Как чувствует себя господин из сан франциско. Господин из сан-франциско анализ рассказа. Тема исчезновения и смерти в рассказе бунина господин из сан-франциско

«Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году. В этот тяжелый период, во время первой мировой войны, люди переосмыслили устоявшиеся ценности, по-иному воспринимали окружающий мир и себя, пытались понять причины катастрофы, в поисках выхода из столь тяжелой ситуации.

Таким произведением и является «Господин из Сан-Франциско», где автор рассуждает о главных ценностях жизни, которым нужно следовать, что принесет спасение и успокоение.
Наблюдая за жизнью состоятельного американца и членов его семьи, мы видим, что в образе жизни, мыслях и действиях этих людей есть какой-то изьян, превращающий последних в живых мертвецов.

Конечно, жизнь героя из Сан-Франциско довольно благополучна, так как он богат и уважаем, у него есть семье. Всю жизнь трудясь, достигая намеченной цели – богатству, господин замечает, что прошел большой путь и практически сравнялся с теми, кто был ему когда-то образцом.

Автор показывает, что прожив пятьдесят восемь лет и достигнув своей цели, господин так или иначе не жил, а лишь существовал, лишенный всех прелестей жизни. И наконец он решил отдохнуть, наслаждаясь жизнью. А что же для него значит «наслаждаться жизнью»?

Живя в окружении иллюзий общества, господин слеп, у него нет собственных мыслей, чувств, желаний, он следует желаниям общества и окружения.

Герой, имея много денег, сравнивает себя с властелином мира, так как может многое себе позволить, но все это не способно сделать человека счастливым, согреть его душу.

Имея богатство, господин упустил главное в свое жизни - настоящую любовь, семью, опру в жизни. Он не питает любви к своей жене, а она не любит его, дочь, хотя и в возрасте зрелой для невесты, не замужем, руководствуясь такими же принципами, как у ее отца. Автор замечает, что во время этого круиза вся семья надеялась встретить богатого жениха для дочери.

Во время действия произведения писатель показывает оторванность личности героя от реальной жизни, ложность его ценностей и идеалов. Кульминацией процесса становится смерть героя, расставившая все по своим местам, указав герою его место. Как оказалось, деньги и богатства не играют никакой роли, если речь идет о настоящих любви, признании и уважении. Никто не вспомнил имени героя после смерти, как, впрочем, и не помнили и при жизни.

Тело героя возвращалось домой также на пароходе «Атлантида », но уже в трюме, среди ящиков всякого хлама. Это и есть подведенный итог жизни героя. Из произведения мы видим, что писатель отвергает идеалы буржуазного мира, считает их ведущими к разрушению. Истиной для писателя является то, что стоит свыше человеческих амбиций и заблуждений, и это, прежде всего природа, что является вечной и неизменной, хранит в себе законы Вселенной, а также высшие человеческие ценности – честность, доверие, справедливость, любовь и т.д.

Если человек нарушает все это, то он неизбежно стремиться к смерти, подобно обществу, проповедующему такие ценности. Именно по этой причине эпиграфом произведения стали строки из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий, ибо в один час пришел суд твой».

Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы. Бунин отказывает своему герою в этом не только потому, что он типичен и похож на других богатых стариков, приезжающих из Америки в Европу, чтобы напоследок насладиться жизнью. Писатель подчеркивает, что существование этого человека начисто лишено духовного начала, стремления к доброму, светлому и высокому. Первая половина рассказа посвящена путешествию на корабле «Атлантида», где герой наслаждается всеми благами цивилизации. Бунин с откровенной иронией описывает его «главные» события - завтраки, обеды и многочисленные переодевания к ним. Все, что происходит вокруг, на первый взгляд не касается главного героя: рев океана, вой сирены, пылающие топки где-то внизу. Он уверенно берет от жизни все, что только можно взять за деньги, забывая о собственном возрасте. При этом посторонним он напоминает механическую куклу на шарнирах, которая поглощает вино и яства, но уже давно не помнит о простых человеческих радостях и горестях. Герой рассказа растратил молодость и силы, наживая деньги, и не заметил, как бездарно прошла жизнь.

