклейками, как-то не хотелось. С тех пор я бываю в Москве и в России почти каждый год. А вот в Таджикистане мы больше не были.

В Таджикистан сначала долго ехать не хотелось. В самом начале нас пугали разными слухами, вроде того, что в Таджикистане всех уехавших "нашим путем" (уехали по туристической визе и остались) объявили невозвращенцами, и не выпускают назад из страны. Звучало это абсурдно, но пробовать, правда ли это, не хотелось. Потом долго было не до этого. А в последние годы лично для меня все обернулось несколько странным образом. После всех своих книг, которые я написала и издала на русском языке, и после всего, что я написала и опубликовала на своем сайте и в жж, я начала получать очень недобрые письма от бывших соотечественников. В Таджикистане теперь много мужчин, которые не согласны с моим образом жизни, с тем, что я живу без мужа, рисую голых девок и с целым рядом моих тезисов. Поэтому обещают, если я приеду в гости, "закидать меня камнями". Это окончательно отбило у меня желание возвращаться, даже в гости.

Как вы себя воспринимаете в Германии?

Вообще странное это слово "эмигрант". Естественно я понимаю, что я тут не родилась, и невесть откуда сюда жить приехала. Но с тем, что большинство людей ассоциируют с этим словом, я себя не ассоциирую.

Я как-то писала у себя в жж статью о том, что я здесь дома. И обосновывала, почему.

Там же я объяснила, почему я, например, уже не "дома" в какой-нибудь России.
http://miumau.livejournal.com/640567.html

В моем кругу знакомых очень много таких людей, как мой сын: ему 20 лет, он никогда не был в России, хотя свободно говорит по-русски (двуязыкий), и у него очень много "русских" друзей. Он понимает, что он не "обычный немец", это у них сейчас называется "немецкий гражданин с миграционным фоном", в его жизни есть еще одна "своя" культура, которой он живет и гордится. При этом он тут родился, и нигде, кроме Германии, никогда не был дома. Это его родная страна. Абсолютное большинство его друзей - такие же: либо русские, корейцы, турки, тайцы, африканцы, которые тут родились и выросли, либо самые разные "половинки": один родитель немец, или оба родителя "иностранцы", но давно или с рождения тут.

Они не эмигранты. У них просто есть еще одна (или не одна) часть в жизни, которой у немцев нет. Вот с ними я себя ассоциирую больше, чем с классическими "эмигрантами". :-)

Image credit

Хотя я без акцента говорю по-немецки, и с работой и вообще вливанием в общество у меня очень быстро все получилось, это ощущение, что я тут дома, пришло не сразу. Оно пришло через 3 года. Не знаю, почему. Никаких особых событий не припомню, просто в какой-то момент я это вдруг ощутила. Изначально я это начала замечать, когда возвращалась из путешествий (я всегда много путешествовала). Вот это ощущение (которое так же выражается и в словах), что я возвращаюсь домой, что некоторые вещи я сделаю, когда буду дома и.т.д.

Несколько раз я поигрывала с мыслью переехать жить в другую страну. Поняла, что во многих местах хотела и могла бы пожить, и наверное есть ряд мест, к которым я могла бы привыкнуть в случае необходимости. Я преодолела очень много барьеров, которые мне раньше мешали. В стране, где я совершенно ничего не знаю (включая язык) я на второй день выучиываю список из 5 продуктов, и иду пробовать купить их в деревенском магазине. Я не стесняюсь больше акцентов и ошибок, мне не мешает, что я выделяюсь из толпы как "чужак", и это большой вопрос, что именно выделяет меня из этой толпы: факт, что я родилась в далекой стране, или просто то, что я вообще необычно одеваюсь и выгляжу.

Но вот сейчас из всех стран (и даже из тех, где уютно провела несколько месяцев подряд) я все еще возвращаюсь "домой" именно в Берлин.

И я понимаю, что "привыкнуть" можно много где. И даже вот так привыкнув, можно где-то прожить полжизни, и даже очень неплохо и плодотворно прожить. Но вот в это "дома" превращается не любая страна, и если вообще, то превращается всегда очень не сразу.

Вы живете в Германии. При этом огромная часть вашей жизни - это общение с русскоязычной аудиторией в интернете. Почему так получилось? Что происходит в оффлайне?

Мне очень не хватало общения именно с этой аудиторией, когда я приехала сюда!

В первые годы у нас было очень мало русскоговорящих знакомых, и я все время, со всех сторон, слышала тоскливую фразу: "Это люди, с которыми мы никогда не стали бы общаться на Родине. А тут мы с ними общаемся только потому, что они говорят по-русски". Это, на самом деле очень грустно, когда вот такое "безрыбье" и люди готовы с кем угодно пообщаться, только бы на своем родном языке. Потом появился интернет, и первым, что у меня появилось вместе с интернетом, был доступ к сети IRC, где можно было "болтать" с людьми во всем мире. Я там немедленно нашла несколько десятков собеседников из России, или русских, находившихся за границей, и начала с ними общаться. Вот тогда стало видно, как мне этого не хватало. Вот странно - вернуться в Россию или в Таджикистан мне никогда не приходило в голову, без страны я жить могу, а по общению с людьми я скучала очень! И оказалось, что общение через интернет не заменяет живого общения на 100%, но сильно "выручает".

