Общая характеристика одного из романов и.а.гончарова "обломов". Анализ произведения «Обломов» (И. Гончаров). Главные герои и их характеристика

Иван Александрович Гончаров целых десять лет работал над романом «Обломов». Характеристика главного героя настолько убедительно представлена классиком, что вышла за рамки произведения, а образ стал нарицательным. Качество проработки автором персонажей повествования впечатляет. Все они цельные, обладающие чертами современных писателю людей.

Темой этой статьи является характеристика героев «Обломова».

Илья Ильич Обломов. Скольжение по плоскости лени

Центральным образом книги является молодой (32-33 года) помещик Илья Ильич Обломов, ленивый вальяжный мечтатель. Он - мужчина среднего роста, с темно-серыми глазами, приятными чертами лица, по-детски изнеженными пухлыми руками. В петербуржской квартире на Выборгской стороне проживает этого человека неоднозначна. Обломов - прекрасный собеседник. Он по своему характеру не способен причинить кому-либо зло. Его душа чиста. Образованный, имеет широкий кругозор. В любой момент времени его лицо отражает непрерывный поток мыслей. Казалось бы, мы говорим об если бы не огромная лень, вселившаяся в Илью Ильича. С детства его опекали по мелочам многочисленные няни. «Захарки да Вани» из крепостных делали за него любую, даже мелкую работу. В безделье и лежании на диване проходят его дни.

Доверившись им, Обломов подписал кабальный договор по своей выборгской квартире, а затем уплатил и липовый «моральный ущерб» брату Агафьи Мухоярову в размере десяти тысяч рублей путем фальшивого заемного письма. Друг Ильи Ильича Штольц разоблачает негодяев. После этого Тарантьев «пускается в бега».

Близкие Обломову люди

Окружающие чувствуют, что он душевный человек, Обломов. Характеристика - характеристикой, однако самоуничтожение главного героя ленью не мешает ему иметь друзей. Читатель видит, как настоящий друг Андрей Штольц пытается вырвать Обломова из тесных объятий ничегонеделания. Он же стал после смерти Обломова, согласно завещанию последнего, приемным отцом для сына Андрюши.

У Обломова есть преданная и любящая гражданская супруга - вдова Агафья Пшеницына - непревзойденная хозяйка, недалекая, неграмотная, но честная и порядочная. Внешне она полная, но ладная, работящая. Илья Ильич любуется ею, сравнивая с ватрушкой. Женщина порывает все отношения с братом Иваном Мухояровым, узнав о низком надувательстве им своего мужа. После смерти гражданского мужа женщина чувствует, что «душу из нее вынули». Отдав сына на воспитание Штольцам, Агафья просто хочет уйти вслед за своим Ильей. Деньги же ее не интересуют, что видно из ее отказа от причитающихся доходов от имения Обломова.

Илье Ильичу прислуживает Захар - неопрятный, ленивый, но боготворящий своего хозяина и преданный до конца слуга старой закалки. После смерти барина бывший слуга предпочитает нищенствовать, но находится близ его могилы.

Подробнее об образе Андрея Штольца

Зачастую темой школьных сочинений является Обломова и Штольца. Они противоположны даже во внешности. Поджарый, смуглый, с впалыми щеками, кажется, что Штольц весь состоит из мышц и сухожилий. У него за плечами чин, гарантированный доход. Позже, работая в торговой компании, он заработал на покупку дома. Он проявляет активность и креативность, ему предлагают интересную и денежную работу. Это он во второй части романа пытается свести Обломова с Ольгой Ильинской, познакомив их. Однако Обломов остановился в строительстве отношений с этой дамой, поскольку побоялся переменить жилье и заняться активной работой. Разочарованная Ольга, которая планировала перевоспитать лентяя, оставила его. Впрочем, образ Штольца не является идеальным, несмотря на его постоянный созидательный труд. Он, как антипод Обломова, опасается мечтать. В этот образ Гончаров вложил с избытком рассудочность и рационализм. Писатель считал, что образ Штольца им не доработан. Антон Павлович Чехов же даже посчитал этот образ отрицательным, суждение тем, что тот «слишком собой довольный» и «думает о себе чересчур хорошо».

Ольга Ильинская - женщина будущего

Образ Ольги Ильинской - сильный, законченный, прекрасный. Не красавица, но удивительно гармонична и динамична. Она глубоко духовна и вместе с тем деятельна. встретился с ней, поющей арию "Casta diva". Эта женщина оказалась способной всколыхнуть даже такого пентюха. Но перевоспитание Обломова оказалось сверхтрудной задачей, не эффективней дрессировки дятлов, лень глубоко пустила в нем корни. В конце концов от взаимоотношений с Ольгой первым (из-за лени) отказывается Обломов. Характеристика их дальнейших отношений - деятельное сочувствие Ольги. Она выходит замуж за полюбившего ее деятельного, надежного и верного Андрея Штольца. У них замечательная гармоничная семья. Но проницательный читатель поймет, что деятельный немец «не добирает» до уровня своей супруги духовного начала.