Он стар, но мысли о скорой кончине не посещают его. Во всяком случае Бунин описывает своего героя как человека, не верящего в предзнаменования. То, что человек из последнего его сна оказался похожим на владельца каприйской гостиницы, скорее позабавило господина из Сан-Франциско, чем показалось неким предупреждением. Призрачность богатства и могущества обнаруживается перед лицом смерти, которая наступила внезапно, не дав ему ни секунды для осознания собственного ухода.

В отличие от Л. Н. Толстого (рассказ «Смерть Ивана Ильича»), Бунина волнует не духовный, а космический смысл смерти. Философское осмысление смерти у Бунина многогранно и эмоциональный спектр широк: от ужаса до страстного желания жить. В его представлении жизнь и смерть равноправны. При этом жизнь описывается с помощью чувственных подробностей, каждая из которых полновесна и важна для постижения красоты бытия. А смерть служит переходом к иному бытию, к посмертному сиянию души. Но была ли у господина из Сан-Франциско душа? Бунин описывает его смерть и посмертные мытарства телесной оболочки подчеркнуто грубо, натуралистически, нигде не упоминая ни о каких душевных страданиях. Преодолеть смерть способна только духовная личность. Но герой рассказа не был такой личностью, поэтому его смерть изображается только как гибель тела: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел… голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом - и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то». Признаки утраченной при жизни души появляются уже после смерти, как слабый намек: «И медленно, медленно на глазах у всех потекла бледность по лицу умершего, и черты его стали утончаться, светлеть…» Смерть стерла с лица героя прижизненную маску и на миг приоткрыла его истинный облик - тот, каким он мог бы быть, если бы прожил жизнь по-другому. Таким образом, жизнь героя была состоянием его духовной смерти, и только физическая смерть несет в себе возможность пробуждения утраченной души. Описание умершего приобретает символический характер: «Мертвый остался в темноте, синие звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене…» Образ «огней небес» является символом души и поисков духа, утраченного при жизни господином из Сан-Франциско. Вторая часть рассказа - это путешествие тела, бренных останков героя: «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало наконец на тот же знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет». Получается, что героем рассказа оказывается сначала живое тело, лишенное духовной жизни, а затем просто мертвое тело. Нет тайны смерти, тайны перехода к иной форме существования. Есть только преобразование износившейся оболочки. Часть этой оболочки - деньги, сила, почет - оказалась просто фикцией, до которой живым уже не было дела. Мир без господина из Сан-Франциско не изменился: так же бушует океан, ревет сирена, танцует в салоне «Атлантиды» нарядная публика, нанятая пара изображает любовь. Только капитан знает, что находится в тяжелом ящике на самом дне трюма, но его заботит лишь сохранность тайны. Бунин не показывает, как переживают кончину героя его жена и дочь. Но остальной мир равнодушен к этому событию: то, что ушло вместе с ним, не делало жизнь других ярче, светлее и радостнее. Поэтому у Бунина смерть героя - это предостережение всем, живущим только для собственной славы и богатства, всем, не помнящим о своей душе.

Рассказ Бунина «Господин из Сан – Франциско» повествует о том, что все обесценивается перед фактом смерти. Человеческая жизнь подвластна тлению, она слишком коротка, чтобы растрачивать ее напрасно, и главной идеей этого поучительного рассказа, является осмысление сущности людского бытия. Смысл жизни героя этого рассказа заключается в его уверенности, что на имеющееся богатство можно купить все, но судьба решила иначе. Предлагаем анализ произведения «Господин из Сан – Франциско» по плану, материал пригодится при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1915 г.

История создания – В витрине магазина, Бунин случайно обратил внимание на обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», это послужило толчком для написания рассказа.

Тема – Противоположности, окружающие человека повсюду, являются главной темой произведения – это жизнь и смерть, богатство и нищета, власть и ничтожность. Все это отражает философию самого автора.

Композиция – Проблематика «Господина из Сан – Франциско» заключает в себе как философский, так и социально – политический характер. Автор размышляет о бренности бытия, об отношении человека к духовным и материальным ценностям, с точки зрения различных слоев общества. Завязка рассказа начинается с путешествия господина, кульминационным моментом является его неожиданная смерть, и в развязке повести автор размышляет о будущем человечества.