Как только началась вся эта история с интернетом, я начала пробовать все, что только бывает. Сначала никаких жж не было, были сайты и чаты. Я немедленно начала строить себе сайт именно на русском. Потом появился блог. До появления блогов я некоторое время жила активной жизнью в фроумах, рассылках, чатах. Через интернет мне хотелось общаться именно с русскими. В результате я просто привыкла вываливать в интернет все, что меня интересует, что составляет мою жизнь, и через это находить единомышленников, интересных людей, с которыми мне интересно общаться не только потому, что они знают русский. :-)

Надо признаться, что даже сейчас у меня в интернете очень много всего на русском, и значительно меньше всего на других языках. Из-за работы, клиентов, студентов, я стараюсь ухаживать за немецким и английским блогом и сайтом, но это мало и редко. Не сравнить с тем, что я пишу и публикую ежедневно на русском.

В оффлайне - тоже очень много русских друзей. Но тут можно смело сказать, что 50/50 - половина русские или русскоязычные, а половина - люди из других стран. При этом "чистокровных немцев" в моем кругу знакомых и друзей... трое (и тех я вижу раз в 2-3 года). :-) Остальные - "половинки" из немцев и японцев, китайцев, итальянцев, испанцев, либо помести из 3 и более национальностей.

И да, если сейчас посмотреть на все, абсолютное большинство моих друзей и знакомых, это люди, с которыми я познакомилась через интернет.

Из немецкого - без чего вам сейчас было бы сложно жить?

В первую очередь - без хорошей (и бесплатной для меня) медицины. Я тяжело болела, и сейчас мне еще часто бывают нужны хорошие немецкие клиники с их хорошими врачами. Многие говорят, что при моем диагнозе и течении болезни я бы во многих других странах не выжила, а во многих странах выжила бы, но с гораздо более тяжелой инвалидностью.

Без понятной системы организации своих дел. Мне кажется, далеко не в каждой стране можно с такой легкостью иметь свой бизнес, самостоятельно работать, и вообще очень много чего организовать, получить на это гранты, деньги и.т.д. без чужой помощи, без взяток, связей и.т.д. Просто посмотрев в интернете, в какой отдел пойти, и в любой организации получив все бумаги, и безграничную и бесплатную помощь в заполнении чего угодно.

Без довольно высокого общего уровня чистоты и ухоженности всего в окружающем мире.

Меня душевно травмируют насекомые, толпами живущие, где им не положено, грязь, развалюхи, много мест, где опасно есть, пить, сидеть и трогать руками. От всего этого хорошо прятаться в Германии. :-)

Как вас изменила Германия? Другими словами, если бы вы остались в Душанбе, насколько по-другому сложилась бы ваша судьба?

Я в разные годы по-разному отвечала на этот вопрос. Надо сказать, что, когда я уезжала из Душанбе, мне было 18 лет, и я уже "на редкость хорошо там устроилась". Я во многих местах получала заказы, которые хотела получить, работала дизайнером и художником, зарабатывала немало денег. И мне пророчили, что я "далеко пойду" и многого добьюсь. Я верила в то, что у человека есть некий потенциал, и он его "отработает" при желании где угодно. И может примерно равного добиться в любой стране.

Сейчас я понимаю, что это, конечно, не совсем так. В Германии у меня появилось очень много возможностей и свобод, которых никогда не было бы в Душанбе. Я не смогла бы стать креативным директором в большом агентстве, просто потому что агентств такого масштаба там не было (не знаю, есть ли сейчас, но я чувствую, что это все равно "не то", у них не те возможности, размвх и средства). Я так же не смогла бы сделать самостоятельно многие проекты, которые сделала, и многие вещи в творческом плане, которые я тут захотела и перепробовала, мне бы там никто попробовать не дал. Многие вещи я бы никогда не сделала, потому что я бы их никогда не захотела сделать! Потому что до переезда сюда я просто не знала, что они бывают и я их хочу! :-)

А еще мне интересны и нравятся очень многие вещи, которые тут вообще никого не смущают, а там, как я уже упоминала, за такое норовят закидать камнями.

Вы почти ничего не пишите на эмигрантские темы. Обычно эмигрантские блоги - это как раз о том, как там:) Почему так сложилось, как вам кажется?

Ну как же - вся моя книга "Дневник дизайнера-маньяка", это истории о том, "как там" - т.е. как тут работается русском дизайнеру и арт-директору в типичном немецком агентстве. Все тексты на моем сайте miu-mau.org в каком-то смысле об этом. И я очень много пишу в своем блоге о жизни, и т.к. жизнь моя протекает большей частью тут, это и есть истории о том, как все тут.

У меня в жж есть тэги "живу" и "истории", там приземляются простые бытовые истории, сценки из моей жизни.

Мне кажется, что это типичные сценки именно берлинской жизни. Можно их так же расценивать, как истории жизни наших (в лице меня и моей мамы и других родных и близких) в Берлине.

