Кто автор петр 1. "Петр Первый" (Толстой): анализ романа, образ Петра, система персонажей

Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый»

Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома. Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) -- преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой.

Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных -- хороших, хотя ничем не выдающихся -- людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.

В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман -- «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

Выступая как политизированный писатель, Толстой, который был непосредственным, органическим художником, мастером изображения, а не философизации и пропаганды, проявил себя гораздо хуже. Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком П. Е. Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами и густо уснастил сюжет авантюрностью, включая мотивы переодевания и «подстроенных» автором встреч (что не могло не ослабить роман).

В 1930-е гг. по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине -- повесть «Хлеб (Оборона Царицына)» (вышла в 1937), целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», где Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений советской литературы.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 в. Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менее насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий «классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и исторической прогрессивности, а фигура государственного деятеля такого уровня будет вызывать позитивные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.

Роман без романной интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых. «Русские писатели. Библиографический словарь» Ч 2. / Сост. Б.Ф. Егоров, П.А. Николаев и др., - М.: Просвещение, 1990.-с.136

Личность Петра Первого и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.А.Блок, Д.С.Мережковский и другие. Оценка Петра Первого, его преобразований неоднозначна как в оценке историков, так и в художественной литературе.

Если Ломоносов и Пушкин воспринимали петровские деяния как подвиг (хотя Пушкин видел и недостатки царя-преобразователя), то Л.Н.Толстой отнесся к нему отрицательно. Задумав роман из эпохи Петра, он бросил его писать, так как, по собственному признанию, возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы». Подобная оценка дана Петру и в романе Д.С.Мережковского «Петр и Алексей» (1905).Без преувеличения можно сказать, что едва ли не на протяжении всей жизни, начиная с 1917 года, словно магнит притягивала к себе эпоха Петра и А.Н.Толстого.

«На Петра я нацеливался давно,- писал Толстой.- Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Непосредственными, пусть и отдаленными подходами к петровской теме явились рассказы «Наваждение» (1917), «День Петра» (1917), пьеса «На дыбе» (1928), ставшие как бы увертюрой к роману о Петре. Они показывают, что отношение Толстого к личности Петра менялось.

Рассказ «День Петра» (1917) глубоко пессимистичен. Показывая деятельность Петра, направленную на преобразование государства, писатель показывает всем ходам повествования бесплодность этих мероприятий Петра. Царь показан в рассказе жестоким гордецом, одиноким и страшным: «… сидя на пустошах и болотах, одной своей страшной волей укреплял государство, перестраивая землю».В трагедии «На дыбе», в отличие от рассказа, дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Но он опять одинок в своей огромной стране, ради которой «живота не жалел», и народ против преобразователя, и стихия. Обреченность дела Петра звучит в его же словах: «Двадцать лет стену прошибаю. Для кого сие? Миллионы народу я перевел… Много крови пролил. Умру - и они как стервятники кинутся на государство». А. Тархов «Исторический триптих А.К. Толстого» - М.: Худож. лит.,1982.-с.110

Завершив пьесу, Толстой собирался написать повесть о Петре и после серьезной подготовки взялся за нее в феврале 1929 года. Первая книга «Петра» была закончена 12 мая 1930 года, и последняя, седьмая глава, завершается казнью стрельцов. Остальные пункты плана составили содержание второй книги, которую Толстой писал с декабря 1932 года по 22 апреля 1934 года. Над третьей книгой эпопеи писатель начал работать 31 декабря 1934 года и успел довести ее до шестой главы. Но смерть помешала писателю довести монументальный труд до конца.

Приступая к работе над романом, Толстой определяет главные проблемы. Во-первых, это «прежде всего книга о русском характере, его ведущих чертах». Во-вторых, изображение исторической личности, ее становление. В-третьих, изображение народа как движущей силы истории. Решению этих проблем подчинена и композиция произведения. В композиции романа нашел отражение правильно понятый писателем ход русской истории на рубеже XVII и XVIII столетий. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.126

Три книги романа воссоздают три важнейших периода развития петровской России.

В первой книге изображена отставшая Московская Русь, юность Петра, борьба с Софьей за власть, первые петровские реформы, стрелецкий бунт и казнь восставших. В первых главах, которые являются экспозицией романа, Петра еще нет. Автор через авторские отступления, через изображение жизни всех сословий допетровской России, через показ классовых противоречий помогает ощутить историческую необходимость преобразований. «Мужик с поротой задницей кое-как ковырял постылую землю»; от нестерпимых даней и поборов посадские люди «выли на холодном дворе»; разорялся, «худел» мелкопоместный дворянин, «стонало» мелкое купечество; «кряхтели» даже бояре и именитые купцы. «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?» Первая книга заканчивается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни… Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Сам Толстой указывал, что вторая книга более монументальна. Она рассказывает о том, как «сдвинулась с места Русь». Здесь меньше исторических событий, но все они очень важные, показывающие строительство новой России: подготовка к Северной войне, «нарвская конфузия», строительство заводов, основание Петербурга… во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа.

Третья книга романа создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. Главное в ней - изображение творческого труда русского народа, великих подвигов русского солдата. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.102

«Третья книга, - писал А.Толстой, - самая главная часть романа о Петре…»Это книга о блестяще одержанных победах русских над войсками Карла XII. Особенно ярко показан в ней образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе. Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность, обилие действующих лиц, географическая широта изображаемого - позволили автору показать Русь в бурном потоке исторических событий. Однако сам Толстой признавался: «В моем романе центром является фигура Петра Первого». Он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре - великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Варламов.А.Н. Алексей Толстой. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008.-с.87

А.Н.Толстой рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Поэтому необходимо проследить, как складывался характер Петра, какие обстоятельства влияли на его формирование, какую роль в становлении личности Петра сыграла окружающая среда.