Жанр – Рассказ, представляющий собой содержательную притчу.

Направление – Реализм. В истории Бунина приобретает глубокий философский смысл.

История создания

История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он увидал обложку книги Томаса Манна. После этого он гостил у своей сестры, вспомнил обложку, почему-то она вызвала у него ассоциацию со смертью одного из отдыхающих американцев, случившуюся во время отдыха на Капри. Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.

Тема

В «Господине из Сан – Франциско» анализ произведения позволяет выделить основную мысль рассказа , которая заключается в философских размышлениях автора о смысле жизни, о сущности бытия.

Критики восторженно отнеслись к творению русского писателя, по – своему интерпретировав суть философского рассказа. Тема рассказа – жизнь и смерть, нищета и роскошь, в описании этого героя, зря прожившем свою жизнь, отображает мировосприятие всего общества, разделенного на классы. Высшее общество, обладающее всеми материальными ценностями, имеющие возможность купить все, что только продается, не имеют самого главного – духовных ценностей.

На корабле танцующая пара, изображающая искреннее счастье – тоже фальшивка. Это актеры, которых купили, чтобы они сыграли любовь. Нет ничего настоящего, все искусственное и напускное, все купленное. И сами люди фальшивы и лицемерны, они безлики, в чем и заключается смысл названия этого рассказа.

И господин не имеет имени, жизнь его бесцельна и пуста, он не несет никакой пользы, только пользуется благами, созданными представителями другого, низшего класса. Он мечтал купить все, что только возможно, но не успел, судьба распорядилась по-своему, и отняла у него жизнь. Когда он умирает, никто о нем и не вспоминает, он доставляет лишь неудобства окружающим, в том числе, и своей семье.

Суть в том, что он умер – и все, ему не нужны никакие богатства, роскошь, власть и почет. Ему все равно где лежать – в роскошном инкрустированном гробу, или в простом ящике из-под содовой. Жизнь прошла зря, он не испытывал настоящих, искренних человеческих чувств, не знал любви и счастья, в поклонении золотому тельцу.

Композиция

Повествование рассказа делится на две части : как господин плывет на корабле к побережью Италии, и путешествие этого же господина обратно, на том же корабле, только уже в гробу.

В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги, у него все самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и все прочие прелести жизни. Денег у господина столько, что он задумал путешествие на два года, вместе со своей семьей, женой и дочкой, которые тоже ни в чем себе не отказывают.

Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, все резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешевый и незаметный. Даже нет приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в обычный ящик, являющийся тарой для каких-то продуктов. На корабле, где господин блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в темном трюме.

Жанр

«Господин из Сан – Франциско» кратко можно охарактеризовать как жанр рассказ а, но этот рассказ наполнен глубоким философским содержанием, и отличается от остальных бунинских произведений. Обычно, у Бунина рассказы содержат описание природы и природных явлений, поражающих своей живостью и реалистичностью.

В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого и завязан конфликт этого рассказа. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации, превратившемся в бездуховное меркантильное существо, поклоняющихся лишь одному идолу – деньгам, и отрекшимся от всего духовного.

Весь рассказ подчинен философскому направлению , и в сюжетном плане – это поучительная притча, дающая урок читателю. Несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а сливки высшего общества бессмысленно прожигают жизнь, все это, в конце концов, ведет к единому финалу, а перед лицом смерти равны все, и бедные, и богатые, от нее нельзя откупиться никакими деньгами.

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.

Сочинение

Ивана Алексеевича Бунина называют «последним классиком». В своих произведениях он показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Творчество этого великого писателя всегда вызывало и вызывает отклик в человеческой душе. Действительно, темы его произведений актуальны и в наше время: размышления над жизнью и над ее глубинными процессами. Произведения писателя получили свое признание не только в России. После присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом русской литературы.

Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти.

Одной из наиболее интересных тем произведений И. А. Бунина была тема постепенной и неминуемой гибели буржуазного мира. Ярким примером является рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Уже с эпиграфа, взятого из Апокалипсиса, начинается сквозной мотив рассказа — мотив гибели, смерти. Он возникает потом и в названии гигантского корабля — «Атлантида».