Image credit

Одно время я долго была в Америке, и пыталась сравнивать Германию с Америкой. :-) Т.е. в Германии я уже ко многому привыкла, и оно стало "как родное", а тут опять новый мир, где опять все иначе. Например вот:
http://miumau.livejournal.com/324992.html

А вот вам - как они "про нас". И вообще, про всех. Вообще вот именно эти истории очень наглядно показывают, в каком мире живет современный житель Берлина. :-) В нем как нету Фридриха Энгельса, так и эмигрантов никаких нет, вообще какая-то совершенно новая картина мира, в которой все причудливо.

http://miumau.livejournal.com/730198.html
http://miumau.livejournal.com/730632.html
http://miumau.livejournal.com/198925.html
http://miumau.livejournal.com/640912.html

Вообще, я ко всему этому хотела бы добавить еще одно наблюдение.

Я в течение 20 лет наблюдаю за людьми, которые приехали жить в другую страну (в любую) и замечаю, как они отзываются о своей повседневной жизни. Сначала, в первое время, они в основном жалуются на то, что теперь неудобно и сложно и "не так". Погода плохая, климат не подходит, немцы (японцы, американцы) эти - странные какие-то. Они сравнивают с тем, что у них было хорошо и удобно в их прошлой жизни, "дома" и жалуются на то, что наполнило дискомфортом их быт.

Потом некоторые перестают жаловаться, и начинают чаще упоминать то, что им теперь удобно и нравится: автобус ходит по минутном расписаню вовремя, в библиотеку ходить научились и полюбили, любимые магазинчики нашли, появилось жилье, о котором всю жизнь мечтали, что-то стало проще и понятнее, с чем раньше всю жизнь мучились.

Потом они начинают возражать тем, кто жалуется: "Плохая погода? Да лано, ничего страшного, просто надо учиться правильно одеваться." И мечтательно рассказывать и "скучать" о том, что украшает их жизнь. По дороге на работу можно искупаться в море. В центре города можно на обед встретитсья в любимом ресторанчике. Есть любимые места, которые вдохновляют. В жизни появляются какие-то мелкие ритуалы, которые между делом улучшают настроение: по дороге куда-то есть любимая кафешка с любимым тортиком, а рядом с конторой, в которую вообще-то ходить не очень хочется, но иногда приходится, есть любимый парк.

Вообще, такие вещи как парки, сады, улицы, районы, начинают становиться любимыми. Там круглый год что-то происходит, чего люди ждут: осенью ежевику собирать, которую в углу парка нашли, весной маленьких козлят и барашков гладить в вольере, в каком-нибудь любимым месте, на соседней улице тополиный пух поджигать в сезон, любимые уличные праздники раз в год, рынки по воскресеньям, рождественскую декорацию и рынок смотреть в центре города... Это означает, что люди начали в каком-то месте жить, влились в жизнь этого места, нашли, что там хорошего.

Когда кто-то говорит: "Мы у вас там хрошего хлеба не нашли" или " мы у вас гуляли и ничего интересного не увидели" или "не нашли, где вкусно поесть", человек начинает заступаться за свой родной город, и предлагать тайные адреса и рецепты, как там все найти и получить в наилучшем виде.

Вот тогда человек прижился на новом месте.

А есть такие, которые 40 лет тут (или где угодно) и все еще ноют, что в Москве (Киеве, Костомукше) погода была лучше, и сгущенка вкуснее, и телевизор интереснее. :-)

Вот они и остаются вечными эмигрантами.
______________

Спасибо огромное Яне:) Френдим в обязательном порядке и читаем miumau . У Яны еще есть отдельный дико креативный сайт .

Другие выпуски "Наших за границей" вы можете прочитать, :)

Я решил тут пожаловаться на Миу Мау своим читателям у себя в жж и рассказать пару смешеных историй, после чего и сам был не рад. Так как мы с Яной работали и жили долгое время вместе, то у нее в компьютере остались мои пароли. Миу нашла этот мой пароль от моей электропочты и запросила через него пароль от жж, после чего все стерла. Если почту я восстановил, то жж жалко. Копии остались, но не восстановишь как раньше. Уверен железно, что это сделала она. До этого она грозилась взломать мой акаунт и просила менеджера Юлю найти хакера в Москве. Юля хакера не нашла, тогда она вспоминает, что я в ее FTP-клиенте оставил свой пароль. В те времена когда еще жил у нее:-)

Миу не любит когда про нее плохое пишут. Я нарисовал пару карикатур на неё, что привело ее в ярость. Особенно тот факт, что другие девочки оставили много положительных комментариев.

Мы расстались. Пока я грустил от расставания, Яна писала всем своим знакомым, что я - плохой:) Типичная история. И я совершил типичную ошибку, когда я начал пред всеми оправдываться.
Артемию Лебедеву например она сообщила, что я якобы залез по дереву (второй вариант: спрыгнул с крыши) на Янин балкон ночью с целью сделать предложение руки и сердца, а потом за мной приехали санитары. Ничего конечно не было. Есть история о том, как она сама заперла меня на балконе, когда я вышел покурить после ссоры, потом извинялся, хотел спустится по дереву с балкона, но так как она описала - литературная фантазия. В другой истории про меня за мной якобы приехала полиция. Хотя я просто приходил к ней забрать свои вещи в ее интерпретации - я украл что-то.

Мне надо было быть по-осторожней. Ведь в те времена когда мы с ней дружили, она уж очень много страшных историй про своих мужчин рассказывала. Чувствовал, что когда-нибуть небылицы будут рассказываться про меня.