Вывод

Вереница гончаровских образов проходит перед глазами читателя романа. Безусловно, самым ярким из них является образ Ильи Ильича Обломова. Имея замечательные предпосылки для успешной, безбедной жизни, он умудрился загубить себя. В конце жизни помещик осознал, что же все-таки с ним произошло, дав этому явлению емкое лаконичное название «обломовщина». Современен ли он? Еще как. Сегодняшние Ильи Ильичи располагают, кроме полета мечты, еще и внушительными ресурсами - компьютерными играми с потрясающей графикой.

Образ Андрея Штольца роман не раскрыл в степени, задуманной Иваном Александровичем Гончаровым. Автор статьи считает это закономерным. Ведь классик изобразил в этих героях две крайности. Первая - бесполезная мечта, а вторая - прагматичная неодухотворенная деятельность. Очевидно, что, только объединив в нужной пропорции эти качества, мы получим нечто гармоничное.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОГО ИЗ РОМАНОВ
И.А.ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ".
Два обстоятельства творческой истории романа "Обломов" нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал "Сон Обломова"
- "увертюра всего романа", тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9 главы 1 его части. "Сон" является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство - перерыв в писании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате "Паллада" в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга "Фрегат "Паллада" (завершена одновременно с романом в 1858 году) оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, международные связи, дух прогресса, дух торговли и империализма - все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова и помогло завершить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества.
В "Сне Обломова" есть характерная деталь - отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. "Сну" предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу "Другие не хуже нас, да переезжают", которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключительность: "Кажется, подать, сделать - есть кому", "ни голода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался". Слова Захара - результат воздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в "умственном" плане преобразований в имении "определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье". Т.е. Обломовка-это торжество крепостнических отношений.
1 часть романа мало действенна (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф), но в ней "свернута" эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, хотя исключительность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путешествии для созерцания шедевров (вспомним пушкинское "Из Пиндемонти"), а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчеркивает вредность фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпически (в духе Гомера или наших былин) гиперболизировано, таким же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.
В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его "мысленный" план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь.
Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные захары) от него.
В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.
Во 2 части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец.
Во 2 части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, "лишнего человека", имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.
Слово "обломовщина" произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства.
Итак, 1 часть обрисовала обломовщину, 2 часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. 2 часть кончается летним объяснением в любви, 3-ю часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского "романа". Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудреннодуховная - к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная "барская" страсть к простолюдинке - экономке, наложнице.
В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь - дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): 1 часть моногеройная -Обломов как таковой, во 2 и 3- сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В 4 части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельноактивные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия. Во "Сне Обломова" крестьянский труд дан издали, здесь - крупным планом, но не крестьянский.
С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и моральность женской самоотверженности в заботах о семье, женский домашний труд.
Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской "Женитьбы" (героев которой напоминают Обломов и Тарантьев в 1 части), а отчество - у своей матери, которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и получил дворянское воспитание.
Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены
Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.
В последней части романа герой проявляет новые черты характера: решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные "идиллии" - Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.

Два обстоятельства творческой истории романа “Обломов” нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал “Сон Обломова” - “увертюра всего романа”, в окончательном тексте занявшая место 9-й главы первой его части. “Сон” является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство - перерыв в писании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате “Паллада” в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга “Фрегат "Паллада"” оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, международные связи, дух прогресса, дух торговли и империализма - все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова и помогло завершить роман об умирании воли, о затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества. В “Сне Обломова” есть характерная деталь - отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. “Сну” предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу “другиэ не хуже нас, да переезжают”, которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключительность: “кажется, подать, сделать - есть кому”, “ни голода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”. Слова Захара - результат воздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в “умственном” плане преобразований в имении “определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье”.
Первая часть романа мало действенна. С одной стороны, Обломов просто лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф. С другой - здесь “свернута” эволюция героя: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, затем мы узнаем, что служить Илья Ильич не смог, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару.
Изображение обитателей Обломовки эпически гиперболизировано, таким же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он богатырь. В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества: герой не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его “мысленный” план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные Захары от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца же норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф. Прогулка в Петергоф, таким образом, - символ хоть какого-нибудь действия для Обломова.
Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца. У него русская мать и педантичный немец-отец. Происходит как бы борьба двух национальных начал, из которой возникла сильная и гармоничная личность. Это тип новой эпохи - деятельный разночинец. Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Актуальный общественный смысл приобретает критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки. Мы внимаем его доводам и одновременно видим в Обломове дворянского интеллектуала, однако “лишнего человека”, имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, мысли и труда.
Слово “обломовщина” произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства.
Итак, первая часть обрисовала обломовщину, вторая объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. Вторая часть кончается летним объяснением в любви, а третью заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына - вторая героиня обломовского “романа”. Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная - к дворянке-невесте, ровне ему, и грубо-чувственная “барская” страсть к простолюдинке. В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь - дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа: первая часть моногеройная, Обломов как таковой; во второй и третьей - сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и с Ольгой (пассивная и активная натуры).
В четвертой части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельные, активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная, идиллия. В “Сне Обломова” крестьянский труд дан издали, здесь - крупным планом, но не крестьянский. С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и моральность женской самоотверженности в заботах о семье, женский домашний труд. Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной автор взял из гоголевской “Женитьбы”, героев которой напоминают Обломов и Тарантьев в первой части, а отчество - у своей матери, которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и получил дворянское воспитание. Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд, хотя бы в области кулинарного искусства, во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку. В последней части романа герой проявляет новые черты характера: решается вступить в брак с неровней.
В четвертой части мы видим две семейные “идиллии” - Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен. Так Гончаров, анализируя тенденции современной ему действительности, заключает о нежизнеспособности старого уклада, но и выражает сомнение в идеальности нового.

