Как надо читать художественную литературу. Почему нужно читать художественную литературу, и почему нужно читать научную? Увеличить угол зрения

Инструкция

Составьте план чтения. Он должен находиться перед глазами, чтобы стать частью жизни. Чтение перейдет в привычку, а затем - в потребность, но происходить это будет постепенно. Вначале же необходимо переключаться на чтение от более привычных дел. Красивый список с контрольными датами будет побуждать к действию. Поставьте цель - достичь красивой цифры: 100 книг. Подсчитывайте достижения, ставьте галочки, рисуйте графики, чтобы мысленно настраиваться на победу.

Запишитесь в муниципальную библиотеку. Большинство книг из списка найдете именно там. Читайте нормальные , не портите зрение лишним сидением за компьютером.

Ведите чтения. Выписывайте строки, которые вас чем-то зацепили. Отмечайте дату прочтения. Через несколько месяцев будете пролистывать дневник и воспринимать записи иначе.

Читая серьезные книги, выписывайте следующую информацию: цели, которые ставил перед собой автор; принципы, которыми он руководствовался в жизни; применения принципов. О таком чтении книг австралийский миллионер Питер Дэниелс на семинаре «Вырываясь из посредственности». Чем больше книг так проработаете, тем разовьете способность к пониманию сути прочитанного.

Обсуждайте с друзьями цитаты из книг. Чтобы они запомнились, периодически перечитывайте записи. Сможете блеснуть эрудицией в компании знакомых.

Поставьте цель - научиться чему-то новому. Начните с 1-го шага, но теперь составьте план чтения книг, относящихся к теме. Самообучение позволит отточить навыки понимания книг.

Видео по теме

Обратите внимание

Если Вы будете редко писать, то не сможете совершенствоваться, поэтому Вы должны постоянно практиковаться. Вы можете просто переписывать пару страниц текста в день из книги. Опять же, книга должна быть грамотно написанной, а не бульварным ширпотребом.

Полезный совет

Можно увлекательно рассказать о чем угодно. Но невозможно научится писать о том, что вам совершенно неинтересно. Можно писать что-то по заказу. Но самые интересные тексты получаются тогда, когда вы пишете что-то интересное для вас самих. Записывайте идеи.

Совет 2: Какие книги нужно обязательно прочесть в 2017 году

Мир книжных изданий так многогранен, что порой сложно выбрать интересную и полезную для развития литературу. Некоторые книги нужно прочесть обязательно, так как они являются шедеврами мирового масштаба.

Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Эту книгу обязательно нужно прочесть в юности, когда мышление живое, а идеалы специфичные и возвышенные. Семнадцатилетний Холден фактически описывает жизнь молодежи, показывая разрез общества, в котором он . Он открывает читателям глаза на типы людей и их пороки. Это простого мальчишки, говорящего о злободневности.

В то время, когда роман был выпущен, он произвел фурор своей скандальностью.

Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы»

Некоторые произведения обязательны к прочтению из-за их жизнеутверждающего подтекста. Этот роман Ремарка повествует об отношениях автогонщика и , больной . Здесь есть и риск, и любовь и острые переживания.

Многие романы Ремарка полны штампов, но несмотря на это, прочтение всегда вызывает желание жить.

Габриэль Гарсиа Маркес «100 лет одиночества»

Эта увлекательная рассказывает о буднях и переживаниях многих поколений одной колумбийской семьи. Вопросы чести, любви, смерти сплелись в запутанный клубок, который по-разному воспринимают читатели. Необычный мистический стиль и краеугольные жизненные вопросы делают этот роман обязательным к прочтению.

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

Эта книга является обязательной к прочтению в американских школах. Сюжет рассказывает о судьбе умственно отсталого мужчины, который решил принять участие в проекте по увеличению интеллекта. Моральная дилемма появляется тогда, когда результаты становятся непредсказуемыми. Тема «маленького человека» остро стоит в современном обществе, поэтому данный рассказ должен быть прочитан каждым школьником.

Не секрет, что любому школьнику приходится много читать. Нам предстоит разобраться, каким же образом можно сделать прочтение произведений художественной литературы максимально полезным и продуктивным.

