Обучение вокалу взрослых: с чего начать? Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога)

Желание заняться вокалом порой возникает во взрослом возрасте. Предпосылок для этого множество: веселые встречи в культурных кругах, проявление тяги к музыке и музыкальных способностей, смена жизненных взглядов. Поэтому, прежде чем начать посещать , необходимо оценить собственные способности к вокалу и музыке.

Помощь профессиональных вокалистов и педагогов школы эстрадного вокала Ларисы Кудрявцевой «Vokal-Profi» будет как нельзя кстати. После прослушивания учащегося и оценки его музыкальности составляется индивидуальная программа занятий и методики преподавания. Цель занятий – развитие у взрослых первоначальных музыкальных способностей и правильного сценического поведения.

Особенности курсов вокала для взрослых

Курсы вокала для взрослых – комплекс занятий, направленных на выявление и выработку музыкальных возможностей ученика. Основным аспектом, необходимым вокалисту, является умение интонировать заданные мелодии. Музыка, являясь точным искусством, предполагает гармонию во всем: каждая нота должна соответствовать нужной ячейке песни, независимо от того, была ли она спета или воспроизведена на музыкальном инструменте.

В вокальная техника преподается специалистами посредством различных методик, подобранных индивидуально для каждого учащегося.

Учитываются:

  • слух и степень музыкальности;
  • умение интонировать;
  • способность к продолжительному фонационному выходу;
  • ровность звучания воспроизводимых мелодий.

Однако основой обучения вокалу является правильное дыхание – именно в воздушной среде человек производит звуки. Поэтому уроки вокала для начинающих взрослых в первую очередь направлены на разработку дыхательной системы. От ее правильного использования зависит ровность и длительность фонационного выдоха. Этот навык необходим начинающим вокалистам для правильного распределения воздуха на всю длину вокальной фразы, длина которой может быть разной в зависимости от того, какое произведение исполняется. И разрывать смысловую и эмоциональную «ткань» песни никак нельзя!

Как проходят занятия по вокалу для взрослых?

Занятия вокалом в Москве в школе эстрадного вокала Ларисы Кудрявцевой «Vokal-Profi» проходят следующим образом:

  • для начала учащиеся записываются на пробное занятие, происходит знакомство с педагогами и прослушивание кандидатов;
  • исходя из результатов предварительного прослушивания, для учащихся составляется индивидуальная программа занятий и подбирается репертуар;
  • устанавливается график вокальных занятий с учетом свободного времени курсанта;
  • осуществляется собственно обучение вокальному мастерству в группе или индивидуально.

Преимуществом нашего центра обучения является то, что возможность обучения вокалу предоставляется всем желающим, независимо от их возраста и уже имеющихся навыков. Со стороны учащихся необходимы лишь настрой и желание постичь вокальные вершины. К тому же, в школе вокала «Vokal-Profi» всегда царит творческая и дружеская атмосфера, а это также является одним из важнейших факторов успеха.

Добавляют адреналина постоянные выступления на сцене. Отчетные концерты – это своего рода экзамены на каждом пройденном уровне обучения. Интенсивность курсов вокала для взрослых в результате выплескивается адреналином и незабываемыми эмоциями. Успех в обучении гарантируют правильно подобранные программы, подстроенные индивидуально под цели самого ученика.

Почему стоит обратиться в школу вокала «Vokal-Profi»?

Школа эстрадного вокала Ларисы Кудрявцевой «Vokal-Profi» - это студия, в которой сотрудничают в одной команде наилучшие педагоги, музыканты и просто творческие люди. Мы постарались создать наилучшие условия для качественного обучения вокальному искусству и плодотворного творчества наших выпускников.

  • у вокалистов существенно расширяется певческий диапазон;
  • формируется правильная вокальная позиция, дикция и вокальное дыхание;
  • поднимается уровень владения собственным голосом;
  • передается художественный смысл исполняемых произведений и образа;
  • достигаются видимые успехи в работе с микрофоном и поведении на сцене.

Таким образом, в школе эстрадного вокала «Vokal-Profi» специалисты помогут вам раскрыть истинные возможности вашего голоса, его природу, а также почувствовать и развить его до желаемого уровня. Курсы вокала в студии Ларисы Кудрявцевой идеально подойдут для тех, кто желает заниматься пением профессионально или просто научиться владеть музыкой для себя. Также эти занятия направлены на развитие уверенности в собственном таланте. Поэтому мы готовы предложить своим курсантам наилучшее – качество обучения и высокопрофильную подготовку в вокальном искусстве. И пусть все сцены будут покорены вашим талантом!

Начальные занятия вокалом с учащимися.

Начальный период занятий с учеником и в особенности первый урок, являются для руководителя весьма ответственным моментом. От того как удастся провести первый урок, часто зависит судьба дальнейших занятий.