Толстой показывает, как события формируют Петра - преобразователя. Он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, изменяется сам. В Преображенском дворце царствует та старина, которую Петр ненавидит всю жизнь. Скука, невежество, однообразие. Дни так похожи один на другой, что трудно вспомнить, полдничали или уже обедали домочадцы. На медленный темп жизни указывают и удачно найденные Толстым слова, подчеркивающие полнейший застой, господствовавший во дворце: « Царица лениво поднялась и пошла в опочивальню. Там… на покрытых сундуках сидели злющие старухи приживалки… Из-за кровати выползла карлица с гноящимися глазами… прикорнула у государыних ножек… - Сны, что ли, рассказывайте, дуры бабы, - сказала Наталья Кирилловна. - Единорога никто не видел? Оканчивался день, медленно ударил колокол…»

Заслуга Толстого в том, что он сумел показать постепенное формирование Петра, как выдающейся исторической личности, а не сразу нарисовал его вполне сложившимся национальным деятелем и полководцем, каким он предстает в третьей книге романа. Мудрым учителем Петра была сама жизнь. Еще в Архангельске Петр понял, что для широкого развития торговли нужны моря, что страна не может без них существовать. Однако самостоятельно решить вопрос о походе на Азов Петр еще не может, поэтому прислушивается к тому, что говорят бояре и близкие ему по духу люди. Страх его перед предстоящей войной с татарами напоминал памятную ночь

бегства в Троицу. Поведение Петра на первом заседании боярской думы ясно показывает, что юноше-царю не хватает твердости, решительности: «…жутко было и смолоду пуган. Выжидал, щурил глаза». Иным возвратился он из азовских походов. Борьба за Азов - первое серьезное дело в жизни и деятельности Петра. В боях под Азовом он учится воевать по-настоящему, учится оценивать силы противника, здесь закаляется его воля, крепнет настойчивость в достижении целей. Военные неудачи сначала «изумили» Петра, но не заставили бросить оружия и отступить. Наоборот, любой ценой он решает взять Азов, чего бы это ни стоило ему, генералам, солдатам. Настойчивость, непреклонность его впервые с большой силой проявляются здесь, под Азовом. «Воля Петра будто окаменела. Стал суров, резок. Похудел до того, что зеленый кафтан болтался на нем, как на жерди. Шутки бросил». Он сам решает вести осаду и разрабатывает ее план, заставляет всех людей работать с большим напряжением и проводит вместе с солдатами все дни на земляных работах, с ними и ест простую солдатскую пищу. Толстой показывает, как в этой тяжелой борьбе теперь уже не за себя (как в борьбе с Софьей в юношеские годы), а за страну свою, за Азовское море мужает Петр, вместе с ним мужают и солдаты. Если раньше при взрыве бомб «побледневшие войны только крестились», то при последней осаде Азова солдаты, не обращая внимания на свист пуль, лезли по лестницам на стены крепости. Даже вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнули веры Петра в возможность взять Азов, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опускаются руки, наоборот, «неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек: зол, упрям, деловит». Еще в Архангельске Петр почувствовал, что враг, который мешает расстаться России с ее нищетой и убожеством, «невидим, не охватим, враг - повсюду, враг - в нем самом». Этот «враг - в нем самом» - равнодушие к государственному делу, к судьбе страны, беспечность, наконец, его невежество. Пребывание в Архангельске, участие в азовском походе повернули Петра лицом к государству, к его нуждам. Присущие ему энергия, сила воли, организаторские способности и, главное, настойчивость в исполнении поставленной цели сделали свое дело: воронежский флот ценой жизни многих сотен русских рабочих был построен.

Самовластным государем, твердо уверенным в полезности и нужности проводимых им мероприятий и не считающимся теперь с мнением бояр, показывает Толстой Петра на втором заседании боярской думы. Теперь Петр «мужественным голосом», не терпящим возражений, говорит боярам о немедленном благоустройстве разоренного Азова и крепости Таганрог, о создании «кумпанств» для строительства кораблей, о приготовлении подати для постройки канала Волга - Дон. С трона он уже не говорит, а « жестоко лает»; бояре чувствуют, что у Петра теперь «все решено вперед» и скоро он обойдется и без думы. Еще отчетливее становятся для Петра задачи, стоящие перед государством: «В два года должны флот построить, из дураков стать умными».

Любовь к родине проявляется у Петра сначала в глубокой боли за свою страну. «Черт привел родиться царем в такой стране!» - с горечью восклицает он, видя нищету, убожество, темноту своей огромной страны. Не раз задумается Петр над причинами такого обнищания России, такой невежественности. «… отчего сие? Сидим на великих просторах и - нищие…» Выход из этого положения Петр видит в развитии промышленности, торговли, в завоевании берегов Балтийского моря. Стремление Петра ликвидировать экономическую отсталость страны проявляется, прежде всего, в строительстве фабрик, заводов, мастерских. Для укрепления мощи России нужен был свой, русский чугун, свое железо, чтобы не покупать втридорога за границей. Он хочет, чтобы русские занялись разработкой железных руд, строительством лесопильных заводов, а не иноземцы. «Почему свои не могут?» - говорит Петр, обращаясь к купечеству. И потому с радостью, не задумываясь, Петр дает деньги для развития рудного дела предприимчивому тульскому кузнецу Демидову, решившему «поднять Урал». Так по инициативе и при поддержке Петра строятся и растут отечественные заводы, дающие для армии чугун и железо. Он приветствует почин братьев Бажениных, Осипа и Федора, построивших водяную пильную мельницу самостоятельно, без помощи заморских мастеров, их желание строить корабли и яхты и на них вывозить доски и другие русские товары за море. Видя «счастье страны» в успехах морской торговли, Петр всеми силами поощряет ее развитие. Первому «навигатору» Ивану Жигулину Петр отдает в полное распоряжение три корабля, чтобы тот вез за море ворвань, тюленьи кожи, семгу и жемчуг. Но Петр прекрасно понимает, что широкое развитие торговли возможно лишь в том случае, если русские будут иметь выход в Балтийское море. Но не только экономическая отсталость страны беспокоит Петра. Любовь к родине заставляет бороться с невежеством, темнотой, царившими в стране, за развитие культуры, науки, искусства. Как «растолкать людей, продрать им глаза», приобщить их к культуре, вселить любовь к учению? «От богословия нас вши заели… Навигационные, математические науки. Рудное дело, медицина. Это нам нужно…», - говорит Петр в Преображенском генералам Паткулю и Карловичу.

