5 прич леонардо да винчи. Притчи от да винчи

Леонардо да Винчи был не только гениальным художником и изобретателем. Его интересовало множество областей, в том числе литература. Его литературное наследие состоит из дневниковых записей, известного "Трактата о живописи", афоризмов и аллегорий. Известны и притчи Леонардо да Винчи для детей - короткие поучительные истории.

Краткая биография художника

Леонардо да Винчи был одним из гениев эпохи Высокого Возрождения. Его место рождения - селение Анкиано, которое располагалось недалеко от городка Винчи, находившегося неподалеку от Флоренции. Несмотря на то что Леонардо был незаконнорожденным, отец сразу признал его.

В возрасте четырех лет сеньор Пьеро да Винчи забрал сына к себе. Мальчика стали обучать чтению, письму, математике и латыни. Интересным является факт, касающийся почерка художника. Он был левшой и писал справа налево, прописывая буквы так, чтобы их можно было прочитать при помощи зеркала. Но если Леонардо писал кому-то, то делал это обычным способом.

Мальчика отправили во Флоренцию, чтобы он освоил профессию художника. Именно там живописцев уважали больше, чем в других итальянских городах. С 1467 по 1472 гг. Леонардо был учеником - одного из известных художников того времени. Талант да Винчи был признан и учителем, и публикой после того, как он написал фигуру ангела на полотне "Крещение Христа". После этого Вероккио признал, что ученик превзошел его.

В 1482 году художник отправляется ко двору Людовико Сфорца, миланского герцога. При дворе да Винчи занимал должность устроителя придворных праздников. Параллельно с этим он занимался изучением других областей науки и развивался как художник. В Милане он основал Академию художеств, потом появляется Ломбардская школа, состоящая из учеников Леонардо. В 1495 году да Винчи начал работу над "Тайной вечерей" на стене трапезной монастыря в Милане.

После того как Сфорца утратил влияние, Леонардо покинул Милан и жил в разных городах Италии. В 1516 (1517) году он отправился во Францию по приглашению Франциска Первого. Леонардо да Винчи интересовался не только живописью и механикой, но и математикой, ботаникой, астрономией и другими областями. Художника не стало в 1519 году в замке Клу во Франции.

Литературная деятельность

Леонардо да Винчи был философом и довольно рано понял, что практической стороне живописи требуется теоретическое обоснование. Все свои размышления и наблюдения он фиксировал в записной книжке, которую всегда носил при себе. Это был дневник, аналогов которому нет в мире.

Следует отметить, что в эпоху Великого Возрождения главенствующие позиции занимала латынь. Поэтому современников Леонардо восхищала красота и выразительность его слога. Но художник не считал себя писателем, поэтому и писал так, как слышал. И по его записям можно представить, как разговаривала итальянская интеллигенция 15 века. Заметки художника отличаются простотой, в них нет пафоса и искусственности, свойственной гуманистам. И его труды имеют ценность и с литературной точки зрения.

Рисунки, эскизы и чертежи дополнены заметками, баснями, аллегориями. Все записи из дневников Леонардо представляют собой материал для большой энциклопедии. Самым известным его литературным трудом является "Трактат о живописи". Но не меньшую известность получили и притчи Леонардо да Винчи для детей.

Список коротких поучительных историй

Притчи Леонардо да Винчи отличаются простотой, но в то же время некой изящностью слога. Ниже перечислены наиболее известные короткие истории:

  1. "Настоящий друг".
  2. "Лев и ягненок".
  3. "Лебедь".
  4. "Кремень и огниво".
  5. "Гусеница".
  6. "Камень и дорога".
  7. "Украденное яйцо".
  8. "Персиковое дерево".
  9. "Справедливость".

Ниже будет описано краткое содержание притч Леонардо да Винчи.

Что такое дружба

Притча Леонардо да Винчи "Настоящий друг" рассказывает о том, как маленький орленок однажды увидел много птиц, которые летали внизу. На его вопрос, что это за птицы, орлица сказала, что это их друзья. Несмотря на то что орел предпочитает жить в одиночестве, порою и ему нужно общество. Без этого он не может считаться царем птиц.

После полученного объяснения довольный орленок стал считать всех птиц своими преданными друзьями. Но неожиданно он увидел, что кто-то из этих птиц забрал их еду. Орленок сообщил маме, что их пищу украли. На что мудрая орлица ответила, что никто ничего у них не крал. Это она угостила птиц, потому что на большой высоте трудно находить пропитание.