Основное событие рассказа — смерть господина из Сан-Франциско, быстрая и внезапная, в один час. С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. Сначала он собирается ехать в Рим, чтобы слушать там католическую молитву покаяния (которая читается перед смертью), затем пароход «Атлантида», который символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, поэтому в конце концов корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. Весьма любопытным героем рассказа является «наследный принц,…путешествующий инкогнито». Описывая его, Бунин постоянно подчеркивает его странную, как бы мертвую, внешность: «…Весь деревянный, широколицый, узкоглазый… слегка неприятный — тем, что крупные усы у него сквозили как у мертвого… Смуглая тонкая кожа на плоском лице точно натянута и как будто слегка лакирована… У него были сухие руки… чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь».

С мельчайшими подробностями описывает Бунин роскошь господ нового времени. Их алчность, жажду наживы и полную бездуховность. В центре произведения — американский миллионер, у которого даже нет собственного имени. Вернее, оно есть, но «его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил». Это собирательный образ капиталиста того времени. До 58 лет жизнь его была подчинена накопительству, добыванию материальных ценностей. Он работает, не покладая рук: «он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но, все же возлагая все надежды на будущее». Став миллионером, господин из Сан-Франциско хочет получить все то, чего был лишен долгие годы. Он жаждет удовольствий, которые можно купить за деньги: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни предаются автомобильным и парусным гонкам, другие — рулетке, третьи — тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…». Автор правдиво показывает жизнь обывателей, потерявших всякое духовное начало и внутреннее содержание. Даже трагедия не способна разбудить в них человеческие чувства. Так, смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен». Однако скоро все забывают про «мертвого старика», восприняв эту ситуацию как небольшой неприятный момент. В этом мире деньги решают все. Так, гости отеля за свою плату хотят получать исключительно удовольствия, а хозяин заинтересован в прибыли. После смерти главного героя отношение к его семье резко меняется. Теперь на них смотрят свысока, и они не получают даже простого человеческого внимания.

Критикуя буржуазную действительность, Бунин показывает нам нравственное падение общества. В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль «Атлантида» выступает как символ цивилизации, обреченный на гибель, а господин из Сан-Франциско — символ буржуазного благополучия общества. Люди, которые красиво одеваются, развлекаются, играют в свой игры и совершенно не думают об окружающем мире. Вокруг корабля — море, они его не боятся, потому что доверяют капитану и команде. Вокруг их общества — другой мир, бушующий, но никого не касающийся. Люди, подобные главному герою, находятся, словно в футляре, закрытом навсегда для других.

Символичен в произведении и образ огромного, как утес, дьявола, который является своего рода предупреждением человечеству. Вообще в рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля, словно преисподняя, в которой оказался господин из Сан-Франциско, продав свою душу за земные удовольствия. Неслучайно, что он попал на тот же корабль, где на верхних палубах люди продолжают веселиться, ничего не ведая и ничего не боясь.

Бунин показал нам ничтожность даже могущественного человека перед смертью. Здесь деньги не решают ничего, вечный закон жизни и смерти движется в своем направлении. Любой человек равен перед ним и бессилен. Очевидно, что смысл жизни заключается не в накоплении разных богатств, а в чем-то другом. В чем-то более душевном и человечном. Так, чтобы после себя ты мог оставить людям какую-то память, впечатления, сожаления. «Мертвый старик» не вызвал у окружающих никаких эмоций, лишь напугал их «напоминанием о смерти». Общество потребителей обокрало самих себя. Их ждет такой же итог, как господина из Сан-Франциско. И это не вызывает сочувствия.