Читать необходимо регулярно

Обязательно ежедневно отводить как минимум один час на чтение. Самое оптимальное решение - разбивать этот часовой промежуток времени на 2 получасовых интервала. Рекомендуется читать понемногу, но систематически. Лучше прочитать меньший объем, но глубже вникнуть в мысль, которую хотел передать автор, более детально понять сюжетную линию. Очень часто ученики откладывают на последний момент прочтение произведений, входящих в школьную программу, что, несомненно, сказывается на успеваемости по литературе.

Ведите дневник прочитанных книг

По мере прочтения каждого произведения необходимо в дневнике прочитанных книг фиксировать следующую основополагающую информацию:

  1. Автор
  2. Название книги
  3. Главные и второстепенные герои
  4. Краткое содержание
  5. Мораль - чему учит книга
  6. Почему стоит / не стоит прочитать эту книгу

Данный дневник можно вести как в произвольной форме, так и в виде таблицы. Последнее более предпочтительно, так как позволяет четко систематизировать все данные, полученные в ходе чтения.

Читайте качественную литературу

Рынок беллетристики на сегодняшний день переполнен. В этом огромном многообразии существуют произведения, которые просто не стоит читать в силу их невысокого качества. Планируя чтение книг, не входящих в школьную программу по литературе, рекомендуется тщательно отслеживать рекомендации и отзывы. Важно также выбирать произведения, которые подходят для возрастной группы, к которой относится читатель.

Используйте различные ресурсы

На сегодняшний день возможно читать книги как в электронном формате, так и в бумажном варианте. Чтение книг на электронных носителях, безусловно, удобнее, но менее полезно с точки зрения гигиены зрения. Самый оптимальный вариант - варьировать источники в зависимости от ситуации.

В целом, чтение произведений художественной литературы для школьника - не только хороший способ проведения досуга. Это также важнейший аспект академической успеваемости, поэтому читать необходимо систематически и грамотно.

Итак, несколько советов, как читать правильно. Речь пойдет вовсе не о технике чтения. Правильно в данном случае - это с максимальной пользой от прочитанного. Естественно, в первую очередь эти советы касаются чтения литературы нон-фикшн - книг по саморазвитию, по профессии, учебной и научной литературы и т.д. То есть таких, от прочтения которых предполагается некая вполне конкретная польза: знания, навыки, компетенции. Однако, эти "правила" могут быть с успехом применены и к литературе художественной. Ведь художественная литература, особенно классическая, призвана не столько развлекать читателя, сколько дать ему какой-то новый опыт. Вот максимально этот опыт получить и помогут наши советы.

1. Читайте регулярно

Заведите себе за правило посвящать чтению как минимум час в день и не отступайте от этого правила ни за что. Если в вашем распорядке дня невозможно выкроить такой промежуток времени целиком - разбейте это время на два 30-минутных отрезка, или даже три 20-минутных. Отводить время для чтения перед сном - не слишком хорошая идея с точки зрения продуктивности. За день ваш мозг устает и насыщается информацией, ему будет сложно, особенно если вы читаете не художественную литературу.

2. Читайте с блокнотом под рукой

Возможность выписать нужные мысли из книги, или свои соображения, возникающие по ходу чтения, существенно повышают эффективность чтения. По этим записям вы потом сможете без труда восстановить в памяти ключевые моменты книги, их вы сможете использовать, когда книги не будет под рукой. Даже просто выписывание цитат из художественной книги приносить большую пользу. Некоторые советуют даже составлять таким образом "скелет" или "конспект" книги, но это уже детали.

3. Читайте вдумчиво

"Читать правильно " не означает "читать быстро", скорее наоборт. Никогда не гонитесь за скоростью чтения. Польза от книг "определяется не количеством прочитанного, а количеством понятого". Лучше ещё раз перечитать сложный или спорный отрывок, чем проскочить, ничего не поняв. Не ленитесь узнавать значения незнакомых слов и терминов (благо, сейчас это очень просто). Обращайте внимание на контекст. Если автор ссылается на незнакомую вам теорию или исследование - узнайте хотя бы в общих чертах в чем состоит суть теории или исследования. Это, кстати, поможет вам с выполнением следующего пункта.

4. Постоянно ищите книги

Казалось бы, чего их искать - вон их сколько. Но большинство из этих книг бесполезны для вас, это просто мусор. Чтобы не забивать себе голову мусором, нужно ответственно подойти к выбору литературы для чтения. Обязательно заведите себе список "к прочтению". Следите за новинками в интересующей вас области, читайте . Заранее определяйте следующую книгу. Одним словом - планируйте процесс чтения.