Если вы хотите, чтобы вас окружали верные друзья, нужно быть добрыми и терпимыми. Также важно заботиться о близких. Уважают тех, кто великодушен и готов всегда помогать друзьям.

Сила доверия

В притче Леонардо да Винчи "Лев и ягненок" рассказывается о том, что доброта и наивность имеют большую силу и способны изменить окружающих. Голодному льву подкинули маленького ягненка. Но последний был так доверчив, что совсем не испугался царя зверей.

Ягненок принял его за маму, поэтому подошел к нему ближе. В его глазах были только безграничные любовь и доверие. Лев не ожидал такого отношения, и, обескураженный подобной кротостью, не тронул ягненка. Мораль этой короткой притчи состоит в том, что доброта и любовь имеют особую силу и способны изменить человека.

Притча Леонардо да Винчи "Лебедь"

В этой истории рассказывается о красивой и величавой птице. Лебедь почувствовал, что его жизнь подходит к концу. Но он был доволен тем, что на протяжении своей жизни сумел сохранить белоснежность перьев. И, несмотря на все трудности, он не потерял свое достоинство.

Лебедь величаво подплыл к иве, под которой любовался пейзажем. И тогда он запел песню, и она была такой вдохновенной и красивой, как никогда раньше. В ней лебедь рассказывал о своей любви к солнцу, небу, всему миру. И все, словно зачарованные, слушали эту чудную песню.

Мораль этой короткой притчи состоит в том, что нужно прожить жизнь так, чтобы не о чем было жалеть. Чтобы никогда не терять достоинства, сохранить духовную чистоту.

Важность терпения в учебе

В притче "Кремень и огниво" рассказывается о следующем: кремень был недоволен тем, что получил сильные удары от огнива. Он не понимал, почему оно так с ним обращается, ведь он никого не трогает. И почему бы огниву не оставить его в покое? В ответ кремень услышал просьбу не сердиться, а проявить немного терпения и увидеть, какое чудо получится.

Кремень стал смиренно ждать и терпеть удары огнива. Спустя какое-то время появился огонь, при помощи которого можно было делать удивительные вещи. И это стало наградой за терпение. Суть данной притчи состоит в том, что не нужно бояться трудностей, которые могут появиться во время обучения. Если проявить упорство и терпение, то семена знаний дадут добрые всходы.

О чудесном превращении

В притче "Гусеница" говорится о том, как это маленькое создание наблюдало за жизнью других насекомых. Кто-то быстро передвигался, был красив, и только она, бедная гусеница, была обделена талантами. Она могла лишь ползать, но и это делала медленно.

Но даже переползая с листка на листок, гусеница совершала (как ей казалось) настоящее путешествие. Это создание никому не завидовало, понимая, что каждый должен заниматься своим делом. Предназначение гусеницы заключалось в том, что ей нужно было плести из шелковых нитей кокон.

К нужному времени она смастерила себе домик. И у нее возник вопрос: что же будет дальше? Гусеница услышала голос, который попросил набраться терпения. Когда она проснулась, то уже была не тем неуклюжим созданием. Она увидела, что у нее появились красивые крылья, раскрашенные в яркие цвета. Так гусеница стала бабочкой. Не нужно жаловаться на жизнь, возможно, в будущем она преподнесет вам щедрые дары.

Прелесть маленьких городов

В притче "Камень и дорога" рассказывается о жизни камня. Он был красивым, большим, отполированным до блеска ручьем. Но постепенно ручей высох, а камень продолжал лежать на пригорке. Вокруг росли высокие травы и яркие цветы.

Камень видел дорогу, на которой в большой куче находились булыжники и маленькие камушки. Устав от одиночества, он начал роптать, жалуясь, что ему скучно находиться среди трав и цветов. Лучше бы он был среди своих каменных собратьев, где всегда царило оживление!

И он оказался на мощеной дороге. Но его ждало разочарование: прохожие пинали камень, топтали, крошили. И вся его красота исчезла. И камень уже с грустью смотрел на свой пригорок, мечтая вновь оказаться среди трав и цветов.