Другие сочинения по этому произведению

"Господин из Сан-Франциско" (раздумье об общем пороке вещей) «Вечное» и «вещное» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Анализ рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Анализ эпизода из рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Вечное и «вещное» в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар») Жизнь естественная и жизнь искусственная в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско (по рассказу И. А. Бунина) Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Идея смысла жизни в произведении И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века. - И.А.Бунин. «Господин из Сан-Фран-циско».) Истинные и мнимые ценности в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско» Каковы нравственные уроки рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Мой любимый рассказ И.А. Бунина Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Предметная детализация и символика в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско" Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" Роль звуковой организации в композиционном строении рассказа. Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско») Символичность в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франнциско» Смысл названия и проблематика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Состоятельна ли человеческая претензия на господство? Социально-философские обобщения в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И. А. Бунина Тема обречённости буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Философское и социальное в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть в рассказе А. И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Философские проблемы в творчестве И. А. Бунина (по рассказу «Господин из Сан-Франциско») Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Сочинение по рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско» Судьба господина из Сан-Франциско Символы в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина. Тема обреченности буржуазного мира. По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» История создания и анализ рассказа "Господин из Сан-Франциско" Анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Идейно-художественное своеобразие рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Символическая картина человеческой жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Вечное и "вещное" в изображении И. Бунина Тема обреченности буржуазного мира в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Идея смысла жизни в произведении И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" Тема исчезновения и смерти в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Первый вариант) Тема смысла жизни (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Деньги правят миром Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жанровое своеобразие рассказа "Господин из Сан-Франциско"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №2»

План-конспект урока

По литературе в 11 классе

на тему « И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Обращение писателя к социально-философским вопросам».

Курушина Н.В.

Урок составлен по материалам УМК: Учебник «Русская литература 20 века»: Учебник для 11 кл.: в 2 ч.

Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2012 г.

Тип урока: урок-беседа

Вид урока : урок-практикум (осмысление темы через речевой тренинг, анализ текста, выполнение заданий репродуктивного, конструктивного и творческого характера)

Используемые технологии : вопросно - ответная форма, педагогика сотрудничества

Оценка педагогической ситуации: от учителя требуется особенно тщательная разработка вопросов к классу, так как от вопросов зависит многое: будут ли они стимулировать самостоятельное мышление и деятельность учащихся.

На уроках такого типа мысль ученика в основном опирается на вопросы, которые ставит перед ним учитель. учащиеся умеют анализировать текст, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля и осмысливать знания с целью самостоятельного видения проблемы.

Цели урока :

Образовательная: продолжить работу над навыками работы с текстом, отбора нужной информации, совершенствовать умения выбирать нужную информацию из большого по объёму материала, познакомиться с новыми терминами (символизм, символ)

Воспитательная : развивать познавательную активность учащихся, эмоциональную чувствительность, уважение к человеку даже после его смерти, уважение к чувствам людей, которых коснулось горе, уважение к семье, способность сопереживать

Развивающая: развивать образное и логическое мышление, умение рассуждать, анализировать, аргументировать

и отстаивать свою позицию, оценивать себя и товарищей

Оборудование: портрет Бунина

1.Цели учебной деятельности

(2 мин.)

Введение в тему

Выявить особенности художественного стиля писателя, идейный смысл рассказа;

вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.

2.Повторение изученного

Актуализация опорных знаний

(6 мин.)

3.Усвоение содержания учебного материала.

Проверочная работа

(10 мин.)

4 . Работа с текстом.

«(20 мин.)

5. Этап подведения итогов.

Учитель начинает урок отрывком из стихотворения И.А.Бунина:

Твой труд переживёт тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писаный портрет –

И станешь ты незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…

Так о поэте говорит Бунин, но, очевидно, это и о нём самом, не случайно нас волнуют и сегодня его произведения, заставляют волноваться, будят мысль.

Почему?

Учащиеся:

В произведениях писателя всё имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой. Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова…» и это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.

Учитель:

В чём особенность названий рассказов Бунина? («Тишина», «Первая любовь», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Тёмные аллеи»).

Учащиеся:

В названиях ощущается особый лиризм, затаённая печаль, тоска по ушедшему.

Учитель

Но этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско». Почему?

Примерные ответы учащихся.

Возможно, речь пойдёт о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться. Размеренное, бесцветное, безжизненное существование господина.

Проверочная работа по тексту рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    С кем отправился в путешествие господин из Сан-Франциско?

    Название парохода, на котором путешествовал господин из Сан-Франциско?

    С кем познакомилась на пароходе его дочь?

    Как называется остров, где умер господин из Сан-Франциско?

    В каком номере в отеле поселилась его семья?

    В какой номер унесли умирать господина из Сан-Франциско?

    Какие чувства вызвала смерть господина из Сан-Франциско у хозяина отеля?