Вообще-то я тот самый муз, которому Яна сделала посвящение в "Музе и Чудовищу". Об этом она сообщила даже официально на презентации книги в Питере. В следующем тираже это наверное будет Вася Пупкин.

Яна хорошая девушка, талантливая, красивая, умная - но ко всему этому есть небольшой негативный пункт: она как всякий писатель сочиняет, что само по себе хорошо. Но вот когда дело происходит в реале, такое сочинительство называется ложь или еще хуже - клевета.

Психолог бы сказал, что она подсознательно мстит мужчинам, за то что ее обломал первый муж. Для тех, кто не в курсе - у нее диагноз - букет психозаболеваний совместимых с творчеством:) Этим объясняется то, что при разводе ей не оставили ребенка. Сумасшедшим мамам не доверяют. Да и 10-летний сын сказал в суде, что хочет жить у папы а не с ней.

Очень жаль что так закончилось, а времена были вдохновленные. Признаюсь что я в момент ссор наломал тоже дров, даже самому об этом неловко вспоминать. Я был очень влюблен в нее тогда и она видимо тоже. Но сейчас это всё равно уже в прошлом.

Я - творческая натура. Тайм-менеджмент мне не подходит!

Оставим его менеджерам. Их я прекрасно понимаю. Легко засунуть в планировщик дело типа «посетить деловую встречу» или «отправить коммерческое предложение». Но как вы запланируете порыв души, внезапное озарение или ночные посиделки с другими художниками, во время которых родилось столько блестящих идей?!

Художник и писатель Яна Франк показывает, как настроить тайм-менеджмент так, чтобы он не вредил творчеству.

Яна Франк

Что мы знаем о художнике?

Живёт один. Творит по ночам. Ест «Доширак». Неуклюжий, неорганизованный, растрёпанный. Вечно витает в облаках. Ему нет дела до обычной жизни. Он ждёт музу.

Ну, ведь я прав? Такая картинка у вас в голове?

Яна говорит, что не только обыватели думаю так. Точно так же видят себя и сами художники. Большинство.

Но не все. Яна встречала и организованных творцов. Над ними часто смеются коллеги, но спустя годы именно они добиваются успеха. Их работы ценятся выше, чем работы «истинных» творцов. Яне можно верить - она со студенчества вращается в этих кругах.

Это подтолкнуло её к такому выводу:

Подумав обо всём, я пришла к выводу, что хаос не содержит в себе ничего удобного и вдохновительного и не имеет никакого отношения к свободе. Яна Франк

Что общего у Яны Франк и Дэвида Аллена?

GTD Дэвида Аллена - самая популярная система тайм-менеджмента в мире.

Многие, впрочем, воротят от неё нос. Почему? Ответ: система слишком сосредоточена на выполнении всяких мелочей. Я не хочу переделать все-все дела. Не хочу быть роботом!

Ну или как-то так.

На самом деле пользователи GTD со стажем знают, что главный лозунг системы GTD такой: перенеси всю рутину в систему, чтобы ОСВОБОДИТЬ ГОЛОВУ для великих мыслей.

Разве не этого хотят все творческие люди?

Неубранная комната, переполненный почтовый ящик, незаписанные идеи - всё это тянет художника вниз, возвращая его на бренную землю. Не даёт мозгу художника творить по-настоящему. Эта рутина постоянно напоминает о себе, пусть даже и подсознательно. Ведь проблемы висят, они не решены. И чем больше художник отмахивается от них, тем больше эти дела дают о себе знать. Несрочные и мелкие «комарики» превращаются в «птеродактилей», которые норовят оттяпать всю голову.

Яна предлагает всю эту рутину засунуть в планировщик. В её случае - большую разлинованную тетрадь. Она считает, что рутинные дела нужно делать регулярно, чтобы они вошли в привычку. Чтобы не испытывать эмоций при их выполнении, не тратить драгоценную энергию.

Муки творчества

Ну хорошо, творчество очищено от рутины. Можно творить?

Ага, но и тут не всё гладко. Как справиться с отвлечениями? Как бороться с творческим кризисом?

Эти и многие другие проблемы творцов Яна также рассматривает в книге.

Для кого эта книга?

Никакая это не система вроде GTD. Это, скорее, манифест. Об организации творчества.

И написано это для людей, которые не верят, что чёткое планирование и творчество совместимы. Эти люди в своё время прочли несколько популярных книг по тайм-менеджменту. Увидели все эти примеры из жизни белых воротничков. И испугались. И поставили на тайм-менеджменте крест.

Именно таких людей Яна убеждает передумать.

В конце концов, она показывает свой героический пример. Яна пережила страшную болезнь (рак). И не просто пережила, а продолжает творить с поражающей продуктивностью:

  • Более 100 картин и 1 000 иллюстраций.
  • 8 книг.
  • Яна - один из самых популярных блогеров Рунета с десятками тысяч подписчиков.
  • И при всём при этом она воспитала сына.

Таким образом, это и мотивационная книга. Если смогла Яна, значит, сможете и вы.

А ещё мне показалось, что книга написана для женщин)) Недаром ведь на «Озоне» просто подавляющее количество отзывов именно от них.

Итоги

Да, творцам мешает рутина. Но вместо того, чтобы бежать от неё, попробуйте организовать её и регулярно выполнять.