Первые занятия являются не только учебными. На них углубляется знакомство с учеником: как с его голосом, так и с психическим складом. На этих уроках выявляются отдельные черты психики, характера: активность учащегося на занятиях, его восприимчивость к навыкам и занятиям, память, способность собирать и удерживать внимание, волевые качества характера, такие как настойчивость и уверенность в себе.

В результате такого детального знакомства составляют индивидуальный план работы с учеником (наряду с воспитанием общих, необходимых навыков голосообразования, намечают и методические пути устранения отрицательных особенностей голосообразования, а также индивидуальный подход к личности ученика).

Уроки с начинающими должны быть кратковременными, по возможности ежедневными. Развивать голос следует в начале на центральном участке диапазона, отталкиваться от наиболее благоприятно звучащих гласных на примарных звуках, используя умеренную силу голоса. Для правильной организации работы необходим осмотр голосового аппарата врачом-фониатром. Посещение врача и его оценка строения голосового аппарата может быть полезной для определения типа голоса, который свойственен данному ученику. Диагностика типа голоса является одной из важных задач первого периода работы с учеником.

Учебные занятия следует начать с организации предварительных условий голосообразования - с установления правильного положения головы и корпуса. Для этого надо добиться, чтобы поза поющего была естественной – чтобы он стоял прямо без напряжения, раздвинув назад плечи, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу. Голова не должна быть опущенной вниз или запрокинутой назад.

Непосредственно голосообразованию предшествует вдох, он во многом определяет выдох. Если вдох осуществляется при помощи движения (выпячивания) брюшной стенки при покое грудной клетки, то и выдох будет происходить за счёт движений диафрагмы и мышц живота. То же и при вдохе, взятом в верхний отдел грудной клетки – выдох в этом случае будет осуществляться в основном мышцами этой области. Вдох можно регулировать сознательно и поэтому его организации нужно уделить особое внимание. После этого необходимо добиться бесшумного и достаточно спокойного вдоха, характерного для нижнерёберно- брюшного дыхания.

Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука. Обычно это мягкая атака. Надо помнить об индивидуальном подходе в выборе атаки в зависимости от голосообразования ученика.Главное надо добиться, чтобы атака была чёткой, чтобы поющий брал звук сразу, без « въездов» и призвуков, как бы «сверху». Воспитание такой атаки могут помочь упражнения на staccato . Взятие звука «сверху» связано с установкой ротоглотки в положении полузевка.

В начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментами первостепенной важности, так как они во многом определяют характер звучания.

Вместе с подачей звука осваивают умение выпевать, тянуть звук в приблизительно равной силе звука (mezzo forte ). Тем самым прививают элементарные навыки равномерного выдоха, дыхательной опоры и основанный на нём навык кантиленного пения. С этой целью используют примитивные упражнения на legato на несколько близко лежащих звуках.

Уже на первых уроках нужно обострять слуховое внимание ученика к изменениям в тембровой окраске певческого звука. Сначала учащийся будет определять самые общие свойства звука, такие как округлённый и неокруглённый звук, место его наибольшего резонирования. Затем слуховое восприятие и оценки станут всё более усложняться. Учащийся сумеет уже определить, достаточно или чрезмерно округлён звук, как он звучит – в высокой или низкой позиции, ярко ли и т.п. Вместе с оценкой звука будет развиваться и критическое отношение к нему.

Умение слышать различные особенности певческого звука, критически к ним подходить и распознавать по этим особенностям, как работает голосовой аппарат, принято называть вокальным слухом.

Воспитание умения тонко слышать и ориентироваться в певческом звучании – воспитание высоко развитого вокального слуха – является основным звеном всего учебного процесса.

И с самого начала, чтобы создать благоприятные условия вокальных навыков, учащегося прежде всего надо научить хорошо слышать себя, особенности своего звучания.

В начальный период формируются основные слуховые критерии, закладывается фундамент оценки вокального звучания, на котором в дальнейшем будет строиться не только вокально- техническое, но и художественное воспитание певца.

Предлагаем вашему вниманию лучшие видео уроки вокала для взрослых на русском языке. Также они подойдут и для опытных исполнителей. Тренировочные упражнения составлены профессиональными преподавателями, мастер класс по вокалу записан в видео формате.. Обращаем внимание: для того чтобы полноценно освоить материал требуется контроль опытного человека со стороны, поэтому максимальную пользу дадут только занятия с преподавателем.

Учимся петь с нуля - видеоуроки:

Зачем нужны уроки для новичков на видео?