    Как изменилось отношение окружающих к семье господина из Сан-Франциско после его смерти?

    Что предложили для умершего господина из Сан-Франциско вместо гроба?

    Как возвращается домой тело господина из Сан-Франциско?

Работу можно дать как письменно, так и в форме устного опроса учащихся.

История создания рассказа

Рассказ заранее подготовленного ученика.

Год написания 1916.

До этого сам писатель много путешествовал по миру и наблюдал кризис цивилизации. Бунина не устраивал буржуазный уклад жизни. Он видел бездушность буржуазного общества и его неминуемую гибель.

Первое название рассказа «Смерть на Капри». Эпиграфом было «Слава тебе, Вавилон, город крепкий»-город, погрязший в грехе, как современное Бунину общество. Эпиграф был снят писателем в 1951 г. в последней редакции.

Учитель.

-- Вспомните, к какому литературному течению относил себя Бунин?

Ученики .

Не относил себя ни к какому литературному течению.

Учитель.

- Рассказ содержит в себе философские размышления о смерти и бессмертии. В рассказе много символов. Обильное использование символики позволяет относить рассказ к символистскому направлению.

(Уместно дать определение СИМВОЛИЗМ, СИМВОЛ)

Символизм- антиреалистическое направление в литературе и искусстве, основным средством которого является символ.

Символ – условный знак выражающий сущность какого-либо явления.

Учитель.

Давайте найдем символы в тексте.

Учащиеся.

- Океан- символ жизни. Эпитет «суровый» говорит о том, что жизнь трудная и суровая, но не задумываются об это путешественники.

Пароход-символ буржуазного общества. Этажи парохода- слои общества. Наверху, на палубе, происходит радостное наслаждение жизнью, которое обеспечивают рабочие, находящиеся внизу, в «подводной утробе парохода».Название пароходу дано неслучайно- это намек на возможную катастрофу.

Жизнь нарядных людей, «господ» наверху, в освещённых барах, пронизана ложью, подчёркивает Бунин, - там служила специально нанятая пара, изображавшая любовь и тем самым благотворно влиявшая на настроение богатых пассажиров.

Вой сирены- символ приближающейся катастрофы. Музыка- гармония. Она заглушает вой сирены, и ничто не тревожит беспечность «господ».

Учитель.

В чём смысл образа капитана.

Учащиеся.

Командир корабля, «рыжий человек чудовищной величины и грузности», напоминает « огромного идола», «языческого бога» - всё то, что происходит под его началом, очень далеко от христианской жизни… В его образе проявляется мистицизм, так же как и в образе Дьявола, наблюдающего за пароходом, как и в изображении погоды во время путешествия.

Вернёмся к главному герою. Дайте его портрет. Каково отношение автора к своему герою?

Учащиеся. (работа в группах)

Вопросы для групповой работы работы:

1. Внешность героя.

«Смокинг и крахмальное бельё очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова…»

2. В чем свободен и в чем несвободен господин из Сан-Франциско?

Далее мы видим, что тот. Кто ощущает себя господином жизни, тот, которому наперебой предлагали услуги и который их снисходительно принимал или не принимал. Вовсе и не свободен в своей жизни – он едет туда, куда прилично ездить людям его круга, а не куда он сам хочет, селится в отелях, наиболее отвечающих его положению, например. В Неаполе выбирает тот, «где мог остановиться и принц».

3. В чем смысл названия рассказа?

В названии рассказа сквозит одновременно и самоощущение богатого американца, и авторская ирония над этим, и характеристика унылой безликости главного героя. Он не свободен, он и не живёт, а только собирается жить, этот «человек со старым сердцем».

Поведение Господина, жадного до наслаждений бытом, туалетом,- пик слепоты того, кто уже коснулся пропасти небытия.

4. Почему у господина нет даже имени?

Это образ собирательный. Под этим господином «скрываются» тысячи таких господ, кто жаждет денег и наслаждений. Кто живет фальшивой и пустой жизнью.

Учитель.

Однако … у Бунина есть это «однако». Это природа, которая бушует, это стужа, это небывалые ливни, шторм. Природа и человек вступают в схватку.Почему? И кто победит в ней?

Учащиеся.