Освободите свою голову для творчества!

January 30th, 2015

Одно из самых мощных антиколониальных движений на африканском континенте в послевоенное время получило известность как «Восстание мау-мау». Оно объединило представителей крупнейших народов современной Кении, а тогда - Колонии и Протектората Кении, которые не были довольны британским господством над этой территорией. Начало движения мау-мау уходит во вторую половину 1940-х годов, когда на волне завершения Второй мировой войны практически во всех колониях европейских государств активизировались национально-освободительные движения. К этому времени в колониях уже имелась собственная национальная интеллигенция, многие выходцы из колоний прошли фронты Второй мировой и получили представление о жизни в других странах, а также опыт общения с европейскими солдатами и офицерами левых и демократических взглядов. Все это, в совокупности с обычными для колоний проблемами социального неравенства, экономической неудовлетворенности, и способствовало развитию национально-освободительных движений.

Давайте узнаем подробнее как это было …

Появление «мау-мау»

Костяк мау-мау составили представители народа кикуйю. Это - крупнейший народ Кении. В настоящее время его численность достигает 6 млн. человек. В основном это земледельцы, а также скотоводы, говорящие на языке кикуйю группы банту бенуэ-конголезской языковой семьи. Кикуйю исповедовали и продолжают исповедовать свои традиционные верования, при этом подвергшись значительной христианизации в колониальный период.
Яндекс.Директ

Будучи крупнейшим народом Кении, именно кикуйю стояли у истоков национально-освободительного движения страны в середине ХХ века. Объяснялось это тем, что в колониальной Кении кикуйю оказались в очень неблагоприятном экономическом положении. Европейские фермеры с разрешения и при прямой поддержке колониальных властей захватывали для себя лучшие сельскохозяйственные земли. Кикуйю лишались хозяйственной базы и были вынуждены поступать батраками на европейские фермы и плантации, или идти в наемные рабочие. Более того - значительная часть кикуйю маргинализовывалась и пополняла ряды городских пауперов, оседая на окраинах Найроби и формируя там трущобные поселки с многочисленным населением, перебивающемся случайными заработками, а то и откровенным нищенством и криминалом. Многих кикуйю британские власти практически насильно использовали для различных работ - и в сельском хозяйстве, и в промышленности, фактически превращая их в аналог рабов.

Движение «мау-мау». «Кенийское сафари» британских колонизаторовКикуйю по национальности и ветераном Второй мировой войны был и основатель движения «мау-мау» Дедан Вачиури Кимати (1920-1957). Он родился в Ньери, сумел окончить миссионерскую школу и получить работу учителя в начальной школе. Затем он пошел на службу в колониальную администрацию - то есть, начал путь типичного представителя местной образованной прослойки населения. Как и многие кенийцы, Кимати был мобилизован во Вторую Мировую войну и служил в британских колониальных войсках. Участником повстанческого движения он стал в конце 1940-х годов и быстро выдвинулся на руководящие позиции как образованный человек, тем более с опытом военной службы. В октябре 1952 года именно Кимати возглавил крупнейшую группировку «мау-мау», действовавшую в районе лесистых гор Абердэр.

Антибританское движение кикуйю появилось еще в 1920 году - это была Ассоциация молодых кикуйю, созданная в Найроби местными жителями. В 1922 году ее демонстрация была расстреляна британскими полицейскими, причем жертвами разгона демонстрации стало 25 человек. Политический режим в колонии был ужесточен, однако это скорее сыграло против британцев. Вместо того, чтобы легализовать оппозицию и иметь контроль за ее настроениями, лидерами и деятельностью, британские власти сами способствовали уходу антиколониальных активистов в подполье.

Само происхождение названия «мау-мау» точно неизвестно. Существует несколько версий. Первая - о том, что это - общее название народа кикуйю британскими колонизаторами. Вторая - о том, что это сокращение слова на языке суахили «Mzungu Aende Ulaya, Mwafrika Apate Uhuru» - «Пусть европейцы вернутся в Европу, Пусть африканцы восстановят независимость». Скорее всего, британцы использовали для обозначения восстания слово «мау-мау» целенаправленно - чтобы создать повстанцам в глазах мировой общественности имидж дикарей, подавление которых не является чем-то зазорным и антигуманным. Ведь на самом деле повстанческая организация называлась вполне современно и «цивильно» - Кенийская армия земли и свободы (KLFA), практически - «Земля и воля». Определенную роль в ее создании сыграли культы «дини», последователями которых становилось все большее количество кенийцев. Эти культы носили отчетливо антибританский характер, одновременно привлекая местное население всевозможными благами - исцелением болезни, ростом репродуктивных возможностей, предотвращением падежа скота и так далее. Однако при этом от своих адептов лидеры культов требовали не исполнять христианских обрядов, не носить европейскую одежду, не бриться, не говорить по-английски и так далее. То есть, по возможности максимально отрицать порядки и культуру, навязываемые колонизаторами.