5. Читайте разные книги

Иногда бывает очень полезно прочесть подряд несколько книг по одной и той же тематике, сравнить их между собой, посмотреть на проблему с разных сторон. Но и зацикливаться на одном и том же не стоит. После книг по саморазвитию прочтите фантастику, после деловой литературы - русскую классику и т.д. Некоторые советуют даже делать это одновременно - читать одну книгу "для пользы", а другую, художественную, для удовольствия.

6. Переходите на электронные книги

Бумажные книги - это прекрасно и я не призываю от них отказываться. Но реальность такова, что читать электронные книги с планшета, а тем более намного удобнее. Рынок электронных книг развивается и всё больше новых изданий доступно в электронном формате. Если вы действительно хотите много и с пользой читать, то электронные книги - это почти неизбежный выбор.

7. Делайте выводы о прочитанном

После того, как вы перевернули последнюю страницу, хорошо бы сформулировать свои мысли по поводу прочитанного - сделать для себя какие-то выводы. Что вы поняли, с чем согласны/не согласны, что можно использовать. Даже после прочтения художественной книги бывает полезно структурировать свои мысли. Если вы выполняли второй пункт, то сделать это будет довольно просто. Хорошей практикой будет написание отзывов и рецензий на прочитанное.

А вы знаете, как правильно читать книги ? Думаю, что не каждый сможет ответить однозначное “Да”. Поэтому сегодня я решил рассмотреть основные правила прочтения книг , которые помогут вам извлекать из процесса чтения максимальную пользу.

Любой человек, занимающийся , нуждается в постоянном обучении, постоянном получении новой информации. Один из наиболее распространенных источников такой информации – книги.

Однако наблюдения показывают, что для многих чтение книг проходит практически впустую: необходимая информация не усваивается, в голове все перемешивается, а через какое-то время и вовсе забывается. А все потому, что эти люди не знают, как правильно читать книги. Поэтому я попробую дать несколько советов и рекомендаций, рассмотреть важные правила чтения книг, используя которые, вы будете не просто читать книги, а еще и извлекать из них максимальную пользу.

Выбор книги для чтения.

Чтение книг начинается с их выбора. Думаю, ни для кого не секрет, что не все книги одинаково полезны. Я предлагаю разделить все многообразие литературы на 3 важных направления:

1. Художественная литература;

2. Полезные книги для общего развития;

3. Полезные книги из той области, которой вы занимаетесь.

Я расположил эти группы книг по мере возрастания их практической ценности для вас. Нельзя сказать, что книги из первой категории не приносят вообще никакой пользы: читая их, вы пополняете свой словарный запас, повышаете общий уровень грамотности, особенно, когда речь идет о наиболее достойных представителях этого направления, например, классической литературе.

Книги, которые вы выбираете для чтения, должны соответствовать вашим жизненным целям, должны помогать решать стоящие перед вами задачи, должны учить вас тому, чему вы хотите научиться. Думая о том, какую книгу почитать, вспомните о профессиональных и жизненных , которые перед вами стоят, и выбирайте те книги, чтение которых поможет вам в их реализации.

Следующий момент, на который я бы советовал обратить внимание при выборе книги для чтения – это легкость восприятия материала. Я не рекомендую читать книги, написанные непонятным и недоступным для вас языком, например, изобилующие спецтерминами, которые вам пока не известны. Вполне возможно, что в будущем вы сможете осилить эту литературу, ну а пока стоит подыскать себе что-нибудь попроще.

Если книга чересчур заумная – это отнюдь не означает, что она более полезная, чем простая и легкая для восприятия книга. Не нужно ломать голову, чтобы разобраться в сложных книгах. Вспомните девиз сайта Финансовый гений: все гениальное просто!

Правила чтения книг.

Теперь переходим непосредственно к тому, как правильно читать книги. Рассмотрим наиболее важные правила чтения книг. Сразу сделаю оговорку, что эти правила предназначены для чтения специализированной, обучающей, а не художественной литературы, то есть, того, что представляет наибольшую ценность.