Испортившаяся погода, за которую почти извинялись слуги, и была той неприятностью, что омрачила путешествие, шедшее в Неаполе в прежнем русле.

Дожди и холод погнали семью американца на Капри: все уверяли, что там теплее и комфортнее Природа, потому что именно в ней – всё живое, в отличие от господ с их «заведённым» механическим порядком.

Учитель.

Почему господин из Сан-Франциско не придал значения странному совпадению с явью своего сна в ночь переезда на Капри?

Учащиеся.

После тяжёлой морской качки на пути к Капри, когда «господин» чувствовал себя «совсем стариком» («как и подобало ему» - сурово напоминает автор), семья вступила на остров, вновь выбирая лучший отель, благосклонно принимая услуги, и «как по сцене пошёл…господин из Сан-Франциско» к «сияющему» подъезду отеля.

Вот тут-то и произошёл случай, «на мгновение» поразивший американца»: в «отменно элегантном и молодом» хозяине отеля, поклонившемся им, господин из Сан-Франциско вдруг узнал человека, виденного им в эту ночь во сне. «Удивлённый, он даже было не приостановился».

Учитель

Почему?

Учащиеся .

Рационализм его натуры, его глухота к потаённым токам жизни, к мистическим знакам, предзнаменованиям лишила его возможности увидеть в этом предупреждение, он лишь пошутил об этом с женой и дочерью. Юная девушка, в отличие от старого отца, почувствовала тоску, страшное одиночество «на этом глухом, тёмном острове».

Учитель.

В чём особенность описания поведения господина из Сан-Франциско перед обедом на Капри, в последние минуты его жизни?

Учащиеся.

Преисполненный уважения к самому себе, он ведёт себя с прислугой подчёркнуто высокомерно, отвечает «с неторопливой отчётливостью», «обидно-вежливым голосом», тщательно соблюдая дистанцию – об этом он всегда помнит.

Его подготовка к обеду описана Буниным с особенной тщательностью, и начинается это описание со знаменитой фразы: « А затем он снова стал точно к венцу готовиться». Венец в человеческой культуре присутствует в обряде свадьбы, коронации, - но и похорон.

Учитель.

« Что думал, что чувствовал господин в этот столь знаменательный для него вечер?»

Учащиеся.

А ничего – он после качки очень хотел есть и был в некотором возбуждении, «не оставлявшем времени для чувств и размышлений». Он ничего не предчувствовал – он не умел этого делать; ощущение господина жизни, казалось, страховало его от всех неприятных случайностей. Педантично приводит себ в порядок господин из Сан-Франциско, и его восклицание: «О, это ужасно!» относится к длительности и напряжённости его манипуляций с шейной запонкой. Самое ужасное в его жизни уже приближается. Об этом оповещает второй гонг, который «зычно, точно в языческом храме, загудел по всему дому». Пожилой американец, игриво думал о танцовщице, которую сейчас увидит, пошёл, в ожидании жены и дочери, в читальню. Это можно назвать его финальным шествием – как он это чувствовал – победителя жизни, от которого жались по стенам слуги, который легко обогнал старуху, спешившую впереди него изо всех сил… В читальне он «холодно» осмотрел (привычно оценивая его социальное положение) единственного посетителя, немца «с сумасшедшими, изумлёнными глазами» - это был последний человек, которого он видел. Смерть, которая, по все видимости, наступила от апоплексического удара, как тогда называли инсульт, прервала это его греховное занятие, и его тело, «отчаянно борясь с кем-то», поползло на пол.

Учитель.

Когда Бунин в первый раз называет героя не господином?

Учащиеся.

Когда природа его побеждает, он человек, а не господин.

Учитель.

И вновь возникает деталь – «наслаждение жизнью»! Это ли «наслаждение»? Наверное нет, так как интонация рассказа становится более мрачной, чувствуется приближение трагедии (идёт анализ художественных деталей). Это ощущает и герой рассказа. Чем же он занят в этот вечер

И в чём видит наслаждение?

Учащиеся.

(«В ложке супа, в глотке вина»)

Учитель.

Анализируем последние действия героя и отмечаем художественные детали: «серебряная оправа», «жемчужные волосы черепа», « чёрные носки», «чёрные брюки», «бормотание», «стон», «хрип сдавленного горла» и т.д.