Первые известия о появлении повстанческого движения в Кении относятся к 1948 году, а к 1950 году оно сильно активизировалось. Начались поджоги ферм и домовладений европейцев. В 1952 году губернатор колонии Эвелин Баринг объявил чрезвычайное положение на территории Кении. Это было связано с возросшей активностью антиколониальных сил. Губернатор затребовал дополнительные войсковые контингенты, которые были переброшены в Кению из других африканских колоний Великобритании и из региона Суэцкого канала. Среди перебрасываемых войск были и британские, и африканские подразделения. Колониальными властями было выдано 183 ордера на арест кенийских оппозиционеров и уже к утру 21 октября 1952 года было задержано около ста активистов. Тем не менее, подавить движение этими репрессивными мерами британским властям не удавалось, так как «мау-мау» пользовались широкой поддержкой среди населения. В столице колонии Найроби происходили массовые аресты и обыски, в особенности в пригородах города, где проживали переселенцы из деревень, традиционно более склонные к антиколониальным настроениям.

Пеерход к партизанской войне

Одной из основных форм деятельности «мау-мау» стали атаки на фермы европейских землевладельцев. В колонии проживало большое количество фермеров - англичан и представителей других европейских наций, которые имели внушительные землевладения и пользовались трудом местных батраков и слуг. Последний фактор их и подставлял - африканские слуги сочувствовали соплеменникам - повстанцам, а не европейским хозяевам и при удобном случае выступали в качестве наводчиков. Однако, надо отдать должное, далеко не во всех случаях африканские слуги выступали на стороне повстанцев. Так, когда 29 октября 1952 года в знак отмщения за начало массовых репрессий против движения «мау-мау» был убит первый белый фермер Эрик Бойер, двух его слуг - африканцев повстанцы также убили.

Нападения на фермы европейцев совершались мобильными группами примерно около десяти человек. Однако имели место и куда более массовые нападения «мау-мау», в которых участвовали сотни повстанцев. При этом колониальные власти никак не могли обезопасить белое население Кении. В ответ на нападения британские власти проводили рейды по территориям, где могли базироваться «мау-мау». Прежде всего, это были лесные массивы, в особенности в районе современных национальных парков Эбурру и Абердер.

Июнь 1953 года отметился назначением генерала Джорджа Эрскина (1899-1965) на пост командующего войсками в регионе. Движение «мау-мау». «Кенийское сафари» британских колонизаторов Это был опытный военнослужащий британской армии, в годы Второй Мировой войны командовавший танковой дивизией, воевавшей на территории Северной Африки, Италии и Нормандии, затем служивший в должностях главнокомандующего войсками в Гонконге, главнокомандующего Восточным командованием британских войск. Он был известен не только своим боевым опытом, но и большими связями в британских верхах, которые позволяли ему поступать сообразно собственной точке зрения, не сильно прислушиваясь к мнению общественности и парламентариев.

Одновременно кенийское командование переподчинили непосредственно Лондону, тогда как раньше оно подчинялось штабу в Каире. После этого значительно ужесточились полицейские операции. В фильтрационных лагерях содержалось около 12 тысяч кенийцев, арестованных по обвинению в сотрудничестве с повстанцами. 15 января 1954 г. в руки полиции попал сам Варухиу Итоте - один из ключевых руководителей движения, допрос которого помог колониальным властям ответить на многие вопросы относительно внутренней организации повстанческого движения, его обеспечения боеприпасами и продовольствием, мест базирования и так далее.

Чтобы добиться хоть каких-то результатов в борьбе с повстанцами, британские власти крайне ужесточили порядки в колонии, стремясь запугать местное население. Было принято постановление о расстреле на месте любого африканца, который появится в районах предполагаемого базирования «мау-мау». Однако поскольку значительная часть повстанцев базировалась и в пригородах Найроби, постепенно комендантский час и полицейские зачистки стали неотъемлемыми спутниками жизни африканского населения столицы. 24 апреля 1954 года в столице было введено осадное положение, после чего начались тотальные проверки африканского населения. Все подозрительные африканцы отправлялись в фильтрационный лагерь. Одновременно началось строительство дорог в лесных массивах, в воздух была поднята авиация.

Контрпартизанские меры становятся эффективнее

Понимая, что одними лишь армейскими частями и полицией проблему «мау-мау» не решить, британские власти приступили к реализации старой идеи создания контрпартизанских отрядов. В них нанимали местных уголовников и амнистированных повстанцев, которые, будучи африканцами, куда лучше знали местные тропы и занимались отловом соплеменников. В 1953 году это подразделение было объявлено составной частью африканских колониальных войск. Таким образом, кенийское общество разделилось. Одна часть поддерживала повстанцев и снабжала их продовольствием и людскими ресурсами, другая поддерживала колониальные власти. Естественно, что вскоре началось и вооруженное противостояние между двумя группами населения. Контрпартизанские отряды охотились на повстанцев и сочувствующих им крестьян, попутно занимаясь грабежами и насилием над мирным населением. В свою очередь повстанцы карали смертью за сотрудничество с властями, в том числе не брезговали сожжением деревень, населенных «коллаборационистами» и уничтожением крестьян, отказывавшихся выступать против британских колонизаторов.