При литейном заводе в Москве Петр учреждает школу, где двести пятьдесят боярских, посадских и даже юношей «подлого» звания (что очень важно) учились литью, математике, фортификации, истории. России нужны были образованные люди: инженеры, архитекторы, дипломаты. «Дубиной» гнал в науку Петр дворянских недорослей. «Бесчеловечно», по словам самого Петра, бьется он, чтобы «дворянские балды - сажень ростом» учились грамоте. «С чего приходится начинать: аз, буки, веди…», - с возмущением говорит он. Зато, какой радостью блестят глаза Петра, когда он встречает грамотного, образованного русского человека. Когда Артамон Бровкин на заданный Петром вопрос, знает ли грамоте, отвечает по-немецки, по-французски, по-голландски, Петр приходит в восторг: «Петр Алексеевич стал его целовать, хлопал ладонью и тащил на себя, тряс. - Ну, скажите! Ах, молодчина…»

Не случайно потому и решение Петра «за ум графами жаловать». Не род, а знания прежде всего ценит Петр. Мастерство, умение в любом деле, золотые руки всегда вызывают восторг Петра и уважение к данному человеку. С восхищением и удивлением смотрит Петр на искусный рисунок Андрея Голикова. Не голландский, а свой, русский, иконописец изПалехи на простой стене, не красками, а тонким углем нарисовал взятие русскими на абордаж двух шведских кораблей. «Петр Алексеевич присел на корточки.

Ну и ну! - проговорил… - Эдак я тебя, пожалуй, в Голландию пошлю учиться».

Необходимо отметить дальновидность Петра, его государственную мудрость, настойчивость в достижении поставленных целей, наконец, его простоту, проявляющуюся как в обращениях с людьми, так и в привычках, манерах, вкусах.

Государственная мудрость Петра проявляется в его умении правильно оценить создавшуюся политическую обстановку и выбрать наиболее подходящие стратегические моменты для начала войны со шведами. Если Карл видит в войне игру, развлечение и «с упоением» слушает звуки боя, то Петр, как пишет Толстой, считает войну «делом тяжелым и трудным, будничной страдой кровавой, нуждой государственной». Сам Петр не раз подчеркивает, что эта война со шведами не имеет в виду захвата чужих земель, - это война за бывшее отечество свое. «Отечества отдать нам не мочно», - говорит он солдатам. Азовские походы многому его научили. Время, когда Петр не учитывал силы противника и не понимал причин поражения русских (не хватало пороха, ядер, пушек, продовольствия), не учитывал настроения своих солдат, давно миновало. Так, под Нарвой он сразу понимает, что русские, несмотря на двухгодичную подготовку к войне, воевать еще не научились: «Чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить». Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.144

Мы почти не видим Петра в царском облачении: он или в Преображенском кафтане, или в «холщевой, запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», или в матросской куртке и зюйдвестке.

В третьей книге романа Толстой рисует тридцатилетнего Петра. Именно в этой книге раскрывается его полководческий талант, мудрость государственного деятеля и преобразователя. С годами все более крепнет вера Петра в силы и способности русских людей, в мужество, героизм и выносливость русских солдат, для которых «все проходимо».

Петр изменился сам, научился сдерживать порывы гнева. В Петре чувствуется государственный человек, отвечающий за судьбу страны, он поглощен делами государства, часто погружен в размышления, его уже не привлекают былые «шумства». Петр в романе Толстого не только сын своего века, но и человек, воплотивший лучшие черты русского национального характера. Однако, отметив прогрессивный характер реформ Петра и их историческую закономерность, Толстой показывает их классовую ограниченность, ибо преобразовательская деятельность Петра покоилась на укреплении крепостнического строя. Базанова А.Е., Рыжкова Н.В. Русская литература XIX и XX веков - М.: Юристъ - 1997.-с.212

Уже первые главы романа дают нам почувствовать, что это повествование не только о Петре, но и обо всей стране, о жизни и судьбе народа в одну из переломных эпох русской истории. Целая галерея людей из народа нарисована Толстым в романе, среди них - участники разинского восстания: смелый, решительный пегобородый Иван и Овдоким, «пытанный, мученный много», но не утративший веры в возвращение разинского времени, «костяной от злобы» Федька Умойся Грязью, талантливый изобретатель- самоучка Кузьма Жемов, русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, палехский живописец Андрей Голиков, смелый бомбардир Иван Курочкин и другие. И хотя каждый из этих героев участвует в двух-трех эпизодах, мы постоянно ощущаем присутствие народа на страницах романа. Площади и улицы старой Москвы, шумный кабак, военный лагерь под Нарвой - вот где развертывается действие массовых сцен. Каждая массовая сцена имеет большое значение в романе еще и потому, что в ней устами народа дается оценка того или иного события, положения в стране. «Мучение народное» чувствуется и в отдельных репликах людей из толпы, и в авторской речи, выражающей голос народа. Жестокая эксплуатация крестьян, бесчисленные налоги, нищета и голод не маскируются Толстым: он показывает крепостническую действительность Петровского времени глубоко и всесторонне. Но ограничиться изображением людей, задавленных крепостным правом, терпеливо выносящих кабалу, Толстой не мог - это значило бы исказить действительность. Исторические документы и исследования показали Толстому, что далеко не весь народ безответно и покорно нес на себе ярмо. Одни выражали свой протест бегством от помещиков на Дон, на Урал, в Сибирь, другие готовились к открытой борьбе.

Но не только свободолюбие русского народа изображает Толстой. Русский народ талантлив, трудолюбив. Эти качества писатель раскрывает в образах Кузьмы Жемова, Андрея Голикова… Кузьма Жемов, талантливый изобретатель - самоучка, с творческим отношением к труду, «дерзким умом»,чувством собственного достоинства, настойчивостью в достижении целей. Судьба Кузьмы Жемова типична для русского талантливого изобретателя из народа в условиях царской крепостнической России. Образом искусного кузнеца Жемова Толстой утверждает необычайную одаренность простого русского человека, его духовное богатство. Жемов - хороший кузнец, его работу знают за пределами Москвы, о чем говорит он сам: «Кузнец Жемов! Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал… Мои серпы до Рязани ходили. Латы моей работы пуля не пробивала…» Кузьма твердо уверен в том, что даже здесь, в этих каторжных условиях, созданных для русских рабочих, отметят его мастерскую работу. «Узнают они Кузьму Жемова…», - говорит он. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.97

Еще один интересный образ человека из народа - образ палехского иконописца Андрея Голикова - привлекает нас одаренностью, любовью к искусству, к красоте, умением понимать и чувствовать природу, стремлением вырваться из мрака жизни. «Казалось бы, - пишет автор, - животному не вынести того, что за короткую жизнь вытерпел Андрюшка, - уничтожали, били, мучили, казнили его голодной и студеной смертью», и тем не менее он сохранил глубокую веру в то, что где-то есть «светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь».