Не зря говорят, что обычно не умеют ценить то, что имеют. И так же люди: они покидают маленькие сельские уголки, устремляясь в большие и шумные города. И, оказавшись там, начинают жить в быстром ритме, суете. А потом начинают скучать по неторопливому сельскому укладу.

Связь между матерью и ребенком

В притче "Украденное яйцо" рассказывается история о куропатке, у которой было свито гнездо на кипарисовом дереве. Однажды она полетела к соседке, облюбовавшей себе маслину. Но той не оказалось на месте. Куропатка не удержалась и забрала из ее гнезда одно яйцо.

Спустя какое-то время в обоих гнездах вылупились птенцы. Первыми вылетели из гнезда на маслине. Затем наступил черед птенцов куропатки. После первого полета птенцы вернулись счастливыми в свой дом. Все, кроме того самого украденного птенца. Повинуясь своему внутреннему зову, он вернулся к родной матери в гнездо на маслиновом дереве. Связь между матерью и ребенком никогда не ослабевает.

История о персиковом дереве

Одна из притч Леонардо да Винчи - "Персиковое дерево" - о том, что не стоит завидовать окружающим. Персиковое дерево видело, что на сливовом растет больше плодов, и поэтому оно стало завидовать. Орешник попытался урезонить его, объясняя, что они - разные деревья.

Орешник рассказал, что у сливы крепкий ствол и гибкие ветки, которые способны выдерживать такое большое количество плодов. И вместо того, чтобы сетовать, лучше бы оно больше заботилось о том, как вырастить хорошие персики. Но персиковое дерево было ослеплено завистью и не хотело ничего слушать.

Оно приказало своим корням впитать как можно больше соков, а ветвям - увеличить количество завязей. И когда дерево зацвело, на ветвях появилось множество плодов. Персики день ото дня становились все тяжелее, наливаясь соками. Поэтому веткам было тяжело их удерживать.

И от тяжести ствол персикового дерева сломался, а все плоды упали на землю. Все персики сгнили у основания орешника. Люди часто завидуют окружающим, не пытаясь вместо роптания заниматься полезным делом. Лучше найти то, что человек может делать хорошо, чтобы приносить пользу.

О правильном устройстве пчелиного роя

В притче Леонардо да Винчи "Справедливость" показана на примере пчел мудрость природы. Однажды начали звери жаловаться на несправедливое устройство мира. Но положила конец спорам мудрая сова.

Она признала, что в их словах есть доля истины. Но справедливость не может быть на стороне только кого-то из них. Сова привела в пример пчел. У них всем управляет матка, есть пчелки, добывающие нектар, другие занимаются обустройством сот, охраняют улей. А как они заботятся о своей королеве! Есть пчелы, которые не отходят от нее. А когда их правительница стареет, выбирают самых сильных пчел, которые носят ее на себе. Есть и пчелки-врачевательницы, готовящие снадобья. Если одна из тружениц не будет исполнять своих обязанностей, ее ждет наказание. На примере улья и показано мудрое устройство жизни: каждый должен хорошо и ответственно заниматься своим делом.

Эти короткие поучительные истории полезно читать не только детям, но и взрослым. Художник сделал героями не людей, а животных, птиц и вещи. И благодаря таким образам малышам интересно слушать притчи, воспринимая их как сказку. Взрослые же, прочитав их, могут переосмыслить свои жизненные ценности. Эти притчи отличаются простотой языка, ясностью слога и интересными образами.

Урок литературы в 6-м классе (внеклассное чтение)

Тема: "Притчи Леонардо да Винчи»

Цели:

а) образовательные:

Познакомить с “человеком - загадкой”, его литературным наследием – притчами;

Формировать умение формулировать мораль притчи, уметь разгадывать смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;

б) развивающие:

Учить анализировать факты, явления с последующим выводом, сопоставлять и выделять главное;

Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;

в) воспитательные:

Прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков, уважение, терпимость друг к другу.

Оборудование, наглядность:

1. Портрет Леонардо да Винчи

2. Компьютерная презентация «Великий Леонардо».

3. Выставка творческих работ детей: “Наши любимые персонажи из притч Леонардо да Винчи ”.

Методы:

Словесные (рассказ учителя, рассказ ученика, беседа);

Наглядные (компьютерная презентация, демонстрация репродукций картин Леонардо);

Репродуктивный;

Проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, проблемная беседа, исследование текста);

Методы самостоятельной работы;

Методы стимулирования (ситуация занимательности, приём удивления, сопоставления).