Постепенно британское командование проявляло все большую изобретательность в поиске эффективных методов контрпартизанской борьбы, обращаясь, в том числе, и к опыту борьбы с коммунистическими партизанами в Британской Малайе. Для разведывательных операций против повстанческого движения колониальными властями были созданы специальные группы, которые действовали под видом «мау-мау». В эти группы входило 8-10 человек. Как правило, их костяк составляли выступавшие на стороне властей кикуйю. В каждой группе был белый - руководитель. Он гримировался под негра, одевал парик из волос убитого повстанца или шляпу. При этом к белому командиру приставлялся боец - телохранитель, задачей которого было отвлечение внимания от командира и его прикрытие в случае опасности. Одевались разведчики в одежду, снятую с убитых «мау-мау», которая специально не стиралась, чтобы не выдать чистым запахом людей, маскирующихся под партизан, живущих в лесу. Входя в деревню кикуйю, симпатизировавшую повстанцам, разведчики просились на ночлег под видом «мау-мау» и разузнавали информацию. После этого информация сообщалась контрпартизанским командам. В состав этих команд входило обычно 3 британских полицейских, 15 африканских полицейских и проводник. Кроме этих подразделений действовали и отряды самообороны, созданные белыми фермерами, которые проводили самостоятельные рейды по деревням, поддерживавшим партизан, действуя, прежде всего, в целях устрашения местного населения.

Британская пропаганда, с целью очернить «мау-мау» в глазах мировой общественности и снизить их поддержку кенийским населением, постоянно распространяла негативную информацию об их деятельности, в том числе обвиняя их в излишней жестокости, расправах над мирным населением и даже использовании колдовских методов и черной магии. Для африканцев последние обвинения были особенно значимы - многие темные крестьяне переставали сочувствовать повстанцам из-за боязни связываться с колдунами. «Мау-мау» умудрялись обвинять даже в скотоложстве, причем с ритуальными целями - очевидно для того, чтобы представить максимальными дикарями, недостойными жалости со стороны цивилизованного общества.

Тем не менее, жестокость «мау-мау» была преувеличена - за все годы существования они убили лишь 32 европейских фермеров и 49 индийцев (в Восточной Африке выходцы из Индии всегда были привилегированным сословием, вторым после европейцев, и занимались бизнесом или служили в колониальной администрации). Что касается мирного населения, то здесь «мау-мау» были более жестоки - они убили 1800 представителей кенийских народов, сотрудничавших с колониальными властями. В боевых действиях с «мау-мау» погибло 200 британских военнослужащих, сотрудников полиции, около 500 «Королевских Африканских Стрелков» - местного корпуса колониальных войск. Неизвестно, чтобы «мау-мау» совершали нападения на объекты инфраструктуры, занимались экономическими диверсиями.

Британские военные и полицейские действовали не менее, а то и более жестоко, чем подавляемые ими повстанцы. Так, один из белых фермеров так описывал свое участие в издевательствах над пленным повстанцем: «К тому времени я отрезал его яйца и уши и выколол его глаза. Жаль, он умер прежде, чем мы получили от него много информации» (Elkins Caroline Britain’s Gulag: The Brutal End of Empire in Kenya. - London: Pimlico, 2005.).

Один британский офицер так описывал свои действия после захвата трёх известных мау-мау:

Я сунул револьвер прямо в его улыбающийся рот, сказал что-то, не помню что, и нажал на спусковой крючок. Его мозг разлетелся по всему полицейскому участку. Два других Микки (презрительное название мау-мау) стояли, глядя пустыми глазами. Я сказал им, что если они не скажут мне, где найти остальную банду, я убью их. Они не сказали ни слова, поэтому я выстрелил в них обоих. Один из них был ещё не мертв, поэтому я выстрелил ему в ухо. Когда младший инспектор подъехал, я сказал ему, что Микки попытались скрыться. Он не верил мне, но все, что он сказал, было «похороните их» .

В пытках широко использовался электрошок, а также сигареты и огонь. Бутылки, оружейные стволы, ножи, змеи, ящерицы вкладывались в распоротые животы мужчин и во влагалища женщин.

Кастрация захваченных в плен повстанцев, да и мирных жителей, которые только подозревались в симпатиях к «мау-мау», приняла в Кении массовый характер. Так поступали с очень многими мужчинами, попавшими по подозрению в симпатиях к повстанцам в фильтрационный лагерь. Вообще, британские колонизаторы не в меньшей степени, чем «нецивилизованные» кенийские крестьяне - повстанцы, проявляли изощренные садистские наклонности.

Колонизаторы утверждали, что в ходе карательных операций было убито 11500 повстанцев, и отрицали жертвы среди чёрного гражданского населения. Исследователь Дэвид Андерсон считает, что реальная цифра, вероятно, более 20000. Другой исследователь заявлял, что число жертв достигло не менее 70 000, и даже что оно может составлять сотни тысяч. Однако это было убедительно опровергнуто британским демографом Джоном Блэйкером, на основе данных переписей и расчетов с учетом рождаемости. Блэйкер считает, что общее число убитых африканцев составило около 50000 .

Также колониальные власти озаботились лишением повстанцев доступа к продовольственным ресурсам. В первую очередь, вдоль леса в Абердэре выкопали оборонительный ров с колючей проволокой, на определенных отрезках которого находились полицейские посты. Местным крестьянам запретили обрабатывать землю вблизи леса и выпасать там скот. Также решили переселить крестьян из отдаленных деревень, которые рассматривались как потенциальные базы повстанцев.