Правило 1 . Активное чтение. Читая книгу, старайтесь выделить из нее главные моменты. Например, при помощи подчеркивания, выделения, копирования и т.д. Во-первых, с первого раза вы точно не запомните всю самую важную информацию, поэтому в дальнейшем, читая книгу повторно, вы можете уже читать только самое важное – то, что вы выделили, тем самым, оптимизируя свои временные затраты. Во-вторых, выделяя главные моменты, вы уже сразу лучше будете их запоминать.

При чтении книги ведите некий мысленный диалог с ее автором: соглашайтесь с тем, что он пишет или не соглашайтесь, дополняйте его, критикуйте, если нужно, вспоминайте примеры прочитанного из собственной жизни, сразу думайте, где и как вы сможете применить то, что вы прочитали.

Правило 2 . Умеренное чтение. Правильное чтение книг предполагает прочтение именно такого количества материала, которое вы способны усвоить. Не нужно думать, что чем больше вы прочитаете – тем больше пользы получите: это абсолютно не так. Вы получите пользу только в том случае, если полностью поймете и прочувствуете материал, сделаете из него выводы, хорошо запомните то, что вы прочли. Если вы уже на следующий день не можете вспомнить, о чем вчера читали – это верный сигнал к тому, что вы переусердствовали, прочли больше, чем способны усвоить, и это не принесло вам никакой пользы: все равно придется возвращаться и перечитывать заново.

Правило 3 . Применение знаний на практике. Еще одно важнейшее правило чтения книг заключается в том, что вы должны как можно быстрее применить полученные знания на практике. Если вам пока некуда их применить – вы просто неправильно выбрали книгу для чтения.

Вспомните известное выражение “теория без практики мертва” – это абсолютно так. Если вы в скором времени после прочтения книги не примените полученные знания на практике – они просто забудутся, и польза от прочтения будет равна нулю. Лучше вообще не переходить к чтению следующей книги, пока вы еще не опробовали то, о чем читали в предыдущей – иначе у вас просто все перемешается в голове.

Правило 4 . Не все прочитанное вам подойдет. А это интересное правило чтения книг говорит о том, что совсем не обязательно то, что описывает автор, можно применить и к вашей ситуации. Все люди разные, у них разные способности и жизненные принципы, да и жизненные ситуации тоже разные. Поэтому, применяя на практике полученные знания, будьте предельно осторожны и внимательны.

В заключение, еще немного простых советов и рекомендаций о том, как правильно читать книги:

– Сразу же выясняйте значение непонятных вам терминов, встречающихся при чтении. Интернет вам отлично поможет в этом. Не нужно читать о том, что вы не понимаете.

– Не читайте две и более книг одновременно – так у вас в голове получится полная каша. Будьте последовательны.

– Повышая свой уровень знаний в определенной сфере, читайте книги по принципу “от простого к сложному”. Не нужно сразу налегать на труды докторов наук, в которых вы мало что поймете – это не прибавит вам знаний без понимания более элементарных вещей.

– Читайте книги в спокойной обстановке, когда вас не отвлекают посторонние шумы и звуки. В общественном транспорте и на улице гораздо проще усваивать информацию из аудиокниг.

– Ведите свой журнал прочитанных книг с краткими пометками: какие главные мысли вы из них почерпнули, чем эта книга была вам полезна. Впоследствии на его основании вы сможете давать рекомендации другим.

Теперь вы получили некоторое представление о том, как правильно читать книги. Используйте эти несложные правила чтения книг, чтобы не просто умничать перед другими “а я вот такую книгу прочитал!” (есть люди, которые, кажется, только для этого их и читают), а действительно получать пользу от чтения книг, извлекать из них полезные уроки и применять их на практике в своей жизни.

Можно совершенно определенно сказать, что однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Здесь возможно несколько разных подходов.

Как же читать художественную литературу? Есть очень простой ответ на этот вопрос: как художественную. Но вслед за этим, очевидно, возникает следующий вопрос: что же такое художественность литературы? Если вас заинтересует этот вопрос, рекомендуем прочесть книгу, в полной мере раскрывающую это понятие: Гей Н. К. Художественность литературы. - М., 1975. В нашей же книге будут разобраны лишь основные подходы к проблеме. Мы не случайно рассматриваем этот вопрос, ибо есть литература, называемая художественной, которая при более внимательном рассмотрении таковой не является. По нашему мнению, очень важно уметь разбираться в этом. Для того чтобы показать сложность и глубину проблемы измерения художественной ценности, давайте посмотрим график, приведенный на рис. 41. Здесь показана зависимость ценности произведения искусства от ряда основных факторов. Отметим, что исследователи во главе с известным французским ученым А. Молем считают этот график универсальным для всех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства и т. п.