Изучение эстрадного пения предполагает обязательное освоение основных принципов певческого искусства. Простой способ знакомства с азами - посмотреть видео уроки вокала онлайн бесплатно. Человек самостоятельно выбирает видеокурсы к просмотру и изучению, ориентируясь на имеющиеся голосовые проблемы не тратя при этом денег. После чего уже проще сделать вывод о необходимости очных занятий и направлении для развития. Можно также использовать наши техники для учёбы в off-line режиме, сохранив с Youtube понравившийся ролик, с помощью любой программы как «видео занятие - урок 1» или под другим удобным названием.

Видеоурок по вокалу поможет:

  • понять работу гортани, связок, челюсти во время исполнения песен;
  • узнать, что такое постановка правильного дыхания;
  • сделать голос сильным, красивым, глубоким;
  • изучить основные вокально-исполнительские приемы;
  • найти упражнения для расширения голосового диапазона, развития музыкального слуха;
  • избавиться от зажимов;
  • раскрыть другие секреты вокальных техник.

Преимущества видеокурсов

Видео обучение выгодно следующим:

  • Учиться можно в удобное время суток дома, в дороге, командировке, на природе. Появилась свободная минута – посвятите ее просмотру видеозаписей и певческой практике;
  • Ролики подойдут для детей и для взрослых. Каждому возрасту посвящены отдельные интересные действенные тренировки;
  • Ученик самостоятельно определяет нагрузку. Есть желание, силы, время – можно продолжать обучение, появилось чувство утомления – переносите учебный процесс;
  • Доступная форма изложения, наглядные упражнения, подробные комментарии профессионалов позволяют успешно осваивать такой сложный учебный материал как видео уроки пения.
  • Это бесплатно!

Очное обучение - всегда качественнее!

Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории:

.
1 — песни высокой сложности

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна:

— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
— хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

.
Давайте разберем возникающие трудности

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
С уважением,
Ирина Анищенко

Маленькая девочка держит в руках расчёску вместо микрофона и поёт перед зеркалом, представляя себя поп-дивой - узнали в этой забавной певунье себя в детстве? Ведь хотелось хоть чуточку быть похожей на звезд? Если до сих пор хочется - добро пожаловать на уроки женского вокала , а потом и на сцену!

Неважно, сколько вам лет - 20 или 60, учиться петь никогда не поздно. Конечно, работа и семейный быт отнимают много времени и сил. Но если регулярно уделять новому хобби хотя бы пару часов в неделю, то старания увенчаются успехом и окружающие непременно оценят результаты.

Почему стоит сделать выбор в пользу вокала?

  • Научившись исполнять любимые хиты на профессиональном уровне, вы, безусловно, станете звездой в компании друзей. Без вас не обойдётся ни одна вечеринка с застольем, ни один поход в караоке-клуб - ведь женщина, которая поёт, всегда в эпицентре внимания и затмить её очень трудно. Словом, пение - находка для тех, кто стремится внести в жизнь яркость, новизну и развить уверенность в себе.
  • Даже начинающая певица при определенном уровне подготовки может порадовать близких необычным подарком - эффектным сольным номером. Представьте: у вашего любимого день рождения, собрались друзья и родственники. И, неожиданно - яркий сюрприз - вы выходите на сцену и исполняете нежную, проникновенную песню так, что у всех присутствующих мурашки по коже!
  • Вы не просто узнаете, как правильно петь - уроки вокала преобразят ваш голос, сделав его мелодичным, звучным, глубоким. А это очень важно, ведь приятный голосок - неотъемлемая составляющая женской привлекательности. Эффект от стильной одежды и ухоженной внешности может сойти на нет, если дама «звучит» некрасиво. К счастью, каждой женщине под силу соблазнять очаровательным тембром, но для этого нужно укреплять голосовые связки с помощью специальных упражнений, учиться правильно дышать.

«Разработка» голоса - дело тонкое и требует индивидуального подхода, поэтому, лучше доверить его профессионалам. Педагог по вокалу легко подберёт такие приёмы, которые подойдут конкретному человеку. От вас требуется прилежно посещать занятия и выполнять все рекомендации.

Как проходят уроки вокала?

Для начала определитесь, в каком музыкальном направлении будете развивать свои умения. Различные студии предлагают клиентам освоить как классические, так и современные техники пения. Например, в школе Марии Деевой ученики могут выбрать между академическим и эстрадным, а также джазом и рок-вокалом.

Первый урок в музыкальной студии - бесплатный, так что вы ничего не теряете. На первом получасовом занятии ознакомитесь с преподавателем и сразу начинаете учиться петь - никаких долгих приготовлений и скучной теории! Задача педагогов - помочь новичкам преодолеть психологический барьер и показать, на что они способны. В результате, уроки получаются интересными и богатыми по содержанию. Обучение премудростям вокала проходит в творческой, живой и непринужденной атмосфере. Если у вас есть дети, можете также записать их на занятия - педагоги студии найдут подход к маленьким непоседам и откроют для девочек и мальчиков удивительный мир музыки.