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

У нас сегодня необычный урок – урок внеклассного чтения. И проведём мы его тоже необычно – в форме устного журнала. Все вы знаете, что журнал - это периодическое печатное издание. А наш журнал будет… «живым».

И начинаем мы с «Предисловия» . (Предисловие ведёт учитель)

Мы закончили изучение творчества И.А.Крылова, замечательного русского живописца. Многое знаем о басне.

Дайте определение басни.

Какова цель басни?

Закончите предложение:

«Мораль басни – это...»

«Аллегория – это...»

Конкурс «Знатоки басен»:

По иллюстрации назови басню (конкурс проводит учитель);

По фрагменту из басни угадай её название (этот конкурс готовила и проводила ученица 6-Б класса Федькив Настя).

Страница 1 «Великий Леонардо

(страницу ведёт ученик 6-Б класса Новосёлов Костя)

Слово учителя:

Сегодня мы познакомимся с творчеством великого мастера, жившего в средние века, - Леонардо да Винчи. На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая всё последующее развитие европейской цивилизации.

Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, изобретатель – вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, астроном, архитектор… Всё это – Леонардо да Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола и божественным духом. Он опередил своё время на несколько веков вперёд. Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.

Обращая внимание на рисунок – автопортрет Леонардо, учитель рассказывает о нём.

Посмотрите, какое благородное лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да Винчи, о котором один из современников писал: “Его физическая красота превосходила всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация, он обладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи…”

Краткая биография Леонардо да Винчи (с биографией знакомит ученик)

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлучённый с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах.

Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно - и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Пока отец пропадал на работе, мальчика воспитывал дядя, философ по складу мышления и бездельник по роду занятий. Дух свободы, с детства привитый Леонардо легкомысленным мечтателем Франческо, возможно, побуждал впоследствии художника бросать незавершённые шедевры и устремляться к новым вершинам.

Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принёс в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида. И написал на щите фантастического дракона. Ошеломлённый отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Вероккьо. Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени.

Страница 2 «Живопись Леонардо да Винчи»

(страницу ведёт ученик 6-Б класса Вовк Антон)

Леонардо да Винчи – гениальный живописец.

«Портрет Джиневры де Бенчи». Эта картина, ныне находящаяся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, изображает молодую даму на фоне гористого пейзажа, с играющими на нём рефлексами от реки. Существуют различные точки зрения по поводу идентификации портретируемой; мнения специалистов о датировке этой работы также разделяются. Некоторые относят её к первому флорентийскому периоду творчества Леонардо, другие, напротив, - к миланскому. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, g inepro, которые видны на фоне композиции). Он выполнен в период, когда Леонардо освободился от ученической зависимости от искусства Верроккьо, то есть около 1475 года.

В середине 1480-х годов Леонардо написал картину «Дама с горностаем» (Краковский музей). Контуры фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты. Красота Дамы с горностаем разительно контрастирует с гротескными набросками уродов, в которых Леонардо исследовал крайние степени аномалий строения лица.

«Мадонна в гроте» – первое вполне зрелое произведение Леонардо – даёт полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. Икона была заказана монахами церкви имени св. Франциска в 1483 году.

Совершенная согласованность всех частей создаёт крепко спаянное единое целое. Совокупность четырёх изображённых фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии. Взгляд и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. И леонардовская тайна сквозит во всей картине. Все различные элементы картины, казалось бы, противоречивые, сливаются воедино, создают впечатление целостное и сильное.

Самый известный в истории живописи портрет – это «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Кто заказал картину? Кто был моделью Леонардо? Никаких документальных свидетельств о картине художник не оставил. Известно одно, что для самого мастера эта картина была очень дорога. И в Милане, и в Риме, и во Франции он не расставался с ней. А нам остаётся любоваться ею и разгадывать её тайну.

Страница 3 «Изобретения Леонардо. Мечта гения»

(страницу ведёт ученик 6-Б класса Зотов Руслан)

Среди прочих чудес Леонардо особое место занимают его механизмы. В инженерных конструкциях гений искал ключ к тайнам мироздания. Леонардо пришёл к открытию шарикового подшипника, нескольких вариантов зубчатых передач, роликовой цепи. Он создал эскизы подводной лодки, парашюта, многозарядного орудия, дельтаплана, металлургических печей, печатного и ткацкого станка, военной машины, автомобилия. Он всеми силами стремился облегчить человеческий труд.