Народ в романе, особенно в третьей книге, показан как творец истории, и, хотя он не осознал своей исторической роли, он осознал свою силу.

толстой роман народ творческий

Май 23 2012


Алексей Толстой пишет роман «Петр Первый», руководствуясь личным желанием. Автор отправляется в поход за чувством историзма, желая понять логику исторических переходов. Толстой хотел подойти к современности с ее глубокого тыла. Именно эпоха Петра позволяла выявить множество аналогий по сравнению с 1917 годом.

Россия всю свою историю прошла эволюционно и, в первую очередь, революционно. Первый случай, когда страна пережила революцию – это эпоха Петра. Это была революция сверху, но все ее признаки представлены налицо: насильственная смена формации.

Толстой обращался к эпохе Петра и в прежние годы (рассказы «На дыбе», «День Петра») и показывал это время как самое большое несчастье России.

Теперь он хочет показать и понять логику великих исторических переворотов, при каких условиях эти перевороты могут происходить. В начале романа социальный срез общества подчеркнут в духе марксизма. При появлении Петра боярское сословие отодвинуло купечество, дворянство (Василий Волков доведен до нищеты) и простого мужика. Произошло окостенение всей социальной жизни страны, ее губит застой.

Не зря роман начинается с семейства Бровкиных и беднейших крестьян. Иван Бровкин – сподвижник Петра, промышленник, фабрикант, как и его дети. Петр открывает дорогу людям по уму и деловитости. Феодально-боярская система находится в состоянии кризиса: борьба за власть Нарышкиных и Милославских, сословный эгоизм стрельцов. Реформы канцлера Василия Голицына, человека гуманного и мягкого, проваливаются. Он хотел угодить всем, но такие люди для истории не годятся.

Толстой пишет роман в двух ипостасях: 1) Петр – исторический герой, воплощение государственных доблестей, но при этом он неизбежная жертва государственной политики; 2) Петр – грязный убийца, хуже Ивана Грозного. Толстой пытался преодолеть обе устойчивые традиции, так как в правителе было и то, и другое.

Обаяние Петра проявляется в его воле, умении смотреть далеко вперед, в деловой активности. Он строитель государства и прогрессивных форм жизни. Отталкивающее в Петре – жуткое варварство, крайние формы жестокости (сцены казни).

Петр Первый у Толстого – это и просто человек, имеющий определенные слабости. Например, в сцене приема Петра Софьей он все время меняется. Робость, доверчивость, фамильярность, доверчивость и, в то же время, лицо свирепого убийцы, когда неутомимой ненавистью наливаются глаза при воспоминании о казнях, горящих кострах, о трупах стрельцов на кремлевских стенах.

Главное, что для себя понял Алексей Толстой петровской эпохе – исторический переворот является историческим судом над пережитками старины. Те, кто притесняют, сами оказываются притесняемыми. Рабы, восстав, сами начинают мстить. Революции без насилия не бывает. Новое всегда идет методом проб и ошибок, старые формы быта рушатся, а новые еще не определились. Происходит переплетение комического и трагического. Стороннего человека поражают нелепости новых форм жизни (Боярин Буйносов оглаживает бороду, забыв, что ее уже нет).

У Толстого получился роман необычайно живой, полнокровный, охватывающий почти все стороны и противоречия петровской эпохи, не идеализирующий Петра и его сподвижников, богатый народными типами и характерами.

P.S. Всем любителям рыбалки рано или поздно приходится решать вопрос с мотором для лодки — по ссылке найдете информацию про подвесной лодочный мотор Suzuki df2,5S который там же и сможете купить.

Год издания книги: 1930

Книга «Петр Первый» Толстого впервые увидела свет в 1930 году. Над произведением писатель работал на протяжении шестнадцати лет, однако закончить его так и не успел. По мотивам романа «Петр Первый» Толстого было снято несколько художественных фильмов. Последний из них вышел на экраны в 1980 под названием «В начале славных дел».

Романа «Петр Первый» краткое содержание

В избе у крепостных Бровкиных холодно и дымно. Дети слезают с печи, чтобы провести отца в дорогу. Ивашка Бровкин направляется в Москву по делам. Всю дорогу он рассуждал о том, насколько тяжела жизнь у простого мужика. Уже много лет его семья едва сводит концы с концами. Из-за этого он вынужден был отдать своего сына Алешку в кабалу к боярину Василию Волкову. Так ехал Иван и думал о своем горе. По дороге он встретил Цыгана и одного из крепостных Волкова. Вместе они продолжили путь в поместье боярина. Приехав туда, они узнали, что на следующий день им предстоит отвезти в Москву ратников. Тут же Ивашка видит сына Алешку. Он просит его выполнить поручение Волкова, поскольку сам хочет немного отдохнуть с дороги.

Алешка соглашается и утром снаряжает коня в поездку. Не без труда ему удалось все-таки добраться до площади, на которой происходил смотр ратников. Поскольку возвращение домой в ближайшее время не предвиделось, мальчик решил купить себе немного еды. За то время, что он отлучился, у него украли коня и сбрую. Цыган сказал, что отец мальчика будет недоволен тем, что произошло. Он предложил Алешке отправиться к Даниле Меншикову и одолжить у него хотя бы коня для того, чтобы можно было вернуться домой. Мальчик пошел по указанному адресу, однако до вечера так и не вернулся.