Рис. 41. График зависимости ценности произведения искусства от ряда факторов

Как показано на графике, произведение искусства представляет собой сообщение, характеризуемое степенью сложности или количеством информации, причем эта характеристика, в свою очередь, зависит от культуры данного общества. Как показано на графике, ценность произведения меняется в зависимости от его сложности, следуя кривой, имеющей в какой-то точке максимум. Этот максимум в процессе исторического развития общества и роста его культуры смещается. В то же время он становится размытым в результате более равномерного распространения элементов культуры. Иначе говоря, общая эволюция искусства приводит к появлению все более уточненных и труднопонимаемых сочетаний элементов, т. е. того, что в каждую эпоху называют непонятным. Как здесь не согласиться со знаменитым высказыванием Гете:

Мир каждый видит в облике ином,

И каждый прав -

Так много смысла в нем.

Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественного творения. Каждый писатель, исходя из конкретного содержания слов, создает художественный текст, в котором соединение слов не произвольно, а зависит от смысла и значения составляющих элементов. В результате слово получает особый, уже не словесный, а образный смысл, что отличает художественный текст от научного, где все подчинено логике, и только ей. Поэтическое содержание слова предполагает существование в художественном мире бесконечного количества образов. Суть истинно художественного произведения проявляется в том, что слово выступает здесь не как средство информации или сообщения, а как актер, в котором видят не его самого, а тот образ, который он воплощает. Когда писатель пишет: «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплет окна» (Ю. Олеша), то это не называние объектов в слове, а скорее превращение слов в объекты, в зрительные образы, возникающие в сознании читателя в процессе чтения.

И вот здесь мы подошли к самому главному: что же может дать быстрое чтение для восприятия художественной литературы?

Главное - не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не случайно многие школьники после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое увеличение зрительных компонентов процесса чтения. «Как будто не читаю, а смотрю интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются в книге» - так писал один из наших слушателей.

М. Горький, о быстром чтении которого мы говорили в начале книги, читал быстро художественные тексты именно потому, что его отличала яркая образность восприятия. Еще в детстве, читая книги, Алеша Пешков так отчетливо представлял себе прочитанное, что был поражен колдовской силой печатной строчки и, не понимая скрытой в художественном слове тайны, рассматривал страницы на свет.

Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.

Первая ступень погружения: понять сюжет и фабулу. Писатель прибегает к) сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя - за всем этим уследить, ничего не упустить. Такую ступень можно назвать «событийной» или «фабульной». Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие. Так, при пересказе фильма «Ко мне, Мухтар!» из 175 слов было 32 глагола, обозначающих действие, и только 1 - состояние. Таким уровнем восприятия характеризуются до 80 % юных зрителей.

Важно ли знать действие - фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться в фабуле и сюжете произведения - значит приблизиться к пониманию психологии творчества писателя, его мастерства.

Искусство писателя «рассказывать» - особое искусство, которое требует, чтобы по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.

Вторая ступень погружения: умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения - в художественном конфликте произведения. Такую ступень можно назвать еще «смысловой». Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к острофабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей. Рассказывая о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).

Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев, без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает сам автор, в эпосе и драме - обязательно один или несколько героев.

Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.

Третья ступень погружения: отождествление читателя с автором-художником. Ее называют образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л. Н. Толстого, сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.

Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как «малый» мир. Отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Это другой уровень. Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него - путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма - вселенной, человечества. Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.

В заключение этой беседы прочитайте контрольный текст № 9. Постарайтесь читать как можно быстрее, но, главное, пробуждайте в своем сознании яркие зрительные образы, представления того, о чем пишет автор. Закончив чтение текста, не спешите, как обычно, отвечать на вопросы, досидите, подумайте, поразмышляйте. Проверьте, все ли блоки интегрального алгоритма чтения вы запомнили, нет ли пробелов.

По известной вам формуле подсчитайте скорость чтения и занесите результат в график и таблицу своих успехов.