Подавление восстания

Надо отметить, что суровая политика колониальных властей дала определенные результаты. Численность повстанцев значительно сократилась. В октябре 1956 года был захвачен лидер «мау-мау» Кимати. 17 октября он был ранен, но сумел бежать в лес. Однако 28 часов в непрерывном пути по лесу сделали свое дело - он сильно ослаб, хотя смог продержаться в лесу 4 дня, пока 21 октября не был обнаружен полицейским. В феврале 1957 года Кимати казнили. Считается, что движение «мау-мау» фактически прекратило свое существование в 1956 году, а в 1960 году было отменено чрезвычайное положение в колонии. Декабрь 1963 года ознаменовался для Кении официальным провозглашением государственной независимости.

В независимой Кении участники восстания «мау-мау» далеко не сразу превратились в национальных героев. Первый президент Кении Джомо Кениата не симпатизировал методам ведения борьбы «мау-мау» и запрещал их деятельность и упоминания о них. Тем более, что Кениата не хотел ссориться с Великобританией - Кения оставалась одной из «образцово-показательных» африканских стран. Примечательно, что сам Джомо Кениата перед провозглашением независимости Кении семь лет провел в ссылке - за принадлежность к движению «мау-мау». Хотя, скорее всего, его закрыли за то, что он руководил партией «Союз африканцев Кении» - основной оппозиционной организацией страны, представлявшей едва ли не большую опасность для британцев, чем деятельность повстанческого движения. В любом случае, именно Кениата провозгласил 12 декабря 1963 года независимость Кении.

Движение «мау-мау». «Кенийское сафари» британских колонизаторовЛишь после того, как Кениата умер, а затем сменился и заложенный им политический режим, отношение кенийских властей к этой странице в истории государства изменилось кардинальным образом. В современной Кении «мау-мау» стали героизировать. Был введен специальный праздник «День Героев» 20 октября, посвященный памяти «мау-мау». В 2003 году была зарегистрирована Ассоциация ветеранов войны «мау-мау», одной из ключевых задач которой стало требование от британских властей официальных извинений за свои действия и выплаты денежных компенсаций пострадавшим от пыток повстанцам и их родственникам.

Вплоть до нынешнего времени британское правительство упорно не соглашалось рассекретить информацию о подавлении восстания «мау-мау». Только в 2011 году историки и общественные деятели смогли получить право пользоваться документами из секретных британских архивов. Связана повышенная секретность была с тем, что жестокость колониальных властей в отношении повстанцев и местного мирного населения многократно превосходила известные случаи преступных действий со стороны повстанцев. Вполне вероятно, что свою роль в рассекречивании архивов и вообще в изменении отношения британских властей к «мау-мау» сыграла личность одной женщины, которая, по официальной версии, шесть месяцев провела в фильтрационном лагере британских колониальных властей по подозрению в сотрудничестве с повстанцами, подвергаясь при этом жестоким пыткам. Зовут ее Сара Оньянго Обама (р.1922). Другому, более знаменитому Обаме, она приходится родной бабушкой. Впрочем, та же самая история - про шесть месяцев заключения и пытки рассказывается и про деда американского президента - Хусейна Оньянгу Обама, который прежде служил поваром в британских колониальных войсках, а затем вроде как состоял в движении «мау-мау». Согласно воспоминаниям Сары Обама, Хусейн был кастрирован во время его пребывания в фильтрационном лагере, как и многие другие кенийцы, подозревавшиеся в участии в национально-освободительном движении.

Сегодня члены мау-мау признаны властями Кении как герои войны за независимость, пожертвовавшие своей жизнью, чтобы освободить кенийцев от колониального господства. Правительство Кении ввело специальный праздник Mashujaa Day (День Героев), который будет отмечаться ежегодно 20 октября. Стоит заметить, что Mashujaa Day заменил праздник, посвященный первому президенту Кениате, который в своё время осуждал террор мау-мау.

В 2003 г. власти Кении официально зарегистрировали Ассоциацию ветеранов войны «мау-мау». Её представители требуют от Британии компенсации за пытки повстанцев .

За рассекречиванием архивов, на котором настаивало и правительство Кении, последовали и следующие «красивые жесты» со стороны Великобритании. В июне 2013 года Великобритания заявила о том, что будет выплачивать компенсации более чем 5 тысячам кенийских граждан, пострадавших от действий британских колониальных властей в годы борьбы с повстанческим движением. 12 декабря 2013 года британские власти пошли еще дальше и заявили о готовности открыть за свой счет мемориал в столице Кении Найроби, посвященный памяти бойцов «мау-мау», павших в борьбе за независимость и свободу своей родной земли.

Движение «мау-мау», безусловно, нельзя оценивать однозначно. Поскольку элемент стихийности был в нем очень высок, а рядовой состав, да и многие вожди, происходили из архаичного общества кенийских отдаленных деревень и из маргинальных слоев Найроби, имели место и проявления жестокости, и криминального поведения со стороны повстанцев. Тем не менее, они как могли пытались сделать свое благородное и достойное уважения дело - отстоять независимость своей родины от британских колонизаторов, эксплуатировавших природные ресурсы и население Кении. За это повстанцы «мау-мау» и заслужили место в мировой истории, а также и определенное уважение. Другое дело - британские колонизаторы, которые, прикрываясь вывеской цивилизации, творили немыслимые зверства на территории африканского континента.

http://infoglaz.ru/?p=58733