Особенно Леонардо мечтал подняться в небо. Он наблюдал за полётами птиц, стремясь приблизиться к великой тайне природы. Он разработал целую серию чертежей летательного аппарата. Но попытки создать летательный аппарат с машущим как у птицы крылом были обречены на неудачу. Видимо, учёный понял, что у человека не хватит сил удержать себя в воздухе. Но тем не менее в своих исследованиях он вплотную подошёл к открытию законов аэродинамики. Лишь приверженность идее машущего крыла помешала учёному создать аппарат, способный поднять его в воздух.

Слово учителя:

Итак, кто он – Леонардо да Винчи? Какие факты из жизни человека - легенды вас поразили?

Вывод учителя: Да, воистину, личность Леонардо да Винчи незаурядна. Талант его пережил века. Прошло 558 лет со дня его рождения, но разговоры о тайне и силе его таланта не умолкают и по сей день.

Вопрос-интрига:

Вы, наверное, думаете, а какое же отношение имеет Леонардо да Винчи к литературе? Я отвечу вам вопросом: мог ли Леонардо остаться равнодушным к литературе – этому прекрасному виду искусства? Он – всю жизнь свою, куда бы ни забрасывала его судьба, трепетно любивший свою библиотеку, в которой было более 100 томов? Нет, конечно.

И те притчи, с которыми мы сегодня познакомимся,– это одна из попыток человека понять самого себя. Попытка, сделанная Леонардо...

Страница 4 «Притчи Леонардо»

(страницу ведёт учитель)

Словарная работа

Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение. Вы уже знакомы с понятием «притча». Откуда?

Притчи Леонардо, в отличие от библейских, носят светский характер, они отражают духовный опыт не только автора, но и всей эпохи Возрождения.

Знакомство с литературным творчеством Леонардо предлагаю начать с притчи “Лев и ягненок ”.

Выразительное чтение притчи учащимся (Примечание: тексты притч приводятся полностью).

Лев и ягненок.

Однажды голодному льву подбросили в клетку живого ягнёнка. Малыш был настолько наивен и добродушен, что ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв, видимо, его за свою маму, несмышлёныш подошёл к грозному зверю, ласково заблеял и уставился на него широко раскрытыми ясными глазами, полными безграничной любви, кротости и восхищения. Лев был обезоружен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягненка. Недовольно ворча, он так и заснул в тот раз голодным.

Вопросы для беседы после знакомства с содержанием произведений:

С какой басней И.А.Крылова можно сопоставить притчу « Лев и ягнёнок»?

В чём сходство описанных ситуаций?

Чем отличаются эти произведения?

Как понимаете выражение: “...не посмел”?

А поступок льва – это проявление силы или слабости?

(Выслушивание мнения учащихся)

Вывод: Есть вещи, через которые переступать нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку (вывод записывается в тетрадь).

Инсценированная притча «Пчела и трутни» Леонардо.

Пчела и трутни” (притчу инсценировали ученики 6-Б класса Драч Елизавета, Драч Дмитрий, Тылык Дмитрий, Фоменко Александр)

Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы!

Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

Нашла, кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит каждую мелочь в свой муравейник. Бездельника хлебом не корми, дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.

Вопросы для беседы:

С какой басней И.А.Крылова можно сопоставить эту притчу?

В чём их отличие?

Каких героев можно назвать скромными тружениками?

Как в басне жизнь наказала стрекозу?

Актуальна ли эта аллегория в наше время? (рассуждения детей)

Вывод: Автор притчи осуждает трутней не столько за его безделье, сколько за попытку очернить другого, причём работающего. Наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика, оправдывая этим собственную никчемность (вывод записывается в тетрадь).

Представление учащимися своих творческих работ

(иллюстрированные притчи)

Страница 5 «Итоги»

Чем отличается притча как литературный жанр от басни?

Каким предстаёт Леонардо да Винчи в своих притчах?

Какие аллегорические образы из притч запомнились и почему?

Какие жизненные уроки мудреца Леонардо вы бы взяли для себя? (Выслушиваются мнения детей).

Послесловие

Дмитрий Мережковский (ученица читает наизусть)

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

О, Винчи, ты во всем - единый:

Ты победил старинный плен.