Писатель-реалист, Гончаров счи-тал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя — создание устойчивых типов, которые слагаются «из долгих и многих повторений или настроений явлений и лиц». Эти принципы и определили основу романа «Обломов».

Добролюбов дал точную характеристику Гончарова-художника: «объективный талант». В статье «Что такое обломовщина?» он подме-тил три характерных признака писательской манеры Гончарова. Прежде всего это отсутствие дидактизма: Гончаров не делает от сво-его имени никаких готовых выводов, он изображает жизнь такою, какой ее видит, и не пускается в отвлеченную философию и нраво-учения. Вторая особенность Гончарова, как считает Добролюбов, за-ключается в умении создавать полный образ предмета. Писатель не увлекается какой-либо одной стороной его, забывая об остальных. Он «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления». Наконец, своеобразие писателя Добролюбов видит в спо-койном, неторопливом повествовании, стремящемся к максимально возможной объективности.

Художественный талант писателя отличают также изобразитель-ность, пластичность и детализация описаний. Живописность изо-бражения позволяет проводить сравнение с фламандской живопи-сью или бытовыми набросками русского художника П.А. Федотова. Таковы, например, в «Обломове» описания жизни на Выборгской стороне, в Обломовке или же петербургского дня Ильи Ильича.

Особую роль при этом начинают играть художественные детали. Они не только помогают создать яркие, красочные запоминающиеся картины, но и приобретают характер символа. Такими символами яв-ляются туфли и халат Обломова, диван, с которого его поднимает Ольга и на который он вновь возвращается, завершив свою «поэму любви». Но, изображая эту «поэму», Гончаров использует совсем иные детали. Вместо приземленных, бытовых предметов появляются поэти-ческие детали: на фоне поэтичного образа куста сирени развиваются отношения Обломова и Ольги. Их красота и одухотворенность под-черкивается красотой звучания арии casta diva из оперы В. Беллини «Норма», которую исполняет наделенная певческим даром Ольга.

Сам писатель подчеркивал музыкальное начало в своих произве-дениях. Он утверждал, что в «Обломове» само любовное чувство, в его спадах, подъемах, унисонах и контрапунктах, развивается по за-конам музыки, отношения героев не столько изображаются, сколько разыгрываются «музыкой нерв».

Гончарову присущ также и особый юмор, призванный не казнить, а, как говорил писатель, смягчать и улучшать человека, подставляя ему «нельстивое зеркало его глупостей, уродливостей, страстей, со всеми последствиями», чтобы с их сознанием явилось и «знание, как остеречься». В «Обломове» гончаровский юмор проявляется и в изо-бражении слуги Захара, и в описании занятий обломовцев, быта Вы-боргской стороны и зачастую касается изображения главных героев. Материал с сайта

Но самое важное для Гончарова качество произведения — это особая романная поэзия. Как отмечал еще Белинский, «поэзия… в таланте г. Гончарова — агент первый и единственный». Сам же ав-тор «Обломова» называл поэзию «соком романа» и отмечал, что «ро-маны … без поэзии — не произведения искусства», а их авторы — «не художники», а всего лишь более или менее даровитые бытописатели. В «Обломове» важнейшим из «поэтических» начал выступает сама «изящная любовь». Поэтичность создается особой атмосферой весны, описанием парка, ветки сирени, сменяющимися картинами знойного лета и осенних дождей, а затем засыпавшего дома и улицы снега, которые сопровождают «поэму любви» Обломова и Ольги Ильинской. Можно сказать, что поэзия «пронизывает» всю романную структуру «Обломова», является его идейно-стилевым стержнем.