Тем временем, как подтверждается в , умирает царь Федор Алексеевич. Подле него находится его молодая супруга – семнадцатилетняя Марфа Матвеевна. Недолго ей судилось быть царицей – в царскую семью ее приняли около двух месяцев назад. В той же комнате, что и Федор Алексеевич, находились все члены его семьи. Перед ними встал сложный выбор – кого же назначить царем. На тот момент существовало всего два претендента на эту роль – Петр и Иван. Многих смущало то, что оба они были еще маленькими мальчиками, не способными держать в своих руках власть. Но выбор сделать нужно. После переговоров было решено выбрать Петра, поскольку Иван был хилым, а государству нужен сильный правитель. После того, как царь умер, к толпе, стоявшей у дворца, вышел патриарх. Он спросил, кого люди видят новым государем и народ единогласно крикнул, что Петра.

Далее в романе Толстого «Петр Первый» читать можем о том, как Алешка нашел-таки дом Данилы, но застал мужчину за ссорой с сыном. Меншиков прогнал незнакомого мальчика и вернулся в дом. Позже маленький Бровкин знакомится с сыном Степана по имени Алексашка. Тот рассказывает Алешке, что его мама умерла, а отец постоянно его бьет. Мальчики решают сбежать вместе. Они разрабатывают план, по которому этой ночью должны будут покинуть дом Степана. Утром они выбрались в город. Мальчики были голодны, поэтому Алексашке пришлось просить милостыню у незнакомой женщины.

Через некоторое время они увидели избитого мужчину. Он не мог шевелиться и плакал прямо посреди улицы. Мальчишки предложили ему свою помощь. Они взяли незнакомца под руки и проводили до его дома. По дороге они узнали, что избитого зовут Федя Заяц. Он торгует пирожками на площади. Мужчина хотел как-нибудь отблагодарить мальчиков за помощь. Тогда Алексашка попросился заночевать у Феди. На утро Заяц понял, что из-за сломанных ребер он не сможет выйти на улицу. Он сказал Алексашке, что тот может продавать пирожки вместо него. Мальчик согласился. Он настолько быстро смог сбыть весь товар, что Федя нарадоваться не мог его работой.

Так они прожили несколько месяцев. Алексашку и Алешку все устраивало: их кормили, поили и не били. Правда чуть позже произошла ситуация, которая в корне поменяла отношения мальчишек к Феде. Подозревая детей в воровстве денег, Заяц замахнулся на Алексашку. Вечером мальчик сказал другу, что хочет сбежать отсюда. Они решили, что как только завтра продадут все пирожки, заберут выручку и убегут.

Далее в романе «Петр Первый» Алексея Толстого читать можем, что царевна Софья, которая временно правит государством до совершеннолетия Петра, влюбляется в боярина Василия Голицына. В то же время она узнает, что представитель наследника Матвеев хочет подавить бунт стрельцов и посадить на трон мать Петра до его совершеннолетия. Также он грозится убить Голицына. Софья решает бороться до конца. Она обещает стрельцам повышение и хорошее жалованье, если они помогут ей занять престол. Они приняли ее предложение и за недолгое время смогли изгнать нескольких бояр и князей. Им дали денег, еды, а самое главное – пообещали отменить смертную казнь за бунт. Однако средства закончились и все вернулось на свои места.

Позже стрельцы пришли к царевне Софье за помощью, но девушка не приняла их просьбу. Тогда разъяренные мужчины стали крушить все на своем пути – дома, кабаки, магазины. Несколько месяцев, как в , продолжался бунт, и в конце стрельцы не придумали ничего лучше, чем убить царевну и двоих царевичей – Петра и Ивана. Но все они уже спрятались по разным городам. В конце, чтобы подавить восстание, было принято решение вернуть смертную казнь.

Алексашка и Алешка жили свободно, а потому счастливо. Хоть бывали дни, когда одному из них приходилось надевать рваную одежду и идти просить милостыню по улицам. Иногда местные жители разрешали им переночевать в своих домах. Однажды они увидели мальчика, который сидел возле реки. Они познакомились и поняли, что перед ними наследник Петр. Тогда Алексашка показал новому знакомому фокус. Его суть заключалась в том, что мальчик протащит сквозь щеку иглу, не пролив ни капли крови, взамен на деньги. Петр согласился, даже попросил научить его делать так же. После этого мальчики распрощались.

Как-то раз Алексашка увидел своего отца. Тот начал гнаться за ним, грозясь побить. Мальчик успел запрыгнуть на какую-то карету и уехал прочь. Уже позже он выяснил, что повозка принадлежит немцу Лефорту. Когда мужчина увидел Алексашку, мальчик попросился к нему на работу. Недолго думав, Лефорт согласился. Однажды немец встречает Петра и зовет его к себе в гости. Там пятнадцатилетний наследник знакомится с Анной Монс, которая обладает изумительным голосом. Юноша не может оторвать от нее глаз. К тому же ему нравится то, как немцы проводят свободное время – они устраивают праздники и пиры, в то время, как у него во дворце постоянно только и разговоров, что о деньгах и торговле.

Царевич часто захаживает к Лефорту. Однажды во время бала он приглашает Анну на танец и после целует ее. Девушка в растерянности убегает. Петр не может ее найти, помогает ему Алексашка, который говорит, куда отправилась Анна. Но Монс не хочет видеть наследника и просит его покинуть дом. Алексашка готовит Петру коня, но тот просит проводить его до дома. Так юноши подружились, и наследник решил назначить товарища постельничим.

Позже Алексашку повысили до денщика. Петр очень любил своего нового друга, да и все вокруг понимали, что он далеко пойдет. Однажды Лефорт привел наследнику Алешку и представил его как прекрасного барабанщика. Петр тут же зачислил его в первую роту. Вместе с тем наследник со своим верным другом проводят много времени в имении Лефорта. Петр безумно влюблен в Анну, что очень не нравится его матери. Тогда она задумывает женить сына на Евдокии Лопухиной. Девушка происходила из достойной семьи и сразу же понравилась царице.

Приезжает брат Василия Голицына — Борис. Побыв недолго у Софьи, он отправляется в гости к Петру. Мальчик ему сразу понравился, видно было, что из него выйдет достойный правитель. Софья забеспокоилась. Она поняла, что вот так незаметно из ребенка Петр стал ей противником. Борис вместе с наследником проводят вечера, обсуждая военные стратегии и мать Петра понимает, что правлению Софьи приходит конец. Она сообщает сыну, что хочет женить его на Евдокии, но тот, поглощенный политикой, заявляет, что ему все равно.