Так кто же перед нами – человек или господин?

Учащиеся : Перед нами человек с живыми чувствами, и перед смертью он ведёт себя как человек, а не «заведённый механизм» Он очень долго умирает, так как всеми силами цепляется за жизнь, ведь лишь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какая она есть.

Учитель.

Объясните изменение отношения к господину из Сан-Франциско после его смерти.

Учащиеся.(Примерные ответы)

С точки зрения хозяина отеля то, что «натворил» американец, есть «ужасное происшествие», и ужас не в смерти самой по себе, а в коммерческих, так сказать, последствиях её. Надо отменять тарантеллу, надо удерживать туристов. которым, конечно. Будет неприятно соседство с покойником – вот что «натворил» старик.

Смерть настигла его внезапно и грубо, он только начинал жить, он не был готов к встрече с ней. И он «настойчиво боролся со смертью».

Вечер, однако, «был испорчен», туристы имели «обиженные лица». Хозяин отеля находился в приличном раздражении и давал слово, что примет «все зависящие от него меры…» Открытый рот мёртвого американца был «рсвещён отблеском золота» его пломб, золото – основная ценность этого человека да и этого мира.

После его смерти, т.е. исчезновения у него того, что было главным для этого мира, - денег (хозяину отеля «совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе» вдова и дочь), отношение к старику изменилось самым коренным образом. Хозяин разговаривает с убитыми горем женщинами «уже без всякой любезности» и отказывает им в комнате, где жил покойный, так как это распугает туристов.

Отчаяние вдовы и дочери не трогают хозяина отеля. Он как можно скорее хочет избавиться от тела, и не дожидаясь гроба, предлагает для умершего ящик из-под содовой. Хозяин должен служить тем, у кого есть деньги.

Учитель.

Нашему герою предстоит возвращение: как он возвращается?

Учащиеся.

Тело мёртвого старика, неделю пространствовав между портами, « испытало много унижений, много человеческого невнимания» и вновь попало на ту же самую «Атлантиду», что везла его в Старый Свет. Всё переменилось теперь в его положении: теперь его «глубоко спустили в просмолённом гробе в чёрный трюм» - повернулось колесо его фортуны. Когда Бунин стал называть господина из Сан-Франциско «мёртвым стариком», в описаниях появились печальные интонации, человеческая жалость к тому, кого так далеко упрятали от веселящихся людей.

На корабле, как всегда ночью, был бал… «бальная музыка гремела опять среди бешеной вьюги…как погребальная месса…»

Учитель просит подвести итоги беседы: о чём же рассказ Бунина, какие темы поднимает в нём автор.

Учащиеся

В своем рассказе писатель показывает, что в мире, где правят деньги, нет места для вечных ценностей: любовь, искусство, природа, и тд. Такое общество ждет неизбежная гибель.

Учитель

Философские размышления о смерти рождают в рассказе размышления о бессмертии.

В рассказе есть эпизодический персонаж, у которого есть имя. Кто это?

Ученики

Рыбак Лоренцо.

Учитель.

Что вы можете сказать о нем?

Ученики.

Это здоровый, красивый, жизнерадостный старик. Он часть природы. У него нет денег, но не в этом видит он счастье.

Учитель

С этим образом связаны размышления Бунина о бессмертии. Как мы понимаем, что Лоренцо не забудут люди?

Ученики.

Лоренцо несколько раз позировал живописцам. Это сделает его бессмертным в памяти людей.

Учитель.

Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного? Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни

Ученики.

Деньги, материальные блага и удовольствия не обогащают душу. Человек, который живет ради денег и преклоняется деньгам, обречен на смерть и забвение. Любовь, доброта- это вечные ценности. Это и есть бессмертие

6. Итог.

(Рефлексия)

(3 мин.)

Учитель подводит итоги урока, благодарит учащихся за активную работу на уроке.

Объявляет оценки за урок.

7 .Задание на дом.

(1 мин.)

Прочитайте рассказ «Чистый понедельник».

Какова проблематика рассказа, композиция. авторское мироощущение, эмоциональная тональность.

Попробуйте самостоятельно проанализировать рассказ.