Эта особая романная поэзия воплощает общечеловеческое нача-ло, вводит произведение в круг вечных тем и образов. Так в харак-тере главного героя романа Обломова варьируются черты шекспи-ровского Гамлета и сервантесовского Дон Кихота. Все это не только придает роману удивительное единство и целостность, но и опреде-ляет его непреходящий, вневременный характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что тип слагается из долгих повторений
  • три признака писательской манеры гончарова
  • своеобразие таланта и.а гончарова добролюбов

Основные этапы жизни и творчества И . А . Гончарова . Общая характеристика романа « Обломов » (урок 1-2 )

Цели: ознакомиться с биографией писателя и основными вехами творчества писателя; дать общую характеристику романа «Обломов».

Ход урока

    Организационный момент

    Запись эпиграфа и плана урока

Эпиграфы:

В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. (В.Г.Белинский)

Мне житьё и писанье – не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным… какое беспредельное и глубокое море – литература.

… Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьёзное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь! (И.А.Гончаров)

План:

    Биографическая и творческая справка.

    Общая характеристика романа «Обломов».

    Знакомство с И.А.Гончаровым

В историю русской литературы Гончаров (1812 – 1891) вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.

И.А.Гончаров родился в 1812 году в семье богатого сибирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четырёх детей другу семьи отставному морскому офицеру Н.Н.Трегубову, который был дворянином и ввёл семью Гончаровых в круг местного дворянства. Так купеческие дети получили типично дворянское воспитание.

В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нем протест против унижения человеческой личности.

Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В августе 1831 года успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарёв, Лермонтов, Аксаков. Учась в университете, Гончаров видел Пушкина, всю жизнь он вспоминал это событие; слушал лекции лучших профессоров. «Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого», - писал Гончаров в воспоминаниях.

Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о статьях современных критиков. В это время Гончаров опубликовал в журнале «Телескоп» перевод нескольких глав романа французского писателя Е.Сю «Атар Гюль».

В 1834 году, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. В Петербурге Гончаров настойчиво готовил себя к литературной деятельности, сблизился с семьёй известного художника Майкова, сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописных альманах «Подснежник», в нём-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др.

Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет. «Я с 14 – 15летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель, - потом переводил Гете, Шиллера и др.» Из этого периода до нас дошли лишь немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки.

В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачало творческое настроение Гончарова, приостановило его работу над романом.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание, ему необходимы были свежие впечатления для литературной работы. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 году устроился на службу – на место старшего цензора. Он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты. В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. Пять лет Гончаров работал в Совете Главного управления по делам печати и в 1868г. ушел в отставку. В 1869г. был опубликован роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет.

В 1891г. Гончаров сжёг автографы своих произведений, письма заметки и завещал похоронить его в Александро-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-ом году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодёжь. Писатель был похоронен на крутом берегу речки, протекающей у кладбища.

Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошёл тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об…».

    Лекция учителя «Общая характеристика романа «Обломов»»

Замысел романа «Обломов» возник в 1847г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 году. Кругосветное путешествие и создание очерков «Фрегат «Паллада»» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г.

Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к сознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в общество, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, гуманизме, о равноправии женщин, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионате. Обломов служить не смог. В нём загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к ниже стоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, демонстрирующий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь.

Ситуация такова: барин Обломов зависит от крепостного слуги Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма – деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её и, как все визитеры, посещающие Обломова, зовёт друга сменить обстановку, «встать с дивана». В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

Во второй части романа описываются русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все различия в их характерах и образе жизни, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности. В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

Четвёртая часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. в нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, как мертвеет его душа. Все действия происходят вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Действия в романе мало (особенно в первой части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия романа – Петербург (только в главе IX «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

В главах III и V второй части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой. Зарождающаяся любовь и составляет завязку. Главы VI – XI этой части – развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаём из его письма к Ольге. Кульминация – глава XII третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены главы XI – XII третьей части, которые составляют развязку . В них показаны несостоятельность и банкротство Обломова.

В четвёртой части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

В эпилоге (глава XI четвёртой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, говоря о последовательном увядании Обломова, превращении его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

Сюжет романа .

По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остаётся.

Вторая точка зрения профессора А.Г.Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 1840 – 1850-х годов.

Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга, Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко (летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценён современниками. И.С.Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.

    Домашнее задание:

    Пересказ материала урока.

    Подготовиться к беседе по I – X главам по вопросам:

    Рассказать, кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия) (по главе 1)

    Рассказать о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (по главам 2 – 4)

    Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями-гостями? Чем Обломов выше своих гостей? А почему писатель иронизирует над ними в этих сценках (по главам 2 – 4)?

    Жизнь Обломова в Петербурге (глава 5).

    Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам (глава 6)

    Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе (главы 7 – 8, 10).

    Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование (глава 9).