Ивашка Бровкин приезжает к Волкову, чтобы доставить ему оброк. Но тот не доволен качеством продуктов, из-за чего хочет избить холопа. За Ивана вступается его сын Алешка. Он грозит Волкову царем и тот просит прощения. Позже младший Бровкин дает своему отцу немного денег. Тот покупает на них овец, поросят, немного земли. Все соседи теперь уважают и даже побаиваются Ивашку из-за того, что его сын – приближенный царя.

Петр рвется в поместье Лефорта хотя бы на несколько часов, чтобы повидать Анну. Девушка недавно осталась сиротой и находится на попечительстве у старого немца. Алексашка пытается отговорить друга от этой затеи, потому что его свадьба уже не за горами. Сама церемония венчания Петра и Евдокии прошла довольно скромно, без большого количества гостей.

Через пару месяцев после свадьбы наследник отправился с войском к Переяславскому озеру. Ежедневно он получал письма от жены и матери. Свекруха сердилась на девушку и обвиняла ее в том, что Петр сразу же после свадьбы уехал в походы. Тем временем Петр встречается со своим дядей. Он рассказывает о том, что на наследника готовится покушение – возле его дома уже расположились стрельцы. Царевичу ничего не остается, как вернуться назад.

Проходя по городу, он заметил злые взгляды на себе. Петр понимал, что Софья окончательно решила отомстить ему. Для этого она предприняла несколько попыток, последней из которых было подмешивание яда в квас царевича. Однажды ночью Петра разбудил Алексашка. Он привел двух стрельцов, которые утверждали, что на город надвигается войско. Наследник быстро ускакал, но тревога оказалась ложной – Софья так и не смогла созвать всех стрелков.

Василий Голицын наблюдает за тем, как отчаянно Софья пытается сохранить власть. Он пишет письмо брату Борису с просьбой помирить наследника со своей возлюбленной. Однажды народ взял силой всех сторонников царевны. С ними жестоко расправились, а ее вывезли из города и заперли в монастыре. После этого смута немного стихла и настроение масс улучшилось.

Алешку повысили до бомбардира. Теперь семейство Бровкиных зажило на широкую ногу. Ивашка замечал, как подросла его старшая дочь Санька и какой красавицей она сделалась. Однако выдавать восемнадцатилетнюю девушку замуж он не торопился.

Петр после того, как подавил мятеж, начал веселиться. По городу то и дело шествовали шуты и музыканты во главе с наряженным царем. Проводились балы и маскарады, организовывались пиршества. Как-то раз пришлось ему поехать в Архангельск. Там Петр увидел огромные суда, и его впечатлила их мощь. Приехав домой, он тут же рассказал обо всем Лефорту. К тому времени немец уже сделался советчиком царя. Франц советует Петру купить несколько кораблей и начать строить свои. Также Лефорт подталкивает правителя отвоевать часть морей.

Мать Петра слегла от боли в сердце. Несколько дней женщину выхаживали, и наконец она почувствовала себя намного лучше. Царь отправился в Преображенское, где проживала его жена и сын. Его приезд был настолько неожиданным, что его сынишка Алексей расплакался. Через несколько дней становится известно, что мать Петра умерла, и теперь он – единственный правитель. Евдокия тут же почувствовала власть, даже накричала на мужа. Но в глубине души женщина понимала, что между ними огромная пропасть. Она ревновала его к Анне Монс и даже обращалась к ворожке, чтобы убрать соперницу.

Петр в Преображенском усиленно готовится к войне и строит корабли. И если долгое время все думали, то это шутка, весной о завоевании моря заговорили открыто. Кто-то хотел идти войной к Черному морю, кто-то в Балтику.

Далее в произведении Алексея Толстого «Петр Первый» рассказывается о том, что Ивашка Бровкин добился значительного повышения. Он познакомился с Лефортом, который позволил ему поставлять овес и сено войскам. Уже давно он смог откупиться от Волкова и зажил самостоятельной жизнью. Однажды к нему приехали царь с Алешкой. Они велели позвать Саньку, чтобы сосватать ее. Ивашка посмотрел на жениха и удивился – перед ним стоял Волков. Девушка очень понравилась боярину, и в тот же день они обручились.

Петр задумывает пойти отвоевать Азов у татар. Он собирает армию и отправляется в путь. Однако осада длится слишком долго, и царь понимает, что без помощи ему не обойтись. Он обращается к казакам. Вместе они стараются захватить город штурмом, но, как в , терпят поражение. Еще долго татары гонят армию. В итоге полегло более трети войска. Неудача не сломила Петра, а наоборот, придала ему еще больше сил. В Воронеже он строит верфи галеры и корабли. Народ упирается из-за тяжелой работы, некоторые даже наносят себе увечья, чтобы не идти под Воронеж. Мало кто доволен реформами царя. Однако уже через пару лет после повторного более продуманного нападения на Азов, татары сдались и отдали город.

После этого начинается еще более активная постройка судов и каналов. Петр понимает, что после взятия Азова ему не избежать войны с Турцией. Он решает просить помощи у правителей Европы. Перед его отъездом случился небольшой бунт казаков, который удалось быстро подавить. В Европе Петр пишет письмо королю Фридриху. В нем он просит о личной встрече. Во время аудиенции Фридрих говорит Петру, что Балтика намного выгоднее Черного моря.

Петр проводит много времени в Европе, где изучает кораблестроительство и знакомиться с новыми людьми. В Голландии он нанимает талантливого капитана. Да и вообще со всей Европы в Москву стало приезжать много людей по настоянию царя. Народу эти нововведения совершенно не нравились.

Тем временем на Москву снова надвигается бунт под руководством Софьи. После долгой битвы, стрельцов удается оттеснить, однако никто из них не выдает зачинщицу. И только через несколько месяцев после долгих пыток один из стрельцов признался в том, что они получили письмо от Софьи, в котором она обещала им денег за взятие Москвы. Далее в романе Толстого «Петр Первый» краткое содержание рассказывает, что Евдокия также была заподозрена в измене. Стало известно то, что она хотела убить Петра, чтобы посадить на трон своего сына Алексея. Женщину выслали в монастырь.