Какою мудростью змеиной

Твой страшный лик запечатлен!

Уже, как мы, разнообразный,

Сомненьем дерзким ты велик,

Ты в глубочайшие соблазны

Всего, что двойственно, проник.

И у тебя во мгле иконы

С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль

Полуязыческие жены,-

И не безгрешна их печаль.

Пророк, иль демон, иль кудесник,

Загадку вечную храня,

О, Леонардо, ты - предвестник

Еще неведомого дня.

Смотрите вы, больные дети

Больных и сумрачных веков

Во мраке будущих столетий

Он, непонятен и суров,-

Ко всем земным страстям бесстрастный,

Таким останется навек -

Богов презревший, самовластный,

Богоподобный человек.

Постскриптум

Домашнее задание: сочинение-миниатюра: “Жизненные уроки Леонардо да Винчи”.

Жила-была яблоня. Она любила маленького мальчика. Каждое утро он приходил к ней, взбирался по ее стволу, качался на ее ветвях, лакомился се яблоками и был счастлив. И яблоня была счастлива.

Время шло, мальчик все реже появлялся, и яблоня загрустила. Однажды он пришел после особенно долгого отсутствия, и яблоня задрожала от радости:

Милый мальчик! Скорее взберись по моему стволу - я покачаю тебя на ветвях, угощу тебя яблоками, и ты будешь счастлив.

Но мальчик покачал головой и ответил:

Знаешь, это не сделает меня счастливым. У меня совсем нет денег, и меня не любят девушки. Я гол как сокол.

Тогда яблоня ответила:

Собери мои яблоки, продай их на рынке. У тебя будут деньги и девушки, и ты будешь

счастлив.

Мальчик так и сделал - он собрал все яблоки и ушел. И яблоня была счастлива. Однако мальчика снова не было очень-очень долго. Когда же он все-таки пришел, яблоня затрепетала:

Милый мальчик! Взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях - и ты будешь счастлив!

Мальчик ответил ей гордо:

Я уже слишком взрослый, чтобы лазать по деревьям и прыгать по веткам! У меня столько проблем! Я хочу жениться, но у меня нет дома! Вот если бы у меня был дом, тогда я стал бы счастливым.

И яблоня ответила:

Сруби мои ветви и построй себе дом. И ты будешь счастлив.

Мальчик так и сделал. Он срубил все ветви яблони и ушел. И яблоня была счастлива.

После этого он не появлялся целую вечность.

Много лет ждала яблоня своего мальчика.

И однажды он действительно пришел. Он выглядел усталым, постаревшим и обрюзгшим. Волосы его поредели, фигура расплылась. Но яблоня была ему необыкновенно рада, она сказала:

Милый мальчик! У меня нет больше яблок, чтобы угостить тебя, и нет больше ветвей, чтобы покачать тебя. Но может быть, ты хочешь спокойное тенистое место, чтобы отдохнуть? Я могу заслонить тебя от солнца.

А мальчик ответил:

Милая яблоня! Меня ничто не радует на этой земле. Все, чего я хочу, - это убраться куда-нибудь подальше, но не знаю, как...

Яблоня на минуту задумалась и сказала:

Из моего ствола получится хорошая лодка. Спили мой ствол, сделай лодку, и ты сможешь уплыть далеко-далеко. И ты будешь счастлив.

Мальчик так и сделал. И ушел.

И яблоня была счастлива. Хотя и ей стало очень тяжело.

Шли годы. Пенек, которым стала яблоня, все больше старел. Глубокие трещины избороздили его. Яблоня уже не верила, что когда-нибудь сможет увидеть мальчика. Но однажды он подошел к ней. Он тяжело опирался на палку, руки его слушались плохо, редкие волосы были седы. Яблоня сказала ему с грустью:

Притчи Леонардо да Винчи - содержание

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 - 2 мая 1519) - величайший художник и гениальный ученый, заслуги которого трудно сравнить с чьими-либо. Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей в краткой биографии Леонардо да Винчи является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике. Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», «Мона Лиза» и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка. Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.

Притчи Леонардо да Винчи - содержание

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 - 2 мая 1519) - величайший художник и гениальный ученый, заслуги которого трудно сравнить с чьими-либо. Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей в краткой биографии Леонардо да Винчи является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике. Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», «Мона Лиза» и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка. Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.