Во время одного из празднований Лефорт серьезно заболел. Жар держался несколько дней и привел к смерти немца. Многие радовались тому, что, возможно, теперь Петр перестанет тесно взаимодействовать с Европой. Царь приехал из Воронежа, чтобы проститься со старым другом. Он прекрасно видел, что бояре радовались смерти Лефорта.

Петр часто стал заезжать в гости к Анне Монс, бывало, даже ночевал в ее доме. Он дарил девушке дорогие подарки, уделял ей много времени. Анне это все было приятно, но в душе она понимала, что не любит Петра. Более того, девушка признавалась, что иногда даже боится его. Однажды к ней пришел саксонский посланник. Он начал рассказывать девушке о Версале и приглашал ее в Европу. Анна слушала все эти речи, но понимала, что боится Петра, поэтому не сможет сбежать. Посланник предлагает девушке свою дружбу. Приехав к своей фаворитке, император замечает, что саксонец зачастил к его избраннице в гости.

Петру говорят, что из-за того, что в Европе идет борьба за испанский трон, там происходит бардак. Сейчас самое время отвоевать у шведов Балтику и стать полноценной морской державой. Благодаря этому порту можно вести торговлю со всеми странами Европы. Тем более семнадцатилетний царь Швеции Карл еще недостаточно опытен, чтобы противостоять такому сильному сопернику.

Александра Волкова взяла на себя обустройство дома Ивашки. Теперь там были четыре спальни для отца семейства и его детей и одна гостевая комната. Иван понимает, что все его сыновья выросли, и пора бы устраивать их личную жизнь. Санька предлагает сосватать одного из своих братьев Артамона за княжну Буйносову. Сам царь одобрил эту свадьбу, поэтому венчание состоялось довольно скоро.

Далее из «Петр Первый» романа Толстого узнаем, что царь принял указ о том, чтобы праздновать наступление нового года не осенью, а зимой. Весь январь на улицах стоял шум и гам. Стреляли пушки, играла музыка, народ пускался в пляс.

Семья Буйносовых была приглашена в Воронеж на спуск корабля на воду. По дороге их обогнала карета, в которой сидела Анна Монс. Возле нее был саксонский посланник. Буйносовы тут же стали обсуждать неверную возлюбленную царя. После спуска корабля начался бал. Однако веселье было прервано появившемся Волковым. Он рассказал о том, что король Август готовиться к осаде Риги.

Царю удалось-таки подписать мирный договор с турками, не лишившись при этом Азова. Он уже полным ходом готовился к войне со шведами. Войска уже были готовы. За порядком в роте лично следил Алексей Бровкин. Солдаты уже двинулись в путь и с каждым днем были все ближе к цели. Как-то раз к ним приехал царь и сказал, что нужно идти осадой на Нарву. Первый день взятия крепости прошел успешно. Царское войско смогло разбить противника, чему Петр был несказанно рад. Однако уже скоро пошли сильные дожди. Солдаты, которые сутками стояли в окопах начали сильно болеть. Когда ударили первые морозы, в распоряжение к царскому войску поступили пушки. Все было готово для того, чтобы отбить шведов. Однако армия Карла оказалась гораздо сильнее и уже скоро русские вынуждены были бежать.

Царь отдал приказ еще серьезнее готовиться к войне со шведами. Однако он понимал, что денег на содержание войска у него категорически не хватает. Он встречается с кесарем Ромодановским, который говорит, что в Кремле есть комната, в которой покойный царь хранил золото и дорогие ткани. Вместе они отправляются туда и взламывают замок. Петр рад тому, что теперь сможет обеспечить армию всем необходимым. Со временем русским войскам удается взять Мариенбургскую крепость. Борис Шереметьев заметил, что во время того, как местное население покидало крепость, какой-то солдат силой тащил с собой молоденькую девушку. Он выкупил ее из жалости. Позже он узнал, что девушку зовут Екатерина и она вдова. Борису она очень понравилась. Он пообещал купить ей платья и устроить экономкой.

Если произведение Толстого «Петр Первый» кратко читать, то узнаем, что однажды к Ивашке Бровкину приехала вся его семья – Алешка, который уже успел стать полковником, Гаврила, вернувшийся из Голландии, Артамоша с беременной женой. Не было только Саньки, которая теперь жила в Гааге и вела активную светскую жизнь.

Петр узнал, что Монс изменяет ему с саксонским посланником. Он не желает больше видеть ее. Алексашка рассказывает царю о молодой девушке, которую недавно нашел Шереметьев. Ему самому нравилась Екатерина, но жениться на пленнице он не хотел. Тогда царь просит познакомить его с девушкой. Молодые люди понравились друг другу. Позже Катерина познакомилась с сестрой Петра Натальей. Вместе девушки проводили много времени в Измайловской дворце, куда Петр часто присылал письма своей новой возлюбленной.

Сам же царь снова задумал идти на Нарву. Он не хотел ждать нападения шведов, поэтому решил собирать армию. Но дела шли все хуже и хуже – не хватало денег, еды и одежды. Многие солдаты и работники умирали от холода и голода. Из последних сил они обступили крепость и готовились к сражению. Меншиков предложил напасть с хитростью – переодеть несколько отрядов в одежду цвета шведской армии, вводя тем самым противников в заблуждение. Его план сработал и, хоть взять крепость так и не удалось, русские войска смогли дать достойный отпор врагу.

В Измайловский дворец прибывает Гаврила. Чтобы отдать письмо царю. Там он знакомится с сестрой Петра Натальей. Молодые люди влюбляются друг в друга и весело вместе проводят время. А недалеко от Нарвы намечается финальная битва. После больших потерь русским солдатам все-таки удается отвоевать город. Петр приказывает посадить в тюрьму шведского генерала Горна, а сам подумывает о возвращении домой.

Книга «Петр I» на сайте Топ книг

Роман Алексея Толстого «Петр Первый» читать полностью на сайте Топ книг вы можете .

Краткое содержание

Роман Пётр Первый охватывает время после смерти Фёдора Алексеевича - сына Алексея Михайловича и практически до взятия русскими войсками Нарвы. Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт , коварная царевна Софья , её любовник, князь Василий Голицын , Лефорт , Меншиков , Карл XII , Анна Монс - все эти исторические личности присутствуют здесь. Пётр Первый обладает упорным характером и бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми военачальниками.

С трудом, с помощью флота был взят Азов , что привело Россию к столкновению с могущественной Турецкой империей .

Смысл романа

Толстой писал: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Скука Преображенского дворца приводит Петра Первого в слободу, к простым людям.

Роман Алексея Толстого показывает всю бытность того времени. Особенно ярко изображаются простые люди - современники Петра. Они спорят, соглашаются, участвуют в исторических событиях. На них, именно на них Алексей Толстой показывает мнение народа о реформах Петра Первого, о его политике и прочих деяниях.

Изображается труд народа. Первая армия Петра была разбита в войне со шведами, но будущий император не сдался - он стал создавать новую армию и создав её, разбил шведов и победил в войне.

Кульминацией и концом романа - результатом усилий и мечтой всего народа, выстрадавшего победу стало взятие Нарвы. В самом конце романа, на последней странице - Пётр Первый подходит к коменданту Нарвы - генералу Горну, взятому в плен и произносит: «Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих…».

Особенный стиль повествования А. Толстого позволяет читателю прочесть этот роман одним махом, без особых усилий, вникая в смысл на ходу. От этого сам роман становится интереснее и увлекательнее.....

Персонажи

  • Артамон Сергеевич Матвеев - боярин
  • Патриарх Иоаким - патриарх
  • Наталья Кирилловна Нарышкина - царица
  • Иван Кириллович Нарышкин - брат царицы
  • Карлик - служивый Ивана Кирилловича
  • Алексей Иванович Бровкин (Алёшка) - сын Ивашки Бровкина, друг Алексашки
  • Иван Артемич Бровкин (Ивашка Бровкин) - крепостной, позже - богатый купец, отец Алёшки
  • Пётр Алексеевич Романов - царь

Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа

Пыточные записи конца XVII века, собранные профессором

Всякий раз, когда я слышу название аэропорта Шереметьево, вспоминаю о сподвижнике Петра I Борисе Петровиче Шереметеве, выдающемся полководце времен войны со Швецией, а от него мысли бегут к Меншикову, Ромодановскому и другим соратникам императора. А потом к эпохе, что историки назвали Петровской, времени смутному, тяжелому, кровавому, но и великому. Лучше всего для меня осветил этот период Алексей Николаевич Толстой.

1. Роман «Петр Первый» - это прекрасно сделанное художественное произведение. Писатель не только рассказывает о жизни и деятельности первого императора Российского Петра Алексеевича Романова, но и широко описывает русское общество конца XVII - начала XVIII века. Мы видим интересные, запоминающиеся типы представителей разных сословий, борьбу идей, батальные сцены, знакомимся с жизнью европейских стран того времени. В целом перед нами огромное и яркое художественное полотно. И это неудивительно. Ведь А. Толстой несколько десятилетий изучал описываемую эпоху, когда рождалось и крепло величие России.

2. Мне кажется, что автор романа сумел очень четко и тонко провести мысль о неразрывности деятельности Петра и его сподвижников, разный по возрасту, положению, происхождению, но объединенных одной целью - вывести страну в великие державы.

3. Уже в начале повествования мы встречаемся с двумя мальчиками, будущими приближенными царя. Это Алексашка Меншиков и Алешка Бровкин.

4. Как государственный деятель Меншиков растет вместе с Петром, вместе с новой Россией. Происходящий из низкого, «подлого» рода, не сразу стал он правой рукой царя. Но добивался этого целеустремленно.

5. Когда Петр ездил смотреть на голландские корабли в Архангельск, Меншиков еще был взят просто как удалой малый. Но уже в Азовском походе он становится в числе самых ближних… Он строит заводы и флот, ведет переговоры и добывает деньги. Но наряду с выдающимися качествами проявляет Александр Данилович и низкие: жадность к деньгам и титулам, воровство. Петр знал об этом, не раз ругал и даже бил своего фаворита, но прощал: без Меншикова не могли обойтись не только он, но и Россия.

6. Второй мальчик, Алеша Бровкин, дружбу с которым Меншиков в романе не теряет, не был так близок к государю и не занимал очень высоких постов, но в новой армии заслужил немалый офицерский чин, честно воевал, выполнял ответственные поручения. Я не знаю, был ли такой человек на самом деле или это литературный герой, но характер его выписан Толстым отлично.

7. Алексей с детства узнал и тяжелый труд вместе с нищетой, и отцовскую розгу. Но был человеком упорным, твердым, хотя и не столь пробивным, как Меншиков. Десятки таких Алексеев и составили опору в делах Петра, привели за собой множество других. Так, в романе Алешка выводит в люди своих братьев и сестру, которой Толстой уделяет немало страниц. Эта босоногая прежде девчонка Санька становится боярыней Волковой, пленяет государей Европы, несет европейские манеры в женское общество Москвы. Помогает Бровкин и своему отцу, оборотистому и смекалистому мужику Ивану, сумевшему стать богатым купцом и промышленником Иваном Артемьевичем. В этом образе показал писатель, как крепло при Петре купечество, которое обогащало страну, давало необходимые продукты армии и флоту, ссужало царя деньгами в трудное время и налаживало крепкие связи с богатой и культурной Европой.

8. В отличие от птичьих гнезд, «гнездо Петрово» со смертью Лефорта не опустело. Как коллекционер собирает с любовью свою коллекцию, пополняя ее из разных мест, так и Петр собирал толковых приближенных отовсюду: из старинных боярских родов, из дворян, из простолюдинов и купцов, из иностранцев, что жили в России; выписывал мастеров, полководцев, инженеров из-за границы. Не жалел на них денег.

9. Нелегко жилось народу при первом императоре России. Но зато дал он возможность пробудиться сотням и тысячам дремавших талантов. Один из таких, Андрей Голиков, признавшийся, что живет в нем «такая сила - больше человеческой», такая страсть к живописи, что готов стать рабом у итальянского живописца, становится художником и пишет для царя.

10. Птенцы Петровы. Очень разные люди, которых связала преданность царю и отчизне. Это деятели нового времени, что совершили великое дело - вывели Россию на дорогу славы, развития и культуры. Алексей Толстой не дописал свой роман, не показал вершину величия и славы Петра и его сподвижников при Полтаве, Гангуте, заключении Ништадтского мира. Но об этом можно прочесть в других книгах…